Описание деревьев на ветру

Обновлено: 18.09.2024

В солнечный сентябрьский день прохладный ветерок слегка колышет ветви деревьев. От него совсем не холодно, лишь немного свежо. Колышутся на ветру головки цветущих астр и хризантем, тонкие гибкие ветки берез и ив, скрепят сухие старые акации.

А в октябре осенний ветер становится холодным и пронизывающим. Он пробирается к нам под одежду и бьет в лицо. В ветреную погоду на улице неуютно, хочется быстрее оказаться дома.

Ветер срывает пожелтевшие листья с деревьев и гоняет над землей целые хороводы.

Иногда осенний ветер разгоняет низкие серые тучи, и нам видно голубое небо и ясное солнышко. А иногда он гонит по небу белые облака, похожие на фигуры животных. Осенний ветер уносит прочь стаи перелетных птиц и летнее тепло.

Из этюдов о природе
* * *
Часто пасмурный день с привычным незаметным морозом к заходу солнца разрывает на западе небо и солнце садится в ореоле дневного света. Гонимые облака высвечиваются жарко-красным и льдинисто-белым, рваным полукольцом замыкают сверху далекую голубизну и солнце.
А здесь на земле сумрачно, мы придавлены грязно-синим и лишь смотрим. Шумит ветер, обозначая какое-то начало.
Сумерки незаметно приносят воздуху цвет, краски заката, напротив, затухают, и кусочек дня там, вдали, становится все меньше и пепельно-лиловым.
* * *
И в лесу ты так рад шуму листьев на ветру или дальнему гулу, ты так рад отдельным движениям листьев, сливающимся в резко-неровный, но постоянный шум-глубину … Он вызывает в тебе странное состояние отдыха, когда будто к тебе прикасается что-то родное и единственное возможное, что-то значительное и лёгкое
Этот шум – отовсюду, заполняет все уголки твоей памяти, твоей задумчивости, он и сопровождение и сам начало-условие… При шуме ветра мы в пути всегда, подбирая на ходу драгоценные минуты и дни нашей прошлой жизни, нет, объявляя их драгоценностями
А шум не мешает – он наш, земной, он не создан нами – был он …
Шум ветра, прекрасный и удивительный шум ветра,
поклонялся ему
* * *
Шум деревьев. Как много он может сказать: всегда несет легкую боязную тревогу: возможность, отдаленную иной нашей оценки.
Светлое освещение при ветре и шуме странность еще обнаженная.
Но ветер - земное, он игра, как и зимой, неистовая. Освещение дарит нам тени, мягкие или ясные, и для нас видимое - удивительно правдивое, радостно-тревожное.
* * *
На берегу большой реки с ветром только мерный шум волн, шум над тобой, и вода в волнах под солнцем и отдаленная под остальным небом - нам какая-то сильная первооснова, проходящая мимо, но которую мы чувствуем понятно-понятно, словно она была ожидаемой.
Шум волн мгновенно нарастающий, повторяемый, шум волн пронизывает свет яркий солнца, наши мысли, шум воды на берегу.
* * *
Шум деревьев, травы во время мелкого дождя, сильный порывистый шум … Он зелен, ненасытен, боязен, рождает образы …
Шум – близкое от жизни, неотделимое, а при ярком солнце, тепле, он какое-то значение, словно мчащееся в разных направлениях, сильное значение …
* * *

Из работы "Милетские постулаты"

Из книги "Природа"

Из книги "И звук, и свет"

Усиливает шум прибоя зрительную картину; может быть, всегда звуки в норме лишь сопровождают образы. И не прав: звуковые ряды, общий фоновый шум, отдельные звуки воссоздают. отношение ко всему, определяют перспективу поведения, заново оценивают память.
А может быть, весь слуховой сюжет более глубок? более важен для нашего отношения, оценок? ведь ордината времени. звуковая (?)?
А светлым прозрачным днем мягкая водная гладь старого пруда еще более светлела, выплескиваясь у берега едва слышимыми случайными водными толчками. Эти всплески, то близкие, то отдаленные, в повествовательных фразах природы словно расставляли знаки препинания.
Но вот уже мчат порывы ветра сердитую рябь воды, и по поверхности пруда, отставая от ветра и отклоняясь в стороны, идут, темнеясь и сверкая, волны, словно стремясь выйти на берег. И свежий и сильный ветер течет и шумит за тобою, поднимая запах воды, пены и мокрой глины, и тихие всплески быстро набегающих волн . сыт¬но очерчивают линию берега. Водное тепло, свежесть, движение.
На большой реке шум прибоя воспринимался иначе: другие ветры, другой простор. Волны накатывались на берег тяжело и медленно, а отступали, просачиваясь сквозь песок, истончаясь и исчезая, и вновь нехотя накатывались.
Эта ритмичная, то ли тишина, то ли разлетающаяся тяжесть, звучная и низкая, располагала к себе, не противоречила ни отдыху, ни работе, но освобождала. место для мыслей, втягивая в свое пространство.
Мерный шум прибоя здесь уже являл силу природы, реальную, свершающуюся на глазах, и может быть, знаки препинания расставлял ты сам, ведь звуки нам. показатель, лишь (?) показатель, предупреждающий о чем-либо, звуки усиливали оценки, они. обучали нас, и может быть, вытеснялись реальные картины прибоя фантазиями, вытеснялись потому, что мерный шум. соединял. образы и представления с чем-то требуемым.
Шум волн на берегу реки исчезал в небе тотчас; при сильном ветре, шторме, он уже заполнял воздух до туч — вместе с дождем.
Надвигающиеся волны взрывались на берегу, разлетаясь брызгами: все случайные звуки, слова твои, — тонули в серой и теплой грохочущей громаде; тяжело и глухо волны отступали к новому быстро надвигающемуся водяному валу.
Смелая эта стихия завораживала, приглашала или да¬же заставляла смотреть. А грозный шум?
Наконец, морской прибой при шторме — запределен для нашего воображения. Грозный шум уже не был показателем чего-то возможного; здесь, на берегу моря переписывалась история Земли, а мы — отставали от. собственной (?) истории.
Нежится море под солнцем, блистает его живая поверхность, и дышит даль, дышит небо свежестью, а берег сам держит в своих границах эту текучую и потому изменчивую, шумную тяжесть.

Из книги "Этюды о сознании"

влияние ветра

Ветер – символ изменчивости и непредсказуемости, силы, способной созидать и разрушать. Это явление представляет собой движение воздуха, его поток из области повышенного давления в область пониженного, способный достигать угрожающей силы урагана, с катастрофическими последствиями. Деревья и растения, живущие в таких условиях, вынуждены приспосабливаться.

Влияние ветра

Влияние ветра на жизнь растений, напрямую или косвенно (через воздействие на другие факторы), весьма значимо. Оно проявляется в каждодневной жизни целых сообществ: движение воздушных масс корректирует водный, световой и температурный режим.

Особенно влияние воздушных масс заметно в горных лесах, где можно воочию наблюдать зависание на верхушках крон облаков, которые несут затенение, влагу и прохладу верхним и нижним ярусам или стекание холодных туманов в понижения рельефа.

В горных районах также видно косвенное влияние ветра на развитие древесных сообществ на склонах гор. Вместе с другими факторами, такими как высота над уровнем моря, экспозиция склона и содержание влаги в воздушных массах, ветры (сдувая снег) влияют на распределение снегового покрова по балкам, ущельям и грядам и регулируют его высоту. Все это определяет контуры лесных сообществ и время прихода биологической весны, когда происходит распускание почек на деревьях.

влияние ветра

Облака, несущие влагу и прохладу, в горных тропических лесах


Буреломы и ветровалы

Сильные порывы ветра и легкие дуновения одинаково значимы в биологической жизни отдельных растений.

Ураганы, обычные в некоторых районах земного шара, изредка посещают и наши края. Тогда и мы можем наблюдать, какова сила мощных потоков воздуха, валящих деревья с корнями (ветровалы) и ломающих поперек стволы (буреломы).

  • Ветровалам в большей степени подвержены деревья с неглубокой корневой системой, такие как ель и береза.
  • Буреломными считаются породы с рыхлой древесиной (осина, береза) или глубокой стержневой корневой системой (сосна, пихта).


Дуб, как и следует дереву-богатырю, во всех отношениях хорошо противостоит ветру, а вот липа, вероятно в силу своей гибкости, считается устойчивой к ветроломам.

В природных лесных сообществах в результате буреломов и вывалов деревьев образуются окна (поляны), открытые лучам солнца. На них интенсивнее идет возобновление, быстрее развивается молодой подрост, подчас более светолюбивых пород.

влияние ветра

Стелющиеся и флаговые формы деревьев на границе леса на высоте 3000 м в Скалистых горах (штат Колорадо).

Деревья, выросшие отдельно на полянах, всегда ветроустойчивее. В отсутствие конкуренции они имеют разветвленную, хорошо развитую корневую систему. Они приземистей деревьев, сформированных в лесном массиве.

В лесу, в условиях конкуренции за свет и недостатка его в нижних ярусах, растения выносят крону ввысь к пологу, а нижние ветви у них усыхают. Такая форма больше подвержена ветровалам, особенно после прореживания древостоя, прежде всего опасны оставшиеся одинокие экземпляры.

Уносящий влагу

Одним из самых существенных негативных явлений, вызванных постоянным движением ветра, является иссушение растений : ветер сдувает пары воды с листьев. Причем этот процесс наблюдаются даже во влажном воздухе, а тем более в комплексе с высокими температурами и недостатком влаги в атмосфере.

Кроме того, под действием сухого ветра происходит скручивание листовой пластинки, что приводит к выдавливанию молекул воды из устьиц. Утолщенные листья, покрытые кутикулой, в большей степени защищены от иссушения.

влияние ветра

Усугубляются эти процессы, естественно, в сухую жаркую погоду и также в холодную морозную, когда растение не может взять влагу из почвы (явление зимнего иссушения).

В местообитаниях, где комплекс данных условий наблюдается постоянно, скорость подачи влаги в растущие органы растений не успевает за высоким уровнем транспирации. Происходит усыхание и в дальнейшем отмирание верхушечных и верхних боковых почек. Недостаток влаги вызывает уменьшение клеток в растении, с дальнейшей редукцией размеров всех его частей изменяется и форма роста.

влияние ветра

Сообщество карликовых сосен на горном плато Сэмс Поинт (Sam’s Point) на высоте 1000 м

Особенно страдают от этого деревья. Так, на сильно дренированных, обдуваемых ветрами горных плато существуют целые сообщества карликовых деревьев. По некоторым наблюдениям карликовость также возникает из-за раскачивания ствола ветром, которое влияет на скорость поступления воды и пластических веществ в крону.

Ближе к земле

Хорошо противостоят ветру подушковидные растения, такие как дриады (Dryas ) , полыни (Artemisia), минуарции (Minuartia) . Такая форма роста возникает при отмирании верхушечной почки и дальнейшем развитии боковых, приводящем к многократному ветвлению ствола у кустарников и кустарничков или ежегодному отрастанию новых побегов у полукустарников.

влияние ветра

Подушковидная форма роста у астры цельнолистной (Aster integrifolius)

Ветры, дующие в одном направлении, приводят к полеганию стволов и развитию так называемой флаговой формы кроны у деревьев. В этом случае происходит полное отмирание побегов с подветренной стороны, где ветви вообще не растут.

влияние ветра

Флаговые формы сосен в Скалистых горах штат Колорадо

Если отвлечься от древесных сообществ, то травы, особенно в культурных посевах, также страдают от полегания. Высаживаемые защитные лесополосы позволяют снизить указанное выше действие ветра, а также препятствуют сдуванию снега с полей.

Формируя рельеф

Огромна роль могучего ветра в геоморфологии, т. е. при формировании рельефа земной поверхности. Ветер, словно скульптор, ваяет удивительные и пугающие фигуры выветривания, многометровые слои отложений лессовых пород, изящные луноликие песчаные дюны. Растениям приходится включаться в этот процесс движения декораций, подыгрывать и соответствовать постоянно меняющимся фигурам рельефа.

влияние ветра

Псаммофитные сообщества растений способны противостоять движению песка и даже сдерживать его перемещение

влияние ветра

Ветер-сеятель

Не менее значима роль ветра в эволюции представителей растительного царства.

  • Первые высшие растения – мхи, плауны и папоротники размножались с помощью спор, которые переносил ветер, как и пыльцу голосеменных растений.
  • У представителей покрытосеменных (цветковых) опыление с помощью ветра (анемофилия) возникло раньше, чем перенос пыльцы насекомыми (энтомофилия).
  • Для многих современных лесных пород анемофилия также характерна, как и для основных доминант степей, лугов и пустынь (злаки, полыни). С помощью ветра огромные количества пыльцы могут преодолевать большие расстояния для достижения цели.

Скульптурная роль и огромная сила ветра выразились в расселении семян и плодов (явление анемохории). Формы плодов растений, расселяющихся с помощью ветра, иллюстрирует ювелирную утонченность его мастерства. В памяти всплывают знакомые по детским играм крылатки кленов, вязов и напоминающие лопасти вертолета семена ясеня. К тому же эти семена не только хорошо планируют, но и скользят по снежному насту, сдуваемые ветром.

Сегодня - про ветер в живописи. Выбрала десять интересных образов и поделюсь своими впечатлениями, пытаясь разгадать замысел авторов.
С удовольствием прочту Ваше мнение. Возможно, я что-то не разглядела.

Точное наблюдение художника Юлии Бобровой: дерево, растущее на пути постоянной траектории сильного ветра, "лысеет" с подветренной стороны - теряет листву, а, порой, и ветви. Такое дерево становится просто живым памятником ветру, символом местной погоды и невероятным образом для картин!
Одновременно: дерево пострадавшее, уродливое, и вместе с тем, стойкое и сильное, т. к. всю жизнь сопротивляется ветру и стоит!
Возможно, в данный момент ветра нет. А дерево своей архитектурой сообщает, что ветер есть.

Интересная интерпретация ветра в картине художника Виктора Море. Две сильно ветренные особы, можно даже сказать, два тайфуна идут по миру, а от них стелется ветер, который движет окружающую среду. Бывают такие женщины - их способность взрывать окружающих своими колкими словами и дерзкими выпадами действительно можно сравнить с тайфунами, И везде, где они появляются, начинается хаос, ругань, скандал и не предсказуемый ход событий. Оригинальное зримое соединение образов: два смерча или тайфуна и два женских силуэта с летящими волосами на ветру.

Знакомый всем сюжет: яркая осень, ветер подхватывает и кружит разноцветную листву. "А что в это время делают деревья?" - задался вопросом художник Константин Степанюк. И понял: деревья танцуют.
А ведь, и правда, движения ветвей на ветру можно сравнить с танцевальными па.

Интересно подметить: силу и направление ветра деревья могут воспринимать как музыку. Они движут ветвями по направлению, указанному ветром, движутся одновременно и так же одновременно затихают.
У мастера родилась очень свежая и веселя картина. Кажется, что деревья танцуют на ветру с наслаждением!

Здорово схвачена сила крыльев и сила ветра художником Алексеем Головченко. Точка соприкосновения - в крыльях ворона. Умение птиц парить, используя упор на ветер - потрясающее явление. Зрелище, когда птицы парят над бушующим морем, захватывает виртуозными падениями и взлетами - игрой ветра с птицами. Со стороны птиц это всегда немного дерзость. А ветер. ну как он без птиц?!

Очень смешной образ ветра в городе написала художник Лиза Рей! Ассоциация с простынями, сохнущими на веревке и трепещущими на ветру. И действительно, можно провести аналогию - однотипные дома, стоящие друг за другом, и одноликие простыни, висящие на веревках так же, друг за другом.
Взгляд проезжающего мимо велосипедиста - и то и другое напоминает сходные меж собой прямоугольники. Может так же на них смотрит ветер, пролетая мимо.

Хотя, может автор представила простыни с рисунком дома. )) В этом случае забавно выглядит стена дома, загнувшаяся за другую стену.))

Вот, когда еще отлично виден почерк ветра - это метель. Художник Юлия Маслова решила передать это на холсте. Дует с крыш, дует меж домов, дует вдоль по улице - ветер рисует свое настроение снегом. Если случайный прохожий нарушит наметённое на земле полотно следами, ветер заметит и ветер заметёт!
Какофония или упорядоченность. но передано в картине весьма динамично.

Древняя стихия, любимая всеми ветрами - море. Художник Дмитрий Захаров дал волю своему ветру - море бушует, повинуясь напору и могуществу ветра, и только стойкий маяк сохраняет монолитное спокойствие. Возникает ощущение, что ветер хочет победить маяк.
Это трогает за душу и потрясает. Это бывает только в море. Это невероятно, магнетично красиво!

Привлек образ. Художник Олег Ильдюков передал настроение.
Это настроение холодного ветра он вписал в женский образ, исключающий оттенки, он черно-белый.
В сжатой, неприступной фигуре, с опущенной вжатой в плечи головой - ничего не слышащий, не принимающий чувств, слов.
Безликая, утонувшая в своих тяжелых мыслях, женщина движется по своему заиндевевшему пути.
Полупрозрачные развевающиеся элементы одежды и летящие волосы говорят о том, что это ветер. Но без единой надежды на тепло. Неумолимый, пронизывающий, безнадежный.

Это нежнейшее парение и салют аромата! Художник Николай Желнов представил ветер над розовым кустом или щедрым розовым букетом.
Тонкий, легкий, играющий, манящий. Головокружительный и теплый, пьянящий и чарующий. Именно таким будет ветер, подхвативший аромат роз, словно вальсирующий с дамой в розовом.
Ветер и сам, кажется, хмельной, кружит и дарит невесомые поцелуи. Шепчет комплименты и мурлыкает любимую мелодию. потерявший голову от восторга и забывший, куда вообще летел.

На этом всё на сегодня.
Ветер не просто изобразить. Мне показались эти варианты удачными.
Cпасибо за внимание! Напишите, что я не увидела в картинах?
Если было интересно, лайкните.))


В сильную непогоду, во время сильного ветра все деревья шатаются и теряют свои листья и сухие ветки. С одной стороны — это страшное зрелище, когда под напором ветра смотришь на сгибающие деревья, с другой это и завораживающие зрелище. Но все же смотреть на такую картину лучше с безопасного расстояния. А самое безопасное это самому нарисовать такую картину, используя срисовки из нашей статьи.


Рисунок дерева на ветру.


Картинка в детский садик.


Черно белое изображение дерева на ветру.


Рисуем дерево в ветреную погоду.


Ветер срывает листья с дерева.


Срисовка для рисования простым карандашом.


Учимся рисовать в цвете.


Простая срисовка для начинающих рисовать.


С помощью красок.


Дерево борется с ветром.


Классный арт.

Читайте также: