Интерактивная технология дерево знаний для дошкольников

Обновлено: 19.09.2024

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
На смену традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка.

Итак, интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса. Интерактивный - это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем - либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога (разговор многих участников, при этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому) обучающихся между собой и педагогом.

Применение интерактивных форм взаимодействия в практике работы с дошкольниками:
- 2 младшая группа - работа в парах, хоровод;
- средняя группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- старшая группа - в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- подготовительная к школе группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дебаты – метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон, но высказывания обсуждаются: воспитанники задают друг другу вопросы, отвечают на них, выискивая способ решения проблемы. (Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Снежный ком – метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкой последовательности действий каждого. Например, строят дом, заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей – метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, передает рисунок другой, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершении работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей – интерактивные методы работы, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по – новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым, как помочь Колобку обхитрить лисичку и т. п.).

Цепочка - метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй – его свойство, третий - объект с теми же свойствами. Например, морковь – морковь сладкая – сладким бывает сахар – сахар белый – белым бывает снег…

Данная технология развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Применение интерактивных методов обучения активизируют познавательную деятельность детей, создают необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствуют разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.

1. Формировать лексико-грамматический строй речи;

2. Развивать связную речь;

4. Расширять и активизировать словарный запас (предметный и глагольный словарь, внедрение качественных и притяжательных прилагательных);

5. Формировать способность детей переключаться от реальной визуализации к образной и абстрактной, что способствует развитию мышления, воображения, восприятия, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.);

6. Усваивать разные стороны грамматического строя речи: система словоизменения - правила склонения и спряжения, словообразование (уменьшительно-ласкательные, формы существительных, образование сущ., прил., глаголов, сложных слов, согласование (сущ. с прил. ; сущ. с числит., формирование фразы, усвоение предлогов (перед, через, от, до, в, на, между, над, из, по, у, за, мимо, из-за, для, без, вокруг, около, впереди, среди, вблизи, под, внутри, сзади, сквозь);

7. Повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников через взаимодействие при изучении лексических тем (в виде демонстрационного стенда).

Описание пособия :

Дидактическая игра – это активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые дидактические и словесные игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.

Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами.

Цель дидактического пособия : - формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.

2. Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);

3. Возможность замены учебного материала;

4. Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.

Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о мире людей : природе и характерных признаках времени года, животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы, развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.

Как и в любой дидактической игре, при проигрывании с использованием данного пособия реализуются несколько этапов:

1. Постановка дидактической задачи (в зависимости от выбора игры, которая реализуется через игровую задачу;

2. Игровая задача определяет игровые действия, которые становятся задачей самого ребенка;

3. Результат, т. е. решение поставленной задачи.

Дополнительно к пособию подобраны тематические картинки и карточки: птицы: зимующие и перелетные; цифры от 1 до 20, картинки с сезонными явлениями и признаками; набор картинок и фигурок для работы с предлогами; подбор картинок с гласными и согласными буквами и звуками, слогами.

Примеры игр и игровых заданий:

1. Цель: формирование лексико-грамматического строя

2. Цель: Обогащение и активизация словарного запаса

3. Цель: развитие связной речи

4. Цель: Систематизация знаний и представлений об окружающей действительности

Систематическое применение речевых игр позволяет детям устанавливать разнообразие связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений, в целом — в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Автор: Устинова Ольга Евгеньевна

Населенный пункт: Московская область, го Домодедово

Цель: Совершенствовать знания детей, полученные за год.

Задачи:

Образовательные:

Выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.

закрепить знания о весне, уточнив ее предметы;

Развивающая речевая среда .

  • Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Формирование словаря.

  • Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими качества
  • Звуковая культура речи.
  • Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
  • Учить определять количество слогов в слове.

Грамматический строй речи.

  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях:
  • Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Связная речь.

  • Развивать умение поддерживать беседу.
  • Формировать умение составлять небольшие рассказы по картинкам, на тему, предложенную воспитателем;
  • активизировать словарь детей.

Воспитательные :

  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Уважительное отношение к собеседнику, слушать не перебивая.


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Оборудование : телевизор, магнитная доска-передвижка, доска стационарная, столы, стульчики по количеству детей;

Демонстрационный материал: картинки-символы (мнемотехника); конверты с заданиями, листочки, цветочки, нарисованное дерево, воздушные шары;

Раздаточный материал: карточки с кружками от 1 до 4, картинки с изображением леса и дома, фигурки животных ( коза, заяц, медведь, бык, лиса, кошка, олень, енот).

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети вместе с воспитателем стоят на ковре.

Воспитатель:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей вокруг

Я твой друг и ты мой друг.

Давайте пожелаем друг другу доброго утра.

Дети желают друг другу доброго утра.

Посмотрите ребята, к нам пришли гости. А чтобы и у них стало хорошим настроение, как у нас – подарим им улыбки.

Дети улыбаются гостям.

Сегодня в детский сад пришло письмо. А вот от кого угадайте.

Она к нам приходит с лаской

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет —

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Правильно. Письмо прислала Весна. Давайте я прочту его вам.

А вот и дерево. Действительно оно заколдовано, на нем нет ни одного листочка. Давайте расколдуем его.

Воспитатель берёт первый конверт. На нём написано задание.

Какое сейчас время года? (Весна).

Сколько месяцев весны? (3).

А какой сейчас месяц? (Апрель).

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу слово, а вы то же слово, но только ласково.

Солнце – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, трава – травушка, травка, лужа – лужица, туча – тучка, цветок – цветочек, птица – птичка.

Воспитатель открывает конверт и показывает, что в конверте находятся листочки с дерева. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и продолжить. Пока дети садятся за столы, педагог размещает листочки на одной из веток нарисованного дерева. Затем снимает с доски следующий конверт с заданием.

Воспитатель:

У вас на столе лежат карточки. Покажите ту карточку, сколько слогов в слове.

Это часть слова. Слово может состоять из одной, или из двух, или из трёх, или из нескольких частей.

Ночь, лож – ка, пе – рец, у – ли – ца, стул, ку – бик, ко – ло – бок, вес – на, се – ре – ди – на.

Воспитатель предлагает детям положить карточки и придумать слово с одним слогом, с двумя слогами, тремя слогами, четырьмя. Затем открывает конверт, достаёт листочки и размещает на дереве. Листочков не хватает. Педагог снимает следующий конверт.

Животные: коза, заяц, медведь, бык, лиса, кошка, олень, енот, собака.

Дети приступают к выполнению задания.

Воспитатель спрашивает кого куда определили, где в слове спрятался звук в начале, в середине или в конце слова.

Воспитатель:

Что ещё вы можете сказать об этих животных? (Домашние и дикие).

Воспитатель открывает конверт, достаёт листочки и размещает на дереве. Берёт следующий конверт, читает задание.

Нужно делать не лениться,

И не раз не ошибиться.

А в конце всем подружиться.

Дети выполняют музыкальную физкультминутку с ускорением.

Мы пойдём на лево,

Мы пойдём на право.

Два раза повернёмся.

Попрыгаем на месте,

Шагнём вперёд все вместе.

Обратно, как пингвины

Покатимся со льдины.

И руки поднимем, опустим, поднимем,

Опустим, поднимем. Да!

И друга обнимем.

Дети садятся на свои места. А воспитатель достаёт листочки из конверта и размещает на дереве. Берёт следующий конверт, читает задание.

Вам нужно рассказать, как зовут детёныша, если ответ правильный, то на экране появится картинка. Тогда скажи какой он.

Воспитатель называет животное, а дети называют детёныша. На экране появляется картинка с изображением детёныша. Ребёнок описывают какой он.

Кошка – котёнок; лошадь – жеребёнок; собака – щенок; коза – козлёнок; свинья – поросёнок; овца – ягнёнок.

Воспитатель открывает конверт, достаёт листочки и размещает на дереве. Говорит, что листочков много, но деревце ещё не зацвело. Берёт следующий конверт, читает задание.

Вот картинки, посмотри

Что увидишь расскажи.

Можешь место поменять,

И ещё раз рассказать.

Если правильный рассказ,

Чудо будет тот же час.

Дети составляют рассказ по картинкам-символам (2 – 3 человека), меняет местами картинки и снова вызывает детей составить рассказ (1 – 2 человека). Воспитатель открывает конверт, достаёт цветы и закрепляет их на дереве.

Дети называют задания, которые они выполнили.

Вы помогли весне расколдовать его. Дети станут ещё умнее и осенью пойдут в школу. Вы молодцы! Всем спасибо, а с гостями пора попрощаться.

Дети прощаются с гостями.

М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занятий, метод. рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ мастер-класс.doc

Юлия Юрьевна Тришина

Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно- образовательном процесс ДОУ

Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса .

Форма проведения : мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Освоение слушателями интерактивных педагогических технологий и внедрение их в работу с дошкольниками

1. Часть (теоретическая)

- Коллеги! Для начала давайте вспомним, что же такое “технология”, в чём её отличие от методики? (Ответы педагогов )

- Верно. Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве, которая включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Отличия от методики в том, что технология не носит предметный характер, может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания, быть реализована любым педагогом.

- А что вы подразумеваете под педагогической технологие й? (Ответы педагогов)

- Вы правы, педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога и зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. ЮНЕСКО выражает педагогическую технологию – как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности .

- Кто может сказать какие есть модели обучения? (Ответы педагогов)

-Молодцы! В педагогике различаются различают несколько моделей обучения:

3) интерактивная - взаимная работа ребенка и педагога.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения

Основные задачи такого обучения и воспитания:

Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

Интегрированное содержание работы с детьми;

Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс

Суть интерактивного обучения – диалоговое обучение, процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения ; исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой; и спользование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.

При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

- А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)

- Хорошо! Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:

технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

- Коллеги, какие интерактивные педагогические технологии можете назвать вы? Назовите, пожалуйста! (Ответы педагогов)

- Правильно! Все названные вами технологии относятся к той или иной форм организации воспитательно- образовательной деятельности, так:

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

- Давайте рассмотрим каждую из них:

Дети с помощью предмета выполнять задание по очереди взаимодействуют друг с другом, объединяясь в пары по желанию Воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, совершенствуются умение договариваться, последовательно, сообща выполнять р аботу. Выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения

Позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Внедряется для организации работы в парах, стимулирует общение между детьми, формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

В своей работе я также применяю и другие интерактивные педагогические технологии такие как:

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

Я применяю для обобщения опыта детей с целью решения проблемы и разработки идей. .

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формирует устную разговорную речь, воображение, мышление.

- В заключение практической хочется отметить, что использование интерактивной педагогической технологии –это интересное, творческое, перспективное направление педагогики. А использование ее в моей практике позволяет мне успешно многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике

2 часть (практическая)

- Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы ).

- И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей свами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно- образовательном процессе , дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель — воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!

Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ

Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992

Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.

Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика. – 1997.

Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.

закрепить знания детей о временах года, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, навыки прямого и обратного счета.

Воспитывать дружеское отношение друг к другу, к окружающим.

Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей).

Воспитатель : Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в весеннюю сказку. Согласны? (ответы детей).

Воспитатель : А попадем мы туда при помощи волшебных слов!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Унесемся в сказку вдруг!

Звучит музыка, дети оказываются в весеннем лесу.

Воспитатель: Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее. Ребята, слышите, чей-то голос, по-моему, кто-то нас зовет.

На экране появляется Сказочница.

Сказочница: Здравствуйте, ребята. Как вы вовремя оказались в сказочном лесу. Мне очень нужна ваша помощь. Я несла для вас посылку от Старичка-Лесовичка, но началась сильный ветер, и унес её куда-то. Поможете найти посылку? (ответы детей).

Сказочница: Помочь мне могут только умные, внимательные, сообразительные ребята, которые не испугаются трудностей, преодолеют все препятствия, проявят ловкость и смекалку. Справитесь? (ответы детей).

Воспитатель: Сказочница а ты проверь наших ребят. Давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли мы справляемся с различными заданиями.

Сказочница: У меня для вас вопросы:

Какое сейчас время года?

Сейчас утро или вечер?

Какой сегодня день недели? А завтра? А вчера какой был день недели?

Сказочница: Молодцы, на все вопросы правильно ответили, и поэтому я дарю вам волшебные медальоны, они вам пригодятся. А чтобы вы не заблудились в лесу, идите по ниточке волшебного клубочка.

На полу лежит ниточка от клубка, ведущие к домику.

Воспитатель: Скажите, куда привел нас клубочек? (Ответы детей). Посмотрите, домик. А кто там живет, вы узнаете, отгадав загадку:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадай-ка без подсказки

Кто герои этой сказки? (ответы детей).

- Для того чтобыему помочь вам нужно сесть за столы. Дети, у кого медальон круглой формы пусть садятся за оранжевый стол, а у кого квадратной формы садятся за зеленый стол. Сели все правильно, спинку выпрямили, ножки вместе. Дети, сидящие за оранжевым столом фигуру кота, а за зеленым собаку. Сначала внимательно посмотрите на экран.

(Дети выполняют практическое задание).

Воспитатель: Отлично, и с этим заданием мы справились. Новпереди самый трудный участок дороги, нам нужно набраться сил. Давайте сделаем небольшие физические упражнения.

Воспитатель: Ребята, куда привел клубочек на этот раз? (ответы детей).

Воспитатель: Это дерево непростое, оно волшебное. Это календарь матушки природы. В природе всё идет своим чередом. Одно время года следует за другим. Какие времена года вы знаете? (ответы детей).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационный

- Ребята, у волшебного дерева всё перепуталось, ветер разметал все картинки, поэтому оно грустное, ему нужна ваша помощь. Как вы думаете, у нас получитсяпомочь? Если нам удастся правильно разместить картинки, то мы восстановим календарь времён года.

Вы согласны помочь?

Дети усваивают мотивацию. Выражают готовность включиться в деятельность, предложенную воспитателем.

Организационный

-Для выполнения этого задания нужно поделиться на пары. Договоритесь между собой, кто с кем будем работать.

-Давайте вспомним главные правила работы в группах.

Договариваются и делятся на пары.

Повторяют правила взаимодействия в группах.

Деятельности

-Каждая пара выбирает карточку определённого цвета, обозначающую времягода: белый- зима, зеленый-весна, красный-лето, желтый- осень.

- К этой карточке нужно подобрать картинки с признаками времен года.

-Рассмотрите на столе картинки,

посоветуйтесь и выберете нужные. Затем закрепите их на ветках с условным обозначением времен года.

- Обсудите и решите, кто из вас сможет лучше рассказать о вашей работе.

Косвенно руководит деятельностью детей.

-Ребята, проверьте, все ли правильно подобрали картинки. Если с чем-то не согласны или что-то не понятно, задавайте вопросы, уточняйте.

При необходимости дополняет ответы детей, дает разъяснения.

-Ребята, погода так переменчива. Год на год не похож. Иногда снег выпадает на чуть пожелтевшие листья уже в начале осени. А бывает, что дождь идет до самого Нового года.

Выбирают время года.

Осознают задание и план действий.

Рассматривают, советуются и отбирают иллюстрации по временам года.

Пары заполняют дерево.

Обсуждают, кто будет отвечать.

Пары по очереди представляют результаты работы.

Другие дети проверяют, исправляют ошибки, задают вопросы.

Воспринимают новую информацию.

Заключительный

- Ребята. Получилось у нас навести порядок на волшебном дереве?

- Как вам сегодня работалось в парах? Что вам помогло выполнить задание правильно?

Соотносят полученные результаты с поставленной целью. Ответы детей (Да, мы помогли дереву, расставили все по своим местам)

Анализируют работу в парах. (Мы работали дружно, помогали друг другу советовались).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали. Посмотрите, что это? (Ответы детей).

Да, действительно это капельки воды .

Воспитатель обращает внимание на лежащие на полу капельки воды, с обратной стороны которых написаны цифры.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько здесь их. Как думаете, как они здесь появились? (Ответы детей). Да, наверное, весеннее солнышко стало пригревать, и в нашем волшебном лесу снег тоже начал таять.

Давайте поиграем с капельками воды! Хотите поиграть? (ответы детей).

- Дети, возьмите каждый по одной капельке. Что изображенона них с обратной стороне? А теперь выстройтесь по порядку согласно тем цифрам, которые у вас. Молодцы! Посчитайте от одного до 8! Обратно! (Дети выполняют задания, воспитатель хвалит).

Воспитатель: А вот ниточка от волшебного клубка, куда же она ведет? Посмотрим? Ещё один домик. Кто же в нем живет? Вы узнаете если отгадаете загадку.

Домик выстроен в лесу.

Мышку он вместил, лису,

И лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку –

Мишка в домик влезть не смог –

Воспитатель: Это необычный теремок, а музыкальный. Жители теремка играют на музыкальных инструментах и поют. А вы любите петь? (ответы детей).

Воспитатель: Звери вас благодарят, им очень понравилось, как вы поете, они обязательно выучат такую песню. Они нам дают посылку, которую мы искали.

Воспитатель вместе с детьми радуются, что посылка найдена. На экране появляется Сказочница, благодарит за помощь.

Сказочница: Спасибо, вам ребята за то, что помогли найти посылочку. В этой посылочке для вас угощение от меня за ваше хорошее поведение, за ловкость и ум. До свидания!

Пожалуйста, подождите

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в сказку заканчивается, нам пора возвращаться. Но со сказочными героями мы ещё обязательно встретимся. Скажем волшебные слова и окажемся в нашем детском саду.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

В детский сад вернемся вдруг.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Скажите, а что вам понравилось? А что для вас было очень трудным и сложным заданием? А какое задание для вас было легким? Что больше всего понравилось? (ответы детей).

Читайте также: