Скрещивание деревьев в исламе

Обновлено: 18.09.2024

Я родился и вырос в городе, где было очень мало деревьев, а те, что и были, находились в тени небоскребов.

Я посвящаю эту статью жене и детям. Вместе с ними мы решились на одно важное начинание, перевернувшее нашу жизнь, и теперь живем в окружении прекрасных деревьев, таких высоких, что не видно вершин. И я задумался о том, почему деревья так важны, и что ислам говорит о деревьях в позитивном ключе. А также о том, что в раю будет прекрасная природа и невообразимой красоты деревья.

Таким образом, Он поставил деревья на один уровень с благородными созданиями. Человек часто не замечает деревья и растения в целом, потому что они, казалось бы, не делают ничего, что могло бы привлечь наше внимание и тем более вызвать чувство благодарности.

Защита деревьев и природы в целом – одна из прекрасных концепций ислама. Тем не менее, ею часто пренебрегают. Хотелось бы, чтобы эта статья изменила отношение верующих к миру растений.

Земля – это творение Аллаха, и наш долг – беречь ее, этому учит Коран и сунна Пророка (мир ему и благословение).

Также Коран рассказывает о первом человеке и запретном дереве. Аллах (хвала Ему) разрешил Адаму (мир ему) и его жене подходить к каждому дереву и вкушать его плоды, за исключением этого дерева. Аллах огласил Свой запрет перед тем, как поселил их в Раю, Он сказал:

Однако они поддались на уговоры шайтана. Первый обман человека шайтаном связан с деревом. Субханаллах, дерево действительно играет заметную роль в нашей истории.

Аллах не только упоминает различные виды деревьев от пальмы до оливы, но использует образ дерева для описания благих речей. Он говорит:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прибегнул к похожей метафоре, характеризуя верующих и неверующих.

Ему вторит Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

В исламе дерево ассоциируется со всем благим и полезным, что есть в этом мире и вечной жизни. В раю огромное дерево даже дает одежду для тех, кто сподобился туда попасть. Пророк, мир ему, сказал:

Аналогично, нашу одежду традиционно всегда изготавливали из волокон растений: льна, хлопка и пр.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда имел особое отношение к природе, в том числе, к деревьям. В Коране Аллах упоминает о дереве, под которым Пророк принимал от сподвижников клятву о верности до смерти. Это произошло в Худайбие, когда Посланник Аллаха узнал о предательстве мушриков:

Также есть хадис о дереве, которое привыкло слушать проповеди Пророка.

Деревья – наш ключ от рая. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

Пророк завещал нам сеять, а мы, наоборот, уничтожаем. Какие же мы после этого последователи Пророка? Во времена, когда многие вещи превращаются в нечто абстрактное и неопределенное, мы имеем четкие указания Пророка о том, как относиться к окружающей природе. Одно из них:

Соблюдая это ясное наставление, мы получаем шанс на то, чтобы изменить состояние природы в лучшую сторону.

Деревья даже являются средством вознаграждения в раю, об этом тоже говорил Пророк (мир ему и благословение). Передается от Джабира (да будет доволен им Аллах) о том, что Посланник Аллаха сказал:

Разве вы не хотите внести свою лепту в райскую красоту?

Ученые тоже доказали, что деревья приносят человеку огромную пользу. Поэтому стоит хотя бы раз в год сажать дерево, а лучше регулярно принимать участие в подобных акциях всей семьей. Деревья являются частью многих экосистем и играют жизненно важную роль в обеспечении их стабильности. Образ дерева и его корней используется во многих пословицах и крылатых выражениях как символ силы. И дерево, действительно, не только дает тень и пропитание множеству живых существ, но своими корнями обеспечивает укрепление грунта.

Как родитель, я стараюсь обращать внимание детей на полезные свойства и красоту деревьев, чтобы они выросли людьми, уважающими живую природу и, в частности, растения.


Из этих аятов можно узнать, что растительный мир является пропитанием для людей, за что люди должны относиться к нему с почтением и благодарить Аллаха за Его дар. Благодарность человечества должна проявляться в постоянном восхвалении Всевышнего за дарованные блага и в использовании ниспосланного пропитания в соответствии с волей Того, Кто дал эти блага. Чтобы быть удостоенным благоволения Аллаха, человек должен правильно относиться к растительному миру, в противном случае это приведет к гневу Аллаха и к мучениям человека. Об этом также говорится во множестве аятов.

Иначе говоря, только Аллах, и никто другой, сделал землю для человека колыбелью, низвел с неба воду и этой водой взрастил разные растения. Значит, все это даровано, сотворено Аллахом для пользы людей. Поэтому человек не должен забывать об этой милости. Все это – величайшие дары Аллаха, безвозмездно отданные человеку, от которого требуется всего лишь благодарность и бережливое отношение. Если человек злоупотребляет этими благами, он не сможет стать наместником Аллаха на земле.

Смысл данного хадиса заключается в том, что вознаграждение посадившему саженцы или засеявшему урожай будет идти до тех пор, пока кто-то питается этим урожаем.

Имам Байхаки приводит хадис, переданный от Анаса радияллаху анху, где Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил:

Как видно, в этом хадисе деяния, непосредственно связанные с охраной природы, такие, как рытье каналов и колодцев, выращивание пальм, приравнены к таким великим богоугодным деяниям, как распространение знаний, строительство мечети и оставление в наследство Куръана. Это не что иное, как величайшее милосердие Аллаха к Своим рабам!

Аллах обещал человеку, совершившему бого­угодные дела при жизни, воздаяния, а теперь обещает за это такие же блага и после смерти. Ислам призывает людей заниматься земледелием не только ради того, что это приносит им пользу, но и из-за того, чтобы делать во благо других, даже если человек сам не сможет получать выгоду от этого.

В Куръане особо подчеркивается, что Аллах сделал воду основным элементом жизни на земле. Действительно, нельзя даже представить жизнь на земле без воды. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

Другой аят гласит:

Из этого можно сделать вывод, что вода является основой и составом всего живого мира. Это подтверждено современными научными испытаниями. Как утверждают ученые, вода является основным компонентом человеческого тела. Вода составляет 76% человеческого организма. Она также является основным составляющим элементом всех остальных живых существ. Растительный мир также нельзя представить без воды. Для производства одного килограмма сахара требуется тысяча литров пресной воды, для выращивания одного килограмма пшеницы расходуется 1500 литров воды. Такая же картина наблюдается и в промышленности. Например, для производства одного килограмма стали необходимо 400 литров воды.

В хадисе, приведенном имамом Бухари и имамом Муслимом, передается от Анаса радияллаху анху:

Имам Ахмад передает от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху:

Как известно, гусл – большое омовение, а вуду (тохарат) – малое омовение являются обязательными условиями поклонения для мусульман. Если в обязательных видах поклонения запрещается расточительство, то в других делах, не связанных с поклонением, тем более запрещено.

Да направит всех нас Всевышний Аллах на истинный путь во всех деяниях, в том числе в охране окружающей среды!

[1] Соъ – мера объема, о которой часто упоминается в хадисах. Канонический соъ равен четырем муддам или же 4,212 литра.

[2] Мудд – мера объема. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В хадисах речь идет о канонических муддах периода возникновения Ислама, объем которых составлял от 1,053 до 1,055 литра.

Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садқк Мухаммад Юсуф.

1019 (2320). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Глава 5. О достоинстве христианском

Глава 5. О достоинстве христианском Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (1 Петр. 2:9) § 493. Как Христос, Сын Божий, во днях (явления во) плоти Своей и смирения умален

ДРУГИЕ УРОКИ ИЗ СЕЯНИЯ СЕМЕНИ

ДРУГИЕ УРОКИ ИЗ СЕЯНИЯ СЕМЕНИ Из работы сеяния семени и возрастания растения из семени могут быть почерпнуты драгоценные уроки для семьи и школы. Пусть дети и юношество научатся распознавать в естественных вещах работу Бога, и они будут в состоянии приобрести через веру

Глава 174 ЗАКОНЫ ЗА ПРЕЩЕННЫХ ПРИВИВОК ДЕРЕВЬЕВ (КИЛАИМ ДЕРЕВЬЕВ)

Глава Х ПЕРЕЖИТКИ КУЛЬТА ДЕРЕВЬЕВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ

Глава Х ПЕРЕЖИТКИ КУЛЬТА ДЕРЕВЬЕВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ Вышеприведенного перечня благотворных свойств, приписываемых духам деревьев, достаточно, чтобы понять, почему на народных праздниках европейских крестьян такие обычаи, как посадка Майского дерева, имели столь

Глава 10 Спасение деревьев Йамала-арджуна.

Глава 10 Спасение деревьев Йамала-арджуна. Эта глава описывает как Кришна сломал два дерева арджуна, из которых появились Налакувара и Манигрива, сыновья Kуверы.Налакувара и Манигрива были великими преданными Господа Шивы, но из-за материального богатства они стали

Глава 84: О достоинстве омовения.

Глава 84: О достоинстве омовения. 110 (136). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гурран

Глава 351: О достоинстве земного поклона.

Глава 848: О достоинстве поения водой.

Глава 848: О достоинстве поения водой. 1038 (2363). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как-то раз одного человека, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Он

Глава 888: О достоинстве освобождения рабов.

Глава 888: О достоинстве освобождения рабов. 1083 (2517). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах спасёт от огня любого человека[1734], который отпустит на свободу попавшего в рабство мусульманина,

Глава 899: О достоинстве дарения.

Глава 899: О достоинстве дарения. 1095 (2566). Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, cказал: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт

Глава 964: О достоинстве того, кто занимается разведкой.

Глава 1386: О достоинстве страдающих эпилепсией.

Во время сеяния или жатвы хлебов, а также о покровительстве посевам и плодородии

Молитва на освящение семян при начале сеяния

Молитва на освящение семян при начале сеяния Господи Боже наш, от пречистый и пребогатый длани Твоея, предлежащее пред очима Твоима семен подаяние принесохом, Владыко, и сему Тебе вручитися молимся: не бо смеяхом в бездушных земли недрех заключите сия, аще не воззрим на

Глава Х ПЕРЕЖИТКИ КУЛЬТА ДЕРЕВЬЕВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ

Глава Х ПЕРЕЖИТКИ КУЛЬТА ДЕРЕВЬЕВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ Вышеприведенного перечня благотворных свойств, приписываемых духам деревьев, достаточно, чтобы понять, почему на народных праздниках европейских крестьян такие обычаи, как посадка Майского дерева, имели столь

Глава 13 О безмерном достоинстве земных страданий

Глава 13 О безмерном достоинстве земных страданий Любезный Господи, скажи мне, что за страдания подразумеваешь Ты, столь необходимые для внутренней жизни и столь благие? Сердечно молю Тебя рассказать мне об этом как можно более, дабы, когда ниспошлешь Ты мне страдания,

Деревья, упоминаемые в Кур

Это прекрасное дерево, которому Всевышний Аллах уподобляет символ единобожия, утвердившемуся в искреннем сердце, плодами его являются благие деяния, укрепляющие веру. Всевышний Аллах сказал: "Не видишь ли ты как приводит Аллах пример: слово благое (символ веры) подобно древу благому, ствол его прочен и ветви его в Небе" (Сура "Ибрахим", 24 аят).
В изречениях Пророка именно пальма уподобляется верующему в пользе, благодати и стойкости. Приводится от Ибн Умара (да будет доволен им Всевышний Аллах) хадис Пророка (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует): "Воистину, есть древо из деревьев, листья которого не опадают, и оно подобно мусульманину, скажите мне, что это за дерево?". Люди начали называть деревья, растущие в пустыне. Абдулла сказал: "Запало мне в душу, что это пальма, но я постеснялся сказать". Затем люди попросили: "Скажи нам, что это за дерево о, Посланник Аллаха?". Он ответил: "Это пальма" (Аль-Бухари, 61 хадис).

2. Оливковое дерево.

3. Дерево, которое вырастил Аллах для Юнуса (мир ему).

Муфассиры (толкователи Корана) сказали: "Яктын - это тыква". Некоторые из них упоминают в своих трудах пользу тыквы: она быстро поспевает, к ней не подлетают мухи, имеет большое количество витаминов, её можно есть в сыром и варёном виде. Достоверно приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) любил тыкву (Из тафсира Ибн Касира).
Приводит Хишам бин Урва от своего отца, а тот от Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах): "Сказал мне Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует): "О, Аиша! Когда вы готовите что-то в котле, кладите в него больше тыквы, ибо она укрепляет сердце горюющего" (Приводит Ас-Субки).

4. Огромное дерево на Небе.

От Самуры бин Джундаба приводятся слова Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует): ". и отправились мы, пока не дошли до зелёного сада, где было огромное дерево, у ствола его сидел старец и дети, а рядом с деревом был мужчина перед ним был огонь, который он разжигал. Они стали поднимать меня по дереву и завели меня в жилище, никогда прежде я не видел ничего прекраснее его, в нём были старцы, юноши, женщины и дети. Затем они вывели меня и поднимали меня по дереву, и завели меня в жилище, которое было красивее и прекраснее прежнего, в нём были старцы и юноши. Я сказал: "Вы водили меня в эту ночь, так сообщите мне о том, что я видел". Они сказали: "Да, старец у ствола дерева, это Ибрахим (мир ему) и дети вокруг него - это потомство людей" (Аль-Бухари, 1303 хадис).

5. Лотос крайнего предела.

Имам Ан-Навави сказал: "Назван он Лотосом крайнего предела, потому что там заканчивается мир ангелов, и никто не смог пройти его, кроме Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует)".

Приводится в хадисе Ибн Мас'уда в сборнике хадисов "Сахих" имама Муслима: "До него доходит всё, что поднимается с Земли и остаётся там, и к нему нисходит всё, что опускается и остаётся там".

Это дерево, на котором заканчивается знание каждого посланника Божьего и ангела приближенного, то, что есть за ним не ведомо никому, кроме Аллаха или кого Он оповестил. Сказано, что это предел, до которого доходят души мучеников.

Читайте также: