Обработка дерева у башкир

Обновлено: 18.09.2024

Актуальность исследования : резьба по дереву является важной частью декоративно прикладного искусства башкирского народа.

Цель: использование технологий резьбы по дереву, как средства развития декоративно прикладного искусства.

Оглавление

2. Традиции резьбы по дереву у башкир……………………………………. 3

3. Художественное выпиливание лобзиком…………………………………….5

4. Материал для резьбы по дереву……………………………………..…….…..7

5. Мастер по дереву Ибатуллин Ришат…………………………………..…..….9

Файлы: 1 файл

Введение.doc

2. Традиции резьбы по дереву у башкир……………………………………. 3

3. Художественное выпиливание лобзиком………………………… ………….5

4. Материал для резьбы по дереву……………………………………..…….…..7

5. Мастер по дереву Ибатуллин Ришат…………… ……………………..…..….9

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России..

Украшение домов деревянными резными узорами и элементами — традиционное для народного декоративно-прикладного искусства — широко распространено в нашей стране. Орнаментовке подвергаются не только наличники, карнизы, фронтоны, двери, ворота, беседки, террасы, но и различные ограждения. Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяин не только украшает его, но и показывает свое мастерство, художественный вкус.

Актуальность исследования : резьба по дереву является важной частью декоративно прикладного искусства башкирского народа.

Цель: использование технологий резьбы по дереву, как средства развития декоративно прикладного искусства.

Задачи: 1) показать традиции резьбы по дереву у башкир;

2) техника выполнения художественного выпиливания лобзиком;

3) рассмотреть различные породы древесины для резьбы;

4) познакомиться с мастером Ибатуллиным Ришатом.

Объект исследования: декоративно прикладное искусство.

Предмет: технология резьбы по дереву.

1. Традиции резьбы по дереву у башкир

Резьба по дереву, один из ранних видов декоративного народного творчества. В Башкортостане получила развитие в зоне липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и др.

Домовая резьба покрывала карнизы, наличники и двери домов и мечетей, калиточные проемы, опорные столбы и створки ворот; с заделкой фронтонов стали украшаться причелины, фризы дома; изредка полосу узора помещали на углах. Технические приемы резьбы были разнообразными: пропильная - ажурная и накладная, старинная глухая долбленая (ногтевидная, желобчатая, двугранно-, трехгранно-выемчатая) резьба. Распространенным приемом башкирских мастеров резьбы по дереву было углубление фона. Характерные орнаментальные мотивы домовой резьбы - солярные узоры, роговидные мотивы в форме отд. или сдвоенных завитков, интеграла, в виде "бегущей волны" и др. В Юго-Восточном Башкортостане узоры на плоскости наличников копировали мотивы вышивки и аппликации на сукне и войлоке. В пропильной резьбе, особенно в центральных районах, преобладали растительные композиции, иногда в узор вплетались изображения птиц и зверей, часто стилизованные. В Северном Башкортостане зооморфные сюжеты сочетались с геометрическими фигурами. Со второй половины XXв. домовая резьба сочетается с раскраской дерева, с выделением орнамента, часто детального и многоцветного 1 .

Художественное выпиливание лобзиком — вид обработки древесины. Древесина — доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий.

Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Популярным видом художественной обработки дерева является пропильная (сквозная ажурная) резьба .

Пропильная резьба — вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой.

Пропильная резьба — разновидность прорезной, она наиболее пригодна к выпиливанию лобзиком. Основы пропильной резьбы — плосткостной сквозной орнамент. Красивы узоры пропильных деревянных полос, расположенных на фасадах домов. Завитки сквозного растительного или геометрического орнаментов прекрасно смотрятся на фоне стены. Самый распространенный мотив — S-образный завиток с закрученными концами. Очень привлекательны в пропильной резьбе (или при выпиливании лобзиком, пилами) животные и птицы. Интересны мотивы змеи, являющейся в древности покровительницей дома, змея чаще всего принимает вид дракона. Женская фигура также является орнаментом в пропильной резьбе 2 .

3. Материал для резьбы по дереву

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, т иса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы 3 .

4. Мастер по дереву Ибатуллин Ришат

Ибатуллин Ришат мастер по резьбе по дереву. Родился в деревне Верхнеарметово Ишимбайского района,где и по сей день продолжает жить.

- Давно ли Вы занимаетесь этим видом творчества и где этому научились?

- Вырезаю, примерно, десять лет. Научился вырезать у нашего односельчанина Хафизова Агзама. Его работы мне всегда нравились и вызывали интерес, я попросил его научить меня, он не отказался, все подробно показал, рассказал. Затем сам начал делать наличники для окон.

- Узоры придумываете сами?

- Использую шаблоны моего мастера, придумываю сам.(слайд 1-5)

- Какую породу дерева вы используете?

- Липу, так как она легко режется и не растрескивается.

- Продаете ли Вы свои работы?

- Я не привык брать денег, люди которые заказывают работы приносят краску и материал. Родственникам и друзьям дарю свои работы.

- Есть ли желающие у Вас научиться вашему искусству?

- Пока никто не интересовался. Но мой сын Рустам занимается резьбой, только он работает в другом направлении: делает столы, стулья, тумбы под телевизор, сундуки и т.д.(слайд 6)

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные изделия, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.

Главная

ГлавнаяЭнциклопедия Башкирии РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ — РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из ранних видов декоративного нар. т-ва. В Башкортостане получила развитие в зоне липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и др. К нач. 20 в. выделились ц. по изготовлению резной посуды и др. изделий. В прибельских селениях, на юге совр. Бурзянского р-на, было налажено произ-во низких кумысных кадок с елочным, солярным и зооморфным орнаментами. По зап. склонам Урала и в Ср. Забелье (дд. Ниж. Ташбукан, Саитбаба, Уметбаево и др.) выпиливали дерев. цепи с фигурками куницы, волка или медведя в кольце, ковши с цепями, вазочки для меда с кольцевыми и биконическими подвесками, подсвечники, трости. Местный стиль проявляется в оформлении резных ковшей в Зауралье. Произ-во резных седел было распространено на терр. совр. Белорецкого, Бурзянского, Зилаирского и др. южн. р-нов. Украшение домов резьбой и росписью связано с развитием строит. традиций у башкир во 2-й пол. 19-20 вв. Домовая резьба покрывала карнизы, наличники и двери домов и мечетей, калиточные проемы, опорные столбы и створки ворот; с заделкой фронтонов стали украшаться причелины, фризы дома; изредка полосу узора помещали на углах. Техн. приемы резьбы были разнообразными: пропильная - ажурная и накладная, старинная глухая долбленая (ногтевидная, желобчатая, двугранно-, трехгранно-выемчатая) резьба. Распространенным приемом баш. мастеров Р.п.д. было углубление фона. Характерные орнаментальные мотивы домовой резьбы - солярные узоры, роговидные мотивы в форме отд. или сдвоенных завитков, интеграла, в виде "бегущей волны" и др. В Юго-Вост. Башкортостане узоры на плоскости наличников копировали мотивы вышивки и аппликации на сукне и войлоке. В пропильной резьбе, особенно в центр. р-нах, преобладали растит. композиции, иногда в узор вплетались изображения птиц и зверей, часто стилизованные. В Сев. Башкортостане зооморфные сюжеты сочетались с геом. фигурами. Со 2-й пол. 20 в. домовая резьба сочетается с раскраской дерева, с выделением орнамента, часто детального и многоцветного.

Лит.: Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1978; Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.

РАВНИНЫ, участки поверхности суши, характеризующиеся незначит. колебаниями высот. По рельефу различают плоские, волнистые, увалистые, холмистые, грядовые, ступенчатые Р.; по происхождению - аккумулятивные, т.

РАДИОСПОРТ. В 1924 в Уфе создано одно из первых в СССР объединений энтузиастов радиотехники при физ. ф-те Баш. пед. рабфака, к-рым руководил К.П.Краузе. Первыми коротковолновиками были Г.Швецов, А.Зенковский.

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ, террит. распределение отраслей пром-сти, с.х-ва, строит. индустрии, транспорта, трудовых ресурсов в регионах. Направлено на обеспечение сбалансированного развития всех сфер нар.

РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ нефти и газа - управление процессом движения жидкостей и газа в пласте к забоям добывающих скважин при помощи размещения скважин, установления их числа и порядка ввода в экспл.

РАИМОВ Риф Мухсинович (30.12.1904, д.Куяново Бирского у. Уфим. губ., ныне Калтасинского р-на РБ, - 15.2.1953, Москва), историк. Д-р ист. наук (1950). Учился в медресе "Гусмания", окончил 1-ю тат. учительскую семинарию (Уфа, 1920).

РАМАЗАНОВ Гилемдар Зигандарович (16.6.1923, д.Старо-Балаково Белебеевского кантона БАССР, ныне Чекмагушевского р-на РБ, - 25.8.1993, Уфа), баш. поэт, литературовед. Д-р филол. наук (1966). Засл. деят. науки БАССР (1983).

РАССКАЗ (хикэйэ), малая форма эпич. лит-ры. Как правило, в Р. описываемые события ограничены во времени, в нем одна сюжетная линия, небольшое кол-во героев. Р. имеет многовековые традиции в лит-рах Востока и Запада.

РАСТЕНИЕВОДСТВО, 1) отрасль с.х-ва; возделывание с.-х. культур; 2) наука о культ. р-ниях и методах их классификации, выращивания новых хоз. ценных р-ний для получения высоких устойчивых урожаев, интродукции.

РАСУЛЕВ Габдрахман Зайнуллович (1889, д.Ахуново Златоустовского у. Уфимской губ., ныне Учалинского р-на РБ, - 1950, Уфа), религ. деятель, муфтий, пред. ДУМЕС в 1936-50 (см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ).

РАСУЛЕВ Зайнулла (Зайнулла бин Хабибулла бин Расуль) (25.3.1833, д.Шарипово Троицкого у. Оренб. губ., ныне Учалинского р-на РБ, - 2.2.1917, г.Троицк Оренб. губ.), религ. деятель, знаменитый баш. ишан, последователь суфизма.

РАФИКИ Гали Лутфрахманович [(псевд., наст. фам. Рафиков), 29.6.1890, д.Баязитово Белебеевского у. Уфим. губ., ныне Миякинского р-на РБ, - 11.3.1944, г.Белебей], баш. писатель и ученый-просветитель. Учился в медресе "Галия" в Уфе, учительствовал в Пишпеке (ныне Бишкек, Кыргызстан).

РАФИКОВ Булат Загреевич (р.1.8.1934, д.Давлеткулово Мелеузовского р-на БАССР), баш. прозаик, драматург. Засл. работник культуры БАССР (1984). Окончил ист.-филол. ф-т Башкирского государственного университета (1959).

РАФИКОВ Сагид Рауфович (19.4.1912, д.Каишева Московской вол. Бирского у. Уфим. губ., ныне Дюртюлинского р-на РБ, - 19.1.1992, Москва), химик. Чл.-корр. АН СССР (1970), акад. АН Казахской ССР (1962), д-р хим.

РАХИМОВ Ахмет Закиевич (р.6.8.1934, д.Киязы Тау Буздякского р-на БАССР), психолог, педагог. Д-р психологич. наук (1993), проф. (1994). Засл. деят. науки РБ (1995). Окончил Башкирский государственный университет (1965).

РАХИМОВ Камиль Юсуфович (25.8.1900, Севастополь - 25.2.1978, Уфа), баш. композитор. Засл. деят. иск-в БАССР (1969). Чл. Союза композиторов (СК) СССР (с 1943). В 1929 окончил отделение духовых инстр. Баш.

РАХИМОВ Муртаза Губайдуллович (р.7.2.1934, д.Таваканово Кугарчинского р-на БАССР), первый Президент Респ. Башкортостан (избран 12 дек. 1993). Окончил Уфим. нефт. ин-т (1964). В 1956-60 работал на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе оператором, в 1960-90 - на Уфим.

РАХИМОВ Ришат Рашитович (р.24.10. 1953, д.2-е Иткулово Баймакского р-на БАССР), баш. музыкант, кураист, педагог. Нар. арт. РБ (1995), засл. работник культуры БАССР (1982). Окончил филол. ф-т Башкирского государственного университета (1990), Уфим.

РАХИМОВА Венера Тимерхановна (р.10.6.1946, с.Карадарьинское Андижанской обл. Узбекской ССР), актриса театра кукол. Нар. (1985), засл. арт. БАССР (1977). Окончила Стерлитамакское культ.-просвет. уч-ще (1967).


Работа с деревом издревле была одним из излюбленных занятий башкир, приносящим как доход, так и удовольствие. Юрты, дома, бани, другие сооружения, домашняя мебель, посуда и утварь, украшения, снаряжения для лошадей, рыбной ловли и охоты, боевое снаряжение – это и многое другое, во что преображали башкиры такой прекрасный материал, как дерево.

И сегодня среди башкир очень много искусных мастеров, краснодеревщиков, чьи работы можно оценить как настоящие произведения искусства.

Изделия изготавливаются из цельного массива дерева или из ЛДСП, рассматриваются любые индивидуальные эскизы заказчика. Каждая конструкция эксклюзивна и уникальна. Изделия могут быть созданы в современном стиле, а могут быть наполнены элементами седой древности, башкирскими орнаментами, тамгами, родовыми знаками.

Презентация: Резьба и роспись по дереву у башкир

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Резьба и роспись по дереву у башкир". Презентация состоит из 13 слайдов. Материал добавлен в 2019 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.5 Мб.

Содержание

Презентация: Резьба и роспись по дереву у башкир

Резьба и роспись по дереву у башкир


Слайд 2

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов.


Слайд 3

Достаточно указать на ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв.


Слайд 4

В этих предметах, с одной стороны, проявились огромные запасы таланта, с другой - они представляют собой продукты упорного и кропотливого труда, когда получили широкий простор богатая человеческая фантазия и изобретательность. Говоря о предметах декоративно-прикладного искусства башкир, мы должны учитывать еще один немаловажный момент: минимум инструментов мастера-деревообработчика, в большинстве случаев топор и нож.


Слайд 5

Художественная обработка дерева и древесных материалов стала изучаться этнографами лишь с конца 50-х гг. XX в. Первой научной публикацией была глава, посвященная резьбе и росписи, в монографии "Декоративно-прикладное искусство башкир"


Слайд 6

Главное внимание уделяется бытовым предметам, объединенным в единый ансамбль в стенах жилища. В главе "Исторические традиции резьбы по дереву у башкир" вскрываются глубокие корни тонкой деревообработки, связывающие духовную культуру башкир с культурой памятников из Пазырыкских курганов Алтая.


Слайд 7

Не случаен тот факт, что орнаментом и объемной резьбой украшали в первую очередь седла, стремена, кумысную посуду, "hандыкаяк" (подставка под постель).


Слайд 8

Проведены выразительные параллели в технике обработки дерева и древесных материалов в форме деревянных изделий, их терминологии у башкир и ряда тюркских народов.


Слайд 9

Характерные детали в устройстве постоянных жилищ появились под влиянием юрты. Из кочевого быта в избы были перенесены некоторые детали интерьера, утварь, мебель.


Слайд 10

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках.


Слайд 11

Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.


Слайд 12


Слайд 13

Читайте также: