Почему в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева

Обновлено: 18.09.2024

С детских лет любой человек знает, что грибы появляются после дождя. А почему?

Дело в том, что при недостатке влаги им раз­виваться очень трудно, так как грибница почти на 90 % состоит из воды. Грибы используют особые свойства воды. Например, её почти невозможно сжать. Именно это помогает хрупкому шампиньо­ну пробиваться через асфальт в городском парке. Накачивая из почвы воду, гриб растёт и, как дом­крат, поднимает асфальт. Представляете, какое со­противление он сумел преодолеть?! Даже крупная птица глухарь не всегда может пробить плотную корку снежного наста, образующуюся за время зимней ночевки под снегом.

Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое — на неко­тором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

Грибы любят влажную почву, поэтому их мно­го после дождя. В сухое лето более влажная поч­ва бывает под кроной дерева — у ствола, поэтому

№ 3 (75) март 2017 г.

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Учитель. Ребята, а как же питаются грибы? В клетках грибов, даже зелёных сыроежек, отсутс­твуют хлоропласты. Фотосинтез, как вы знаете, у них не происходит. (Грибыгетеротрофы)

Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики — в берёзовом лесу, а маслята — под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Между определёнными видами деревьев и гри­бов существует связь — симбиоз (полезное сожи­тельство).

Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает сожительство с корнями оп­ределённых видов древесных пород — симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворён­ными солями, а гриб от деревьев — органические вещества, необходимые для питания и образова­ния плодовых тел. Гифы грибницы переплетаются с корнями деревьев, образуя микоризу.

Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку — на отрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Поче­му на навозе или чурбаках деревьев нельзя выра­щивать белые грибы или подосиновики? (Без мико­ризы белые грибы и подосиновики не растут)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Создайте образ царства Грибы, на­зовите синквейн нашего урока. Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения и имеет следующую последовательность:

1-я строка — название синквейна — Царство Грибы;

2-я строка — два прилагательных;

3-я строка — три глагола;

4-я строка — фраза на тему синквейна;

5-я строка — существительное.

Учитель. Сегодня на уроке мы начали зна­комство с необыкновенными созданиями природы, которые не только украшают окружающий мир и радуют наш глаз, но и поддерживают наши силы.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) Учебник, с. 22-25, вопросы на с. 31.

2) Опережающее задание: найти ответы на биоло­гические задачи:

2. Во время Великой Отечественной войны с по­мощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отноше­ние к грибам имеет это лекарство.

4. В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Централь­ной Америке этот гриб также широко встре­чается, но особого вреда картофелю не прино­сит. Почему?

5. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.

Цель урока:создать условия для активной позна­вательной деятельности учащихся с целью изучения строения, классификации и значения отдела Настоящие грибы.

БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!

№ 3 (75) март 2017 г.

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Задачи урока:

Предварительная подготовка к уроку:задание учащимся: вырастить гриб мукор на хлебе.

Презентация подготовлена для наглядного проведения урока биологии в 6 классе. В ней рассмотрены вопросы о строении и процессах жизнедеятельности шляпочных грибов, а также их разнообразии.

ВложениеРазмер
shlyapochnye_griby.ppsx 1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Шляпочные грибы Автор презентации ученик 7 класса средней школы №85 Октябрьского района города Караганды Бобуёк Сергей.

Ответьте на вопросы На какие группы делятся организмы живой природы? Почему грибы занимают особое место среди эукариот и выделены в особое царство? Выделите признаки грибов как животных и как растений. Признаки грибов как растений животных

Шляпочные грибы Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

Особенности внешнего строение шляпочного гриба Познакомимся с внешним строением шляпочного гриба. Плодовое тело Грибница Ножка Шляпка

Особенности внешнего строение шляпочного гриба Грибы состоят из гифов Гифы — нитевидное образование у грибов, состоящее из многих клеток или содержащее множество ядер. Гифы

Классификация шляпочных грибов

Микориза Что такое симбиоз? Симбиоз — это тесное и продолжительное сосуществование представителей разных биологических видов.

Корень дерева Микориза Схема микоризы Н 2 О + минеральные соли Гриб Органические вещества

Съедобные или ядовитые?

Съедобные грибы Белый гриб Подберёзовик Лисичка

Ядовитые грибы Мухомор красный Бледная поганка Сатанинский гриб

Меры предупреждения отравления ядовитыми грибами. Быть внимательными при сборе грибов; если сомневаетесь в съедобности гриба, то лучше его не брать; старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми; нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы

Давайте поразмышляем! Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению. В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом

Давайте поразмышляем! Император Клавдий, французский король Карл VI , папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? Их всех отравили грибами

Давайте поразмышляем! В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом –подберезовиков. Почему? Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.

Ребусы Подберёзовик БЕ РЁ . Лисичка , 123 Подосиновик . О син

Ответьте на вопросы Из каких частей состоит плодовое тело шляпочного гриба? Какая часть гриба находится под землёй? Что такое симбиоз? Что такое микориза? Какие съедобные и ядовитые грибы встречаются в вашей местности?

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации по ботанике. Грибы - паразиты

Презентация "Грибы-паразиты": рассматриваются факультативные и облигатные паразитирующие на растениях.


презентация урока "шляпочные грибы"
Презентация к уроку Грибы -паразиты

грибы-паразиты; значение грибов; проверочная работа.


презентация .биология6 кл .Грибы

Урок биологии 6 классе " Общая характеристика грибов.".

Презентация на тему "Грибы" 5 класс

Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных. Это разнообразные организмы имеют сходное строение, связанное со .

Вопрос:

Ответы:

(У дерева Корневая система проникает глубоко вглубь, высасывая ВСЕ что нужно для ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ .)(у Гриба же,корневая система под поверхностью, но очень широкая.) Засушливым летом гриб высасывает одни вещества, а в дождливую под кроной - другие.Если вы бывали в лесу после дождя-то вы замечали,что грибы вырастают Сильно быстрее после дождя чем после засухи.А это значит, что в засуху, гриб просто "поддерживал" жизненные функции,а после дождя ему итак всего хватало

На
какие группы делятся организмы живой природы?
Почему грибы занимают особое место среди эукариот
и выделены в особое царство?
Выделите признаки грибов как животных и как
растений.
Признаки грибов как
растений
животных

3. Шляпочные грибы

Наиболее известными среди грибов являются
шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они
получили такое название?

4. Особенности внешнего строение шляпочного гриба

5. Особенности внешнего строение шляпочного гриба

Грибы состоят из гифов
Гифы — нитевидное образование у грибов, состоящее из
многих клеток или содержащее множество ядер.
Гифы

6. Классификация шляпочных грибов

7. Микориза

Симбиоз
— симбиоз?
это тесное и продолжительное сосуществование
Что
такое
представителей разных биологических видов.

8. Микориза

9. Съедобные или ядовитые?

10. Съедобные грибы

11. Ядовитые грибы

12. Меры предупреждения отравления ядовитыми грибами.

Быть внимательными при сборе грибов;
если сомневаетесь в съедобности гриба, то лучше его не
брать;
старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть
ядовитыми;
нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог,
промышленных предприятий, т.к. плодовые тела
накапливают их выбросы

13. Давайте поразмышляем!

Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу
дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него.
Дайте объяснение этому явлению.
В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в
сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом
пространстве, чем под деревом

14. Давайте поразмышляем!

Император Клавдий, французский король Карл VI , папа
римский Климент VII. Что объединяет эти имена?
Их всех отравили грибами

15. Давайте поразмышляем!

В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в
березовом –подберезовиков. Почему?
Наблюдается симбиоз между определенными видами
деревьев и грибами.

16. Ребусы

17. Ответьте на вопросы

Из
каких частей состоит плодовое тело шляпочного
гриба?
Какая часть гриба находится под землёй?
Что такое симбиоз?
Что такое микориза?
Какие съедобные и ядовитые грибы встречаются в
вашей местности?

Внеклассное мероприятие по биологии для 6-7 классов

Проводится в игровой форме, продолжительность - 2 часа.

Оборудование: коллекции; гербарии; комнатные растения; муляжи цветков, плодов, грибов; рисунки; таблицы; диапозитивы; плакаты; выставка книг; портреты ученых.

Ход игры

Играют 2 команды по 6 человек.

Двум участникам из каждой команды раздают задания на карточках.

Максимальное количество баллов за конкурс - 5.

1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (Папоротники - тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания) (5 баллов)

2. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники - индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнений) (5 баллов)

Максимальное количество баллов - 9.

8 баллов дается за основное задание, а дополнительный балл команда получает за рисунки, фотографии, гербарии.

Пузырчатка (8 баллов).

Хищные растения - это чудо природы. Их насчитывают около 450 видов, относящихся к 6 семействам. Их можно обнаружить по всему свету в самых разных местах обитания. Так как эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их называют насекомоядными.

Пузырчатка ловит добычу, как правило, водяных блох, с помощью небольших пузырьков на листьях. Вначале из каждого пузырька с помощью специальных желез выкачивается вода. При прикосновении к сигнальным волоскам у входного клапана- ловушки клапан распахивается, и вода вместе с добычей заполняет пузырек. Давление заставляет клапан открываться внутрь, и добыча засасывается с водой. Пузырчатки растут в прудах, они могут или свободно плавать, или пускать корни.

Очень крепкое, но грубое волокно дает растение джут из семейства липовых. Род джут насчитывает до 100 видов - это кустарники, полукустарники и травы с очередными цельными листьями. Плод - коробочка. Распространен джут в тропиках и субтропиках обоих полушарий. Волокна дают два однолетних вида. Короткоплодный вид Corchorus capsularis и длинноплодный вид Corchorus olitorius в диком виде не встречаются и вырастают до 3 м.

Возделывают джут с древности в Индии, Пакистане и Средней Азии ради волокон и питания - листья и молодые побеги употребляют в пищу.

Волокно используют для приготовления ковров, веревок; мебельных, упаковочных и технических тканей.

Ведущий зачитывает признаки растения, учащиеся по описанию должны его назвать.

Максимальное количество баллов - 3.

Описание первого растения (3 балла).

1. Оно может жить до 2000 лет.

2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.

3. Из него делают бочки и паркет.

4. Пушкин писал, что на нем сидит русалка. (Дуб)

Описание второго растения (3 балла).

1. Оно всегда зеленое или голубое.

2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.

3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.

4. Оно теневыносливое. В лесу, где оно растет, всегда темно и сыро, там много лишайников. (Ель европейская)

Термины читает ведущий по очереди каждый команде.

Максимальное количество баллов — 6.

В конкурсе принимают участие капитаны команд. Они получают задание на карточках.

Максимальное количество баллов - 5.

1. Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли.

Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга? (Мох кукушкин лен - двудомное растение. Проблема возникла бы при размножении. В зарослях мха задерживается вода, только передвигаясь в воде, сперматозоиды могут добраться до яйцеклетки, и произойдет процесс оплодотворения)

2. Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия вероятнее всего могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема) (5 баллов)

Время - 6 минут; 1 правильный ответ - 1 балл.

Команда I.

1. Круглая форма бактерий? (Кокки)

3. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов? (Паразиты)

4. Группа организмов, не имеющих ядра. (Прокариоты)

5. Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз)

6. Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора)

7. Почему лишайники не встречаются в крупных городах? (Чувствительны к загрязнению)

8. На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии? (Семейство бобовых)

9. Чем клетка гриба отличается от клеток бактерий? (У них есть ядро)

10. Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник)

11. Какие грибы паразитируют на злаках? (Головня, спорынья)

12. Как называется тело лишайника? (Слоевище)

13. Какие бактерии приносят вред человеку? (Болезнетворные)

Команда II.

1. Палочковидная форма бактерий. (Бациллы)

3. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (Сапрофиты)

4. Ядерные организмы. (Эукариоты)

6. Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)

7. Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения)

8. Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза)

9. Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)

10. Какие бактерии вызывают квашение капусты? (Молочнокислые)

11. Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере? (Цианобактерии)

12. Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)

13. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)

Время на обдумывание - 1 минута. Правильный ответ - 5 баллов.

Ведущий предлагает членам команды по очереди достать фишки из бочонка (можно использовать бочонки для игры в лото или на картонных кружочках написать цифры от 1 до 4).

Каждая команда получает по два вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передается другой команде, и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если и она не смогла дать ответ, то вопрос передается болельщикам. За правильный ответ болельщик получает жетон и приносит своей команде 0,5 балла. По окончании игры болельщик, у которого есть жетоны, получает оценку за урок.

1. Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. (Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются) (5 баллов)

2. Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться? (Руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества) (5 баллов)

3. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше и почему? (На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растении) (5 баллов)

Время на обсуждение - 1 минута. Максимально - 6 баллов.

Команды задают друг другу по одному вопросу, который они готовят заранее. Если команда не может ответить на вопрос, то это право переходит к болельщикам команды, которая должна отвечать на вопрос.

Правильный ответ приносит команде 0,5 балла, а ответившему ученику - жетон. Если ответа нет, то отвечает та команда, которая задавала вопрос.

Вопросы могут быть, например, такими:

Тогда из-под шляпки внезапно выскакивает белое покрывало и окружает ножку. Тотчас же от гриба начинает распространяться сильный запах падали, который привлекает массу жуков и бабочек. С наступлением темноты гриб светится ярким зеленоватым цветом. К утру гриб умирает, оставляя после себя лишь небольшой комочек слизи. Что это за гриб? (Этот гриб называется диктиофора или дама под вуалью) (6 баллов)

2. В древних легендах сообщается о случаях, когда в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, вдруг встретили на земле массу мелких сухих крупинок.

Ведущий зачитывает вопрос. Команда, которая первой поднимет руку, получает право ответа на него.

Каждый правильный ответ - 1 балл.

Если ни одна из команд не знает ответа, то вопрос переходит к болельщикам. Правильный ответ в этом случае приносит 0,5 балла команде и один жетон болельщику.

1. Спорынья чаще встречается на ржи и почти никогда на пшенице. Почему? (Спорынья поражает ветроопыляемые злаки, а пшеница - самоопыляемое растение)

2. В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом - подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами)

3. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Ядовитые грибы тоже поражаются вредителями, они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека)

4. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему? (Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают даже горные породы)

5. На какой съедобный гриб похожа бледная поганка? (На шампиньон)

6. С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб? (С белым грибом)

7. Какие грибы растут под землей? (Трюфели)

9. Какие грибы лечат? Их много. (Наиболее известный гриб - пеницилл, из него получают лекарство - пенициллин)

11. В результате симбиотической деятельности каких организмов из молока получается кефир? (Симбиоз дрожжей и молочно-кислых бактерий)

12. Какие съедобные грибы выращивает человек? (Шампиньоны и вешенки)

14. Император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами)

Читайте также: