Школьники помогают взрослым они организуют школьные лесничества и сажают деревья

Обновлено: 15.09.2024


Школьные лесничества

В 1964 году в Советском Союзе возникло движение школьных лесничеств. Юные друзья леса оказывали огромную помощь взрослым лесоводам, на их счету тысячи полезных дел.

В настоящее время повсеместно возрождаются школьные лесничества, ведь проблема восстановления российских лесов, пострадавших от рубок и пожаров, нуждается в решении во всех уголках России.

Прежде всего, школьное лесничество — это объединение школьников, увлечённых единым делом — изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Кто знает, ведь, может быть, именно работа в школьных лесничествах поможет вам выбрать жизненный дальнейший путь?

Как создать школьное лесничество

В деятельности лесничества желательно использовать следующие организационные принципы: добровольность вступления, обязательность участия вступившего в делах лесничества, самоуправление учеников. А также отсутствие авторитарности. Каждый учащийся — личность, несущая персональную ответственность за порученное ей дело; он должен уметь отстаивать свою позицию и уважать при этом мнение коллектива. Дискуссии должны строиться на аргументах и логике. Нет абсолютного авторитета, знающего всё обо всём.

Чёткость и конкретность в планировании работ. Невозможно браться одновременно за все работы, существует опасность не доделать ни одно из начатых дел.

Для успешной жизни на Земле, научиться жить в гармонии с Природой, знать и уважать ее законы. Кодекс любого члена школьно­го лесничества опирается на принцип равенства всех живых существ на этой планете. Всё живое имеет право на жизнь и возможность развиваться естественным путем.
Лучшая помощь — невмешательство и устранение вмешательств в жизнь любой экосистемы.
Любая работа должна быть сделана грамотно, поэтому образование, самообразование — первый и самый важный шаг для любого дела.
Среди членов лесничества главный лозунг — сделай как я, сделай лучше меня (а не как я сказал. ).

Мыслить глобально, действовать — локально. Знания должны быть обширными, тогда проще наметить самый правильный и эффективный путь для реализации задуманного, а вот действовать необходимо с учётом тех объёмов работ и на той территории, которые вам под силу реализовать самостоятельно.

По различным вопросам работы школьного лесничества возникает необходимость в помощи профессиональных лесников из Лесного агентства, районных лесничеств, региональных органов Министерства природных ресурсов (Управлений по надзору в сфере природопользования), также в помощи землевладельцев и местных органов самоуправления. Если какая-либо организация готова оказывать помощь школьному лесничеству, то это может только приветствоваться, однако любая оказываемая поддержка сторонней организации должна отражаться в документах, чтобы в дальнейшем избежать претензий с чьей-либо стороны.

Осуществления на практике принципа самостоятельности органом управления должен быть Совет лесничества, который выбирается из членов школьного лесничества.
Руководитель лесничества не должен подменять Совет и решения собраний. Его роль — быть куратором, помощником, советником. Вся работа лесничества требует высокой дисциплинированности и сознательного отношения к труду. Желательно чаще проводить соревнования групп (секторов) и награждать лучших. Ребята с интересом работают, если видят результаты своего труда, а главное — полезность, востребованность их усилий. Очень важны традиции, которые формируются в каждом лесничестве. В этом случае руководитель обязан всячески их поддерживать, являться носителем традиций. У членов лесничества есть своя атрибутика — знамя, печать, значки, медали. Символика на них разработана школьниками.

Другими документами являются распоряжение или приказ директора о создании лесничества и выделении времени использования кабинета для внеклассной работы. При подготовке положения о школьном лесничестве можно менять любые пункты данного шаблона по согласованию с дирекцией школы, районным лесничеством или лесохозяйственным предприятием, которое берет шефство над этой организацией.

1. Лесной сектор. Работа лесного сектора непосредственно связана с уходом за лесом и лесоразведением. За школьным лесничеством закрепляется лесная площадь, разделённая на участки — обходы (или кварталы по данным лесоустройства), обходы закреплены за конкретным лесником, под руководством которого члены школьного лесничества осуществляют свою помощь лесу.

быть штаб-квартирой, обучающим центром и способствовать распространению природоохранной идеологии.
Для того чтобы каждый член школьного лесничества мог своевременно получить информацию о проделанной работе и планирующихся акциях, оборудуется доска объявлений. На стендах размещаются: схема участков леса, закреплённых за лесничеством, другие наиболее важные материалы. Это должны быть материалы о текущей работе лесничества, помогающие в практической работе.


— Чем именно занимаются юные лесники? Как помогают лесам?

Ребята вместе с наставниками участвуют в восстановлении лесов (выращивают посадочный материал на собственных пришкольных питомниках, помогают созданию лесных культур, собирают семена лесных и декоративных растений, ухаживают за посадками), организуют акции по лесоохранной, в том числе противопожарной пропаганде, помогают в обнаружении пожаров. К сожалению, не все граждане знают, куда нужно звонить и как действовать, если увидел дым над лесом, а вот наши юные лесники реагируют правильно.

Популярны массовые акции по посадке леса. На таких масштабных мероприятиях члены школьных лесничеств работают в качестве инструкторов, помогают участникам осваивать меч Колесова и соблюдать технологию посадки леса.

Естественно, школьники только учатся, и в этом им помогают специальные учебные пособия, консультации специалистов, собственный опыт.

— Какие самые необычные проекты реализовали школьные лесничества?

Подключившись к проекту, люди начинают замечать масштабы бедствий, которые могут произойти при поджогах травы.

Успех школьного лесничества во многом определяется наличием двух заинтересованных людей — педагога и специалиста лесного хозяйства. Если есть неравнодушные люди, готовые заниматься с ребятами на природе, заключение соглашений, составление планов работ, программы — это уже техническая задача.

Интерес школ в таких объединениях очень прост: школьное лесничество знакомит детей с разнообразием профессий и видов деятельности, связанных с природой (лесное хозяйство, заповедное дело, борьба с пожарами, взаимодействие с населением, лесная наука и т.д.). Конечно, далеко не все выпускники приходят в лесные вузы, но это не страшно. В конце концов, врачи, строители или адвокаты, имеющие представления о законах природы — это тоже позитивный результат.

Другой важный плюс — школьники осваивают навыки самостоятельных исследований, в том числе в природной среде: как не заблудиться в лесу, как безопасно развести костёр и потушить его, как приготовить обед в полевых условиях. Этому в школах сейчас не учат, а родителям часто некогда этим заниматься.

— С кем и как необходимо согласовать создание нового лесничества?

Так как школьные лесничества создаются на базе двух организаций (школы и лесного хозяйства), с их руководствами и нужно согласовать планы по созданию. Деятельность объединения может осуществляться и на основании трёхстороннего соглашения, где будут задействованы некоммерческие организации или бизнес-структуры.

— Как можно поддержать школьные лесничества? Нужны ли им волонтёры?

Думаю, школьные лесничества не откажутся от помощи. Нужно просто связаться с ближайшей такой группой, обсудить текущие проекты, программы, обговорить взаимодействие.

Интересные результаты получаются при взаимодействии школьных лесничеств со специалистами самых разных областей знаний. Почвоведы рассказывают о почвах, специалисты по беспилотникам знакомят детей с техникой, даже физики-ядерщики выступают перед ребятами. Такие занятия вызывают интерес, обращают внимание школьников на ту или иную предметную область. Не исключено, что за интересом последует и более глубокое погружение в тему.

Школьники с интересом включаются и в волонтёрские проекты, приглашают старших волонтёров к себе.

Прочитай. Строители возводят для ребят новые школы. Писатели пишут интересные книги. Художники создают новые картины. Крестьяне выращивают хлеб, овощи и фрукты.
Школьники помогают взрослым. Они организуют школьные лесничества и сажают деревья, работают на пришкольных участках, ухаживают за домашними животными.
Спиши. В каждом предложении подчеркни главные члены.
Найди существительные в винительном падеже. Выдели окончания. Продолжи текст двумя-тремя предложениями.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности и становление экологически грамотного человека.

школы с. Боровое Усманского района.

Природа будет ограждена от опасности

только в том случае, если человек хоть

немного полюбит её просто потому, что

на прекрасна, и потому,

что он не может жить без красоты.

Ибо и это - неотъемлемая часть

Концепция устойчивого развития, признанная мировым сообществом, предусматривает улучшение качества жизни людей при сохранении окружающей среды и максимально бережном использовании природных ресурсов.

Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире.

Площадь лесов Российской Федерации составляет 1,1 миллиарда гектаров.

Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений

направлена на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного,

неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей

общества в лесах и лесных ресурсах; устойчивое управление лесами,

сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

использование лесов с учетом их глобального экологического значения.

В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и

экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На

сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения

этих задач - движение школьных лесничеств. Движение школьных лесничеств

очень важно с воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает

многим школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и

полюбить, сформировать бережное отношение к лесу.

Кроме того, работники лесного хозяйства России в своей деятельности

большое внимание придают преемственности и передаче своего опыта

подрастающему поколению. Школьные лесничества являются одной из

эффективных форм получения подрастающим поколением профессиональных

знаний и опыта в области лесоводческой деятельности, а также трудового

воспитания молодого поколения.

Школьные лесничества призваны прививать у школьников любовь к

природе родного края, формировать трудовые умения и навыки в области

лесоводства и лесоразведения, охраны природы и рационального

природопользования, закреплять и углублять знания, осуществлять подготовку

к сознательному выбору профессии.

Программа по развитию школьного лесничества призвана координировать и

направлять развитие природоохранной, лесохозяйственной и научно-

исследовательской работы в сфере обучения и воспитания школьников.

Школьное лесничество — добровольное объединение школьников, как внеклассная

форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения

к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения,

биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и

навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов,

подготовки к сознательному выбору профессии.

Движение школьного лесничества это особая страница в истории нашей школы. Это особая форма участия юных лесоводов в мире исследования лесных тайн на практике – участия активного, действенного, с реальными трудовыми результатами.

В лесоводческой деятельности учащиеся получают первые профессиональные и организаторские навыки.

Работа в школьном лесничестве позволяет всем его участникам не только на практике применять полученные знания, но и она учит уважать сельский труд и ответственно относиться к своему делу, ценить советы наставников, преодолевать трудности и уверенно идти к поставленной цели.

Школьное лесничество является координирующим центром организации экологической работы в школе и среди жителей села.

Руководитель школьного лесничества учитель биологии Бельских Любовь Фёдоровна.

Специалист от лесного хозяйства: Аверин Михаил Николаевич, лесничий Первомайского лесничества Куликовского лесхоза.

Площадь закреплённого участка леса – 1 га.

Площадь закреплённого питомника – 0,3 га.

Основная деятельность направлена на:

- формирование экологической культуры, а также осознание своей значимости для улучшения качества жизни;

- изучение местных экологических проблем и содействие их решению;

- практическое улучшение состояния окружающей среды своего села;

- привлечение внимания и повышение уровня информированности общественности в природоохранной деятельности.

Задачи школьного лесничества:

- расширить и углубить знания о природоохранной деятельности;

- объединить усилия общественных организаций и населения по улучшению состояния окружающей среды с. Боровое;

- воспитать бережное отношение к объектам природы.

Основные направления работы:

Основные направления деятельности школьного лесничества разработаны на основе договора, заключаемого ежегодно с Первомайским лесничеством Куликовского лесхоза и с учётом предложений членов и Совета школьного лесничества:

опытничество по заданию Первомайского лесничества

охрана леса (патрулирование леса – противопожарное, во время весеннего сокодвижения и по охране первоцветов, рейды по охране хвойных насаждений в канун новогодних праздников);

- разъяснительная работа среди уч-ся и населения

уборка территории родника, санитарной зоны реки Боровица (2км);

Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений.

Деятельность школьного лесничества играет немало важную роль в профориентации учащихся. Роль лесничества на современном этапе состоит в обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.

Реализуя себя во всех направлениях работы школьного лесничества, учащиеся школы поступают в учебные заведения эколого-биологической направленности.

Четверо выпускников предыдущих лет обучения в настоящее время работают в Куликовском лесном хозяйстве (лесничие, лесники).

Школьное лесничество организовано на базе общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы с. Поддубровка Боровского филиала и Куликовского

Возраст членов школьного лесничества – 11 – 15 лет.

Школьники участвуют во всех видах деятельности,

связанных с охраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывают помощь

лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий,

лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной

направленности, ведут активную работу по экологическому образованию и

экологическому просвещению населения, учатся познавать и беречь

В новых социально–экономических условиях школьное лесничество играет важную роль

в профессиональной ориентации школьников, помогает им в выборе своей будущей

профессии, становится базовой основой дальнейшего профессионального

самоопределения школьников, так как с раннего возраста они постигают азы лесоводства:

сажают лес, выращивают его, ухаживают и защищают, занимаются практической,

опытнической и научно-исследовательской работами, получая глубокие знания о лесе.

Основные цели Программы

- координация деятельности школьного лесничества;

- развитие движения школьного лесничества, качественное преобразование

- пропаганда школьного лесничества, как формы эколого-лесоводственного

воспитания подрастающего поколения, как средства ранней профессиональной

- определение перечня основных мероприятий, направленных на развитие движения

Гармония в природе является священной.

Поэтому, воспитательно-образовательный процесс школы связан с такими общечеловеческими ценностями, как бережное отношение к природному достоянию своей родной земли. Материально-природная среда обладает особым своеобразием, воплощающим в себе главную древнюю традицию – жить и творить в гармонии с природой.

Природа выступает как источник доброты, красоты, любви и уважения ко всему окружающему на земле.

В нашей школе и селе сформировалось устойчивое мнение о необходимости функционального и эффективного движения юных лесоводов.

При создании программы и методических материалов использовались традиционные методики, авторские разработки, а также опыт и ценные рекомендации специалистов в различных областях знаний.

Программа школьного лесничества проводится с целью воспитания бережного отношения учащихся к природе, ко всему живому на Земле.

Решается главная педагогическая задача – экологическое воспитание школьников, подготовка к сознательному выбору профессии.

В результате работы по данной программе учащиеся нашей школы должны научиться определять растительные элементы леса, хвойные и лиственные породы по морфологическим признакам, проводить отчистку леса от валежника и захламленностей, соблюдать безопасность труда при работе, развешивать скворечники и кормушки, определять вредителей и болезни леса, научиться осуществлять посадку саженцев и высеивать семена в лесопитомник, проводить опыты по заданию лесного хозяйства, соблюдать правила и технику безопасности при противопожарном патрулировании леса.

Задачи работы школьного лесничества:

1.Ознакомить с комплексом по уходу и восстановлению леса.

2.Формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований.

3.Показать учащимся важность научных принципов пользования лесными ресурсами.

4.Воспитывать у учащихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности.

Пропаганда идей охраны природы:

· сотрудничество со специалистами лесного хозяйства: практическая природоохранная работа, проведение встреч, детских творческих конкурсов, викторин, конференций;

· составление и издание буклетов, листовок информационно-просветительского характера;

· обустройство мест отдыха для посетителей леса, развешивание листовок по правилам поведения в лесу;

· раздача агитационного материала охотникам, рыболовам, любителям сбора грибов, ягод, лекарственных трав;

· проведение экологических субботников при взаимодействии с жителями и администрацией села;

· организация и проведение утренников, тематических вечеров экологического характера;

· проведение бесед на природоохранную тематику;

· создание информационных щитов, аншлагов, содержащих материалы, характеризующие растительный и животный мир, другие природные объекты, основные факторы антропогенного воздействия и иные сведения природоохранного характера (совместно со специалистами Первомайского лесничества Куликовского лесхоза);

- Очистка и благоустройство родника, памятника природы озеро Могилище, мест отдыха в лесной зоне;

- уход и досадка древесных пород на закреплённом участке леса;

- ликвидация несанкционированных сельских мусорных свалок;

- выращивание посадочного материала для посадки молодого леса и озеленения территории школы и села;

- подкормка зимующих птиц;

- бурение лунок на реке Боровица в зимнее время;

- развешивание скворечников и кормушек для птиц;

- учёт лекарственных трав своей местности.

Основные формы эколого-просветительской деятельности.

· Проведение экскурсионной и лекционной работы с учащимися школы;

· сотрудничество со специалистами лесного хозяйства: практическая природоохранная работа, проведение встреч, детских творческих конкурсов, викторин, конференций;

· составление и издание буклетов, листовок информационно-просветительского характера;

· обустройство мест отдыха для посетителей леса, развешивание листовок по правилам поведения в лесу;

· раздача агитационного материала охотникам, рыболовам, любителям сбора грибов, ягод, лекарственных трав;

· проведение экологических субботников при взаимодействии с жителями и администрацией села;

· организация и проведение утренников, тематических вечеров экологического характера;

· проведение бесед на природоохранную тематику;

· прохождение летней практики школьниками в лесном хозяйстве;

· создание информационных щитов, аншлагов, содержащих материалы, характеризующие растительный и животный мир, другие природные объекты, основные факторы антропогенного воздействия и иные сведения природоохранного характера (совместно со специалистами Первомайского лесничества Куликовского лесхоза).

Коллектив школьного лесничества наряду с практической помощью в проведении лесохозяйственных мероприятий принимают активное участие в акциях, конкурсах, конференциях природоохранной направленности.

За время работы школьного лесничества у нас сформировались свои праздники, традиции и мероприятия.

День Воды – 22 марта.

Международный день птиц – 1 апреля.

Всемирный День здоровья – 7 апреля.

день экологических знаний – 15 апреля.

Всемирный День Земли – 22 апреля.

Международный Марш парков – последняя неделя апреля.

Международный день защиты детей – 1 июня.

День эколога России и Всемирный день окружающей среды – 5 июня.

День леса – третье воскресенье сентября.

Материал подготовила руководитель школьного лесничества: Л.Ф. Бельских.

Похожие документы:

Реализуя Программу развития движения школьных лесничеств Федерального агентства лесного хозяйства (далее Программа), в Учебно методическом центре создана Общ

Читайте также: