Правила безопасной работы при строгании заготовок из дерева

Обновлено: 18.09.2024

Тема урока: Строгание древесины. Правила безопасной работы.
Цели урока :
обучающая – ознакомление с процессом строгания рубанком и другими инструментами для выполнения этой операции;
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей;
развивающая – развитие умений и навыков работы с рубанком.

для учеников : рубанки, ножовки, заготовка из древесины, тетрадь ,учебник, наждачная бумага, угольники, линейки.

Оформление классной доски: тема урока, новые слова, домашнее задание.

Время проведения: 80 минут.

1. Организационный момент (2 мин)
- Проверка явки учащихся по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
- Проверка внешнего вида (спецодежды).

- Постановка целей и производственных задач перед учащимися.
3. Объяснение нового материла.

3. Объяснение нового материала (20 мин)

Строгание древесины - обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей. Строгание осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки

Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки.

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная.

Рубанок состоит из колодки , ножа , клина , ручки . Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также сострагивания заготовки в нужный размер.

Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными.

Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1. 3 мм у шерхебеля или на 0,1 . 0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны. Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце — на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской.

При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.

Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.

Правила безопасной работы при строгании :

а). Надежно закреплять заготовку на верстаке.

б). Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.

в). Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

г). Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

д). Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.

4. Физкультминутка (3мин.)

5. Водный инструктаж по Т.Б.и определение задания ( 3-4мин.)

6. Практическая работа и текущий инструктаж (38 мин.)
- Расстановка учащихся по рабочим местам.
- Выдача задания и контроль работы.
- Проведение целевых обходов рабочих мест

7. Закрепление изучаемого материала ( 5мин.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9


Строгание древесины. Правила безопасной работы.

Строгание древесины. Правила безопасной работы.


Правила внутреннего распорядка и общие правила безопасной работы в школьных мастерских


План-конспект открытого урока по профильному труду в 7 классе.Тема:Криволинейное выпиливание лобзиком. Инструмент. Правила безопасной работы.

Развитие навыков пиления ручным лобзиком, коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), стимулирование сенсорного .

ØРасширять представления о способах обработки древесиныØ Способствовать развитию навыков работы чертёжным и измерительным инструментомØ Прививать навыки аккуратности, ответственности, стрем.


План-конспект урока. ТЕМА: Швейная машина с электроприводом. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом.

Обучение учащихся разбираться в швейных бытовых машинах и их приводных устройствах, а также применять правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом.


laquo;Строгания древесины. Инструменты и приспособления для строгания древесины. Правила безопасной работы при строгании.».

Цель урока: Обучить учащихся приемам строгания древесины, ознакомить учащихся с правилами безопасной работы при строгании.

Образовательная: Формирование у учащихся навыков по строганию древесины, научить учащихся правилам ТБ при строгании древесины.

Развивающая: Развитие познавательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы со столярными инструментами.

Воспитательная: Воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, воспитание самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, объяснительно-демонстрационный, наглядный, словесный, метод выработки умений и навыков, метод закрепления изученного материала, метод оценки знаний, умений и навыков.

Репродуктивный – инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.

Индуктивный – от простого к сложному.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: физика.

Материально-техническое оснащение урока: верстаки, рубанки, измерительный инструмент, приспособления, пиломатериал.

Наглядные пособия: образцы изделий, таблицы по технике безопасности.

Объекты труда: декоративная доска.

Профориентация: профессии столяра, плотника, станочника строгальных станков.

Новые термины и слова: шерхебель, плакирующий.

I .Организационный момент:

-Проверка готовности рабочих мест учащихся.

-Контроль посещаемости учащихся.

II .Постановка целей и задач урока.

III.Изучение нового материала.

План изложения нового материала:

I .Основы резания древесины.

В) Инструменты для строгания и ножи рубанков.

С) Наладка рубанков.

Д) Хватка инструмента и рабочая поза при строгании.

Е) Приемы и контроль строгания.

II .Техника безопасности при строгании древесины.

III .Рассказ о профессиях столяра, плотника, станочника строгальных станков.

А) Строгание – это срезание с заготовки слоя древесины при помощи рубанков для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей.

В) Инструменты для строгания и ножи рубанков.

Рубанок состоит из деревянной или металлической колодки, ножа, клина. Основная деталь рубанка – колодка. Рабочим органом рубанка служит стальной нож.

В зависимости от назначения рубанки имеют различную конструкцию ножа и делятся на шерхебель, с одиночным ножом, с двойным ножом и фуганок.

Для первоначального, грубого строгания используют шерхебель с узким и закругленным ножом. Это дает возможность без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной.

Для предварительного чистового строгания вдоль волокон, а также после обработки шерхебелем используют рубанок с одним ножом.

Для чистового строгания торцовой, свилеватой, задиристой поверхности с одновременным обламыванием стружки при помощи стружколома используют рубанок с двойным ножом.

Для выравнивания чистовой поверхности большого размера (гладкое строгание) используют фуганок.

Ножи изготавливают из двуслойной стали: основной слой – стали марки 30, плакирующий – из стали марок 9ХФ, 9Х5ВФ, Х6ВФ, 9ХС.

С) Наладка рубанков.

Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он должен выступать на 1…3 мм, у остальных рубанков – на 0,1…0,3 мм без перекоса.

Д) Хватка инструмента и рабочая поза при строгании.

Металлический рубанок удерживают правой рукой за ручку, левой – за рог-рукоятку. Деревянный рубанок правой рукой плотно обхватывайте за упор, а левой удерживайте за рожок. Фуганок держите правой рукой за ручку, а левую накладывайте сверху колодки.

Стойте у верстака вполоборота к нему, наклонив корпус несколько вперед. Ступню левой ноги ставьте примерно параллельно кромки крышки верстака, правой – под углом 70° к ней.

Е) Приемы и контроль строгания.

Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует по направлению волокон древесины, по прямой линии, на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед. Корпус тела оставляйте неподвижным. В начале движения его прижимают сильнее левой рукой, в середине – обеими, в конце движения– правой. При обработке торца строгайте рубанком сначала от себя до середины заготовки, а затем от другого края торца на себя.

Строгание рубанком выполняйте в несколько приемов, простругивая один участок за другим. Фуганком обрабатывайте заготовку на всю длину, не прерывая стружки. Вдоль верстака можно перемещаться.

В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина.

Прямолинейность и плоскостность строгания бруска проверяйте на глаз или парными линейками. Качество строгания проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности. Плоскостность строгания доски и линейные размеры отстроганной детали контролируйте линейкой. Перпендикулярность строгания контролируйте угольником, правильность строгания фаски – малкой, настроенной по транспортиру.

II .Техника безопасности при строгании древесины:

а) Надежно закрепляйте заготовку на верстаке.

б) Работайте рубанком с остро заточенным ножом. Остроту лезвия нельзя проверять, проводя пальцем вдоль его кромки.

в) Крепко удерживайте рубанок при строгании.

г) При перемещении рубанка не касайтесь пальцами правой руки заготовки, не держите их близко к подошве инструмента.

е) Не проверяйте руками качество отстроганной поверхности.

ж) При забивании летка стружкой очищайте его небольшим клином из древесины твердой породы.

з) В перерывах кладите рубанки в лоток лезвием ножа от себя, следите, чтобы инструменты не выступали за край верстака.

и) Не сдувайте стружки и не сметайте их рукой, пользуйтесь щеткой -сметкой.

й) При получении травмы немедленно обратитесь к учителю.

III .Рассказ о профессиях столяра, плотника, станочника строгальных станков.

На деревообрабатывающих предприятиях и в строительных организациях строгание ручным и электрифицированным инструментом при подгонке деталей выполняют столяры и плотники, а на станках – станочники строгальных станков.

Ребята, а теперь я хочу вам рассказать о профессиях, связанных с деревообработкой. Профессии плотника, столяра, станочника строгальных станков связаны с деревом. Это одни из самых древних профессий – ведь вначале человечество овладело обработкой дерева. Дерево.… Это и дом человека, и топливо, и пища, и транспортное средство, и одежда, и обувь, и лекарство, и первый писчий материал – береста. Дерево, наконец, производит кислород, которым мы дышим. Слава дереву! И значит, слава тем, кто работает с ним, кто, познав его секреты, умеет изготавливать из него бесчисленное множество нужных и прекрасных вещей. Плотник обычно делает крупную работу: дом ставит, лодки и мосты строит. Столяр мастерит более тонкие вещи, делает красивую мебель. Но совсем уж разделять работников по дереву никак нельзя. Столяры и плотники – это братья и по материалу, и своими навыками. Они всегда друг друга подменить смогут.

IV . Практическая работа.

Строгание заготовок для изготовления декоративной доски.

А) Ознакомьтесь с рубанками, изучите правила строгания.

В) Выберите базовую сторону заготовки, определите лучшую и худшую пласти.

С) Отстрогайте пласти и кромки, проверьте качество строгания. Покажите учителю.

V . Анализ выполнения практической работы.

VI . Сдача инструментов и заготовок.

VII . Уборка рабочих мест (Привести себя в порядок, помыть руки).

Для того чтобы изделие приняло необходимую форму, имело ровные, гладкие поверхности, его нужно обстрогать.

Строгают заготовки специальными строгальными инструментами — стругами. Среди стругов наиболее распространены шерхебель, рубанок и фуганок (рис. 99).


Рис. 99. Виды стругов: а — шерхебель; б — рубанок; в — фуганок

Струги состоят из деревянной или металлической колодки, ножа, клина и ручки (рис. 100).


Рис. 100. Устройство рубанка: 1 — колодка; 2 — нож; 3 — клин; 4 — ручка

Заготовку крепят на верстаке, зажимая между упором и клином обрабатываемой поверхностью кверху. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны (рис. 101).


Рис. 101. Строгание рубанком

Режущая кромка у шерхебеля (рис. 102) — дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямая.


Рис. 102. Ножи: а — шерхебеля; б — рубанка и фуганка; в — рубанка и фуганка со стружколомателем (1 — нож; 2 — стружколоматель; 3 — болт; 4 — режущая кромка ножа)

Фуганок намного длиннее рубанка. Строгая фуганком, получают ровные, плоские поверхности на длинных заготовках.

Рубанок ставят на обрабатываемую поверхность и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть колодки, а в конце — на заднюю. При обратном движении рубанка его поднимают над обрабатываемой поверхностью. Так постепенно состругивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой и заготовка не достигнет нужной толщины.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то заготовку следует строгать в обратном направлении.

Правила безопасной работы

  1. Надежно закрепляйте заготовку при строгании.
  2. Работайте только рубанком с хорошо заточенным ножом.
  3. Нельзя проверять руками остроту лезвия.
  4. Очищайте строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.
  5. Инструменты для строгания класть на верстак можно только на бок.

Практическая работа № 29
Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомьтесь с устройством шерхебеля, рубанка и фуганка.
  2. Закрепите заготовку на верстаке.
  3. Прострогайте пласти и кромки заготовки, оцените качество строганых поверхностей.

Новые понятия

Строгание древесины, струги (шерхебель, рубанок, фуганок), режущая кромка.

§ 10. Строгание заготовок из древесины.

Приходилось ли тебе строгать ножиком деревянную палочку? А каким же образом можно прострогать деревянную дощечку, чтобы получить ровную поверхность? Это у тебя получится, если ты овладеешь операцией строгание.

В процессе распиловки заготовки из древесины зачастую получают ряд дефектов в виде шероховатостей, неровностей, рисок, и устранить их можно путём строгания.

Строганиетехнологическая операция, заключающаяся в срезании с заготовки слоя древесины в виде тонкой стружки.

На деревообрабатывающих предприятиях выполняют ручное и профильное строгание, а также строгание с помощью электрических инструментов (рис. 1, а), на строгальных (рис. 1, б) и рейсмусовых станках (рис. 1, в).


Рис.1. Электрические инструменты и станки для строгания древесины: арубанок ручной; бстрогальный станок; врейсмусовый станок

Эту работу выполняют столяры и станочники строгальных станков.

Строгание заготовок из древесины применяют для того, чтобы придать будущей детали форму и размеры, указанные в чертеже. При строгании с поверхности заготовки снимается тонкий слой древесины — стружка, что позволяет получить ровные и гладкие поверхности. Для ручной обработки заготовок из древесины строганием используют в основном три вида строгальных инструментов (стругов): шерхебель, рубанок и фуганок. Для ручного строгания используют деревянные шерхебели, рубанки, фуганки и металлические рубанки.
Шерхебель (рис. 2, а) служит для предварительного (чернового) строгания заготовок вдоль и поперёк волокон (толщина стружки – 2 – 3 мм).


Рис. 2. Шерхебель: аобщий вид: 1колодка; 2рукоятка; 3леток; 4клин; 5нож; 6упор; 7пятка; 8подошва; 9лезвие; бнож

Нож 5 шерхебеля имеет лезвие 9, заточенное полукругом (рис. 2, б).

Рубанок (рис. 3, а) предназначен для окончательного (чистового) строгания заготовок. Нож рубанка шире, чем нож шерхебеля, и его лезвие заточено по прямой линии (рис. 3, б). Во время работы рубанок держат левой рукой за рукоятку 2, а правой – обхватывают упор 6. Колодка 1 рубанка имеет леток 3 – сквозную выемку для выхода стружки при строгании. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА НОЖИ ! Сравни их форму!


Рис. 3. Рубанок: аобщий вид: 1колодка; 2рукоятка; 3леток; 4клин; 5нож; 6упор; 7пятка; 8подошва; 9лезвие; бнож

Задняя часть летка имеет прорези для ножа 5, а также клина 4, который закрепляет резец неподвижно. Пятка 7 напоминает по форме большую шляпку гвоздя. По пятке наносят удары молотком, если хотят извлечь из летка нож и клин.
Деревянные рубанки бывают двух видов: рубанки с одинарными железками (ножами), применяемые для предварительного (чернового) строгания (толщина срезаемой стружки – 0,3 – 0,5 мм), и рубанки с двойными железками (ножами), применяемые для чистового строгания (толщина стружки – 0,2 – 0,3 мм).

Современные рубанки имеют металлическую колодку. Металлический рубанок – это универсальный строгальный инструмент, применяемый для чернового и чистового строгания заготовок из древесины. Универсальность металлического рубанка связана с наличием у него специальной системы регулировки железки (ножа). Конструкция рубанка, изображённого на рисунке 4, а, позволяет плавно регулировать величину выступания лезвия ножа.


Рис. 4. Рубанок с металлической колодкой: аобщий вид: 1колодка; 2рукоятка; 3регулировочные винты; 4нож; 5стружколоматель; 6зажимной винт; 7винт; 8ручка; бнож

Фуганок (рис. 5) применяют для точной обработки больших плоскостей, для выравнивания (сфуговывания) кромок. Нож у фуганка двойной, режущая кромка прямолинейная, а колодка превышает длину рубанка в 2-3 раза.. Укороченный фуганок называют полуфуганком.


Перед строганием заготовку закрепляют в зажимах столярного верстака либо устанавливают на крышку верстака, одним торцом упирая в клин стола, а другим – в клин заднего зажима. Рубанок ставят подошвой на заготовку и начинают строгание. Рабочая поза при строгании показана на рисунке 6.


Рис. 6. Рабочая поза при строгании

Для того чтобы отстроганная поверхность получилась гладкой и ровной, заготовку надо закрепить так, чтобы направление волокон древесины совпадало с направлением движения рубанка при строгании (рис. 7, а).


Рис. 7. Расположение заготовки при строгании с учётом наклона волокон древесины: аправильное; бнеправильное

При наклоне волокон, изображённом на рисунке 7, б, гладкую поверхность получить не удастся, так как лезвие ножа при строгании будет постоянно цеплять древесину, образуя множество сколов.

В начале строгания нажимают сильнее левой рукой на переднюю часть рубанка, а в конце движения – правой рукой на заднюю часть. При строгании необходимо постоянно наблюдать за тем, чтобы обрабатываемая поверхность не опускалась ниже линии разметки.

При работе рубанком с деревянной колодкой следует регулярно высыпать стружку из летка, перевернув рубанок кверху подошвой. Если леток всё же забился стружкой, то её надо вытащить вверх из летка или протолкнуть тонкой щепкой со стороны клина в пролёт (прорезь в подошве).

В рубанке с металлической колодкой (см. рис. 4) имеется стружколоматель, который дробит стружку на мелкие части, легко удаляемые из рабочей зоны.

Приёмы и последовательность действий при строгании

1. Разметьте заготовку по чертежу, обрежьте припуск по длине столярной ножовкой.

2. Надёжно закрепите заготовку на верстаке с помощью клиньев и заднего зажима. Разметка линии строгания должна быть выше уровня клиньев на 15–25 мм.

3. Возьмите рубанок рабочей рукой под хвостовую часть железки в районе задней ручки, а нерабочей рукой м за переднюю ручку (рожок). Для продольного строгания необходимо встать лицом к верстаку, при этом корпус слегка наклонить вперёд (рис. 6). Строгать следует на весь вылет руки, с силой направляя рубанок вперёд.

4. Сначала отстрогайте широкую сторону доски – пласть, затем – кромки заготовки.

Правильно выстроганная пласть называется лицевой пластью или лицевой стороной. На ней карандашом наносят волнистую линию, чтобы таким образом обозначить, что лицевая пласть при дальнейшей работе будет базовой.

Качество отстроганной поверхности проверяют линейкой: прикладывают её в разных положениях – А, Б и В (рис. 8, а – в) и рассматривают место касания на просвет. Прямой угол между кромкой заготовки и пластью проверяют столярным угольником (рис. 8, г).


Рис. 8. Проверка прямолинейности отстроганной пласти заготовки (аб) и перпендикулярности кромки относительно пласти (г)

На деревообрабатывающих предприятиях базовую пласть и кромку заготовок строгают на фуговальных станках, а строгание по толщине выполняют на рейсмусовых станках.

Правила безопасной работы

  1. Строгание необходимо выполнять исправным, хорошо заточенным и правильно налаженным рубанком.
  2. Перед строганием следует правильно и надёжно закрепить заготовку на верстаке.
  3. Нельзя проверять рукой остроту лезвия ножа рубанка.
  4. Рубанок и шерхебель класть на крышку верстака на бок лезвием от себя.
  5. Стружку из летка извлекать только щепкой и со стороны клина.
  6. Нельзя проверять качество строгания рукой, так как можно занозить руку оставшимися заусенцами!

Практическая работа " Строгание заготовок из древесины"

  1. Рассмотри строгальные инструменты, имеющиеся в учебной мастерской. Запиши в рабочую тетрадь названия частей, из которых они состоят.
  2. Проверь правильность установки ножа на шерхебеле и рубанке.
  3. Получи заготовку у учителя или подготовь заготовку детали твоего проектного изделия. Правильно и надёжно закрепи её на верстаке.
  4. Прострогай предварительно размеченные заготовки.
  5. Проверь размеры выпиленных заготовок.

Новые слова и понятия

Строгание, шерхебель, рубанок.

Проверяем свои знания

  1. Какие инструменты применяют для строгания заготовок из древесины?
  2. Чем отличается нож шерхебеля от ножа рубанка?
  3. Почему шерхебель и рубанок нельзя ставить на крышку верстака подошвой?
  4. Каково назначение стружколомателя? У каких он стругов?
  5. Как отстрогать торец бруска или доски, чтобы не произошло скалывания древесины?
  6. Какие основные правила безопасной работы необходимо соблюдать при строгании?

Читайте также: