Разметка заготовок из дерева

Обновлено: 18.09.2024

Что такое разметка. Правила проведения разметки при помощи рейсмуса. Строгание древесины с целью обработки заготовки до нужного размера, нужные инструменты. Правила работы рубанком. Пиление столярной ножовкой. Правила безопасности при работе с древесиной.

Рубрика Производство и технологии
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.02.2011
Размер файла 1,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Разметка заготовок из древесины

Для распиливания заготовок на детали нужной формы осуществляют их предварительную разметку.

Разметкой называют нанесение контурных линий будущего изделия на заготовку. При разметке применяют чертежные и измерительные инструменты, такие, как карандаши, линейки, угольники, циркули, а также шаблоны.

При разметке деталей прямоугольной формы расстояние между линиями разметки 3 на заготовке 1 (рис. 20, а) можно предварительно отмерить линейкой 2 на пласти Б вблизи кромки А

С помощью угольника можно разметить на заготовке 1 линии под прямым углом к базовой кромке А, а также провести параллельные линии (рис. 20, б). Для этого одну из кромок, например А, заготовки из доски, фанеры, плиты и т. д. спиливают или сострагивают ровно по прямой линии. К этой кромке прикладывают основание угольника 4 и карандашом 6 вдоль его линейки проводят линию. Карандаш наклоняют под углом 60. 80° так, чтобы его острие проходило вблизи линейки угольника. Полученная линия будет перпендикулярна базовой кромке А. Передвигая угольник вдоль кромки А, можно начертить ряд параллельных линий. С помощью линейки заготовку можно разметить на бруски определенной ширины (рис. 20, в). Для этого от базовой кромки А, обработанной пилой или рубанком, отмеряют нужный размер рисками 3 у двух краев заготовки 1 и карандашом (рис. 20, г) по рискам проводят линию 7 отреза. Лучше всего замеры от кромки А производить вдоль линий, проведенных перпендикулярно кромке А по угольнику. В этом случае линия отреза будет строго параллельна базовой кромке А.

Параллельные базовой кромке А линии можно провести с помощью рейсмуса (рис. 20, д). Для этого ножку 10 рейсмуса параллельную кромке линию, как это показано на рисунке. Параллельные базовой кромке А линии можно провести с помощью рейсмуса (рис. 20, д). Для этого ножку 10 рейсмуса выдвигают на нужный размер, закрепляют ее клином и проводят параллельную кромке линию, как это показано на рисунке.

Рис. 20. Разметка деталей прямоугольной формы: а -- отмеривание размера между линиями с помощью линейки;

б -- проведение перпендикулярных и параллельных линий с помощью угольника;

в -- отмеривание ширины детали от базовой кромки А;

г -- проведение линии, параллельной базе Л;

д -- разметка рейсмусом;

1--заготовка; 2 -- линейка; 3 -- риска; 4 -- основание угольника; 5 -- линейка угольника; 6 -- карандаш; 7 -- линия ширины детали; 8 -- колодка рейсмуса;9 -- клин; 10 -- ножка рейсмуса

Рис. 21. Разметка окружности циркулем Рис. 22. Отмеривание размера на циркуле по линейке

С помощью циркуля проводят окружности и дуги на размечаемой заготовке (рис. 21), для чего предварительно отмечают центр круга О. В этот центр, отмеченный точкой или пересечением двух линий, помещают острую ножку циркуля, другой очерчивают окружность. Радиус окружности предварительно откладывают по линейке (рис. 22).

Для разметки нескольких одинаковых деталей или деталей сложной криволинейной формы применяют шаблоны. Шаблон представляет собой готовую деталь или ее форму, изготовленную из древесины, металла или пластмассы.

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали. Для этого деталь укладывают на поверхность заготовки, прижимают или крепят к ней шаблон и очерчивают по контуру карандашом или чертилкой (рис. 23 1 -шаблон; 2 - заготовка; 3 - карандаш).

При разметке заготовки помните об экономном расходовании материалов.

Рубанок (рис. 31) состоит из колодки 1, ножа 2, клина 3, ручки 4. Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также сострагивания заготовки в нужный размер.

Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными.

Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Правила работы рубанком:

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1. 3 мм у шерхебеля или на 0,1. 0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой -- за колодку или ручку с передней стороны.

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце -- на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.

Надежно закреплять заготовку на верстаке. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.

Пиление столярной ножовкой

Пиление древесины производят различными пилами.

По направлению разрезания волокон различают поперечное, продольное и смешанное пиление.

При поперечном пилении направление реза (пропила) перпендикулярно волокнам, при продольном пилении -- параллельно волокнам, при смешанном пилении -- направлено под углом к ним. Для поперечного пиления заготовок применяют пилы, у которых зубья имеют прямой треугольный профиль, а для продольного пиления -- пилы с наклонным профилем зубьев.

Полотно пилы для поперечного пиления

Полотно пилы для продольного пиления

Полотно пилы для смешаного пиления

разметка строгание пиление древесина

У пил для поперечного пиления острые режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.

У пил для продольного пиления, выступающие вперед режущие кромки наклонных зубьев срезают волокна древесины и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки.

При пилении заготовок особое внимание уделяют их надежному креплению. При нарезке пропила применяют брусок, который крепко придерживают левой рукой, чтобы торец бруска совмещался с разметочной чертой пропила.

Применение стусла исключает разметку детали, повышает точность распиловки, уменьшает затраты времени на разметку детали, повышая таким образом производительность труда. Особенно эффективно применение стусла при массовом изготовлении деталей.

Надежно закреплять заготовку при пилении. Пользоваться упорами, стуслом и другими приспособлениями.

Пилить только исправной, остро заточенной пилой.

Не допускать перекоса пилы при пилении. Не делать резких движений пилой.

Не держать левую руку близко к полотну пилы.

Класть пилу на верстак зубьями от себя.

Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться только щеткой.

Размещено на Allbest

Подобные документы

Понятие и виды токарной обработки. Устройство токарного станка, используемые инструменты и приспособления. Закрепление на станке и разметка заготовки из древесины, особенности вытачивания ее внутренних поверхностей. Правила безопасной работы при точении.

курсовая работа [405,0 K], добавлен 01.03.2014

Анализ ручного деревообрабатывающего инструмента для строгания древесины. Описание устройства стругов: шерхебеля, рубанка и фуганка. Определения правильности установки в них лезвия. Схема расположения рук при работе и правила безопасности. Виды стружки.

презентация [1,8 M], добавлен 13.03.2016

Инструменты для ручного (шерхебель, рубанок, фуганок) и механического (электрические рубанки) строгания древесины, их наладка и описание приемов строгания. Устройство и подготовка фуговального станка к работе. Принцип работы на фуговальном станке.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 08.11.2012

Инструменты, приспособления и оборудование для выполнения операции сверления древесины. Организация рабочего места и правила безопасной работы при выполнении операции. Технология выполнения операции. Рекомендации по совершенствованию процесса сверления.

курсовая работа [92,0 K], добавлен 08.05.2011

Ручной или механизированный способ обработки. Вида резания: с отделением стружки (пиление, строгание, фрезерование, долбление, сверление), без отделения стружки (лущение шпона, срезание ножевой фанеры, раскрой фанеры, на ножницах), расслоение.

реферат [696,4 K], добавлен 09.10.2006

Основные сведения о древесине. Сушка, распиловка, строгание древесины. Подготовка поверхности древесины: зачистка, шлифование, удаление ворса, отбеливание и обессмоливание. Получение пиломатериалов и фанеры. Производство ДВП сухим способом, раскрой сырья.

реферат [39,3 K], добавлен 30.11.2010

История появления стульев. Характеристика исходных материалов и требования к изделию, ручные деревообрабатывающие инструменты и оборудование, технология изготовления табурета. Правила безопасности при ручной обработке древесины, расчет себестоимости.

Прежде чем приступить к обработке заготовки, её следует разметить, т. е. нанести линии контуров будущего изделия. Контурные линии показывают границы обработки заготовки. Для экономии древесины заготовка должна быть размерами, чуть большими габаритных размеров детали. Избыточный (сверх чертёжного размера детали) слой заготовки, подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом, называется припуском.

Разметку обычно выполняют карандашом с помощью линейки (рис. 19, а), рулетки (рис. 19, в), угольника (рис. 19, г) или малки (подвижного угольника) (рис. 19, е), а также циркуля (рис. 19, б) или рейсмуса (рис. 19, д). С помощью столярного угольника можно проводить линии, расцоложенные под прямым углом (90°), а с помощью малки — под любым углом.


Рис. 19. Инструменты для разметки заготовок из древесины: а — линейка; в — циркуль; в — рулетка; г — столярный угольник; д — рейсмус; е — малка

Перед разметкой наиболее ровную из двух плоскостей заготовки принимают как базовую (базовая пласть). Если это необходимо, её дополнительно выравнивают, строгая рубанком. От базовой пласти выполняют последующую разметку.

После того как базовая пласть обработана, на расстоянии примерно 5 мм от края заготовки карандашом по линейке проводят линию (рис. 20, 1). Затем сострагивают рубанком древесину точно до этой линии. Так получают ровную базовую кромку, от которой выполняют дальнейшую разметку.


Рис. 20. Последовательность разметки детали из древесины (1-10)

Затем от базовой пласти размечают необходимую толщину заготовки. Удобнее такую разметку проводить рейсмусом.

Для этого рейсмус настраивают на нужный размер с помощью линейки (рис. 20, 2), ослабляя крепёжный клин и выдвигая рейку из колодки таким образом, чтобы расстояние от торца колодки до острия иглы было равно толщине детали — в нашем случае 15 мм.

Чтобы во время разметки настроенный на рейсмусе размер не изменился, крепёжный клин забивают лёгким ударом в отверстие.

После этого, закрепив заготовку в задний зажим столярного верстака, торец колодки рейсмуса прижимают к базовой пласти и иглой рейсмуса проводят (процарапывают) продольную линию на базовой кромке, торцах и второй кромке заготовки (рис. 20, 3).

Затем строгают заготовку рубанком до нужной толщины и приступают к разметке контура детали.

По угольнику под прямьщ углом к базовой кромке карандашом проводят линию на расстоянии примерно 10 мм от торца заготовки (рис. 20, 4). От полученной линии по линейке отмеряют длину детали — 240 мм и отмечают её карандашом (рис. 20, 5).

Прикладывая угольник к базовой кромке и совмещая его с проведённой карандашом отметкой, проводят вторую линию, параллельную первой (рис. 20, 6). На обеих линиях по линейке отмеряют и отмечают карандашом ширину детали — 200 мм (рис. 20, 7). Полученные метки соединяют линией (рис. 20, 8).

После этого отпиливают и сострагивают полученные припуски.

Размеры имеющегося в детали выреза — 30 X 40 мм размечают с помощью угольника (рис. 20, 9, 10).


Если необходимо разметить деталь с криволинейными контурами (рис. 21) или несколько одинаковых деталей, то применяют шаблон — образец, повторяющий форму детали (рис. 22).


Рис. 22. Разметка деталей с помощью шаблона: 1 — шаблон; 2 — заготовка (фанера); 3 — размеченные контуры детали

Практическая работа № 5

Разметка заготовок из древесины

Новые слова и понятия

Разметка, угольник, рейсмус, базовая пласть, базовая кромка, припуск, шаблон.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Разметка заготовок из древесины Автор Мазунина Ирина Ильинична учитель технол.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разметка заготовок из древесины Автор Мазунина Ирина Ильинична учитель технол.

Разметка -нанесение линий контура будущего изделия. Заготовка должна быть раз.

Разметка -нанесение линий контура будущего изделия. Заготовка должна быть размерами чуть большими габаритных размеров детали. Избыточный слой заготовки, подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом, называется припуском.

Разметку выполняют карандашом с помощью: Линейки Угольника или малки Циркуля.

Разметку выполняют карандашом с помощью: Линейки Угольника или малки Циркуля или рейсмуса

Последовательность разметки: (на примере плоской прямоугольной детали) Выбира.

Последовательность разметки: (на примере плоской прямоугольной детали) Выбирают наиболее ровную из двух плоскостей заготовки- базовую пласть

 2. От базовой пласти рейсмусом размечают необходимую толщину заготовки

2. От базовой пласти рейсмусом размечают необходимую толщину заготовки

3. При помощи рубанка получают ровную кромку- базовую кромку, от которой пойд.

3. При помощи рубанка получают ровную кромку- базовую кромку, от которой пойдет дальнейшая разметка 4. По угольнику под прямым углом к базовой кромке карандашом проводят линию на расстоянии примерно 10 мм от торца заготовки

5. От полученной линии по линейке отмеряют длину детали и отмечают ее каранд.

5. От полученной линии по линейке отмеряют длину детали и отмечают ее карандашом

6. Прикладывая угольник к базовой кромке и совмещая его с проведенной каранда.

6. Прикладывая угольник к базовой кромке и совмещая его с проведенной карандашом отметкой, проводят вторую линию, параллельную первой

7. На обеих линиях по линейке отмеряют и отмечают карандашом ширину детали 8.

7. На обеих линиях по линейке отмеряют и отмечают карандашом ширину детали 8. Полученные метки соединяют линией

9. Размеры имеющегося в детали выреза размечают с помощью угольника

9. Размеры имеющегося в детали выреза размечают с помощью угольника

Если необходимо разметить деталь с криволинейными контурами или несколько оди.

Если необходимо разметить деталь с криволинейными контурами или несколько одинаковых деталей, то применяют шаблон-образец, повторяющий форму детали. 1-шаблон 2-заготовка 3-размеченные контуры детали

Разметка заготовок из древесины

Разметка заготовок из древесины

Краткое описание документа:

Презентация "Разметка заготовок из древесины" предназначена для использования на уроке технологии в 5 классе по одноименной теме.

При разработке данной презентации использовался учебник "Технология-индустриальные технологии" 5 класс под редакцией Тищенко А.Т.

В разработке наглядно показаны инструменты, наиболее часто используемые при разметке заготовок, а так же поэтапная разметка плоскостной детали прямоугольной формы.

Не упущен и такой способ разметки, который часто используется на уроках технологии в 5 классе, как разметка по шаблону.

Помимо этого в презентации содержаться основные понятия по данной теме и их определения.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 216 материалов в базе

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 30.03.2015 11260
  • PPTX 2.5 мбайт
  • 712 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мазунина Ирина Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема "Разметка заготовок из древесины" рассматривается в разделе "Технология обработки из древесины". Эта тема расширяет кругозор учащихс и дает более глубокое понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала опрделяют учебную программу и обязательный минимум содержания образования по предмету "Технология".

ВложениеРазмер
Презентация "Разметка заготовок из древесины" 631.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сосна Кедр Дуб Клён

СТРОЕНИЕ СТВОЛА ДЕРЕВА Ствол состоит из коры, которая имеет наружный слой - пробковый и внутренний - лубяной. Основная часть ствола состоит из годичных колец. Ствол состоит из сердцевины (мягкой и рыхлой). Камбий – тонкий слой живых клеток.

Графическая документация Чертеж — это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов. Эскиз — изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. Технический рисунок — наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие.

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

ЗАГАДКИ 1. Я люблю прямоту И сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. 2. Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь. 3. Не поможет глазомер, Нужен точный мне размер. Где надо, ставлю метки С помощью .

Разметочные и измерительные инструменты рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус - для нанесения параллельных линий при обработке кромок заготовок; циркуль — для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; нутромер — для измерения диаметра отверстий.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник

Последовательность действий разметки 1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии. Эту кромку называют базовой пластью. 2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса.

3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр. 4.Радиус откладывается на линейке. 5.По отложенному радиусу очерчивается окружность. Последовательность действий разметки

Разметка разделочной доски Правила гармонизации

Способ изменения габаритных размеров изделия

Технологическая карта № п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления 1. Построить чертеж. Выбрать заготовку из фанеры толщиной 10-12 мм и разметить контур изделия. Чертеж, шаблон, карандаш

Выполнение заданий 1. Построение чертежа. 2. Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по шаблону.

Организация рабочего места На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот. Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.

Причины брака а) неточность измерительного инструмента; б) несоблюдение приемов разметки; в) невнимательность работающего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала. Знакомство с правилами выполнения разметки, разметочным инструментом.

Изготовление любого изделия требует применения каких-либо исходных материалов (заготовок). Но как работать с этими материалами?

На уроках технологии обучающиеся получают все необходимые знания, позволяющие им использовать их на практике, приобретая определённые умения и навыки при изготовлении любых изделий.

Урок технологии (мальчики)

Тема: Разметка заготовок из древесины (2 часа)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с правилами выполнения разметки, разметочным инструментом.

дать начальное представление о разметке заготовок из древесины;

познакомить с правилами выполнения разметки и разметочным инструментом.

воспитывать у обучающихся интерес познавательной потребности, аккуратность и точность в работе.

развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;

мыслительные операции – сравнение.

Пути решения.

Проводится урок с изучением нового материала и закреплением изученного (практическая часть – второй урок)

На уроке используются элементы коллективного способа обучения (далее КСО), индивидуального (при выполнении проверочной работы), элементы дифференцированного подхода (как в процессе выполнения проверочной работы, так и при оценивании работ учащимися).

Для достижения цели и решения поставленных задач данный урок проводится в обычной мастерской с использованием мультимедийной установки. В рабочих тетрадях учащиеся конспектируют новый материал.

Методы обучения: рассказ, устный опрос, демонстрация мультимедиа презентации, наглядных пособий и приёмов работы.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать и понимать, что такое разметка заготовок.

Иметь представление о разметочном инструменте.

Знать правила выполнения разметки.

Инструменты и оборудование: мультимедийная установка, столярный верстак, столярный инструмент и приспособления, деревянные заготовки, чертежи и разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Словарь: разметка, припуск, кромка, базовая кромка, риска, столярный угольник, рейсмус, рулетка, …

Организационный момент (2 мин.)

3. Изучение нового материала (15 мин.)

Показ мультимедийной презентации по данной теме, с обсуждением и записью в рабочую тетрадь основных моментов.

Физкультминутка (2 мин.)

Проверка усвоения новых знаний (8 мин.)

Анализ и подведение итога урока (5 мин.)

Домашнее задание (3мин.)

Уборка рабочих мест и кабинета (2 мин.- можно на переменке)

Конспект урока

Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша и линейки), контроль посещаемости и вводный инструктаж по охране труда.

В тетрадях учащиеся записывают тему урока. На доске записаны цель и задачи данного урока.

Изложение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

Проводится в форме беседы.

Задаются вопросы, на которые учащиеся дают свои ответы.

Что необходимо сделать, чтобы изготовить какое-либо изделие?

(ответы учащихся - выполнить разметку заготовок)

Каким инструментом можно разметить окружности и дуги на заготовках (ответы учащихся - столярный уровень, угольник, рулетка, циркуль и др.)

Знакомство с новым материалом.

Проходит в форме рассказа учителя, сопровождаемого презентацией

По ходу презентации учащиеся ведут записи в тетради:

Припуск – это …;

Кромка – это …;

Базовая кромка - …;

Риска – это …;

Конспект рассказа нового материала

Разметка как технологический процесс.

Любые работы с древесиной следует начинать с разметки. Для удобства при дальнейшей работе наносят разметку на заготовку таким образом, чтобы она была хорошо видна и легко читалась. Дело в том, что при пилении древесины образуется много опилок, которые быстро закрывают нанесённую разметку и могут негативно сказаться на качестве всей работы. Разметка является ответственной и трудоёмкой работой. Она состоит из нанесения на заготовку размеров деталей по чертежу, с учётом припусков на последующую обработку, сушку и коробление.

Припуск – это превышение размеров заготовки против размера деталей в чистоте. По длине припуск даётся 20-40 мм, а по ширине и толщине – по 5 мм (ученики записывают в тетрадь).

Разметка должна быть точной и аккуратной; она зависит от квалификации рабочего, от качества и точности разметочного и измерительного инструмента.

Как правило, древесину размечают для того, чтобы из пиломатериалов, расходуемых на заготовки для деталей, получилось как можно меньше отходов.

Иначе говоря, разметка необходима для получения заготовки с минимальным припуском на обработку ручным или электрифицированным инструментом. Измерительный инструмент следует прикладывать к самой кромке лесо- или пиломатериала (сказать чем они отличаются). Лучше всего сделать замеры дважды, каждый раз с разных концов (показать как). Если детали имеют одинаковую длину, то в этом случае не нужно производить отдельно измерения каждой детали, потому, что на это уйдёт много времени и сил. В этом случае достаточно измерить одну деталь. Которая будет выступать в роли шаблона (запись в ученической тетради, что такое шаблон – слайд 14) для разметки остальных деталей. Перед отрезанием намеченного куска древесины или пиломатериала необходимо с помощью угольника нарисовать намеченную риску.

Линию разметки называют риской. Её наносят при помощи линейки, угольника, ерунка, малки, черты, циркуля, рейсмуса, скобы, отволоки или шнура.

Кроме этих инструментов, для разметки заготовок можно использовать различные приспособления (представлены на слайде).

Если материал, который вы собираетесь обрабатывать, не имеет базовой кромки, то в этом случае нужно обозначить основное направление (проговорить что это значит), в котором будет вестись резка. Для этого нужно приложить к материалу планку или отбить его шнуром (бечёвкой), посыпанным мелом или углём. Технология выполнения данной операции заключается в следующем: на одном торце доски на нужном расстоянии от кромки делают зарубку, в которую вставляют конец бечёвки, после чего её натирают мелом или углём. Другой конец держат левой рукой на том же расстоянии от кромки, прижимая к доске, правой рукой бечёвку слегка оттягивают кверху и затем отпускают. При этом на доске отпечатывается линия.

Итак, разметить заготовку – это значит указать точками и линиями границу обработки заготовки.

Правила выполнения разметки.

Линии разметки наносят карандашом, а на чистую выструганную поверхность – шилом.

Для выполнении разметки на плоскости детали под прямым углом из комплекта ученического пенала можно использовать линейку как направляющий элемент и треугольник.

Для разметки окружностей можно пользоваться чертёжным циркулем.

Кроме этого существуют и другие приёмы выполнения разметки на плоскости нетрадиционными способами (какие это способы можно дать в качестве домашнего задания на следующий урок).

После рассказа учителя и просмотра презентации делаем акцент на терминологии ещё раз показываю правила разметки заготовок лично.

Физкультминутка.

Может проводиться как учащимися, так и педагогом.

Проверка усвоения новых знаний.

Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления учащимся предлагается выполнить небольшую проверочную работу для закрепления изученного материала

Анализ и подведение итога урока.

Проверка выполненных работ и их оценивание проходит в следующей форме:

Ребята меняются работами, затем зачитываются правильные ответы для всего класса, учащиеся отмечают свои ошибки (если они имеются) и в соответствии с ними проставляют себе оценки (учитель может сам проверить каждую работу, если сочтёт это необходимым).

Анализ урока: вместе с учащимися ещё раз возвращаемся к цели и задачам; обсуждаем всё ли получилось в соответствии с ними; что усвоили лучше, а что может быть хуже (на что нужно сделать акцент на следующем уроке).

Домашнее задание.

Дома учащиеся должны просмотреть и прочитать записи, сделанные в тетради, и ответить на вопрос:

Какие ещё известны приёмы выполнения разметки на плоскости нетрадиционными способами, кроме этого необходимо подготовиться к практической работе

Читайте также: