Обработка дерева в древней руси

Обновлено: 18.09.2024

Можно с уверенностью утверждать, что приобретение навыков столярного мастерства началось с момента появления Homo sapiens. Если с обработкой камней все было изначально сложно, то дерево как более податливый материал сразу стало адаптироваться под потребности владельцев всевозможных приспособлений. Так начиналась история деревообработки — от обжига и обтесывания камнями до центров с ЧПУ и лазерной гравировки. Шаг за шагом — от палки-копалки до совершенной современной мебели и других сложных столярных конструкций.

Региональные особенности столярного ремесла

Россия имеет собственные богатые традиции в деле обработки древесины. Некоторые методики были изобретены нами, другие технологии позаимствованы у соседей и дальних народов. Однако в любом случае родоначальниками столярного мастерства по праву считаются другие страны, в которых значительно раньше стали обрабатывать дерево и достигли в этом деле огромных успехов.

Древний Египет

В 15 веке до нашей эры был изобретен первый токарный станок. Это произошло в Египте, и именно эта нация считается родоначальником современного столярного мастерства. Египтянами были разработаны первые технологии обработки и декорирования дерева. Недостаток собственного леса фараоны компенсировали завозов материалов из соседних стран — Ливана, Нубии и Финикии.

История столярного дела, фото № 2

В Египте делали не только прекрасную по тем временам мебель и предметы интерьера. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры там уже были большие парусные лодки. Об этом свидетельствуют изображения грузовых судов, найденные в гробницах третьей династии. С 15 века до нашей эры египтяне начали строить морские суда с водоизмещением 60-80 т. Эти корабли тогда объединили все лучшие наработки и технологии деревообработки. С 12 века до нашей эры Египет уже строил мощные для того времени военные суда.

Древний Рим

Истоки производства великолепной итальянской мебели, которая сегодня пользуется спросом во всем мире, находятся в Древнем Риме. Предки современных итальянцев научились делать роскошную мебель, которая украшалась элементами из слоновой кости, бронзы и камней. Кресла, столы и кровати той эпохи — настоящее произведение искусства. При этом римляне использовали свое столярное мастерство не только для бытовых нужд, но и военных. Хорошо известны орудия и корабли той эпохи, которые помогли этому народу покорить половину мира — в военных успехах Древнего Рима была немалая заслуга мастеров столярного дела.

История столярного дела, фото № 3

История столярного дела, фото № 4

Древняя Греция

Рисунки первых токарных станков в Древней Греции можно увидеть на изображениях, датированных 6 веком до нашей эры. Эллины в совершенстве овладели не только резьбой по дереву, но и научились при помощи пара придавать заготовкам выпуклые и вогнутые формы. В первом столетии нашей эры у греков уже был прототип современного токарного станка. Как и египтяне с римлянами, жители Древней Греции овладели искусством кораблестроения. Этому способствовала географическая близость к морю.

История столярного дела, фото № 5

История столярного дела, фото № 6

Большой интерес представляет греческая мебель той эпохи. Она была утонченной, имела оригинальные формы и украшалась резьбой. В тоже время почти во всех изделиях из дерева просматривались простота и гармония. В домашнем обиходе использовались сундуки, лари, два вида столов и стулья. Благодаря тому, что греки научились гнуть паром древесину, вся мебель была комфортной и элегантно выглядела.

Северная Европа

Найденное в Норвегии в начале 20 века погребение наглядно продемонстрировало, что скандинавы в совершенстве овладели художественной резьбой. Возраст находок – более 1000 лет. В погребении также был обнаружен корабль крупных размеров, на котором помимо деревянной утвари находились резные телега и сани. Также там находились фигуры животных из дерева. Эта датированная 9 веком находка доказывает, что европейцы с севера нашего континента к концу первого тысячелетия успешно освоили азы деревообработки.

История столярного дела, фото № 7

История столярного дела, фото № 8

Отечественная деревообработка

Нашу историю уместно разделить на деревообработку в Киевской Руси (современная Украина) и на территории современной России. В силу исторических и географических особенностей эти направления имеют существенные отличия. Однако есть и общее — огромное количество деревянных православных храмов.

История столярного дела, фото № 9

Деревообработка в России

Наши земли богаты лесами, поэтому с первого тысячелетия нашей эры древние славяне, расселившиеся в долинах Волги, Ильменя и Дона возводили добротные постройки из дерева. Домашняя утварь и инструмент для земледелия также изготавливали из этого материала. Многие изделия украшались резьбой по дереву, причем несложно заметить региональные особенности этого искусства.

История столярного дела, фото № 10

Благодаря недавним раскопкам в Новгороде, во время которых было найдено больше 1000 уникальных образцов, удалось многое узнать об истоках этого ремесла. Нашими предками в столярном и плотницком деле использовалось 27 пород древесины. Причем материал был как местного происхождения, так и привозной. Доставлялись в регион грецкий орех, кедр, пихта, тисс, самшит и др. Из местных пород использовались ель, дуб, ясень, береза, можжевельник, сосна, ива, липа, ольха, груша, яблоня, вяз, рябина, клен и осина.

Ель и сосну новгородцы использовали чаще всего. Из них возводились укрепления, мостовые, дома, станки, корабли и водопроводы, а также изготавливались инструменты и орудия труда. Дуб использовали для производства полозьев саней и бочек. Резная мебель делалась в основном из липы, а на посуду шли ясень и клен. Однако ложки с ковшиками делались в основном из клена. Для изготовления всех этих изделий требовался разнообразный и качественный режущий инструмент, который также был обнаружен во время археологических раскопок.

История столярного дела, фото № 11

Русские мастера применяли множество технологических операций. Это подтвердил анализ находок. Соединение отдельных элементов конструкций из дерева выполнялось разными способами — механическими или деревянными связями и замками. Для приданию заготовкам из древесины нужной формы применялись процедуры рубки, пиления, долбления, тески, раскалывания, точения, сверления, строгания и художественной резки. Также существовало несколько технологий по наращиванию и сплачиванию деталей из дерева.

Деревообработка на Украине

Влияние на архитектурный стиль в Киевской Руси оказала Византия. Это касалось как каменного, так и деревянного зодчества. На территории современной Украины сохранилось приблизительно 3000 культовых объектов, возведенных с применением дерева. Одной из наиболее интересных культовых построек является Свято-Троицкий собор, который был построен в Новомосковске в 1778 году. При этом в степных регионах Украины сказывался дефицит древесины, поэтому предметов быта встречается меньше, чем в Полесье и на Западной Украине.


Резьба по дереву — традиционное древнерусское ремесло, ставшее неотъемлемой частью русской культуры. Искусство резьбы по дереву у праславян зародилось в те времена, когда появились первые примитивные режущие инструменты. Славянским народам приходилось прилагать немало труда, чтобы очистить территорию сплошь покрытую дремучим лесом под пашню и для строительства дома. Дерево на протяжении тысяч лет на Руси было основным материалом для строительства жилых домов, дорог, изгородей, бытовой утвари, орудий труда и плетение из бересты или ивовой лозы.
В искусстве резьбы по дереву, как и в древнерусской вышивке, отразились языческие представления народа о Вселенной.


В языческой Руси люди поклонялись восходящему и заходящему Солнцу, грозным стихиям природы, обожествляли Природу Земли в целом. В резьбе по дереву ещё в глубокой древности появились символические изображения Солнца, Неба, Земли, Человека, Воды или небесного Дождя, оплодотворяющего землю и дарующего плодородие людям.


Многие считают, что знак Перуна ставили на домах, где жили воины – ведь этот бог считался покровителем дружины великого князя Владимира, воинского братства, и князей.


Знак Солнца использовался в украшении крыши дома, так как крыша и всё, что выше потолка, символизировали небо, его располагали там, где сходились скаты, ниже конька. Это было традиционным местом для размещения солнечного (солярного) символа, дающего дому тепло и защиту всем домочадцам.




Кони в резьбе – символы солнца, ведь именно они, по легендам, везли Солнце по небу с востока на запад и утром возвращали ночное солнце на восходе.

Солнце в Ведах называется бегуном, быстроногим конём; есть целый гимн, обращенный к нему, как к небесному коню.

Солнце разъезжает по небесному своду на крылатых, пламенно дышащих лошадях; быстро спешит оно вслед за Зарёй и к вечеру спускается в тихие воды океана.

О Сивке-бурке есть на Руси поверье, что конь этот пасётся в вечно цветущих степях небесного пастбища. Богатырские кони носят при себе живую и целющую воду и ударом своих копыт выбивают подземные ключи, т. е. дождевые источники Ильи-пророка, на которого народное суеверие перенесло древний культ Перуна.


Парные изображения птиц — лебедей, ласточек, уточек говорили о взаимной любви, крепком браке, их изображения были пожеланиями лада в семье.

Немецкие и славянские племена приписывают низведение небесного пламени аисту, из-за его красных ног, и дятлу, из-за красного, как огонь, хохолка. Славяне верят, что дом, на котором аист совьёт своё гнездо, безопасен от громового удара. На чьей соломенной кровле устроит аист (черногуз) своё гнездо, тому хозяину будет во всем удача.

На верхней части наличников, под причелинами – были птицы или крылатые мифологические существа Сирин и Алконост.

У всех народов арийского племени, птица имела общепонятный поэтический образ ветра, облака, молнии и солнечного света. Орёл и сокол считались воплощениями бога-громовника Перуна и позже громовержца Ильи-пророка, поэтому перья птиц в деревянной резьбе украшали знаками Перуна.



Традиционные знаки земли в резьбе по дереву, как и в традиционной древнерусской вышивке, изображали в виде ромба, вытянутого по вертикали, или квадрат разделённый на четыре части с точками — это символ засеянного зерном поля, то есть символ плодородия. Точки в данном случае символ семени, запятая означает прорастающее семя. В древнерусской вышивке ромб с точками был символом плода, беременной женщины. В целом символ плодородия земли и людей, весеннего возрождения жизни, развития семени и плода, использовался в домовой резьбе на наличниках, лобовых и разделяющих досках, в отделке дверей. Однако даже чаще его вырезали на предметах домашнего обихода — прялках и в вышивках на ритуальных свадебных полотенцах и на одежде.


Стилизованные изображения женщины – с воздетыми руками, с рогами, на коне, вырезали в верхней части наличника в виде мирового дерева жизни. Это символика богини Макоши – матери всего живого, прародительницы, подательницы жизненных благ, покровительницы женщин.


Древо Жизни, как оберег, изображали на оконных наличниках, входных дверях, на воротах, на домашней утвари — прялках, ткацких станках, деревянной посуде, в вышивках обрядовых полотенец и на одежде, призвание покровительство богини Роженицы и жизни для всего дома.


Мировое древо могло выглядеть действительно как дерево или быть стилизованным почти до неузнаваемости.



Современным людям, желающим отделать свой дом деревянной резьбой в славянских традициях и осознанно использовать древние знаки, принятые в резьбе и росписи, можно рекомендовать:


В места соединения причелин (под коньком), на концах причелин, на лобовой доске и фронтоне органично вписываются символы солнца и огня. Заключенный в круг крест или многолучевая звезда с прямыми или изогнутыми лучами.



На предметах быта, детской мебели (колыбели, кроватке), женской утвари уместен будет знак Макоши или Рожаниц, а также символы плодородия и Солнца.

Железные кованые ножи с костяными рукоятками. Неревский конец, Новгород. XII – XIII вв. ГИМ.

Железные кованые ножи с костяными рукоятками. Неревский конец, Новгород. XII – XIII вв. ГИМ.

Основным же материалом на Руси было дерево. Из него стро­или дома, оборонительные стены, мосты; его применяли при изготовлении средств передвижения (сани, волокуши, лыжи, лодки и суда), многочисленных бытовых вещей, начиная от мебели и кончая столовой посудой и предме­тами туалета. Мастерам были хорошо известны особенности разных древесных пород. Так, на строительные нужды упо­треблялись в основном хвойные, на производство предметов быта шли лиственные. Иногда работали с привозной древе­синой: двусторонние гребни делались из самшита, для ико­нок использовали дорогой кипарис.

Инструмент для обработки древесины был разнообразным и в большинстве своём в ходу до сих пор. Правда, глав­ным был топор. Им рубили брёвна и кололи доски. Брёвна никогда не опиливали, так как пила нарушает структуру дерева, и оно быстрее гниёт. Дома и церкви покрывали леме­хом — русской черепицей, сделанной чаще всего из сосно­вой коры. Пила, всевозможные резцы, токарный станок использовались при выполнения мелких бытовых предметов. Многие из них украшалась резьбой: детали домов (налич­ники, карнизы, балясины), мебель, посуда, гребни, ложки, рукояти ножей, копылы саней, доски кораблей и уключины для вёсел. Иногда дерево покрывали краской, но она плохо сохраняется. Вырезали и мелкие, но весьма выразительные фигурки человекоподобных существ и животных.

Декор, использовавшийся в резьбе по дереву, чаще всего пред­ставлял собой циркульный, спиралевидный и волютообразный орнамент. Таким же орнаментом украшали изделия из кости. Не исключено, что резчики умели работать с обоими видами материалов. Но хорошо известны и изображения мифологических существ (драконы, русалки), скульптурные головки хищных птиц, выполненные очень живо. Многочис­ленные находки деревянных и костяных орнаментированных бытовых предметов дают представление о художественной культуре средневековых русских городов, которая, вливаясь в русло архитектуры и живописи того времени, создавала яркий образ Руси домонгольской эпохи.

Конечно, люди не только работали, но и развлекались. В древних городах найдены музыкальные инструменты (гусли, гудки, варганы, трещотки), многочисленные костяные шашки, шахматные фигурки из кости и дерева, игральные кости, бабки и кожаные мячи, костяные коньки. Известны также детские игрушки из дерева и глины: куклы, коники, мечи, кинжалы, луки и стрелы, свистульки, фигурки животных.

Проведен краткий обзор продукции и технологии производства деревообрабатывающей продукции на Руси.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жиров Н.Н.

Важнейшие виды деревообрабатывающих промыслов Среднего Присурья во второй половине XIX - начале ХХ века

Предметы из дерева с территории ремесленно-торгового района золотоордынского Болгара (по материалам раскопов CLXXIX, cxcii)

Опыт определения пород древесины методом сканирующей электронной микроскопии (по материалам Рождественского городища в Пермском крае)

ДЕРЕВООБРАБОТКА НА РУСИ

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,

Проведен краткий обзор продукции и технологии производства деревообрабатывающей продукции на Руси.

Ключевые слова бондарное, санное и токарное ремесло.

Основным поделочным материалом в древней Руси было дерево. Все, начиная с жилищ и заканчивая детскими игрушками делалось из древесины. Особенно широкого распространения и высокого мастерства деревообрабатывающие ремесла достигли в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами.

До последних лет эта отрасль древнерусской промышленности оставалась неизученной, так как среди археологических материалов деревянные находки, как правило, отсутствовали. Но в русских городах - Новгороде, Москве, Смоленске, Пскове, Белоозере, Вологде, Ладоге - древесина с разной степенью сохранности доходит вместе с иными находками. Наилучшую сохранность древесина имеет в земле Новгорода. Прежде всего мы должны дать характеристику древесины, имевшей в древней Руси промышленное применение. Новгородцы для изготовления всевозможных предметов и возведения построек и сооружений применяли древесину 27 пород: 19 пород -местные, из лесов центральных и северных районов Руси (сосна, ель, можжевельник, дуб, ясень, клен, береза, липа, ольха, ива, осина, вяз, ильм, лещина, рябина, яблоня, груша, черемуха, бересклет), 8 пород (лиственница, пихта, кедр, самшит, тисс, каштан, бук и грецкий орех) привезены с юга, востока и запада.

Самыми распространенными видами поделочной древесины были сосна и ель. Из этой породы древесины строили жилища, городские укрепления, мостовые, водопроводы, корабли, станки, разные ремесленные приспособления и орудия труда. Выбор сосны и ели, исходя из качества древесины, для указанных изделий был самым рациональным. Хорошо зная свойства всех видов древесины, ремесленники-специалисты по обработке дерева для определенных категорий изделий выбирали наилучшие породы. Например, токари для точеной посуды применяли только клен и ясень, точеные коробочки делали из ольхи, ложки и ковши - из клена, бондарную посуду, кроме бочек, изготовляли из сосны и ели, а бочки - чаще всего из дуба. Полозья саней всегда делали дубовыми. Для мебели и других изделий, украшавших-

ся резьбой, применяли липу; даже гребни делали в основном из самшита. В Новгород самшит привозили из лесов Талыша или северных склонов Кавказского хребта.

Деревообрабатывающий инструментарий в ХГУ-ХУ вв., как впрочем и в Х-ХШ вв., был представлен всеми видами режущего и рубящего инструмента. Специализированные кузнецы изготовляли для плотников, столяров, токарей и других ремесленников по дереву высококачественные стальные инструменты. Наиболее полная коллекция деревообрабатывающего инструмента - новгородская; там есть топоры, тесла, пилы, скобели, долота, сверла, наструги (инструмент типа рубанка), стамески, бондарные скобель-ки, уторные пилки, резцы токарные, резцы ручные, резцы для художественной резьбы, ножи, гвоздодеры и другие орудия. Кроме того, в инструментарии были деревянные клинки, чекмари и ряд деревянных приспособлений.

Сделать хотя бы очень краткий обзор продукции и технологии производства деревообрабатывающего ремесла не позволяет объем этой статьи, мы ограничимся только некоторыми примерами из истории бондарного, санного и токарного ремесел.

Бондарные изделия, то есть сосуды из отдельных планок-клепок, скрепленные обручами с вставным одним или двумя днищами, - массовая археологическая находка (конечно, на тех археологических памятниках, где сохраняется древесина). Например, в быту новгородцев бондарная посуда имела широкое распространение. Во всех слоях, а также и в слоях ХГУ-ХУ вв., фрагменты бондарной посуды в виде отдельных клепок, днищ или обручей встречаются в каждом жилище и на территории каждого двора по нескольку экземпляров.

Среди видов бондарных изделий бытовали: бочки, бочонки, кадки, ведра, жбанчики, ушаты и лохани. Эти сосуды всегда изготовлялись традиционных типов и емкости. Размер ведер колебался от 10 до 12 л. Емкость жбанчиков составляла от 0,5 до 3 л, ушатов - от 2 до 10 л. Несколько шире колебалась емкость лоханок - от 6 до 25 л. Особенно широко колебалась емкость бочек и кадок; наиболее крупные размеры имели бочки. В новгородских слоях XIV в. найдена водовозная бочка емкостью около 500 л (примерно 40 ведер).

Бондарю для изготовления бочки или кадки были необходимы: топор, пила, скобель, сверло, бондарный нож, вогнутый нож, скобелька, уторник, натяг, циркуль, чекмарь и скамья-станок. Все эти инструменты, кроме натяга и скамьи-станка, представлены в археологическом материале Новгорода.

Из средств сухопутного транспорта наиболее распространенными на Руси были сани. Новгородские раскопки и в этой области дали такое большое количество археологического материала, что мы свободно можем представить и конструкцию саней, и технику их изготовления.

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2015

В Новгороде встречены в большом количестве как отдельные детали саней (полозья, копылы, грядки, вязки, отводы, задки, оглобли), так и некоторые части в собранном виде, например полоз со вставленными копылами, одетой грядкой и отходящими в сторону вязами. Технический анализ всего комплекса находок позволил выделить шесть типов саней, бытовавших в Новгороде в XIV-XV вв.: сани грузовые обычные (дровни), грузовые тяжеловозные, легковые пассажирские, легковые с высокой грядкой (беговые), сани-возки с кузовом и ручные салазки.

Мы опишем конструкцию обычных грузовых саней. Их основу составляли два полоза - прямолинейные дубовые брусы трапециевидного, прямоугольного или полукруглого сечения с плавно загнутой высокой передней головкой. Полозья обычных саней имели 2,5 м длины. В полоз вставляли 46 копылов. Копыл - это вертикально стоящий брусок высотой около 15 см с отходящим от него вязом для соединения с копылом другого полоза. Вязом служил естественный сучок, отходящий от копыла. Копыл с полозом соединялся шиповым замком вполутемок, то есть шип был потайной и имел дополнительное опорное плечико. На копыл, в верхней части которого тоже имелся шип, по всей длине полоза надевался брус, называемый грядкой. Грядка служила основой платформы саней. Копылы и грядки делали из сосны или ели.

Собранные таким образом два полоза соединялись вязами. Ход саней, то есть расстояние между полозьями, колебался от 60 до 80 см. Вязы копылов скреплялись специальной оплетной лозой, соединялись также и верхние части головок полозьев. Оглобли прикреплялись непосредственно к первому копылу. На платформу саней в зависимости от назначения устанавливали тот или иной рабочий кузов и сани были готовы к употреблению. Технологический анализ деталей саней показал, что большинство из них сделаны с высоким профессиональным мастерством.

Одной из древнейших отраслей древнерусской промышленности было токарное дело. Деревянная точеная посуда имела широкое распространение в быту уже в X в. На токарных станках изготовляли несколько видов посуды, в основном столовой. Кроме посуды на станке делали коробочки, балясины, шахматы, шашки, веретена и другие детали. В ХГУ-ХУ вв. в быту рядовых горожан применялись 8 видов точеной посуды: чаши, мисы, чашки, блюда, кубки, сосуды на стоянах, чаши фигурные и чарки.

Техника токарного ремесла характеризуется высоким уровнем; сложную технологию этого производства мы рассмотрим на примере изготовления деревянной посуды.

При изготовлении точеной посуды новгородские токари применяли два способа использования ствола дерева - в поперечном и продольном (тан-гентально-радиальном) направлениях.

Основной способ пластинчатый: углубление в сосуде делали с боковой стороны ствола (на радиальном или тангентальном разрезе дерева), поэтому направление волокон древесины всегда было перпендикулярно плоскости стенок сосуда. Это придавало изделию повышенную прочность и красивую текстуру поверхности. Таким способом изготовлено около 95 % всей точеной посуды, собранной на раскопках в Новгороде.

Второй способ - стоечный: углубление в сосуде делали с торцовой части ствола дерева таким образом, что направление древесных волокон более или менее совпадало с боковыми стенками сосуда.

Для технологического процесса изготовления точеных сосудов как пластинчатых, так и стоечных были необходимы: токарный станок с принадлежностями, топор, тесло, ножи, пила, набор токарных резцов, клинья, чек-мари, клинки.

1. Вихров В.Е., Колчин Б.А. Древесина в хозяйстве и быте древнего Новгорода. - М.: ТИЛиД, 1962. - Т. 21.

2. Памятники социально-экономической Истории Московского государства ХГУ-ХУГГ вв. Т. I / Под ред. С.Б. Веселовского и А.И. Яковлева. - М.: Изд. Центрархива РСФСР, 1929.

4. Колчин Б.А. УК. соч. МИА. - № 65.

5. Колчин Б.А. Новгородские древности. Деревянные изделия. - М.: Наука, 1968.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРОЕНОЙ ОДЕЖДЫ

© Курбатова М.А.*, Белько Т.В.*

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

Данная статья посвящена исследованию и анализу предпосылок становления и развития кроя прилегающей одежды, способствующего созданию трехмерной искусственной оболочки, точно повторяющей фигуру человека.

Ключевые слова конструктивный крой одежды, прилегающая трехмерная форма одежды, развитие кроя европейской одежды.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Заготовка дерева в старину: способы, хитрости, инструменты

Человек с древних времен заготавливал и обрабатывал древесину. Не было недостатка в этом легко обрабатываемом и доступном материале и в России. Не зря ее называли страной лесов или деревянной Русью. Древесина использовалась для постройки изб, строительства городов, возведения церквей и крепостных сооружений. Причем все работы по валке деревьев и обработке стволов выполнялись простым инструментом – топором. У древних славян было немало обычаев, в том числе и связанных с заготовкой материала для изготовления бревенчатых срубов.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

В древней Руси мастеровые люди из дерева изготавливали все, начиная с кухонной утвари, инструмента и предметов декора, и заканчивая мебелью, колодцами и срубами. В то время существовали традиции выбора и заготовки древесины. Деревья специальным образом готовились к рубке. Причем не всякий материал был пригоден для строительных и ремесленных целей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Заготовка производилась строго в определенное время года. Давайте поближе познакомимся с традициями древних славян, связанных с выбором и заготовкой леса.

Особенности выбора древесины для строительных целей и ремесленничества

Славяне к деревьям относились с особым уважением, их не только почитали, но и считали священными. Для древних людей древесина была не просто строительным материалом. У наших языческих предков было немало суеверий, связанных с деревом. Их считали, чуть ли не живыми существами. Согласно древним славянским легендам, первые люди своим сотворением обязаны деревьям. Именно поэтому их считали мудрыми, могущественными и сильными.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Рубка священного дерева отождествлялась с убийством человека. И вместе с тем из древесины нужно было строить избы.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Тут существовал компромисс. Не всякий материал использовался для строительных целей. Древним славянам свойственно трепетное отношение к выбору подходящей древесины. Многие деревья настолько почитали, что они считались священными, и их запрещалось рубить. Причем под запрет попадали как целые заповедные рощи, так и отдельные виды деревьев в зависимости от размеров, возраста и особенностей развития.

Категорически запрещалось рубить:

  • деревья, растущие на могилах и рядом с ними. Считалось, что они являются пристанищем человеческих душ. Скрип, который издавало дерево, согласно поверью отождествлялся с плачущей душой замученного человека;
  • старые деревья, называвшиеся лесными патриархами. Их считали священными, имеющими право на смерть только от старости;
  • молодой, незрелый лес. Люди думали о будущем и хотели дать возможность молодым деревьям достичь наилучших кондиций;
  • древесину с аномалиями. К ним относились наличие дупла, наростов, вросшего в дерево камня, необычное переплетение корней и непривычная форма ствола. Считалось, что в такой древесине могла поселиться нечистая сила.

Запрет также распространялся на деревья, растущие рядом с дорогами и перекрестками, сухую безжизненную древесины и деревья, которые посадил человек.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

О качестве древесины и выборе подходящей породы

Подбирая материал для изготовления сруба, славяне отдавали предпочтение хвойным породам деревьев.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Это было связано со следующими особенностями древесины:

  • правильной и удобной для обработки формой ствола;
  • отсутствием дефектов, характерных для других пород деревьев;
  • малым количеством влаги за счет повышенной концентрации смол;
  • достаточной для строительства прочностью и высокой долговечностью;
  • равномерной структурой материала и простотой ручной обработки.

О правильности выбора свидетельствовало то, что избам и хозяйственным постройкам из хвойной древесины удалось простоять не одну сотню лет без трещин и деформаций.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Стены древних домов часто изготавливали из лиственницы или сосны, а кровлю из ели. От использования лиственных пород старались воздержаться. В редких случаях производилась заготовка березы и осины, которые считались энергетически неблагоприятными для людей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Каким инструментом производилась заготовка леса?

Исключительно топором! Он использовался как для заготовки, так и для выполнения строительных работ.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Как готовили и когда рубили деревья!

Древесину для рубки выбирали за пару лет. На стволе выполняли несколько вертикальных затесов, часть коры удаляли, и дерево ждало заготовки на протяжении четырех-пяти лет.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

За этот период древесина высыхала, насыщалась смолой, и считалась пригодной для строительных целей.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Рубка производилась исключительно в зимнее время. Соблюдение сроков заготовки было главным секретом качественного материала. Срубленные деревья грузили на сани и везли к месту строительства.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Там материал сортировался, высушивался, а затем использовался по назначению.

Читайте также: