Описание деревьев средняя группа

Обновлено: 18.09.2024

Автор: Геворкян Светлана Григорьевна; ГБОУ Гимназия № 1538 город Москва, дошкольное отделение. Воспитатель.
Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям, а так же родителям, студентам. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Цель: выявить и расширить словарь детей по теме. Уточнить знания о деревьях. Развивать умение согласовывать существительное и глагол.
Оборудование: музыкальные инструменты (дудочка, трещотка, ксилофон, погремушка, бубен); макет березы, картинки деревьев, карточки с изображением листьев, листья из картона, схема для внимательного рассказа, цветные кружки.
Словарь: деревья, береза, дуб, клен, рябина, деревянные, зеленые, тонкие, толстый, стройные, прямой, короткий, подберем, поднимем, подбросим, зеленели, пожелтели, согревает, холодит.

1.Организационный момент
Упражнение на внимание: Угадай на чем играю.
Дети определяют по звуку музыкальный инструмент или другой источник звучания.
2. Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, давайте рассмотрим музыкальные инструменты. Из чего они сделаны? (ответы детей).
- Давайте отберем инструменты сделанные из дерева. Почету они так называются? Из чего они сделаны?
- Что ещё вокруг нас сделано из дерева, деревянное? (ответы детей). Правильно, деревянный стол, деревянные стулья, деревянная матрешка, деревянный конструктор, деревянные полочки.
- Вот и поговорим сегодня о деревьях, раз так много вокруг деревянного.
3. Беседа о деревьях.
В сопровождении наглядного материала беседа с детьми о деревьях.
Где растут деревья? – в лесу, в саду, в парке, на улице, во дворе детского сада.
Выставляется макет березы со словами:
Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла.
- Что это за дерево? Какая березка? А какие ещё деревья вы знаете?
По мере того, как дети называют деревья, воспитатель выставляет картинки.
- Ребята, чем похожи деревья? А чем отличаются деревья? Какие части есть у всех деревьев? Рассмотрим внимательно стволы деревьев. Одинаковые или разные стволы у деревьев?
4. Изучение нового материала.
Отработка фразы по образцу.
У рябины ствол тонкий. Он прямой, коричневого цвета. Ствол рябины высокий.
Рассказать про ствол березы – тонкий, стройный, прямой.
Аналогично дети составляют высказывания о стволах других деревьев.
5. Физкультминутка.
(Движения вокруг макета березки, раздать детям листочки из картона).
Мы вокруг березы весело пойдем.
Разные листочки дружно подберем.
Руки вверх поднимем, покружимся слегка
И подбросим листья вверх, под облака.
Пусть летят, как бабочки!
6. Отработка. Закрепление.
Обобщающая беседа.
- Какие действия мы совершили вокруг березы?
- А что делали листочки в наших руках?
- Что делали листочки пока не упали?
- Как скажем про все листочки? (висели, полетели, упали).
Дети хором проговаривают несколько предложений про березу и про листья.
Дидактическая игра.
- Отгадай, с чьей ветки детка. Расскажи про свою картинку.
У меня лист клена. Он на дереве рос, висел, зеленел, шелестел, пожелтел и полетел.
Несколько предложений разбирается, анализируется.
Кружками разного цвета выкладывается схема предложения.
Загадка.
- А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Что весною веселит, а летом холодит, осенью кормит, а зимой согревает?
Обобщающая беседа по отгадке о пользе деревьев.
Загадку дети заучивают.
7. Итог занятия.
Заключительная беседа.
- Ребята, вы сегодня узнали много интересного про деревья, составляли рассказы, отгадали сложную загадку и заучили её наизусть.
Педагог хвалит детей за внимательность, за полные ответы.

Средняя группа Направлено на образование прилагательных, глаголов, на умение различать и правильно называть названия.

ВложениеРазмер
konspekt_derevya.docx 19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми в средней группе по развитию речи

  • Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
  • Учить детей различать деревья по внешним признакам;
  • образовывать прилагательные от существительных;
  • развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.
  • Развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением
  • Учимся образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами
  • Воспитывать бережное отношение к природе

демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев, листочки с различных деревьев, заготовки листьев для раскрашивания

( Дети встают в круг)

Восп Ребята, давайте построим пирамидку (1-2-3-4-5- пора работать начинать) Скажите пожалуйста, какая погода бывает осенью? ( холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная) Молодцы, садитесь на стульчики

Послушайте пожалуйста стихотворение

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

О чём это стихотворение? ( о дереве.)

Беседа о деревьях

Восп Деревья бывают лиственные и хвойные.

— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

Восп показывает иллюстрации деревьев и рассказывает про них. Ребятки, что это за дерево?

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие, есть сережки

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме

листьев у дуба есть желуди.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

Восп А, какие деревья вы еще знаете?

Мы вокруг березы

Руки вверх поднимем,

И подбросим листья

Вверх под облака.

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Восп Ребятки, скажите, с какого дерева эти листочки? показывает картинки с изображением листьев разных деревьев.

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

Восп А как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

(дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад)

Восп А теперь давайте закрасим листочки разными красками

Восп Вот какие красивые листочки у нас получились. А кто может сказать, чем же мы сегодня занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Знакомство с окружающим миром, развитие речи, мышления, творческого воображения, фантазии.


Конспект занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) средней группе "Осенние дерево"

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования. Передать всю красоту времени года на листе буаги.


Занятие на осеннюю тематику.



Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево" в средней группе №10

Цель: Формировать представления детей о развитии видов деревьев.

Задачи: Расширять у детей знания и представления о деревьях.

-Сравнивать деревья, описывать их, обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

-Учить давать полные ответы на вопросы.

-Развивать умения связно и последовательно рассказывать.

-Развивать логическое мышление.

-Учить сравнивать, охарактеризовать,устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Повторение названий деревьев.

Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их.

2. Отгадывание загадок.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год- я главная! (Елка.)

У реки растет девица

Опустивши в низ косицы. (Ива.)

У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви-только на макушке. (Сосна.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (березы.)

Воспитатель: Если в лесу растут одни берёзы, то это берёзовая роща; если растут только дубы, то это-дубрава; если растут только ели, то это ельник, а если сосна-то это сосновый бор.

-Какие деревья растут в дубраве?

-Как называется место, где растет много елей?

-Какие деревья растут в сосновом бору?

-Что такое берёзовая роща?

Воспитатель. Какие бывают деревья по высоте? По толщине?

6. Описание деревьев.

Дуб могучий, большой. У него толстый ствол. Плоды дуба – жёлуди.

Из желудей вырастают новые молодые дубки.

-Дуб большой или маленький?

-Какой у него ствол?

-Какие плоды у дуба?

Листья сосны – это иголки. Они называются хвоей. Сосна – полезное дерево. Она очищает воздух. Сосна зимой и летом зелёного цвета. Плоды сосны –шишки.

-Как называются листья сосны?

-Какую пользу приносит сосна?

-У сосны опадают иголки?

-Какие плоды у сосны?

Ива плакучая, шелковистая. О ней сложено много стихов, песен. Ива полезное дерево. Из веток ивы плетут корзины. Осенью листья ивы желтеют и опадают. Плоды ивы серёжки.

-Почему иву называют плакучей?

-У ивы листья опадают осенью?

-Какие плоды у ивы?

Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый

Плачет ива, плачет ива. За косичку дёрнул иву?

Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить?

Может, ей на солнце жарко? Может, нам её спросить?

-Что вы узнали на занятиях о деревьях?

-Какие игры вам понравились?

Конспект занятия по развитию речи в средней группе описание животных. Рассказ по картинкам Цели: учить описывать дикое животное, составлять рассказ по картинке, воспитывать любовь к природе, расширять кругозор. Ход занятия: 1.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели : Формировать у детей представление о таких деревьях как дуб , клен, рябина, береза, ель.

Образовательные: Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Развивающие: Развивать слуховое внимание и память , артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

1. Чтение стихотворения

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

О чём это стихотворение? ( о дереве.)

2. Основной этап:

Игра "Собери дерево ". (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.)

Воспитатель приглашает детей к весящему на стене панно

В. Помогите мне собрать дерево . Возьмите эти части и назовите их.

1-й ребенок. У меня корни.

2-й реб. У меня ствол.

3-й реб. У меня ветки.

В. Это крона деревьев .

4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки.

В: Вы собрали дерево .

Назовите, из каких частей состоит дерево ? (корень; ствол, ветки и листья - крона) .

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

- Да, правильно дети. Дерево , как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону

- Какую пользу приносят корни дереву ?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить . Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева ?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

СТВОЛ – это основа дерева . По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

Где растут деревья ? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)

Если в лесу растут одни берёзы, то это берёзовая роща; если растут только дубы, то это дубрава; если растут только ели, то это-ельник, а если сосна – то это сосновый бор.

В: Почему люди сажают деревья ? (Они приносят пользу людям)

-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

-Какие бывают деревья ? (Высокие, низкие) Назовите деревья.

(На доску выставляются картинки деревьев : дуба , клена, рябины, березы, ели)

В: Посмотрите на картинки деревьев : дуба , клена, рябины, березы, ели.

- Чем деревья похожи? (имеют корни, ствол, ветки - крону)

- Чем различаются? ( имеют разные листья, разный цвет стволов, расположение веток у деревьев с листочками ветки тянутся вверх, а у ели вниз)

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

ЕЛЬ - ствол зеленого цвета. Вместо листьев иголочки - хвоя. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки.

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

В. Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково.

Физминутка (дети образуют круг)

Листья осенние тихо кружатся,

ружатся на месте, расставив руки в сторон).

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,( движения руками влево- вправо)

Будто опять закружиться хотят. (к ружатся на месте на носочках)

Воспитатель : Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите название дерева , то хлопните в ладоши. Если услышите другое слово, то топните ногой.

Воспитатель: Отлично! Вы были очень внимательными.

У меня лист, а на дереве . (листья) .

У меня ветка, а на дереве . (ветки) .

У меня дерево , а в лесу. ( деревья ) .

У меня корень, а у деревьев . (корни) .

У меня ствол, а у деревьев . (стволы) .

У меня береза, а в лесу. (березы) .

У меня елка, а в лесу. (елки) .

В коробочках лежат листья и плоды деревьев . Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево , называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна - кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины- осиновый, лист с липы- липовый) .

- Как вы думаете, какую пользу приносят деревья ? (Ответы детей)

(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики…)

Деревья приносят большую пользу:

• их свежая зелень украшает города и селения;

• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

• деревья дают древесину ;

• они служат топливом;

• из дерева делают мебель , бумагу;

• плодами деревьев питаются люди , животные, птицы;

• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях )

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев ? (Ответы детей)

• не вырубать, не ломать деревья ;

• не разжигать в лесу костры;

• не бросать в лесу мусор : банки, бутылки, пустые пакеты;

• поливать плодовые деревья , обкапывать их;

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья .

- Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья ? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев ? Что нового вы узнали о деревьях , растущих на участке нашего детского сада ?

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Звучит музыка. Появляется Лесовичок Ау (воспитатель в шляпе и пелерине).

Лесовичок.

Я в городе большом

Поэтому с визитом

Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок Ау!

Лесной вам привет!

Дети. Здравствуйте!

Лесовичок.

Я пришел вас навестить,

В гости к другу пригласить -

В таинственное царство,

В лесное государство!

Очень богатое царство мое,

Несет красоту, и добро, и тепло!

Мой волшебный, мудрый лес

Полон сказок и чудес!

Лесовичок показывает детям билеты со схематическим изображение правил поведения в лесу.

Дети угадывают по схеме и называют правила друзей леса.

Лесовичок.

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом).

Есть главные жители в царстве моем.

А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)

А царство мое как называется? (Лес.)

Лесовичок: Дети, мы с вами проделали долгий и трудный путь, вы наверно устали? Давайте присядем на лесную полянку и отдохнем и послушаем музыку леса.

Вот деревья здесь стоят

И листвою шелестят.

Ручьи малые текут,

Громко птицы здесь поют.

Кто немного помолчит,

Беседа о деревьях (с использованием наглядных моделей). Царство мое - лес, в нем много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.) Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья, ветки и листья образуют крону дерева.) Как вы думаете, дерево живое? (Да.) Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

На столе лежат перепутанные графические модели частей дерева (корень, ветки, ствол, листья, крона).

Дети определяют последовательность строения дерева (сначала идет корень, он располагается в земле, от корня отходит ствол, от ствола – веточки, на веточках растут листья, ветки и листья образуют крону дерева).

Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц.) Да. Какие звери живут в лесу? А какой зверек живет в дупле? (Белка). Какие звери живут в норках? (Ёж, лиса, мыши.) Какие птицы живут в лесу? (Дятел, синичка, тетерев, кукушка, сова.) Лес – это не только дом для зверей и птиц, но и зеленый наряд земли. В лесу всегда чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, орехи, грибы и ягоды. Лес – это наше богатство!

Поэтому мы должны проявлять любовь и заботу ко всем обитателям лесного царства.

Лесовичок.

Лесовичок.

Молодцы! Друг за другом вы поспевали, Деревья правильно одевали. А вот и главные лесные жители! Загадки послушать о них, не хотите ли? (Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках.)

Творческая мозаика

1-й ребенок.

Я дерево могучее, я леса санитар.

И знает это дерево любой -

Расту до самой старости -

и сто, и двести лет,

Любому дам я силу и всем, конечно, люб.

Меня узнали, дети? Ведь я могучий …. (Дуб.)

2-й ребенок.

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

3-й ребенок.

У меня почки – пахучие

Летом, в жару – в шубе пуховой,

В холод, зимой – совершенно голый. (Тополь.)

4-й ребенок.

А лист – ладошкой

С длинной ножкой.

Каждый год на мне с охотой вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен.)

5-й ребенок.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Лесовичок.

Ай да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, чтобы вам запомнилась наша прогулка в лес, мы его зарисуем. Вы ведь любите рисовать? (Да.) Замечательно! Сначала подготовим наши руки к рисованию.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья сложили назад.

Лесовичок.

Мы сегодня деревья леса нарисуем необычным способом. В этом будет участвовать наша с вами рука, посмотрите! (Де­ти подходят к Лесовику, встают свобод­но.) Кладем левую руку на лист бумаги и об­водим ее простым карандашом. (Выполня­ет и убирает руку.) На что это похоже? (На голову петушка, кустик, огонь, ежика и т.п.) А на дерево? (Да.) Покажите, где ствол, где ветки, крона. (Показывают.) А теперь попробуйте сами.

Дети обводят свои ладошки (воспита­тель при необходимости оказывает по­мощь).

Лесовичок. Ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего, не пойму. (Листьев.) Когда дерево бывает с листьями? (Летом, ранней осенью, весной.) Будем нашим деревьям ли­стья рисовать? (Да!) Крону будем рисо­вать с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это де­лается. (Показ.)

Читайте также: