Какие рухнули деревья какие карлики взошли

Обновлено: 18.09.2024

Корчевать деревья, слова, свои сны: в этом нету различья.\ Я вчера вырывал сорняковое дерево, выросшее возле дома.\ Не сравнения ради, а вправду: это было почти поединком\ Иакова с ангелом – тело отрублено, но\ узловатые крылья во влажной выживут почве.\ Побеждают в конечном итоге деревья – не мы. Игорь Вишневецкий Из книги "ПЯТАЯ ПОПЫТКА" 2002

Корчуем сад.\Такая вот работа.\Отцам и дедам выставляем счет.\А мальчик с видом полуидиота\Сорвавшееся яблоко грызет. Анатолий Аврутин

Он своею силой не хвастал, не носил одежды парчовой, не до льдов, до снежного наста, им вконец весь край раскорчеван. Николай Асеев

Я впервые почувствовал муку\Краснозвездных крестьян.\Близко-близко хлеба, протяни только руку,\Но колосья бесплотны как сон, как дурман. Семен Липкин 1942 НА СВЕЖЕМ КОРЧЕВЬЕ

Какие тихие корчевья\ Родной, замученной земли.\ Какие рухнули деревья,\ Какие карлики взошли! Фазиль Искандер УТРАТЫ

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Моему внуку посвящается.
Когда он пойдёт в одиннадцатый класс, будет более пятидесяти лет, с того времени, как я окончил среднюю школу, тогда же, сразу после длительных экзаменов, мной была прочитана первая большая публикация совсем молодого писателя Фазиля Искандера…

Какие канули созвездия,
Какие минули лета?
Какие грянули возмездия,
Какие сомкнуты уста!
Какие тихие корчевья
Родной замученной земли.
Какие рухнули деревья
Какие карлики взошли.
Ф. Искандер 1964г.

Фазиль Искандер вырабатывал свою личностную точку зрения на происходящее и использовал особые карнавальные формы образного отражения действительности, которые исследователи-литературоведы называют мениппеей. Писатель в иных общественно-экономических условиях возрождает и развивает древнюю жанровую традицию. Его первое прозаическое произведение является носителем мениппейного сознания, отношения к жизни, присущего смеховой народно-карнавальной культуре, сочетающей и комический, и трагедийный элементы.

Мениппея
Термин введён в литературу литературоведом и философом М.М. Бахтиным для обозначения универсального типа жанрового содержания, относящегося к области серьёзно-смехового. Смех и авантюрный сюжет используются как средство испытания и провоцирования высоких идей и остропроблемных ситуаций. Отсюда возможное смещение и смешение пространственных временных и психологических планов произведения, сочетание конкретно-бытовой предметности с гротеском и фантастикой, поэтому может возникать стилистическая разноплановость при изображении образа действительности.

Памяти Юрия Домбровского
Какие канули созвездья,
Какие минули лета!
Какие грянули возмездья,
Какие сомкнуты уста!

Какие тихие корчевья
Родной, замученной земли.
Какие рухнули деревья,
Какие карлики взошли!

Отбушевали карнавалы
Над муравейником труда.
Какие долгие каналы,
Какая мелкая вода!

Расскажут плачущие Музы
На берегах российских рек,
Как подымались эти шлюзы
И опускался человек.

И наше мужество, не нас ли
Покинув, сгинуло вдали.
Какие женщины погасли,
Какие доблести в пыли!

А ты стоишь седой и хмурый
Неужто кончен кавардак?
Между обломками халтуры
Гуляет мусорный сквозняк.


— Да, но я не из тех, кто на бегу, легко все схватывает. Чтобы усвоить, мне надо углубиться….

— Если бы читая Вы почувствовали, что кто-то из нас выпендривается, Вы сказали бы: Олег, со мной будьте попроще.

— Умоляю, еще несколько советов…

— Когда Вы идете к человеку брать интервью, Вы, конечно, должны хорошо обдумать, какие вопросы можно именно ему задать. Тогда он всколыхнется и гораздо интереснее Вам ответит. Подумайте, что в его профессии может быть оригинального… Если читали его книги, то задумайтесь, что вызывает у Вас недоумение или, напротив, что понравилось, рифмуется ли его мысль с вашей.

— Увы, теперь моя мысль срифмовалась с толстовской. Он не хотел, а я ничего не сумею оставить своим детям. Ни дома, ни ума, ни денег. А как думаете Вы, Толстой был прав, когда ничего не хотел оставлять детям?

— Не совсем так. То, что для Толстого — малость, для нас — уже много… Но, конечно, безделье развращает человека как ничто другое.

— А без искусственного принуждения человеку свойственно искать себе занятие? Имея состояние, тем не менее, трудиться?

— Люди свободных профессий — писатели, художники — не служат государству. Как-то выворачиваются… Знаменитый пример — нищенство Ван Гога. Он жил на копейки, которые регулярно присылал ему брат. Это острый пример, но и у нас были такие люди — профессиональным нищим был Мандельштам. Гениальный поэт, который часто не имел ни куска хлеба.

— Вы хотели бы, чтобы у Вашего сына был свой счет, право издания Ваших книг, что давало бы ему возможность быть свободным человеком? Или, как Толстой, Вы полагаете, что нужно близких людей принуждать к труду?

— Я рад был бы оставить что-то, кроме квартиры. У Толстого совсем другая была ситуация. Те доходы несопоставимы с нашими. Толстой стремился печататься бесплатно, а Софья Андреевна не могла смириться с этим. Она полагала, что Толстой должен обеспечить им комфортабельную жизнь. Толстой был против. Но я знаю, что на Западе, в Германии, например, принято так: богатые люди посылают своих детей зарабатывать с нуля…

— Вы помните, о чем чаще всего беспокоился Толстой, какое главное неудобство в жизни, в миропорядке тревожило его сильнее паразитизма детей?

— У него была масса огорчений, но главное, наверное, это смерть. Он много думал об этом. Еще его приводило в неистовство неравенство между людьми состоятельными и бедным российским людом, крестьянством. Он считал такую жизнь паразитической и мучился этим.

— А что, по Вашему мнению, больше всего мучило Достоевского?

— Сколько Вам лет?

— Вам пятьдесят лет показывали логику атеизма. И Вы всегда умели оттолкнуться от нее?

— Конечно, я думаю, что я от природы был стихийным христианином. При этом я человек нецерковный. Атеизм как философское течение меня не затрагивало, но атеистическое государство все время задевало меня.

— Вы любили поговорить о Боге с друзьями?

— Да, как все интеллигентные люди.

— И какое-то время Вы уже подводите итоги. Вы давно готовы, что Вас не будет, и Вы перейдете в вечность… Не хотите ли поставить самому себе важные вопросы?

— Я пишу книгу — издание второе, расширенное. В ней я выдумал сократовский диалог. К Сократу, после приговора приходит купец и предлагает ему бежать. Он отказывается — мол, какой же я буду тогда философ, если соглашусь на это. Я ведь не знаю, где лучше — там или здесь.

— Вы сами придумали текст за Сократа?

— Не задохнулись от собственной смелости?

— Моцарт, Пушкин — обогнали ли они человечество в этом смысле?

— Да, — если говорить об этих людях, но ведь есть и гении-чудовища, обладающие сверхчувственностью технической и достаточно тупые этически.

— Когда-нибудь остальные люди подтянутся до гениев или до чудовищ?

— Вот это и есть самый трагический вопрос человечества. Если можно было бы, предположим, доказать всеобщее людоедство много тысяч лет тому назад. Мы сказали бы: да, прогресс, люди ведь отказались от такого варварского самопожирания… Но, с другой стороны, из каких соображений прекратилось это людоедство? Потому ли, что проще убивать животных или же — этических? И все же это было бы величайшей надеждой… Раз человечество ушло от такой формы взаимоотношений, то, может, через двадцать тысяч лет вообще уже не будет политики, люди будут проще и человечнее относиться друг к другу.

— Скромность — это очерченность границ достоинства. Это отказ от малодоказуемых преувеличенных достоинств, это вера человека в свои реальные достоинства. Ему противно, когда эти достоинства преувеличиваются — тогда как бы всякие достоинства уходят…

— С чем в себе Вы боролись?

— Сложный вопрос. По-видимому, боролся с проявлением человеческой зависти. Во времена, когда меня не печатали, ко мне подходил какой-нибудь писатель, которого я считал менее талантливым, чем я сам, и сообщал о выходе своей книги. Я чувствовал зависть. Но тут же в себе ее подавлял. Я говорил себе: «Тебя никто не направлял на тот путь, по которому ты пошел, ты сам себе его избрал. Ты должен смириться. И мне удавалось усмирять себя. Может, это иллюзия, но мне кажется, что можно смягчать нравы творчеством.

— Есть ли двойственное ощущение: с одной стороны, страх — подходишь с каждым днем все ближе к конечной черте, с другой — ощущение освобождения, оттого, что жить надоедает?

— Нет, к старости думающий человек закаляется мыслью о том, что это неизбежно. Но я не хотел бы приблизить этот час, — пусть он придет, когда придет.

— Вам вовсе не знакома усталость от жизни?

— Да, очень знакома. Но прямого желания смерти нет.

— Кроме старения что-то Вас разрушало — ведь всех нас что-то мучит, подтачивает, пугает?

— Часто мне казалось, что судьба России безысходно тупиковая. И меня это страшно угнетало с самых юных лет. Но потом я на что-то надеялся, отходил… И это тянется до сих пор.

— Так до сегодняшнего дня ничего не сдвинулось, не изменилось?

— Я не теряю надежды, что к какому-то порядку мы придем, но перестаю надеяться, что застану это.

— Нельзя ли сформулировать Ваше ощущение так, что это Богом проклятая страна?

— Я так не считаю. Но есть невезучие люди, может, есть и невезучие страны? От природы я был достаточно оптимистичен, и в более молодых моих произведениях было достаточно юмора. Может, юмор и спас мою первую повесть „Созвездие Козлотура“ от разносной критики и вообще помог ее напечатать. Обычно наша цензура боялась мрачных вещей, а в повести все проходило весело, и цензура, похоже, не заметила, что это сатира на весь строй.

— Что, по Вашему мнению, цементирует книгу „Сандро из Чегема“? Юмор?

— Тоска по той жизни. Жизни, которую я отчасти в детстве застал. В горах жизнь не была той, какой она становилась в долине, во всей России. Но изменения происходили и там. Печальные.

— Что так же важно было Вам в этом цикле, кроме тоски и юмора?

— Если все объединить, я бы назвал это, скорее, юмористическим эпосом. И лиризм, ностальгия. Я сидел и писал „Сандро“ в Москве. Гомеопатические дозы ностальгии писателю необходимы. Но не катастрофические.

— Вы перечитываете какие-то страницы?

— Если только случайно. Читаю, и прихожу в равновесие.

— Похоже это на то, как красивая женщина смотрится в зеркало?

— (Смеется). Да… Но „Сандро“ я с начала до конца никогда не перечитывал. Какие-то страницы перечтешь и скажешь самому себе: „Да, я что-то сделал“. Стихи же у меня, как правило, трагические, драматические. Совсем по другой шкале.

— Чье чтение стихов Вам казалось лучшим?

— Яхонтов гениально читал. Юрский тоже неплохо.

— Прочтите, пожалуйста, стихотворение, которым Вы гордитесь.

— Какие канули созвездья, // Какие минули лета, // Какие грянули возмездья, // Какие сомкнуты уста… // Какие тихие корчевья // Родной, замученной земли, // Какие рухнули деревья, // Какие карлики взошли… // Отбушевали карнавалы // Над муравейником труда, // Какие долгие каналы, // Какая мелкая вода! // Расскажут плачущие музы // На берегах российских рек // Как подымались эти шлюзы //И опускался человек. //И наше мужество не нас ли, // Покинув, сгинуло вдали… // Какие женщины погасли, // Какие доблести в пыли. // А ты стоишь, седой и хмурый, // Неужто кончен кавардак? // Между обломками халтуры // Гуляет мусорный сквозняк…

— Ваше стихотворение кончается, как набоковский роман „Приглашение на казнь“… На Ваш взгляд, нужно изучать Набокова в школе?

— Я думаю, у него просто замечательные романы — „Дар“, „Другие берега“. „Лолита“ тоже, но я сомневаюсь, что стоит его изучать в школе.

— Какие советские романы можно исключить из школьной литературы, чтобы все же изучать набоковские? Может, „Русский лес“ Леонова?

— „Русский лес“ не лишен таланта… „Молодую Гвардию“ выкинул бы без трепета, а вот на счет „Разгрома“ подумал бы. Можно было бы выкинуть смело Федина.

— Какую главу „Сандро из Чегема“ и в каком классе стоило бы изучать, если бы решено было на уроках литературы „проходить“ творчество Искандера?

— В старших классах — „Старого Хабуга“.

— Предположим, максимальный балл — 10. Тогда сколько Вы поставите самому себе за страничку Вашего текста?

— Сколько на свете людей, с которыми Вы поддерживаете отношения, и они считают Вас гением?

— Не очень скромная тема, поэтому помолчим об этом.

— Вы хотели бы, чтобы в России объявили национальный траур, если Вы умрете?

— Нет, я хотел бы, чтобы это было тихо, скромно. Я не любитель шума.

— Что бы Вы сказали жене перед смертью?

— Постарайся неизданные рукописи просмотреть и издать, которые не изданы. А что касается замужества — пусть, конечно, выходит, хотя поздновато… Пусть живет полноценной жизнью.

— Приходилось ли Вам приспосабливаться, угождать?

— Почему же Вас печатали?

— Многое не печатали. Печатали же оттого, что тип моего дарования достаточно оптимистичен, по крайней мере, в молодые годы. И это скрадывало идеи, неугодные власти. У меня была опубликована рукопись „Созвездие Козлотура“ — а это ведь пародия на советскую власть.

— Вы уникальны, хотя бы оттого, что известный автор, и при этом не угождавший… Кто-нибудь еще был таким?

— Я отдал на растерзание свою любимую книгу „Сандро из Чегема“, ее вполовину сократили… Из желания реабилитироваться перед этим произведением я согласился напечатать ее полностью в Америке. Тогда это было опасно.

— Есть ли у Вас в последние годы человек, с которым Вы систематически беседуете?

— Я действительно достаточно одиноко себя чувствую. Но это неизбежности жизни художника. Да и возраст… Близкие отношения у меня с критиком Станиславом Рассадиным. Мы старые друзья.

— Будете звонить мне в Хайфу?

— Я вообще никуда не звоню, ни в какие страны. Да и в Москве. Мне обещают поездку, тогда позвоню.

— Эмигранты, которые тоскуют, но не могут вернуться… Их культура остается русской. Будут ли в Израиле смотреть и платить деньги за видеосъемку, которую я сделал в России?

— Большое значение имеют первые такие показы. Посмотревшие будут или не будут рассказывать своим соседям…

— Достаточно ли евреи интеллектуальны, чтобы интересоваться вопросами, которые мы обсуждали?

— Евреи — люди вообще с повышенным интересом к жизни.

— К жизни и учебе. Поэтому прошу Вас закончить тем, с чего начали. Дайте мне наглядный урок интервьюирования. Задайте мне, пожалуйста, несколько вопросов.

— Пожалуйста. Вот Вы берете у кого-то интервью. У режиссера ли, актера ли, писателя. Прежде чем брать интервью, например, у режиссера, Вы смотрите его фильмы?

— Нет.

— Я советовал бы Вам актера прослушать, писателя прочитать. Вы должны знать творчество человека, с которым беседуете! Второй вопрос: уверены ли Вы, что в Израиле заинтересуются мной и другими людьми, у которых Вы брали интервью?

— Не заинтересоваться русскоязычным евреем, все равно, что в тюрьме отказаться от передачи.

— Третий вопрос — изучаете ли Вы язык?

— Нет. И слава Богу, что в Израиле тридцать процентов русскоязычных эмигрантов. Весь день слышишь русскую речь… Самый прекрасный в мире язык… Но спасибо, и я все же слишком привык последний вопрос оставлять за собой. Что для Вас совершенный человек или гений?

— Гений — это в высшей степени созидательный талант.

УКРЕПЛЕНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ

Искажение границ деятельности вооруженного подполья за счет преувеличения масштабов национально-освободительного движения в центральных, восточных и южных областях Украины

Искажение границ деятельности вооруженного подполья за счет преувеличения масштабов национально-освободительного движения в центральных, восточных и южных областях Украины Параллельно с задачей интернационализации современная западно-украинская

Глава VII КАНАРЫ ЗАВОЕВАНЫ МЕССИРОМ ЖАНОМ ДЕ БЕТАНКУРОМ И ФРАНЦУЗАМИ. ФРАНЦУЗЫ – ПЕРВЫЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ СРЕДИ НОВЕЙШИХ НАРОДОВ, ОПЕРЕДИВШИЕ ПОРТУГАЛЬЦЕВ, КАСТИЛЬЦЕВ И ВСЕХ ПРОЧИХ. НЕДОСТАТКИ И ДОСТОИНСТВА ФРАНЦУЗОВ И ИСПАНЦЕВ. ФРАНЦИЯ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМЫ ПУТЕШЕСТВИЯ И ТОРГОВЛЯ. РЕМОНС

Глава VII КАНАРЫ ЗАВОЕВАНЫ МЕССИРОМ ЖАНОМ ДЕ БЕТАНКУРОМ И ФРАНЦУЗАМИ. ФРАНЦУЗЫ – ПЕРВЫЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ СРЕДИ НОВЕЙШИХ НАРОДОВ, ОПЕРЕДИВШИЕ ПОРТУГАЛЬЦЕВ, КАСТИЛЬЦЕВ И ВСЕХ ПРОЧИХ. НЕДОСТАТКИ И ДОСТОИНСТВА ФРАНЦУЗОВ И ИСПАНЦЕВ. ФРАНЦИЯ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМЫ

Фазиль Искандер

Фазиль Искандер Время от времени я обнаруживаю в своей душе эмбрион будущего художественного произведения – рассказа, повести или романа.Когда я его обнаруживаю в себе, он уже обладает некоторыми признаками жизни, то есть направленностью замысла и смутными очертаниями

Утрата достоинства

Утрата достоинства Здесь представлены тринадцать историй о тех редких вариантах Дарвиновской премии, когда лауреаты выжили. Напомним, что смерть является не единственным способом выиграть премию Дарвина. Потеря репродуктивной способности также дает шанс на победу,

Очерк 4. ДЕРЗОСТЬ БЕЗ ГРАНИЦ

Скромность украшает человека

Наши достоинства и недостатки.

Наши достоинства и недостатки. Нашим величайшим достоинством определенно является наша неукротимая воля к свободе, истоки которой, безусловно, следует искать в том наилучшем наследии, что сохранила до наших дней элита нашей крови — в самых высших качествах нашей расы.

Урок человеческого достоинства

Урок человеческого достоинства Чудесно лето в Западной Чехии! Живописная темно-зеленая лесная дорога окаймляется то ярко-желтой поляной горчицы, то молодой сосновой рощей. Вдруг открывается индустриальный пейзаж шахтерского Кладно с пирамидами терриконов, рудничными

4.2.3. Развивающиеся страны вне границ ареала распространения библейской культуры: Китай, Япония, страны Юго-восточной Азии

4.2.3. Развивающиеся страны вне границ ареала распространения библейской культуры: Китай, Япония, страны Юго-восточной Азии · Китай в соседстве с Россией, успешно решающей свои проблемы общественного развития и работающей на глобальную политику обеспечения общественной

история, имена, даты, суэцкий канал, марк изамбар брюннель, даниэль дефо, робинзон крузо, андрей колмогоров, марсельеза

Суэцкий канал работает. Надо выбирать, как жить вокруг этой водяной полоски: использовать ее соединительные возможности или превращать в линию фронта. Фото Reuters

Канал – понятие многозначное.

По-английски пролив между Францией и Великобританией, известный как Ла-Манш, тоже называется каналом – English Channel. Он естественный, природный. А 25 апреля 1859 года началось строительство канала искусственного, Суэцкого, между Средиземным морем и Красным. Возглавлял эту работу Фердинанд де Лессепс, француз, который был опять же дипломатом, до Суэцкого канала занимался Панамским. Там дело было отягощено коррупцией, здесь все оказалось еще хуже: войны, противостояние. Но канал делает свое необходимое для всего мира дело. Корабли идут, без соединительных путей человечества как действительной общности не будет.

Многое здесь можно вспомнить. Скажем, знаменитую встречу на Эльбе: 25 апреля 1945 года передовые отряды наших войск и американских вошли в непосредственный контакт и раскололи надвое немецкую армию. Это было начало раскола Германии, длившегося до 1990-го, но империи и тоталитарный режим обречены на возмездие, не так ли? Кстати, в тот же день в Сан-Франциско началась международная конференция, на которой был выработан и затем подписан устав будущей ООН. Вот только забывать о том, какие разнородные силы устанавливали послевоенный миропорядок, не след.

И здесь, коль скоро речь о каналах, я не могу не процитировать мои любимые стихи Фазиля Искандера (они посвящены памяти писателя и зэка Юрия Домбровского).

Какие канули созвездья,/ Какие минули лета!/ Какие грянули возмездья,/ Какие сомкнуты уста!// Какие тихие корчевья/ Родной, замученной земли./ Какие рухнули деревья,/ Какие карлики взошли!// Отбушевали карнавалы/ Над муравейником труда./ Какие долгие каналы,/ Какая мелкая вода!// Расскажут плачущие Музы/ На берегах российских рек,/ Как подымались эти шлюзы/ И опускался человек.// И наше мужество, не нас ли/ Покинув, сгинуло вдали./ Какие женщины погасли,/ Какие доблести в пыли!// А ты стоишь седой и хмурый:/ Неужто кончен кавардак?/ Между обломками халтуры/ Гуляет мусорный сквозняк.

Это чтобы не было иллюзий.

Странники, путники, военачальники, монархи идут своими дорогами, каждый из них движим большой целью и высокими помыслами – в своем, разумеется, понимании ценностной шкалы. Результат же является, как давно установили философы, функцией средств, с декларируемыми целями он связан лишь косвенно. Вот, например, канонизированный король Франции Людовик IX Святой, родившийся 25 апреля 1214 года. Дважды он отправлялся в путь к Палестине во главе крестовых походов, Седьмого и Восьмого. В этом, последнем, он и умер в 1270 году в Тунисе. Нельзя сказать, что он был самодуром и тираном. Нет, книги любил, укреплял и правовую систему, и финансовый порядок. Но именно он устроил диспут между католическими и иудейскими священнослужителями, после которого у иудеев изымали Талмуды и в массовом порядке сжигали. Вот такое избирательное, идейно выдержанное книголюбие.

Сегодня еще один знаменательный в этом контексте день рождения, причем связывающий Англию и Францию поверх Ла-Манша. Или под ним? Нет, Марку Изамбару Брюнелю, английскому инженеру, появившемуся на свет 25 апреля 1769 года во Франции (умер он в Лондоне в 1849-м), до Евротуннеля под Ла-Маншем, действующего с 1994 года, было еще далеко. Но именно он изобрел главную машину для подобных работ, проходческий щит, и построил туннель под Темзой. Методология Брюнеля была близка такой нынешней науке, как бионика: он наблюдал корабельного червя, который буравит дерево и прокладывает себе ход. Брюнелевский щит – как защищенная раковиной голова этого трудяги.

В общем, каждый пролагает себе путь по-своему. Одни оружием, другие – мирными инструментами. Хотя и их можно мобилизовать в военных и политических целях.

Бывают, конечно, случаи из ряда вон. 25 апреля 1719 года состоялась первая публикация романа Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо: моряке, который после кораблекрушения попал на необитаемый остров и заново устроил себе жизнь на нем по законам разума, вопреки понятиям посещающих этот остров каннибалов.

Или вспомним Гульельмо Маркони (1874–1937), итальянского маркиза, одного из изобретателей радио (опять каналы – линии связи, пути коммуникации), который нашел себе высокое место в Сенате фашистской Италии при Муссолини.

Ну а работа в советской тоталитарной системе, как это было у математика Андрея Колмогорова? Он родился 25 апреля 1903 года и дожил до 1987-го, то есть уже до времен гласности. Математика – наука как бы абстрактная. Разве что в юности Колмогоров применил свои знания для анализа исторических источников – писцовых книг из Новгорода, а во время войны рассчитывал рассеяние артиллерийских снарядов. В глубине же колмогоровских подходов понимание сходства между принципами, на которых основаны вычислительные машины, и основами нашего мышления.

Читайте также: