В первый год деревья подрубали на второй год высохшие деревья сжигали

Обновлено: 18.09.2024

Задание по окружающему миру для 4 класса 4. Как славяне осваивали новые участки земли для земледелия? Почему рожь и пшеницу славяне называли житом?

До VIII века пашенное земледелие, когда землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром, у славян практически не использовалось. Существующие тогда основные системы земледелия были тесно связаны с природно-климатическими условиями.

Так, на севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща) , господствующей системой земледелия была подсечно – огневая, когда в первый год деревья подрубали, а на второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, но потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. В южных же районах ведущей системой земледелия был перелог, так как плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет, а с истощением почвы переходили ( перекладывались ) на новые участки. Такие системы земледелия у славян просуществовали до XVI в.

Сажали славяне в основном пшеницу, рожь, ячмень и называли эти злаки житом, так как они давали людям возможность жить.

Славяне использовали два основных метода ведения сельского хозяйства, осваивания и использования новых земель.

Прежде всего новые земли требовалось отвоевать у леса, а лес в прошлом покрывал почти всю Европу, не говоря про Азию. Лес вырубали или просто выжигали, освобождая место под поля. Такой метод назывался подсечно-огневой системой.

Далее славяне либо садили на освободившемся участке несколько лет подряд,и потом снова жгли лес. Либо начинали использовать Переложную систему земледелия, то есть чередовали посадку культур и отдых поля, давая плодородной почве восстановится.

Житом славяне называли зерновые культуры потому, что они давали хлеб, а хлеб был основой жизни.

Славяне в прошлом использовали либо подсечно-огневую систему земледелия, либо переложную.

При подсечно-огневой систему славяне выжигали небольшой участок леса, несколько лет сажали на нем рожь, а потом шли дальше и снова выжигали лес.

При переложной системе славяне использовали одно поле много лет. При этом они давали полю отдохнуть, ставили его под пар, потом чередовали озимые и яровые культуры. Это повышало плодородие почвы.

Рожь и пшеницу славяне звали житом, потому что они помогали им выживать, давая хлеб. А хлеб во все времена считался основным продуктом, главным сокровищем, источником жизни.

В пословицах собрана мудрость народа и у каждого народа мы легко найдем пословицы, в которых сказано о добрых отношениях между соседями.

Ведь именно добрыми должны быть отношения между соседями. Иначе неизбежны склоки, ссоры, когда каждый будет стараться нанести вред и ущерб соседу. Ни к чему хорошему такие отношения не приведут.

И народ давно подметил, что с соседом гораздо лучше и выгоднее жить в мире, нежели в войне. Лучше торговать и помогать друг другу, чем разорять и воевать.

Некоторые пословицы говорят даже о том, что хорошие отношения с соседом важнее хороших отношений с родственниками. Потому что родственники могут жить далеко и не всегда успеть прийти на помощь случись какая беда, а сосед всегда рядом. Он всегда поможет, если конечно это сосед добрый.

У русского народа есть следующие пословицы об отношениях между соседями:

euYalZUVHfByn79k1FfLBt6EHrf02KO.jpg

Мой родной язык - русский. Он возник в незапамятные времена, более тысячи лет назад, а может даже больше. Но долгое время не существовало единой азбуки для русского языка. Древние славяне писали рунами, но кто и когда их создал науке не известно. Потом славяне стали использовать свою первую настоящую азбуку - глаголицу.

Считается, что глаголицу создал византийский ученый и миссионер Кирилл, хотя многие ученые считают, что Кирилл просто реформировал эту азбуку, известную славянам задолго до него. Кирилл использовал глаголицу для того, чтобы переводить греческие книги на славянский язык.

Чуть позже он же, Кирилл, и его брат Мефодий создали другую славянскую азбуку - кириллицу, которая заменила глаголицу и в слегка видоизмененном виде сохранилась до наших дней.

Именно кириллицу я использую для письма и именно кириллица является тем алфавитом, который в ходу у большинства славянских народов.


Разберемся, что же мы видим на этой схеме-картинке.

Слева мы видим невысокую возвышенность с пологими склонами. Мы видим, что эта возвышенность заросла травой, на ней есть кустарники, кое-где выступают из-под земли небольшие камни-скалы. На возвышенность ведет дорога и на ней же расположено небольшое селение. Эта возвышенность называется холмом.

Холмы всегда невысокие, обычно холмом мы назовем возвышенность до 200 метров, хотя например на Восточно-европейской равнине встречаются возвышенности и чуть выше этой отметки.

Справа мы видим другую возвышенность. Более высокую, остроконечную, со множеством огромных скал. На эту возвышенность тоже ведет дорога, но только в нижней ее части, которая обычно оказывается более пологой. Это гора. Горы могут быть очень высокими, например гора Эверест имеет высоту 8848 метров над уровнем моря.

Но и холм и гора состоят из одних и тех же частей - подножия, склона, вершины.


Народные промыслы Новосибирской области.

К сожалению, в нашей области не так много известных народных промыслов, как в других регионах. Местного населения в нашей области почти не осталось.

Но есть и у нас свои народные промыслы, о которых знают во многих уголках России и даже за границей.

Это например купинская глиняная игрушка, возрождение которой связано с именем художницы Екатерины Ковтун. Она внесла новую струю в жанр глиняной игрушки, вернула этому промыслу его первоначальное значение.

Купинская игрушка не отличается богатством красок. скорее наоборот, ей свойственен некий минимализм, но при этом это очень оригинальный народный промысел.

Широко известны и узнаваемы образы куклы-растрепы или рыбы-чинюшки.


Контурная карта потому и называется контурной, что она по сути оказывается заготовкой, контуром, она несет минимум информации и предназначена для самостоятельного заполнения учеником.

Мы видим контурную карту природных зон России, на которой показан контур нашей страны, нанесены ее границы, обозначены реки и озера, моря и океаны. Но самих природных зон на этой карте нет.

Зато на контурной карте уже нанесены пунктирной линией положения границ различных природных зон. Поэтому ученику остается только раскрасить каждую территорию в правильный цвет, сравнивая положение зон с картой в учебнике. Ведь карта в учебнике тем и отличается, что на ней все природные зоны показаны и раскрашены. Это эталон.

1.1.2 Занятия и быт восточных славян


Занятия восточных славян

  • Земледелие
  • Скотоводство
  • Рыболовство
  • Охота (особенно ценилась добыча пушного зверя - белки, куницы, соболя)
  • Бортничество (сбор мёда диких пчёл)
  • Ремёсла ( добыча и обработка железа, кузнечное, ткацкое, гончарное ремесло, ювелирное - создание украшений из драгоценных металлов, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву и др.)
  • Животноводство (славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади)
  • Торговля ( в основном- в виде натурального обмена. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали у иноземных купцов ткани, ювелирные изделия, вино, пряности. Купцов, занимающихся торговлей с другими странами, называли гостями).
  • Из варяг в греки: Балтийское море - оз. Ладожское - оз. Ильмень - р. Ловать - волоком до Днепра - Черное море
  • Восточный путь: Днепр – Чёрное море – Дон- Волга

- вверх по течению – Волжская Булгария

- верхнее течение – Западная Двина-Прибалтика

-нижнее течение – воронежские леса – Киев – страны Западной Европы

Основным занятием славян было земледелие.

  • переложное или пашенное земледелие. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух‑трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки.
  • В лесной зоне была распространена подсечно‑огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два‑три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и со временем приходилось переходить на новый участок.
  • топор
  • мотыга
  • Соха - примитивное орудие для распахивания земли
  • борона ‑ суковатка ( ею разбивали крупные комья земли, рыхлили землю, убирали сорняки, выравнивали почву)
  • заступ, имвзрыхляли почву
  • серпами жали (собирали) урожай.
  • молотили цепами.
  • размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами
  • рало ( близкое к плугу, им рыхлили почву)
  • деревянный плуг с железным лемехом

Как жили восточные славяне

Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ.

Жилище славян представляло собой полуземлянку, площадью 10 - 20 м . Пол в таком жилище был на 1 - 1,5 м ниже уровня земли, стены были деревянными, крыша обмазана глиной.

Внутри дома находилась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-черному.


В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. У славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.

Одежда древних славян

Праздники древних славян

Праздники были связаны с верованиями - язычеством. Славяне-земледельцы полностью зависели от природы.

Вот некоторые из праздников:

Ивана-Купалы ‒24 кресеня (июня), отмечаемый и по сей день;

Перед жатвой отмечался день Рода-Перуна, дабы задобрить богов плодородия и грозы. Это был мрачный праздник, лишенный веселья и забав, когда богам, дабы они даровали хорошую погоду перед жатвой и в саму жатву, приносили жертвы. Существование в язычестве славян земледельческих праздников свидетельствует о том, что земледелие было основным их занятием. Они также занимались разведением домашнего скота, охотой, рыболовством и бортничеством (сбором меда диких пчел). Из зерновых культур славяне выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, из огородных – репу, свеклу, редьку, капусту.

Во II–V вв. у славян юго-степной и лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог. Свободные участки засевали и, когда через несколько лет земля истощалась, перекладывались на новые участки. Орудиями труда были рало, соха, деревянный плуг с лемехом. В лесных районах существовала подсечно-огневая система земледелия. Для того чтобы подготовить участок земли для посева, в первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали. Рыхлили верхний слой земли, перемешивая его с золой, и засевали. Через 2–3 года земля истощалась, и начинали готовить новый участок. При этом использовали топор, мотыгу, борону-суковатку и заступ для рыхления почвы.

Низкий уровень развития земледельческой техники требовал больших затрат физического труда для получения необходимого продукта. Поэтому основной хозяйственной единицей тогда была родовая община, где земля обрабатывалась всеми членами рода, общими орудиями труда и полученный необходимый продукт потреблялся совместно. В VII–VIII вв. пашенная система земледелия вытесняет подсечно-огневую, контраст между степным югом и лесным севером сглаживается. И там и тут совершенствовалась техника обработки железа и изготовления земледельческих орудий. К IX в. пашенное земледелие повсеместно стало господствующей отраслью хозяйства.

Следствием этого было то, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Родовая община распалась, на смену ей пришла соседская сельская община, где семьи селились по принципу соседства, а не родства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю. Но пашня уже делилась на наделы, которые обрабатывала своими орудиями труда каждая отдельная семья, и собственностью этой семьи становился собранный ею урожай. Совершенствование орудий труда позволяло каждой отдельной семье производить не только необходимый, но и прибавочный продукт.

VI–VIII вв. были последней стадией родоплеменного строя, получившей название военной демократии. У восточных славян это был переходный этап от первобытнообщинного строя к феодализму. В это время высшим органом управления у славян продолжало оставаться народное собрание – вече, которое обеспечивало политическое и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно значение его падало. Разложение родовых общин и разрушение старых племенных структур вело к усилению племенных старейшин, глав родов, патриархальных семей.

В это время восточные славяне вели многочисленные войны, отражая натиск кочевых народов. Они также совершали походы на Балканы, Византию. В этих условиях необычайно возрастала роль военачальника – князя, который одновременно являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления. Первоначально князь выбирался на вече, там же избирались предводители племенного войска – воеводы. Усиление значения князя в условиях постоянных войн привело к тому, что он стремился превратить свою власть в наследственную, все меньше зависеть от вече, интересы князя все больше отчуждались от интересов соплеменников. Военные успехи, выполнение усложнявшихся управленческих функций, отделение от привычных для соплеменников дел, отдельная резиденция князя порождали в сознании общинников убеждение в том, что князь наделен сверхъестественными силами, соплеменники стали видеть в нем залог своего благополучия. Личность князя все больше отождествлялась с племенным тотемом богов, что вело к сакрализации личности князя.

Анастасия Лобойко

☝

Знаю только, что на Руси при Ярославе Мудром была довольно-таки популярна ордалия (Суд Божий ), когда давали раскаленную подкову в руки и мол будут ожоги - нечисть ты поганая, не будут - значит не виновен (хотя тоже нечисть, потому что с человеком так не бывает :D).

А вот про ведьм не слышала :)

ЕГЭ — История с Иваном Павловским

.
.
.
В первый год деревья подрубали, на второй год высохшие деревья сжигали и ,использую золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий урожай, потом земля истощалась, переходили на другой участок

Читайте также: