В женских шишках сосны образуются плоды микроспоры мегаспоры зигота

Обновлено: 18.09.2024

1. Для растений, относящихся к классу Gnetopsida характерно наличие:

  1. Сосудов и трахеид
  2. Только трахеид
  3. Трахеид и древесной паренхимы

2. Семя глосеменных это:

  1. Гаметофит
  2. Спорофит
  3. Сочетание гаметофита и спорофита

3. В первичном эндосперме голосеменных набор хромосом как :

  1. в листьях
  2. в нуцеллусе
  3. в яйцеклетке

4. Larix это латинское название:

5. Женский гаметофит голосеменных это:

  1. листостебельное растение
  2. свободноживущее слоевище
  3. первичный эндосперм

6. Мутовка состоит из пяти иголочек у:

  1. Abies sibirica
  2. Pinus silvestris
  3. Uniperus communis
  4. Pinus sibirica

7. Систематическая категория, к которой относится Pinaceae:

8. Поколение, которое преобладает у голосеменных:

9. Процесс фотосинтеза у эфедры происходит в :

  1. стебле
  2. листьях
  3. укореняющихся побегах

10.К официальным относятся следующие виды голосеменных:

11.Pinus sibirica это:

  1. эфедра двухколосковая
  2. сосна сибирская
  3. пихта сибирская

12.Вид можжевельника, применяемый в официальной практике:

  1. Juniperus sabina
  2. Juniperus sibirica
  3. вJuniperus communis

13.Составная часть мужской шишки хвойных:

  1. кроющая чешуя
  2. семенная чешуя
  3. микроспорофиллы

14.Abies sibirica это:

  1. ель сибирская
  2. сосна обыкновенная
  3. можжевельник обыкновенный
  4. пихта сибирская

15.В качестве лекарственного сырья у можжевельника используют:

  1. листья
  2. молодые побеги
  3. шишкоягоды

В микроспорангиях хвойных образуется…..

17.Источниками получения камфоры являются:

18.При образовании макроспор происходит:

19.Латинское название пихты сибирской:

  1. Pinus sibirica
  2. Abies sibirica
  3. Picea obovata

1. Класс 2. Порядок 3. Семейство

  1. Cupressaceae
  2. Cupressales
  3. Pinophyta
  4. Pinopsida

1. Отдел Голосеменные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Споровым растениям

Г) Водным растениям

2. К голосеменным относится …

А) Щитовник мужской

Б) Сосна обыкновенная

В) Кочедыжник женский

Г) Все ответы верны

3. Листья сосны преобразованы в …

4. Большинство видов хвойных - это …

5. У голосеменных между коркой и камбием находится …

Г) Годичные слои

6. Древесина голосеменных состоит из…

7. Листья хвойных покрыты …

8. Сосна является …

А) Обоеполым растением

Б) Раздельнополым растением

В) Женским растением

Г) Мужским растением

9. В мужских шишках сосны образуются …

10. В женских шишках сосны образуются …

11. Из микроспор формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

12. Из мегаспор сосны формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

Тест по теме"Покрытосеменные"

А 1. Наиболее крупная систематическая категория – это

А 2. Основной систематический признак, по которому определяют сем-во покрытосеменных, - это

1) строение корневой системы

2) внутреннее строение стебля

3) строение цветка и плода

4) жилкование листьев

А 3. По количеству семядолей у зародыша определяется принадлежность цветковых растений к

А 4. Название вида образуется из двух названий

1) рода и видового эпитета

2) семейства и рода

3) класса и семейства

4) типа и класса

А 5. Чтобы определить, к какому семейству класса Двудольные относится растение, надо знать строение его

1) цветка и плода

2) листьев и стебля

3) корневой системы и листьев

4) стебля и корневой системы

А 6. Характерными признаками однодольных растений являются

1) параллельное жилкование листьев и две семядоли в семени

2) мощное развитие придаточных корней и дуговое жилкование листьев

3) развитый главный корень и сетчатое жилкование листьев

4) стержневая корневая система и одна семядоля в семени

А 7. Для двудольных растений характерны

1) мочковатая корневая система и дуговое жилкование листьев

2) стержневая корневая система и параллельное жилкование

3) стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев

4) мочковатая корневая система и сетчатое жилкование

А 8. Простые листья с цельной линейной листовой пластинкой характерны для

А 9. Сложные листья характерны для семейства

А 10. Для растений семейства Сложноцветные характерен плод

А 11. Какую роль играют растения семейства Бобовые в природе?

1) служат продуктом питания для человека

2) обогащают почву соединениями азота

3) являются полноценным кормом для скота

4) на их корнях обитают клубеньковые бактерии

А 12. У злаков листорасположение

А 13. Для сложноцветных характерно соцветие

А 14. На основании каких признаков редьку относят к семейству Крестоцветные

1) ползучие побеги – усы, цветок с околоцветником

2) соцветие сложный колос и плод зерновка

3) цветок из пяти сросшихся чашелистиков и лепестков

4) цветок из 4-х чашелистиков и лепестков, плод - стручок

А 15. К семейству Бобовые относятся

1) бобы, ячмень, овес

2) горох, соя, клевер

3) клевер, овес, люпин

4) фасоль, томат, картофель

А 16. Для растений семейства Крестоцветные характерен плод

А 17. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно сем-во, т.к. у них

1) одинаковые потребности в воде и освещении

2) сходное строение побегов

3) цветки имеют сходное строение

4) стержневая корневая система

А 18. Лилейные относятся к классу Однодольные, т.к. они имеют

1) мочковатую корневую систему и сетчатое жилкование листьев

2) мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

3) стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев

А 19. Растения семейства Бобовые

1) имеют плоды ягоды или коробочки

2) существуют только в виде травянистых форм

3) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

4) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями

А 20. Большинство лилейных –

1) многолетние травянистые с луковицами или корневищами

2) многолетние травянистые с клубнями или корнеплодами

3) однолетние травянистые со стержневой корневой системой

4) однолетние травянистые с клубными или корнеплодами

А 21. Правильная схема

1) вид – род – сем-во – порядок – класс – отдел

2) вид – сем-во – порядок – род – класс – отдел

3) вид – отдел – класс – порядок – род – сем-во

4) вид – класс – отдел – порядок – род – сем-во

А 22. К двудольным относят

3) пастушью сумку

4) ландыш майский

А 23. К однодольным относят

1) дурман обыкновенный

2) спаржу лекарственную

3) василек синий

4) горох посевной

А 24. К одному семейству относятся

1) капуста и картофель

2) редис и томат

3) перец и клевер

А 25. К однодольным растениям не относится

4) нет верного ответа

А 26. К семейству Крестоцветные относится

А 27. К семейству Бобовые относится

А 28. Соцветие корзинка характерно для представителей семейства

А 29. Плод боб у

А 30. Лук репчатый относится к семейству

А 31. В цветке много тычинок у представителей семейства

А 32. К семейству Мотыльковые относится

А 33. К семейству сложноцветных относится

А 34. Сидячие листья с влагалищем и язычком характерны для представителей семейства

А 35. Цветки у одуванчика

1) все трубчатые

2) все язычковые

3) в центре трубчатые, по краям воронковидные

4) в центре трубчатые, по краям язычковые

А 36. Цветки без тычинок и пестиков встречаются у представителей семейства

Выберите 3 верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Растения сем. Капустные (Крестоцветные) можно узнать по следующим признакам

А) цветок четырехчленный

Б) соцветие кисть

В) цветок пятичленный

Г) соцветие корзинка

Д) плод стручок или струночек

В 2. Растения сем. Розоцветных отличаются от растений сем. Капустных наличием

А) пятичленного цветка с двойным околоцветником

Б) четырехчленного цветка с двойным околоцветником

В) плода – яблока, ягоды, костянки

Г) плода стручка или струночка

Д) разнообразных листьев: сложных, простых

Е) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

В 3. Выберите признаки класса Однодольные

А) Зародыш имеет одну семядолю

Б) Листья простые и сложные

В) Корневая система стержневая

Г) Жилкование листьев – чаще сетчатое

Д) Для стебля характерен вставочный рост

Е) Цветки трехчленные

1) чашечка из 5 сросшихся чашелистиков

2) чашечка из 4 свободных чашелистиков

4) плод стручок или стручочек

5) венчик из 5 сросшихся лепестков

6) плод коробочка или ягода

1) преобладают многолетние корневищные и луковичные растения с коротким периодом вегетации

2) травянистые многолетние, реже однолетние растения, составляющие основу лугов, степей

3) цветки трехчленного типа с ярким простым околоцветником

4) мелкие, невзрачные цветки, собранные в колоски

5) плод зерновка

6) плод ягода или коробочка

1) Стержневая корневая система

2) Параллельное или дуговое жилкование листьев

3) Сетчатое жилкование листьев

4) Развит камбий, древесина

5) Мочковатая корневая система

Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

В 7. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей.

В 8. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наибольшей

5) Тимофеевка луговая

Тест по теме"Двудольные растения"

ВАРИАНТ 2

Выбери один правильный ответ:
1.У растений класса однодольных жилкование листьев обычно:
А. дуговое или параллельное Б. параллельное или сетчатое
В. сетчатое или пальчатое Г. дуговое или пальчатое
2. Назовите основные классы Покрытосеменных растений:
А. злаковые и сложноцветные Б. голосеменные и покрытосеменные
В. однодольные и двудольные Г. Лилейные и злаковые
3. Выберите из перечисленных семейство класса двудольные?
А. Покрытосеменные Б. Пасленовые В. Лилейные Г. Злаковые
4. Корневая система растений класса однодольные обычно:
А. стержневая В. Придаточная Б. мочковатая Г. корневищная
5. Среди перечисленных семейств к классу двудольные относят:
А. злаки и крестоцветные Б. сложноцветные и бобовые
В. пасленовые и лилейные Г. розоцветные и злаковые
6. У представителей какого семейства наблюдаются цветки четырех типов:
А) Бобовые Б) Розоцветные В) Пасленовые Г) Сложноцветные
7. Какой из перечисленных признаков является характерным для семей­ства крестоцветные:
А. околоцветник сростнолепестный Б. соцветие корзинка
В. соцветие кисть или початок Г. плод стручок или стручочек
8. Плод костянка характерен для растений
А. пасленовые Б.. Розоцветные Б. сложноцветные Г. бобовые
9. Ядовитые растения чаще всего встречаются среди растений семейства:
А. злаки Б. пасленовые В. Бобовые Г. сложноцветные
10. Плод боб характерен для:
А. фасоль, горох и соя Б. арахис, сурепка дикая В. астра, нут и мятлик Г. капуста, хрен и горчица
11. Клубеньки развиваются на корнях растений семейства:
А. пасленовые В. Розоцветные Б. сложноцветные Г. Бобовые
12. Признаки класса Однодольных растений:
А) Мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
Б) Стержневая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
В) Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
Г) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
13. Среди перечисленных растений к семейству розоцветные относят:
А. шиповник и яблоня В. тополь и подсолнечник
Б. баклажан и липа Г. капуста и мандарин
14. Плод семянка характерен для растений семейства:
А. злаки Б. пасленовые В. Бобовые Г. сложноцветные
15. Среди перечисленных растений к семейству пасленовых относят:
А) кукуруза Б) картофель В) капуста Г) астра

Выбери один правильный ответ:
1. Признаки класса Двудольные растения:
А) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени одна семядоля
Б) Стержневая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
В) Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
Г) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
2. К семейству Розоцветные относятся:
А) Акация, клевер В) Капуста, репа
Б) Яблоня, слива Г) Томат, картофель
3. Формула цветка семейства Крестоцветные:
А) Ч4Л4Т4+2П1 Б) Ч5Л3+(2)Т(9)+1П1 В) Ч5Л5Т П1 Г) Ч(5)Л(5)Т(5)П1
4. У растений какого семейства лепестки в цветке имеют названия: парус, весла, лодочка:
А) Крестоцветные Б) Пасленовые В) Бобовые Г) Сложноцветные
5. Семейство Крестоцветные по-другому называется:
А) Мотыльковые Б) Капустные В) Пасленовые Г) Астровые
6. У растений семейства Пасленовые плоды называются:
А) Ягода, коробочка Б) Стручок, стручочек В) Костянка Г) Боб
7. Растения какого семейства на корнях имеют клубеньки на корнях:
А) Капустные Б) Бобовые В) Розоцветные Г) Пасленовые
8. Белена черная и дурман обыкновенный могут вызвать смертельные отравления. Эти растения относятся к семейству:
А) Бобовые Б) Крестоцветные В) Пасленовые Г) Розоцветные
9. Среди перечисленных растений для получения масла используются
А. горчица и сурепка Б. подсолнечник В. Капуста Г. рожь
10. Среди перечисленных растений к семейству пасленовых относят:
А. помидор и кукуруза Б. картофель и белена В. баклажан и рожь
Г. горчица и капуста

11. Плод семянка характерен для растений:
А. фасоль, горох и соя Б. подсолнечник, одуванчик
В. Пшеница и мятлик Г. капуста, хрен и горчица
12. Среди перечисленных растений к семейству сложноцветных относятся:
А. шиповник и яблоня В. Одуванчик, астра
Б. малина и абрикос Г. клубника и слива
13. Плод ягода характерен для растений
А. пасленовые Б.. Розоцветные Б. сложноцветные Г. Бобовые
14. У представителей какого семейства наблюдаются трубчатые и воронковидные цветки:
А) Бобовые Б) Розоцветные В) Пасленовые Г) Сложноцветные
15. У растений класса двудольных жилкование листьев обычно:
А. дуговое или параллельное Б. параллельное или сетчатое
В. сетчатое или перистое Г. дуговое или пальчатое

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Отдел Голосеменные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Споровым растениям

Г) Водным растениям

2. Листья сосны преобразованы в …

3. У голосеменных между коркой и камбием находится…

Г) Годичные слои

4. Листья хвойных покрыты …

5. Сосна является …

А) Обоеполым растением

Б) Раздельнополым растением

В) Женским растением

Г) Мужским растением

6. В мужских шишках сосны образуются …

7. Из микроспор формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

8. Из мегаспор сосны формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

9. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу

10. Семенами размножается:

11. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

1) не выносят засушливых условий

2) представлены только деревьями и кустарниками

3) имеют семязачаток

4) образуют пыльцу

5) для полового размножения необходима вода

ОТДЕЛ: А) Папоротниковидные Б) Голосеменные

12. Семя в отличие от споры:

A. Участвует в размножении

Б. Имеет зародыш и эндосперм

B. Формируется в коробочках

Г. Наиболее приспособлено к переживанию неблагоприятных условий

1. Отдел Голосеменные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Споровым растениям

Г) Водным растениям

2. К голосеменным относится …

А) Щитовник мужской

Б) Сосна обыкновенная

В) Кочедыжник женский

Г) Все ответы верны

3. Большинство видов хвойных - это …

4. Древесина голосеменных состоит из…

5. В женских шишках сосны образуются …

6. Из мегаспор сосны формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

7. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

А)имеют плоды и семена

Б)половые клетки созревают в шишке

В)питаются, дышат, растут, размножаются

Г)оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды

8. Шишка хвойных – это :

Б)орган размножения, видоизменённый побег

9. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в классификации растений, начиная с наименьшей группы

Б) отдел Голосеменные

В) порядок Сосновые

Г) класс Хвойные

Д) вид Сосна обыкновенная

Е) царство Растения

10. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

В)наличие вегетативных органов

Г)отсутствие цветка и плода

11.Выберите правильный ответ.

Семя в отличие от споры:

A. Участвует в размножении

Б. Имеет зародыш и эндосперм

B. Формируется в коробочках

Г. Наиболее приспособлено к переживанию неблагоприятных условий

12. Рассеивание семян сосны и ели происходит:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 564 954 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2016 37942
  • DOCX 36.5 кбайт
  • 775 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Инна Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Первыми семенными растениями были ныне вымершие семенные папоротники, они дали начало голосеменным растениям. Голосеменные — это древние семенные растения, находящиеся на пути биологического прогресса. Появились они на Земле свыше 350 млн. лет назад, задолго до возникновения покрытосеменных. Ученые считают, что голосеменные произошли от древних разноспоровых семенных папоротников, которые не дожили до наших дней. Отпечатки семенных папоротников находят в глубоких слоях земной коры.

Строение ветки сосны


Строение женской шишки сосны

Весной на верхушках молодых побегов можно увидеть маленькие красноватые шишки. Это женские шишки. Женская шишка состоит из оси, или стержень, на котором располагаются чешуи. На чешуях женских шишек ничем не защищённые, как голые (отсюда название — голосеменные), лежат семязачатки, в каждом из них образуется яйцеклетка.


Строение женской шишки сосны

Строение мужской шишки сосны

На тех же ветках, на которых расположены женские, находятся и мужские шишки. Они располагаются не на верхушке молодого побега, а у их основания. Мужские шишки мелкие, овальные, жёлтые и собраны в тесные группы.


Строение мужской шишки сосны

Каждая мужская шишка состоит из оси, на которой также расположены чешуйки. На нижней стороне каждой чешуйке по два пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца — совокупность пылинок, в которых позже образуются мужские половые клетки — спермии.

Строение зрелой шишки сосны

Оплодотворение у сосны происходит через год после попадания пыльцы на женские шишки. А высыпаются семена ещё через полгода, в конце зимы. К этому времени зрелая женская шишка становится бурого цвета и достигает 4-6 см.


Строение зрелой шишки сосны

Когда чешуи зрелой женской шишки раздвигаются, становится видно, что семена лежат попарно на верхней стороне чешуй, у их основания. Семена лежат, открыто, голо. Каждое семя сосны снабжено прозрачным пленчатым крылышком, обеспечивающее перенесение его ветром.

Процесс опыления и оплодотворения у сосны. (Цикл развития)

Размножение: половое — семенами.

Размножение осуществляется в два этапа: процесс опыления и процесс оплодотворения.


Цикл развития голосеменных

Процесс опыления

  • Пыльца оседает на семязачатки женской шишки.
  • Пыльца проникает внутрь семязачатка через пыльцевход.
  • Чешуи смыкаются и склеиваются смолой.
  • Подготовка к оплодотворению.
  • Пыльца, прорастая, образует спермии и пыльцевую трубку.

Процесс оплодотворения

Оплодотворение происходит в семязачатке через 12 месяцев после опыления.

  • Спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота.
  • Из зиготы развивается зародыш.
  • Из всего семязачатка — семя.

Шишка растёт и постепенно одревесневает, цвет её становится бурым. Следующей зимой шишки раскрываются и семена высыпаются. Они могут долго находиться в состоянии покоя и прорастают только в благоприятных условиях.

Очень своеобразно выглядят проростки сосны, когда они только что появились из семени. Это маленькие растеньица, у которых стебелек короче спички и не толще обыкновенной швейной иглы. На верхушке стебелька — пучок лучеобразно расходящихся во все стороны очень тонких иголочек-семядолей. Их у сосны не одна и не две, как у цветковых растений, а гораздо больше — от 4 до 7.


Проросток семени сосны

Таким образом, растения, относящиеся к отделу голосеменных, отличаются от всех остальных растений тем, что производят семена. Внутреннее оплодотворение, развитие зародыша внутри семязачатка и появление семени — главные биологические преимущества семенных растений, давшие им возможность приспособиться к наземным условиям и достигнуть более высокого развития, чем бессемянные высшие растения.


В ходе видеоурока учащиеся узнают преимущества семенного размножения, сформируют представление о голосеменных как высших растениях, размножающихся с помощью семян, познакомятся со строением семени. Основная цель урока – познакомиться с жизненным циклом хвойных растений на примере сосны обыкновенной. Основные понятия урока: микроспорангий, мегаспорангий (нуцеллус), шишка, стробила, интегумент, микропиле, семяпочка, эндосперм, экзина, энтина.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Размножение представителей отдела Голосеменные"

Отдел Голосеменные относится к высшим семенным растениям.

Главная особенность семенных растений – это их размножение семенами.

Семя – это маленькое растение, имеющее все главные вегетативные органы, снабжённое запасом питательных веществ и надёжно защищённое собственной оболочкой.

Количество семян значительно меньше, чем количество спор, но большая их часть продолжает развиваться, потому что, будучи защищёнными оболочками, они способны переживать неблагоприятные условия часто довольно долго, а при наступлении необходимых перемен очень быстро прорастают и развиваются в самостоятельное растение.

У подавляющего большинства хвойных семена образуются в шишках.

У голосеменных растений семена развиваются после оплодотворения на поверхности семенных чешуй шишек (у хвойных), либо на вегетативных органах растения (у всех голосеменных, кроме хвойных).

Семя состоит из диплоидного зародыша, семенной кожуры и гаплоидного эндосперма, выполняющего функцию питания зародыша.

Сравнивая семя со спорой, нетрудно представить себе то огромное преимущество, которое обрели в ходе эволюции растительного мира голосеменные, размножающиеся не одноклеточными спорами, как их предшественники - древние папоротникообразные, а развитым и покоящимся зародышем, обеспеченным первичным питанием и хорошо защищённым мощным покровом семени.

Семя развивается из семяпочки после оплодотворения находящейся там яйцеклетки. У семенных растений осуществляется внутреннее оплодотворение, это позволяет им обойтись без воды.

С особенностями семенного размножения принято знакомиться на примере наиболее широко распространённого хвойного растения – сосны обыкновенной.

Растущая в сосновом бору сосна обычно начинает образовывать семена на 35–40-м году жизни. У стоящих поодиночке хорошо освещённых деревьев процесс размножения начинается лет на двадцать раньше.

Сосна – это разноспоровое однодомное растение, то есть микро- и мегаспоры образуются на одном растении.

Микро- и мегаспорангии образуются в шишках.

Шишки, в которых формируются микроспорангии, представляют собой стробилы – видоизменённые укороченные побеги.

Стробилы, в которых образуются микроспорангии, называют микростробилами или мужскими шишками. Они обычно располагаются в нижней части растения компактными группами – сошишиями.

Мегаспорангии находятся в женских шишках (мегастробилах), которые образуются по одной-две на верхушках удлинённых побегов сосны – ауксибластов. В отличие от мужских женские шишки обычно формируются в верхней части кроны дерева, что позволяет избежать самоопыления.

Рассмотрим строение микро- и мегаспорангиев.

Мегаспорангий голосеменных развивается внутри семязачатка и никогда его не покидает. Семязачатки лежат голо, они ничем не покрыты, что и дало название всему отделу.

Семязачаток, или семяпочка, – это образование у семенных растений, из которого (обычно после оплодотворения) развивается семя. Представляет собой женский спорангий (мегаспорангий) семенных растений.

Итак, семязачаток представляет собой мегаспорангий, окружённый покровом – интегументом. У семенных растений мегаспорангий называют нуцеллусом. Интегумент образуется из основания нуцеллуса и постепенно обрастает его снизу вверх, оставляя на верхушке отверстие – пыльцевход, или микропиле.

В центральной части семяпочки (нуцеллусе) находится мегаспороцит – это материнская диплоидная клетка мегаспор, из которой после опыления и последующего деления мейоза, образуется четыре мегаспоры.

Впоследствии три из них гибнут, а из одной мегаспоры формируется женский гаметофит. У цветковых он называется зародышевым мешком, у голосеменных его иногда называют первичным эндоспермом, так как в зрелом семени в нём запасаются питательные вещества. Снаружи семяпочка прикреплена семяножкой к плаценте.

От стебля микростробила отходят многочисленные микроспорофиллы, на нижней стороне которых образуется по два микроспорангия.

Микроспорангий – это многоклеточный орган, в котором развиваются микроспоры, или пыльцевые зёрна.

Находящиеся в микроспорангиях клетки спорогенной ткани делятся мейозом, образуя тетрады микроспор. Каждая микроспора защищена двумя оболочками: внешней (очень плотной и прочной экзиной) и внутренней (тонкой интиной). У сосны, как и у многих хвойных, экзина местами отстаёт от интины, образуя два воздушных мешка, что значительно увеличивает её поверхность и способствует переносу её ветром.

Из микроспор в микроспорангиях начинают развиваться мужские гаметофиты, которые настолько малы, что даже не выходят за пределы оболочки микроспоры.

После первого митотического деления образуются две клетки – маленькая и большая. Та, которая меньше, ещё раз делится митозом, в результате чего возникают две маленькие клетки – проталлиальные (таллом заростка), которые быстро отмирают и разрушаются. Образовавшаяся после первого деления крупная клетка тоже делится митозом, образуя небольшую – (антеридиальную) и крупную (сифоногенную)клетку, или клетку-трубку, из которой впоследствии развивается пыльцевая трубка, доставляющая мужские гаметы к яйцеклетке.

На этой стадии развития двухклеточные мужские гаметофиты называют пылинками (в совокупности – пыльцой).

В конце мая – начале июня стенки микроспорангиев лопаются и высыпающиеся пылинки уносятся ветром. Пыльцы образуется так много, что она не только попадает на женские шишки, но и покрывает все вокруг. Столь большое количество пыльцы необходимо для её гарантированного попадания в находящиеся в женских шишках семязачатки. После высыпания пыльцы из микроспорангиев мужские шишки быстро засыхают и опадают.

Как мы уже говорили, мегаспорангии находятся в женских шишках (мегастробилах), которые образуются по одной-две на верхушках удлинённых побегов сосны.

От каждого узла стебля женской шишки отходят две чешуи. Нижняя – кроющая чешуя – представляет собой видоизменённый лист, а располагающаяся в её пазухе семенная чешуя – трёхметамерный боковой побег.

У сосны кроющая и семенная чешуя срастаются, образуя так называемую простую чешую, на верхней стороне которой развиваются два семязачатка. Семязачатки ничем не защищены (лежат открыто, голо), также открыто будут лежать на чешуе и сформировавшиеся из них семена.

Как мы уже говорили, семязачаток представляет собой мегаспорангий, окружённый покровом – интегументом. У семенных растений мегаспорангий называют нуцеллусом. Интегумент образуется из основания нуцеллуса и постепенно обрастает его снизу-вверх, оставляя на верхушке отверстие – пыльцевход, или микропиле.

Во время распространения пыльцы (конец мая – начало июня) чешуи женской шишки раздвигаются. А приносимые ветром пылинки прилипают к капле клейкой жидкости, выделяющейся из микропиле.

При её подсыхании пылинки затягиваются через микропиле в пыльцевую камеру. Так происходит процесс опыления. После этого чешуи шишки смыкаются и остаются плотно сжатыми до созревания семян.

Ткани чешуй постепенно одревесневают. Обратите внимание, что при опылении в пылинках (мужских гаметофитах) ещё нет мужских гамет, а в нуцеллусе – женского гаметофита. Лишь через несколько недель после опыления одна из клеток нуцеллуса, находящаяся недалеко от микропиле, – это мегаспороцит материнская клетка мегаспор – начинает делиться мейозом, и в результате образуются четыре мегаспоры, располагающиеся вертикальным рядом.

Три верхние быстро отмирают, а из нижней начинает формироваться женский гаметофит, тело которого представлено многоклеточным бесцветным талломом. Развиваясь за счёт спорофита, он накапливает в клетках много запасных веществ, в основном масло.

Летом следующего года, через 13–14 месяцев после опыления, на талломе женского гаметофита формируются два архегония, погруженных в его ткань. Архегоний состоит из шейки, состоящей из восьми расположенных в два ряда клеток, рано исчезающей брюшной канальцевой клетки и крупной яйцеклетки.

Половой процесс проходит на второй год после опыления, во второй половине лета. Формирующаяся из сифоногенной клетки пылинки пыльцевая трубка растёт в сторону одного из архегониев. Проникшая в неё антеридиальная клетка, делясь митозом, образует базальную клетку, или клетку-ножку (рудимент ножки антеридия), и спермагенную клетку. В результате деления спермагенной клетки образуются две неподвижные (без жгутиков) мужские гаметы – спермии.

Таким образом, формирование из микроспоры мужского гаметофита и образование спермиев происходит в результате всего лишь пяти митозов.

Пыльцевая трубка доставляет спермии к архегониям. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а второй отмирает. Также отмирает и разрушается второй архегоний.

После первого деления зиготы митозом одна из двух образовавшихся клеток даёт начало зародышу, а из второй формируется подвесок, или суспензор. За счёт деления и сильного вытягивания клеток подвесок проталкивает формирующийся зародыш внутрь ткани женского гаметофита.

Сформировавшийся зародыш состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и 10 – 12 семядолей. Развитие зародыша стимулирует превращение семязачатка в семя.

Из интегумента семязачатка формируется быстро одревесневающая семенная кожура семени – спермодерма. Так как при формировании семени все вещества нуцеллуса расходуются на развитие запасающей ткани, то от нуцеллуса остаётся тонкая плёнка, располагающаяся под семенной кожурой. Спермодерма и тонкая плёнка – производные нуцеллуса (мегаспорангия), то есть их клетки имеют диплоидный набор хромосом.

Основная часть семени занята запасающей тканью, сформировавшейся в результате разрастания таллома женского гаметофита, – первичным эндоспермом, клетки которого гаплоидны.

Развившийся из зиготы зародыш нового (дочернего) спорофита имеет, естественно, диплоидный набор хромосом. Таким образом, в семени представлены два спорофита (материнский и дочерний) и один (женский) гаметофит.

Созревание семян происходит через полтора года после опыления. Сильно увеличившиеся к этому времени в размерах шишки становятся коричневыми. Семена из них высыпаются только в конце зимы – начале весны следующего (уже третьего) года. Именно в это время нагретые солнцем чешуи шишек раскрываются и снабжённые крылышком семена покидают шишки. Крылышко представляет собой один из трёх видоизменённых метамеров семенной чешуи. Благодаря крылышкам семена могут разноситься ветром по воздуху или по снежному насту на очень большие расстояния от материнского растения.

В дальнейшем, попав в благоприятные условия, зародыш трогается в рост и начинает прорастать. Прорастание семян хвойных всегда начинается после периода покоя.

Всходы сосны имеют своеобразный вид. Это меленькие растеньица – проростки, у которых стебелёк очень тонкий. На верхушке стебелька находится пучок лучеобразно расходящихся во все стороны тонких иголочек-семядолей. Их у сосны не одна и не две, как у цветковых растений, а гораздо больше – от 4 до 7.

Таким образом, размножение голосеменных осуществляется в два этапа: первый этап – это процесс опыления и второй – процесс оплодотворения.

Читайте также: