Борются ли деревья между собой

Обновлено: 18.09.2024

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Помните, каким шумным был подмосковный лес весной и летом? (2)Теперь он стоит перед нами з..стывший в какой(то) таинственн..й тиши. (3)Но даже в этой тишине есть свое..бразная пр..вл..кательность. (4)Зел..неют ели, т..жело ра(з,с)пустившие свои ветви, одетые пушист..ми снежн..ми гирляндами. (5)Кругом чернеют берёзы и осины, лишённые листвы. (6)Кое(где) возвышаются старые сосны. (7)От деревьев, освещённых косыми холодн..ми лучами, ложатся длинные серые тени, глаз слепит сверканье мя(г,х)кого снега, и свежо дышится острым морозн..м воздухом.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из 1 предложения качественное прилагательное.

7. Выпишите из 1 предложения относительное прилагательное.

8. Выполните морфемный разбор прилагательных из 1 предложения.

9. Образуйте краткую форму от качественных прилагательных из 1 предложения. Запишите, выделите окончания.

10. Укажите синтаксическую роль прилагательных из 1 предложения.

11. Подберите антонимы к качественному прилагательному из первого предложения.

13. Выполните синтаксический разбор 1 предложения. Составьте его схему.

14. Укажите номер предложения с однородными подлежащими.

Комплексный анализ текста. Рассуждение.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя их написание:

(4) И с тем засунул ягоду в рот. (5) И пошагал дальше.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Напишите небольшой текст-рассуждение (6-10 предложений) о внимательном, бережном отношении человека к природе по проблеме, обозначенной в предложенном тексте.( 1. оценка поступка человека; 2. аргументы вашей позиции по данной проблеме.3.вывод)

7. Выпишите из текста возвратный глагол.

8. Выпишите из текста существительные 1 склонения.

9. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.

10. Запишите глаголы, соответствующие морфемной схеме:

11. Выпишите из текста личное местоимение.

12. Какое слово в тексте показывает, что автор текста не поддерживает поступок человека? Запишите это слово.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Я не(помню) утра более глубок..го и свеж..го! (2)Сол(?н)це едва пок..зал..сь из-за зелёных в..ршин, и сияние первой теплоты его лучей с ум..рающей прохладой ночи н..водило на все чу(?в)ства какое(то) сла..кое томление. (3)В ущелье (не)проникал ещё радос(?т)ный луч м..лодого дня. (4)Он з..лотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами. (5)Густолиственные кусты, р..стущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхани(и,е) ветра осыпали нас серебрян..м дождём. (по М.Ю.Лермонтову)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Запишите, в форме какой степени сравнения стоят прилагательные в 1 предложении.

7. Выпишите прилагательное, в составе которого можно выделить два корня.

8. Выпишите два слова с чередующимися гласными в корне слова. Графически объясните орфограмму.

9. Из первого предложения выпишите 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.

10. Из 2-го предложения выпишите два КАЧЕСТВЕННЫХ прилагательных.

11. Выполните морфологический разбор прилагательных из 3 предложения.

12. Объясните схемой постановку запятой во 2 преложении.

13. Выполните синтаксический разбор 3 предложения.

14. Выпишите из текста возвратный глагол.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Очень часто среди густого елового леса, на выру(п\б)ках и на старых пожарищах выр..стают берёзовые рощи или густые оси(н\нн)ики. (2)Откуда б..рутся листве(н\нн)ые деревья в глухом еловом лесу?

(3)Ель – растение теневынослив..е и очень медле(н/нн)о р..стущее. (4)Поэтому выр..стают на полянках не ёлочки, а свет..любивые и быстро р..стущие берёзки и осинки, семена которых пр..летели сюда издалека. (5) Под густой л..ствой – в тени л..стве(н\нн)ых деревьев – могут р..сти и молодые ёлочки. (6)Постепенно они подр..стают, прижавшись к стройным берёзкам. (7)Молодые ели подн..маются одна за другой. (8)Когда берёзы начинают ум..рать, на мест(и\е) берёзовой рощи вновь оказыва..тся еловый лес.

2.. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите прилагательные, состоящие из двух корней.

7. Объясните схемой постановку тире в 3 предложении.

8. Укажите разряд прилагательных из 5 предложения.

9. Запишите существительноее, в котором НН связано с тем, что корень заканчивается на –Н, а суффикс начинается с Н.

10. Выпишите из 1 и 2 предложений глаголы, укажите их спряжение.

11. Начертите схему 8 предложения.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1) Море см..ялось. (2)Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и, п..крываясь мелкой рябью, осл..пительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебря(н/нн)ых улыбок. (3)В глубок..м пространстве между морем и небом н..сился в..сёлый плеск волн, взб..гавших одна за другою на пологий бере(г/к) песча(н/нн)ой косы. (4)Этот звук и блеск солнца, тысяч..кратно отражённого рябью моря, гармонично сл..вались в непр..рывное движение, полное живой радости. (5)Солнце было счастливо тем, что св..тило, море – тем, что отражало его ликующий свет… (6)Море см..ялось… (по М.Горькому)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из 3 предложения два качественных прилагательных.

7. Выпишите из 3 предложения относительное прилагательное.

8*. Составьте схему 5 предложения.

9. Выпишите из текста наречие, в котором два корня. Выделите корни.

10. Выпишите краткое прилагательное.

11. Выполните морфологический разбор прилагательного из 5 предложения (не перепутайте его с причастием).

12. Выпишите возвратные глаголы, выделите в них возвратные суффиксы.

13. Выполните синтаксический разбор 1 предложения.

14. Выполните морфемный разбор прилагательного и глаголов из 5 предложения.

(1)- Сл..жению тебя обучили? – спр..сила Бел..я Королева. – Сколько будет один плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один, плюс один?

(2)- Я (не)знаю, - ответила Алиса. – Я (з\с)билась со счёта.

(3)- Сл..жения (не)знает, - ск..зала Ч..рная Королева. – А Выч..тание зна..шь? ..тними от в..сьми девять.

(4)- Этого я (не)знаю, но зато…

(5)- Выч..тания не знает, - ск..зала Бел..я Королева. – А Деление? Раздели буханку хлеба ножом – что буд..т?

(6)- По-моему… - начала Алиса, но тут вм..шалась Ч..рная Королева.

(7)- Бутерброды, конечно, - сказала она.

2.. Определите тему данного отрывка из сказки.

3. Определите идею данного отрывка из сказки.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из 3 предложения выпишите числительные, укажите их состав, разряд, падеж.

7. Из 2 предложения выпишите возвратный глагол, выделите в нём возвратный суффикс.

8. Из 3 предложения выпишите глагол в форме второго лица единственного числа, выделите окончание.

9. Выпишите из отрывка глаголы в повелительном наклонении. Выделите в них суффикс И повелительного наклонения.

10. Укажите номер предложения, где есть вводное слово. Подчеркните его ++++.

11. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Выделите орфограмму, напишите рядом с этими словами по одному однокоренному слову, выделите корень.

12. Выпишите из 1 предложения глаголы в прошедшем времени. Выполните их морфемный разбор.

13. Запишите 7 предложение в виде предложения с кавычками.

14. Выпишите из отрывка из сказки прилагательные, укажите их разряд.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)З..ря быва..т не только утре(н/нн)яя, но и вечерняя. (2)Мы часто путаем два понятия: закат со..нца и вечернюю з..рю.

(3)Вечерн..я з..ря нач..нается, когда со..нце уже зайдёт за край земли. (4)Тогда она овлад..вает меркнущим небом, разл..вает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы. (5)З..ря медле(н/нн)о переход..т в поз(?)ние сум..рки и в ноч.. .

(6)Кр..чат в кустах коростели, б..ют перепела, гудит выпь, г..рят первые звёзды, а з..ря ещё дотлева..т над далями и туманами.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста наречие. Укажите его разряд по значению.

7. Образуйте от наречия из данного текста все формы сравнения, какие возможно. Выделите слова или морфемы, которые образовали степень сравнения.

8. Выпишите из 3 предложения прилагательное, укажите его разряд.

9. Составьте схему 3 предложения, объясняющую постановку в нём запятой.

10. Выполните морфологический разбор глагола из 2 предложения.

11. Выполните морфологический разбор существительного из 1 предложения.

12. Выполните морфологический разбор прилагательного из 5 предложения.

13. Выполните морфологический разбор наречия из данного текста.

14. Выпишите из текста возвратный глагол. Выделите в нём все морфемы.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Я с уд..влением ра..глядывал пле(н/нн)ика. (2)Восемь ги(б/п)ких щупалец-рук с присосками. (3)Руки р..стут прямо из головы, вен(?)чиком вокруг рта. (4)Рот бе..зубый, но с клювом. (5)Ног нет – голова да туловище – мешок и глаза. (6)Какие глаза! (7)Огромные, выразительные!

(8)Мускулистый, (зеленовато)бурый, ростом не больше к..тёнка осьминог сидел у меня на ладон. крепко уц..пившись за неё всеми восемью конеч(?)ностями. (9)Голову поднял (в)верх, над глазами топорщились маленькие рожки.

(10)Пока я его ра..сматривал, осьминог вёл себя смирно. (11)Когда же я сажал его в банку, он учинил скандал. (12)С отч..янием ц..плялся он за всё вокруг. (13)Щупальца обв..вали пальц. (не)хотели зал..зать в банку. (По И.Акимушкину)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста наречия, укажите их разряд.

7. Выпишите из текста числительные, укажите их разряд.

8. Выпишите из предложения 9 прилагательное, укажите его разряд.

9. Выпишите из 8 предложения два существительных второго склонения.

10.Выпишите из 11 предложения глаголы, укажите их спряжение.

11. Составьте схему 11 предложения

Комплексный анализ текста. 6 класс.

Пр…щальными ра(с,з)катами прогр…мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со…нце ещё щедро отдаёт своё тепло.

В август… в природ… улавливаеш… приметы перехода лета в осень.В этих приметах нежность и грусть.

Разнотрав…е превратилось в душистые скирды. Небо ра(с,з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт, когда в нём зазв…нят пр…щальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со…нце, замечаеш… особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. Пол…няли краски летней поры.

Со…нце выплыва…т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч…ной прохлады туманах.

2.Определите тему текста.

3.Определите основную мысль текста.

6.Выпишите слова с орфограммами, объясните их написание.

7.Произведите фонетический разбор слова ещё

8.Найдите и выпишите из текста эпитеты.

9.Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает

10.Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.

11.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст.

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так .


Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского.

Открытый урок по предмету "Русский язык". 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА "О ДРУЖБЕ" РОЗЫ ГОСМАН.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК". УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.



Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле.


Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле.

Ель — растение теневыносливое и очень медленно растущее. Поэтому, хотя ветер и приносит на лесные поляны с соседних деревьев миллионы крылатых еловых семян, вырастают на полянках не ёлочки, а светолюбивые и быстро растущие берёзки и осинки, семена которых издалека прилетели сюда с тем же ветром. Под густой листвой — в тени лиственных деревьев — могут расти и молодые ёлочки. Постепенно они подрастают, прижавшись к стройным берёзкам.

Встретив в лесу такую берёзку и ёлочку, можно подумать, что тесная дружба свела их вместе. Но на самом деле между лиственными деревьями и елями идёт настоящая, жестокая борьба. Используя каждый подходящий уголок, молодые ели поднимаются одна за другой. Под этим сводом уже не могут вырасти ни новые берёзки, ни кусты или травы лесных полян, которым нужно много света. Зато растения елового леса — брусника, мхи, лишайники — находят себе приют в тени молодых ёлочек. Но когда берёзы начинают стареть и умирать, на месте берёзовой рощи вновь оказывается еловый лес. Ели отвоёвывают у берёз и осин вырубки и пожарища, которые те первые захватили.

В лесу растут и борются между собой не только деревья, но и цветы. Но не все красивые цветы, которые нам нравятся выдерживают суровую борьбу за выживание, поэтому чаще всего цветы выращивают в специальных садах и питомниках, откуда они потом и попадают в цветочные магазины и радуют глаз. Сейчас даже не обязательно выходить в магазин, чтобы купить красивые цветы, можно просто заказать доставку цветов в Киев или любой другой город.

shutterstock_794645821.jpg

Деревья могут опознавать не только своих союзников, но и врагов. Уже более 40 лет назад учеными было установлено, что дерево, подвергающееся нападению со стороны животного, поедающего листья, выделяет газ этилен. При обнаружении этилена близлежащие деревья готовятся к защите – увеличивают производство химикатов, которые делают их листья неприятными и даже токсичными для вредителей. Эта стратегия была впервые обнаружена в исследовании акаций, и, похоже, жирафы поняли ее намного раньше людей: закончив поедать листву одного дерева, они обычно перемещаются более чем на 50 метров в направлении против ветра, прежде чем взяться за другое дерево, поскольку оно с меньшей вероятностью ощутило посланный сигнал о чрезвычайной ситуации.

shutterstock_290570690.jpg

Однако в последнее время стало ясно, что не все враги вызывают у деревьев одинаковую реакцию. Когда вяз и сосны (и, возможно, другие деревья) впервые подвергаются нападению гусениц, они реагируют на характерные химические вещества в слюне гусеницы, выделяя дополнительный запах, который привлекает особые разновидности осы-паразита. Осы откладывают яйца в тела гусениц, а появляющиеся личинки пожирают своего носителя изнутри. Если же повреждение листьев и ветвей вызвано чем-то, для чего у дерева нет средств контратаки – например, ветром или топором, – химическая реакция направлена на лечение, а не на защиту.


О дним из ведущих процессов, формирующих видовую и пространственную структуру растительного сообщества, является конкуренция. В сущности, это соперничество, которое возникает между популяциями или отдельными растениями, когда они мешают друг другу: на всех не хватает света, влаги, питательных веществ и т. п. При этом взаимное воздействие древесных растений может быть самым разным.

Конкуренция

Конкуренция возникает в тех случаях, когда взаимодействие между двумя или несколькими растениями либо популяциями со сходными экологическими потребностями неблагоприятно влияет на рост, развитие и выживание каждого из них. В основном это происходит при недостатке какого-либо необходимого для всех жизненного ресурса – света, влаги, питательных компонентов.

Конкуренция может быть симметричной (растения-конкуренты взаимно ограничивают потребление ресурсов примерно одинаково) или асимметричной (разное взаимное ограничение потребления ресурсов, т. е. один вид оказывает на другой большее влияние).

Господствующие и угнетенные

Результат конкурентных взаимоотношений хорошо заметен во внешнем облике древесных растений. В любом лесу (смешанном, одно- или разновозрастном) наблюдается дифференциация деревьев по росту и развитию.

  • Самые сильные, наиболее крупные экземпляры и с мощной развитой кроной – господствующие. Их немного, но они отличаются наиболее интенсивным потреблением общих ресурсов.
  • Основную массу составляют в лесу менее сильные, но нормально развитые деревья, имеющие средние размеры и относительно равные потребности, – индетерминантные.
  • Наряду с этим есть и явно слабые, отстающие в развитии экземпляры – угнетенные.

При длительных конкурентных взаимоотношениях угнетенные организмы гибнут, а индетерминантные становятся либо господствующими, либо угнетенными. В лесоведении такое явление называют самоизреживанием. Подобные взаимодействия можно наблюдать в старом одновозрастном ельнике. Здесь хорошо прослеживаются все типы дифференциации – от сильных развитых деревьев до слабых, отмирающих, которые оказываются в условиях сильного затенения и через некоторое время погибают от недостатка света.


Конкуренция деревьев на примере ельника


Подавление соперников может происходить за счет выделения токсичных соединений подземными и надземными частями, взаимным перехватом минеральных питательных веществ и почвенной влаги корневой системой и солнечного света листовым аппаратом, за счет механических взаимодействий.

Брат на брата

Конкуренция отмечается как между растениями одного вида (внутривидовая борьба), так и между особями разных видов (межвидовая).

  • В пределах одного вида растения похожи и предъявляют к окружающей среде сходные требования. В этом случае результат внутривидовой конкуренции будет зависеть от физиологических особенностей и индивидуальной наследственности каждого отдельного организма, а также от неравенства индивидуальных условий развития, в частности условий микросреды, которая будет окружать конкретное растение (микропонижения и микроповышения рельефа, избыток или недостаток влаги, защищенность от заморозков и солнцепека и пр.).
  • К примеру, в пределах одного вида или породы могут значительно варьироваться наследственные свойства семян. Так, сеянцы дуба, вырастающие из более крупных зрелых желудей, при прочих равных условиях растут энергичнее и быстро обгоняют более слабых собратьев-конкурентов. То есть даже небольшие исходные различия между особями одного вида будут иметь решающее значение для их дальнейшего развития.

Свои и чужие

Гораздо сложнее и разнообразнее конкуренция в смешанных лесных фитоценозах, состоящих из нескольких пород и видов деревьев, многочисленных кустарников, трав, мхов, лишайников. В данном случае антогонизм между растениями часто бывает настолько силен, что приводит к угнетенности значительной части видов и их отмиранию.

При этом исход межвидовых конкурентных взаимоотношений определяется не только условиями окружающей среды, но и видовыми особенностями организмов, их умением приспосабливаться. Даже близкие виды при общем сходстве требований к условиям произрастания всегда чем-то отличаются друг от друга. При более интенсивном развитии одного из них захватывается все большее количество необходимых ресурсов и происходит постепенное вытеснение менее конкурентоспособного соседа.

Так, например, для смешанных одновозрастных лиственнично-еловых культур происходит отмирание ели в засушливые периоды. Благодаря более глубокой корневой системе лиственница могла пользоваться влагой из более глубоких горизонтов почвы, которые оказались недоступны для корневой системы ели.

Часто результат конкуренции между различными видами зависит от их численного соотношения. Так, при преобладании берез в сосново-березовом молодняке сосна постепенно гибнет, а преобладание сосен приводит к отставанию роста и развития молодых берез. В дубравах при увеличении доли примеси ясеня (более 30 %) отмечают ослабление роста основной породы. Ясень обладает более высокой транспирационной способностью, что приводит к более интенсивному иссушению почвы и ухудшению условий совместного развития.

В лесных фитоценозах хорошо видна конкуренция между целыми структурными единицами – различными ярусами лесной растительности. Чем плотнее древесный полог, тем слабее развиты нижележащие подчиненные ярусы и тем более угнетены образующие их отдельные растения.


Парадоксально, но чем лучше условия существования в фитоценозе, тем интенсивнее борьба за жизнь и острее конкуренция. Эту закономерность подтверждают данные лесоводов. В комфортной среде древесные быстрее растут, раньше начинаются процессы смыкания крон, выделения и отмирания угнетенных экземпляров. В результате на единицу поверхности приходится больший процент погибших экземпляров и остается меньшее количество взрослых деревьев, но при этом каждый отдельный организм будет лучше развит и будет занимать большую площадь.

Неблагоприятные взаимоотношения между растениями будут отражаться на их внешнем облике и жизнеспособности (резко меняются размеры, окраска листьев, степень облиствения и декоративность), что может привести к разрушению задуманной группировки.

Чем бьют врага

Растения-конкуренты способны активно воздействовать друг на друга. Подавление соперников может происходить за счет выделения токсичных соединений подземными и надземными частями, взаимным перехватом минеральных питательных веществ и почвенной влаги корневой системой и солнечного света листовым аппаратом, за счет механических взаимодействий.

Поскольку освещение играет важную роль в жизни растительных организмов, конкуренция за свет – одна из самых острых и ярко выраженных. При разной степени пропускания света деревья, которые оказывают более сильное затенение, постепенно начинают обгонять и подавлять конкурентов. Недостаток освещенности может приводить к опадению ветвей и листьев, замедлению роста и развития и в конечном итоге к гибели растений. Подобные взаимоотношения наблюдаются в природе между теневыносливыми и светолюбивыми породами. Так, темнохвойные виды (ель, сосна, кедр) с плотными кронами со временем вытесняют быстрорастущую, но светолюбивую березу.


Конкуренция деревьев: вытеснение светолюбивых

Механические взаимодействия характерны для загущенного совместного произрастания деревьев и проявляются в виде механических повреждений почек и листьев, а также в виде ран и сухобочин, образующихся за счет взаимного трения стволов и ветвей. У пород, которые имеют гибкие ветви (береза, осина, ольха), распространено охлестывание – при раскачивании ветром их ветви наносят сильные удары по кронам соседей, в результате чего они заметно изреживаются. При этом особенно страдают молодые хвойные, у которых сбивается хвоя, верхушечные почки, замедляется рост, образуются двойные или тройные вершинки.

Пример сильной корневой конкуренции можно наблюдать в болотном сосняке, где ситуация обостряется крайней бедностью почвы верхового болота питательными компонентами. В подобных условиях формируется редкостойный древостой, в котором корневые системы соседних деревьев многократно перекрываются, образуя густую сеть.

Конкуренция деревьев: корни болотного сосняка

Чтобы жили в мире и согласии

При создании искусственных насаждений используют принцип смягчения остроты конкуренции между растительными организмами.

Проблему сочетания несочетаемого можно решать за счет подбора соответствующих условий и тщательного ухода.

  • При выборе растений для посадки учитывают биологические особенности роста, развития и приспособленности их видов, пород и форм.
  • Также следует обращать внимание на их высоту, глубину проникновения и форму корневой системы, оптимальные сроки вегетации, цветения и плодоношения, неравномерность использования растениями ресурсов местообитания.

В противном случае неблагоприятные взаимоотношения между растениями будут отражаться на их внешнем облике и жизнеспособности (резко меняются размеры, окраска листьев, степень облиствения и декоративность), что может привести к разрушению задуманной группировки.

  • В смешанных посадках хорошо совмещать светолюбивые и теневыносливые породы, виды с поверхностной и глубокой корневыми системами, с различными периодами интенсификации поглощения питательных компонентов, требовательные к составу почвы и неприхотливые.
  • Для снижения взаимного отрицательного влияния между древесными породами с ярко выраженными конкурентными отношениями в качестве своеобразного буфера можно высаживать соответствующие сопутствующие нейтральные породы или кустарники.
  • Использование при посадке достаточно взрослых саженцев позволяет значительно снизить конкуренцию между ними на начальном этапе развития и избежать значительных потерь.
  • Важную роль в формировании древесных насаждений играет выбор оптимальной густоты посадки и характера размещения деревьев с учетом не только их декоративных качеств, но и индивидуальных видовых особенностей трансформации во времени.
  • Полезно обращать внимание на происхождение посадочного материала – семенное или вегетативное. В первые годы жизни быстрее растут деревья вегетативного происхождения (корнеотпрысковые, порослевые), в этот период они успешно конкурируют с семенными саженцами, которые при отсутствии ухода могут выпасть из композиции. В дальнейшем после выхода в верхние ярусы семенные деревья становятся биологически более устойчивыми.

В целом тема совместимости растений друг с другом и поиска наиболее гармоничных сочетаний весьма обширна, так как характер взаимоотношений растительных организмов очень сложен, может проявляться в различных формах и варьируется в зависимости от возраста растительных организмов, от изменений климатических и почвенных условий.

Можно перечислить лишь некоторые известные конкретные примеры нежелательного соседства различных пород и видов.

Парадоксально, но чем лучше условия существования в фитоценозе, тем острее конкуренция.


Нежелательное соседство

Не стоит создавать смешанных посадок березы и некоторых хвойных. Береза растет, как правило, быстрее хвойных пород и заглушает их. Продукты жизнедеятельности березы могут оказывать негативное влияние на интенсивность ферментативных процессов сосны и лиственницы. Кроме того, береза обладает мощной корневой системой, потребляет много воды и обделяет в этом плане все расположенные по соседству растения. Подобное воздействие могут оказывать и клены. Под ними лучше высаживать тенелюбивые и неприхотливые растения.

Ели способны сильно закислять почву, поэтому ужиться с ними могут только любители кислых почв. Среди них можно назвать папоротники, гортензии, каллы, бегонии.

Агрессивным растением считается облепиха, забивающая окружающее ее пространство своей порослью.

Интенсивно растущий тополь способен быстро обгонять и подавлять смешиваемые с ним светолюбивые березы, вязы, ясени, клены, которые плохо развиваются и принимают уродливую или изогнутую форму.

В зависимости от условий выращивания неблагоприятно влияет на рост древесных пород карагана древовидная. На сухих почвах ее корневая система располагается в верхних слоях грунта и при совместных посадках с дубом, сосной, ясенем вытесняет их корни в нижние, менее плодородные слои.

При определенных условиях дуб могут заглушать ясень, клен, белая акация, береза, ильмовые.

Среди лип и кленов не следует сажать рододендроны, так как эти деревья обладают поверхностной корневой системой, которая быстро переплетает корни рододендронов и перехватывает влагу. Кроме того, их развесистые кроны задерживают осадки.

Многие травы (одни – быстрее, другие – медленнее) разрастаясь, глушат соседние растения, как травянистые, так и древовидные, особенно стелющиеся сорта можжевельников. Прежде всего это касается трав с длинными корневищами или образующих многочисленные корневые отпрыски, так как бороться с их экспансией очень трудно.

Глушит рост других растений барбарис. Этот кустарник, как и акация белая, конский каштан, пихта, калина, роза, сирень, шиповник и чубушник, активно подавляет рост других растений и относится к группе монопосадочных.

Читайте также: