Зачем бог посадил дерево познания в раю

Обновлено: 15.09.2024

- Любящие родители, когда у них маленький ребенок, прячут спички, чтобы ребенок случайно не сделал себе что-то плохое, убирают розетки, убирают горячий чайник. Почему тогда Бог, который сотворил Адама и Еву, среди рая оставляет доступным дерево, от которого начались потом такие большие проблемы у человечества и все закончилось трагедией?

Поэтому в данном случае Древо познания добра и зла было не спичками, а было тем целительным средством, необходимым средством, благодаря которому только началась история и окончится история человечества тем, что человек, как существо не бессмертное, которое со смертью тела не теряет сознания, весь опыт остается у него. Благодаря этому познанию Древа добра и зла (мы все здесь постигаем как раз), убеждается человек, что без Бога - это ад, Бог – это величайшее благо. Благодаря этому и произойдет то окончательное спасение человечества, которое было целью творения человека Богом.

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии.


Так что же представляет собою древо познания добра и зла? В чем суть той трагедии, которую мы называем грехопадением?

Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло.

Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает по этому поводу так:

Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.

И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.

Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы Рая, не поместил вне досягаемости для людей?

Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.

Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних – меньшие первого. Человек может обладать только этими правами: он может быть лишь владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога – Творца и Собственника всего тварного мира.

Человек даже по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Где-то я прочитал, что жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Вот фундаментальная истина – все принадлежит Богу!

В действительности же, человек, общаясь с еретиками, теряет свое спасение. Он теряет и свое здоровье: и физическое, и духовное. Но самое страшное – он теряет благодать!

Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать всё. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серьезные заблуждения!

Так должны поступать с еретической литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.

Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее…

Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу:

…И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?!

То есть, тогда когда в своей жизни мы восстановим приоритеты и права Бога, решать вместо человека и за человека что такое добро и зло, то есть, подчинимся Воли создавшего нас, тогда Он и может начать дело нашего спасения.

Зачем Бог создал дерево познания добра и зла в раю?

После этого Господь Бог сделал так, что в саду стали расти всевозможные красивые деревья и деревья со съедобными плодами, а посередине сада Он поместил дерево жизни и дерево познания добра и зла. (Бытие 2:9)

Раз Бог знает все — прошлое, настоящее и будущее, Он должен был знать, что Ева съест запретный плод, после чего все женщины человечества будут наказаны за это, расплачиваясь за этот грех. Вопрос — почему (зная то, что должно случиться в будущем) тогда Бог поместил это дерево в райском саду? Просто для удовольствия?

Бог уже в раю дал нам свободу выбора

Я заметил в вашем вопросе признаки гнева и горечи. Учитывая тон вашего вопроса, скажу, что при этом вам очень сложно будет понять его вовсе. Но сам вопрос очень хороший, поэтому я постараюсь ответить максимально хорошо.

Я вижу, что в вопросе вы делаете два ошибочных предположения. Вы полагаете, что Бог посылает людей в ад — как будто это Он решил осудить каждого конкретного человека. Это не библейский взгляд. Что мы видим в райском саду, так это то, что Бог хотел иметь отношения с людьми. Бог создал Адама и Еву, они были созданы по Его образу и подобию (Бытие 1:26). Точный смысл этого не совсем ясен, но я полагаю, что согласно Его образу и подобию мы самостоятельные личности и обладаем правом свободы выбора. Мы обладаем властью. Бог обладает суверенной властью над Вселенной, а мы обладаем суверенной властью над нами самими и над той частью мира, на которую имеем влияние. Бытие вторая глава говорит мне о том, что мы были созданы Богом, чтобы Он мог любить нас, а мы, в ответ на Его любовь, могли бы любить Его. Мы, как творения, были созданы для отношений.

Зачем Бог создал это дерево познания добра и зла в раю?

Бог вовсе не преследует женщин. Он очень сильно любит женщин и послал Своего Сына, чтобы Он умер за их грехи. Он учил Адама и Еву. Кого Он больше учил и наставлял — это еще вопрос, но такое наставление есть любовь, а не наказание. Он сделал эти вещи для того, чтобы мы помнили, могли найти Его и, в каком-то смысле, вернуться к Нему в сад.

Я согласен, что нам, людям, очень сложно смириться с тем, что Бог знает все. Нам вообще сложно понять, что знать заранее и заранее все предопределить — разные вещи. Другими словами, мы не можем представить (или это очень сложно сделать), как можно знать то, что случится в будущем, но при этом не быть причиной этих событий. Но это происходит из-за того, что мы смотрим на время линейно. Но Бог существует вне времени, по этой причине Он может знать то, что произойдет в будущем, но при этом не заставляя людей делать тот или иной выбор. Бог дает нам выбор, но, с другой стороны, уже знает, какой выбор мы сделаем. Это часть природы Бога.

Вот зачем Бог создал это дерево познания в раю. Надеюсь, что это помогло.

Не ешьте ни от какого дерева: толкование Бытие 3 главы

От редактора: данный вопрос вызван различными переводами отрывка Бытие 3:1. А точнее одного слова. Вот два различных перевода этого отрывка:

Я уже обсуждал эту тему. В Ветхом Завете есть довольно много примеров, в которых еврейское слово имеет два возможных значения, с довольно большими последствиями для толкования. Такие примеры составляют незначительное меньшинство всех мест, но факт остается фактом: в еврейской Библии есть несколько отрывков, в которых есть неуверенность в точном толковании. Я думаю, что Бытие 3:1 — один из этих отрывков. Я определенно не еврейский ученый и с радостью позволю экспертам говорить об этом, но если я правильно понимаю, возможны и толкования.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, зачем Бог создал Древо познания Добра и Зла? Меня интересует почему Древо не Добра, а именно ещё и зла! Для чего? Ведь если бы не было этого Древа зла, то и зла на Земле бы не было! И человек выбирал бы между хорошим и лучшим, и свою волю направлял бы только к хорошему!

Похожие вопросы

4 Ответа

Древо познания добра и зла было поставлено как самый важный элемент свободы. Это 1-я заповедь от Бога для человека, которую Адам под влиянием сатаны и Евы преступил.

Так что же дерево, неужто для смерти человека? Никак нет! Но для того чтоб вкусить человеку его плоды тогда, когда он стал бы крепче, взрослее и мудрее. По готовности Адама и Евы, Бог разрешил бы вкусить эти плоды, чтоб они безстрастно могли видеть зло, не впадая под его влияние.

И сегодня, мы младенцу не даём вкушать мяса, рыбу и вина до времени, пока он не вырастет.

Нашей жизнью здесь, мы учимся тому, чему не стал учиться Адам и Ева.

А зачем Адаму и Еве знать о зле? Даже если они бы уже стали мудрыми, то это совершенно лишнее. Я не понимаю зачем Бог создал зло. Он ведь благ, любвеобилен, совершенен. Неужели Адам и Ева не смогли бы обойтись без знаний о зле ( хотя и в мудром и бесстрастном возрасте)?

Бог не создавал зла, зло творят люди под воздействием падших ангелов. В остальном, очень верное замечание!

Умение разбираться в том, что такое добро, и что такое зло даёт человеку настоящую свободу, а самое главное возможность проявления искренней, неподдельной, невынужденной Любви.

Если бы Господь создал человека, который не способен познать и сделать злое, то получился бы аксессуар, безобидная игрушка, проявляющая эрзац-Любовь в автоматическом режиме, запрограмированно, а значит не искренне и не свободно.

Господь тем и велик, что создал человека в уме и свободным. Ещё больше велик Он тем, что не вмешивается в нашу свободу, но призывает нас к выбору Себя, показывая красоту Его мира.

Лучше бы я была той игрушкой, которая любит Господа! Зачем мне такая свобода? Свободно можно выбирать между добром и очень хорошим чем-то, мудростью и наивностью и т.д. Но не между добром и злом…

Имея свободу и разум, что может человека отвадить от Бога? Или так спрошу, не желаете ли иметь своим Отцом самого Бога? Например, многие желают быть дочерьми Рокфеллера, когда вспоминают миллиардера. Или, может желаете, чтоб отцом был злой лжец?
Внутри себя ответ человека на эти вопросы — в желании отцовства от Бога. Но не имея любви к Нему, зачем Бог?

В этом и проявляется свобода, что не имея любви к чему-либо, мы сами удаляемся этого. Если не любим школу, то стараемся в неё не ходить, если не любим супруга, то разбегаемся, если не любим детей, то сами их бросаем. Если не любим Бога, то сами убираем Его из жизни. Повторюсь, не Он нас бросил, но мы сами, не имея настоящей любви к Нему.

Истинная любовь к Богу, нужна самому человеку. Это состояние раскрывает все возможности, заложенные Богом в людей.

. почему Древо не Добра, а именно ещё и зла! Для чего? Ведь если бы не было этого Древа зла, то и зла на Земле бы не было!

Зло уже присутствовало на земле в лице падших ангелов - утерявших святость и принадлежность к Богу. Именно один из них – дьявол и подтолкнул людей к грехопадению.

Человек изначально был создан со свободной волей выбора, но в начале своего становления у него не было жизненного опыта и понять, что такое добро и зло, он не мог. Поэтому Бог дал заповедь не вкушать плода познания Быт.2:16-17 пока он не будет к этому готов.

Хороший пример привел иеромонах Андроник Пантак в одной из своих лекций: ребенку до 1 года, запрещая трогать утюг, говорят - нельзя; в 3 года, объясняют - нельзя, потому что он горячий и тяжелый, можно обжечься и уронить на ногу, ребенок понимает, что утюг необходимая, но запретная вещь, в 6 лет – запрет снимается с научающими напутственными словами: аккуратно бери и гладь им одежду.

Так и первые люди должны были возрастать в любви, а не вкушать плод, который им был вреден.

Ольга, Бог есть любовь, а настоящая любовь не может быть навязана насильно. Зло - это нарушение воли Бога. Бог зла не создавал, Он дал возможность прародителям проявить настоящую любовь, основанную на собственной воле, а не ограниченную незнанием и обстоятельствами.

Заповедь о невкушении плодов с дерева познания добра и зла была необходима человеку для упражнения в добре, а именно - в послушании Божественной воле.

Если бы человек исполнял это послушание, то постепенно состояние его воли из формальной свободы перешло бы в состояние реально-доброй свободы, а затем "идеально доброй", когда разворот ко греху, при содействии благодати Божией, становится практически невозможным.

До того как вкусить запретный плод, человек знал, что такое зло, однако не имел опытного с ним соприкосновения, а преступив заповедь, вкусив плод, на опыте познал, что это такое.

Читайте также: