Бертель торвальдсен венера с яблоком описание

Обновлено: 18.09.2024

Целью настоящей статьи является сравнение работ Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена. Именно их творчество дает хорошую возможность провести подобное сравнение, поскольку Торвальдсен повторил массу сюжетов Кановы.

Торвальдсен считается главным продолжателем дела классицизма Кановы. Однако не стоит акцентировать внимание на принадлежности художника тому или иному художественному направлению, поскольку художник создает свое произведение, опираясь на совокупность всех доступных ему впечатлений от увиденного им.

В итоге часто получается смесь классицизма с чем-то и начинается выискивание более мелких ручейков среди направлений и т.п. Для зрителя это может быть неким ориентиром, но в целом не помогает эстетическому восприятию.

Итальянец Антонио Канова (1757-1822), первый скульптор в мире на рубеже XVIII – XIX веков, много работал на семейство Наполеона I, хотя отрицательно относился к захватнической и грабительской политике новоявленной наполеоновской не то республики, не то империи. Начало славы Кановы приходится на 1770-ые, когда он начинал свою творческую жизнь в Венеции. Потом работал в Риме. Слава его росла и пережила все политические перипетии, включая очередной западноевропейский поход на Россию. Самый конец жизни он провел в родном городе Поссаньо (коммуна в Италии, около 90 км от Венеции).

Собор Богоматери. Копенгаген. Статуи работы Торвальдсена

Собор Богоматери. Копенгаген. Статуи работы Торвальдсена

Канова был президентом Академии Святого Луки в Риме с 1810 по 1814, был назначен ее почетным постоянным президентом (титул был специально для него учрежден). На посту президента Академии в 1827 его сменил Торвальдсен. Слава Торвальдсена была велика, но слава Кановы все превосходила и намного.

Уехавший в Рим в 22 года и окончательно вернувшийся из него в 62 года в свой родной Копенгаген (кстати, по отцу у него исландские корни) Торвальдсен был удостоен специального музея, который носит его имя.

Музей Торвальдсена. Копенгаген

Музей Торвальдсена. Копенгаген

Канова, Дж.Сельва (архитектор). Храм Кановы в Посаньо

Канова, Дж.Сельва (архитектор). Храм Кановы в Посаньо. В 1819 Канова участвует в закладке первого камня храма

Канова, Дж.Сельва (архитектор). Храм Кановы в Посаньо

Канова, Дж.Сельва (архитектор). Храм Кановы в Посаньо

После смерти Кановы был создан мемориальный комплекс, состоящий из Гипсотеки Кановы (собрание гипсовых копий его работ) и дома Кановы, в 1957 был пристроен еще один зал к Гипсотеке.

А.Нани. Вид Гипсотеки и дома Кановы в Посаньо в 1882.

А.Нани. Вид Гипсотеки и дома Кановы в Посаньо в 1882

Не претендуя на полноту перечня аналогий, сравним работы обоих скульпторов.

Канова. Персей. 1799-1801. Мрамор. Бельведерский дворец в Ватикане.

Бертель Торвальдсен (1770-1844), Дания. Язон с золотым руном. 1802-1803

Канова. Психея (слева). 1789-1790. Торвальдсен. Психея (справа). 1806-1809

Канова. Психея (слева). 1789-1790. Торвальдсен. Психея (справа). 1806-1809

Канова. Амур и Психея

Канова. Амур и Психея

Торвальсен. Амур и Психея

Торвальсен. Амур и Психея

Канова. Венера Италийская

Торвальдсен. Торжествующая Венера. 1819-1821

Торвальдсен. Торжествующая Венера. 1819-1821. *Торжествует потому, что выиграла спор с Герой и Афиной на предмет того, кто красивее, за что от Париса получила яблоко (в 21 веке их бы стравили на поприще армрестлинга, и яблоко ни за что бы не досталось Венере)

Канова. Геба. 1816. Эрмитаж

Торвальдсен. Геба. 1816-1822

Торвальдсен. Геба. 1816-1822

Геба была виночерпием на Олимпе, наполняла нектаром кубки богов (потом к ней присоединился Ганимед). У Кановы Геба скользит по облакам, она спокойна (находится в состоянии атараксии), однако, Канова нарушил заветы классицизма: двигаться – последнее дело в скульптуре, позы предпочтительнее статичные. Торвальдсен обошелся без облаков и перемещений.

Ничем, кроме красоты, ни Парис, ни Адонис не прославились, деяния их мужскими не назовешь. Просто красавцы.

Канова. Парис. 1813. Эрмитаж

Канова. Парис. 1813. Эрмитаж

Пракситель. Отдыхающий сатир

Пракситель. Отдыхающий сатир

Канова. Ахилл, закалывающий Пентиселею. 1789-1799

Канова. Ахилл, закалывающий Пентиселею. 1789-1799. Гипсотека Кановы в Посаньо

Канова и Торвальдсен. Часть 1

Торвальдсен. Ахилл и Пентиселея. 1801-1809. Музей Товальдсена. Копенгаген

Пентиселея – царица амазонок. Участвовала в троянской войне греков с троянцами на стороне троянцев. После гибели основного троянского героя — Гектора — поубивала много народа, но ее тоже убил основной герой греков Ахилл. Однако, и тут греки придумали особый вид любви, поскольку Ахилл сначала нанес смертельный удар Пентиселее, а затем влюбился в нее, уже умирающую, если и не умершую. Получилась, так сказать, любовь с оттенком некрофилии.

Канова. Тесей, борющийся с кентавром. 1804-1819

Канова. Тесей, борющийся с кентавром. 1804-1819

Канова. Тесей, борющийся с кентавром. 1804-1819

Канова. Тесей, борющийся с кентавром. 1804-1819

Торвальдсен. Тесей, борющийся с Минотавром. 1805

Торвальдсен. Тесей, борющийся с Минотавром. 1805

Хотя Торвальдсен сделал только рисунок, можно видеть, что что Тесей не меняет позы, когда убивает получеловеков: ему не важно, что перед ним – кентавр (низ лошадиный) или Минотавр (верх бычий).

Канова. Амур. Мрамор. Эрмитаж

Канова сделал четыре варианта подобных амуров, эрмитажный последний и самый лучший.

Торвальдсен. Торжествующий Амур. 1814-1822. Вена. Венская ратуша

Торвальдсен. Торжествующий Амур. 1814-1822. Вена. Венская ратуша

Торвальдсену сделать Амура не составляло никакого труда, конечно с учетом того, что сам он с мрамором не ковырялся. Вот еще один его Амур.

Торвальдсен. Торжествующий Амур, осматривающий свою стрелу. 1823. Гипсовая модель. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Торжествующий Амур, осматривающий свою стрелу. 1823. Гипсовая модель. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Справа: Канова. Ангел смерти 1817-1819. Слева: Торвальдсен. Ангел смерти. 1811

Справа: Канова. Ангел смерти 1817-1819. Слева: Торвальдсен. Ангел смерти. 1811

Ангел смерти Торвальдсена стоит в его Музее в Копенгагене. Канова сделал этого Ангела смерти для надгробия трем Стюартам (Ватикан)

Канова. Надгробие трем Стюартам. 1816-1819

Канова. Надгробие трем Стюартам. 1816-1819

Работа поздняя, необычная, сухой неоклассицизм почти языческого толка, резко контрастирующий с барочными пространственными композициями, которым в свое время отдал долг молодой Канова.

Ангелы смерти с потушенными факелами жизни весьма стандартны для той эпохи, поэтому нет ничего удивительного в том, что Торвальдсен сделал своего Ангела раньше Кановы.

Канова. Три Грации. 1812-1816. Эрмитаж

Торвальдсен. Три Грации.1817-1819. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен не мог не сделать граций после Кановы. Тем самым прошел тест на женскую красоту. А каждый зритель вправе вынести свой вердикт, не позабыв и граций Джеймса Прадье.

Справедливости ради воспроизведем более компактную и более красивую композицию из трех граций Торвальдсена.

Торвальдсен. Три Грации.1817-1819. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Три Грации. Фрагмент монумента Андреа Аппиани в Милане

Торвальдсен. Три Грации.1817-1819. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Канова. Танцовщица с руками в бок. 1806-1812. Эрмитаж

Торвальдсен. Танцовщицы. 1817-1822. Модели из гипса. Музей Торвальдсена в Копенгагене

Торвальдсен. Танцовщицы. 1817-1822. Модели из гипса. Музей Торвальдсена в Копенгагене

Не будем торопиться с подобным выводом, возможно, Торвальдсен как истинный северянин более напряжен и скован, зато когда расслабляется, у него получается необыкновенная красота. Это мы увидим, когда будем смотреть его знаменитые барельефчики.

Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen; 19 ноября 1770 — 24 марта 1844 гг.) — знаменитый датский скульптор XIX века, выдающийся представитель академизма и неоклассицизма в европейском изобразительном искусстве. Бертель Торвальдсен прославился на весь мир созданием скульптур из мрамора на религиозную и мифологическую тематики, а также бронзовых монументальных памятников. Лучшие шедевры его творчества сегодня можно увидеть в разных европейских странах, а биография художника насыщена интересными событиями.

Бертель Торвальдсен по праву считается величайшим скульптором Золотого века в истории датского искусства. Несмотря на то, что мастер более 40 лет прожил за пределами Родины, он пользовался огромным уважением соотечественников. В центре Копенгагена, на острове Слотсхольмен еще при жизни художника был построен его персональный музей, в котором собрано около 20 000 экспонатов — оригинальных работ скульптора и произведений искусства из его личной коллекции.

Биография Бертеля Торвальдсена

Бертель Торвальдсен родился 19 ноября 1770 года в Копенгагене в семье резчика по дереву. Его отец был эмигрантом из Исландии, приехавшим в молодом возрасте в Данию в поисках лучшей жизни, а мать — простой датской крестьянкой. Семья будущего скульптора жила очень бедно, ее глава злоупотреблял алкоголем и абсолютно не заботился о воспитании сына. Бертель не посещал начальную школу, ему пришлось самостоятельно научиться читать и писать, а еще у мальчика рано обнаружился талант к искусству.

К счастью, с помощью друзей семьи Торвальдсен сумел в возрасте 11 лет поступить в Королевскую академию искусств, где его наставниками были Йоханнес Видевельт (Johannes Wiedewelt) и Николай Абильгор (Nicolai Abildgaard). Днем он помогал отцу по хозяйству, а вечерами посещал занятия, постигая тонкости рисунка и скульптуры.

В январе 1787 года 16-летний Бертель Торвальдсен получил первую академическую награду — малую серебряную медаль за искусно выполненную рельефную скульптуру. Но вскоре юноше пришлось на время оставить учебу и полностью сосредоточиться на тяжелой физической работе, чтобы материально поддержать семью.

Бертель Торвальдсен. Скульптуры Христа и двенадцати апостолов в Копенгагенском соборе, 1817-1829

Только в начале 1789 года он вновь начал посещать занятия в академии и спустя несколько лет добился блестящих успехов в учебе. В августе 1793 года молодой художник был награжден Большой золотой медалью и получил право на оплачиваемую поездку в Рим для дальнейшего обучения. Три последующих года Бертель Торвальдсен прожил в Копенгагене, зарабатывая на жизнь написанием портретов и книжных иллюстраций, а также изготовлением скульптурных бюстов.

Бертель Торвальдсен. Скульптурный портрет княгини Марии Барятинской, 1818

Наконец, летом 1796 года все формальности с его поездкой в Италию были улажены, и молодой скульптор отправился на парусном судне в далекое путешествие. Он прибыл в Рим только 8 марта следующего года и страстно полюбил древний город. Бертель даже ежегодно отмечал дату 8 марта как второй день рождения до самой смерти.

С этого момента Бертель Торвальдсен до конца своей жизни больше не испытывал недостатка в щедрых заказчиках. У него было множество учеников, просторная мастерская в центре итальянской столицы и огромное желание творить. Скульптор приобрел славу величайшего ваятеля современности, а во время путешествий по Европе его восторженно принимала публика в Австрии, Германии, Польши и других европейских стран.

Бертель Торвальдсен. Надгробие папы Пия VII в соборе Святого Петра в Риме, 1824

Торвальдсен никогда не был женат, но на протяжении всей жизни пользовался успехом у женщин. От Анны Марии Уден у него было двое внебрачных детей — сын Карло и дочь Элиза, кроме того, у скульптора было много любовниц, но сочетать себя узами брака он так и не решился.

Бертель Торвальдсен. Памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1829

За долгие годы пребывания в Риме мастер собрал грандиозную коллекцию произведений античного искусства и сколотил огромное состояние. Но в 1838 году он решил вернуться на Родину, где эта новость была встречена его соотечественниками с большим воодушевлением. Художника буквально боготворили в Дании, за счет государства для него был построен персональный музей в центре Копенгагена, который существует до сих пор.

Бертель Торвальдсен. Один из залов музея Торвальдсена в Копенгагене

И все же жизненный путь великого мастера быстро приближался к печальному концу. За полгода до смерти врачи запретили ему работать из-за серьезных проблем со здоровьем, но это лишь ненадолго отсрочило неизбежный итог. 24 марта 1844 года в возрасте 73 лет Бертель Торвальдсен умер в родном Копенгагене. Он подарил собственную коллекцию искусств родному городу и завещал похоронить себя под грядкой из роз во дворе своего музея. Скромная могила художника на которой нет никакого памятника и сегодня находится в этом месте.

Бертель Торвальдсен. Могила Торвальдсена в его музее в Копенгагене

Самые известные работы Бертеля Торвальдсена

Великий скульптор подарил миру множество великолепных шедевров. И все же, к числу самых известных работ Бетреля Торвальдсена относятся:

Бертель Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику, 1822

Бертель Торвальдсен внес огромный вклад в европейское скульптурное искусство XIX столетия. Наряду с Антонио Кановой он справедливо признан одним из величайших ваятелей академического стиля в мировой истории.

Бертель Торвальдсен

Росписи, тайну которых не сможет раскрыть человек, не знакомый с историей Дании, для любого датчанина не являются загадкой.

Вскоре юноша был награждён по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 году — малой золотой. Одному из своих учителей — Николаю Абильгору — он помогает в отделке королевской резиденции в Копенгагене — Амалиенборге.

Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, который научил Торвальдсена любить и понимать античное искусство. Работы молодого Торвальдсена на родине не только показали его подающим блестящие надежды учеником, но и вполне самостоятельным художником.


В 1796 году Торвальдсен отправился в Рим, куда прибыл 8 марта 1797 года. Отныне этот день он отмечает как день своего рождения.

Как пишет Луначарский: «Он привёз с собою в Рим из Дании не только душу, пропитанную самоновейшим для того времени сентиментализмом, — ничуть не искусственным, однако, и почерпнутым у самого источника прочного мещанства, — но и восторженную любовь к человеку, к прекраснейшему, что может видеть в мире око: гармонически развитому человеческому телу. Никакое мещанство не могло заслонить основную ноту нового Возрождения — эстетизм и гуманизм!

В Италии Торвальдсен и провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу.

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

При всей любви к творчеству античных скульпторов, например Фидия или Праксителя, Торвальдсен, однако, не стал их слепым подражателем. Античное искусство было для Торвальдсена, в сущности, лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своём он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа.

Для выражения мощных художественных идей служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо, причём обыкновенно, прежде чем приступить к лику задуманной модели, набрасывал её карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и более раз. С 1803 по 1819 год Торвальдсен исполнил множество крупных и мелких статуй и рельефов.

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Торвальдсен выбрал из сюжета, казалось, спокойный, а на самом деле захватывающий момент. Безобидно-праздное положение полусидящей, полустоящей фигуры Меркурия с только что отнятою от губ свирелью маскирует кровавый замысел. Правая нога на самом деле прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний свободною рукою. Черты лица и поза фигуры выражают напряжённую бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в особенности превосходно — так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и выхватит меч.

В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена — собора Богоматери.

Бертель Торвальдсен

Художник создаёт ансамбль, включающий в себя двенадцать фигур апостолов, размещённых вдоль стен центрального нефа собора, фигуру Христа в апсиде

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

и изображение коленопреклонённого ангела. Все статуи Торвальдсен исполнил в величину, больше натуральной.

В том же двадцатом году Торвальдсен возвращается в Италию, где много работает над заказами разных европейских стран: Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы: Копернику для Краковского собора (1823)

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Шиллеру в Штутгарте (1835)

Бертель Торвальдсен

Байрону в Кембридже (1831)

Бертель Торвальдсен

папе Пию VII в соборе Святого Петра в Риме (1824–1831)

Бертель Торвальдсен

Торвальдсен проявил себя и как блестящий портретист. Он создал немало великолепных портретов. Среди тех, кого изобразил скульптор, были царствующие особы — Наполеон

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

польский король Понятовский

Бертель Торвальдсен

а также и великие поэты — лорд Байрон, Шиллер.

Воистину, образцом гармонии, ясности, чистоты формы стала портретная статуя княгини Марии Фёдоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И.И. Барятинского.

Бертель Торвальдсен

В 1825 году Торвальдсена избирают президентом Римской академии святого Луки, а в 1833 году — президентом Академии художеств в Копенгагене. Он был также почётным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.

Торвальдсен скончался внезапно в Копенгагене 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Тело Торвальдсена погребено под простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея его имени. Музей начал сооружаться по плану архитектора Виндесбеля ещё при жизни скульптора. Здесь собрано 80 статуй, 130 бюстов, 240 рельефов прославленного мастера.

Посетители в благоговейном молчании пребывают в этом царстве классической красоты. Ничто не отвлекает внимания от созерцания истинно прекрасных творений выдающегося представителя классицизма в скульптуре.

Торвальдсен воспитал целую плеяду учеников. На долгое время его искусство стало эталоном.

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Нума и нимфа Эгерия. 1794

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Купидон и Ганимед

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Зрелость и Осень

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Асклепий и Гигея

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Мемориальная плита Ю.Дунин-Барковской

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Портрет Вильгельмины Бирон

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Латона и её дети Аполлон и Диана

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Скульптура Бертеля Торвальдсена

Датский скульптор Бертель Торвальдсен – автор множества прекрасных работ. Но одна из них особенно проникновенна и художественно убедительна.

Скульптура Бертеля Торвальдсена

Биография Бертеля Торвальдсена (1770-1844)

Иоганн Гертнер. Портрет Торвальдсена (1839)
Родился в Копенгагене в 1768 г. (по другим данным – в 1770 г.). Его отец, выходец из Исландии, был резчиком по дереву.
Окончив Копенгагенскую Академию художеств, Бертель В 1797 г. уехал в Рим изучать античное искусство. Оно перевернуло все его представления о прекрасном и всю его жизнь – в Италии он остался на 40 лет.

Скульптура Бертеля Торвальдсена

Ганимед – сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Прельстившись необычайной красотой юноши, Зевс похитил его, послав за ним орла (или сам превратился в орла). Ганимед был вознесен на Олимп, где стал виночерпием: разливал богам нектар и подносил амброзию.
Изящная композиция отличается естественностью и грацией.

Б. Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве
В 1838 г. Б. Торвальдсен вернулся на родину и жил в Копенгагене. Он был первым датским художником, получившим широкое международное признание. Торвальдсен заботился о развитии искусства в своей стране, в 1833 г. возглавил копенгагенскую Академию художеств. Собрал ценную античную коллекцию, которую разместил вместе с моделями своих работ в специально построенном для этого неоклассическом здании (1839-1848, архитектор М.Г. Биннесбёль), где завещал себя похоронить; здесь был открыт музей Торвальдсена и искусства его времени.

Скульптура Бертеля Торвальдсена

Музей Торвальдсена (Копенгаген)
Умер Торвальдсен в Копенгагене 24 марта 1844 г.
Идеализированные портретные бюсты Торвальдсена пользовались популярностью в Европе. Он создал мраморные бюсты монархов и многочисленных представителей аристократии различных государств (в том числе и русской). Одно из лучших его портретных изображений – автопортрет.

Б. Торвальдсен. Автопортрет (1839)

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

Читайте также: