Описание рождественской елки в литературе

Обновлено: 18.09.2024

Неистребима и вечна вера человека в чудо. Особенно сильно она проявляется в зимние праздники. Новогодняя ночь, время от рождественского Сочельника до Крещения — это время, когда и стар и млад желают друг другу, чтобы, по чудесному стечению обстоятельств, болезни, неудачи, вражда и безденежье остались в прошлом, за чертой, которая отделяет нас от Нового года и нового счастья.

Традиционно в новогоднюю ночь под звон курантов люди загадывают желания и искренно верят до самой старости, что всё-таки чудо произойдёт.

На вере в чудо и основано такое замечательное явление в западной и русской литературах как рождественский или святочный рассказ. Основателем этого жанра по праву считается английский писатель Чарльз Диккенс (1812—1870).

Чарльз Диккенс был уже весьма знаменитым писателем, когда учёный-экономист Саутвуд Смит, представитель прогрессивной английской интеллигенции, член правительственной комиссии по вопросам детского труда, попросил его, пользовавшегося всенародной популярностью и уважением, выступить в печати за проведение закона об ограничении рабочего дня на заводах и фабриках.

Он сообщил Диккенсу поистине потрясающие данные о чудовищных условиях труда фабричных рабочих и, в частности, факты об эксплуатации детей на промышленных предприятиях.

Творчеству Диккенса всегда было свойственно соединение реализма с мечтой о чуде: он сумел соединить в новом произведении мрачную действительность своего времени с вечной темой чуда Рождества Христова.

Рождество в русской литературе: прошлое и настоящее

После рассказов и повестей Чарльза Диккенса, которые стали необыкновенно популярны в России в конце сороковых годов XIX века, тема чуда у русских писателей получила своё нравственное развитие: помоги нуждающемуся, спаси, исцели, огради — твори добро, и пусть твой поступок станет чудом для кого-то.

Характерно, что сразу наметилось различие между западноевропейским рождественским рассказом и русским. В западной традиции было, да и есть оканчивать рождественский рассказ победой добра над злом, то есть счастливый конец обязателен.

Это так печально и торжественно. Печально потому, что никто на улице в предпраздничный вечер не заметил замерзающего бедного ребёнка. Эту новеллу можно воспринять как призыв автора: люди, спешите делать добро.

Ребёнок живёт в чужой семье на правах прислуги на всё. Хозяин и хозяйка его обижают. Единственный родной человек — дед — далеко в деревне. Письмо пишется в канун Рождества. Мальчик так трогательно просит деда напомнить господам, у которых тот служит ночным сторожем, передать для него, Ваньки, золочёный орех. Ванька, уверен, что господа помнят, как учили его грамоте.

Мальчик обещает деду слушаться его во всём и помогать. Ребёнок искренне верит, что дед сжалится над ним и заберёт в деревню. Письмо Ванька написал искреннее и толковое, и на душе стало светлее. Мальчик уверен, что дед, как получит письмо, сразу приедет за ним. Осталось только адрес написать, заклеить конверт и опустить в почтовый ящик на улице.

После тяжёлой болезни отец семейства лишился работы. Семья быстро нищает. В Сочельник отец семейства ушёл из дома в надежде хоть где-то раздобыть денег. Мать посылает двух сыновей, по сути, побираться на улицу, сама она осталась с тяжело больной дочерью. Одного ребёнка недавно уже похоронили. Мальчики бродят по праздничному городу в толпе нарядных и весёлых людей.

Завтра Рождество: людям нужно купить подарки родным и близким, нужно накрыть праздничные столы. Дети без зависти, но с удивлением рассматривают витрины богатых магазинов. Чего тут только нет: ананасы, конфеты, пирожные, игрушки, наряженные ёлки.

Рождество в русской литературе: прошлое и настоящее

Анатолий Анатольевич Коробкин — Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.

А они живут в сырой, холодной и тёмной комнате. Нет денег на дрова, нет денег на лекарство для сестры. Вечером возвращаются мальчики домой. Они ничего не смогли сделать, их просто прогнали от порога богатого дома.

И отец вернулся ни с чем. Он в полном отчаянии от безысходности. Уходит опять из дома. В голову приходят мысли о самоубийстве.

В отчаянии и одиночестве бродит мужчина по заснеженному парку. И тут происходит чудо. Рядом оказывается пожилой господин, который настойчиво приглашает озлобленного мужчину к беседе, тактично преодолевая его раздражительность и даже грубость.

Оказалось, что странный господин — доктор. Он просит Мерцалова позволить ему осмотреть больную дочь. Вместе с отцом семейства доктор спускается в холодную комнату. Осматривает девочку, оставляет рецепт. А под рецептом оказались деньги.

К сожалению, эта замечательная рождественская тема на долгие годы исчезла из русской литературы. Да что там литературный жанр? Само Рождество Христово было под запретом несколько десятилетий. Даже ёлка была запрещена как один из символов разрушенного побеждённого мира.

Только в 1934 году, то есть через 17 лет после революции, в Москве состоялась первая Кремлёвская ёлка. Но это уже был другой, светский, праздник. Советские люди тоже ждали чуда в зимний праздник. Тоже наряжали ёлки. Но на макушке советской ёлки горела пятиконечная звезда, а не Вифлеемская — восьмиконечная.

Русские, оказавшиеся в эмиграции, смогли на какое-то время сохранить рождественские традиции своей родины. Русские эмигранты первого и второго поколения отмечали Рождество Христово по всем правилам. Богатые русские помогали тем, чьи судьбы за границей оказались не так счастливы, как у них.

Счастливое Рождество, 1891. Вигго Юхансен, датский художник

Счастливое Рождество, 1891. Вигго Юхансен, датский художник

Вот именно так до революции встречали Рождество Христово в православных семьях. Именно так славили Христа, так принимали поздравления и поздравляли сами. Так помогали бедным и больным.

К великому сожалению, несколько поколений русских людей сформировались и выросли без памяти об этом великом празднике. А если и читали Достоевского, Чехова и Куприна, то не обращали внимания на тему Рождества в творчестве этих писателей.

Недавно в современной России стали появляться на полках библиотек и книжных магазинов сборники повестей и рассказов дореволюционных писателей о Рождестве Христовом. Сегодня мы можем читать эти добрые и поучительные истории своим внукам и рекомендовать к прочтению детям и молодёжи. Мы можем подарить такую замечательную книгу на Рождество своим друзьям.


Да, в православной русской традиции, в противоположность католической, Пасха важнее Рождества. И религиозное переживание праздника Cветлого Воскресения острее. Но и русская зима давно утвердила себя к качестве классического рождественского фона. Ёлки, а не пальмы, огромные сугробы, а не европейская изморось!

Стихи к Рождеству в послепушкинское время появлялись ежегодно — в газетах и детских сборниках. Похоже, к ним не относились всерьёз. Лучший образец поэзии такого рода — фетовская вариация на тему 1842 года:

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, —
Вот пропели петухи —
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Напевно, традиционно, празднично и без трагических борений, свойственных христианству. Ну, в 1840-е это еще не было расхожим штампом, но к концу века так сочинять научились и гимназисты. Следовало оживить традицию.

Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.

А чуть позже символисты поставили на поток поэтическое богоискательство, и зачем-то стали пересказывать стихами историю, которая в те времена и без того была известна всем. Они стали писать по-новому, но слишком быстро…

Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.

Это Александр Блок. Плавно, музыкально, иллюстративно. Инерция этого стиха проявилась у многих стихотворцев.

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
— Он с улыбкою сказал, —
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
1854

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла —

Так и сложился канон рождественского стихотворения в ХХ веке. Тёплого, но не горячего.

Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
Производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.

Тут скорее — панорама предновогодней, а не рождественской ленинградской суеты, хотя без евангельской символики не обошлось: когда Бродский остается в музейном пространстве древнего Вифлеема — он лишь повторяет мелодии и ритмы Юрия Живаго. Получается хладнокровнее, чем у Пастернака.

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

Такие строки, прочитав, уже не позабудешь. Хотя написаны они не для хрестоматий.

Зарубежная литература

История о нравственном перерождении Эбинезера Скруджа обрела мировую известность, неоднократно была экранизирована, а ее герои стали популярными персонажами в массовой культуре.

Во второй половине XIX века рождественские рассказы в большом количествое появлялись на страницах газет и журналов. Их производство было поставлено на поток. Типичность и предсказуемость святочных сюжетов составляли сущностную особенность этого жанра.

Обычно рождественский рассказ заканчивается счастливо: происходит нравственное преображение героя, случается чудо, добро торжествует. Это происходит благодаря прямому вмешательству высших сил либо благодаря особому душевному настрою, который создает Рождество, умиляющее и смягчающее сердца.

Русская литература

Рождественская литература в России вобрала в себя, с одной стороны, фольклорные мотивы, с другой стороны, достижения беллетристики, и стала заметным явлением городской культуры.

Развитие рождественского рассказа в России шло параллельно с развитием детской литературы. Святочные рассказы нередко адресованы детям и публикуются в сборниках для детей и детских книжках. Для детей предназначались рассказы Н. С. Лескова и Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Интересная работа, рассматривается история ели как рождественского дерева, символическое значение образа ели в европейских сказках (Андерсен "Девочка со спичками", "Ель", Гофман "Щелкунчик" и значение образа ели в святочном рассказе Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке".

ВложениеРазмер
научная работа о значении образа ели в культуре 129.5 КБ
simvol_eli.ppt 738.5 КБ

Предварительный просмотр:

VIII городской конкурс реферативно-исследовательских работ

Символическое значение ели:

мифы, рождественские сказки,

Автор: Нестерова Ксения,

5 класс, МБОУ СОШ №105

Бирюкова Юлия Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

§1. Образ дерева в русской культуре ……………………………………………..

§2.1. Смысл и символика ели в русских обычаях и традициях………………

§2.2. История ели как символа Рождества………………………………………

§3. Образ ели в елочных сказках и святочных рассказах ………………………

Актуальность работы. С самого раннего детства ель вызывает у нас необыкновенное отношение: с ней связан волшебный праздник Новый год, образ ее обыгрывается в загадках и сказках, она радует зеленью зимой и притягивает удивительным запахом во время весеннего пробуждения. Нарядная и живая, она очаровывает нас, колючая и сухая – пугает. Почему же именно ель вызывает столь противоречивое отношение?

Цель данной работы: изучить символическое значение образа ели в литературе и культуре.

  • познакомиться с историей олицетворения дерева в мировой мифологии;
  • изучить смысл образа дерева в русской культуре;
  • описать изменение смысла и символа ели в русских обычаях и традициях;
  • проследить историю ели как рождественского дерева;
  • проанализировать образ Елки в сказках и святочных рассказах.

Объектом исследования являются сказки Г.Х.Андерсена, Т.Гофмана, рассказы Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – образ ели, елки.

Культовое отношение к деревьям обычно связывалось с определенным праздничным сезоном. У европейских народов во время рождественского сезона издавна использовалось рождественское (или святочное) полено (обрубки стволов ели и бука), которое зажигали в первый день Рождества, и оно понемногу сгорало в течение двенадцати дней праздника. Согласно верованию, бережное хранение кусочка рождественского полена защищало дом от огня и молнии, обеспечивало семье обилие зерна и помогало скотине легко выносить потомство. Как же из этого рождественского полена появился новогодний символ? Почему во многих странах на Рождество принято наряжать именно елочку? Каким смыслом и значением наделена ель в литературе? Эти вопросы волнуют нас в данной работе.

§1. Образ дерева в русской культуре

У восточных славян особо почитаемым деревом стала береза. Предпочтение, отдаваемое березе, объясняется ее широким распространением на территории Среднерусской равнины, а также тем, что дерево это распускается весной раньше других, и воспринималось как средоточие животворных сил, символ возрождения. Весенние обряды были связаны с березой.

Таким образом, дерево является основой мироустройства и миропорядка. Для всех народов характерно почитание деревьев. В зависимости от климатических условий и традиций возникал культ дерева определенной породы. Славяне почитали березу – символ весны, пробуждения, возрождения жизни.

§2.1. Смысл и символика ели в русских обычаях и традициях

В тени косматой ели,
Над шумною рекой,

Качает черт качели
Мохнатою рукой.

Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закрепленный за елью в русском сознании, отразился в поэзии. Ф. И. Тютчев писал в 1830 году:

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и нетели

Их тощая зелень,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

С конца XIX века неожиданно возрастала популярность ели, вдруг соединились два противоположных символических значения ели: исконно-русский и усвоенный с Запада. Постепенно в сознании русских ель крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева.

§2.2. История ели как символа Рождества

§3. Образ ели в елочных сказках и святочных рассказах

Главная героиня – семилетняя Мари. Она сумела разглядеть в Щелкунчике благородное, страдающее сердце, и смогла полюбить его таким, каким он есть. Ведь изначально Щелкунчика девочке подарил ее крестный Дроссельмайер – в виде игрушки, смешной и нелепой. Фантастический сюжет сказки продолжается тем, что Щелкунчик оказывается племянником Дроссельмайера, и ему необходимо победить Мышиного короля для того, чтобы вернуть себе человеческий облик. Главный герой оживает и просит Мари достать ему меч. Победа Щелкунчику дается нелегко, но с помощью смелой Мари ему удается обезвредить короля мышей, у которого было семь голов. Затем герои сказки попадают в волшебный город, который полон удивительных вещей и явлений: лимонадная река, апельсиновое дерево, миндальные ворота и леденцовые ворота. Но сказочный сон Мари заканчивается. Казалось бы, все эти удивительные приключения всего лишь приснились маленькой девочке. Но через некоторое время приезжает молодой человек из города Нюрнберга и благодарит отважную Мари за то, что она помогла ему избавиться от деревянной оболочки. Проходит еще время, и он увозит Мари с собой, чтобы жениться на ней. Мари покоряет читателя благородством, добротой, чистотой души, искренней верой в чудо. А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Волшебство и счастливый финал возможен в канун Нового года. Елка становится символом чуда, границей между мирами: реальным и фантастическим, явью и сном.

В конце XIX века в сознании русских людей ель стала символом рождественского торжества, празднования Нового года. Начало этому было положено еще Петром I, который издал указ от 20 декабря 1699 года, где давались рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу хвоей. Ель стала декорацией, необходимым атрибутом праздника. А символом Рождества в России ель стала в начале XIX столетия. Это связано с приездом немцев в Петербург. Они привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи, обряды и ритуалы, тщательно сохраняли их и поддерживали. Окончательно образ Ели как символа чуда, праздника и волшебства был утвержден в литературе: рождественских сказках Т. Гофмана, Г.Х.Андерсена, святочных рассказах Ф.М.Достоевского.

Теперь, когда мы будем наряжать елку к Новогоднему празднику, мы пожелаем добра и счастья всем людям, захотим быть лучше, искреннее и чище, снова будем верить в детство, мечты и чудеса.

Читайте также: