Когда деревья были большими описание

Обновлено: 18.09.2024

Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девочке, потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Оставив Москву, он отправляется на встречу с будущей дочерью.

Съёмочная группа

Автор сценария: Николай Фигуровский
Режиссёр-постановщик: Лев Кулиджанов
Оператор-постановщик: Валерий Гинзбург
Художник-постановщик: Пётр Галаджев
Композитор: Леонид Афанасьев
Текст песни: Алексей Фатьянов
Дирижёр: Григорий Гамбург (Оркестр управления по производству фильмов)

Инна Гулая - Наташа
Юрий Никулин - Кузьма Кузьмич Иорданов, бывший фронтовик
Леонид Куравлёв - Лёня
Екатерина Мазурова - Анастасия Борисовна
Василий Шукшин - председатель колхоза
Аркадий Трусов (в титрах В. Трусов) - председатель сельсовета Григорий Мартынович
Елена Королёва - Нюра
Людмила Чурсина - Зоя
Виктор Павлов - почтальон/ парень у парома (озвучивание)
Евгения Мельникова - проводница
Георгий Шаповалов - железнодорожник, дежурный по станции
Владимир Лебедев - Володя (Владимир), дед-спекулянт
Павел Шальнов - участковый милиционер
Марина Гаврилко - соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке
Данута Столярская - соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке
Ия Маркс - соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке
Вера Орлова - сторожиха
Оля Петрова - Оля, девочка в больнице
Галина Биневская - мама Оли
Борис Юрченко - односельчанин (нет в титрах)
Надежда Самсонова - буфетчица (нет в титрах)
Владимир Смирнов - водитель (нет в титрах)

Интересные факты

Вначале на главную роль в фильме был приглашён Василий Меркурьев, который, прочтя сценарий, дал своё согласие. Однако позже режиссёру фильма Льву Кулиджанову пришлось отказать Меркурьеву, поскольку тому было сложно выезжать в командировки, а снимать натуру, как предлагал Меркурьев, рядом с его дачей под Ленинградом было невозможно по финансовым соображениям.

Василий Меркурьев, узнав, что ему нашли замену, умерил свои требования. Но после того, как был утверждён Никулин, режиссёр вместе со всей киногруппой уже не могли представить никакого другого артиста в роли Иорданова. Сценарист Николай Фигуровский переписал некоторые сцены уже специально под Никулина.

Роль Иорданова долго не давалась Никулину. Внешний облик помог ему обрести художник-гримёр Александр Иванов. Сразу решили что Иорданов будет небритым.

Долго искали костюм. Художник по костюмам и режиссёр считали, что шить специально для Кузьмы не нужно. Он должен выглядеть обшарпанным, помятым. Никак не могли подобрать головной убор. В костюмерной перебрали сотню кепок и фуражек, и ни одна актёру не понравилась. Случайно он заметил в углу маленькую кепочку со сломанным козырьком и примерил её. Это было то, что надо.

Фильм снимался в течение 1961 года, сначала в Москве, затем в Московской области — в деревне Мамонтово Ногинского района. Съёмки начались в Москве с трёх эпизодов, действие которых проходило в лесу, на рынке и в милиции, и которые демонстрировали московскую жизнь Иорданова: однажды, пытаясь заработать, он отправился в лес за ландышами, где его ужалил шмель, после чего с опухшим лицом отправился на рынок продавать цветы. Рыночные торговки накинулись на конкурента и устроили драку; милиционеры разогнали драку, а Иорданова задержали на пятнадцать суток, посчитав зачинщиком. Эти эпизоды при окончательном монтаже в фильм не вошли.

В пролет лестницы роняли настоящую стиральную машину. Купили две машины и вытащили из них моторы. Выбрали на проспекте Мира старый дом. Ассистенты режиссёра обошли все квартиры и предупредили жильцов, чтобы они не пугались грохота.

В картине дебютировала Людмила Чурсина.

При сдаче фильма худсовету в декабре 1961 года против картины резко выступили Георгий Мдивани и Марк Донской. Однако немного позже картину поддержали Сергей Герасимов и министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Премьера фильма состоялась 26 марта 1962 года.

Каннский кинофестиваль, 1962 год
Номинация: Золотая пальмовая ветвь

Смотрите фильм

Вернулся я из Ленинграда. Только вошел в квартиру, не успел даже снять пальто, как меня позвали к телефону.
— Звонят с киностудии Горького. Подойдешь? — спросила Таня. […]
В трубке услышал приятный женский голос:
— Юрий Владимирович, сколько вам лет? […]
— Да как сказать, — ответил я в растерянности. — Мне сорок. […]
— А может быть, вы выглядите под пятьдесят? Нам это очень нужно. […] Вы не могли бы приехать завтра на студию? Мы хотим с вами серьезно поговорить.
На студии мне дали сценарий Николая Фигуровского "Когда деревья были большими". […]
Увидев режиссера Кулиджанова в первый раз, я подумал: "Вот так, наверное, должны выглядеть хорошие педагоги". Лев Александрович производил впечатление человека спокойного, уравновешенного и собранного.
— Как вам роль? — спросил он сразу.
— Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее, — признался я чистосердечно.
— Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще не говорите слова "играть". Будьте самим собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет.
Кулиджанов долго говорил о характере и судьбе Кузьмы Кузьмича.
Наше представление об образе этого человека совпадало. Но я вдруг ощутил, что эту роль сыграть не смогу. Во — первых, мне сказали: "Не играйте". Но как же не играть? Все, что делал в кино до этого, я именно играл, и за это меня хвалили. Во — вторых, у Кузьмы Кузьмича в роли много текста. А я плохо запоминаю текст. И, наконец, в — третьих, я работал в цирке и боялся, что, если меня утвердят на роль, мне не удастся совместить свою работу со съемкой. […]
Когда мы прощались, я спросил:
— Лев Александрович, а почему вы меня пригласили на эту роль? Видели в кино?
— Вы знаете, — ответил Кулиджанов, — самое любопытное, что ни одной вашей роли в кино я не видел. Только на днях мы посмотрим картину с вашим участием. Я видел вас в цирке. Только в цирке. И вы мне понравились.[…]
Перед началом съемок Кулиджанов постоянно говорил:
— Старайтесь больше думать о человеке, которого предстоит вам показать. Подумайте, как будет действовать Кузьма в той или иной ситуации. […]
Съемки решили начать с эпизода в мебельном магазине.
— Вы побродите по улицам, зайдите в магазины, — советовал мне Кулиджанов, — присмотритесь к людям, похожим на вашего героя. Они встречаются в Москве.
Этот совет я выполнил. Ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался.[…]
Запомнилась мне съемка сцены, где пьяный Кузьма приходит вечером на паром и поет печальную песню. Я напевал есенинские строчки:
А под окном кудрявую рябину
Отец спилил по пьянке на дрова…
После нескольких дублей я предложил Кулиджанову:
— А что, если выпить по-настоящему? Легче будет играть пьяного.
— Вы так думаете? Ну что ж, попробуйте. Снимем один дубль специально для вас, — разрешил режиссер. — Хотя я думаю, что это будет плохо.
Принесли стакан водки. Я залпом выпил. А поскольку за целый день почти ничего не ел, то быстро почувствовал опьянение, и мне все стало, как говорится, трын — трава. Начали съемку. Я пел, и мне казалось, что все получается гораздо лучше.
Прошло время. Сидим мы на студии и смотрим материал этой сцены.
Показали дубль, снятый после стакана водки. Если в первых дублях все выглядело довольно убедительно, то после того, как я выпил, начался кошмар. Я увидел на экране человека не трезвого и не пьяного. Казалось, какой — то чокнутый человек изображает пьяного.
— Вы были правы, — согласился я с Кулиджановым.

На первый взгляд кажется, что история довольно простая, хотя и не часто встречающаяся во времена СССР. Сначала мы видим человека, который не имеет постоянного места работы. Зовут его Кузьма Кузьмич Иорданов. Сейчас про такого человека сказали бы, что он фрилансер. Но в советские времена ещё не было данного слова. Тогда людей, перебивающихся случайными заработками, называли шабашниками. Еще во времена СССР была статья в Уголовном кодексе. Согласно ей, человека, который нигде не работал по неуважительной причине, могли привлечь по статье за тунеядство.

Когда Кузьму Кузьмича вызывают в милицию, служитель закона проводит с ним разъяснительную беседу. Майор говорит, что Иорданов ведёт антисоциальный образ жизни, нигде не работает, пьянствует. Это совсем непозволительно для бывшего фронтовика, имеющего награды. Так зрители узнают, что он был доблестным участником Великой Отечественной войны. Но затем что-то случилось в жизни этого человека. Ведь он одинок, не имеет ни жены, ни детей. Без семьи Иорданов постепенно стал скатываться вниз социальной лестницы.

Майор грозится выселить Кузьму Кузьмича из Москвы. Но затем жизнь главного героя круто меняет один случай.

Когда он с напарником решает подработать и помочь старушке отнести стиральную машину домой, то нечаянно роняет технику, затем падает сам.

Этот несчастный случай привел к травме, Иорданов попал в больницу. Когда старушка пришла его навестить, то рассказала, что у них в деревне есть девушка Наташа. Она сирота. Тогда в голову Иорданова приходит мысль выдать себя за отца этой девушки, чтобы продолжать бездельничать, но жить на всём готовом.

Искренняя и наивная Наташа поверила, что это её отец. Планы Иорданова начинают сбываться. Он продолжает бездельничать, живёт в своё удовольствие на свежем воздухе в деревне.

Но постепенно главный герой начинает обретать себя. И вот его уже мучает совесть. Кузьма Кузьмич разрешает рассказать девушке, кто на самом деле, но Наташа, которая наконец-то обрела своего папу, не хочет верить в эту историю. Она просит ставшего родным мужчину никогда больше так не шутить.

И Кузьма Кузьмич не может приносить девушке страдания, поэтому больше не возвращается к этому сложному разговору.

Ближе к концу кинокартины мы узнаём и о том, что у той старушки тоже большая и добрая душа. Увидев Иорданова в родном селе, она не выдала его, чтобы не нарушить покой девушки Наташи, которая, наконец, стала счастлива, обретя отца.

В конце фильма главному герою приходит повестка из милиции. Он напуган, так как уверен, что его афёра раскрылась, и теперь ждет наказание. Иорданов решил собрать свои вещи и уехать. Он ничего не рассказал вновь обретенной дочери, а понуро опустив голову идёт на станцию.

По пути Иорданов встречает председателя колхоза. От того Кузьма Кузьмич узнаёт, что в милицию его вызвали лишь потому, что он уже долгое время живёт в деревне, но так и не прописался здесь.

Главный герой несказанно обрадовался тому, что всё хорошо. К концу фильма становится понятно – бывший тунеядец и дебошир полностью переродился. Он снова пойдет работать слесарем, так как начал вспоминать уже забытые навыки, и теперь Иорданову хочется трудиться. Он искренне полюбил свою приёмную дочку, которая окружила отца любовью и вниманием. Конечно, в ответ на такое, уже загрубевшее сердце бывшего фронтовика дрогнуло. Пробуждению лучших чувств его души помогла и искренность Наташи, которая своим примером помогла вновь обретенному отцу поверить в себя и измениться в лучшую сторону.

1961 год
Киностудия: Киностудия имени М. Горького
Режиссер: Лев Кулиджанов
Оператор: Валерий Гинзбург
Сценарий: Николай Фигуровский



Первоначально главную роль должен был сыграть Василий Меркурьев, было даже получено его предварительное согласие. Однако через несколько дней, когда директор картины Борис Яковлевич Краковский начал более конкретные переговоры с Меркурьевым, тот выдвинул целый ряд условий. Главное требование: натура должна сниматься под Ленинградом, рядом с его дачей, поскольку ему трудно выехать в экспедицию. Пришлось искать другого актера…





Внешний облик помог мне обрести замечательный художник — гример Александр Иванов, — вспоминал Никулин. — Мы сразу договорились, что Иорданов будет небритым. Для этого я три дня не брился. Потом мне все время подстригали волосы ножницами.

Долго искали костюм. Художник по костюмам и режиссер считали, что шить специально для Кузьмы не нужно. Он должен выглядеть обшарпанным, помятым. И носить может что — то уже готовое, а то и взятое с чужого плеча. Никак не могли подобрать головной убор. В костюмерной перебрали сотню кепок и фуражек, и ни одна мне не понравилась. Случайно я заметил в углу маленькую кепочку со сломанным козырьком и примерил ее. Это было то, что надо.


Режиссер: Лев Кулиджанов
Автор сценария: Николай Фигуровский
В ролях: Инна Гулая, Юрий Никулин, Леонид Куравлев, Екатерина Мазурова, Василий Шукшин, Людмила Чурсина, Елена Королева, Евгения Мельникова, Аркадий Трусов, Павел Шальнов и другие
Оператор: Валерий Гинзбург
Композитор: Леонид Афанасьев

Сюжет фильма Когда деревья были большими / Kogda derevya byli bolshimi

Москвич Кузьма Иорданов (Юрий Никулин) был когда-то неплохим слесарем, затем ушел на фронт, а после войны, во время которой погибла его жена, не смог найти себе места в жизни. Вновь идти на завод Кузьма не захотел, перебивался случайными заработками, пил и бездельничал, за что неоднократно бывал в милиции.

Однажды Иорданов вызвался за небольшую плату помочь встреченной на улице старушке (Екатерина Мазурова) донести до дома стиральную машинку, но у самых дверей квартиры уронил свою ношу в лестничный пролет.

Побежав по лестнице вниз, чтобы подобрать обломки, Кузьма споткнулся, скатился по ступенькам и с переломом руки угодил в больницу.

Однажды своего горе-помощника пришла навестить сердобольная старушка и, разговорившись и узнав его поближе, пожалела за одиночество и неприкаянность. А потом рассказала, что в деревне Селиваново, откуда она родом, живет девушка Наташа (Инна Гулая), выросшая без родителей, которые в войну пропали без вести. Узнав об этом, Кузьма решил поехать в Селиваново и выдать себя за Наташиного отца.

История создания фильма Когда деревья были большими / Kogda derevya byli bolshimi

Сценарий под названием "Благоразумная ведьма" был прислан на Киностудию имени Горького по почте из Белоруссии. Руководившему в то время студией Сергею Герасимову история о том, как два одиноких человека становятся друг другу родными, понравилась, и он вызвал в Москву для собеседования ее автора — Николая Фигуровского.

На встрече с драматургом главным критиком сценария стал режиссер Лев Кулиджанов. Приняв к сведению его замечания, Фигуровский уехал домой, а через несколько месяцев прислал Кулиджанову исправленный вариант сценария под новым названием — "Когда деревья были большими". Перечитав его, Лев Александрович решил ставить по нему фильм.

Следующим на очереди был Юрий Никулин. Однако как артист, ранее игравший только комических персонажей, будет выглядеть в непривычном для него амплуа, было неизвестно. Тем более что фильмов с Никулиным Кулиджанов не видел, а знал его только по цирковым выступлениям.

Сомневался в своих силах и сам Никулин. Впоследствии Юрий Владимирович вспоминал:

Но, несмотря на все сомнения, Никулин блестяще справился с задачей, и первая в его карьере драматическая роль стала для него настоящей актерской удачей.

В 1962 году фильм "Когда деревья были большими" стал участником основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля.

Интересные факты о фильме Когда деревья были большими / Kogda derevya byli bolshimi

Big Digit 2022

На роль Иорданова без проб был приглашен Василий Меркурьев. Актёр согласился, но позже выдвинул ряд требований, которые режиссёр не мог выполнить. Он отказался выезжать в подмосковную деревню Мамоново и хотел, чтобы съёмки перенесли поближе к его даче под Ленинградом. От Меркурьева пришлось отказаться. Следующий кандидат — Борис Андреев — не подошёл к роли по фактуре, и тогда Кулижданов решил пригласить в драму циркового актёра Юрия Никулина, который был известен зрителям по комедиям. Режиссёр не был знаком с Никулиным и даже не видел ни одного фильма с его участием, но был впечатлён его выступлением в цирке. Актёр сомневался, что он, комик, сыграет человека со сложной судьбой, но уже после проб стало понятно, что получилось стопроцентное попадание в образ.

Лев Кулиджанов посоветовал Юрию Никулину наблюдать на улицах за теми, кто похож на его героя — выпивающих, помятых, ищущих случайный заработок. Никулин гулял около пивных и примеривал на себя роль завсегдатаев подобных заведений. Первый съёмочный день проходил в мебельном магазине. Актёра загримировали, переодели и привезли на съёмочную площадку. В дверях магазина стояли директор, режиссёр Лев Кулиджанов и оператор Валерий Гинзбург. Когда Никулин направился к ним — директор магазина преградил ему путь и попросил убираться отсюда и не мешать съёмкам, добавив, что он тут его уже не первый день видит. Никулин пытался доказать, что он актёр, что вот стоят главные люди съёмочной команды, но режиссёр с оператором в один голос заявили, что этого странного человека видят первый раз… И только когда на скандал начал собираться народ, Кулиджанов с Гинзбургом признались, что это исполнитель главной роли.

В начале съёмок рабочий материал просмотрели в Министерстве культуры СССР и чуть было не остановили съёмки из-за того, что главный герой — пьющий и тунеядец, но сыгран так талантливо, что может не тому научить зрителя. Но заместитель министра отстоял картину, сказав, что он верит режиссёру и актёрам — они не могут снять вредный фильм. Когда готовый фильм сдали худсовету — к нему опять возникли те же самые вопросы. Тогда возглавлявший киностудию имени Горького Сергей Герасимов показал фильм министру культуры Екатерине Фурцевой и заручился её согласием на показ.

Читайте также: