Вырастала елка в лесу на горе мнемотаблица

Обновлено: 15.09.2024

Автор: Тихова Светлана Ивановна,воспитатель МБДОУ детского сада №25 "Журавлик" города Тамбова.
Назначение: данная публикация предназначена для заучивания стихов в домашних условиях.
Цель:
Все родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека.
Мы не представляем себе Новый год без елки, Деда Мороза, подарков и, конечно же, без новогодних стихов. Как хочется видеть своего ребенка в роли чтеца на празднике! Что делать, если заучивание стихотворений вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции?
Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы.
Суть методики заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающий действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на развитие ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Как работать с мнемотаблицей:
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице.
6. Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей самостоятельно (можно разрезать мнемотаблицу на части и предложить собрать стихотворение из картинок)
7. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.



Дед Мороз
А. Шибаев
К нам на елку –
ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз.
Что за щеки, что за нос.
Борода-то, борода.
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!



Дед Мороз
Е. Тараховская
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он — с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.



Дед Мороз проспал в постели
Т.Мельникова
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня,
Где вы вьюги. где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре!


Снежинки
А. Усачёв
Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, - думает, - ежинки.
Белые, колючие
И к тому ж - летучие".
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки.
Видно, заяц - весь в пуху -
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на снежинки:
"Это, может быть, смешинки. "
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.


Снежинки
Галина Новицкая
- Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
- Я! - ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!



Веселый снеговик
Ирина Гурина
По сугробам, напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!



Вырастала елка
Евгения Трутнева
Вырастала елка
В лесу на горе,
У нее иголки
Зимой в серебре.
Жил под елкой зайка
С зайчихой своей,
Прилетала стайка
Чечеток с полей



Елочный перезвон
Елена Григорьева
На елке не шишки
И не свистульки,
На елке повисли
Большие сосульки!
Лишь ветер подует,
Как слышен трезвон:
- Динь-дон, дили-дили,
Динь-дон, дили-дон!



Если кончится мороз
Владимир Данько
Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!


Пирог
П.Воронько
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

Основные цели: вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу.

- формировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц;

- формировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;

- тренировать образность речи;

- развивать логическое мышление, внимание, память.

- воспитывать у детей желание участвовать в праздниках, исполнять роли, радовать взрослых и детей.

Дидактические материалы: листы альбомные, карандаши, мнемотаблица.

Оборудование: мольберт, маркеры, искусственная елка, коробочка с новогодними украшениями.

Предварительная работа: Наблюдения с детьми на прогулках за заснеженными деревьями, рассматривание иллюстраций зимнего леса.

Основная образовательная цель формировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц

2. Для быстрого заучивания можно использовать мнемотаблицу.

Какие понятия, способы действия

необходимо актуализировать Актуализировать знания о подарках, разобрать непонятные слова.

Цель деятельности по преодолению

затруднения Узнать, как с помощью рисунков можно выучить стихотворение

Ход образовательной ситуации:

I Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.

Ребята, хочу показать вам вот красивую коробочку. Я её нашла на пороге нашей группы, когда пришла в детский сад. Мне очень хотелось узнать, что лежит в этой коробочке, но решила, что мы вместе с вами откроем её.

(Воспитатель открывает коробочку, в ней лежат ёлочные украшения).

- Как вы думаете, кто нам прислал такой подарок и для чего? (Дед Мороз, Снегурочка).

- А как вы думаете, Деду Морозу и Снегурочке приятно тоже получить подарок? (Ответы детей.)

- А что мы им сможем подарить? (Ответы детей.)

- Сможем. А каким может быть подарок для них?

- актуализировать знания детей о разновидностях подарках;

- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.

Вырастала ёлка Приходили к ёлке

В лесу на горе. И волки зимой…

У неё иголки Увезли мы ёлку

Зимой в серебре. К себе домой.

У неё на шишках Нарядили ёлку

Ледышки стучат, В новый наряд -

Снежное пальтишко На густых иголках

Лежит на плечах. Блёски горят.

Жил под ёлкой зайка Началось веселье -

С зайчихой своей. Песни да пляс!

Прилетала стайка Хорошо ли, ёлка,

Чечёток с полей Тебе у нас?

Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте строчками из стихотворения :

- Вырастала ёлка в лесу на горе? (хоровой и индивидуальные ответы.)

- У неё на шишках ледышки стучат? (хоровой и инд. ответы.)

- Снежное пальтишко лежит на плечах? (хоровой и инд. ответы.)

- Ребята, вспомните и скажите какие звери и птицы дружили с ёлкой, жили под ёлкой, прилетали и приходили к ней? (ответы детей.)

Обобщить ответы детей строчками из стихотворения.

- Что дальше случилось с ёлкой

- Как нарядили ёлку? Что это за новый наряд?

- Правильно. Раньше на ней было снежное пальтишко, иголки в серебре, а теперь?

III Затруднение в ситуации

1) создать мотивационную ситуацию для запоминания стихотворения;

2) формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимания его причины.

- Ребята, кто запомнил стихотворение и может рассказать его?

- Как можно быстро запомнить стихотворение? (нарисовать его). Дети на индивидуальных листочках рисуют.

- Сможете рассказать стихотворение? Почему не смогли?

- Значит, что нам надо узнать? (как с помощью мнемотаблицы нарисовать стихотворение)

1) познакомить с разным способом сгибания квадрата для получения треугольника и прямоугольника;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

V Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

1) тренировать умение рассказывать стихотворение по мнемотаблице;

2) закрепить умение тренировать память, внимание, речь.

Предлагает детям прочитать стихотворение с помощью таблицы вместе, потом индивидуально (2-3 человека).

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.

- Запомнили стихотворение? Вам понравилось?

- Ребята, как вы думаете, понравится Деду Морозу и Снегурочке наш подарок? (Да.)

- Кто так считает, возьмите по одной игрушке и украсьте нашу ёлочку.

-Какие знания и умения вам пригодились?

- Почему у нас все так быстро и хорошо получилось?

Комментарии к сценарию.

На данном занятии создала проблемную ситуацию для того, чтобы дети поставили свою цель: приготовить подарок для Деда Мороза и Снегурочки. Таким образом, дети не осознанно, добиваясь своей детской цели, достигают поставленные мною образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Упражняя детей в умении заучивать стихотворение с использованием мнемотаблицы способствовало развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-действенного мышления, формированию умения соотносить знаковые символы с образами.

Составление мнемотаблицы позволило вызвать эмоциональный отклик и творческую активность, чувство удовлетворения от полученного результата.

Использование мнемотаблицы позволило восстановить последовательность стихотворения. Детям было предложено рассказать стихотворение по таблице. В задании использовала фронтальную и индивидуальную работу. Дети с удовольствием выполняли задания.

Подведение итогов способствовало развитию у детей умения выражать отношение к своей и совместной деятельности.

Беседа о результатах совместной деятельности позволила сделать вывод, что во время выполнения задания, дети владеют умением принимать инструкцию взрослого, правильно выполнять задания.

Продолжительность образовательной деятельности не более 20 минут.

Тип занятия соответствует цели и задачам деятельности, которые конкретизированы, связаны с содержанием учебного и игрового материала. Подобранный материал доступен для детей данного возраста. Использование мнемотаблицы – повышает интерес детей к деятельности, результативность.

В образовательной деятельности мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на упражнение детей в умении составлять стихотворение с использованием мнемотаблиц.

Считаю, что использование разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.

Методы и приемы, которые были использованы, вызывают интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания. Поэтому дети в течение всего времени были активны, проявляли интерес ко всем видам деятельности. Оцениваю результаты положительно, так как удалось реализовать все поставленные задачи.

Список используемой литературы :

1. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.

2. Гербова В. В. Методика развития речи/ В. В. Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012.

3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц

Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц О мнемотехнике я думаю знают многие, публикации есть у меня на страничке, поэтому я не буду останавливаться на понятиях. Начала я использовать.

Заучивание стихотворения методом пиктограмм

Заучивание стихотворения методом пиктограмм Мы с детьми стали счастливыми обладателями двух книг Татьяны Петуховой "Дивное царство"и "Бабушкины сказки". В преддверие нового года.

✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена

Быстрое заучивание НОВОГОДНИХ СТИХОВ в таблицах

Как работать с мнемотаблицей:
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице.
6. Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей самостоятельно (можно разрезать мнемотаблицу на части и предложить собрать стихотворение из картинок)
7. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.

1." Дед Мороз "
(А. Шибаев )

К нам на елку –
ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз.
Что за щеки, что за нос.
Борода-то, борода.
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!

2."Дед Мороз "
(Е. Тараховская )

Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он — с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.

3. "Дед Мороз проспал в постели "
(Т.Мельникова )

Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня,
Где вы вьюги. где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре!

4."Снежинки "
(А. Усачёв )

Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, - думает, - ежинки.
Белые, колючие
И к тому ж - летучие".
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки.
Видно, заяц - весь в пуху -
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на снежинки:
"Это, может быть, смешинки. "
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.

5. "Снежинки"
(Галина Новицкая)

- Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
- Я! - ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!

6. "Веселый снеговик "
(Ирина Гурина )

По сугробам, напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!

7. "Вырастала елка "
(Евгения Трутнева )

Вырастала елка
В лесу на горе,
У нее иголки
Зимой в серебре.
Жил под елкой зайка
С зайчихой своей,
Прилетала стайка
Чечеток с полей

8."Елочный перезвон"
(Елена Григорьева )

На елке не шишки
И не свистульки,
На елке повисли
Большие сосульки!
Лишь ветер подует,
Как слышен трезвон:
- Динь-дон, дили-дили,
Динь-дон, дили-дон!

9. "Если кончится мороз "
(Владимир Данько )

Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!

10. "Пирог "
(П.Воронько )

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.


Быстрое заучивание НОВОГОДНИХ СТИХОВ в таблицах

Как работать с мнемотаблицей:
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице.
6. Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей самостоятельно (можно разрезать мнемотаблицу на части и предложить собрать стихотворение из картинок)
7. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.

1." Дед Мороз "
(А. Шибаев )

К нам на елку –
ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз.
Что за щеки, что за нос.
Борода-то, борода.
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!

2."Дед Мороз "
(Е. Тараховская )

Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он — с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.

3. "Дед Мороз проспал в постели "
(Т.Мельникова )

Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня,
Где вы вьюги. где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре!

4."Снежинки "
(А. Усачёв )

Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, - думает, - ежинки.
Белые, колючие
И к тому ж - летучие".
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки.
Видно, заяц - весь в пуху -
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на снежинки:
"Это, может быть, смешинки. "
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.

5. "Снежинки"
(Галина Новицкая)

- Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
- Я! - ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!

6. "Веселый снеговик "
(Ирина Гурина )

По сугробам, напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!

7. "Вырастала елка "
(Евгения Трутнева )

Вырастала елка
В лесу на горе,
У нее иголки
Зимой в серебре.
Жил под елкой зайка
С зайчихой своей,
Прилетала стайка
Чечеток с полей

8."Елочный перезвон"
(Елена Григорьева )

На елке не шишки
И не свистульки,
На елке повисли
Большие сосульки!
Лишь ветер подует,
Как слышен трезвон:
- Динь-дон, дили-дили,
Динь-дон, дили-дон!

9. "Если кончится мороз "
(Владимир Данько )

Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!

10. "Пирог "
(П.Воронько )

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

Читайте также: