Технология тиснения по дереву

Обновлено: 18.09.2024

Декоративных способов обработки древесины великое множество: разные виды резьбы, интарсия , маркетри , инкрустация , пирография . Сегодня мы хотим поговорить с вами о еще одном интересном варианте - тиснении.

Существует два способа тиснения: холодный и горячий.

Холодный способ напоминает укебори, всплывающую резьбу . Клише с нужным рисунком вдавливается прессом в поверхность древесины на заданную глубину, обычно не превышающую 2,5 мм. После чего, поверхность фрезеруется до ровного, и смачивается водой. Вдавленные волокна восстанавливаются и получается барельеф. Этот способ требует последующей шлифовки и хорошо подходит для единичного элемента, например, филенки. Для этого способа требуются лиственные породы древесины: липа, ольха, бук и др.

Горячий способ попроще и подходит уже для погонажных изделий. Кстати, первое упоминание о нем, как промышленном способе, относится ко второй половине XIX века. Заготовка проходит через горячий тиснильный вал, рисунок на котором с силой вдавливается в заготовку.

Температура в тиснильном станке начинается от 150 градусов и доходит до 350. Соответственно, древесина меняет свой цвет от незначительного потемнения до черноты.

От размера прокатного ролика зависит и сложность рисунка. В принципе, благодаря нагреву, дерево становится более пластичным и риски порвать волокна снижаются. Этот способ считается более стабильным, быстрым, не требующим шлифовки, более того, могут идти в ход недорогие хвойные породы. Приписывают горячему методу еще и пожизненную гарантию от грибков и гниения за счет прокаливания.

Независимо от способа тиснения, есть требования к самому рисунку на клише - он не может иметь четких граней и совсем уж тонких линий, способных перерезать волокна.

На сегодняшний день, наибольшее распространение получило тиснение бересты.

Конечно, такая обработка - не для каждой мастерской. Хотя. Может, есть умельцы, применяющие эту технику и без станков?

Как вам вообще технология, встречали раньше? Мастера, поделитесь опытом, какие подводные камни могут ждать желающих освоить? А тех, кто приобретет такие изделия?

Мария и Татьяна, VZBRELO ( вк , фб , инстаграм )

Резьба по дереву является сильным приемом декорирования мебели и др. деревянных изделий. Однако, - она весьма трудоемка. Существует довольно известный метод, позволяющий в определенной степени имитировать резьбу и механизировать процесс - это технология горячего тиснения древесины, т.е. прессование или термическое формование древесины.

Натуральная древесина состоит из природных полимеров. Поэтому она, под действием влаги и температуры, становится значительно пластичнее. На использовании этого свойства, например, основано классическое гнутье пропаренной древесины.

Горячее тиснение древесины можно использовать для получения объемных декоративных изображений как на плоских, так и на фасонных поверхностях деревянных деталей мебели и др. изделий.

тиснение древесины


Первые опыты в тиснении древесины зафиксированы около 1870 г. в США ( Hartford Ornamental Woodwork Company). Но нельзя сказать, что технология горячего тиснения древесины распространена повсеместно: тиснение применяется только на отдельных зарубежных и отечественных мебельных предприятиях.

Мебельшики мало знают о тиснении и, как правило, - по наслышке. В некоторых других отраслях тиснение используется очень широко. Тиснение является основным способом декорирования натуральных и искусственных кож, линолеума, бумажных и полимерных обоев, багета. В переработке пластмасс тиснение применяется при производстве сайдингов, пластиковых панелей, плинтусов и др. пластмассового погонажа.

Помимо копирования резных рисунков, тиснение позволяет имитировать другие материалы. Например, на недорогую лиственную или хвойную древесину тиснением может быть нанесена более пористая и выразительная текстура дуба или ясеня.

Тиснением можно имитировать плетеные и т.п. материалы (ротанг, камыш, соломку).

тиснение древесины


Горячее тиснение может осуществляться не только по массивной древесине, но и по шпону, фанере и твердым древесно-волокнистым плитам. Хорошие результаты получаются при тиснении плит типа MDF, а также термопластичных древесно-полимерных композитов.

Тиснение плоских изделий (дверки, филенки и тп.) осуществляется в прессе при помощи рельефного пуансона. Тиснение панелей возможно и в тиснильных машин проходного вальцового типа.

Разогретый ролик с усилием прокатывается по поверхности изделия и оставляет на ней соответствующий рельеф.

тиснение древесины


В некоторых случаях операция тиснения может быть сопряжена со склеиванием ( листов шпона, бумажных пленок и т.п.) и просечкой. Например в изготовлении сидений для стульев.

При температуре более 150оС тиснение может сопровождаться некоторым изменением цвета древесины. При температурах более 200 градусов изменение окраски древесины становится интенсивным, вплоть до получения черного цвета. Легкое поверхностное горячее декоративное тиснение называется пиротипией.

Как и для резьбы, эффектность тиснения, как декоративного приема, в необходимых случаях может быть подчеркнута отделкой ( подкрашивание, полупрозрачные лаки, золочение, металлизация и т.д.).

Не все что вырезано рецом может быть точно воспроизведено тиснением. Эта технология имеет свои ограничения по глубине рисунка, радиусам и т.д. Разные породы древесины в разной степени удобны для прессования. Не годятся для этого приема материалы, склонные к растрескиванию, например, - древесно-стружечные плиты, низкокачественная фанера, а также сучковатые и трещиноватые породы древесины.

Следует иметь ввиду, что тиснение относится к сильным декоративным приемам. Поэтому использование тисненых элементов в конкретном изделии требует хорошего вкуса и тщательной дизайнерской проработки как рисунка, так и изделия в целом. Не всегда нужно копировать старые художественные образцы и приемы: в тиснении следует искать и новые образные решения.


Декоративное тиснение

Этот метод существует уже давно, современные технологии позволили существенно расширить возможности и виды декорируемых материалов. Если в прошлом метод тиснения использовался только для натуральной древесины, то теперь его широко применяют и для деталей мебели из фанеры. Кстати, декоративное тиснение можно применяется не только в производстве мебели, но и для архитектурных элементов из листовой фанеры, сувениров, полочек и различных штучных изделий.

Изображение можно получать как на плоских поверхностях, так и фасонных изделиях. В отличие от тиснения по дереву, для фанеры существенно ограничивается высота объемных поверхностей. Она определяется толщиной верхнего лицевого шпона фанеры, в среднем объемные элементы не превышают в высоту 2÷3 миллиметров. Первые промышленные образцы такой продукции появились в 30-40-х годах двадцатого столетия, но эту технологию не часто используют сегодняшние производители. Дело в том, что технология довольно сложная и оказывает заметное влияние на себестоимость готовой продукции.

При помощи теснения можно не только создавать на поверхности фанеры рисунки и орнаменты, а и имитировать текстуру различных пород деревьев, создавать на поверхности имитацию плетеных материалов (соломку, ротанг, камыш и т. д.). Тиснение может делаться отдельно по шпону, а потом декоративный шпон приклеивается на поверхность фанера или другого материала, служащего основой. Таким способом изготавливаются декоративные художественные филенки, дверки, лицевые поверхности элитной мебели.

рисунок плетеные материалы

Технология тиснения

Теснение может быть горячим или холодным, каждый вид имеет свои особенности и позволяет получить различные типы рисунков. Кроме того, тиснение может выполняться пуансонами в прессах высокого давления (для больших плоских поверхностей заготовок) и тиснильными машинами вальцового проходного типа (для длинных нешироких реек). Фасонный ролик с большим усилием прижимается к заготовке, фанера должна иметь увеличенную влажность, ролик подогревается электрическими спиралями. Частота повторений рисунка зависит от диаметра ролика, чем он больше, тем натуральнее выглядит тисненый рисунок. Есть технологии, которые одновременно с тиснением декоративного шпона производят и его склеивание к основной фанере или другой основной поверхности.

плоское клише

При нагревании рабочих элементов свыше +150°С немного изменяется цвет древесины, что придает изделию более привлекательный внешний вид. Если температуру повысить до +200°С, то цвет шпона может меняться в более широких пределах, вплоть до темно-коричневого. Легкое изменение цвета называется пиротопией. Какие технологические характеристики процесса тиснения?

график процесса тиснения

  • Влажность материала повышается, конкретное значение относительной влажности зависит от породы и толщины лицевого шпона и рельефности узора.
  • Плотность древесины в результате прессования повышается до 1,3 кг/см3, за счет этого повышается ее прочность.
  • Прессовать вдоль волокон всегда намного труднее, чем делать это поперек. Эту особенность нужно учитывать при выборе конкретного узора или орнамента и направления распиловки листовой фанеры на длинные полоски для прессования машинами проходного вальцового типа.
  • Повышение влажности и нагрев волокон необходимы для увеличения их пластичности. Оборудование в постоянном режиме выполняет контроль показателей температуры и влажности заготовок.
  • После обработки готовая деталь должна выдерживаться в сушильных помещениях для доведения показателей относительной влажности до требуемых значений. Сушка выполняется при постоянном контроле показателей микроклимата в сушильных камерах, процесс потери влаги в сравнении с обыкновенной сушкой существенно замедляется. В противном случае существенно возрастают риски появления трещин и отслоений.

фасонный ролик

Некоторые способы дополнительного украшения тисненых элементов

Как и для ручной резьбы, в некоторых случаях применяется дополнительное декорирование тисненых рисунков и орнаментов. В этих целях используется отделка золочением, металлизация, используются полупрозрачные лаки или в некоторых местах орнамент подкрашивается. Тисненые детали, конечно, не могут сравниться по художественной ценности с резными ручными украшениями, но для массового производства изделий такой способ вполне оправдан.

горячее тиснение шпона

Недостатки декоративного тиснения фанеры

К сожалению, и без них никак нельзя обойтись. Недостатков не очень много, но о них нужно знать.


Иногда у вас может возникнуть потребность в нанесении текстурного орнамента на деревянные детали ваших изделий. Да, безусловно, есть специальное оборудование и приспособления для тиснения древесины. Однако, такие станки есть далеко не у каждого. И это вовсе не значит, что вы не должны декорировать ваши работы. Оглядитесь вокруг! Прямо сейчас на вашем верстаке есть все для нанесения красивых текстурных рисунков.

1. Добойник для гвоздей

Подойдет для работы с большинством пород древесины. Нанесение текстуры занимает много времени на больших площадях.

Если ваш добойник много повидал на своем веку, то следует немного подновить его рабочую часть. Для этого слегка подшлифуйте его наконечник, придайте ему более гладкую и округлую форму. Установите кончик на поверхность детали и наносите легкие удары киянкой или молотком. Сила удара влияет на глубину текстуры. Имейте в виду, на заготовке могут появиться сколы. В этом случае следует уменьшить силу удара или увеличить расстояние между углублениями. После окончания текстурирования мы сможете отшлифовать поверхность при необходимости.

Текстура получается ровная и легкая. Расстояние между углублениями может быть равномерным или случайным.


2. Полукруглая стамеска

До тех пор пока ваша стамеска остра, этот метод можно применять для текстурирования большинства пород древесины, особенно вязких. Способ подойдет для отделки больших поверхностей.

Лучше резать поперек волокон, впрочем, если не торопиться, то можно производить обработку вдоль волокон древесины. Глубокая текстура, возможно, потребует нескольких проходов. Держите стамеску двумя руками, что бы максимально контролировать процесс. Перед началом работы потренируйтесь на обрезках материала.

Результат выглядит потрясающе. Эффект усилится от чередования глубины реза канавок.


3. Кернер

Метод схож с применением добойника для гвоздей.


4. Зубило

Способ идеально подходит для нанесения рисунка по краям заготовки. А так же для текстурирования больших поверхностей.

Техника исполнения схожа с текстурирование при помощи добойника и кернера за исключением того, что лучший результат достигается при нанесении рисунка вдоль волокон древесины. Если делать насечки поперек волокон, то есть большая вероятность появления сколов и некрасивых вмятин. Однако если угол заточки сделать чуть больше, то можно работать и перпендикулярно направлению волокон.

На поверхности детали остаются узкие, но длинные треугольные насечки.


5. Болт или саморез

Подойдет для декорирования кромок изделий, так как шляпка болта или самореза не даст нанести рисунок там, где вам вздумается.


6. Ручной фрезер


7. Прямая стамеска


8. Бор машинка


9. Закругленная шляпка гвоздя или болта


10. Выжигатель


11. Напильник

Не забудьте что напильники бывают разных форм: овальные, круглые, прямоугольные, треугольные, ромбовидные. И их еще можно комбинировать в рамках одного орнамента.


12. Угловая шлифовальная машинка



Я уверен, подобных способов нанесения текстуры можно придумать огромное количество. Главное подключить свое воображение и смекалку.

Читайте также: