Август был с теплыми дождиками нарочно выпадавшими для посева мужик насыпающий яблоки

Обновлено: 18.09.2024

Август был с тёплыми дождиками, нарочно выпадавшими для посева.

Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним.

В поредевшем саду далеко видна усыпанная соломой дорога к большому шалашу.

Август был с тёплыми дождиками, нарочно выпадавшими для посева. Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним.

денег было мало, поэтому они жили впроглодь. (убежал впроголодь - не совсем сочетается)

он с размаху ударил по мячу.

это ещё бабушка надвое сказала. (устойчивый фразеологизм)

во-первых, он был умён.

относитесь к животным по-человечески! возле стройки худо-бедно кормиться можно.

так жили они честь по чести до самой старости.

она едва могла перевернуться с бока на бок.

сегодня мне побоку на дела и проблемы. (здесь не уверена на счёт значения слова "побоку")

книга-большая шкатулка знаний.из книги можно узнать что было 1000 лет назад,как мы дышим,почему живём и ещё много-много разных вопросов.представим нашу жизнь без книг: проснулись,поели,пошли в школу(пописали,не почитали),пришли домой,сделали уроки,поели,посидели за компом,посмотрели телевизор! а ещё осталось куча времени.ведь как интересно почитать художественную ,приключения.а сейчас почти у всех на книгах толстый слой пыли,десятки страниц порваны.берегите книги! они ваши верные друзья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к (. ) наивным речам и ощупывал в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина. Тут подошел к нему самый маленький Свечников, Коля, и остановился неподвижно и с видом изумления, составив ноги носками внутрь и положив палец на угол пухлых губ. Месяцев шесть тому назад он бросил, по настоянию родственников, скверную привычку класть палец в рот, но совершенно отказаться от этого жеста еще не мог. У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивлённые глаза, и по всему своему виду он принадлежал к мальчикам, которых особенно преследовал Сашка.

– Ты неблагодалный мальчик? – спросил он Сашку. – Мне мисс сказала. А я холосой.

– Уж на что же лучше! – ответил тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок.

– Хочешь лузье? На! – протянул мальчик ружье с привязанной к нему пробкой.

Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дёрнул собачку. Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слёзы

1) Текст принадлежит к публицистическому стилю, потому что воздействует на эмоции читателей, имеет целью привлечение внимания аудитории к проблеме невоспитанных детей.

2) В тексте присутствуют эпитеты (скверная привычка, удивлённые глаза и др.).

3) В приведённом отрывке представлены слова с уменьшительноласкательными суффиксами (воротничок, собачка, штанишки и др.).

4) Цель текста – воздействие на воображение и чувства читателя.

5) В тексте представлены многочисленные средства речевой выразительности: вопросительные, восклицательные, сложные, односоставные предложения, ряды однородных членов, инверсия.

2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Внешность, видимый облик, состояние. Внешний в. человека. Здоровый в. 2. Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с видом на море.

3. Нахождение в поле зрения, возможность быть видимым. Плыть в виду берегов. Скрыться из вида.

4. Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела. Кресло в. мебели.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тамОжня красИвейший диспАнсер кУхонный корЫсть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На старом чердаке ребята отыскали старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.

Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки. Пётр приютил парня, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите верное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Настроение Люси и без того было скверным, ещё и подруга подлила масла в пожар, рассказав о неудачном походе в кино.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свежие ТОРТЫ взглянул более СТРОЖЕ ПОПРОБУЕМ помочь

не ЕЗДИТЕ быстро ЧЕТВЕРО друзей

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. неправильное построение предложения с косвенной речью

В. ошибка в построении предложения с однородными членами

Г. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1. Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.

2. По приезде из Москвы он сразу вышел на работу.

3. Сестра поинтересовалась, всё ли у меня в порядке.

4. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

5. Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.

6. Коля не только коллекционировал почтовые марки, но и интересовался их историей.

7. Мы проезжали мимо деревеньки, почти полностью разрушенной временем.

8. Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

1) вымокнуть, касательная, плавание

2) заклинание, пригореть, заниматься

3) минимальный, упрощённый, редактировать

4) гористый, перила, стилистический

5) пейзаж, абитуриент, переживания

1) и..правил, ра..писал, ни..провергнуть

2) пр..высил, пр..рогатива, пр..пятствие

3) на..строил, по..пункт, пре..ставить

4) под..брал, н..правил, нез..менимый

5) пр..дорогой, пр..зыв, пр..стижный

1) застра..вающий, гречн..вый

2) причудл..вый, испар..на

3) перекра..вать, кресл..це

4) громад..на, повел..вать

5) искос. намертв..

1) пол..щая (огород), вид..щий (насквозь)

2) (гуси) щипл..т (траву), раду..щийся (гостю)

3) кол..щий (предмет), тле..щий уголёк

4) маяч..щая фигура, цикады стрекоч..т

5) пламене..щий закат, порт..щийся продукт

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ёлочке в нашем дворе (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)ОБЕЩАЙ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали девочке сходство с бабушкой.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На ней были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.

2) В детстве А.С. Грин любил книги о морях и путешествиях и мечтал стать матросом.

3) У Сергея не было ни квартиры ни ключа от квартиры.

4) Листья в осеннем Таврическом саду и красные и жёлтые.

5) Собака потянула носом воздух затем презрительно чихнула и побежала к дому.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Душистые растения (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мадам (1) мне нужно с Вами серьёзно поговорить. Мне кажется (2) будто (3) я в Вас влюблён. Это (4) наверняка (5) начало сильнейших чувств.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лишь только оно начинает приближаться (1) лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило (2) которое когда-то висело выше двух пятисвечий (3) становится Иван Николаевич беспокоен (4) нервничает (5) теряет аппетит (6) и сон (7) дожидается (8) пока созреет луна.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иван взглянул в окно (1) и (2) хотя на улице бушевала непогода (3) стремительно направился к двери (4) словно там уже его ждали.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем- де человеку столько отпущено.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)

1) В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.

2) Человек воспринимает время по-особенному: иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.

3) Физика может объяснить законы природы, и даже объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука может с лёгкостью.

4) Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.

5) Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.

1) Содержание предложений 2-5 поясняет содержание предложения 1.

2) В предложениях 19-20 представлено описание.

3) В предложениях 27-29 представлено рассуждение.

4) Предложение 30 объясняет содержание предложения 29.

5) Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.

24. Подберите синоним к слову благодатная из предложения 29. Запишите этот синоним.

25. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

4) ряды однородных членов

5) синтаксический параллелизм

6) вопросительные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

– Вали, ешь досыта, – делать нечего! На сли­ва­нье все мед пьют.

– Хозяй­ствен­ная бабочка! – гово­рит о ней меща­нин, пока­чи­вая голо­вою. – Пере­во­дятся теперь такие…

К ночи в погоду ста­но­вится очень холодно и роси­сто. Нады­шав­шись на гумне ржа­ным аро­ма­том новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садо­вого вала. Голоса на деревне или скрип ворот раз­да­ются по сту­де­ной заре необык­но­венно ясно. Тем­неет. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет души­стым дымом виш­не­вых сучьев. В тем­ноте, в глу­бине сада, – ска­зоч­ная кар­тина: точно в уголке ада, пылает около шалаша баг­ро­вое пламя, окру­жен­ное мра­ком, и чьи-то чер­ные, точно выре­зан­ные из чер­ного дерева силу­эты дви­га­ются вокруг костра, меж тем как гигант­ские тени от них ходят по ябло­ням. То по всему дереву ляжет чер­ная рука в несколько аршин, то четко нари­су­ются две ноги – два чер­ных столба. И вдруг все это скольз­нет с яблони – и тень упа­дет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…

Позд­ней ночью, когда на деревне погас­нут огни, когда в небе уже высоко бле­щет брил­ли­ан­то­вое семи­звез­дие Сто­жар, еще раз про­бе­жишь в сад. Шурша по сухой листве, как сле­пой, добе­решься до шалаша. Там на полянке немного свет­лее, а над голо­вой белеет Млеч­ный Путь.

– Это вы, бар­чук? – тихо окли­кает кто-то из темноты.

– Я. А вы не спите еще, Николай?

– Нам нельзя‑с спать. А, должно, уже поздно? Вон, кажись, пас­са­жир­ский поезд идет…

Долго при­слу­ши­ва­емся и раз­ли­чаем дрожь в земле. Дрожь пере­хо­дит в шум, рас­тет, и вот, как будто уже за самым садом, уско­ренно выби­вают шум­ный такт колеса: гро­мы­хая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сер­ди­тее… И вдруг начи­нает сти­хать, глох­нуть, точно уходя в землю…

– А где у вас ружье, Николай?

– А вот возле ящика‑с.

Вски­нешь кверху тяже­лую, как лом, одно­стволку и с маху выстре­лишь. Баг­ро­вое пламя с оглу­ши­тель­ным трес­ком блес­нет к небу, осле­пит на миг и пога­сит звезды, а бод­рое эхо коль­цом гря­нет и рас­ка­тится по гори­зонту, далеко-далеко зами­рая в чистом и чут­ком воздухе.

– Ух, здо­рово! – ска­жет меща­нин. – Потра­щайте, потра­щайте, бар­чук, а то про­сто беда! Опять всю дулю на валу отрясли…

А чер­ное небо чер­тят огни­стыми полос­ками пада­ю­щие звезды. Долго гля­дишь в его темно-синюю глу­бину, пере­пол­нен­ную созвез­ди­ями, пока не поплы­вет земля под ногами. Тогда встре­пе­нешься и, пряча руки в рукава, быстро побе­жишь по аллее к дому… Как холодно, роси­сто и как хорошо жить на свете!

История создания рассказа

яблоки

В начале осени 1891 года Бунин гостит в деревни у своего брата Евгения Алексеевича. И в это же время он пишет письмо гражданской жене Варваре Пащенко, в котором делится своими впечатлениями от утреннего запаха антоновских яблок. Увидел он, как начинается осеннее утро в деревни и его поразила холодная и серая заря. Навеивают приятные чувства и старая дедовская усадьба, которая теперь стоит заброшенная, а ведь когда-то она гудела и жила.

Бунин Иван Алексеевич

Иван Алексеевич Бунин

— Вали, ешь досыта, — делать нечего! На сливанье все мед пьют.

— Хозяйственная бабочка! — говорит о ней мещанин, покачивая головою. — Переводятся теперь и такие…

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада -сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони — и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

— Это вы, барчук? — тихо окликает кто-то из темноты.

— Я. А вы не спите еще, Николай?

— Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет…

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю…

— А где у вас ружье, Николай?

— А вот возле ящика-с.

Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

— Ух, здорово! — скажет мещанин. — Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли…

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

Сюжет рассказа

сюжет

Действие рассказа происходит ранней осенью, когда дожди еще были теплые. В первой главе рассказчик делится своими чувствами, которые он испытывает в деревенской усадьбе. Так, утро свежее и сырое, а сады золотые и уже заметно поредевшие. Но больше всего в памяти рассказчика запечатлевается запах антоновских яблок. Мещане-садовники наняли крестьян убирать урожай, поэтому повсюду в саду слышны голоса и скрип телег. В ночь уходят обозы, груженные яблоками, в город. В это время и мужик может вдоволь есть яблок.

Во второй главе вспомнится рассказчику хороший и урожайный год. А ведь, как говорят в народе, если антоновка удалась, то и остальной урожай будет хорошим. Осень – замечательное время и для охоты. Народ осенью уже и одевается по-другому, так как урожай убран и сложные работы остались позади. Интересно было рассказчику-барчуку и пообщаться в такое время со стариками и старухами, и понаблюдать за ними. На Руси считалось, что чем дольше живет старый люд, то тем богаче деревня. Дома у таких стариков отличались от других, были они строены еще их дедами.

Мужики жили хорошо, и рассказчик даже одно время и сам хотел попробовать пожить как мужик, чтобы познать все радости такого жития. В имении рассказчика крепостное право не чувствовалось, но зато оно становилось заметно в имении у тетки Анны Герасимовны, которая жила всего лишь в двенадцати верстах от Выселок. Признаками крепостного права для автора стали:

☛ Невысокие надворные постройки. ☛ Вся прислуга выходит из людской и низко-низко кланяются. ☛ Небольшая старая и прочная усадьба. ☛ Огромный сад

Отлично помнит рассказчик и свою тетку, когда она, покашливая, заходила в комнату, где он ее ожидал. Она была небольшая, но тоже какая-то прочная, как и ее дом. Но больше всего запомнился писателю удивительные обеды у нее.

В третьей главе рассказчик сожалеет о том, что и старые усадьбы и порядки, заведенные в них, куда-то ушли. Единственное, что от всего этого осталось, так это охота. Но из всех этих помещиков остался лишь только шурин писателя – Арсений Семенович. Обычно к концу сентября погода портилась, и лил непрерывный дождь. Сад в это время становился пустынным и скучным. Но зато октябрь приносил новую пору в усадьбу, когда помещики собирались у шурина и устремлялись на охоту. Какое же это было чудесное время! Неделями длилась охота. В остальное время было наслаждением читать старинные книги из библиотеки и слушать тишину.

В четвертой главе слышит горечь и сожаление писателя о том, что не царит больше в деревни запах антоновских яблок. Исчезли и обитатели дворянских имений: Анна Герасимовна умерла, а охотник – шурин застрелился.

Иван Бунин — Антоновские яблоки

Бунин Иван Алексеевич

Иван Алексеевич Бунин

— Вали, ешь досыта, — делать нечего! На сливанье все мед пьют.

— Хозяйственная бабочка! — говорит о ней мещанин, покачивая головою. — Переводятся теперь и такие…

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада -сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони — и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

— Это вы, барчук? — тихо окликает кто-то из темноты.

— Я. А вы не спите еще, Николай?

— Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет…

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю…

— А где у вас ружье, Николай?

— А вот возле ящика-с.

Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

— Ух, здорово! — скажет мещанин. — Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли…

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

Под стать старикам были и дворы в Выселках: кирпичные, строенные еще дедами. А у богатых мужиков — у Савелия, у Игната, у Дрона — избы были в две-три связи, потому что делиться в Выселках еще не было моды. В таких семьях водили пчел, гордились жеребцом-битюгом сиво-железното цвета и держали усадьбы в порядке. На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги, крытые вприческу; в пуньках и амбарчиках были железные двери, за которыми хранились холсты, прялки, новые полушубки, наборная сбруя, меры, окованные медными обручами. На воротах и на санках были выжжены кресты. И помню, мне порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком. Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем, под густой и музыкальный благовест из села, умыться около бочки и надеть чистую замашную рубаху, такие же портки и несокрушимые сапоги с подковками. Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе, да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя, обед с горячей бараниной на деревянных тарелках и с ситниками, с сотовым медом и брагой, — так больше и желать невозможно!

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?


Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Художественные особенности

✔ Сюжет, который представляет собой монолог – воспоминание. ✔ Традиционный сюжет отсутствует. ✔ Сюжет очень близок к поэтическому тексту.

Рассказчик постепенно сменяет хронологические картины, пытаясь провести читателя от прошлого к тому, что происходит в реальности. Разоренные дома дворян для Бунина – это историческая драма, которая сравнима с самыми печальными и грустными временами года:

• Щедрое и яркое лето – это прошлое богатое и прекрасное жилье помещиков и их родовых имений. • Осень – это период увядания, распад устоев, которые формировались веками.

Исследователи бунинского творчества обращают внимание и на живописные описания, которые использует писатель в своем произведении. Словно он пытается красками нарисовать картину, но только словесную. Много живописных подробностей использует Иван Алексеевич. Бунин, как и А.П.Чехов, прибегает в своем изображении и к символам:

★ Образ сада – это символ гармонии. ★ Образ яблок – это и продолжение жизни, рода, и любовь к жизни.

Анализ рассказа

Читайте также: