Почему на болоте не растут большие деревья

Обновлено: 18.09.2024

Конспект урока во 2 классе

Тема : Животные и растения болот.

Цель : подвести детей к выводу, что болота нужны в природе так же, как и другие водоемы.

2. Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Основной метод обучения : обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока : диалог/полилог.

Дополнительные структурные элементы урока : обмен информацией и ее коллективный анализ, обмен репликами, наблюдение, формулирование выводов.

I. Орг.момент. Установление дисциплины в классе, проверка готовности к уроку. (1-2 мин.)

- Ребята, на прошлых уроках мы говорили о водоемах. Какие водоемы вы можете назвать? (Океан, море, река, озеро)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним водоемом, который вы назовете, отгадав загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (Болото)

III. Знакомство с растениями болот. ( 15 мин)

- Верно. Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота? (Высказывания детей.)

- Назовите известные вам растения болот. (Клюква, черника, голубика, брусника, морошка …).

- Чем же интересны эти растения? Рассмотрим их в учебнике на с.116. (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие.)

- А почему на болотах не растут деревья и кустарники? (Из-за большой влажности и неустойчивости опоры.)

- Верно. На болоте растут особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту – клюква, черника, голубика, брусника, морошка. (Показываю изображения растений.)

- Прочитаем интересную информацию об этих растениях. (Дети читают текст на листочках.)

Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

Голубика растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.

Брусника – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.

Морошка – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен.

Росянка – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.

- Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений-хищников? (В воде болота мало нужных для растений веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.)

Кукушкин лен – это мох. Он жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см.

- А вы знаете, что в темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? (Предположения детей.)

- Оказывается, на дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что по болотам могут ходить только злые колдуны и ведьмы.

- А стоит ли нам бояться болота? (Ответы детей.)

IV. Физминутка. (1-2 мин)

- А теперь немного отдохнем.

На болото мы пойдем,

Много клюквы наберем –

V. Знакомство с животными болот. (5-6 минут)

- Вспомните, какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)

- Где в природе бывает много животных? (Где много пищи.)

- Много ли подходящей пищи на болоте? (Ответы детей.)

- Рассмотрим в учебнике на с.110, какие животные живут на болоте. (Работа в учебнике. Рассматривание рисунков.)

- Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Длинные клювы помогают им достать пищу из воды. Все они летают, а утки и либеди – еще и плавают.)

- Живет на болоте интересная птица – выпь. (Показ иллюстрации.)

Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

- Кроме вышеперечисленных животных на болоте живут лягушки.

VI. Физминутка. (1-2 мин)

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Вам, друзья, физкультпривет.

VII. Закрепление изученного. (6 мин)

2) «Наш бегемот провалился в болото.

И ни туда, ни сюда!

О если вы не придете,

Он утонет, утонет в болоте!

Ох, нелегкая это работа –

VIII. Итог урока.(5 мин)

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.109. (Читают вывод.)

- Что сегодня нового и интересного узнали о болоте? Что вас удивило?

- Дома прочитаете про земноводных на с.111-112 и выполните задание в тетради на с.52 №95.

- Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен.

Список использованной литературы

1. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений./ Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2013

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник. 2 класс. – М.: Вентана – Граф, 2013

3. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч.– М.: Вентана – Граф, 2013

Урок составила: Кожемякина Галина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г. Новосибирска

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей.


А с чего они должны там расти , там же постоянная влага , корни дерева сразу же просто напросто сгниют и на дне там одна жижа , это то же самое если посадить дерево в пруду . Там будут расти только различные водоросли и камыши , это их стихия для жизни.

Деревья на болотах растут, правда чахлые и не везде. Не их это стихия - деревья любят твердый грунт с умеренной влажностью, а в болотах в основном сырость "повышенная", более подходящая для камышей, мхов и прочих трав. Да и с устойчивостью на плывучих грунтах болот как-то не очень - корни пускать некуда. Вот и растут они по островкам и кочкам до той поры, пока позволяет остойчивость, потом падают и все. Поэтому только чахлые там и растут.

Потому что в болотах стоит вода, а корням деревьев нужен воздух,чтобы дышать. За исключением деревьев типа ивы и мангров, которые специально выпускают дыхательные корни. А при заболачивании участка, например из-за образования запруды, деревья просто погибают на месте.


Есть в Польше в небольшом местечке Грыфино необычный лес, его называют "пьяный", еще "кривым", "танцующим". Часть сосен в этом лесу (около 400), как по команде, искривлены под одним градусом, а затем образуют одинаковые красивые ровные дуги. Такому феномену не нашли объяснения за восемьдесят лет. Предполагают, что это рук человека, что специально ветвь молодого деревца изгибали по одному шаблоны, чтобы после изогнутую древесину использовать для кораблей, саней и т.д.

текст при наведении

strong textИзначально перерабатывается древесина - там уже идет потеря в весе (более половины 50-60%). Из полученной целлюлозы на бумагу идет примерно 60-75%. Поэтому из 1 кг. древесины можно получить 240-375 граммов бумаги.

Плотность бумаги составляет 40-240г/м2. Стандартная офисная бумага формата А4 обычно 80г/м2. Получается что лист бумаги формата А4 будет весить 5 грамм.

Поэтому для изготовления одного листа требуется 0,013-0,021кг. дерева

Известно, что сокодвижение в деревьях начинается при первых весенних потеплениях, а продолжается до распускания почек. Точно установить начало выделения березового или кленового сока невозможно, здесь важен регион произрастания и погодные условия.

В средней полосе сок обычно можно собирать с середины марта. В это время активно тает снег, а почки на деревьях начинают набухать. Можно сходить в лес и шилом сделать укол на дереве, появление сока говорит о том, что сок можно собирать.

Распускание листьев на деревьях свидетельствует о том, что сезон сбора сока березы или клена завершается. Обычно при появлении первых листиков, сбор сока прекращается, а бывает это во второй половине апреля.

Любые трещины дерева лечатся. Есть мастера, так заделают, что и не видно вовсе. Так что Буратину вполне можно вылечить. А вот на счет пожара, это серьезнее. Там горит все, даже организм живой, состоящий на 80% из воды.

Так что такая опасность для него есть. Но где он должен сгореть? Волшебный театр, владельцем которого он стал в кооперации с папой Карло, вроде как несгораемый. Потому и волшебный. А больше Буратину нигде не признают. Он рассорился с властями города и обидел "сироту" Карабаса - Барабаса - человека влиятельного и злобного. Так ему и сидеть в своем театре.

Если речь о другом конце, то и там по-моему все в порядке. Его починить еще проще. Остругал палочку и поменял старую на новую.

Ниже мультик о новых приключениях Буратино. Но он там не сгорел.

Не знаю какие? и где? Ведь, в первую очередь все зависит от географической широты и материка. У меня, например, на 57 параллели Европы скоро, то есть в конце апреля, под балконом, на дереве без единого зеленого листочка, зацветут абрикосы. Почти сказка, но это факт. Абрикосы же будут и первыми плодами в садах и на рынке. Но это случится, если в период цветения не ударят морозы или не собьют пыльцу дожди. Если все хорошо, то среди свежей зелени дерева появятся и завязи плодов. А потом и сами плоды. Но это ранний сорт. На рынках они будут потом целый месяц. И почти вместе, наступая абрикосам на пятки, пойдут на рынок и плоды черешни. Только они отомрут там раньше, чем абрикосы.


Болото ни в коей мере не означает отсутствия на нем леса. Да и сам термин, хотя и применяется повсеместно, не является таким уж однозначным. Часто под болотом понимают все излишне увлажненные участки лесных территорий, но при этом даже не задумываются, что они далеко не так однородны, как кажется на первый, обывательский, взгляд. Практически каждый лесозаготовитель скажет, что на болоте с точки зрения прибыли делать нечего из-за низкой продуктивности древостоев. Часто это так, и связано с плохими условиями для роста деревьев ввиду низкого плодородия почвы и подтопления корней. Эти условия сильно сказываются на ростовых характеристиках деревьев и древостоев.

Болота представляют собой увлажненные участки земной поверхности, на которых накапливается неразложившееся органическое вещество – торф. Торфо­образование и распределение болот связаны с природными условиями. Этому способствует сложившееся после ледникового периода преобладание равнинных пространств, чередующихся с частично сохранившимся холмистым рельефом. Болота различаются по стадии болотообразования. Зарождение болот и их развитие – последовательный и длительный процесс. Первоисточником заболачивания суши является избыточное увлажнение почвогрунтов на пониженных участках рельефа, приводящее к нарушению газообмена в почве, появлению и произрастанию болотной растительности. Ежегодно отмирающая и не полностью разлагающаяся масса растений становится основой торфообразования. Накоплению продуктов неполного разложения отмерших растений способствует и торф, характеризующийся высокой влагоудерживающей способностью.

Не все типы болот отличаются низким плодородием почвы. Все зависит от вида накопившегося торфа. Как известно, часто торф – это сырье для создания почвенных субстратов, на которых выращивают сельскохозяйственную продукцию. Следовательно, его плодородие не такое низкое. Обеднение торфа происходит при развитии болота. Ухудшение условий произрастания и смена растительного покрова начинаются с центральной части болотных массивов.

Болотообразование протекает при тесном взаимодействии и взаимообусловленности природных факторов: почвенно-гидрологических условий, рельефа, климата, растительности, животного мира. Основная роль пинадлежит избыточному увлажнению почвогрунтов и типу водно-минерального питания.


Можно выделить низинные болота, в которых естественное плодородие торфа довольно высокое для произрастания относительно высокопродуктивных лесных насаждений. В почвах переходных и верховых болот содержание питательных веществ, необходимых для лесной растительности, значительно ниже, что очень хорошо заметно по размеру растущих деревьев и их видовому составу.

В низинных болотах более подходящие условия для древесной растительности. Ограничивающим рост деревьев фактором выступает только высокий уровень залегания грунтовых вод. При его снижении можно значительно улучшить условия роста и производительность произрастающих на низинных болотах древесных насаждений.

Отдельно следует рассмотреть древесные насаждения на болотах разных видов согласно стадиям болотообразования. На низинных болотах встречаются черноольшаники, ельники, сосняки и березняки болотно-травяные. Сосняки и ельники на торфяных почвах являются коренными типами леса, а березняки, ольшаники, осинники – производными. Из сопутствующих пород отмечаются рябина и разнообразные виды ивы. В подлеске распространены крушина, можжевельник, смородина. На переходных болотах лесообразующими породами являются сосна, ель, береза. Среди господствующих пород доминирует ива.

На верховых болотах представлены два типа леса: сосняки долгомошные и сфагновые. В них распространены чистые по составу древостоя сосняки. Сопутствующие древесные породы и подлесок отсутствуют.

Производительность лесов на неосушенных торфяных почвах характеризуется III–Vб классами бонитета. В лиственных насаждениях, в частности, в березняках, этот показатель соответствует III–Vа классам. Эксплуатационный запас стволовой древесины на верховых торфяных почвах обычно составляет до 90–100 м 3 га, на переходных – 70–150 м 3 /га, на низинных – 110–250 м 3 /га.

По имеющейся информации, при создании благоприятных почвенно-гидрологических условий в результате осушения лесов сосновые и еловые насаждения могут достигать Iа–I текущего класса бонитета на низинных болотах и I–II класса – на переходных. К столетнему возрасту на этих болотах фиксировался запас древесины до 500–550 и 300–400 м 3 /га соответственно. Такие насаждения сейчас есть в лесном фонде некоторых регионов России, поскольку массовое осушение лесов происходило во второй половине ХХ века. А так называемый золотой запас хвойных лесов с довольно большими объемами древесины сосредоточен в настоящее время на торфяных почвах.

Освоение таких специфических лесных территорий сдерживается из-за недостаточно разработанных принципов ведения лесного хозяйства на них и часто пренебрежительного отношения лесопользователей к этим территориям в комплексе с другими причинами.

Текст: Николай Дружинин, д-р с.-х. наук, профессор,
Владимир Вернодубенко, канд. с.-х. наук, доцент, Вологодская ГМХА

Болота - это влажные районы, которые имеют как растительную, так и животную жизнь, и часто сильно покрыты лесами. В болотах очень мало травянистых растений, потому что они почти не получают солнечного света из-за большого количества кипарисов и черных деревьев, которые затушевывают болото. Немногие виды растений могут переносить высокие уровни железа и низкого уровня кислорода, связанные с долгосрочным затоплением болот.

Обитатели болот

  • Бромелии - являются многолетними травами. Эти травы обычно растут на других растениях и не имеют древесных стеблей. Хотя общие названия некоторых видов, такие как мясной мох и испанский мох, предполагают, что это мхи, бромелиевые растения - это цветущие растения с очень маленькими цветами.
  • Болотный молочник - является травянистым многолетником из семейства apocynaceae. Он может вырасти до 5 футов в высоту и иметь белые, розовые и лиловые цветы. Растение также привлекает бабочек.
  • Водяная лилия - плавающее водное растение с плоскими круглыми листьями. Листья имеют длинные стебли красновато-фиолетового цвета. Цветы открываются ранним утром и закрываются около полудня. Водяные лилии являются родными для северо-восточных Соединенных Штатов. Водяные лилии можно найти на поверхности воды или чуть ниже нее.
  • Кэттейлы - встречаются во многих болотах, канавах и в неглубоких водоемах. Эти растения будут расти в воде глубиной до 4 футов и продолжать расти над поверхностью воды, достигая общей высоты до 10 футов в высоту. Цветок - нечеткая, коричневая сигарная форма и расположена в верхней части стебля. Длинные плоские листья растения имеют ширину около 1 дюйма. Помогают береговой линии сопротивляться волновой эрозии.
  • Ряска - это свободно плавающее растение с взрывной, быстрорастущей репродуктивной системой. Ряску можно найти в болотах по всей территории Соединенных Штатов. Отдельные растения выглядят как листья и обычно менее 1/4 дюйма в ширину. Каждое растение имеет один корень, который вытекает из его дна, висящий ниже, чтобы извлечь питательные вещества из воды.

Во-первых, на болотах очень влажно. Не все растения приспособлены к повышенной влажности.

Во-вторых, в болотистых местностях нет яркого солнечного света.

В-третьих, в болоте водные потоки не движутся, вода там застойная.

Не мало важно и то, что тепло плохо проникает вглубь торфа и почвы на болотах.

Тем не менее, растения, которые растут на болотах, не будут расти в других условиях.

Примеры растений, которые растут на болотах: кувшинка, тростник, осока.

Читайте также: