Маркетри по дереву технология

Обновлено: 18.09.2024

Маркетри — это исторический художественный прием украшения мебели, уходящий своими корнями в Древний Египет. Речь идет о декорировании поверхности путем вставки шпона разного цвета на деревянную основу, что создает мотивы в соответствии с желаемой целью.


Полученное украшение вытачивается в одну плоскость и дополнительно шлифуется до впечатляющей гладкости, при этом ни одна из частей не должна выступать.


Такую инкрустацию можно найти на великолепной исторической мебели. Сейчас это художественный и декоративный прием, который до сих пор очень популярен в столярных изделиях и резьбе по дереву.


Содержание

Развитие маркетри

Согласно историческим источникам, техника маркетри была известна еще во времена Древней Греции и Египта. Однако это были единичные попытки; наибольшая экспансия с точки зрения истории зафиксирована только в период расцвета стиля барокко и рококо.


В то время маркетри был одним из самых распространенных приемов украшения дерева и деревянной мебели. Постепенно начали развиваться проверенные методы и методы производства маркетри, наибольшим преимуществом которых стало изобретение станка для резки шпона.











С использованием фанеры для вставки произошел постепенный переход от твердой древесины к мягкой, особенно ели или других хвойных.

  • Изначально производством маркетри занимались плотники, позже было создано отдельное ремесло.
  • Сегодня плотники-художники вместе с резчиками снова работают в этой области. С течением веков изменилось и использование древесных растений.
  • Сначала использовалось меньшее количество доступных пород древесины, которое постепенно увеличивалось.


Помимо общедоступных древесных растений, также начали использоваться экзотические виды и комбинации с другими типами материалов, такими как металл, олово, перламутр или латунь.


Базовый процесс изготовления маркетри

Исходным материалом для изготовления маркетри является шпон. Сегодня используют лущеный и строганный шпон толщиной чаще всего 0,6 и 0,8 мм.











Однако в прошлом технология не позволяла использовать такой способ изготовления фрагментов древесной мозаики, поэтому использовались кусочки шпона, обрезанные до толщины от 3 до 8 мм.


Для достижения конечного эффекта используются шпон разных пород дерева, благодаря чему они различаются цветовым оттенком. Изменение цвета также может быть достигнуто травлением.


Изготовлению маркетри предшествует тщательный дизайн, сборка модели и, возможно, изготовление картонных шаблонов для легкого переноса на пласты шпона. Решающим шагом является вырезание отдельных частей нужной формы.


Для этого используются различные техники резьбы:

  • Ножевая резка — для изготовления маркетри используются острые резьбовые ножи различной формы. Также можно использовать классический нож или скальпель. Во время резки не давите на режущий инструмент слишком сильно, так как шпон может сломаться. Чтобы порвать волокна, рекомендуется более тонкая и повторяющаяся резка;
  • Ручная распиловка — для резки шпона также можно использовать механические пилы. Фаворитом является так называемый дровосек — пила с мелкими зубьями в форме яйца. Качественного чистого пропила можно также добиться с помощью пилы для фанеры, благодаря которой можно вырезать даже небольшие украшения изогнутой формы;
  • Электрическая разделочная резка — в настоящее время при производстве маркетри также используются электроинструменты. Примером может служить электрическая развязка, с помощью которой можно резать быстро, точно и равномерно;
  • Лазерная резка — профессиональные компании, занимающиеся современной маркетри, используют лазер для резки. Благодаря этому отдельные куски шпона разрезаются с максимальной точностью и обеспечивают идеальный результат.





Используемая древесина

Для нужд маркетри необходимо использовать качественные фрагментов высочайшего качества, без дефектов, бросающихся в глаза вкраплений и цветовых отличий. В настоящее время на рынке доступны как натуральные, так и экзотические виды шпона.


К традиционным относятся, например, дуб, клен, береза, бук, вишня и др. Красное дерево, макасар, падуб, бамбук и меранти относятся к категории экзотических пород древесины для производства шпона.


В отдельную категорию входит декоративны шпон, который используется в качестве фонового орнамента и приклеивается к фанере или другой подложке. Декоративные элементы делятся на несколько категорий в зависимости от использования (для внутренних и наружных поверхностей) и типа (радиальные и угловой формы).




Перенос маркетри на поверхность

После того, как отдельные детали нескольких видов шпона точно вырезаны, необходимо собрать из них желаемый мотив. Кусочки необходимо вырезать с максимальной точностью, чтобы после сложения выкройки между ними не оставалось больших промежутков.












Собранный узор временно склеивается бумажной липкой лентой, что позволяет обрабатывать всю деталь.

  1. Получившуюся бейку нужно перенести на необходимую подложку — фанеру или сам предмет мебели. Для приклеивания можно использовать клей или эпоксидный клей.
  2. Наносится только необходимое количество клея, иначе он начнет просачиваться сквозь мотив и его очистка будет затруднена.
  3. После приклеивания к основанию бейку нужно прижать. Чтобы защитить шпон, выкройку сверху накрывают газетой и как следует затягивают съемниками. Идеальное время для прижатия бейки — несколько часов.
  4. После высыхания и прижатия клея бумажная клейкая лента снимается с маркетри и начинается обработка поверхности. Небольшие промежутки между отдельными частями заполняются клеем, смешанным с мелкими опилками.
  5. Фаза шлифования продолжается до тех пор, пока вся поверхность не станет однородной, гладкой и без заметных перепадов высоты. Последний этап производства маркетри — обработка поверхности краской.


Нитроцеллюлозный лак наносится мазками кисти в одном направлении. После нанесения и высыхания нескольких слоев готовая работа снова шлифуется мелкой наждачной бумагой.


Производство маркетри — впечатляющее ремесло, которым занимаются не только профессиональные плотники и резчики, но и любители. Интерес к маркетри проявляется также в организации курсов и кружков по рукоделию для детей и взрослых


. Вы также можете попробовать сделать маркетри самостоятельно дома, кроме шпона и основных столярных инструментов, вам не потребуется много инструментов.

Маркетри (франц. marqueterie) это старинная техника создания картин и узоров из шпона (тонких пластин дерева). Антикварная мебель, часто украшена в технике маркетри, особенно старинные французкие мебельные гарнитуры и изящные столики. Но сейчас не об истории, а немного о том как создаются эти работы. Создание картины или узора в техники маркетри очень трудоемкий процесс,это полностью ручная работа, и состоит из нескольких этапов.

Маркетри - редкая и почти забытая техника. Немного о процессе создания работ., фото № 1

Сначала создается эскиз на бумаге. Художник тщательно продумывает композицию, прорисовывает детали и пере ходы.Набросок может создаваться в цвете, где предварительно пронумеровывается шпон, который будет использоваться. Я никогда не делаю эскиз в цвете, мне нравится подбирать цвет и фактуру в процессе набора, рисунок сам подсказывает.

Маркетри - редкая и почти забытая техника. Немного о процессе создания работ., фото № 2

Это конечно делает процесс более долгим, но, на мой взгляд, более творческим. После того как эскиз готов, его переносят на фон, это может быть шпон или плотная бумага. У каждого мастера свои приемы и секреты.

Маркетри - редкая и почти забытая техника. Немного о процессе создания работ., фото № 3

Маркетри - редкая и почти забытая техника. Немного о процессе создания работ., фото № 4

Маркетри. Пьер Голль. Письменный стол, конец XVII века

Маркетри — это древнее ремесло, в котором мастер с помощью режущих инструментов и клея создает уникальные произведения искусства. Эта техника инкрустации требует от художника огромного терпения и усидчивости, а также обязательного наличия таланта и работоспособности.

Виды и особенности техники маркетри

Маркетри иногда называют искусством деревянной мозаики, но в этой технике, помимо древесины, могут использоваться для отделки небольших участков поверхности и другие материалы:

  • слоновая кость;
  • моржовый клык;
  • панцири черепах;
  • перламутр;
  • оловянные и латунные вставки;
  • солома.

Маркетри. Адам Вайсваллер. Комод, конец XVIII века

Простейшая разновидность маркетри включает отделку поверхностей декоративными элементами из фанеры двух разных оттенков. Для изготовления шпона обычно используют древесину ценных сортов:

  • платана;
  • самшита;
  • черного и красного дерева.

Маркетри. Андре-Шарль Буль. Комод, начало XVIII века

Произведения искусства, изготовленные в технике маркетри, можно классифицировать по многим параметрам:

  • Типу шпона (натуральный или модифицированный, из дерева (ствола) или из корня, строганый или лущеный, тангентальный или радиальный).
  • Типу прессования (горячее, холодное, вакуумное),
  • Типу дополнительной обработки (поджог, затенение песком, гравировка тонких линий, подкрашивание отдельных деталей).
  • Толщине шпона (0,5-2 мм).
  • Типу защитного покрытия (обычные или специальные лаки, полиуретановые масла, воск).

Маркетри. Андре-Шарль Буль. Шкафчик, 1700

На начальном этапе маркетри художник обычно делает эскиз (проект) будущего произведения искусства и подбирает необходимые инструменты. В наши дни мастера маркетристы в своей работе используют комплекты ножей со съемными лезвиями.

История маркетри

История маркетри берет свое начало с античной эпохи. Уже в Древнем Риме были мастера художественной отделки мебели тонкими полосками древесины ценных пород. Возраст старейших инкрустированных предметов, обнаруженных современными археологами, составляет не менее 2000 лет.

Маркетри. Генрих Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой, начало XIX века

После распада Римской империи древнее искусство маркетри было утрачено на многие столетия. Центрами его ренессанса в XVI веке стали европейские города Флоренция и Неаполь. Но итальянские мастера предпочитали больше работать с натуральным мрамором и драгоценными камнями.

Маркетри. Гийом Бенеман. Медальер, конец XVIII века

Полноценное возрождение искусства деревянной мозаики произошло в другой части Европы — во Фландрии (на территории современных Нидерландов и Бельгии). В начале XVI века Антверпен был крупнейшим морским портом Старого Света, куда из Америки, Африки и Азии привозили древесину ценных пород.

Маркетри. Давид Рентген. Комод, конец XVIII века

Фламандские мастера быстро научились изготавливать из шпона уникальные предметы быта и мебель, музыкальные инструменты и стеновые панели, панно и колонны. Из наборного дерева художники создавали не только узоры и орнаменты, но и целые картины с сюжетами на религиозные, исторические, мифологические и бытовые темы.

Маркетри. Давид Рентген. Стол, конец XVIII века

Период наивысшего расцвета искусства маркетри пришелся на XVII век. Инкрустрированные шпоном предметы пользовались огромной популярностью среди богатейших людей Франции, Германии и Англии. С XVII столетием неразрывно связаны имена большинства величайших маркетристов всех времен, кроме Андре-Шарля Буля.

Маркетри. Жан-Анри Ризенер. Французский сундук с ящиками. 1776

С начала XVIII века мода на маркетри постепенно угасает, хотя спрос на мебель в стиле Буль пережил смену многих исторических эпох в искусстве: от классицизма до абстракционизма. В наши дни предметы антиквариата, изготовленные в уникальной технике маркетри, стоят огромных денег и неизменно вызывают фурор на аукционах во всем мире.

Маркетри. Жан-Франсуа Эбен. Цилиндрическое бюро Людовика XV. 1769

Самые известные художники-маркетристы

Имена самых известных маркетристов были хорошо знакомы их современникам. Судьбы этих художников сложились по-разному, но каждый из них внес огромный вклад в развитие древней техники декорирования и заслуживает отдельного упоминания:

    — самый знаменитый мастер деревянной инкрустации всех времен. Его именем назван пышный и нарядный стиль маркетри, а дело художника продолжили четверо сыновей и многочисленные ученики. Король Франции выделил гению помещение под мастерскую в Лувре и оказывал покровительство до самой смерти.
  • Жан-Франсуа Эбен (Jean-François Oeben) — французский маркетрист немецкого происхождения, ученик Шарля-Жозефа Буля и дед известного живописца Эжена Делакруа (Eugène Delacroix). Эбен приобрел огромную популярность у заказчиков благодаря уникальному таланту создания хитроумных механизмов при изготовлении изысканной мебели.
  • Жан-Анри Ризенер (Jean-Henri Riesener) — тоже немец по происхождению, проживший большую часть жизни во Франции. Ризенер был придворным мебельщиком короля Людовика XVI вплоть до Французской революции, творил в стилях рококо и неоклассицизма.
  • Давид Рёнтген (David Roentgen) — немецкий художник, работы которого с удовольствием покупали монархи Германии, России и Франции. Рёнтген был непревзойденным мастером утонченного рисунка в стиле рококо и работал с самыми дорогими породами дерева.

Маркетри. Мартен Карлен. Женский письменный стол с картиной, конец XVIII века

На сайте Very Important Lot каждый желающий имеет возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата. На сайте также можно купить изысканную мебель напрямую у современных художников.

Маркетри – старинное ремесло, посредством которого создавались уникальные шедевры. Данная техника предполагает отделку деревянных поверхностей предметов интерьера красивыми изображениями, всевозможными узорами.


Содержание

Что такое Маркетри

Чтобы понять откуда взялся этот вид художественного оформления, необходимо обратиться к истории появления этого декоративного искусства. Так как инкрустация – это древнейшая техника, то покрытие облицовочным материалом строений из глины был известен ещё в древней Месопотамии и Древнем Египте.


Кирпичные и бетонные здания римлян покрывались снаружи и внутри мраморными плитками разных оттенков. Украшение мебели также осуществлялось римскими художниками.


Об этом свидетельствуют найденные исследователями вещи старины, имеющие двухсотлетнюю историю. Однако прекращение существования Римской империи стало причиной ухода этого древнего искусства в небытие.


Его возрождение началось в 16 веке в городах Европы – Флоренции и Неаполе. Однако итальянские мастера явное предпочтение отдавали камням, считавшимися драгоценными, и природному мрамору.

  • Полностью искусство возродилось во Фландрии. Ценные породы дерева доставлялась кораблями в самый крупный порт моря Антверпен.
  • Ассортимент, изготавливаемый местными мастерами, был широк и разнообразен.
  • Из шпона изготавливали шикарную мебель, предметы для бытового пользования, панно, музыкальные инструменты, колонны, которые украшали разными рисунками.
  • Из дерева создавались сюжетные линии на различные темы.










Самый расцвет техники маркетри произошел в 17 веке. Украшенные шпоном предметы могли позволить себе богатые и зажиточные французы, англичане, немцы.


Начиная с 18 века, популярность маркетри постепенно снижается. Чего не скажешь о наших днях, когда предметы старины, выполненные в этой уникальной технике, оцениваются очень дорого.


Известные маркетристы

Мастера, владевшие этой старейшей методикой декорирования, сделали всё возможное для её становления и процветания.

  • Хорошо известный своим современникам художник Андре-Шарль Буль является непревзойдённым мастером в области декорирования деревом. Имя художника носит нарядный стиль маркетри, а продолжателями его дела явились его сыновья и ученики. Благодаря королю Франции гениальный француз имел собственную мастерскую.
  • Другой не менее известный мастер, немецких кровей, Жан-Франсуа Эбен был очень востребован у заказчиков из-за своего уникального умения создавать сложные механизмы при изготовлении изысканные предметы интерьера.


Немец по происхождению Жан-Анри Ризенер работал мебельщиком при дворе короля Людовика шестнадцатого, популярными в его работах были стили неоклассицизма и рококо.


Давид Рёнтген — также художник немецких кровей, его работы раскупались германскими, российскими и французскими монархами. Непревзойдённый мастер создавал рисунки в стиле рококо, в своих шедеврах использовал недешёвые породы дерева.










Особенности и виды маркетри

В технике маркетри кроме дерева можно применять и другие материалы. К примеру, кость слоновая, черепаший панцирь, солома, вставки из олова и латуни.


Самый простой вид маркетри состоит из отделки поверхностей элементами декора, сделанными из фанеры двух разных цветов. Такая древесина, как красного и чёрного дерева применяется для создания шпона.


Предметы искусства в технике маркетри можно определить по типу шпона, его толщине, покрытия, прессования, а также по типу дополнительной обработки.


Сферы применения маркетри

Сегодня сфера применения техники маркетри обширна. Любой предмет, будь то шкатулка или коробка, настоящий мастер может превратить в настоящий шедевр, который будет отличаться уникальностью.


Маркетри может украсить даже недорогой предмета интерьера. Изделия из мебели, украшенные мозаикой из шпона, приобретают совершенно другой вид. Это может быть имитация какого-нибудь портрета, природного пейзажа или натюрморта с цветами.

  • Техника мозаики лучше всего подходит для изготовления эксклюзивной мебели.
  • Для украшения дверей внутри помещения используется аппликация, выполненная из шпона. Рисунки могут быть самые разнообразные, начиная от геометрических узоров и заканчивая природными пейзажами.
  • Техника маркетри активно применяется при создании какой-нибудь сувенирной коллекции вещей. Ими могут быть шкатулки, зеркала, панно на стену, а также часы, иконы.


Такие материалы, как керамика, дерево, мрамор, поделочные и драгоценные камни используются для декорирования в прикладном искусстве. Также для инкрустации предметов мебели применяется флорентийская мозаика, которая выполняется из пластинок малахита, яшмы, родонита и лазурита.










Мелкими кусочками смальты и цветного камня украшают вещи в технике римской мозаики. Кубики маленьких размеров позволяли воспроизводить живописные картины с высокой точностью в изображении. Продукции римских мастерских, где выполнялась мозаика на заказ, пользовались особой популярностью.


Маркетри в современной интерпретации

Сегодня инкрустацией мебели деревянным шпоном ценных пород дерева заинтересовались современные дизайнеры. Так в моду вновь вернулась старинная техника, но уже в новой интерпретации.


К примеру, серия Patchwork марки Morelato состоит из предметов, покрытых шпоном из ореха, клёна, вишни, падука, а также эбенового дерева.


Или взять, к примеру, дизайнера Жан-Марк Гади, выпустившего совместно с краснодеревщиком Craman Lagarde коллекцию Timber. Здесь сложнее узоры и разнообразнее породы деревьев.

  • В руках многих дизайнеров маркетри становится искусством.
  • Взять хотя бы классика Этторе Соттсассе. Его коллекция комодов увидела свет в 1999 году.
  • Мастер, работающий с красным деревом, Андреа Федели перенес на фасады комодов рисунки Соттсассе с изображением архитектуры, используя разноцветный шпон.


Став частью современного дизайна, техника маркетри претерпела внешние изменения, но осталась такой же роскошью, как и раньше.

Читайте также: