Как выровнять цвет дерева

Обновлено: 18.09.2024

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины. Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на фото слева. Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.

Привет всем.
Есть дубовая столешница покрытая 3мя слоями лака Тиккурила Кива колерованного в белый цвет. Пару дней стояла на балконе частично прикрытая другой доской. В результате, не прикрытая часть потемнела. Как выровнять цвет?

Andrei.Z.. Если не стоит вопрос как вернуть цвет, то самый дешёвый способ, это прикрыть доской ту часть, которая уже потемнела и дать возможность второй светлой части столешнице так же "загореть". Правда, есть вероятность образования полосы в месте сегодняшнего разделения оттенков.
Кардинальные меры по удалению лака пока не рассматриваю.

P.S. причина: не светостойкий колорант . Если не секрет, Вы покупали уже отколерованный лак или сами придавали ему цвет? Если сами, то каким колорантом (торговая марка)?

P.P.S. Вариант нанесения 4-го слоя не рассматривали?

Прикрыть не вариант, потому что точно будет полоса - граница потемнения шириной около сантиметра. К тому же время экспозиции сложно выдержать :-)
Лак колеровался в магазине, по фирменному каталогу Тиккурилы.
4 и даже 5 слой и так предусматривался потому что это нужен более светлый оттенок. Но поскольку это лак, то основа все равно видна. Я думаю даже после 2-3 доп. слоев разница будет меньше но все равно видна.

Andrei.Z.. Если Вы уверены, что оттенки будут просвечивать (я то не вижу столешницу), то может стоит перейти к кардинальным мерам? Переиграть, пока дело не зашло слишком далеко. Этот колерованый лак (точнее колорант, которым его тонировали) благодаря случаю уже показал свою плохую светостойкость. А что будет потом?

С моей точки зрения столешницу лучше покрывать уретановыми лаками, а не бытовыми мебельными. Но тут можно поспорить. Отшлифовать, покрыть светлой морилкой, потом лаком.

P.S. Кстати, можете показать продавцу в магазине что он продаёт. Пусть найдет оправдание этому.

Admin написал :
Переиграть, пока дело не зашло слишком далеко.

Присоединяюсь. Стол же не будет стоять в темноте: на него будет попадать свет, будут лежать/стоять какие-то предметы. И вот в один прекрасный момент Вы сдвигаете, например, книгу - а от неё на столе остался светлый след. И от других предметов будут появляться "тени", разной интенсивности. Не здорово.

Лида написал :
Вы сдвигаете, например, книгу - а от неё на столе остался светлый след. И от других предметов будут появляться "тени", разной интенсивности.

Или блики от движений на столом ложки

Пигмент белый-оксид титана.Это минерал.Он не может изменить цвет.

Ошибка в первоначальном выборе материала и нарушении технологии окраски стола.
Для начала дуб нужно было грунтовать чем угодно кроме водных. А водный акрил на дуб. Долго рассказывать как и почему..В общем начали дубильные вещества( которые поползли из деревяхи от воды + пыль тонкая ) темнеть на солнышке. И лак здесь не причём.А что с этим делать. Шлифануть слегка и сверху закатать белой алкидной краской. Ну или акрилом.
(реставратор мебели)

В результате покрыл еще двумя слоями колерованного лака, только потолще слои положил, и цвет выровнялся. Сверху покрыл двумя слоями прозрачного лака (тот же Тиккурила Кива). Надеюсь больше такого не будет, но на солнце не ставлю :-). Стол стоит в тенистой комнате и прямых солнечных лучей не будет. Стол для детской поэтому выбрал акрил как самый экологический и без запаха.

Restorsi написал :
Для начала дуб нужно было грунтовать чем угодно кроме водных.

А что порекомендуете не сильно вонючее для дуба? Или как обрабатывать что бы сверху покрыть акрилом?

Restorsi написал :
Пигмент белый-оксид титана.Это минерал.Он не может изменить цвет.

. А на чём основана уверенность, что в использованном колере был чистый диоксид титана? Мог быть и не достаточной степени очистки, или вообще литопоновые белила, например? Лак, естественно, здесь ни причём и речь не о нём. Речь о колере. Собственно, я не оспариваю версию неправильной подготовки основания, но в связи с описанием проблемы (освещенная солнцем часть так заметно изменила цвет) больше склонен верить в то, что пигмент не светостоек. Многое зависит от внешнего вида потемнения. Всё-таки дубильные вещества не могут равномерно по всей площади заготовки вступать в реакцию под действием света. Тем боле после нанесения двух слоёв. Если потемнение неравномерное по всей площади, то я с Вашими доводами соглашусь, если же цвет потемнения однороден до неприличия, то нет .

Admin написал :
. А на чём основана уверенность, что в использованном колере был чистый диоксид титана? Мог быть и не достаточной степени очистки, или вообще литопоновые белила, например? Лак, естественно, здесь ни причём и речь не о нём. Речь о колере. Собственно, я не оспариваю версию неправильной подготовки основания, но в связи с описанием проблемы (освещенная солнцем часть так заметно изменила цвет) больше склонен верить в то, что пигмент не светостоек. Многое зависит от внешнего вида потемнения. Всё-таки дубильные вещества не могут равномерно по всей площади заготовки вступать в реакцию под действием света. Тем боле после нанесения двух слоёв. Если потемнение неравномерное по всей площади, то я с Вашими доводами соглашусь, если же цвет потемнения однороден до неприличия, то нет .

Зайдите в любой тиккуриловый магазин.спросите название белого пигмента.Ti . К стати он минерал, т.е . ещё и абразив.совершенно чудно полирует золото - серебро.Пигментая база Дю Лукс -Беккерс-Тиккурила,всё это имею дома.Колерую без компа.+ куча промышленных пигментов и компонентов из которых создают лаки-краски. от производителей сырья и пигментов для лакокрасочной промышленности . от Басф,Агфа. Всё это ищется на интерлакокраске.
Пятнистых полов, дубовых под акрил-уретанами лаками( водными эмульсиями)по Москве в 90е,было сотни и сотни квартир.Даже если бы нанесение было бы пистолетом,всё равно были бы пятна.А тут кисть или валик.чем глубже фактура,тем больше пыли в глубине ,тем более темные пятна появляются ,а кисть это ещё и размазывает.К стати сдастся мне (судя по изменённому цвету)что среда у этих лаков щёлочная,А запущенные процессы подхлестнул солнечный свет.А вообще,надо было колеровать не Киву,а УникуСупер. Совершенно изумительный по свойствам материал! С добавками минимизирующими воздействие ультрафиолета.Лучший лодочный лак на Российском рынке.Я уже его лет 12 колерую жидко разгоняю керосином обезжиренным . как намного более достойную альтернативу пинотексу.Рекомендую.А так же варю в нём на водяной бане рукояти ножей и топоров,детали ружей деревянишные.

Restorsi написал :
Пигмент белый-оксид титана.Это минерал.Он не может изменить цвет.

Тогда у вас цвет не поменялся, это фантазия разыгралась. Однако, дело в том, что пигмент (любой, в Вашем случае - двуокись титана) добавленный в лак служит для защиты от УФ - как бы дробит его. И смена цвета за 2 дня при таких условиях скорее из области фантастики. Тут Админ совершенно прав, он разным может быть. С чисто химической - то понятно, двуокись титана - она везде двуокись титана, но на практике - как с бензином. Бензин он везде бензин, но почему - то с разными цифрами, а на некоторых заправках его еще и разбавляют чем -то. Вот и выходит что бензин бензину рознь, так почему с двуокисью титана так быть не может.

Restorsi написал :
Лучший лодочный лак на Российском рынке.

В описании есть фраза "для покрытия бортов кораблей ниже ватерлинии"?? Если нет, то это сравни надписям на заборе.. Обычный лак для наружных работ, просто сейчас их модно лодочными - яхтными - корабольными называть, для реальных пацанов конкретно. Стойкий, ну прям фантастика. Правда, если для паркета к примеру круто яхтный лак, то стойко все же паркетный.

Dmitriy написал :
В описании есть фраза "для покрытия бортов кораблей ниже ватерлинии"?? Если нет, то это сравни надписям на заборе.. Обычный лак для наружных работ, просто сейчас их модно лодочными - яхтными - корабольными называть, для реальных пацанов конкретно. Стойкий, ну пр ям фантастика. Правда, если для паркета к примеру круто яхтный лак, то стойко все же паркетный.

В данном материале совершным образом сошлись алкиды-уретаны-пластификаторы-сшиватели-диспергегаторы- тиксотропины и прочие добавки. Унику 12 лет назад,тестировал таким образом-паркетина,два слоя лака.месяц сушки . после того, как дощечка пролежала ночь на 27 градусном морозе, вышел на лоджию с чайником и вылил на неё тонкой струй литр крутого кипятка в точку 3х3см.Локально легкое помутнение,которое убралось за минуту стальной шерстью и восковой полиролью .В 2003м обнаружил изумительные адгезионные свойства Уники,после чего не раз использовл в качестве адгезионного грунта при окраске полипропилена и окраске поверх порошковых красок(на выставке интерлакокраска 2003и2004 годах как,и чем красить эти материалы спросил у технологов различных производителей красок-раз300. ).Если же в Унику добавить тетраперфторэтилен,то и для паркета она прекрасно подойдет.Хотя её и без этого с удовольствим наносят на паркеты и полы,Особенно на неотапливаемых дачах.А упомянутый в вопросе материал смогу уложить эффектом кракелюра ,как механическим,так и химическим способом.Или же придать ему свойства материала для наружных работ или добавить вязкости и тиксотропных свойств, для работы на вертикальной поверхности пистолетом.а разок колеровал растворимым кофе.2 материала,а сколько возможностей применения!Почему ориентирусь на Тиккурилу?потому,что это продукты шаговой доступности. Хотя,сам предпочитаю работать компонентами из которых производят лаки-краски. Весьма сокращает время в работе и стоят они дешевле.Например-реставрационные материалы,для кожи стоят порядка 3000 руб.за 150 грамм,(Феничи Италия можете зайти на сайт проверить)я на 4000 закупаю 6-7 литров,из которых, смешиваю краски как для обувныных кож, так и для мебели или одежды. а про то как и почему темнеет дуб под водными акрилами спросите у паркетчиков.Реплика про титан-темнеет в данном случае не он,это минерал.темнеет лак от дубильных веществ из древесины.Цвет TiO зависит от степени очистки, Краски темнеют от оскидного слоя,на белом цвете это наиболее заметно. в желтизну или в серый оттенок ,более подвержены этому масла,алкиды и нитрокраски.Поэтому реставрационные работы с белыми покрытиями наиболее сложны и трудозатратны,с учетом,что белого 320 оттенков.и + учитывать оптические коэффициенты лаков и матирующих добавок.Как правило удастся решить эти проблемы,если там нет светоотражающих добавок.


Работа с массивом древесины – дело непростое. Материал натуральный, при его отделке приходится маскировать самые разные природные дефекты и особенности сырья.

Для решения такой задачи обычно используют различные отбеливатели, причем 2-компонентые отличаются большим отбеливающим эффектом по сравнению с 1-компонентными аналогами.


Двухкомпонентный отбеливатель Wood Bleacher производства Borma Wachs

Опытный образец — мебельный щит из древесины ясеня, включающий как заболонную, так и ярко окрашенную ядровую часть.


Клееный ясеневый щит с выраженным разнотоном ламелей

Осветление начинается уже спустя 1-2 минуты после нанесения смеси, видно как химикат начинает слегка пузыриться на поверхности древесины (в состав входит каустическая сода и перекись водорода). Высыхает довольно быстро – наш образец был визуально сухим уже через полчаса, но реакция продолжается еще в течение нескольких часов, поэтому мы оставляли образец в покое до следующего дня.


Действие отбеливателя Borma Wachs на ясене


Образец после однократного нанесения 2К отбеливателя Borma Wachs

Мы повторили процедуру отбеливания на следующий день. Финишный результат был достигнут при 3-кратном нанесении смеси.


Ясеневый щит после 3-кратного нанесения отбеливателя Borma Wachs (отбеливатель наносился только на левую половину щита)

После сушки образца на его поверхности остается белый налет продуктов реакции. Налет и приподнявшиеся волокна древесины удаляются шлифованием.


Видео: шлифование ясеневого щита после отбеливания Финальный результат отбеливания ясеневого щита с разнотоном

На древесине дуба эффект отбеливания был более выраженным, однако после первого отбеливания в порах появилась легкая зеленца от повылазивших танинов. Повторное отбеливание дуба это устранило.

Видео: нанесение 2К отбеливателя Borma Wachs на половину образца из древесины дуба Результат 1-кратного отбеливания древесины дуба: на отбеленной половине образца (слева) заметно проступание танинов в порах Результат 2-кратного отбеливания древесины дуба (до шлифования): следы танинов отсутствуют

На древесине ольхи отбеливатель также позволил несколько сгладить разнотон, хотя результат и не был так ярко выраженным, как на ясене или дубе.


Нанесение отбеливателя на ольховый щит с разнотоном Результат однократного отбеливания половины ольхового щита

Результаты отбеливания древесины сосны показаны на фотографиях ниже:

Сосна: слева — после 1-кратного отбеливания; справа — без отбеливания Сосна: слева — после 1-кратного отбеливания; справа — без отбеливания

После отбеливания поверхность не нуждается в промывке или нейтрализации.

Перекрывать отбеленную древесину рекомендуется акриловым лаком. При использовании полиуретановых лаков возможно пожелтение, что было продемонстрировано на ясеневом щите:

Ясеневый щит под лаками: 1 — отбеленная древесина под полиуретановым лаком; 2 — отбеленная древесина под акриловым лаком; 3, 4 — неотбеленная древесина под полиуретановым и акриловым лаками Отбеленная древесина под лаком: слева- полиуретановым (выраженное локальное пожелтение), справа — акриловым (пожелтения нет)

И в завершение — пример использования отбеливателя от Borma Wachs в изделии с канала YouTube:

Травление, тонирование древесины позволяет добиться глубокого однородного оттенка, подчеркнуть живую фактуру дерева. Сайт RMNT расскажет, какие красители, протравы нужно использовать, чтобы добиться того или иного оттенка древесины. Все рецепты старинные, проверенные временем.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

Есть два варианта глубокого тонирования древесины:

  1. Ручное окрашивание тампоном из полотняной ткани, которая не будет оставлять на поверхности волокна. Тампон смачивается протравой, краситель наносится на древесину.
  2. Вымачивание в протраве. По словам специалистов — это более надёжный способ получить окраску, которая не будет бояться воды и света. Древесина замачивается в эмалированной посудине нужного размера, ждать придётся по-разному, в зависимости от породы дерева, концентрации раствора. Потом древесина промывается и медленно просушивается без доступа естественного освещения.

Древесина окрашивается благодаря тому, что протравы вступают в реакцию с дубильными веществами. Лучше всего окрашиваются такие породы дерева, как дуб, бук и каштан — в них много танина. Немного хуже поддаются травлению берёза и липа, а хуже всего — древесина хвойных пород.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

Сам процесс, как видим, не слишком сложный. Главное — правильно выбрать краситель, чтобы получить желаемый оттенок. Перечислим старинные рецепты:

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

  • Оранжевый, золотистый. Такой тон можно получить благодаря замачиванию в воде обычных ветвей тополя. Пять-шесть дней в таком растворе в светлом помещении и дерево будет обладать благородным золотистым цветом.
  • Серебристый. Нужны только дождевая вода и железные опилки.
  • Серый. Получить древесину такого оттенка позволяет замачивание вместе с корой вербы.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

  • Венге — ценное дерево. Но добиться аналогичного оттенка вам поможет обычная марганцовка. И на первый взгляд, например, бук будет не отличим от экзотического венге.
  • Коричневый. Поможет получить все оттенки коричневого обычная луковая шелуха. С её же помощью можно получить красноватый оттенок. Кроме того, для окрашивания древесины в коричневый цвет можно использовать скорлупу грецких орехов, кофейный отвар с содой и кору яблони.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

  • Голубой цвет получается благодаря дубовым опилкам и железной стружке. Для получения синего цвета дерево замачивают вместе с медными стружками.
  • Интересный эффект помогает получить такой природный краситель, как волчья ягода. С её помощью, добавляя другие пигменты, можно получить и голубой, и красный, и чёрный, и коричневый оттенки.
  • Жёлто-зелёный цвет поможет получить настой корня ревеня, конопляные листья окрасят дерево в тёмно-зелёный оттенок.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

Как видим, все перечисленные нами ингредиенты натуральные, кроме марганцовки и металлической стружки. Специалисты в области травления древесины часто смешивают такие природные протравы с химическими ингредиентами: медным, железным, цинковым купоросом, 2% английской солью (гептагидрат сульфата магния), калиевым хромпиком.

Важно помнить, что результат травления будет зависеть от породы древесины! Так, под воздействием английской соли дуб станет коричневым, а берёза — фиолетовой.

Отделка дома несколько затянулась, стены покрыты вагонкой из сосны. Вагонка ничем не обрабатывалась и соответственно неравномерно пожелтела, около окна темнее. Прибегать к шлифовке не очень хотелось бы.

Можно ли выровнять цвет каким-нибудь составом и осветлить вагонку?

Таких составов десятки, плюс есть различные технологии изменения цвета древесины.

Вагонку можно вот таким образом


Можно использовать морилку, она глубоко проникает в древесину изменяя её цвет, морилки разные.

Можно использовать лак по дереву и к нему специальный колер, этот же колер можно использовать для изменения цвета и грунтовок по дереву и различных пропиток.

Или вот не плохой вариант


Помимо защитной функции (антисептик) выполняет ещё и декоративную функцию, то есть изменяет цвет древесины, ну или выравнивает как Вы пишите.

Есть специальные отбеливающие составы по дереву.

Даже обычная олифа (лучше натуральная) может выровнять цвет древесины.

Ну и конечно краски по дереву, справятся с этой задачей.

Можно произвести тонировку дерева маслом (тонирующее масло для дерева).

Насчёт шлифовки надо смотреть по состоянию вагонки, древесину в любом случае надо подготавливать к нанесению любых составов и очень часто шлифовка является обязательным пунктом при подготовки древесины к покраске, вскрытию лаком, перед нанесением пропиток и.т.п.

Читайте также: