Правильная логическая последовательность дерева целей государственного управления определяется как

Обновлено: 18.09.2024

Слайд №5
Цель в управлении
Цель
в управлении
идеальный образ
(логическая модель)
желаемого состояния субъекта
или объекта управления
сформулированный:
на основе познания и учета их объективных закономерностей
на основе организационных форм
на основе потребностей и интересов

Слайд №6
Элементы цели в управлении
призвана четко и всесторонне отражать:
- общественные явления;
- отношения и процессы;
- сознание, поведение и деятельность людей
Цель
в управлении
требует ясное формирование конечного
результата, продукта, выступающего в
качестве цели
смысл и содержание цели должны нести
в себе направление и путь движения к
ее реализации
Цели в управлении наиболее продуктивны
и плодотворны тогда, когда:
- соединяют в себе интеллект;
--нравственность;
-общественную ориентацию.

Слайд №9
Проблемы предвидения
Проблемы
предвидения
элементы:
Еще в 20-х годах прошлого
столетия Н.Д. Кондратьев
поставил проблему о
предвидении, причем о
взаимосвязанном предвидении
стихийный ход событий;
определенный эффект осуществляемых людьми действий и
мероприятий;
возможные средства нашего воздействия на события;
предполагаемые результаты от выполнения намеченных действий и
мероприятий и их влияние на жизнь .

Иерархия целей государственного управления
Слайд №
11
Принципы иерархии целей ГУ
Принцип
приоритета
Принцип
интересов развития общества
Главным для общества и
государственного управления
является:
создание, поддержание и улучшение условий для
свободной, спокойной, творческой
жизнедеятельности людей
налаживание рациональных взаимоотношений
между личностью, обществом и государством

Слайд №12
Структуры основных видов целей государственного управления
Структуры
основных видов
целей госуправления
структуры:
-по источнику возникновения и содержания,
-ниспадающей (от более к менее сложной и
в то же время производной)
и логической последовательности (когда
предыдущая детерминирует последующую)
образуют структуры
общественно-политические, охватывающие комплексное,
целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;
социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на
социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов,
состояние и уровень социальной жизни людей;
духовные, связанные с восприятием духовных (культурных) ценностей,
которыми руководствуется общество, и с введением духовного потенциала
общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

Слайд №13
Структуры основных видов целей государственного управления
структуры:
экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических
отношений, обеспечивающих материальную основу реализации
общественно-политических и иных целей;
производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех
управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и
способствуют их осуществлению;
организационные, направленные на решение организационных проблем в
субъекте и объектах государственного управления — построение
соответствующих функциональных и организационных структур;
деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и
регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и
рабочим местам;
информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой,
достоверной и адекватной информацией;
разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов,
способствующих практическому осуществлению комплекса целей
госуправления.

Слайд №
14
Построение дерева целей государственного управления
Градация целей ГУ
По объему
По объему
По результатам
По времени
По результатам
По времени
общие (для всего государственного
управления) и частные (для отдельных
его подсистем, звеньев, конкретных
компонентов)
конечные и промежуточные
отдаленные, близкие и
непосредственные

Слайд №15
Субординация целей государственного управления
Дерево целей
госуправления
необходимо:
Нужно иметь продуманное определение
стратегических (главных) целей, а затем
произвести "разветвление" этих целей
по всем другим их видам. Важное
значение принадлежит согласованию
целей с тем, чтобы они поддерживали и
взаимообусловливали друг друга
обоснованная субординация целей, при которой они как бы "работали" друг
на друга и реализация одной цели становилась источником для другой.
Субординация целей усиливает механизм целеполагания в госуправлении
первостепенная проблема заключается в достижении адекватности целей
госуправления потребностям и интересам общества, тем целям, которые
Объективно порождаются управляемыми объектами
соблюдение таких требований может действительно превратить цели
госуправления в мощную движущую силу функционирования государства и
развития общества

Слайд №
17
Стратегический уровень государственного управления
Государственное
управление
Социальное предвидение
ожидание наступления определенных
событий или явлений с
предполагаемыми результатами
Социальное прогнозирование
определение вариантов развития и
выбор наиболее приемлемого
оптимального
Смысл стратегии
Термин «стратегия означает ориентацию полководцев на победу
- решительное изменение ситуации посредством военных
действий (от греческого stratos-войско + ago- веду)
Главное в стратегии – направленность на новое качество,
новый уровень, новое состояние
По своему содержанию, набору элементов, их взаимозависимостям
стратегия представляет собой сложное явление, определяющее
роль управления в общественной жизнедеятельности.
По этой причине появилось мнение о существовании такого вида
управления, как стратегическое

Характер стратегического целеполагания
Особое значение в обществе принадлежит стратегическому
уровню госуправления, соединяющему судьбу страны с судьбой
мирового сообщества.
Характерные черты стратегического уровня
госуправления

Формы публичного представления и
нормативного закрепления
стратегического уровня госуправления
Государственная
политика
Государственные
программы
Государственные
концепции
Слайд №
20
Реализующая сущность государства,
посредством которой оно выполняет
свою миссию обеспечения целостности,
суверенитета, безопасности,
упорядоченности и развития общества
Целевые, ресурсные и управленческие,
направленные на качественные
Преобразования сфер деятельности
общества, согласованные и утвержденные
к исполнению в качестве обязательных
Принципиальные взгляды, позиции,
ценности государственных органов
Либо их руководителей по актуальным
вопросам общественного развития

Формы публичного представления и
нормативного закрепления
стратегического уровня госуправления
Государственные
планы
Направления и способы конкретных
решений и действий по достижению
намеченных объективных
результатов
Законодательные и
иные нормативные
правовые акты
Фиксирующие посредством правовых
норм желаемые для общества идеалы,
ценности и цели поведения и
деятельности людей, их коллективов
и общностей
Совокупности
управленческих
решений и действий
Характеризующие направления и
логику реализации компетенций
Конкретных государственных органов
или их подсистем
Слайд №
21

Слайд №22
Общая стратегия в государственном управлении
Общая (комплексная)
стратегия в
госуправлении
Реализуется в различных пропорциях
на территории страны и всем ее
населением, распределяется, как
правило по различным
региональным уровням
региональные уровни:
географические , в которых на первый план выходят геополитические,
почвенно-климатические, ресурсные, коммуникационные возможности
определенных территориальных зон
экономические, в рамках которых сложились или возможны
производственные комплексы и кооперационные взаимосвязи, научные и
экспериментальные заделы, наукограды, накоплен опыт определенных
видов деятельности
политико-административные, представленные субъектами РФ, где общая
стратегия получает дифференциацию и конкретизацию применительно к их
потенциалу и формируемым ресурсам
административно-территориальные, где непосредственно располагаются
управляемые объекты (города, села и т.д.), вовлекаемые в процессы
стратегического развития общества

Понятие цели и целеполагания в государственном управлении. Формирование организационно-функциональной структуры институтов государственного управления начинается с определения целей. Соответственно цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Цели государств отличаются большим разнообразием. Однако нет практически ни одного политического режима, который хотя бы формально, демагогически не выдвигал в качестве главной цели благосостояние граждан (подданных) своего государства .

Обоснование и четкая формулировка целей государственного управления является важной и значимой управленческой задачей.

Для рационального и качественного определения целей необходимо учитывать прошлый опыт, наиболее актуальные общественные потребности, имеющуюся ресурсную базу. Процесс целеполагания следует рассматривать как обоснование целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Исследователь Н.И. Глазунова отмечает, что обоснование цели имеет свои закономерности, обязательные процедуры (действия), выступая системообразующим этапом управляющего воздействия .

Цель управления — это исходная категория управления, она отражает желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически основанная конструкция, которую требуется создать и воплотить в жизнь.

Вторая закономерность целеполагания определяется субьективацией этого процесса. Цель формулируется людьми, выступает необходимым опосредующим фактором между объективными, реальными тенденциями, потребностями и волевой, субъективной, мыслительной деятельностью субъекта управления.

Третья закономерность (процедура) целеполагания — необходимость альтернативных социальных прогнозов, их прозрачное обсуждение и на этой основе структурирование целей по приоритетности. Очевидно, что ни одна группировка политиков не обладает правом на абсолютную истину. Только на пути взаимных договоренностей, открытого поиска оптимума целей возможны стабильность и развитие жизнедеятельности людей.

Четвертая закономерность (процедура) целеполагания обусловлена необходимостью переложения целей на формат программ и действий как стратегии развития на перспективу. Программы содержат концепцию развития общества (отдельной территории, отрасли, организации), ориентированную на повышение качества жизни граждан, обоснованный механизм ее реализации. Управлять — значит, программировать развитие, решение общественных проблем.

Программы трансформируют в конкретные планы, содержащие четко обозначенные сроки реализации основных мероприятий программы, этапность, ресурсное обеспечение, методы, субъектов действий и степень ответственности за действия, выполнение плана.

Древо целей государственного управления образует конкретную систему зависимости, позволяющую определить место и роль каждой конкретной цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности. Формирование древа целей государственного управления происходит по восходящей от общего к частному. Отправным началом служит главная цель. От нее берут начало отдельные составляющие промежуточные цели, которые в свою очередь расчленяются на более частные, восходя к своей вершине. Тем самым происходят целеполагание, целеопределение и целеутверждение осуществления государственного управления.

При формировании древа целей государственного управления субъект управления должен обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества, социальных групп, граждан государства, т.е. о нуждах общества в государственном управлении. Ему необходимо иметь отчетливое представление о ресурсной базе в самом широком смысле, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, организационные возможности, правовое обеспечение и т.д. Это должно по возможности свести к минимуму элемент субъективизма при определении целей управления .

Классификация целей государственного управления.

Проблема классификации и систематизации целей государственного управления является предметом исследования, дискуссии и обсуждения многих государствоведов. Можно констатировать, что критерии и подходы к такой классификации еще не являются достаточно устоявшимися и обоснованными единым теоретическим видением.

По нашему представлению достаточно логичен и обоснован подход Г.В. Атаманчука, который предлагает следующие виды целей государственного управления:

- общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

- социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

- духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом — с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

- экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

- производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;

- организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления — построение соответствующих функциональных и организационных структур;

- деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

- информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;

- разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления .

Исследователь Н.И. Глазунова предлагает следующую классификацию целей для государственных органов и системы государственного управления:

1) цели-задания; 2) цели-ориентации; 3) цели самосохранения.

Цели-задания госорганов (организаций) — это собственно управленческие цели, т.е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели.

Цели-задания ставятся вышестоящим субъектом управления и, как правило, нормативно закрепляются в положении, уставе, регламенте и т.д. В них отражается назначение данной организационной структуры, место и роль в системе госуправления, т.е. то, ради чего она создана.

Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива, призванного осуществлять поставленные цели-задания. Определение содержания данного вида целей весьма сложно, поскольку мотивы деятельности отдельных участников управления могут быть достаточно разнородными и труднодоступными для выявления.

Выявление и формирование целей-ориентаций коллектива госоргана (организации) — важный элемент и показатель готовности, наличия мотивационной культуры и профессионализма госслужащих.

Цели-ориентации управляющей организации в любой сфере воздействия должны соответствовать социальным целям-заданиям, сводиться к поиску правильного ответа на вопрос: что является конечным результатом функционирования коллектива, каждого его должностного лица и работника?

Цели самосохранения организационной структуры управления как относительно автономного образования отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой. Именно в этом виде целей проявляются усилия системы, направленной на совершенствование своей структуры, обеспечение необходимыми ресурсами и т. д. .

Хэл Дж. Рейни предлагает следующую типологию:

1. Официальные цели. Официальные цели, по убеждению автора — это обнародованные формулировки основных целей и ценностей организации. Официальные цели можно часто встретить в заявлениях о миссии и годовых отчетах, где они призваны усилить легитимность организации и создать стимулы для ее членов.

2. Оперативные цели. Оперативные цели — это относительно конкретные, непосредственные цели, к которым стремится организация и которые отражаются в ее реальных действиях и процедурах .

Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов полагают, что управленческие цели классифицируются по многим основаниям: по уровню на шкале общественно-политических ценностей — высшие цели и цели обыденной практики; по степени общности — общенародные (общегосударственные), национальные, классовые, групповые (корпоративные), коллективные, индивидуальные; по значимости сфер жизнедеятельности общества — экономические, социальные, политические, культурологические, конфессиональные; по временным параметрам — долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, текущие; по актуальности — требующие безотлагательного осуществления, независимо от ситуации и актуализированные сложившейся ситуацией; по достижимости — реально достижимые и возможно (теоретически) выполнимые и т.д. Ранжирование целей — неотъемлемый, существенный аспект разработки решений.

Типология целей предопределяет различие видов решений. Общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реализуются в политических решениях руководящих органов государства, в форме общих политических стратегий. Экономические, социальные и др. цели, связанные с функционированием и развитием отдельных сфер деятельности общества, составляют рациональную основу соответствующих политик. Краткосрочные, текущие цели претворяются в административных, оперативно-тактических решениях. Проблемы и цели регионального и местного масштабов получают отражение в решениях органов власти и управления соответствующих уровней .

В.Ф. Калина и В.А. Козбаненко считают, что при структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую. Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель.

Цели государственного управления формируются исходя из целей государства, преследующих реализацию его общественных функций. Основной стратегической целью, стержнем государственной политики, выступает обозначенная в начале главы конституционная цель создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поскольку управленческие цели намечаются и формулируются людьми, они носят субъективный характер. Но, будучи выражением реальных потребностей общества на определенном этапе его развития, они объективны по своей сути.

Достижение стратегической цели разбивается на этапы, временные от- резки, в течение которых с учетом меняющихся обстоятельств и наличия определенных ресурсов выдвигаются оперативные цели, которые в свою очередь могут подразделяться на множество целей или блоков, носящих более частный характер.

Корректировка движения по направлению достижения стратегических целевых установок осуществляется посредством тактических целей. Последние требуют от субъекта управления высокого управленческого мастерства, способности быстрого реагирования на происходящие события. Поэтому тактические цели еще именуют обеспечивающими.

Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, по объему они могут быть общими или частными. Общие охватывают весь комплекс государственного управления Частные - отдельные подсистемы. По результатам цели государственного управления могут быть конечными и промежуточными. По времени они могут быть перспективными (отдаленными, близкими) или непосредственными. По отношению к главным целям могут возникать побочные (вторичные), которые нередко связаны с преодолением разного рода препятствий при достижении основных целей.

Цели не должны носить волюнтаристского характера и призваны отвечать проверенной мировой практикой системе требований. Они должны быть научно обоснованными, обусловленными объективными тенденциями общественного развития, социально мотивированными, иметь достаточное ресурсное обеспечение и системную организацию.

Обеспечение целей государственного управления. Цели должны иметь соответствующее ресурсное обеспечение.

Ресурсы выступают важнейшим элементом в механизме государственного управления. Как известно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение граждан и функционирование институтов общества, протекающий циклически, системно, с использованием комплекса средств для достижения его цели.

Необходимо отметить важность и значимость следующих ресурсов государственного управления: ресурсы права, ресурсы демократии, ресурсы организации. Рассматривая ресурсы права, следует учитывать, что любые цели, которые ставятся в государственном управлении, должны оцениваться с точки зрения их соответствия правовым требованиям (справедливости, правды, гуманизма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с опорой на силу законов и государственных механизмов осуществления последних. Только в этом случае цели государственного управления не останутся на бумаге или в речах лидеров, а будут, хотя бы в пределах правовых возможностей, практически реализовываться.

Сущность ресурса демократии заключается в том, что представители общественных слоев должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и быть способны практически работать в этом направлении. А для того чтобы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, необходимо доверие к этим целям и реальное ощущение людьми совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами.

Значимость и необходимость ресурса организации как упорядочения, рационализации системы государственного управления заключается в том, что организация позволяет рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления.

Отсутствие необходимых ресурсов является часто причиной невыполнения поставленных целей и задач.

Аналогичным образом обстоит дело с материально-техническим обеспечением. Так, тщательно продуманное территориальное размещение экспериментальных лабораторий, оснащенных техникой для производства сложных экспертиз, может удовлетворить потребности в их проведении с меньшими затратами, чем простое увеличение соответствующего оборудования и экспертов, и т.д. Естественно, совершенствование ресурсного обеспечения требует предварительного анализа потребностей системы, конкретных органов государственного управления и степени их соответствия наличным резервам, а также возможности их перераспределения и использования с учетом научно обоснованных нормативов.

Другая проблема ресурсного обеспечения государственного управления связана с возникающими во все времена противоречиями между теми, кто выделяет ресурсы, и теми, кто их использует. Известно, у кого больше ресурсов, у того больше власти и возможностей. Ресурсы — это источник реализации всех видов целей, при том, что выделяемые ресурсы будут использованы на благо народа, в интересах дела. Бывает, что правительственная программа полностью достигла целей, решила проблему, ради которой разрабатывалась, исчерпала свои возможности: бывает, что созданная с самыми благими пожеланиями программа терпит полный провал, нисколько не продвинувшись к цели.

Автор Г.В. Атаманчук отмечает, что результаты деятельности никогда не совпадают абсолютно с полагаемой целью как идеальным предвосхищением будущего, ибо реальные связи всегда богаче, многостороннее любого идеального образа, существующего в сознании субъекта в момент постановки цели . Расхождение также детерминировано ресурсами, средствами реализации цели. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор ресурсов для ее достижения, с другой — та совокупность ресурсов, которыми располагает субъект, в общем виде предопределяет реально достижимые пели. Неправильный выбор средств означает невозможность достижения цели. Идеальное полагание будущей деятельности вне выбора определенных ресурсов, средств может означать, что речь идет не о конкретной цели, а лишь об абстрактном и туманном стремлении.

Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно -- совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления, смысл и цели нормального государства состоят в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа

Цели государственного управления конкретизируются в зависимости от предлагаемых исследователями критериев классификации.

· «социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

· политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

· обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.

-Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

-Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.

-Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.

-Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.

-Поддержание позитивной экологической обстановки.

-Поддержание рыночных механизмов.

-Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Сформировать структуру целей государственного управления позволяет прием, получивший в научной литературе название древо целей, благодаря которому обеспечивается взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (политических, экономических, социальных, духовных и др.), их согласованность для получения заданного результата.

Древо целей образует систему, каждый структурный элемент которой занимает определенное место и играет определенную роль в достижении главной цели. Формируется древо целей от общего к частному. Стволом являются стратегические цели-задания, связанные с качеством жизни общества, его сохранением и развитием. Стратегические цели развертываются в оперативные, оперативные - в тактические. Таким образом, происходит целеполагание, целеопределение, и целеутверждение государственного управления.

Целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Целеполагание является составной частью системы стратегического планирования

Понятие государственной политики. Формирование государственной политики

Государственная политика (общественная политика) — совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечени­ем институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, по­зволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

В конечном счете, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы, как:

определение целей и приоритетов развития общества;

разработка и планирование политической стратегии;

анализ и оценка альтернативных программ и политик в соответ­ствии с выгодами и затратами;

обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами;

выбор и принятие государственных решений;

мониторинг и оценка результатов выполнения и т. д.

Как одна из форм общественной деятельности государственная по­литика имеет свои особенности и характерные черты.

Во-первых, это целенаправленные действия государственных институтов по решению крупных общественных задач на основе согласования интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения, а, следовательно, работа этих структур должна отражать общенациональные интересы и носить публичный характер.

Во-вторых, это комплекс согласованных действий и мероприятий, которые осуществляются в конкретных исторических условиях и данной внешней среде с целью мобилизации общественных и государственных ресурсов, в осуществлении которых участвуют как государственные, так и гражданские институты для решения поставленных задач и целей.

В-третьих, государственная политика, как правило, основывается на системе законодательства, однако она должна опираться не только на правовые, но и моральные и исторические основы жизнедеятельности общества, важно учитывать национальные традиции и особенности государственной службы.

В-четвертых, результаты и последствия государственной политики оказывают влияние на различные области общественной жизни и могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект, особенно если речь идет о социальных инновациях. Кроме того, исторический опыт свидетельствует, что никогда не удается полностью просчитать все последствия вмешательства в социальную и природную среду со стороны государства — как по причине ограниченности человеческих знаний, так и вследствие отсутствия жестко детермини­рованных процессов в общественных отношениях и поведении самого человека.

В-пятых, государственная политика захватывает все основные сферы жизнедеятельности общества, поэтому при ее анализе и разработке требуется междисциплинарный, комплексный подход с использованием современных достижений социологии, экономики, менеджмен­та, психологии и политологии, а также передового опыта и практики различных стран.

1-й этап - определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).

2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).

3-й этап - выполнение и мониторинг государственной политики (выполнение политики).

4-й этап - оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).

Любая государственная политика реализуема в определенных условиях и при использовании адекватных ей средств. Набор средств реализации государственной политики может быть достаточно широк: от многообразных форм собственности, рыночной экономики до образования и воспитания. Здесь важно все, что касается человека, его развития и самоосуществления. В средствах реализации государственной политики не может быть мелочей, отклонений от центральной идеи, безразличия и инертности. Государственная политика непременно выходит на человека, задевает его интересы и должна способствовать удовлетворению его потребностей.

В числе условий реализации государственной политики можно выделить следующие:

государственно-правовые (состоящие в создании согласован­ного, в достаточной мере идентичного, структурного и правового пространства страны, позволяющего максимально использовать сложившиеся (доступные) технологии экономической, социаль­ной и иной деятельности со своей специализацией и коопера­цией);

социально-психологические (включающие в себя осознание новых жизненных ориентиров, уход от иллюзий, ожиданий неизвестно откуда приходящей благодати и от всего того, что не соответствует реалиям жизни и не рождает созида­тельную энергию людей);

11. Функция государственного контроля в РФ. Понятие государствен­ного контроля, его виды формы. Структура государственного контроля (субъекты, объекты, цели).

Государственный контроль осуществляется государственными органами зако­нодательной и исполнительной власти, в том числе подведомственными им контрольно-ревизионными органами.

В Российской Федерации государ­ственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполне­нием федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредит­ных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и на­логовых льгот и преимуществ. Кроме того, государственный финансовый контроль распространяется на образование, распределение и использование всех бюджетных и внебюджетных средств, использование государственной и иной собственности и поступления за это арендной и иной платы, кругооборот этилового спирта и иной спиртосодержащей продукции.

Одновременно в соответствии с установленным законодательством Рос­сийской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Президент через контрольно-ревизионное управление и своих представителей в субъектах РФ, Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная служба по тарифам; контрольно-ревизионные службы органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходовани­ем бюджетных и внебюджетных средств.

Кадровое обеспечение государственного управления. Внедрение новых кадровых технологий на государственной службе. Меры профилактики и противодействия коррупции на государственной службе.

Кадровое обеспечение органов государственного управления реализуется через государственную кадровую политику, цель которой - создание целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности.

Государственная кадровая политика призвана обеспечить практику научным подходом к проблеме формирования и рационального использования кадров, в том числе и управленческих.

Будучи составной частью внутренней и внешней политики государства, средством ее реализации, кадровая политика в определяющей роли зависит от типа правления, уровня развития гражданского общества и демократизации механизмов государственной власти, перспектив возможных преобразований структур власти.

Необходимость реализации стратегического курса на формирование социально ориентированной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствования механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, современных организационных, социальных и политических технологий обусловили выработку Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 года № 399.

Она охватывает совокупность социальных, экономических, политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе и ведется по трем основным направлениям:

в области государственных предприятий, учреждений, организаций;

в системе государственной службы на республиканском и местном уровнях;

в области негосударственных предприятий.

В современных условиях для оптимизации кадровой ситуации приоритетными стратегическими направлениями реализации государственной кадровой политики являются:

формирование современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления;

подбор кадров с учетом их профессиональных и нравственных качеств;

формирование действенного резерва руководящих кадров и организация планомерной работы с ним;

совершенствование форм и методов оценки деятельности кадров;

мотивация эффективного труда, рациональное использование кадров, создание благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение следующих приоритетных задач:

оптимизацию структуры и функций государственных органов;

приведение номенклатуры должностей государственных служащих в соответствие с задачами социально-экономического развития страны и актуальными вопросами государственного управления;

оптимизацию численности, профессионально-квалификационной структуры кадров государственных органов на основе децентрализации функций управления и развития местного самоуправления;

разработку документа, определяющего систему ценностных и нравственных ориентиров, этических требований к характеру взаимоотношений государственных служащих с обществом, отдельными гражданами;

совершенствование форм и методов подбора руководящих кадров органов государственного управления, формирование резерва для занятия руководящих должностей и профессиональной подготовки лиц, состоящих в резерве;

создание механизма служебного продвижения кадров управления в государственном аппарате, обеспечения их карьерного роста на основе учета нравственно-психологических качеств, оценки результатов деятельности;

совершенствование форм и методов оценки личностных качеств, результатов деятельности руководящих кадров и лиц, зачисляемых в резерв и выдвигаемых на руководящие должности.

Механизм кадрового обеспечения государственной службы включает систему нормативных документально признанных принципов, форм, методов, средств, а также порядок осуществления кадровой деятельности.

Эти меры и порядок предполагают взаимодействие специальных подразделений и людей в сфере организации управления, образовательной, нормативно-правовой, финансовой, нравственно-психологической. Лишь системность всех элементов кадрового компонента обеспечивает эффект функционирования всей системы государственной службы.

Среди таких технологий можно выделить:

- открытый кадровый конкурс;

- формирование и использование кадрового резерва;

- мотивация и стимулирование на основе оценки результатов деятельности;

- регламентация деятельности (использование должностных регламентов).

Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

· по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

· по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

· по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Введение Построение организационно-функциональной структуры любой управленческой системы начинается с определения ее целей. Цель - это мысленное предвосхищение результата каких-то усилий, какого-то вида человеческой деятельности; это продукт субъективного отражения объективной реальности с выходом на желаемый конечный результат.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Объектом курсовой работы является государственное управление.

Цель данной курсовой работы - изучение дерева целей и принципов в системе государственного управления.

В процессе работы будут решаться следующие задачи:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выдвижение целей перед государственным управлением, с одной стороны, касающи.

Основные виды целей государственного управления: общественно-политические, ох.

Основные виды целей государственного управления: общественно-политические, охватывающие комплексное, цело­стное, сбалансированное и качественное развитие общества; социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей; духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей; экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений; производственные, состоящие в создании и поддержании актив­ности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышена­званным целям и способствуют их осуществлению; организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления; деятельностно-праксеологические, предполагающие распреде­ление и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам; информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией; разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и сти­мулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Стратегия есть наука, и.

В государственном управлении его стратегия, выражающая ос­новные направления.

В государственном управлении его стратегия, выражающая ос­новные направления и тенденции развития общества, должна быть представлена публично, нормативно закреплена и распределена по субъектам и объектам ее реализации.

Формами публичного представления и нормативного закрепле­ния стратегического.

Формами публичного представления и нормативного закрепле­ния стратегического уровня государственного управления могут быть: государственная политика — с миссией обеспе­чения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества; - государственные программы —согласованные и утвержденные к исполнению в качестве обязательных; - государственные концепции — принципиальные взгляды, позиции, ценности государственных органов либо их руководителей по актуальным проблемам общественного развития; - государственные планы — направления и способы конкретных решений и действий по достижению намеченных объективных ре­зультатов; - законодательные и иные нормативные правовые акты, фиксирующие посредством правовых норм желаемые для общества идеалы, ценности и цели поведения и деятельности людей, их коллек­тивов и общностей; - совокупности управленческих решений и действий, характери­зующие направления и логику реализации компетенции конкрет­ных государственных органов или их подсистем.

Общая (комплексная) стратегия в государственном управлении, распределятся как.

Общая (комплексная) стратегия в государственном управлении, распределятся как пра­вило по различным региональным уровням: - географическим, в которых на первый план выходят геополити­ческие, почвенно-климатические, коммуникационные возможно­сти определенных территориальных зон; - экономическим, в рамках которых уже сложились или возмож­ны производственные комплексы и кооперационные взаимосвязи, научные и экспериментальные заделы, накоплен опыт определен­ных видов деятельности; - политико-административным, олицетворяемым в Российской Федерации ее субъектами, где общая стратегия получает диффе­ренциацию и конкретизацию применительно к их потенциалу и формируемым ресурсам; - городским и сельским поселениям, где непосредственно распо­лагаются управляемые объекты, вовлекаемые в процессы стратеги­ческого развития общества.

Механизмом реализации стратегии выступает стратегическое планирование Стратег.

Механизмом реализации стратегии выступает стратегическое планирование Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом пла.

В соответствии с законом организация и функционирование системы стратегическо.

В соответствии с законом организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах: единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям программно-целевом принципе

3. ЮРИДИЧЕСКОЕ И ИНОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Итак, цели государственно­го управления, представленные в определенном «древе.

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Функция управления — эт.

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Функция управления — это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и воспринимают. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия. Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразова­ния управленческих взаимосвязей.

Общее в функциях государственного управления и управленче­ских функциях госуд.

Общее в функциях государственного управления и управленче­ских функциях государственных органов состоит в: том, что и те, и другие являются управляющими воздействиями госу­дарства том, что и те, и другие имеют одно и то же назначе­ние — оказывать влияние на сохранение и развитие общественной системы, обеспечивать выполнение актуальных государственных предначертаний.

Различие между ними проходит: а) по субъекту воздействия — функции государств.

Различие между ними проходит: а) по субъекту воздействия — функции государственного управле­ния осуществляются всей организационной структурой аппарата государственного управления, управленческие функции государ­ственного органа — непосредственно данным, конкретным органом; б) по объему (пределам) влияния — функции государственного управления оказывают воздействие на большие сферы, области, крупные подсистемы, а часто и на всю общественную систему; управленческие функции государственных органов направлены лишь на отдельные компоненты, звенья, проявления обществен­ной системы; в) по средствам реализации — функции государственного управ­ления обеспечиваются всей силой государства, управленческие функции государственных органов — теми полномочиями и орга­низационными возможностями, которые предоставлены данному органу; г) по характеру — функции государственного управления отра­жают объективные взаимосвязи государства и управляемой обще­ственной системы, управленческие функции для каждого государ­ственного органа установлены в его правовом статусе и являются в этом смысле юридической констатацией управляющих воздей­ствий данного государственного органа.

Функции государственного управления и управленческие функ­ции подразделяют на.

Функции государственного управления и управленческие функ­ции подразделяют на виды: Внутренние - олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы Внешние - выражают непосредственно про­цесс воздействия государственных органов на общественные про­цессы (управляемые объекты)

По критерию содержания, характера и объема воздействия функции управления дел.

По критерию содержания, характера и объема воздействия функции управления делятся на общие и специфические. Общие: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспе­чение, контроль Специфические: финансирование, инвестирование, налогообложе­ние, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование, аккредитирование Особую подгруппу специфических функций управления составля­ют внутренние управленческие функции государственных органов: обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение и т.д.

5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОР.

Решите кроссворд 1 2 2 3 1 .

Решите кроссворд 1 2 2 3 1 4 3 5 4 7 5 6 7 8 9 6

по горизонтали 1. в управлении представляет собой идеальный образ (логическую.

Читайте также: