Описание картины пейзаж с сосной саврасова

Обновлено: 15.09.2024

Вариант 1. Пример подробного сочинения для старших классов

Художника Алексея Саврасова справедливо называют отцом отечественного пейзажа. Он сыграл огромную роль в формировании реалистической пейзажной живописи. Вторая половина 19 века стала для него расцветом творчества и временем признания его удивительного таланта. Но лишь несколько картин мастера имели громкий успех. В целом новаторство его живописи общество оценило не сразу. Саврасов умел находить в самых неброских пейзажах удивительную лиричность и философскую глубину. Выбирая для сюжета своих работ самые скромные уголки природы, малопривлекательные погоду и время суток, он делал неброскую красоту достойной восхищения.

Картина "Пейзаж с болотом и лесистым островом" написана уже довольно зрелым мастером. Художник создал её предположительно в конце 1860-х или в начале 1870-х годов. Он вновь выбрал самый непритязательный мотив в природе средней полосы России.

Простой сюжет рассказывает нам о хмуром дне в просторах российской глубинки. Тяжелые тучи нависли над болотистой местностью. Но луговые дали обласканы солнечными лучами.

На переднем плане мы видим заболоченный ручей среди порыжевшей от стоячей воды осоки. Травинки поднялись жёсткой густой щетиной. Левый угол полотна сильно затемнён. Сюда не добираются лучи солнца из-за огромных сизо-серых туч. Далее взгляд падает на раскинувшийся луг, мокрый и холодный. Середина луга более светлая. Стоячая вода отражает бесцветное пустое небо.

В центре картины темнеет островок, густо заросший лиственными деревьями. Рядом высокое одинокое дерево чуть склонилось под ветром, подчёркивая неуютность погоды. Роща изображена почти чёрной. Такой делают зелень крон огромные шапки мрачных туч, закрывающих свет. Кажется, что над лесом только что прошёл мелкий тихий дождь.

Задний план открывает взору необъятный простор. Справа даль зеленеет в лучах выглянувшего солнца. Это пространство, пронизанное светом, до предела насыщено свежим воздухом. Небо на холсте занимает почти две трети пространства. Художник делает акцент на его динамике и грозовом величии. Ощутимое движение мрачных и холодных туч наполняет пейзаж энергией.

Настроение пейзажа грустное, но его нельзя назвать угнетающим. Печаль художника одухотворена. Участок, где на дальнем лугу сияет свет, вселяет надежду на лучшие времена и непременное счастье.

В цветовой гамме картины преобладают холодные серые и темно-зеленые оттенки. Рыжий цвет осоки и синеватые проблески неба заметно оживляют довольно тусклый пейзаж и придают гармонию звучанию красок. Блёклые оттенки левой части полотна уравновешивает нежная зелень справа. Чередование тёмных и светлых участков на полотне придает ему живость, и ощущение изменчивости погоды.

Художник стремился наполнить картину необыкновенным обаянием. Ему хотелось помочь зрителю разглядеть красоту в обыденном, совсем непрезентабельном пейзаже. Он словно убеждает нас, что красоты хватает в прозаическом и повседневном. Нужно лишь уметь видеть её.

Мне пейзаж Саврасова кажется величественным и загадочным. Сначала он вызывает пробегающую дрожь от холода. Потом – чувство любви к родной русской природе, бескрайнему раздолью, необъяснимой красоте даже хмурого дня.

Сегодня, я хочу рассказать о пейзаже в творчестве Алексея Кондратьевича Саврасова – русского художника, пейзажиста, участника передвижных художественных выставок.

Передвижники выдвинули на первую роль в современном искусстве жанр, который можно обозначить как национальный русский пейзаж.

На картине ранняя весна, снег уже подтаивает, видны лужи, стоят кустики вербы. Саврасов вносит новое понимание того, что следует считать красивым. Перед нами открывается широкий горизонт, показаны русские просторы. Любимый прием художника в картине показывать не самого человека, а следы его деятельности. В пейзаже – это дымок, уютно вьющийся из трубы, указывающий на то, что здесь, где - то рядом живут люди. Небо закрыто облаками, но вот – вот покажется солнце, на это указывают лишь четкие тени, падающие на забор и тающий снег.

Юный Саврасов, ученик Карла Рабуса хорошо усвоил академические каноны с одной стороны, с другой полностью доверился романтическим идеалам, популярным в годы его молодости.

В своих заграничных путешествиях художник встречается с современной ему европейской живописью. Саврасов отдает предпочтение не модному в то время А.Каламу, а художникам барбизонской школы Коро и Милле.

Все картины зрелого Саврасова, необыкновенно музыкальны, в них слышен шелест свежего ветра, шум деревьев, плеск воды и звучание тишины русской природы.

Описание картины Саврасова

Картина написана в сложный для художника период. Он пережил крушение семейной жизни и успокоение находил лишь в пьянстве. Только изредка мастер радовал публику по-настоящему удачными работами.

Узкая зимняя дорога разделила пейзаж на две неравные части. Слева остался лес, несколько молодых березок у обочины и прутья кустов. Справа - пустота, если не считать два безжизненных ствола и молодую сосну. Снег выглядит рыхлым и в цветовом решении лишен морозной свежести. Перед нами оттепель. Убегающая дорога в перспективе сливается в одну неглубокую колею и пропадает, не достигнув горизонта. Где-то вдали река, покрытая льдом. Она скорее угадывается в пейзаже, "просится" в композицию.

Большая часть полотна в этой работе отдана небу. Десятки оттенков синего, сдобренные зеленоватыми нотами, создают удивительный эффект тяжести, гнета. Еще минута и на землю посыплется снег, а может и дождь, который начнет разрушать неустойчивый зимний порядок. Словно старое одеяло, неровное, лоскутное, накрыло небо и лес, и березки на обочинах, и неуверенную дорожную колею. Цветовой переход от светлого к грозовому синему и снова к белому, создает иллюзию темной полосы, перечеркнувшей работу вдоль. Темные облака и создают ощущение напряжения в картине.

За долгие годы хранения в запасниках, картина изменила изначальный цвет. Но идея автора угадывается. Зритель чувствует атмосферу недоброго предчувствия, неясную тревогу, волнение. Березы становятся похожи на человеческие фигуры, разлученные дорогой. Драматизм пейзажа дополняет хрупкая молоденькая сосна рядом с мертвыми стволами, ненатурально параллельными, лишенными веток.

Стоит вспомнить непростую судьбу художника, смерть троих детей, чтобы аллегория стала полностью понятной. Автор в уголке зимней русской природы увидел свою собственную жизнь. Композиционно работа построена так, что художник смотрит на изображаемый пейзаж с левой, "мертвой", стороны. Тем самым давая понять, что сам он теряет смысл и цель своего существования.

Работа напрочь лишена какой бы то ни было "красивости". Не испытывает мастер умиления, глядя на зимнюю дорогу. Пораженный созвучию со своим внутренним настроением, он пытается поделиться со зрителем своим открытием.

В этом уникальность работы, ее несомненная ценность, позволяющая считать ее одним из самых талантливых русских пейзажей.

В картине можно видеть несомненно удачное композиционное строение, отлично передана фактура подтаявшего снега, умело подобрана палитра. Несмотря на это, создается ощущение некоторой незаконченности, незавершенности, этюдности полотна.

Время написания картины точно неизвестно. Неизвестно также, как долго работал над ней автор, возвращался ли к ней после завершения. С другой стороны, именно эта незавершенность, возможно, и придает работе весь драматизм и удивительно насыщенную атмосферу.

Саврасов

Другое

Был и успех, и признание, но потерпев ряд неудач в личной жизни, пережив смерть троих детей, он стал пить. Его уволили из училища, где он преподавал живопись. К концу жизни Саврасов прозябал в нищете, болел и нещадно пил. Его работы потеряли воздушность и стали мрачными. Но всё же, Саврасов А.К. считается признанным выдающимся пейзажистом с огромной русской душой, певцом русской природы.

Самые знаменитые работы Саврасова:

Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (1851)

Картины Саврасова: Вид на Кремль от Крымского моста

Молодой художник ещё находится под влиянием итальянской школы. Пейзаж просто сказочный: Белокаменный Кремль сияет в самом центре картины, утопая в клубящихся синих облаках. Кипящее и клокочущее небо занимает большую часть картины. Его красота и сила подчёркивается необычным световым решением. Сильный ветер треплет ветви старого дуба. Вот-вот начнётся гроза. На переднем плане покосившийся шалаш. Женщина спешит укрыться от непогоды. Эта картина уже заявляет о таланте молодого живописца.

Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)

Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)

Этот великолепный и мастерски исполненный пейзаж раскрывает фантастическую природу окрестностей Северной столицы. Огромные валуны, принесённые на равнину древним ледником, красуются на переднем плане. Они покрыты мхом и прекрасно вписываются в пейзаж опушки леса. Старый дуб раскинул над валунами свою крону. Его листья купаются в солнечных лучах, и на фоне тёмного соснового леса смотрятся изысканным кружевом.

Ранняя весна. Половодье (1868)

Картины Саврасова: Ранняя весна. Половодье (1868)

Лосиный остров в Сокольниках (1869)

Лосиный остров в Сокольниках (1869)

Это первая картина, которая принесла настоящий успех Саврасову. Сейчас Сокольники и Лосиный остров не узнать. Они находятся в центре огромного мегаполиса, а раньше это были задворки старой Москвы. И художник предоставил нам возможность ощутить ту необычайную красоту, которая царила раньше на этом месте.

Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода (1871)

Картины Саврасова: Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода

Перед зрителем предстают бескрайние просторы реки Волги. На песчаном берегу раскинулся провинциальный городок, на окраине которого виднеются белые строения монастыря. На переднем плане в правом углу картины по крутому склону поднимается берёзовая роща. Небо занимает третью часть полотна, так как художник хотел показать красоту и величие реки, её огромные просторы.

Эта картина возымела успех и получила заслуженную награду — первую премию на живописном конкурсе. Она также была приобретена Третьяковым. Сейчас она находится в музее Нижнего Новгорода.

Кстати, о самых красивых пейзажах читайте статью на нашем сайте.

Грачи прилетели (1871)

Грачи прилетели (1871)

За основу картины был взят живописный вид села Молвитино. В канун весны, когда ещё сильно дыхание зимы, в воздухе появляется неуловимый запах пробуждения природы. В это время прилетают грачи. Это первые предвестники уходящих холодов и наступления тепла. В это время тает снег, начинают наливаться соком деревья, набухают почки.

Всё это буйство и великолепие искусно передал Саврасов. Эта картина — настоящий гимн красоте русского пейзажа. Здесь архитектура и природа создают великолепный оркестр, в котором каждая деталь играет свою роль. Радость прихода весны, возрождения проникает в самое сердце.

Просёлок (1873)

Картины Саврасова: Просёлок (1873)

Вначале Саврасов постеснялся выставлять её на всеобщее обозрение. Он считал её простой и недостойной широкой публики. Долгое время, практически 20 лет, она находилась у друга художника. Но когда её всё-таки выставили, она произвела необычайное впечатление. Критика этой картины была похвальной.

Распутица русских дорог оказалась необычайно живописной. Прошёл сильный летний дождь. Дороги развезло. Грозное небо сменяется тёплыми оттенками. На горизонте показались лёгкие жемчужные облака, и лучи солнца пытаются пробиться из-за туч. Они отражаются в лужах и ручейках просёлочной дороги. Цвет воды, грязь переданы так реалистично и колоритно, что приходится удивляться мастерству художника.

Бесконечные просторы пейзажа подчёркивают шесть раскидистых неказистых деревьев, растущих вдоль дороги. Они добавляют в пейзаж динамичность перспективы.
Художник мастерски передал свежесть после вечернего летнего дождя, чем доказал, что любая погода только подчёркивает красоту пейзажа и создаёт его настроение.

Зима (Конец 1870-х — начало 1880-х годов)

Зима

Этот период творчества был у Саврасова сложным. Его жизнь шла под откос, он запил. Редко из-под кисти художника появлялась удачная картина.

Тёмное, тяжёлое насыщенное небо давит на низкий горизонт. Бескрайняя дорога делит пейзаж на две части. Слева вдалеке виднеется лес, справа — бескрайняя равнина. На переднем плане одиноко стоящие берёзы и редкие кусты. Белая полоса на горизонте подчёркивает нависшее свинцовое небо. Снег равнины грязный, жёлто-коричневый, как после оттепели. Вот-вот пойдёт то ли дождь, то ли мокрый снег.

Картина драматичная и нерадостная. Эта колоритная, зрелая и уникальная работа очень тонко передаёт и настроение художника, и состояние природы.

Художник в этой картине нашёл отражение своей жизни. Безудержная тоска, смерть детей, разрыв с женой, одиночество. Саврасов — это одинокая сосна за обочиной дороги, с обломанными ветвями.

Распутица (1894)

Известные картины Саврасова: Распутица (1894)

Саврасов часто изображал раннюю весну, когда сходит снег и на дорогах царствует распутица. Художник изобразил пейзаж села Покровское. Композиция картины необычна. Широкая разбитая весенняя дорога уходит вдаль от левого края картины. Вдали виднеются аккуратные домики. Их крыши ещё покрыты снегом. По обе стороны дороги белесая берёзовая роща укрыта лёгким инеем.

Саврасов точно уловил незаметный переход от зимнего состояния природы к весне. Картина пронизана свежим воздухом, а яркий кусочек неба предрекает скорое тепло.

Послесловие

Картины Саврасова

Мы не могли выделить из огромного числа прекрасных картин Саврасова всего лишь несколько лучших, поэтому решили добавить ещё с десяток прекрасных пейзажей.

Степь днём (1852)

Картины Саврасова: Степь днём

Пейзаж с рекой и рыбаком (1859)

Пейзаж с рекой и рыбаком

Швейцарский пейзаж с лошадьми (1867)

Прекрасные картины Саврасова: Швейцарский пейзаж с лошадьми

Сельский вид (1867)

Сельский вид

Плоты (1868)

Картины Саврасова: Плоты (1868)

Ранняя весна. Половодье (1868)

Ранняя весна. Половодье

Вид Волги под Юрьевцем (1870)

Лучшие картины Саврасова: Вид Волги под Юрьевцем

Закат над болотом (1871)

Закат над болотом

Рыбаки на Волге (1872)

Удивительные картины Саврасова: Рыбаки на Волге

К концу лета на Волге (1873)

К концу лета на Волге

Весенний день (1873)

Красивые картины Саврасова: Весенний день

Оттепель. Ярославль (1874)

Оттепель. Ярославль

Ночь на Воробьёвых горах (1881)

Прекрасные картины Саврасова: Ночь на Воробьёвых горах

Пейзаж с радугой (1881)

Пейзаж с радугой

Лес в инее (1890)

Картины Саврасова: Лес в инее

На этом закончим нашу статью. Надеемся, что вы получили удовольствие от просмотре прекрасных работ русского живописца. Ждём ваших комментариев. Напишите какие картины Саврасова произвели на вас наибольшее впечатление.

Автор статей, поэт-песенник, профессор эрудированных наук.

Люблю жизнь и интересуюсь всеми областями знаний, и по возможности делюсь ими со всеми.

Читайте также: