За посадками молодых деревьев следит лесовод

Обновлено: 18.09.2024

У нас ч…сто леса гибнут от бе…жалос…ного обращения с ними. Люди бе…сознательно бр…сают спич(?)ку, и от ее огня пог..бают б…льшие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы выр…стить его, надо десятки лет.
→За п..садками молодых деревьев сл..дит лес…вод←. Он уст…навливает места, которые п…страдали от пожара, нам…чает, где надо ра…чистить лес от бурелома, отводит участки для работы лес…рубов, учас(?)твует в борьбе с вр…дителями леса. Гусеницы иногда с…едают подр…стающие побеги, об…едают лист…я. →Зайцы и мыш… обгрызают корни м…лодых деревьев←. Но есть у леса и друзья — птиц… . Они прекрас(?)ные помощ(?)ники лес…водов.
Бер..гите, ребята, лес! Это наше богатство.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольные диктанты за 5 класс

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово) (По Д. Зуеву )

Восход солнца

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)(По И. Соколову-Микитову )


В горах Памира

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

Охраняйте леса!

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Приближение весны

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.
Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)(По И. Соколову-Микитову )

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег.
На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (98 слов)(По И. Соколову-Микитову)

Контрольные диктанты с грамматическим заданием

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)

Графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов.

Разобрать слова по составу: молодого, цветочки, выходные, подземный.

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

Фомка и Барин.

По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

Грамматическое задание:

Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Начало пути в страну невыученных уроков.

За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.

Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)

Грамматическое задание:

Найдите сложное предложение и докажите графически. Укажите вид сложного предложения.

Встреча в тайге.

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

Грамматическое задание:

Найдите сложное предложение и докажите графически. Составьте схему предложения.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (99слов)

Грамматическое задание:

Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

Грамматическое задание:

1.В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. А то, что это ( жёстко, жестоко ), узнаём позже – от своих детей.

3.Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. Она не жалуется, значит, ей хорошо.

4. Я никогда не видел слёз своей матери. Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. Я не знал, что это было ( милостыней, милосердием ), которое она оказывала мне.

1. Восстановите правильную последовательность абзацев.

2. Озаглавьте текст, составьте его план.

3. Определите основную мысль текста.

3. Раскройте скобки, выбрав из приведённых слов правильный вариант.

5. В части №1 найдите стилистически окрашенное слово.

Исходный текст.

Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. Она не жалуется, значит, ей хорошо.

Я никогда не видел слёз своей матери. Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей.

1.За посадками деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши объедают корни молодых деревьев.

2.Берегите, ребята, лес как зеницу ока! Это наше богатство!

3. У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от её огня погибают большие участки леса. (3) Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.

4. … есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.

1. Восстановите правильную последовательность абзацев.

2. Озаглавьте текст, составьте его план.

3. Определите основную мысль текста.

4. Часть №4 текста. Выберите и вставьте необходимую связку в начало абзаца

( и, разве, но, когда).

5. Замените синонимами выделенные слова в части №1.

Исходный текст.

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от её огня погибают большие участки леса. (3) Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.

За посадками деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, портят листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес как зеницу ока! Это наше богатство!

1.Бесчисленные листья устилают землю. Они разных цветов: жёлтые, оранжевые, красные. Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. Только их шорох нарушает покой лесного царства.

2. … страшен лес в непогоду. Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. Они уже не борются с ним. Дождь бьёт по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются дары природы: цветы, травы, кусты. Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие ёлочные шарики.

3.Расщедрилась природа и подарила тёплые денёчки. Но осень уже поселилась в лесу. Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.

1. Восстановите правильную последовательность абзацев.

2. Озаглавьте текст, составьте его план.

3. Определите основную мысль текста.

4. Часть №2 текста. Выберите и вставьте необходимую связку в начало абзаца

( и, разве, но, когда).

5. Напишите по тексту изложение.

Исходный текст

Расщедрилась природа и подарила тёплые денёчки. Но осень уже поселилась в лесу. Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.

Бесчисленные листья устилают землю. Они разных цветов: жёлтые, оранжевые, красные. Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. Только их шорох нарушает покой лесного царства.

Но страшен лес в непогоду. Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. Они уже не борются с ним. Дождь бьёт по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются дары природы: цветы, травы, кусты. Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие ёлочные шарики.

Подчеркните соеденительные гласные и выделите корень.
Мы подъезжали к живописным местам. У нас леса часто гибнут от безжалостного обращения. За посадками молодых деревьев следят трудолюбивые лесоводы. Они участвуют в борьбе с вредителями. Личинки гусеницы съедают молодые побеги, объедают разные цветочные листья. Лесовод устанавливает места, которые пострадали от пожара и бурелома, отводит участки для работы лесорубов.

Корни выделю жирным шрифтом, между ними будут соединительные гласные (о, е).

ЖИВоПИСным, ТРУДоЛЮБивые, ЛЕСоВОДы, ЛЕСоВОД, БУРеЛОМ, ЛЕСоРУБов.

Читайте также: