Выращивание деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Обновлено: 18.09.2024

Министерство подготовило поправки к принятому в сентябре 2020 г. постановлению Правительства РФ № 1509, которое разрешило ведение лесного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения, – по факту они лишат россиян возможности выращивать на этих землях лес

Всемирный фонд дикой природы (WWF) обеспокоен тем, что в случае принятия разработанных Минприроды России поправок новое Постановление, принятое Правительством РФ по поручению Владимира Путина, будет фактически аннулировано и поручение Президента не будет исполнено. За правовую возможность выращивать лес на сельхозземлях, в том числе для заготовки древесины, WWF и другие природоохранные организации боролись с 2013 г. WWF России уже направил официальное обращение в Минприроды России с просьбой отозвать на доработку поправки, которые до 2 марта находятся на публичном обсуждении.

В чем суть поправок?

Процесс лесоводства на сельхозземлях предлагается забюрократизировать настолько, что он станет фактически невозможным. Получить необходимые разрешения и документы на лес новоиспеченным лесным фермерам будет крайне непросто. Помимо новой сложной формы заявки и необходимости предоставлять фото и видео с участка на CD\DVD носителе или карте памяти, появился обширный перечень оснований для отказа. Решение будет принимать комиссия из Россельхознадзора, органа управления лесами и областного органа управления агропромышленным комплексом. Во время владения землей собственнику предстоит составить проект освоения лесов (еще более сложный, чем для лесного фонда), заполнить лесную декларацию и подготовить множество отчетов, проверять в которых будут даже соблюдение правил русского языка.

При этом подать заявление на ведение лесного хозяйства на своем участке собственник земли может только до 1 октября 2022 года. Тем, кто уже успел это сделать сразу после принятия постановления в минувшем сентябре, придется пройти всю процедуру заново и по новым правилам.

Даже если у собственника хватит сил и терпения преодолеть все бюрократические преграды, то использовать сельхозземли для лесовыращивания можно будет лишь в течение 10 лет. По истечении этого срока он будет обязан уничтожить лес и вернуть землю в сельхозоборот, иначе ему выпишут штраф в размере до 700 000 руб., после чего землю изымут.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”

В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 "Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:

" 7 Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение - субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.

Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение - субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2020 г. N 1509

Положение
об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.

3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10 1 , 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно - правообладатели, земельные участки).

6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.

8. Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О мелиорации земель" или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

9. Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.

10. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;

б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;

д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;

е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;

ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.

16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

19. Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей - федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.

22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

23. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.

24. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.

Обзор документа

Правительство определило особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения. Они не касаются мелиоративных защитных лесных насаждений.

Установлены допустимые виды использования лесов. Зарастание 50% и более площади участка древесно-кустарниковой растительностью не будет считаться неиспользованием участка по целевому назначению, если правообладатель своевременно уведомит власти об использовании лесов на участке.

Прописаны правила рубки лесных насаждений. Запрещено противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы.

О прекращении использования лесов и вовлечении участка в сельхозоборот надо также уведомить власти.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Вступили в силу два главных документа, позволяющих выращивать и содержать леса на выбывших из прежнего использования землях сельскохозяйственного назначения: Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (действует с 1 октября 2020 года) и новые признаки неиспользования сельхозземель по целевому назначению (действуют с 30 сентября 2020 года). Документы связаны друг с другом, и в совокупности ликвидируют фактически существовавшую в течение ста лет государственную монополию на лесное хозяйство. Ссылки на документы:

Главный документ в этой паре - "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения". Принятие этого документа прямо предусматривается статьей 123 Лесного кодекса РФ ("Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения") - без него эта статья, формально вступившая в силу с 1 июля 2019 года, фактически не работала. "Особенности . " долго не могли принять из-за мощного противодействия самой идее выращивания лесов на сельхозземлях сначала со стороны Минприроды и Минсельхоза, а с конца прошлого года - уже одного Минсельхоза. Война между ведомствами привела к тому, что документ, разрабатывавшийся в течение почти двух лет, получился в итоге сырым, содержащим некоторые критические ошибки, и требующим скорейшей доработки. Тем не менее, принятие этих "Особенностей . " - очень важный шаг в развитии российского лесоводства, который может в ближайшие десятилетия принципиально изменить судьбу всего лесного комплекса.

Леса, имеющие то или иное отношение к землям сельскохозяйственного назначения, можно разделить (исходя из их современного правового положения в России) на три основные категории. Во-первых, это мелиоративные защитные лесные насаждения, специально выращенные для защиты сельскохозяйственных земель от неблагоприятных факторов окружающей среды - их в нашей стране около 6 млн. га, их правовой статус регулируется недавно внесенными поправками в федеральный закон "О мелиорации земель" и несколькими только что принятыми подзаконными актами, и рассматриваемые "Особенности . " к ним не относятся. Во-вторых, это бывшие колхозные и совхозные леса - их в нашей стране около 40 млн. га, большинство из них сейчас находится на разных стадиях перевода из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, и имеет спорный или двойной статус. Рассматриваемые "Особенности . " могут иметь к ним отношение именно в спорных случаях, и именно в этих спорных случаях может самым негативным образом проявиться главная ошибка "Особенностей . " (о ней подробнее сказано ниже). В-третьих, это леса, выросшие на выбывших из использования сельскохозяйственных угодьях. Точная площадь таких лесов неизвестна; оценочно, площадь уже заросших сомкнутым лесом сельхозугодий составляет не менее 30 миллионов гектаров, и еще не менее 20 миллионов гектаров приходится за зарастающие сельхозугодья, которые в современных условиях невозможно вернуть в сельскохозяйственный оборот. Рассматриваемые "Особенности . " относятся главным образом именно к этой третьей категории - лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, не относящимся к мелиоративным защитным лесным насаждениям и не переводимым в земли лесного фонда.

Если эти примерно 50 миллионов гектаров выбывших из использования земель сельскохозяйственного назначения, заросших или зарастающих лесом, которые не предполагается вернуть в сельскохозяйственный оборот или использовать для восстановления ценных нелесных экосистем и ландшафтов, использовать для продуктивного лесоводства - в среднесрочной перспективе это позволит выращивать до 300 миллионов кубометров древесины в год (больше, чем сейчас рубится и воруется во всех российских лесах), и поддерживать до 100 тысяч постоянных рабочих мест. Лесоводство на бывших сельхозугодьях может стать второй по значимости для развития сельских территорий отраслью народного хозяйства, а во многих районах Нечерноземья - первой. Однако, этот колоссальный ресурс для сельского развития до настоящего времени не использовался: законодательство не позволяло выращивать лес на землях сельскохозяйственного назначения, и за сам факт существования такого леса собственник земли мог быть подвергнут крупному штрафу (до 700 тыс. руб. с юридического лица), а земля могла быть изъята - причем вся, а не только та, что непосредственно занята деревьями.

Главное, что изменилось с вступлением в силу Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения - эти леса из обузы и источника проблем для собственника земли превратились в ценность, способную сейчас или в обозримом будущем приносить доход, давать работу и средства к существованию, стать важным наследством для детей и внуков. Если раньше законодательство мотивировало собственников таких лесов к их уничтожению всеми возможными способами (в том числе самым простым - путем сжигания), то теперь оно создает стимулы к тому, чтобы эти леса беречь и рационально использовать. Конечно, быстро изменить ситуацию и даже просто отношение большинства людей к таким лесам не получится - это будет долгий путь, который займет много лет или даже десятилетий, но первый важнейший шаг уже сделан.

Основные положения "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"

Использование лесов на землях сельскохозяйственного назначения допускается во всех целях, прямо предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений. Кроме того, перечень видов использования лесов на сельхозземлях является закрытым - не включает пункт "иные виды".

В лесах на землях сельхозназначения не допускается размещение зданий, строений, сооружений, кроме как для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Обязательность мероприятий по воспроизводству лесов на землях сельхозназначения предусматривается только при их использовании для создания лесных плантаций и их эксплуатации.

Правообладатель может в любой момент принять решение о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации. Об этом решении он должен уведомить те же органы, что и о решении об использовании лесов.

В лесах на землях сельхозназначенияй допускаются сплошные и выборочные рубки любой интенсивности и любого возраста, за исключением водоохранных зон и нерестоохранных полос, где сплошные рубки запрещены.

Рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

Цитата: "При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения . не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв".

При рубках устанавливаются некоторые традиционные запреты - в частности, на уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок, повреждение дорог, мостов, трелевка и вывозка по руслам рек и ручьев, оставление завалов и зависших деревьев, невывезенной в установленные сроки древесины, вывозка и трелевка на используемые сельхозугодья.

Допускается заготовка древесины гражданами для собственных нужд в установленном порядке в лесах, расположенных на сельхозземлях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных в пользование третьим лицам.

Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесов на землях сельхозназначения, осуществляются в соответствии с требованиями лесного законодательства.

Заготовка недревесных и пищевых лесных ресурсов - без ограничений по срокам, по правилам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, использующие леса на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

В случае отсутствия правообладателей земельных участков, охрана, защита, уход за лесами на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

В лесах на землях сельскохозяйственного назначения запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов на землях сельскохозяйственного назначения не требуется составление проектов освоения лесов, подача лесных деклараций, и отчетов, предусмотренных лесным законодательством. Но требуется представление в органы управления агропромышленным комплексом субъектов РФ сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. Эти органы учитывают эти сведения сами и передают их органам, ведущим государственный лесной реестр.

Перемены не всегда к лучшему, уж кому, как не российским лесоводам об этом знать. Речь идёт, разумеется, о последних поправках, предложенных к сентябрьскому Постановлению Правительства Российской Федерации, в рамках которого было разрешено вести лесное хозяйство (читай: выращивать лес) на землях сельхозназначения.

Данная новость осенью 2020 года порадовала не только отечественных лесоводов, но прежде всего экологов и экоактивистов. По их мнению, лесоводство на землях сельскохозяйственного назначения принесёт много пользы отечественному лесному фонду и, конечно же, общей экологической ситуации в стране и мире.

Однако, как известно, в бочке самого сладкого мёда всегда может оказаться ложка дёгтя. Её-то роль и могут сыграть предлагаемые в 2021 году поправки, против которых скептически настроены такие организации, как Greenpeace и Всемирный фонд дикой природы.

Лесоводство и сельхозземли: сложности взаимоотношений

По мнению природозащитников, лесные насаждения и сельхозугодья составляют меж собой прекрасную пару. Обоснования у данного взгляда на проблему достаточно веские. Однако есть и те, кого не устраивает наличие условных сосен, ёлок и берёз на заброшенных полях.

В течение последних четырёх десятков лет в России покинутыми оказались миллионы гектаров территорий, отведённых под сельскохозяйственную деятельность. Даже оценить масштабы проблемы сложно: в Министерстве сельского хозяйства насчитали приблизительно 40 миллионов га заброшенных сельхозземель. А вот Центр агропродовольственной политики называет и вовсе пугающее число в 100 миллионов га. Организация Greenpeace, проанализировав данные, полученные при помощи космической съёмки, признала заброшенными около 76 миллионов гектаров сельхозугодий.

По данным природозащитников из Greenpeace, около 30 миллионов га земель рассматриваемой категории к настоящему времени покрылись лесом естественным путём. 20 миллионов га заброшенных сельхозземель находятся на различных этапах зарастания.

Среди явных причин подобного зарастания сельхозземель лесами Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Greenpeace, называет невостребованность земель в тех районах, где земледелие вызывает риски, а также незаинтересованность государства в развитии этих территорий.

Ненужность угодий объясняется тем, что современное сельское хозяйство не требует действительно больших площадей для получения большого количества урожая. А вот невнимание властей приводит к тому, что запустение происходит в более быстром темпе — деревья сеются и вырастают самостоятельно, постепенно захватывая в свои владения всё новые земли.

Прогнозы специалистов таковы: ближайшие 10 лет могут принести очередной этап забрасывания сельскохозяйственных земель (приблизительно от 10 до 25 млн гектаров) по причинам сокращения поддержки сельского хозяйства со стороны государственных структур, низких доходов граждан и, как следствие, падения спроса на продукцию отрасли и т. д.

Во-вторых, забрасывание является одной из причин возникновения пожарной опасности непосредственно вблизи населённых пунктов, и дело даже не в самовоспламенении поросших бурьяном участков. Подавляющее большинство возникающих очагов огня имеют антропогенный характер, то есть являются делом человеческих рук.

Поджоги могут совершать сами собственники данных территорий в целях избавления от молодой лесной поросли. Зачем это делается? Потому что за забрасывание сельхозземель собственнику грозит штраф, а молодняк является доказательством того, что территория не используется.

Лес на землях сельхозназначения: выращивать нельзя забросить

Вариантов того, что можно (и нужно!) делать с заброшенными сельскохозяйственными угодьями, существует несколько.

Первое и очевидное — возвратить их в оборот и вновь запустить на них сельское хозяйство. Однако в теории, как всегда, всё проще, чем в действительности.

В 2020 году Минсельхоз разработал проект государственной программы, в рамках которой планировалось вернуть в оборот около 12 млн гектаров неиспользуемых земель к наступлению 2030 года.

Второй вариант — оставить всё как есть. По мнению Алексея Ярошенко, которое он выразил на странице Лесного форума Greenpeace, этим способом в нашей стране пользуются достаточно давно: в течение последних 30 лет. Земли будут покрываться молодняком естественным образом, при этом большая часть этого прироста будет сжигаться, вновь и вновь создавая опасность возникновения ландшафтных и лесных пожаров. Вариант, конечно, неутешительный, но, увы, он имеет место быть в современных российских реалиях.

Третий вариант — лесоводство и лесное хозяйство. Выращивание лесов на сельхозземлях, как считают экологи и природозащитные организации, не только позволяет вести работы по сохранению биоразнообразия, но также вести борьбу с климатическими изменениями.

Выращиваемый лес на землях сельхозназначения впоследствии может стать заменой той древесине, что заготавливается на участках дикого леса. Да и вероятность поджига данных участков существенно снизится.

В долгосрочной перспективе можно выращивать до 300 млн кубометров леса каждый год при использовании 50 млн гектаров заброшенных земель!

Лесное хозяйство на бывших полях: постановление Правительства и поправки к нему

Сентябрь 2020 года принёс лесоводам радостную весть: граждане РФ получили возможность заниматься лесным хозяйством на своих землях.

Новое Постановление Правительства №1509 вступило в силу 1 октября 2020 года и отныне позволило собственникам выращивать лес на землях сельхозназначения. Для этого лесоводу необходимо уведомить расположенный в его регионе Минсельхоз, а также Россельхознадзор и, конечно же, Росреестр.

Граждане, получившие участки в собственность до 1 октября 2020 года, должны оповестить указанные ведомства о своих намерениях заниматься лесным хозяйством в течение ближайших 2 лет. Те же, кто оформил право собственности после указанной даты, должны сделать это в течение 2 лет уже с момента регистрации права.

Согласно постановлению, люди также имеют право законно продавать выращенную на участке древесину. Её учёт при этом должен осуществляться посредством системы ЛесЕГАИС. Также граждане могут создавать на данных территориях лесопитомники, выращивать различные лесные плодовые, лекарственные и ягодные деревья, травы и кустарники.

Но не стоит при этом забывать и об ответственности: собственник обязан защищать лес от пожаров!

Собственник при этом сможет пользоваться лесом не больше 10 лет с того момента, как ответственные ведомства дадут ему разрешение на ведение деятельности. То есть, по сути, лесовод по прошествии отведённого срока будет вынужден просто-напросто извести свои труды, уничтожив выращенный лес, и возвратить участок в сельскохозяйственный оборот. Это опять же вернёт ситуацию к тому, с чего она началась, — к опустению земли, её зарастанию и, наконец, выжиганию насаждений.

Такой точки зрения придерживаются в Greenpeace и Всемирном фонде дикой природы, считая предлагаемые поправки крайне неэффективными и даже вредными для экономики и экологии страны.

Аналогичное мнение высказывают и непосредственные участники лесопромышленного комплекса страны. Николай Иванов, представитель холдинга Segezha Group, считает, что часть вынесенных на обсуждение изменений к сентябрьскому Постановлению и вовсе противоречат поручению Владимира Путина. Поправки, по его мнению, лишь приумножают те ограничения использования земель, что уже существовали прежде.

Неудивительно, что природозащитные организации сразу же выступили против принятия поправок. Специалисты Greenpeace, проанализировав предлагаемые изменения, пришли к выводу, что предложение Минприроды попросту приведёт к тому, что изначальная инициатива Правительства РФ вовсе потеряет всякий смысл.

Поправки, по их мнению, лишь усугубят ситуацию с заброшенностью сельхозземель и опасностью возникновения на них пожаров. Деревни и сёла продолжат постепенно вымирать, а количество уголовных и административных дел, связанных с нелегальной застройкой участков, вырубками лесов под видом расчистки сельскохозяйственных территорий и т. д. заметно возрастёт.

WWF тоже настаивает на пересмотре поправок. Фонд уже направил соответствующее обращение в Минприроды РФ. В нём он призывает при доработке проекта убрать пункты, направленные на усложнение ведения лесного хозяйства на сельхозземлях, и добавить положения, облегчающие организацию лесоводства, лесного фермерства, плантационного лесовыращивания и агролесоводства.

Читайте также: