Желтые листья опали с деревьев и усеяли берег

Обновлено: 18.09.2024

Прочитайте, вставляя однородные и обособленные члены предложения, данные в скобках. При чтении соблюдайте интонацию перечисления: понижайте голос в конце каждого обычного предложения и повышайте в начале последующего. Делайте огромные паузы в том месте, где поставите точку с запятой.
2. nbsp;nbsp;Запишите приобретенные предложения, расставляя знаки препинания.
1. Жёлтые листья опали с деревьев (и обсеяли сберегал) зелень полиняла (засохла) река приняла прохладный (свинцовый) цвет. nbsp;2. С грохотом промчалась машина (подняв пыль на дороге) пронёсся табун лошадей. 3. С (не) большенными перерывами дождик длился весь денек в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). 4. Большие капли дождика осыпались с гулом (точно алмазы) травка (ещё не так давно взбудораженная ветром) (не) шевелилась.
1. Ещё раз прочитайте образцы, проверьте постановку знаков препинания.
2. Составьте схемы 1, 2 и 4-го предложений. nbsp;Растолкуйте подчёркнутые орфограммы.

Роман в двух частях

Писатели двумя способами исследуют жизнь – умственным, начинающимся с размышлений о явлениях жизни, и художническим, суть которого – постижение тех же явлений не умом (или, вернее, не только умом), а всей своей человеческой сущностью, или как принято говорить, интуитивно.

Интеллектуальное познание жизни приводит автора к логическому изложению изученного им материала, художническое – к выражению сущности тех же явлений через систему художественных образов. Писатель-беллетрист как бы дает картину жизни, но не просто копию с нее, а преображенную в новую художественную реальность, отчего явления, заинтересовавшие автора и освещенные ярким светом его гения или таланта, предстают перед нами особо зримыми, а иногда и зримыми насквозь.

И в своем первом романе Гончаров нарисовал картину русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века. Разумеется, Гончаров не мог дать полной картины жизни и деревни и Петербурга, как вообще ни один автор не может этого сделать, потому что жизнь всегда многообразнее любого ее изображения. Посмотрим, получилась ли изображаемая картина объективной, как этого желал автор, или какие-то побочные соображения сделали эту картину субъективной.

Драматическим содержанием романа является та своеобразная дуэль, которую ведут два главных ее персонажа: молодой человек Александр Адуев и его дядя Петр Иваныч. Дуэль увлекательная, динамичная, в которой успех выпадает на долю то одной, то другой стороны. Поединок за право прожить жизнь согласно своим идеалам. А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.

Тонкая ирония Гончарова, с какой он описывает в начале романа своего юного героя – его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу своему Поспелову, первые его робкие шаги в Петербурге, – именно этот весьма насмешливый взгляд Гончарова на своего юного героя делает образ Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, авторы не относятся с иронией.

А вот и противная сторона: столичный житель, владелец стекольного и фарфорового завода, чиновкник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний Петр Иваныч Адуев – второй герой романа. Гончаров наделяет его и юмором, и даже сарказмом, но сам не относится к этому своему детищу с иронией, что заставляет нас предполагать: вот он, истинный герой романа, вот тот, на кого автор предлагает нам взять равнение.

Два этих характера, заинтересовавшие Гончаров, были ярчайшими типа своего времени. Родоначальником первого явился Владимир Ленский, второго – сам Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Замечу здесь в скобках, что и холодность Онегина, его опытность терпят точно такой же крах, как и опытность и значение жизни Петра Иваныча Адуева.

С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника! Как спокойно, уверенно, безапеляционно разбивает дядя своего горячего, но не вооруженного страшным оружием логики и опыта племянника! И каждая критическая фраза убийственна, неотразима. Неотразима оттого, что он говорит правду. Тяжелую, иногда даже обидную и беспощадную, но именно правду.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

9-Б класс русский язык 07.04.

Тема урока : Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Готовимся к ОГЭ : работа с текстом, выполнение творческого задания.

От ручья тянулась трясина; она раскинулась среди кочек, густого лозняка и подошла вплотную к лесу, узким клином врезавшемуся в болото.

Старые ели и осины переплелись ветвями, синеватый сухостой просвечивал своей бледностью сквозь тяжёлые лапы елей, заглохший и позабытый всеми лес медленно умирал.

Брянцев подходил к самому берегу ручья и, не двигаясь, смотрел.

Глаза художника среди коряг отыскивали длинное, пятнистое тело огромной щуки.

Она каждый вечер приплывала сюда и, громко плеснув водой, таилась за чёрным стволом; рыба видела Брянцева и зорко следила за ним, поворачивая круглые, зелёные глаза, и медленно шевелила плавниками.

Рыба была очень старая.

Пятна на боках сделались чёрными, будто выжженные огнём.

7. замените словосочетание ЛАПЫ ЕЛЕЙ (предл.2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетание со связью согласования;

8. выпишите грамматическую основу предложения 6;

9. среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением;

11. сколько грамматических основ в предложении 2;

14. среди предложений 1-7 укажите номера бессоюзных сложных предложений.

4. Работа над темой урока.

1). Проверка выполненного задания, беседа по вопросам.

Почему вы решили, что предложения 1,2,5 бессоюзные сложные?

По каким признакам вы находили бессоюзные сложные предложения?

Как связаны части бессоюзного сложного предложения?

Чтение и анализ предложений.

6). Практическая работа с языковым материалом. Укажите номера предложений, в которых поставим запятую, и номера предложений с точкой запятой между частями. Знаки препинания не расставлены.

1 . День был серый небо висело низко сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья деревьев.
2 . Чёрные тени и красные блики двигались по земле сменяя друг друга они то удалялись от костра то приближались к нему вплотную.
3 . Лунный свет теперь вспыхивает и гаснет в лужах лягушки напуганные светом молчаливо разбегаются…

4. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головою.
5. Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонь будка вынырнула из темноты и опять пропала.

7). Прочитайте, вставляя однородные и обособленные члены предложения, данные в скобках. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.

Жёлтые листья опали с деревьев ( и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно
(как в погребе).

Крупные капли дождя осыпались с шумом
(точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

8) . Конструирование бессоюзных сложных предложений. Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные, а сложные предложения – в связный текст. Каким знаком вы разделили части сложного предложения. Выбор знака обоснуйте.

1. Грозовую тучу буря несла нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас.

2. Сухая земля и сухой песок заскрежетал по железному телу паровоза. Видимости не стало.

3. Нам теперь было трудно дышать от горячего пыльного вихря забившегося в кабину. Паровоз с воем пробивался вперед.

4. Скорость упала до шестидесяти километров. Мы работали и смотрели вперед как в сновидении.

9) Задание-шутка : восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.

2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.

3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.

4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.

5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?

Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления?

Тема урока : Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

- сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении;

- формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

- определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;

- обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике;

- развитие речи и творческих способностей учащихся;

- воспитывать личность, способную на самостоятельную деятельность.

Тип урока : комбинированный

Прогнозируемые результаты : учащиеся определяют смысловые отношения между частями БСП;

знают правила постановки запятой и точки с запятой в БСП,

основные признаки бессоюзного сложного предложения, узнают БСП;

конструируют данные синтаксические конструкции;

правильно и уместно используют БСП в речи.

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Готовимся к ОГЭ : работа с текстом, выполнение творческого задания.
  1. От ручья тянулась трясина; она раскинулась среди кочек, густого лозняка и подошла вплотную к лесу, узким клином врезавшемуся в болото.
  2. Старые ели и осины переплелись ветвями, синеватый сухостой просвечивал своей бледностью сквозь тяжёлые лапы елей, заглохший и позабытый всеми лес медленно умирал.
  3. Брянцев подходил к самому берегу ручья и, не двигаясь, смотрел.
  4. Глаза художника среди коряг отыскивали длинное, пятнистое тело огромной щуки.
  5. Она каждый вечер приплывала сюда и, громко плеснув водой, таилась за чёрным стволом; рыба видела Брянцева и зорко следила за ним, поворачивая круглые, зелёные глаза, и медленно шевелила плавниками.
  6. Рыба была очень старая.
  7. Пятна на боках сделались чёрными, будто выжженные огнём.

7. замените словосочетание ЛАПЫ ЕЛЕЙ (предл.2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетание со связью согласования;

8. выпишите грамматическую основу предложения 6;

9. среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением;

11. сколько грамматических основ в предложении 2;

14. среди предложений 1-7 укажите номера бессоюзных сложных предложений.

4. Работа над темой урока.

1). Проверка выполненного задания, беседа по вопросам.

Почему вы решили, что предложения 1,2,5 бессоюзные сложные?

По каким признакам вы находили бессоюзные сложные предложения?

Как связаны части бессоюзного сложного предложения?

Почему в одних БСП между частями ставится запятая, а в других точка с запятой?

2). Коллективная работа: учащиеся объясняют постановку запятой и точки с запятой в БСП.

3). Учитель объявляет тему и цели урока.

4). Свои предположения о постановке запятой и точки с запятой учащиеся проверяют по учебнику (стр. 96)

Чтение и анализ предложений.

6). Практическая работа с языковым материалом. Укажите номера предложений, в которых поставим запятую, и номера предложений с точкой запятой между частями. Знаки препинания не расставлены.

1 . День был серый небо висело низко сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья деревьев.
2 . Чёрные тени и красные блики двигались по земле сменяя друг друга они то удалялись от костра то приближались к нему вплотную.
3 . Лунный свет теперь вспыхивает и гаснет в лужах лягушки напуганные светом молчаливо разбегаются…

4. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головою.
5. Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонь будка вынырнула из темноты и опять пропала.

7). Прочитайте, вставляя однородные и обособленные члены предложения, данные в скобках. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.

Жёлтые листья опали с деревьев ( и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно
(как в погребе).

Крупные капли дождя осыпались с шумом
(точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

8) . Конструирование бессоюзных сложных предложений. Задание: спишите предложения, соединяя группы простых предложений в бессоюзные сложные, а сложные предложения – в связный текст. Каким знаком вы разделили части сложного предложения. Выбор знака обоснуйте.

1. Грозовую тучу буря несла нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас.

2. Сухая земля и сухой песок заскрежетал по железному телу паровоза. Видимости не стало.

3. Нам теперь было трудно дышать от горячего пыльного вихря забившегося в кабину. Паровоз с воем пробивался вперед.

4. Скорость упала до шестидесяти километров. Мы работали и смотрели вперед как в сновидении.

9) Задание-шутка : восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.

2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.

3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.

4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.

5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?

Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления?

Д/з. и комментарий к его выполнению.

- Выучить теоретический материал по теме урока

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1. От ручья тянулась трясина; она раскинулась среди кочек, густого лозняка и подошла вплотную к лесу, узким клином врезавшемуся в болото. 2. Старые ели и осины переплелись ветвями, синеватый сухостой просвечивал своей бледностью сквозь тяжёлые лапы елей, заглохший и позабытый всеми лес медленно умирал. 3. Брянцев подходил к самому берегу ручья и, не двигаясь, смотрел. 4. Глаза художника среди коряг отыскивали длинное, пятнистое тело огромной щуки. 5. Она каждый вечер приплывала сюда и, громко плеснув водой, таилась за чёрным стволом; рыба видела Брянцева и зорко следила за ним, поворачивая круглые, зелёные глаза, и медленно шевелила плавниками. 6. Рыба была очень старая. 7. Пятна на боках сделались чёрными, будто выжженные огнём. ЗАДАНИЯ: 7. Замените словосочетание ЛАПЫ ЕЛЕЙ (пред.2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 8.Выпишите грамматическую основу предложения 6. 9.Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. 11. Определите количество грамматических основ в предложении 2. 14. Среди предложений 1-7 укажите номера бессоюзных сложных предложений.

От ручья тянулась трясина; она раскинулась среди кочек, густого лозняка и подошла вплотную к лесу, узким клином врезавшемуся в болото. Старые ели и осины переплелись ветвями, синеватый сухостой просвечивал своей бледностью сквозь тяжёлые лапы елей, заглохший и позабытый всеми лес медленно умирал. 5. Она каждый вечер приплывала сюда и, громко плеснув водой, таилась за чёрным стволом; рыба видела Брянцева и зорко следила за ним, поворачивая круглые, зелёные глаза, и медленно шевелила плавниками.

1 . День был серый небо висело низко сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья деревьев. 2 . Чёрные тени и красные блики двигались по земле сменяя друг друга они то удалялись от костра то приближались к нему вплотную. 3 . Лунный свет теперь вспыхивает и гаснет в лужах лягушки напуганные светом молчаливо разбегаются.. 4. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головою. 5. Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонь будка вынырнула из темноты и опять пропала.

Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно: 1. Ремесло не коромысло: 2. Хорош садовник – 3. Не удобришь рожь – 4. Бобы не грибы - 1. не посеешь – не взойдут. 2. соберешь хлеба на грош. 3. плечо не оттянет. 4. хорош крыжовник.

Читайте также: