Шелкография иконы на дереве технология

Обновлено: 18.09.2024

Потребность в изготовлении большого количества икон может быть реализована только после обращения к услугам печатной индустрии. Такие сувениры обычно преподносят самым близким и дорогим людям. Также иконы могут стать подарком руководителю или священнослужителю. Супруги, дети и внуки обязательно оценят такой сувенир и будут хранить его в своем доме в качестве доброго напоминания о вас.

Как правило, иконы вручают в честь памятных событий. Сувениры чаще всего можно получить в праздничные дни:

Нанесение изображений на дерево стало возможным благодаря использованию современных технологий УФ-печати. Ультрафиолетовые чернила склеиваются с деревянной основой и образуют монолит.

Особенности изготовления

В основе используемой технологии – нанесение краски с фотополимеризующими свойствами на деревянную поверхность. Благодаря этому можно создавать образы высокой степени сложности и точности. Цветовые решения бывают самыми разными. Традиционно используют более сдержанные оттенки. Современные УФ-чернила абсолютно безопасны для здоровья человека.

Печать икон на дереве

Также можно использовать специальные водоразбавляемые краски для иконописи. Их изготавливают из порошковых пигментов. Связующим веществом в таких красках являются натуральные эмульсии. Обычно также добавляют высыхающие полимерные масла в водном растворе клея. Это позволяет увеличить стойкость икон к ультрафиолетовому излучению, влаге, перепадам температуры и другим неблагоприятным природным явлениям.

Технология прямой печати позволяет имитировать ручную иконопись. Благодаря этому готовые изделия практически не отличаются от живописных и обладают определенной художественной ценностью.

На сегодняшний день технологии позволяют производить иконы в трех художественных стилях:

  • в академическом (современном), который может быть каноническим или живописным;
  • в греческом;
  • в старинном.

Для печати наши специалисты подбирают специальные доски. Как правило, основу, предназначенную для художественной росписи, изготавливают из массива дуба или липы. Такая икона не требует наличия обязательного обрамления и смотрится гармонично. С обратной стороны доски оснащают специальными крепежными элементами, которые надежно защищают дерево от деформации.

Печатные иконы могут быть дополнены различными декоративными элементами: окладом с имитацией разнообразных драгоценных и полудрагоценных камней, обрамлением из дерева и т. д. Готовые изделия часто имеют богатый внешний вид.

В отличие от таких классических технологий, как гравировка, тиснение или шелкография, ультрафиолетовая печать на дереве позволяет гарантировать долговечность образов святых на иконах. Графические изображения устойчивы к воздействию влаги и солнечным лучам. При этом долгие годы иконы сохраняют свой первозданный вид.

В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.

В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.

Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов.

Вот лишь основные из них на сегодняшний день.

Иконы из металлов.

В качестве одной из разновидностей металлических икон можно выделить иконы с объемным рисунком, сделанные из благородных металлов.

Еще одним из видов икон из металлов является иконы в ризе. Хоть сам лик святого образа может выполняться различным способом изготовления, и риза - это по большей части способ украшения иконы, но сами эти иконы можно отнести к категории "иконы из металлов", поскольку большая часть иконы закрыта этой ризой. Сюда можно отнести греческие иконы, у которых лики образов делаются шелкографией, а 80% самой иконы закрыта ризой, покрытой серебром.

Резьба.

Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.

Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.

В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.

Гравировка (лазерная гравировка).

Чаще всего гравировка применяется для нанесения рисунка в ювелирных изделиях (на драгоценных металлах). Примером тому, могут послужить небольшие нагрудные (нательные) иконки.

Также гравировка позволяет наносить рисунки и на других поверхностях, в том числе драгоценных и полудрагоценных камнях, граните, стекле, хрустали, на разных других металлах.

Горячие эмали.

Медную пластину покрывают специальной белой огнеупорной эмалью, на которую затем наносится рисунок из огнеупорных эмалей различных цветов. В дальнейшем делался обжиг в печи с большой температурой.

Иконы в технике финифть отличаются особой яркостью красок, богатыми и детальными сюжетами, натуралистичными оттенками и широкой гаммой. Часто иконы финифть декорируются различными окладами и рамками, сделанными из драгоценных металлов с тонкой чеканкой различных узоров и орнаментов, а также драгоценными и полудрагоценными камнями.

Вышивание.

Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером.

Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер.

Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку. В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей.

В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете. Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор.

Вышивание икон бисером – достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения.

В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.

Иконы макраме.

В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства.

Настоящий бум макраме наблюдался в Европе в 18 веке, а в России - в 19-начале 20-го. Старшее поколение помнит, как при советском союзе, большой популярностью пользовались плетеные воротники.

Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом.

С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.

Мозаика.

Мозаика как вид художественного искусства насчитывает уже тысячелетнюю историю. Мозаику мы можем увидеть в храмах древней Греции и Византии. В России можно до сих пор увидеть древние мозаичные иконы в разных старинных храмах.

Кстати, хорошо известные всем и любимые дивеевские иконы из бисера, как раз делаются методом "мозаика", только в качестве материала для выкладывания используется бисер.

Печатные иконы.

Пожалуй, самый новый из всех вышеперечисленных способов изготовления иконы. Хотя сама технология печати (трафаретной) появилась еще до Рождества Христова. С развитием технологий, процесс печати стал автоматизированным и позволяет наносить рисунки на разные рода поверхности.

Здесь используется офсетная либо полиграфическая печать, а также шелкография. Причем шелкография иногда позволяет печатать красками с содержанием натурального золота и серебра.

Печатают иконы, чаще всего на бумажной или картонной основе. В дальнем, эту основу могут наклеивать на доски из натурального дерева.

Шелкография позволяет печатать на разных поверхностях, например: кафель, гранит, керамогранит, фарфор.


В 1990-е годы много чего такого стало появляться в Москве о чем раньше мы и не слыхивали. Одной из таких диковинок оказались греческие иконы, выполненные в технике шелкографии . На тот момент греки в этом деле поднаторели давно и основательно и гнали к нам свою продукцию в огромных количествах. Продавцы, зачастую, выдавали эти иконы за настоящую живопись. Цена у них была такая, что и впрямь иная писанная икона могла дешевле обойтись. Неподготовленный покупатель визуально не мог отличить такую икону от настоящей, соблазнительным казалось и наличие якобы серебряного оклада. На самом деле оклад был изготовлен из тонкого алюминия тисненного по гипсовому рельефу и гальванически покрытого тончайшим слоем серебра неизвестной пробы. Интересна и технология нанесения краски на изображения, создававшая видимый объем на пробелАх.


Шелкография бывает разная. Можно выполнив растровое цветоделение в системе CMYK, напечатать визуально полноцветное изображение в четыре краски или чуть больше, добавив туда один-два дополнительных пантона. Так печатают картинки на футболках и так же делают шелкографические репродукции живописи. Для воспроизведения иконы такая технология не годится, она подразумевает большие размеры, при уменьшении сразу резко бросается в глаза растровое зерно, оно получается гораздо крупнее, чем на офсетной печати, ведь краска в шелкографии продавливается на изображение через сетку.
И вот в конце 2000 года мне предложили наладить производство русских икон в этой технике. Для 2000-го года довольно непросто было найти человека, который хотя бы немного разбирался и в иконописи, и понимал, как компьютер включается и как работают некоторые графические программы. Вот таким человеком я и оказался. О шелкографии на тот момент мне практически ничего не было известно, пришлось разбираться на ходу.




Листы с разборкой на цвета.

Копируя выбранный живописный образец, я, прежде всего, выделял несколько стадий, слоёв, фиксируя каждый из них как отдельное изображение. Сначала эти слои отрисовывались вручную на плёнке, затем в компьютере переводились в вектор и подвергались дальнейшей обработке и сведению.


Эти слои приближены к той последовательности, в которой обычно пишут икону: роскрышь, опись, вохрение, пробела. Затем, каждый слой фиксировался на трафарете и вручную наносился на изображение. Число слоев может достигать тридцати и более.



Слева икона соловецких чудотворцев - изображение состоит из 30 слоев.

Для печати мы выбрали двухкомпонентную краску, которая создает после высыхания некоторый объем на плоскости листа. При нанесении нескольких слоев объем получается довольно ощутимым, как на живописной иконе.



Двухкомпонентные краски для шелкографии.

Каждая такая икона создавалась как авторская работа и затем воспроизводилась ограниченным тиражом. Первое время в качестве основы для печати использовали х/б ткань с настоящим левкасом, позднее из-за большого количества брака пришлось от него отказаться, стали печатать на картоне.



Планшеты для левкашения холстов.



Икона напечатанная на левкасе.



Первое время залевкашенные холсты фольгировали ламинатором.



Фольгированные листы картона - заготовки под иконы.



Сушилка.

Доски тоже первое время были деревянными со шпонками (всё как на настоящих иконах), затем перешли на МДФ, дерево со временем давало усадку и серебряный оклад вздувался. Кстати об окладе. В отличие от греческих икон он был выполнен из настоящего серебряного проката 925 пробы.



Был и вариант с латунным окладом, но он в серию не пошел. Вот такие веселенькие коробочки я разработал, потом пришлось от них отказаться - велика себестоимость.



Сейчас наши иконы так выглядят.

Иконы наши распространялись по всем крупным московским и не только московским церковным лавкам и магазинам, были выставлены во многих храмах. Сейчас количество точек заметно сократилось, но все еще можно их найти.




Венчальные пары в таких деревянных футлярах поставлялись, выложенных изнутри бархатом.

Интересна вообще проблема полиграфической иконы. Староверы такие иконы и за иконы не почитают. Другие православные церкви относятся к этому вопросу мягче. В 30–40-х годах XIX века в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На них воспроизводились наиболее известные чудотворные иконы. Подобные печатные изображения пользовались большим спросом, особенно у простого народа.



Станок для пневматической натяжки сеток.

В селе Мстера Владимирской губернии в 1858 году появилась первая провинциальная литографская мастерская под руководством И.А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 80-х годов XIX века и, не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.



Здесь происходит проявка сеток.



Здесь трафареты промывают.



Готовые трафареты.



Печатный станок.

И начнём мы, пожалуй, с самой известной темы, которая пылится где-то в архивах — Икона "Господь Вседержитель" начало 18в.
Тема весьма полезная для прочтения, если у кого-то хватит терпения на все 48 страниц. )
Но и перечитать её тоже будет для некоторых невредно .
Заодно будет всегда под рукой. )

Если кто-то захочет поделиться в данной теме своими примерами — милости просим, welcome!

Последний раз редактировалось: Faber (28 Фев 2020 17:11), всего редактировалось 5 раз(а)

Читайте также: