Какое дерево выбрать для резьбы

Обновлено: 18.09.2024

Липа – лучший материал для начинающего резчика по дереву.

Липа обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, мало подвержена короблению и растрескиванию.

Из древесины липы делают, как правило, небольшие предметы: резные игрушки, посуду, шкатулки, полки, настенные украшения.

✔ Ольха - это тоже однородный, вязкий материал, легко поддающийся обработке. Она хорошо режется, окрашивается, мало коробится.

✔ Осина - серебристая, светящаяся древесина которой обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.

✔ Тополь по своим свойствам близок к липе, но при резьбе он может легко скалываться. Поэтому на древесине этих пород лучше всего выполнять крупнорельефную резьбу.

✔ Дуб считается классическим материалом для резьбы. Он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев несмотря на крупноструктурное полосатое строение, а также вязкостью и необычной прочностью. Но древесина дуба твердая и ломкая, из-за чего нелегко поддается резьбе. Эту породу лучше применять для изготовления крупных декоративных элементов, а также накладных деталей. Дуб хорошо обтачивается, окрашивается и полируется. Позволяет выполнить как монументальные, так и небольшие камерные композиции.

✔ Орех хорошо режется во всех направлениях, не дает сколов, поэтому его можно применять для выполнения самой тонкой резьбы. Древесину ореха используют для изготовления мебели, высокохудожественных резных изделий малых форм.

✔ Бук по твердости близок к дубу, но скалывается еще больше. Он хорошо окрашивается и отделывается.

✔ Груша легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится и хорошо окрашивается, и отделывается, но имеет высокую твердость. Из ее древесины делают небольшие сувениры с рельефной резьбой, накладные декоративные детали для мебели.

❤ ️Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и напишите в комментариях, какой вид древесины Вы используете в резьбе


Резьба по дереву – достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Древесина для резьбы

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Так, при скульптурной резьбе рекомендуется использовать прочные породы дерева: дуб, кедр и т. д. А при рельефной или геометрической – липу, берёзу и ольху, которые отличаются мягкостью и гибкостью.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом – светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Похожие материалы:

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

Деревянные заготовки для резьбы

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины – это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Выбор древесины для резьбы

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15–20%. Сама процедура сушки может занять много времени – несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8–10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

derevo-dlya-rezby

Технологические качества древесины

rezba-po-derevu

Базовые показатели для отбора дерева – твердость и плотность. Плотность материала позволяет разделить его на 3 вида: древесина с низкой плотностью, со средней плотностью, а также породы с высокими плотностными данными. По маркерам твердости дерево может быть мягким, твердым и сверхтвердым. Остановимся на этих характеристиках подробнее.

Материал по твердости:

  • Мягкие породы. К ним относят ель, каштан, а также пихту, сосну и иву, липу. Сюда же – тополь и ольха. Если из этой древесины делают, например, мебель, она будет дешевле. Из предложенных пород самой ходовой будет сосна. Мягкие породы дерева для резьбы – максимально комфортны в обработке. Мягкая древесина неплохо выгибается, хорошо шлифуется.
  • Твердые породы. Такая древесина характеризует лиственные варианты. В этом перечне будет бук, береза обыкновенная, осина, а также ясень, вяз. Особенно ценным сортом является ясень: это высокоэкологичная древесина с красивой структурой и прекрасным оттенком. Ясень чем-то напоминает могучий дуб, но все же он посветлее.
  • Сверхтвердые породы. Твердостью обладают граб, самшит, может ею похвастаться кизил, белая акация и, собственно, дуб. В мебельном сегменте, вне сомнений, это ценная древесина. И производят из нее люксовую мебель. Дерево этой группы отличается высокой устойчивостью к гнили.

Если вы только начинаете обучение резьбе, то старайтесь работать с мягкими породами. Например, в Сибири ремесленники работают с кедровыми заготовками, комфортным для резного творчества материалом с прекрасной фактурой. Из лиственных сортов резчики любят использовать липу. Ее древесина чистая и легкая в резке, то для крупных мебельных изделий она не подходит. А вот для первых опытов в резьбе – вполне. Породы дерева для резьбы предполагают целый список материалов, и они могут конкурировать друг с другом. Да и важны личные предпочтения мастера.

Выбор древесины для резьбы по дереву

rezba-po-derevu

Специалистам приходится работать с разным материалом для резьбы по дереву. И помимо объективных характеристик сортов, есть еще и субъективные оценки мастера. Потому, чтобы найти свой оптимальный вариант, приходится экспериментировать.

Отдельно стоит сказать про березу. Это древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется. Но есть у материала и некоторые недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Она подвержена червоточинкам и гнили.

Ну и, конечно, клен – плотная, яркая и высокопрочная древесина служит оптимальной основой для резных операций. В особенности, для накладной резьбы.

Более детальную информацию о древесине, можно получить при просмотре данного видео:

Критерии качества

Существуют определенные физические качества древесины, согласно которым мастеру приходится выбирать материал. Важны для резчика цвет дерева, влажность, текстура и запах. Будет оценивать он гигроскопичность, способность к разбуханию и усушке. Рассмотрим отдельные критерии.

Например, цвет древесины будет зависеть от возраста дерева, от того, как на него воздействовали внешние условия, от последующего воздействия отделкой, а еще от угла светоотражения. Декоративность древесины в поделке зависит от самой текстуры дерева, от того натурального рисунка, который виден на срезах.

Какой должна быть древесина для резьбы по дереву:

  • Так как молодое дерево еще мягкое и рыхлое, а старое неустойчиво к гнили и травмам, для резчиков ценной оказывается древесина среднего или зрелого периода. Но у разных пород показатели этого периода отличаются. Так, если взять дуб, его оптимальный возраст для резьбы – от 80 до 150 лет. У березы этот возраст в диапазоне 60-70 лет, у ясеня такой же. Возраст дерева можно посчитать по количеству так называемых годичных колец на поперечном срезе.
  • Влажность древесины – еще один значимый критерий. Если изделия, которые будут выполнены мастером, предназначаются для эксплуатации на улице, их влажность должна составлять 15%. И сушат материал для подобных изделий не менее 3 месяцев на улице, под навесом. Если изделия будут только внутри помещения, древесину еще придется досушивать в комнате.
  • Свежесрубленное дерево, конечно, не подойдет для резки. Да и пересушенное непригодно. В первом случае после высыхания материал сожмется в объеме, коробится. Во втором – даже при нормальных показателях влажности оно будет впитывать влагу из воздуха, отчего начнет разбухать и растрескиваться.

Не досушить и пересушить дерево – для мастера обернется проблемой. Если порода тверда и плотна, то качество изготовления поделки на такой основе пострадает. А вот мягкому древу для декорирования не так страшны проблемы с сушкой.

Обязательно глядите на годичные колечки: параллельность колец говорит о прямолинейности внутренней структуры древа. Широкие древесные слои – знак рыхловатости и не высокой прочности деревянной заготовки.

Одиночно растущие деревца тоже не берутся для резьбы, они более других подвержены ветровому воздействию, потому волокна их скручиваются, плотность их разная.

Новички-резчики не всегда знают, что в резной продукции не совмещают (или стараются этого не делать) разные породы, а также части дерева. Ядровая твердая древесина ссыхается меньше, чем заболонь, у доски же центра коробления фактически нет. Когда выбираете древесину, следует отказываться от брака (сучков, волоконного наклона, трещинок, а еще, безусловно, гнили и червоточинок).

Подготовка дерева к работе

sushka-drevesiny

Какое дерево лучше для резьбы по дереву мы узнали, а теперь несколько слов о том, как подготовиться к резьбе. Стартом подготовки, конечно, можно назвать и саму срубку дерева. Но это еще далеко до непосредственной работы резчика. Самый долгий подготовительный этап – сушка. От того, как он прошел, зависит итоговый результат. Зависит и процесс изготовления, будет ли он комфортным для ремесленника или придется ему помучиться с резьбой.

Рекомендации по подготовке рабочего материала:

Техническая подготовка – это практический навык. Но чем вы более вы будете начитанными и насмотренными, тем легче будет учиться. Например, часто начинающие резчики не берут в учет банальную разнородность древесины. Они вырезают скругленный орнамент, направляют режущую кромку в разные стороны, не меняя нажим инструмента.

Резьба по дереву – целое искусство, которое состоит из маленьких секретов и больших премудростей. Удачи вам в их постижении!

Собираетесь попробовать себя в резьбе по дереву? Для первых опытов важно подобрать подходящий материал, ведь неудачи могут отбить у начинающего резчика всё желание творить. Сегодня расскажем о том, какие породы дерева подходят для резьбы лучше всего.

Самые комфортные в обработке – мягкие породы. Мягкая древесина неплохо выгибается, хорошо шлифуется. К ней относятся: липа, ива, ольха, тополь, осина, ель, каштан, пихта, сосна.

Какую породу выбрать, зависит от техники, в которой работает мастер. Так, для скульптурной резьбы советуем использовать прочные породы дерева: дуб, кедр и т. д. А при рельефной или геометрической – липу, берёзу и ольху, которые отличаются мягкостью и гибкостью.

Из наиболее популярных у резчиков пород выделим следующие:

Материал хорошо поддаётся обработке резцами и стамесками. Имеет тонковолокнистую структуру, что позволяет мастерам выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одно качество, за которое резчики выбирают эту породу.

Заготовка для резьбы из липы. Подробнее: https://vk.cc/bYKK1q

Ольха

Используется в тех случаях, когда мастеру нужен уникальный цвет изделия. Ольха со временем меняет оттенок. Сначала заготовка белая, потом красноватая, позже – светло-розовая. К тому же ольха устойчива к влаге, не поддаётся усушке, почти не коробится и хорошо подходит для резьбы.

Заготовка для резьбы из ольхи. Подробнее: https://vk.cc/bYKKgu

Осина

Настоящая находка для мастеров. Древесина не усыхает, легко колется, не боится влаги и мороза, не меняет цвет под воздействием солнца. Имеет мягкий, нежный оттенок, отлично поддается резке стамеской. Из осины делают лёгкие игрушки, посуду и различный декор, который можно украсить резьбой.

Доска из осины

Берёза

Берёзовые заготовки легко обрабатывать вручную, резать в разных направлениях, сверлить и полировать, поэтому древесину часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёза подходит для изготовления картин, панно и прочих декоративных изделий. Есть у материала свои недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Подвержена червоточинам и гнили.

Заготовка для ложки из березы. Подробнее: https://vk.cc/bYKKJo

Лучший выбор для тех, кто желает изготовить статуэтку или декоративную мебель. Прочен, долговечен, устойчив к повреждениям, имеет красивую текстуру. Обрабатывать дуб тяжело, требуется физическая сила и качественный, хорошо заточенный инструмент.

Заготовка под ложку из дуба. Подробнее: https://vk.cc/bYKL7S

Древесина по цвету схожа с берёзой, но отличается более привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён плотный, его сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Хорошо подойдёт для накладной резьбы.

Заготовки для творчества из клёна. Подробнее: https://vk.cc/bYKLuj

Можжевельник

Дерево характеризуется как тяжелое и твердое. Мало усыхает и не боится гниения, долго источает приятный аромат. Прекрасно ведет себя в резке, хорошо полируется и окрашивается. Подходит как для тонкой плоскорельефной, так и для объёмной резьбы.

Древесина можжевельника

Какой должна быть древесина для резьбы

✔Молодое дерево слишком мягкое и рыхлое, а старое подвержено воздействию гнили и травмам. Поэтому резчики работают с древесиной среднего или зрелого возраста. У разных пород он разный. Оптимальный возраст для резьбы для дуба – от 80 до 150 лет. У березы и ясеня – 60-70 лет.

✔Ещё один важный фактор – влажность древесины. Влажность изделий для уличной эксплуатации должна составлять максимум 15%. Сушат материал для таких поделок не менее 3 месяцев на улице, под навесом.

✔Свежесрубленное дерево для резки не подойдет: после высыхания материал сожмется и будет коробиться. Пересушенное тоже не используйте: даже при нормальной влажности оно будет впитывать влагу из воздуха, станет разбухать и трескаться.

✔Одиночно растущие деревья обычно не берут для резьбы. Они сильнее подвержены воздействию ветров, потому волокна их скручиваются, плотность разнится.

✔В резьбе, как правило, не совмещают разные породы и части дерева. Ядровая твердая древесина ссыхается меньше, чем заболонь, у доски же центра коробления фактически нет.

✔Не подойдёт и древесина с браком – сучками, наклонными волокнами, трещинами, следами гнили и червоточинами.

Подытоживая сказанное, отметим, что профессиональные резчики работают с разными породами дерева. Кроме объективных характеристик каждой, есть также субъективные оценки мастера. Чтобы найти оптимальный для себя вариант, нужно практиковаться и экспериментировать.

Новичкам советуем липу, которая легко режется, имеет чистую и легкую в резке древесину. Она идеальна для первых опытов в резьбе.

Удобна будет также береза – она легка в обработке, хорошо держит углы.

Читайте также: