Под старой яблоней жилинский описание картины

Обновлено: 18.09.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Моё открытие Жилинского-художника произошло давным-давно, в советской еще жизни. После знакомства с картиной 1964 года - "Гимнасты СССР". Она и открывает экспозицию выставки Дмитрия Жилинского, проходящей в эти дни в Новой Третьяковке.

"Гимнасты СССР", 1964, Русский музей
По сути это групповой портрет сборной советских гимнастов 1964 года. Справа лицом к зрителю Борис Шахлин, у брусьев Сергей Диомидов, слева возле коня Юрий Цапенко и Валерий Кердемилиди (оба в профиль). В центре: Виктор Лисицкий, за ним Юрий Титов (в профиль), рядом тренеры Валентин Муратов (в синем спортивном костюме) и Сергей Литвинов (в красном). На дальнем плане женщины-гимнастки: в центре стоит Тамара Манина, Софья Муратова и Полина Астахова, справа сидит Лариса Латынина.

А начинал Дмитрий вполне традиционно:


"Автопортрет", 1946, собрание семьи художника

"Групповой портрет студентов-скульпторов", 1964, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Изображены студенты-скульпторы мастерской Н.В.Томского в Московском художественном училище им. В.И.Сурикова. На первом плане сидит преподаватель А.А.Древин, сын художникорв А.Д.Древина и Н.А.Удальцовой. За его спиной стоят: слева В.А.Горяный и В.В.Начапкин, справа Д.С.Головацкая и А.Е.Диллендорф. В центре на подиуме натурщица Людмила Волконская, одна из постоянных моделей Д.Д.Жилинского в 70-х годах.

"Под старой яблоней", 1969, Русский музей
Изображены мать художника А.Ф.Жилинская и его дети Ольга и Василий. На раме картины- слева отец художника Д.К.Жилинский, справа старший брат Василий. Отец- Дмитрий Константинович, был расстрелян в 1938 году, брат Василий Дмитриевич погиб на фронте в 1944 году.

"Воскресный день", 1973,Третьяковская галерея
На этой картине Жилинский изобразил всех своих соседей и их детей в саду т.н. "Красного дома художников" в Новогирееве, где художник жил с 1944 по 1973 годы. Центральная группа девушек это Мариам Суханова (в красной блузке), Ольга Жилинская (в белом платье; она же делает колесо на первом плане), Дарья Шаховская (стоит спиной с поднятыми руками). Катя Серова, правнучка В.А.Серова (в желтом платье), Катя Федорова (с темными волосами), Аня Меркулова (срыжими волосами), Наташа Шаховская (в бордовых брюках). В правом нижнем углу Катя Голицина. Из куста бузины выглядывают мальчики: Ваня Голицын и Вася Жилинский(в красном). Слева в плетеном кресле сидит художница Ирина Коровай. За ней стоит Ваня Шаховской, внук В.А. Фаворского. Группу вдалеке слева составляют фигуры Людмилы Кардашовой, Адриана Ефимова и его жены Екатерины. Группа справа это Илларион Голицын, его жена Наталья, Лавиния Бажбеук-Меликян и Нина Жилинская, жена художника.

"Человек с убитой собакой", 1976, собрание семьи художника
Автопортрет художника с псом Чаном, случайно сбитым автомашиной на дороге у дома художника в Новобутакове. На заднем плане в просвете калитки силуэт Н.И.Жилинской.

"Триптих 1937 год", 1987, Третьяковская галерея
На картине запечатлен трагический момент, когда 20 октября 1937 года, во второй раз был арестован отец будущего художника. В первый раз отца арестовали в 1929 году. Но тогда мать художника сумела доказать, что ее муж не враг народа. Но в октябре 1937 года Д.К.Жилинский, техник-конструктор паротурбинной электростанции треста "Майнефть", был арестован, а в июне 1938 года расстрелян как враг народа. В 1957 году был реабилитирован. На картине изображены: отец художника, мать , бабушка и старший брат. Себя Жидинский показал сидящим на кровати лицом к зрителю.

"Доброе утро", 2001, Частное собрание
Изображена вторая жена художника Венера Жилинская (урожденная Арутюнян) с сыном Николаем.

Что меня несколько огорчило. Выставка оказалась небольшая по составу и состояла из хрестоматийных работ.
И у меня создалось ощущение, что делалась выставка наспех, что взяли в экспозицию только то, что рядом - Третьяковка, Русский музей и собрание семьи художника. И название придумали лукавое "Жилинский. Ближний круг". Ну т.е. чтобы не ругали за куцость выставки сузили круг тем.
А ведь Жилинский заслуживает большой ретроспективной выставки с привлечением и не только государственных, но и частных музеев и личных собраний и провинциальных галерей.

И еще, под выставку отвели зал №38 к которому надо идти через экспозицию с так называемым "актуальным искусством", которое, по моему дилетантскому мнению, вовсе не искусство.
Например мимо вот этого:

Так что у меня двойственные ощущения после похода - с одной стороны, еще раз насладился творчеством любимого художника, с другой стороны, огорчился, что все было сделано как-то куцо и наспех.
Извините если кого-нибудь обидел. )

Недавно обнаружил в гараже старые, перевязанные бечевкой журналы. "Юность", "Крестьянка", "За рулем", "Юный техник", "Юный художник". Хотел выбросить. Оставил. Сегодня открыл Юность, полистал. Почти сорок лет журналам. А жизненные вопросы остались прежними. Эмоции, мысли, радости и трагедии. Но речь не об этом. Увидел очень знакомые репродукции советского художника. Его долго не воспринимали серьезным художником. Все из-за того, что картины его считали просто графикой. Он часто писал картины темперой. Отсюда и некоторая плакатность его работ.

На новых землях. 1967. Центральная часть триптиха. ДСП, левкас, темпера. Государственная Третьяковская галерея

На новых землях. 1967. Центральная часть триптиха. ДСП, левкас, темпера. Государственная Третьяковская галерея

А вот весь триптих. На новых землях. 1967. ДСП, левкас, темпера. Государственная Третьяковская галерея

А вот весь триптих. На новых землях. 1967. ДСП, левкас, темпера. Государственная Третьяковская галерея

Обратите внимание на эти лица. Я помню лица своих родителей во время новоселья. Что случилось с этими героями картин? А что произошло в воскресенье? Посмотрите:

Если так выглядит воскресенье в лицах этих молодых героев картины, то как - понедельник? Ну не все же так печально должно было быть!

А как вы себе представляете молодую семью? Уж точно не так, как на этой картине. Представляете сегодня этих людей героями нацпроекта "Молодая семья?" Будут одни разводы.

В некоторых его работах наблюдается отсутствующий взгляд у героев. Они погружены в себя, в свои мысли. Цвет лица у некоторых героев картин бледно -серый. А эмоции напоминают лица манекенов. И действительно, на многих картинах не только такие лица, но и позы. Язык тела, пластика у фигур такая же, как у манекенов. Как мертвые. А настроение от многих картин немного портится. Как на поминках. Возможно, так и задумано. А где радость соцреализма, солнечный свет, цветущие яблони, оптимизм и вера в будущее? Да, это совсем другой художник. Он очень узнаваем. Хотя яблони и яблоки будут.

Из-за похожести лиц и эмоций, трудно понять что-то о героях его картин. Хоть одну улыбку, хотя бы одну слезинку. Но нет. Даже у памятника. Даже при новоселье. Но ведь некоторые плакаты той эпохи куда более эмоциональны.

Если внимательно на них посмотреть, то на многих картинах напрочь отсутствует перспектива. Нет ощущения пространства и воздуха. Как накленные друг на друга фигурки людей с универсальными эмоциями. Многие зрители увидят в этих лицах какую-то одухотворенность, а кто-то, может быть, будет сравнивать его картины с иконами и средневековой живописью европейцев. А вот музыканты. Почему-то их спровождают Ангелы. Как будто вырезанные из бумаги.

У многих возникает вопрос. Как можно так трагично, выписывая такие грустные лица, изображать радостные, красивые события? Например, панно, появященное 90-летнему юбилею Московского художественного академического театра. Что Вы себе представляете? Никогда не догадаетесь, что оно, панно, перед Вами:

Вам может показаться, что на этом полотне все такие грустные, потому что. умерли? Но ведь это юбилей театра! Хотите узнать, что же здесь изображено? Это встреча труппы в Крыму. А.П. Чехов - центральная фигура этого панно. Это был его вынужденный переезд в Крым. На этом внушительном панно изображен . завтрак. Его устроила 24 апреля 1900 года Фанни Карловна Татаринова - большая почитательница Чехова. На нем собралась труппа Московского художественного академического театра. А.П. Чехов сильно болел тогда, и труппа привезла два спектакля в Крым для того, чтобы показать их автору. Это были "Чайка" и "Дядя Ваня". Тот завтрак вспоминали потом многие..Это был завтрак-феерия под белоснежным шатром на огромной плоской крыше крымской виллы хозяйки дома. Так говорили и Станиславский, и Бунин.

Сорок три персонажа изображены на панно. Среди них видные деятели культуры и искусства: Иван Алексеевич Бунин, Александр Иванович Куприн, Алексей Максимович Горький, Николай Дмитриевич Телешов, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Леопольд Антонович Сулержицкий, Константин Алексеевич Коровин и многие другие. Центральная фигура композиции — Антон Павлович Чехов. Да, на панно четко прорисован рисунок, академически все четко, профессионально, выполнено как будто машиной, портретное сходство участников реальных событий невероятное. Тем более, когда известно, что многие участники события не были в Ялте. Что это? Прощание театра с А.П. Чеховым? Что за процессия из людей, поднимающихся по лестнице? И почему фигура писателя Серебряного века Леонида Андреева стоит обособленно? Почему он одет в черное? Как в одежды священнослужителя. И руки его как на иконах обращены к нам, к зрителям? Может быть он знает что-то, чего не знают окружающие?

Увы, мы этого не узнаем. Художник покинул этот мир в 2015 году, оставив нам свои необычные, яркие картины с неповторимым и узнаваемым шармом. Нравится ли они Вам так, как мне?

Ваш Алекс Маком! До встречи. Вам точно понравятся мои предыдущие публикации:

Русский музей, тишина залов, и новая выставка.

Выставка художника, который искренне считал, что искусство без веры НЕВОЗМОЖНО!
Все его картины пронизаны любовью и светятся изнутри.

Он много писал мать, и здесь, на этом полотне один из ее образов.


Картина "Старая яблоня" показывает, как годы тяжестью своей, нагнули женщину, как яблоню, под множеством плодов. А рядом ее "ПЛОДЫ" - внуки.

По бокам полотна, прямо в раме, портеты двух мужчин. с двумя датами внизу.
Война прервала жизнь мужа и брата этой женщины, но они остались с ней в детях и проросли внуками!

Художник Дмитрий Жилинский, получил известность и признание в первой половине 1960-х годов, в переломный момент истории советского искусства, отмеченный существенными переменами в его стилистической и нравственной программе.


Он прожил со своей любимой женой 47 лет, последние 10 лет она была тяжело больна, он ухаживал и помогал и ей реализовываться в творчестве.
Этот портрет был создан незадолго до кончины жены.


Тяжесть утраты выплеснулась в огромном полотне "Прощание с Ниной"
(фото нет)

Позже он встречает Венеру, что стала его второй женой, и музой.
Портреты Венеры и сына созданы с огромной любовью и нежностью.




И наконец работа, которая поразила меня в самое сердце и заставила сглотнуть комок в горле.
"Мама, мне восемьдесят"
Это автопортрет, где в зеркале присутствует его старушка мать, что всегда, даже оставив этот мир, была в его жизни.

Вот такая выставка, снимать, как всегда нельзя. Потому фото не много.


После был кофе, в кофейне при Русском музее.
Фото так, для осознания масштабов кофейни,
мне там очень нравиться пространство света.

Работы художника Дмитрия Жилинского можно увидеть в Доме музыки, в галерее на втором этаже. Это портреты современных композиторов. Тогда художнику было уже 80, и эти работы стали достойной кодой на его творческом пути.

Талантливый русский художник, по масштабам сравнимый с Репиным, Жилинский когда-то написал портреты славянских композиторов для московской Консерватории.

Жилинский работает в монументальной манере. Его картины, написанные темперой, похожи на фрески: его линии четкие, краски яркие, фигуры статичны.


Жилинский Дмитрий Дмитриевич наш соотечественник, Народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств РФ, лауреат государственных премий. Он создаёт и прекрасные сюжеты на своих полотнах и мастерски пишет пейзаж, а портреты его кисти даже заказала себе королевская семья из Дании. И сейчас они украшают помещения Королевского дворца. А одной из первых монументальных картин, которая наиболее известна, это "Гимнасты СССР". Всегда можно заметить любовь и уважение художника к тем людям, кого он пишет - это очень хорошо передают их образы: светлые, чистые. Дмитрий Дмитриевич и сегодня очень активен, участвует во многих международных и отечественных выставках.

Читайте также: