Первой из деревьев зацветает ольха

Обновлено: 15.09.2024

1. Переносится: пере - приставка, нос - корень, ит - окончание, ся - постфикс,
переносся - основа.
Длинные: длин - корень, н - суффикс, ые - окончание, длинн - основа.
2. (В) парках - существительное, нач. ф. - парк, нарицательное, неодушевлённое,
мн. ч., м. р., 2-е скл., П. п., обстоятельство.
3. Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах.

Ольху - дополнение
Можно встретить - сказуемое
Во местах - обстоятельство
Влажных - определение
По берегам - обстоятельство
Рек, озёр - определения
И - союз
В лесах - обстоятельство

(Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено однородными обстоятельствами места)

1. (В) полях - существительное, нач. ф. - поле, нарицательное, неодушевлённое,
мн. ч., ср. р., 2-е скл., П. п., обстоятельство.
2. В полях бегут шумные и говорливые ручейки

В полях - обстоятельство
Бегут - сказуемое
Шумные - определение
И - союз
Говорливые - определение
Ручейки - подлежащее

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, ничем не осложнено)
3. Солнце - солн-це (2 слога)

С - [с] - согласный, глухой, твёрдый, парный;
о - [о] - гласный, ударный;
л - [-]
н - [н] - согласный, звонкий, твёрдый, парный по мягкости, непарный по глухости;
ц - [ц] - согласный, глухой, твёрдый, непарный;
е - [э] - гласный, безударный.
_____________
6 букв, 5 звуков
4. Забирается: за - приставка, бир - корень, а - суффикс, ет - окончание,
ся - постфикс, забирася - основа.
Весеннее: весен - корень, н - суффикс, ее - окончание, весенн - основа.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные серёжки её покачиваются от ветра. Над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Она очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния. Ольху можно встретить во многих местах: на берегах рек, на озёрах и в лесах. Семена ольхи – вкусный корм для чижей. Птицы стайками посещают ольховые заросли и кормятся вкусными семенами.

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

Представьте, что вы держите в руках ветку тополя. Если вы понюхаете его тугую почку, то, конечно, почувствуете крепкое дыхание притаившейся жизни. Особенно далеко разносится запах тополя после дождя.

А если вы хоть раз встретите цветущую таволгу, то на всю жизнь запомните её чистоту и возникшее у вас чувство радости. Она разрастается по берегам речки и как будто смотрится в её гладь и слушает похвалу бегущей воды. Когда таволга отцветает, мы прощаемся с белыми ночами. Она словно машет им вслед осиротевшими ветвями. (81 слово)

Я пришёл на обрыв и увидел прекрасную картину. Вокруг до самого горизонта расстилалась бесконечная степь.

Погода была чудесная. Припекало солнце, воздух наполнялся запахом цветущих растений. В безоблачном небе раздавалось пение жаворонка. На краю степи была видна насыпь пригородной железной дороги. По ней крошечные чёрные паровозы тянули маленькие вагончики.

Под обрывом протекала речка. В прибрежных камышах водились утки. Низкие берега реки сейчас были безлюдны. Редко можно было заметить рыболова. У речки расположилась небольшая деревня. С горы к ней сбегало много тропинок, а большое шоссе уходило далеко по равнине. Я стоял и любовался необъятным простором степи. Прошёл уже час. Надо было спешить домой и готовиться к отъезду. (105 слов)

Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Воздух тих, прозрачен и свеж. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви елей. Высокие вершины их унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Свежее дыхание зимы чувствуется везде. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся необыкновенная красота спящего зимнего леса. (121 слово)

Контрольный годовой диктант с грамматическим заданием (5 класс).

Из деревьев первой зацветает ольха. Её серёжки покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыли. Пыльца лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить по берегам рек, озёр и в лесах. Семена ольхи любят чечётки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Шишки, кору и листья люди применяют от разных болезней. Это растение нужно беречь.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

I вариант. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

II вариант. Шишки, кору и листья люди применяют от разных болезней.

2. Разобрать слова по составу.

I вариант. Вырубают, породой.

II вариант. Применяют, ольховые

3. Выписать из текста по 2 слова на заданную орфограмму. Выделить орфограмму.

I вариант. Гласная в корне с чередованием.

II вариант. Ё – О после шипящих в корне слова.

ГОДОВОЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ( 6 КЛАСС).

Впервые я познакомился с чудесным уголком России перед Отечественной войной.

Однажды дождь загнал меня на крыльцо ничем не замечательной избы в старинной деревне Нутрома. Я вошёл в избу. Сначала мне показалось, это не жилое помещение, а музей или мастерская. Мастерская, где делают игрушки. На лавках, на столе, на буфете - кругом лежали всякие деревянные поделки. Отливали серебром свежие стружки, и пахло сухим деревом.

Я узнал, что с детства сидел сельский скульптор за обеденным столом и острым сапожным ножиком из неказистой деревяшки вырезал забавные фигурки. Вот матрёшка, а вот вставшая на дыбы лошадь и обыкновенная собачонка. Резьба по дереву стала главным занятием седовласого мастера. Но сам он не придавал значения собственному увлечению, называл это чудачеством.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

I вариант. На лавках, на столе, на буфете - кругом лежали всякие деревянные поделки.

II вариант. Но сам он не придавал значения собственному увлечению, называл это чудачеством.

2. Разобрать слова по составу.

I вариант. Деревяшки, вырезал.

II вариант. Уголком, узнал.

3. Выписать из текста по два прилагательных с предложенными орфограммами. Подчеркнуть данную орфограмму. Дать краткое письменное объяснение правописания прилагалньного.

I вариант. Правописание одной Н и двух НН в суффиксах прилагательных.

II вариант. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Контрольный годовой диктант с грамматическим заданием (7 класс).

Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озёра. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

С одной из полян я увидел приближающуюся тучу. Она росла на вечернем небе и была похожа на средневековый город, окружённый белыми башнями.

Неослабевающие звуки долетали издалека. Ветер, вдруг прошумевший на поляне, донёс брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, ведущую в парк тропинку.

Это было Михайловское.

Я изъездил почти всю страну и видел много мест, сжимающих сердце, но ни одно из них не обладает такой лирической силой.

Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский конь и легко нёс своего задумчивого всадника.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

I ВАРИАНТ. Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах.

II ВАРИАНТ. Ветер, вдруг прошумевший на поляне, донёс брызги дождя.

2. Выполнить разбор слов по составу.

I ВАРИАНТ. Прошумевший, бормотали.

II ВАРИАНТ. Приближающуюся, изъездил.

3. Выписать из текста по два причастия, выделить в них суффиксы, написать глаголы, от которых они образованы.

I ВАРИАНТ. Страдательные.

II ВАРИАНТ. Действительные.

ГОДОВОЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ (10 КЛАСС).

За внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.

Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни один хищник.

1. Составить схемы предложений.

II вариант. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши.

2. Разобрать слова по составу.

I вариант. Вперёд, бросился.

II вариант. Хорошо, вцепиться.

Похожие документы:

Наименований школьной медиатеки

. Русский язык. Годовая контрольная работа и её . и грамматические признаки предложения. Грамматическое значение . Задания по химии для учащихся 11 класса. Задание . образовательный ресурс: "Ольха" Изучаем с . ресурс: "Математический диктант" Изучаем с .

Николай Максимович Шанский Лингвистические детективы

. также контрольные вопросы, задания и . ольхи . образования годовая, силовая . употребляется лишь в различительно-грамматических целях (последовательно в им . у-, указывающий на класс глагола, и . диктант, поддакивать, удочка, созвездие, перекур, золото. Задание .

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала на конец 3-й четверти в соответствии с требованиями государственного стандарта данного года обучения.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученным разделам; уровня развития умений применять ранее изученные правила написания.

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- проверяемые согласные в корне слова;

- е- и в окончаниях существительных;

- непроизносимые согласные в корне слова;

- написание корней с чередующимися гласными;

- безударные гласные в окончаниях прилагательных;

- раздельное употребление предлогов с существительными;

Постановки знаков препинания:

- знаки препинания в конце предложения;

- однородных членах предложения;

- в сложном предложении;

- тире между подлежащим и сказуемым.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- фонетический разбор слов;

- производить морфемный разбор слов (по составу)

- делать синтаксический разбор предложения;

- разбирать слова морфологически.

Апрель - это месяц весенних первоцветов. Днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет.

Просветлели кроны ольхи. На них видно много серёжек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни.

Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

В шишечках находятся семена, созревают они только осенью и долго остаются на дереве, осыпаются в конце зимы.

Ольху очень ценят врачи. Её шишечки, кору и листья с успехом применяют в медицине.

(98 слов) (По И. Балбышеву)

Грамматические задания

1. Разберите по членам предложения

Днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. - 1-й вариант

Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни. - 2-й вариант

2. Разберите слова по составу:

Весенних, лучистое, просветлели -1-й вариант

Длинные, облачка, переносится - 2-й вариант

3. Произведите морфологический разбор прилагательного из своего предложения.

Читайте также: