Посадить дерево в честь умершего

Обновлено: 18.09.2024

О том, что человека и дерево могут связывать иногда необъяснимые узы, известно с давних времен. Предания разных народов говорят об этом, а жизненный опыт нередко дает тому подтверждение.

Биологи Алма-Атинского университета решили проверить, насколько это соответствует дей­ствительности. В одном из сельских районов, где много яблоневых садов, они составили перечень — в каком хо­зяйстве, в какие дни деревья теряли листья, болели. Одновременно был со­ставлен график, когда сам садовод бо­лел, переживал неприятности, стресс. Когда сравнили даты, оба списка сов­пали самым удивительным образом. То, что растения очень чутко реаги­руют на здоровье тех, кто ухаживает за ними, замечено было давно.

Случается, комнатный цветок начинает вдруг вя­нуть, терять листья, а через несколько дней заболевает сам хозяин. Если же он умирает, комнатные цветы часто погибают тоже. В Англии в некоторых графствах есть даже обычай — в доме, где кто-то умер, на цветы вешают тра­урный креп. Считается, что это следу­ет делать, чтобы помочь растению как бы высказать свою скорбь. Если не сделать этого, оно начнет вянуть, осы­паться и погибнет в ближайшие дни.

Еще более тесной, нерасторжимой мо­жет быть связь между человеком и дере­вом. У разных народов есть обычаи — при рождении ребенка в его честь сажать дерево. Подрастая, он знает, что это “его” дерево. “Его” не в смысле обладания, а в значении как бы родства и братства. Год за годом он ухаживает за “своим” де­ревом, навещает, поливает его. Даже по­том, взрослым человеком, если он поки­дает родные места, некая незримая связь между ним и его деревом остается. Обычай этот известен был в Иудее, Талмуд упоминает об этом. Знали его и в Риме, и в других, самых отдаленных землях — в Африке, в Индонезии и да­же на островах Фиджи. В Бенгалии есть рассказ о принце, который, покидая родные места, посадил дерево и сказал своим родителям: “Это дерево моей жизни. Когда вы будете видеть его зеле­ным и свежим, знайте, что со мной все в порядке. Если оно начнет терять листья, это будет означать, что я заболел. Если же все листья его опадут и оно засохнет, знайте, что и меня нет в живых”. Можно предположить, что обычай этот, извест­ный практически повсеместно, имеет или имел, очевидно, какие-то подтвер­ждения, достаточно убедительные. Он по сей день существует в разных местах России, Англии, Франции, Германии, Италии и Швейцарии. Смысл обычая заключается в том, что жизнь человека и дерева магиче­ски связывается неразрывно. В отли­чие от человека дерево не подвержено превратностям внешней жизни, живет долго. Соответственно свойства эти должны распространиться и на человека. Он и его дерево составляют как бы одно целое. Он должен жить долго и благополучно, как и оно.

Однако, если с кем-то из них — с деревом или человеком — что-то случалось, другого неизбежно должна была постигнуть такая же участь. Если дерево погибало, человек тоже непременно должен был погибнуть. При этом внешний сценарий этого мог быть любой: болезнь, несчастный случай, убийство. Если дерево погибло, обстоятельства должны были сложиться таким образом, что и человек погибнет тоже. При всей необъяснимости такой связи факты часто подтверждают ее.

— Мне было лет десять, когда я на даче под Москвой посадила свое первое дерево, — рассказывает Э.М. — Лиственницу. И мне было уже тридцать пять лет, когда я неожиданно и сильно заболела. Далеко от Москвы, в Ереване. Со мной творилось что-то неладное. Часов двенадцать врачи не могли вывести меня из сердечного приступа и гипертонического криза. Через несколько дней я узнала от матери, что в тот день в лиственницу (которая превратилась в большое красивое дерево) ударила молния. От дерева осталась только нижняя часть ствола с двумя-тремя ветками. Я проболела несколько лет. Для меня до сих пор загадка, что было первично, а что вторично — молния или моя болезнь. Думаю, все же первое. Даже наверняка первое.

Я сам знал в Абхазии человека, у которого было любимое дерево. Когда сосед, желая досадить ему, срубил дерево, к вечеру того же дня хозяин дерева умер. Без всяких видимых причин. Семейные хроники и дневники нередко содержат рассказы о таких случаях, когда дерево погибало сразу же после гибели человека, особенно, если это была внезапная и насильственная смерть. Два брата, Ричард и Густав Кемпенфелд, детьми посадили каждый по дереву. Прошли годы. Ричард, адмирал королевского флота, был в плавании, когда однажды Густав заметил, что дерево его брата внезапно засохло и погибло. Первой его мыслью было — что с братом? Тревога была не напрасной. Спустя какое- то время пришла весть, что адмирал погиб, затонув на своем флагманском корабле вместе с восемьюстами членами экипажа. Произошло это 29 августа 1782 года, как раз в тот день, когда Густав заметил гибель дерева брата.

Одна знакомая рассказала случай из жизни:

— В кабинете отца много лет стояла в кадке чайная роза. Из года в год он ухаживал за ней. Когда отец умер, роза тут же начала вянуть, а через пару недель засохла. Хотя поливали и ухаживали за ней, как раньше.

Возле одного замка, неподалеку от Эдинбурга, растет большой старый дуб. Предание утверждает, что какие- то древние и незримые узы связывают дерево с семьей владельца замка. Когда кто-то в семье умирает, дуб обычно роняет ветку. Когда в 1884 году в безветренный день июля сама собой обломилась и упала на землю большая ветка, лесничий заметил: “Не иначе, как его светлость скончались”. И правда через пару дней пришла весть, что герцог, владелец замка, умер. Люди обостренного восприятия эту связь между собой и конкретным деревом ощущают особенно четко.

Судя по всему, и Пушкин способен был таким же образом почувствовать какое-то конкретное дерево, воспринять его как существо, как личность. В письме Дельвигу о пребывании в Крыму он писал: “В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество”.

Само собой, для того, кто воспринимает дерево как личность, срубить его не так-то просто. Еще греческий философ Порфирий недоумевал: “Почему, — вопрошал он, — убить овцу или быка считается большим злом, чем срубить дуб или ель— коль скоро у деревьев тоже есть души?” Буддисты-монахи считают злом не только срубить дерево, а даже сломать ветку — “это то же, что сломать руку невинному человеку”. В древних китайских книгах часто говорится о деревьях, которые стенают и плачут, когда их рубят или когда они гибнут в огне. Староанглийские тексты упоминают о неком эсквайре, слышавшем не раз, как дерево плакало и сокрушалось под топором дровосека: падая, дуб “издает стенания и вопли, которые можно слышать за целую милю, словно душа, живущая в нем, предается скорби”. Все эти случаи — не метафора и не поэтический образ. Речь идет о реальном восприятии, о жизненном опыте.

Древние германцы, например, человека, обдиравшего кору с живого дерева, подвергали казни, мучительной и жестокой — чтобы другому неповадно было поступать так. Когда же для житейских нужд, действительно требовалось срубить дерево, это сопровождалось особым ритуалом. Американские индейцы и некото­рые африканские племена приносили дереву жертву и просили простить их. На Балканах еще в прошлом веке бы­товал обычай, — перед тем как занести топор над деревом, у его подножия приносили в жертву курицу. Смысл искупительного ритуала заключался в том, чтобы понудить душу покинуть де­рево до того, как его начнут рубить. Слова “душа дерева”, впрочем, не совсем здесь точны. Это не только “душа”, но еще как бы некое “я”, “ин­дивидуальность”, “нечто наделенное энергией”. Этот подвижный, емкий смысл обозначить одним выражением можно весьма приблизительно.

Еще зима в разгаре, но вот такая мысль пришла в голову. Дорогие наши люди уходят, остаются их могилки, их добрые дела, память о них в наших сердцах. Но мы уйдем - и что же, на этом все?
А вот если посадить дерево в каком-то памятном для нас месте, причем такое дерево, которое живет долго - дуб, липу, например, - такое дерево переживет нас и наших внуков. Можно под ним поставить скамеечку, прикрепить на него дощечку с надписью "Это дерево посажено в память. " Люди будут отдыхать в его тени и благодарить того, кто подарил им эту тень. А верующие и сами догадаются помянуть усопшего в молитве. А для детей это будет "папино дерево".


Дуб красный

Русские довольно часто сажали такие деревья. Иногда это был единичный экземпляр, а иногда и целая роща. Подчас это делалось просто так, без повода, а во многих случаях знаменовало семейные события. Бывало, сажали по радостному случаю, например, в связи с рождением ребенка, после чего дерево росло вместе с ним. А другое древесное растение могло быть посажено и в память об умершем близком человеке.

Не просто дерево

Если в антикварных и букинистических лавках полистать старинные фамильные фотоальбомы, то на пожелтевших фото вы наверняка увидите хроники такой традиции. Например, на первых страницах юная пара бережно опускает саженец в ямку, потом они же нянчат детей под молодой кроной, дальше уже выросшие дети держатся за руки своих возлюбленных под раскидистым деревом. Неизбежно наступает и тот момент, когда они сядут и вспомнят своих родителей, глядя на огромные корявые ветви и мощные стволы. Жизнь идет, дерево остается. Оно все видит, все слышит и все знает. Оно – живой свидетель истории семьи. Оно несомненно покровительствует этим людям и помогает им.

Нелегкая история нашей страны так и не смогла кардинально выбить эту любовь из умов и лишь на время позволила забыть о ней. Каждый из нас наверняка знает людей, которые не могут срубить старую, больную и неплодоносящую яблоню только потому, что ее сажал дед… Вот оно – родовое дерево. Вот она – связь потомков. Вот оно – понимание истинных ценностей. Вероятно, у каждой нации бывает по-своему. Можно вспомнить рождественскую ель в Европе. Или бонсаи на Востоке – чем не семейное дерево? Их отдельные экземпляры передавались из поколения в поколение, спасались первыми при пожаре, увозились при переезде, ибо обладали (как для своих владельцев, так и в принципе) – немалой ценностью.

Дуб черешчатый

Судить о так и не искорененной тяге к своему дереву-патриарху у русских можно и по тому, как загораются глаза человека, когда ему рассказываешь об этом и предлагаешь посадить такое дерево у него на участке. Причем даже у тех, кто до этого никогда не слышал о такой традиции! Некоторые очень глубоко принимают эту идею.

Береза

Историческая справка

Священные деревья и рощи особо почитались и оберегались уже несколько тысячелетий назад в Ассирии и Вавилоне. Они же во время войн специально вырубались захватчиками, дабы лишить побежденный народ их защиты. Согласно древним русским поверьям, семейное дерево защищало хозяев от бед и символизировало гостеприимство. Эти деревья, как правило, росли перед домом, именно вокруг них часто устраивали круглые скамьи, на которых под защитой его кроны проходили семейные посиделки, здесь принимали гостей и отмечали семейные праздники.

Иван Тургенев

Клен красный

Знак радости

Сажать деревья по приятным поводам – что может быть прекраснее? Как здорово, например, будут смотреться три разновозрастные березки, каждая из которых была посажена в год рождения дочерей. И куда бы со временем судьба ни забросила взрослых сестер, они рано или поздно встретятся под тремя сестрами-березками.

Дуб черешчатый в загородных условиях живет более 300 лет. Растет очень медленно. Выносит полутень, предпочитает плодородные почвы, заболачивание выносит только временное. Более быстрорастущий – дуб красный, но его продолжительность жизни в два раза меньше. Он среднетеневынослив, к составу почв не требователен, но более чувствителен к их влажности, чем дуб черешчатый.

Историческая справка

Особым почитанием у многих европейских народов еще с языческих времен был отмечен дуб, которому часто приписывались функции мирового дерева. Именно дуб (греч. dryas) дал название нимфам-дриадам, которые, согласно поверьям, жили в каждом дереве и умирали одновременно с ним. Эти могучие растения носили и мемориальный характер. Легенды связывали отдельные деревья с именами знатных и знаменитых людей, либо посадивших их, либо свершивших под их кронами какие-либо великие деяния. Среди них можно упомянуть дубы Карла Великого и Генриха IV в лесу Фонтенбло под Парижем, дуб Елизаветы I недалеко от Лондона и дуб Марии-Антуанетты в Версале.

Екатерина II

Императрица собственноручно посадила в саду перед петергофским Монплезиром желудь в день рождения сына Павла, а через год ее примеру последовали придворные дамы. В результате там выросла целая дубовая роща. Дуб, посаженный Екатериной, погиб во время бури 2000 года, о чем свидетельствует табличка на его пне.

Бархат амурский

Павел I и Мария Федоровна

Первые деревья Семейной рощи, расположенной недалеко от Павловского дворца, были посажены императором Павлом I и его супругой Марией Федоровной в честь рождения детей. А их было у них десять: четыре сына и шесть дочерей. Впоследствии, когда дети вырастали и вступали в брак, сажались новые деревья в честь их избранниц и избранников, а затем и внуков. Каждое дерево имело именную табличку. В 1828 году, в год смерти Марии Федоровны, надолго пережившей мужа, в роще было уже 50 деревьев.

Александр Блок

В усадьбе Шахматово (подмосковное имение деда Александра Блока А. Н. Бекетова) до наших дней сохранились два вяза, посаженные Александром Блоком и его женой Любовью Менделеевой. Между ними Блок соорудил дерновый диван-канапе, символично соединивший эти два дерева.

Береза

Обычно используется береза повислая в ассортименте. В природе этот вид живет более 100 лет. Растет она очень быстро относительно остального списка растений. Очень светолюбива, но к почве малотребовательна, плохо себя чувствуя лишь на бедных песках.

Историческая справка

У многих народов существовала традиция сажать дерево в день свадьбы. В пятую годовщину свадьбы сажали еще одно – считалось, что благодаря этому семейные узы еще сильнее укрепляются.

В Германии в честь рождения девочки сажали яблоню, а мальчика – грушу. В Полесье (Белоруссия) существовал обычай: когда рождался сын, сажали на дворе лубок (липу), если появлялась дочь – сосну, тополь или березу.

Живая память

Липа

Традиция русских людей сажать дерево на месте погребения человека отчасти была связана с охранением его праха. Но размещать его непременно на кладбище никогда не было обязательным. Это может быть дерево, просто посаженное на участке в память о ком-то. И коль уж пошел разговор о грустном, то, наверное, было бы неплохо, если бы всероссийская традиция развешивать вдоль бесконечных километров дорог на столбах венки, рули и капоты, сменилась на посадку вдоль этих дорог деревьев в память о погибших на них людях. Это будет куда более долговечный, да к тому же еще и живой памятник.

Бархат амурский

Может жить более 150 лет. Довольно быстро растет. Для нормального роста требует рыхлых плодородных почв, не любит заболачивания, теневынослив.

Как это сделать?

Сажать родовое дерево, конечно же, логичнее всего своими силами. И для подобных целей не стоит приобретать сразу огромные растения – они, конечно, хороши, но, увы, – это свидетели чьей-то другой, чужой для вас жизни.

Самое правильное – вырастить такое дерево из семени. Если вы решитесь на подобный эксперимент, то непременно привлеките к нему младшее поколение. Необыкновенные метаморфозы происходят с детьми, когда они видят растущее растение. Сначала, когда им дают семена и предлагают посеять их на бабушкиной овощной грядке, – это чаще всего вызывает бурю протеста. Но вместе с мамой и папой крупные семена могут быть без труда высажены – под зиму. Подойдут такие растения, как орех серый и маньчжурский, конский каштан обыкновенный, дуб красный.

Их семена не требуют никакой специальной подготовки и взойдут уже на будущий год.

Орех маньчжурский

Каждый из нас в своей жизни должен посадить семейное дерево. И помните – в данном случае поговорка: лучше поздно, чем никогда – особенно верна. Что именно посадить? Выбирая, имейте в виду, что дерево для подобных целей должно быть не только абсолютно устойчиво в климате вашей местности, но и подходить вашему участку по экологическим параметрам. Нет ничего хуже, если оно погибнет, соприкоснувшись, например, с грунтовыми водами, или, прожив несколько лет, – вымерзнет напрочь в одну из бесснежных зим. На этих страницах вы найдете список подходящих растений.

Александр Пушкин

Весной 1836 года Пушкин, похоронив в Святогорском монастыре мать, на обратном пути заехал в имение своей знакомой Е. Н. Вревской (Вульф) и посадил в парке липу – в память о матери.

Цветет в Диканьке древний ряд

Дубов, друзьями насажденных;

Они о праотцах казненных

Доныне внукам говорят.

Кедровая сосна

Конский каштан

Речь о конском каштане обыкновенном, который может жить более 150 лет. Довольно быстро растет. Выносит полутень, требует рыхлых без застойного увлажнения почв.

В загородных условиях эти деревья живут более 200 лет. Чаще мы рекомендуем для частных садов липу мелколистную. Растет довольно быстро. Теневынослива, к плодородию почв не сильно требовательна, но чувствительна к засухе.

Орех маньчжурский или орех серый

Вне городских условий живут более 200 лет. Растут довольно быстро. С возрастом более светолюбивы, требуют плодородных почв, не выносят заболачивания.

Декоративная яблоня

Таких яблонь сейчас предлагается много. В большинстве своем они размножаются прививкой, поэтому рекомендуем приобрести готовые молодые уже привитые растения. Растут они медленно, исключительно светолюбивы, довольно засухоустойчивы, лучше развиваются на плодородных почвах.

Кедровая сосна

Сосна кедровая сибирская и сосна кедровая европейская похожи друг на друга. В загородных условиях живут более 300 лет и растут при этом очень медленно. С возрастом более светолюбивы, чем по молодости, к почвам не требовательны. Отличается от них внешне сосна кедровая корейская. Живет она столько же, сколько и предыдущие виды сосен, и растет так же медленно. Более светолюбива, предпочитает плодородные дренированные почвы.

Декоративная яблоня

Историческая справка

На Руси на протяжении многих веков, как правило, кощунственными считались действия, направленные на неоправданное повреждение или уничтожение плодовых деревьев (они олицетворяли средоточие плодоносящих сил), что в обязательном порядке грозило неприятностями тем, кто причинял им этот вред. Отношение человека к саду регулировалось целым рядом ограничений. В частности, запрещалось залезать на деревья в обуви. Плодовитость фруктовых деревьев не просто ставилась в зависимость от ухода за ними человека, но и прямо соотносилась с его семейным положением. Поскольку основным требованием к насаждениям была их способность к воспроизводству, за садом, по народным представлениям, не могли ухаживать люди, не имеющие детей (бездетный человек даже своим взглядом или прикосновением мог лишить дерево плодовитости). Напротив, беременные женщины могли благотворно действовать на сад (передавали деревьям свою плодовитость). Для этого им достаточно было обойти фруктовое дерево в праздничный день. Прививка или подрезание ветвей, как правило, поручалось многодетной женщине. Ветви плодовых деревьев было принято вплетать в венки невест, а свадебный каравай часто украшали изображением отдельного дерева или целого сада.

Петр I

Первый Российский император не только запрещал вырубку значительно поредевших к его времени дубовых рощ (исключение делалось только для нужд армии и флота). Он и сам насаждал их при каждом удобном случае – на Каменном острове, на могиле русских солдат в крепости Ниеншанц, около дворца Марли в Нижнем парке Петергофа, в Ораниенбауме и многих других местах.

Пихта

Николай I

Будучи еще великим князем, Николай Павлович во время путешествия по Англии посадил дуб в имении графа Памброка, а в усадьбе герцога Девонширского им был посажен каштан.

Во время визита в имение графа А. Х. Бенкендорфа (в современной Эстонии) император собственноручно посадил березу, а его мать – вдовствующая императрица Мария Федоровна – каштан. Это были не единственные сиятельные гости имения, и позднее здесь образовалась целая роща, посаженная членами императорской фамилии.

В Новом Петергофе на Царицыном острове в ознаменование дружеских отношений, установившихся между Россией и Соединенными Штатами Америки, Николай I в 1842 году посадил дуб, выращенный из желудя дуба, посаженного на могиле первого президента США в поместье Маунт-Вернон и подаренного ему американцами. Об этом свидетельствовала подвешенная на выросшем дереве медная табличка с надписью на русском и немецком языках. После смерти императора за дубом ухаживала вдовствующая императрица Александра Федоровна: по ее указанию была выполнена золоченая изгородь в виде корзины и устроена у его корней клумба с незабудками. В последующие годы это место стало своеобразной Меккой для всех приезжающих в Петербург американских дипломатов.

Пихта

Ель

Пихта сибирская и другие аборигенные виды. В саду могут жить более 150 лет. В продаже имеются совсем маленькие сеянцы. Можно приобрести их, наблюдать за их ростом – настоящее удовольствие. Растет медленно. Теневынослива, лучше развивается на плодородных влажных почвах.

Ель колючая. В благоприятной обстановке живет 150 лет. Растет медленно. К почвам нетребовательна, но достаточно светолюбива.

Клены

Рекомендуется клен красный и его сорта. В саду это дерево будет жить более 100 лет. Растет довольно быстро. Теневыносливо, к почве малотребовательно, выносит избыточное увлажнение. В большинстве своем сорта размножаются прививкой, но навык ее проведения есть не у каждого. Рекомендуем приобрести готовые молодые уже привитые растения. Также можно использовать и клен остролистный или его сорта, коих сейчас в продаже предостаточно. Сорта лучше покупать привитыми саженцами, а несортовые растения можно посеять и самостоятельно. Клен остролистный и его сорта требователен к плодородию и влажности почвы, относительно теневынослив.

Стать деревом после смерти

Реинкарнация – (пере)воплощение души человека в других существах и формах жизни – растениях, зверях, птицах – столетиями считалась пережитком архаичного сознания, древних сказок и мифов. Раньше люди отождествляли себя с природой не в пример больше, чем сегодня. Однако стремительное наступление прогресса отнюдь не означает, что мифы бесповоротно отбрасываются: напротив, именно сегодня оно даёт средства воплощения того, что ранее казалось немыслимым. Речь идёт о перерождении умерших в растения – новейшие технологии, опираясь на достижения генетики, дают такую возможность.

Стать деревом после смерти - теперь может каждый. И, придя на могилу, родственники и потомки смогут обнять дуб или клён, в котором живет частичка умершего.

ДНК умершего человека живет в дереве

ДНК умершего человека вводится в растительную клетку, из которой вырастает организм. Теоретически и практически, это применимо к любым растениям – деревьям, цветам, травам – но разработчики предпочли сделать ставку на деревья, которые вырастают на могиле.

Могильные памятники мертвы – деревья продолжают жизнь покойных

Компания Biopresence находится в Британии; её основатели Сико Фукухара и Джордж Тремелл – лауреаты Национальной премии за достижения в науке, техники и искусстве. В одном из интервью Тремелл озвучил интуицию, лежащую в основе их проекта: могильные памятники мертвы, тогда как деревья продолжают жизнь покойных. Раскидистый дуб, несущий в себе гены умершего, даст родным тень в знойный день, когда они придут почтить его память – это ли не лучшая связь?

Мемориальное дерево – дерево новой жизни

Создать "мемориальное дерево" куда проще, чем может показаться: ДНК растений легче переносят мутации и изменения генома, чем сложные организмы животных.

Учёные описывают всю схему следующим образом: берётся биоматериал из слизистой оболочки рта усопшего. Из него выделяются клетки, содержащие максимальное количество генетического материала (схожие процедуры используются в генетических тестах, когда просят сдать слюну в трубочку). Затем из экстрагированных ДНК удаляют фрагменты, способные помешать нормальному росту дерева. Наконец, в питательный раствор помещается единичная растительная клетка, в которую вводят подготовленный материал ДНК - а потом клетку облучают светом, чтобы запустить процесс деления. Готовое к посадке растение получается примерно за 6 месяцев.

Человек обретает новую жизнь – Обнять дерево

Этот срок, безусловно, чуть дольше, чем подготовка захоронения вместе с заказом памятника, однако и память об усопшем не просто получит каменно-металлическое обрамление, но, в буквальном смысле, обретёт новую жизнь! Британские разработчики оценили стоимость такого био-мемориала в 20 000 фунтов.

Дерево памяти

По-человечески очень привлекательная практика взращивания "дерева памяти" не избежала осложнений юридического характера: растения с модифицированным геномом, высаживаемые в открытый грунт, подлежат дополнительным проверкам в биотехнологических лабораториях. Опасения эти носят не абстрактно-запретительный характер, а вызваны к жизни стремлением избежать непредвиденных последствий.

Да, в первом поколении деревья с ДНК людей проявляют признаки обычных деревьев того же вида. Но что, если, начав распространять свои семена, уже через пару поколений неактивные человеческие гены вмешаются в работу генома растения, придав гибриду свойства, способные нарушить баланс в местной экосистеме?

Оправданность подобных страхов должны подтвердить или опровергнуть исследования. Если ученые признают безопасными последствия выращивания растений и деревьев, в недалёком будущем нам может представиться уникальный шанс – совершать поминальные прогулки в мемориальной роще, где каждое дерево несёт память о близком ушедшем человеке не только в названии, но и в самой своей плоти.

Читайте также: