Уход за украшениями из дерева

Обновлено: 15.09.2024

In Записки мастера, Статьи, on 07 января, 2017 - 20:01

История создания изделий из дерева подобна кораблю, уходящему в тысячелетия. Благодаря нашему руководству по типам древесины вы поможете деревянным вещам продлить их жизнь.

При создании нашей мебели используются различные типы древесины: от дуба, ореха и ясеня до вишни. Мебель из массива дерева отлично смотрится в любом пространстве, в частности в столовой, где стол играет роль сердца вашего дома. Стол может быть классическим или современным, большим или маленьким, при правильном уходе он может стать семейной реликвией и прослужит вашему семейству долгие годы.

Типы древесины:

ДУБ

Новая, недавно произведенная мебель из массива дуба обычно имеет довольно светлый цвет с лёгкой желтизной. Однако, каждое изделие может существенно менять цвет от одного куска к другому, как и любой натуральный продукт. У всех образцов продукции есть примеры по типу обработки и древесины, но и это не гарантирует точное соответствие цвета.

Со временем солнечный цвет заставит древесину темнеть и созревать на протяжении всей своей жизни. Кожные масла ускорят этот процесс в местах, к которым часто прикасаются люди, таким как ручки, края столов, спинки стульев. Всё это придаст более темный оттенок в сравнении с другими частями мебели.

Так же в мебели из массива дуба на ранее гладких поверхностях могут проявиться грубые древесные поры. Обычно это происходит в условиях повышенной влажности или местах пролива воды. Впитавшаяся в древесину влага заставляет поры разбухать.

ГРЕЦКИЙ ОРЕХ

По сравнению с дубом, грецкий орех более темный, особенно темны американские сорта грецкого ореха. Под длительным воздействием солнечного света грецкий орех может светлеть, до светло-коричневого цвета, возможно, со слегка красным оттенком. Во всем остальном грецкий орех ведет себя таким же образом, как дуб.

Грецкий орех имеет неповторимую текстуру

Стол из слэба ( элемента естественной формы) грецкого ореха

ЯСЕНЬ

Ясень практически во всех отношениях идентичен дуб. Основное отличие заключается в том, что у ясеня более узкие поры. Как и дуб, ясень с течением времени будет темнеть.

ВИШНЯ

Древесина вишни обычно очень бледна и напоминает своим внешним видом молодой ясень или дуб. Со временем лучи солнечного цвета заставляют вишню темнеть и краснеть.

Старайтесь избегать размещения предметов из вишни в фиксированном положении относительно солнечных лучей (одна сторона на солнце, другая в тени). Это приведет к тому, что область изделия, не контактирующая с солнечными лучами, останется светлее, чем остальные части.

ВЯЗ

Текстура серого вяза насыщена множеством пор, что делает его древесину не похожей ни на какую другую. Особенно часто вяз используют для изготовления широких поверхностей, таких как столешницы и сиденья.

Вяз обычно стараются не лакировать, и он естественно темнеет с течением времени.

МОРЕНОЕ ДЕРЕВО

Некоторые коллекции мебели включают в себя окрашенные версии древесины описанной выше. Как правило это ясень или дуб. Окрашивание позволяет более надежно защитить древесину от проливов на нее воды.

Так же окрашивание позволяет сравнять по цвету древесину из различных партий, однако это не означает однозначного выравнивания оттенков разных деталей изделия, и некоторые отличия все же остаются.

Общий уход:

Отделка

Если не указано иного, деревянная мебель на финише обрабатывается прозрачным матовым лаком. Это обеспечивает легкий уход за покрытием, долговечность изделия и не ставит под угрозу естественную красоту древесины.

Уход

Твердые породы дерева могут расширяться и сжиматься от температурных изменений и перепадов влажности. Будьте внимательны: не стоит ставить мебель рядом с радиаторами отопления или в любом другом месте с вероятностью чрезмерных перепадов температуры или влажности воздуха.

Рекомендуем не размещать кухонные принадлежности и напитки непосредственно на столешнице. Правильно будет подкладывать под них коврик или салфетку, а любые разлитые на поверхность изделия жидкости немедленно вытирать.

Уборка

Уборку поверхности изделия следует производить влажной тканью. Уборку перед шлифовкой – сухой тканью. В случае сильного загрязнения используйте раствор мягкого моющего средства, нанесенный на ткань. Не следует применять к древесине полироли на основе силикона, так как они могут оставить липкие следы на поверхности.

Тепло

Никогда не ставьте горячие предметы на стол без использования специальных подставок! Тепло будет вытягивать влагу из древесины, оставляя изъяны на поверхности изделия.

Применение масла:

Виды масел для дерева

Для обработки изделий из дерева используют различные масла, натуральные воски и смеси масла с воском.

Масла используются минеральные и растительные.

Предметы из дерева необходимо регулярно покрывать маслами или воском.

Минеральные масла – бесцветные, прозрачные, маслянистые жидкости без запаха и вкуса, представляющие собой смесь насыщенных углеводородов. Они предназначенные для косметики и бытовых нужд, в отличие от технических, подвергаются многоступенчатой очистке.

Из растительных масел для покрытия дерева применяются:

Отделка

Масло наносится вручную. Предварительная отделка маслом подчеркивает натуральность древесины, открытые поры, а так же придает ей уютный матовый цвет.
Все наши изделия обрабатываются экологически чистыми природными маслами.

Уход

Не смотря на то что мебель предварительно уже обработана маслом, мы рекомендуем наносить дополнительно два слоя в течение 48 часов после доставки вам изделия. Так же советуем обрабатывать поверхность регулярно используемых предметов (стола, стула, тумбы) маслом каждые шесть месяцев или год. Будьте умеренны и не обрабатывайте изделия чрезмерно.

Пожалуйста, обратите внимание на то, что мебель полностью изготавливается из массива дерева, и это всегда следует помнить. Она не должна подвергаться воздействию высоких температур или влажности. Не стоит ставить мебель в непосредственной близости от нагревательных элементов, в случае пролива жидкостей, вытереть поверхность как можно скорее, прежде чем жидкость успеет впитаться в древесину.

Уборка

Удалить пыль можно протерев мягкой, едва влажной тряпкой. В случае сильных загрязнений следует использовать раствор мягкого моющего средства, нанесенный на ткань. Например, средства для мытья посуды. Избегайте использования мочалок и отбеливателей. В случае необходимости поверхность может быть повторно отшлифована и смазана.

Будь то эксклюзивная вещь, изготовленная по заказу, или из представленной линейки, вся наша мебель производится из высококачественного натурального дерева.

Для отделки используются масла и краски, соответствующие строгим европейским директивам и нормативным актам, минимально воздействующие на окружающую среду.

Мастерская

Дерево дарит чувство тепла, уюта, а деревянные украшения, к тому же, выглядят очень стильно и оригинально. Деревянные изделия достаточно долговечны, если не подвергаются экстремальным нагрузкам. Вредные факторы, в основном, можно разделить на три группы:

1) сильное механическое воздействие;
2) яркий солнечный свет;
3) химическое воздействие на покрытие древесины.

Стараемся не ронять украшения на пол, особенно на кафель, бетон, асфальт. При ударе вероятны сколы тонких элементов резьбы, вмятины древесины, повреждение лакового покрытия, отклеивание накладных элементов, и т.д.

Не хранить украшения рядом с острыми и царапающими предметами - ножницами, пилками для ногтей.

Деревянные украшения также стоит оберегать от резких колебаний атмосферной влажности во избежание растрескивания древесины, и не хранить их рядом с батареей отопления.

1) натуральное неокрашенное дерево, скорее всего, потемнеет со временем (процессы окисления и специфические фотореакции);
2) окрашенное дерево, скорее всего, посветлеет со временем (процессы выгорания и распада красителя).

Древесина красного дерева с годами темнеет до коричневого, иногда до черного. Процесс можно только несколько замедлить, оберегая вещь от солнца. Некоторые натуральные камни также меняют свой цвет при интенсивной инсоляции. Любимый всеми аметист теряет фиолетовый цвет, выцветает до бурого. И остальные кварцы - цитрин, розовый кварц - также очень светочувствительны. Окрашенные кораллы, капризная бирюза, топаз, перламутр, — всё это с успехом выгорает, меняет цвет на солнце.

Носить вещь на улице когда солнечно можно и нужно, главное не оставлять украшения лежать на открытом солнце (на подоконнике или лавочке на даче) и обязательно снимать при посещении солярия или на пляже.

Защитные покрытия деревянных изделий можно условно разделить на три большие группы:

1) лаковые;
2) восковые;
3) масленые.

Лаковое придает блеск и некоторую дополнительную прочность поверхности, а восковое покрытие выглядит более естественным и красивым на дорогой древесине, Масленые пропитывают древесину, защищая от гниения и придают насыщенность цвета.

Деревянные украшения необходимо беречь от бытовой химии, т.к. тут возможна необратимая реакция с защитным покрытием (спиртовые лосьоны для лица, жидкость для снятия лака, духи, йод, зеленка, лак для волос, отбеливатели, фломастеры, маркеры, паста шариковых и гелевых ручек).

Спирт растворяет лак, и украшение становится блеклым, оно быстро портится. Поэтому, например, лучше не сбрызгивать запястье духами, когда вы собираетесь надеть деревянный браслет.

Старайтесь не трогать деревянные украшения жирными руками — останутся пятна. Тот же результат получите, надев бусы или другое изделие из дерева на шею, если на нее нанесен жирный крем.

Некоторые виды древесины выдерживают умеренные разовые намокания в воде. Но при мытье рук, любые деревянные кольца нужно снимать.

При контакте с водой покрытие украшений может потускнеть, а древесина разбухнуть.

Кольца очень боятся любого напряжения изнутри: будь то крепкое пожатие рук, или надевание кольца на палец с применением силы, или поднятие , например, тяжелый сумок. Будьте внимательны!


Стильные люди нашего времени всё чаще выбирают экологический стиль жизни, который характеризуется наличием следующих составляющих – натуральных материалов (хлопок, лён, шерсть, дерево, солома, кожа) , естественного цвета (пастельные, приглушенные цвета живого мира - оттенки бежевого, зеленого, коричневого) , свободных, спокойных, комфортных силуэтов (платья, вязаные свитера, туники) и ручной работы. Проблемы здоровья и состояния окружающей среды заставляют современного человека задумываться и об экологичности того, что он носит. Европейцы считают экологически чистая одежда и аксессуары – это не просто дань моде, но еще и слагаемое, без которого здоровый образ жизни не мыслим. В эпоху глобальной индустриализации человек стремится к природе. Законам природы пытается следовать и современная мода. Важный индикатор стиля – это умение подбирать аксессуары, ведь именно детали, привлекают взгляд и делают их обладателя неотразимым и неповторимым.
Всё чаще в коллекциях многих модных дизайнеров присутствуют аксессуары, выполненные из натурального дерева – так называемые woodsy accessories. Со вкусом выбранные деревянные украшения в сочетании с современным ансамблем одежды могут произвести впечатление неотразимого психологического этюда. Причем демократизм деревянных украшений позволяет носить их практически с любой одеждой: джинсами, туникой, сарафаном, гольфом, вязаным свитером.

Как и любая другая бижутерия, украшения из дерева долго сохранят свой первоначальный вид, если Вы будете бережно обращаться и правильно ухаживать за ними. При выполнении физических и домашних работ украшения рекомендуется снимать,
иначе их поверхность может получить царапины и потерять внешний вид. Деревянные изделия не дружат с водой, потому постарайтесь не мыть в них посуду и не попадать под дождь. Мыть деревянные украшения вообще нельзя, в случае необходимости их протирают фланелью. Никогда не трогайте украшения из дерева жирными руками и не надевайте на шею, если на нее нанесен крем: останутся жирные пятна. Дерево очень впитывает запахи – поэтому не стоит трогать их руками, пахнущими сигаретами или пирожками. Зато если Вы капните на украшение каплю Ваших любимых духов, то неповторимая смесь запахов Вашего тела, дерева и духов родит новый особенный аромат.



• Деревянные украшения не моют: от воды дерево разбухает. Их можно протереть фланелью. Не надо трогать их жирными руками или одевать на шею, если на нее нанесен жирный крем - останутся пятна.
Браслеты и цепочки из сандалового дерева с подвесками.
Стирать их нельзя, обрабатывать жидкостями нельзя. Остается сухая салфетка и аккуратное хранение

Наверное, какими -нибудь мастиками для дерева, вроде мебельных. Какая в сущности разница, дерево оно и есть дерево.

5158259_wooden_jewelry2_1_2_ (650x346, 66Kb)

Бижутерия из дерева - легкие, почти невесомые украшения для женщин, выгодно подчеркивающие ее стиль. Со вкусом выбранные ювелирные изделия в сочетании с современным ансамблем одежды могут произвести впечатление неотразимого психологического этюда.
Бижутерия из дерева - приятный подарок в день рождения и в праздник.
Об удачно выполненной работе говорят, что она сделана с ювелирной точностью. Разумеется, это самая высокая оценка труда мастера. Ювелирное изделие из дерева нельзя создавать в спешке, кое-как, лишь бы получилось, оно должно ласкать взгляд, скользить в руке, как льдинка, отливать сдержанным благородным блеском, в нем ничего не должно быть лишнего.
Бижутерия - это один из видов декоративно-прикладного искусства, требующий к себе очень внимательного, тонкого и осторожного подхода. ее нужно выполнять с душой, с большой отдачей, чтобы в труде художника характерный только для него индивидуальный почерк.
Научиться делать бижутерию из дерева может каждый. Безусловно, все будет зависеть от степени старания, от способности доводить дело до конца.
Конечно, как и в любом искусстве, кроме желания и усидчивости, необходимы знания и опыт.
Что же нужно знать будущему мастеру?


Во-первых, необходимо, хотя бы и очень кратко, познакомиться с технической характеристикой древесных пород, рекомендуемых для изготовления бижутерии.
ТИСС. Прекрасное дерево для ювелирных работ. Цвет древесины ТИССА желтовато-красный с красивой текстурой, со временем древесина темнеет, при вымачивании в воде приобретает фиолетово-пунцовый цвет, хорошо полируется.
БЕРЕЗА. Твердая древесина, ее капы и сувели имеют извилистое строение и причудливую текстуру. Слегка подгнившая березовая древесина обычно изобилует желтыми, оранжевыми и коричневыми разводами.
ДУБ. Пористая, твердая и стойкая к гниению древесина, цвет ее содержит светлые и темно-бурые тона. Годовые кольца пересекаются сердцевидными лучами разной плотности, что создает игру света и тени. Дуб окрашивается плохо, древесина его, пролежавшая в воде долгие годы, приобретает черный цвет и называется мореным дубом.
ЧЕРЕМУХА. Древесина нежная, пластичная, крепкая, хорошо окрашивается и полируется, мало коробится. Цвет древесины у взрослого дерева красно-бурый с черными прожилками.
РЯБИНА. Белая древесина, иногда содержит бурые и черные слои. Хорошо окрашивается и полируется.
ЛИПА. Белая древесина, легко режется, мало трескается, сильно высыхает и слабо коробится.
ЕЛЬ. Древесина сильно трескается при высыхании.
ЯБЛОНЯ. У дикой яблони древесина гораздо красивее, чем у культурной. Имеет красно-бурый цвет, испещренный жилками. Хорошо окрашивается.
ГРУША. Красно-бурого цвета древесина, легко режется и полируется.
ОСИНА. Мягкая древесина с очень красивой текстурой.
ГРЕЦКИЙ ОРЕХ. Древесина серовато-бурого цвета, корень и комель с очень красивой текстурой, прекрасно полируется.
Заметим, что необходимый материал проще всего найти на санитарных вырубках, которые производятся в лесах, парках, в палисадниках, скверах, на садовых участках ранней весной и поздней осенью. А чтобы материал для поделок был всегда под рукой, нужно искать его постоянно, отдавая предпочтение ценным породам деревьев, для древесины которых характерна текстура с богатой палитрой разнообразных красок.


Умело подобранный материал - это практически гарантия успеха в работе. Многие художники для изготовления бижутерии удачно используют древесные материалы, выброшенные на берег моря приливом, "обработанные" водой рек и озер. Очень красивые ювелирные украшения получаются из срезов сливовых и вишневых деревьев.
Изготовление бижутерии - весьма "материалосберегающее производство". Всего-то нужен мастеру небольшой кусочек древесины, чтобы сделать привлекательную "безделушку", например оригинальный кулон или необычную брошь для костюма. А позже, когда придет опыт, непременно захочется выполнить колье или гривну - нынешние модные украшения.

КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ

5158259_derevo (534x372, 89Kb)

Если в ваших руках кусок древесины, покрытый корой, его необходимо очистить, предварительно выдержав в воде несколько часов, даже сутки, - и кора быстро и без труда отпадает от ствола дерева. Загнившую древесину, а она обычно бывает с очень красивой текстурой, лучше подвергнуть к о н с е р в а ц и и. Домашний способ этого процесса довольно прост: древесину проваривают в машинном масле. Для ювелирных изделий нужны небольшие кусочки древесины, поэтому масла потребуется не так уж много. Учтите, что от температуры масла зависит цвет древесины после обработки. Цвет несколько углубится при температуре 120 градусов С, а при 220 градусов С сделается почти черным.
Далее, взяв небольшую ножовку, следует очень точно отпилить от заготовки отмеченные карандашом древесные цилиндрики. Рекомендуется при этом использовать тиски (рис.1). Надпиливание делают сначала снизу, чтобы кусочек отпиливался ровно, без надлома. Теперь наступает момент, когда нужно напильниками придать соответствующую форму кулону или броши (круглую, четырехугольную, в виде эллипса или подковы, напоминающую греческую амфору, виноградный лист, полевой цветок, кисти ягод). Выбор богат, фантазии нет предела, но нужно всегда помнить, кому посвящается будущее изделие, необходимо учитывать возраст и характерные черты будущего его владельца.
Обработка ювелирного изделия из дерева - дело тонкое, увлекательное и не такое уж утомительное, как считают многие.

ШПАТЛЕВКА. После того как деревянной заготовке придана необходимая форма, приступают к шпатлевке трещин, щелей и мест, подверженных гнили. Шпатлевку делают из клея ПВА и древесной муки, которую получают, просеивая опилки через мелкое решето. Концентрация шпатлевки зависит от того, что нужно шпатлевать. Если на поверхности изделия крупные щели и трещины, шпатлевку делают густой, если же на древесине царапины и мелкие погрешности - жидкой. Готовят шпатлевку также из лака НЦ-222 и талька или древесной муки. Подойдет и эпоксидная шпатлевка, которая продается в хозяйственных магазинах.
Шпатлевать нужно тщательно и только дефекты, ни в коем случае не пачкая всю поверхность. Сушат заготовку 24 ч, затем обрабатывают шкурками (сначала с крупными зернами, затем с мелкими), доводя поверхность ее до такого состояния, чтобы и на глаз, и на ощупь не чувствовалось никаких шероховатостей.


КРАШЕНИЕ И ТОНИРОВАНИЕ. При крашении и тонировании четко проявляется структура дерева, волокна приобретают различные оттенки, что создает игру света и тени.
Хочется отметить, что и из твердого, одноцветного кусочка древесины можно сделать привлекательное украшение. Древесина хорошо окрашивается всеми красителями, применяющимися для хлопчатобумажных тканей. В хозяйственных магазинах продаются красители разного цвета, разводятся они водой, стоят недорого. Для окраски дерева достаточно приобрести черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый и бежевый красители. При необходимости их легко соединять в разных пропорциях, разбавлять, подбирая тот цвет, который нужен. Анилиновые красители растворяют и в мебельном лаке НЦ-222. Правда, для этого их придется сначала растворить в небольшом количестве спирта или водки и уже затем соединить с лаком НЦ-222. Для окраски нескольких кулонов, например, потребуется одна чайная ложка спирта или водки и щепотка красителя.
Покрыли этим раствором очищенную заготовку для ювелирного изделия - и она стала коричневой или бежевой. Но нужно, чтобы на прежнем одноцветном кусочке дерева темные тона переходили в более светлые, то есть требуется тонировка. Тонированное изделие выглядит богаче и интереснее, оно приковывает к себе взгляд.
Техника крашения проста: поверхность древесины сначала два-три раза смачивают губкой и прошкуривают легкими движениями руки поднявшийся ворс. Шкурку выбирают тонкую или уже использованную. Затем наносят кистью или губкой краситель в несколько приемов до получения желаемого цвета, изделие высушивают и протирают жесткой тканью, приглаживая ворс.
Чтобы получился плавный и почти незаметный для глаза переход от темного цвета к светлому, готовят три-четыре раствора красителя с разной концентрацией. Например, смешивают краситель и воду в соотношении 1:1, 2:1, 3:1 (по массе).
Изделие покрывается сначала раствором самой слабой концентрации полностью, затем раствором средней концентрации на две трети и, наконец, самым густым раствором на одну треть.
Необходимо следить за тем, чтобы переход от светлого тона к темному был плавным, незаметным, при сгущении красителя в каком-то одном месте следует темное пятно осторожно размыть водой или потереть ластиком.
Для крашения и тонирования древесины применяют и м о р и л к и. По цвету они бывают орехово-коричневые, красно-коричневые, желтые, черные. Углубить цвет морилки позволит капля черной туши. При добавлении в морилку отвара от шелухи лука цвет ее светлеет и приобретает мягкий, красивый оттенок.
Существует много растворов солей протравки древесины. Например, марганцевокислый калий окрашивает древесину в коричневый цвет; хромовокислый калий дает желтые оттенки; с помощью железного купороса получают серый цвет с голубым оттенком, а с помощью медного - серый с зеленым оттенком.
Е с т е с т в е н н ы е к р а с и т е л и - желанная находка для любого художника. Рецепты красителей, разработанные нашими предками, дошли до нас не полностью, и, увы, многие потеряны.
"Эстонский альбом" № 8 за 1972 год (Издательство КУНСТ ЭССР, г. Таллин) в статье "Естественные красители" приводит старинные рецепты крашения. Вот некоторые из них:

  • Отвар из коры ольхи окрашивает в красновато-коричневый цвет, который не выцветает на солнце.
  • Отвар шелухи лука дает желтый и в зависимости от концентрации коричневато-красный цвет.
  • От засушенных цветов череды получается золотисто-желтый цвет. Череду размельчают и вымачивают 6 час, кипятят в той же воде в течение 1 ч.
  • Ярко-красный, пунцовый, красновато-коричневый цвета дают корневища калгана, который собирают до цветения (до Иванова дня). Корневища калгана высушивают, размельчают, вымачивают 1 сутки и кипятят в той же воде 3 часа.

Натуральными красителями является кора многих деревьев - дуба, осины, ясеня, вишни, сливы и др.
Если хотите придать древесине какой-либо особый, необычный оттенок, можно провести эксперимент, соединив в красителе кору двух, трех а то и больше пород деревьев. Бесспорно, добьетесь того цвета, который окажется самым подходящим.
Однако стоп! Изделия из сосны так красить нельзя! При кипячении древесина сосны теряет свою текстуру, которая от природы бывает удивительно красива. Не стоит подвергать кипячению и те заготовки, которые имеют ярко выраженную неповторимую природную окраску.
При желании древесину можно отбеливать, для этого используют хлорную известь в виде кашицы или перекись водорода в мыльном растворе.


ЛАКИРОВАНИЕ. После тонирования изделие лакируется и полируется. Для этого обычно используется мебельный лак НЦ-222, который необходимо разбавлять ацетоном или растворителями № 646, № 647. На 1 часть лака рекомендуется брать 5-7 частей растворителя. Лак, разбавленный растворителем, наносится на поверхность древесины 7, 10, а то и 15 раз. Для этой цели используются кисточки, распылители или тампоны из старых шерстяных ниток, обмотанных полотняной тряпочкой. В тампон наливают немного лака так, чтобы он выделялся на поверхности только при нажатии. А на поверхность тампона наносят пару капель светлого машинного масла, чтобы он не прилипал к лакированной поверхности. Каждый нанесенный слой высушивается и обрабатывается стертой наждачной шкуркой, на которую тоже капают машинное масло. Движения руки при лакировании должны быть легкими, кругообразными.
Последние два-три раза лаковую пленку шлифуют пастой (кариполь, ГОИ).

НЕМНОГО ОБ ИНСТРУМЕНТАХ

Известно, что настоящие мастера, владея только одним острым гвоздем, способны создать высокохудожественное произведение.
Не так уж много потребуется инструментов и для выполнения ювелирных изделий из дерева. Кто серьезно решил посвятить свой досуг этому виду искусства, тому достаточно приобрести самое необходимое: небольшую ножовку, тиски ручные, маленькие круглогубцы, напильники, кусачки, ножницы, молоток, шило, клещи, деревянную дощечку 1,5х15х15 см.
Инструменты под руками - приступайте к работе.

Читайте также: