Бог научивший людей разводить виноград и делать вино

Обновлено: 12.04.2024

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г. , охватила 38 государств Европы, Азии и Африки. Она велась на обширной территории, которая составляла 4 млн. кв. км и вовлекла более 1,5 млрд. человек, т. е. более 3/4 населения земного шара.

Первая мировая война продемонстрировала кризисное состояние цивилизации. действительно, во всех воюющих странах свертывалась демократия, суживалась сфера рыночных отношений, уступая место жесткому государственному регулированию сферы производства и распределения в его крайней этатистской форме. Эти тенденции противоречили хозяйственным основам западной цивилизации.

Этатизм — активное участие государства в экономической жизни общества, преимущественно с использованием прямых методов вмешательства.

Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Они вылились в повсеместные длительные экономические кризисы, в основе которых лежали гигантские хозяйственные диспропорции, возникшие в военные годы. Только прямые военные расходы воевавших стран составили 208 млрд. долларов. На фоне повсеместного падения гражданского производства и жизненного уровня населения шло укрепление и обогащение монополий, связанных с военным производством. Так, германские монополисты к началу 1918 г. аккумулировали в качестве прибыли 10 млрд. золотых марок, американские — 35 млрд. золотых долларов и т. д. Укрепившись за годы войны, монополии все более стали определять пути дальнейшего развития, ведущие к катастрофе западную цивилизацию. Подтверждением данного тезиса являются возникновение и распространение фашизма.

Бог чего в Греческой мифологии Дионис

Дионису молились о том, чтобы урожай винограда был обильным. Также бог научил людей виноделию. Первым человеком, который узнал о том, как приготовить этот алкогольный напиток был Икариос: Дионис хотел его таким образом поблагодарить за оказанное гостеприимство. Пастух отправился в странствие по Аттике и раскрыл рецепт вина остальным жителям Древней Греции.

  • Покровитель винодельческих регионов и бог различных видов вина — На территории Древней Греции в нескольких регионах выращивали различные сорта винограда, поэтому вина, изготовленные в разных концах страны, могли в большей или меньшей степени различаться между собой по цвету, запаху и вкусу. Также культ Диониса не был полностью одинаковым в разных областях, например, могли иметься отличия в обрядах жертвоприношений или в особенностях проведения праздников, чествующих бога.
  • Покровитель торговцев вином — Дионис покровительствовал изготовителям и торговцам вина, защищал их от воров, оберегал от недобросовестных покупателей.

Бог питья вина, развлечений и празднеств

  • Бог питья вина (для удовольствия) — Практически ни один древнегреческий праздник или фестиваль (даже тот, на котором не чествовали Диониса) не обходился без вина. Этот приятный на вкус алкогольный напиток пили во время общественных мероприятий, на домашних празднествах и в тавернах.
  • Бог питья вина (для хорошего здоровья) — Многие недомогания древние греки лечили бокалом вина на ночь. Считалось, что напиток хорошо помогает при бессоннице.
  • Бог опьянения — Дионис был богом опьянения не только потому, что он был создателем вина, но и потому что это божество покровительствовало безумию, иллюзиям и галлюцинациям.

Бог безумия, иллюзий и галлюцинаций

Неясный ум, иллюзии или галлюцинации были побочными эффектами чрезмерного употребления вина. По этой причине Дионис покровительствовал этим состояниям.

Бог фруктов и различной растительности

  • Бог фруктов (в общем смысле)
  • Бог винограда
  • Бог отдельных фруктов (инжира, яблок и т.д.)

Бог театральных постановок и хоровых песен

  • Трагичные театральные постановки. Трагедии ставились в театрах во время проведения фестивалей в честь бога Диониса.
  • Комичные театральные постановки. Комедии также были неотъемлемой частью подобных празднеств.
  • Хоровые песни (диферамбы) и танцы. Хоровые песни и танцы были элементами всех театральных посановок.

Бог гомосексуальности и женственности

  • Бог переодеваний в одежду противоположного пола и женственности
  • Бог гомосексуальности и женственности

Бог виноделия любил юношу по имени Ампел, однако тот трагически погиб. Дионис превратил тело возлюбленного в виноградную лозу. По этой причине бог покровительствует гомосексуальным людям и их отношениям.

Тест по истории Религия древних греков 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

A1. Наиболее почитаемым богом был Зевс, потому что:

1) Зевс был богом Солнца
2) Зевс совершил 12 подвигов
3) у греков существовало единобожие
4) он олицетворял важнейшее для греков природное явление

А2. Почему греки представляли олимпийских богов знат­ной семьей, захватившей власть?

1) в Греции было много богатых людей
2) греки часто вели захватнические войны
3) греки боялись многих природных явлений
4) в религии отразилось неравенство, существовавшее между людьми

А3. Выращивать пшеницу людей научила богиня:

1) Гера
2) Афина
3) Афродита
4) Деметра

А4. О каком мифическом герое идет речь?

Вместе с Афиною он светлоокою славным ремес­лам смертных людей обучил. Словно дикие звери, в прежнее время они обитали в горах по пещерам. Ныне ж без многих трудов, обученные всяким искусствам… время проводят в жилищах своих, ни о чем не заботясь.

1) Геракл
3) Ахиллес
2) Прометей
4) Гильгамеш

B1. Установите соответствие между именем бога и его характеристикой. Одному элементу левого столбика со­ ответствует один элемент правого.

Бог

А) Аполлон
Б) Гефест
В) Аид

Характеристика

1) покровитель кузнечного дела
2) покровитель искусств
3) владыка загробного мира
4) бог торговли

Вариант 2

A1. Одним из наиболее почитаемых богов был Посейдон, потому что:

А2. Какое явление природы олицетворял миф о Деметре и Персефоне?

1) разлив рек
2) таяние снега
3) песчаные бури
4) смену времен года

А3. Бог, научивший людей разводить виноград и делать вино:

1) Гефест
2) Гермес
3) Аполлон
4) Дионис

А4. О каком древнегреческом боге идет речь?

С помощью, царь наш, твоей головы на свет появи­лись Матерь богиня земля и гор вознесенные кручи. Море и прочее все, что под небом широким воздвиглось… Недр сотрясатель, ты все насаждаешь, ра­стишь, очищаешь всетворящий, хозяин и грома, и молний…

1) Аид
2) Зевс
3) Цербер
4) Осирис

B1. Установите соответствие между именем богини и ее характеристикой. Одному элементу левого столбика со­ ответствует один элемент правого.

Богиня

А) Афина
Б) Артемида
В) Деметра

Характеристика

1) богиня земледелия
2) богиня справедливой войны
3) богиня охоты
4) богиня любви и красоты

Ответы на тест по истории Религия древних греков 5 класс
Вариант 1
А1-4
А2-4
А3-4
А4-2
В1. А2 Б1 В3
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-4
А4-2
В1. А2 Б3 В1

Боги горы Олимп не всегда оставались высоко на небесах, вне досягаемости и поля зрения людей. Греки рассказывали много историй о том, что они делали и на земле. Например, Артемида любила бродить по горам и охотиться на оленей в лесах. Гефест имел свои мастерские везде, где были великие вулканы. Гермес часто казался людям посланником Зевса и другие боги также часто оказывались в форме мужчин или женщин, чтобы давать советы или обучать своих фаворитов.

Но бог Дионис сделал гораздо больше. Много лет он жил на земле среди людей. Он был сыном Зевса, хотя и был воспитан на земле лесными духами. Возможно, именно поэтому он научился любить свежие растущие растения и лазать по плодоносным лозам. Он стал богом винограда и вина. Когда вырос, то не присоединился к другим богам на горе Олимп, а отправился в долгое путешествие по всем странам мира, обучая людей, как сажать виноградную лозу, ухаживать за ней, и как давить из нее сок, превращая в вино.

В путешествиях за ним всегда шла группы странных духов, которые танцевали и создавали музыку. Везде, где с ним и его группой обращались хорошо, бог был добрым и щедрым ко всем и учил полезному. Но иногда короли не хотели, чтобы их люди изучали новые вещи, и тогда он очень сурово наказывал эгоистичных правителей.

Изображение Диониса, бога виноделия

Однажды во время своего путешествия Дионис в одиночестве бродил по морскому пляжу, когда мимо берега проплыл корабль. Люди на корабле были пиратами. Как только они увидели прекрасного юношу, то отправили на берег людей, которые схватили и понесли его на борт корабля. Разбойники рассчитывали продать в качестве раба в какой-то далекой стране, потому что в те дни любой, кто оказался в плену, мог быть продан в рабство. Но пираты вскоре обнаружили, что их заключенный не был обычным человеком. Когда его попытались связать, то веревки упали с рук и ног по собственному желанию. Затем внезапно мачты и паруса покрылись лозой, полные гроздей богатого, спелого винограда и потоки игристого вина текли по кораблю. Когда заключенный превратился из стройного молодого человека в рычащего льва и вскочил на капитана, все очень испугались. Следом среди них появился большой медведь и все прыгнули за борт, кроме того, который хотел освободить заключенного. Когда он тоже собирался прыгнуть, Дионис вернулся в свою форму.

В конце своего длинного путешествия Дионис поднялся на гору Олимп и занял свое место среди других богов. Люди земли поклонялись ему в храмах, как и другим богам. Однако, именно в его честь ежегодной проводились большие фестивали. Один из этих праздников проходил весной, когда начали расти лозы, а другой, когда виноград созревал. На этих фестивалях у людей были большие шествия. Все пели и танцевали, как духи пели и танцевали перед Дионисом во время его путешествия. Поэты тоже пели стихи под музыку лиры, и в них они рассказали о приключениях бога. Впоследствии, празднование переместилось в театр. Начали проводится спектакли. Таким образом, Дионис стал не только богом винограда и вина, но и театра.

Мраморный бюст Диониса. Римская копия с греческого оригинала Праксителя

Мраморный бюст Диониса. Римская копия с греческого оригинала Праксителя

Дионис приводит мать на Олимп. Что касается Семелы, то Дионис, разумеется, не мог смириться с тем, что его мать находится в царстве Аида. Когда он получил место на Олимпе, он совершил нисхождение в мир мертвых. Там он нашел Семелу и вывел ее на Олимп, где она стала богиней и почиталась под именем Тиона. Поэтому и самого Диониса иногда называли Тиониан — сын Тионы.

Диониса укрывают от Геры. После нового рождения Дионис был передан на воспитание царю Афаманту и его жене Ино, сестре Семелы, у которых он и жил некоторое время, переодетый девочкой. Однако даже переодевание не могло укрыть его от Геры, которая не удовлетворилась смертью Семелы и перенесла свою ненависть на ее ребенка. Надеясь, что Афамант убьет Диониса, она наслала на него безумие. Однако тот убил только своего сына, приняв его за оленя, а Диониса унес от опасности Гермес.

Желая получше укрыть Диониса от преследования со стороны Геры, Гермес отнес его к нимфам на гору Ниса (при этом, чтобы Гера не заметила его, Дионис был превращен Зевсом в козленка). Нисейские нимфы поселили Диониса в прохладном горном гроте, ухаживали за ним, кормили его медом. За эту заботу о его сыне Зевс позже поместил нисейских нимф на небо среди звезд, где их можно видеть и поныне в виде звездного скопления Гиады в созвездии Тельца. А ребенок Зевса в память своего пребывания на Нисе получил имя, которое состоит из имени отца (Дий, то есть Зевс) и названия места, где он был воспитан; так возникло его имя.

Дионис изготавливает напитки. Именно на Нисе Дионис сделал свое важнейшее открытие — научился изготовлять из сока винограда веселящий душу напиток. Поэтому и стал он, когда вырос, веселым, могучим богом вина, дающего людям силы и радость. Желая даровать свое открытие людям, Дионис обошел почти всю обитаемую землю, повсюду приучая выращивать виноград и делать из него вино; а в тех странах, где виноград не растет, Дионис обучил людей изготовлять другой, не менее душистый, напиток из ячменя — пиво. [За это во многих странах, где бог сделал жизнь более приятной, он был удостоен самых высоких почестей.]

Первая трагедия из-за вин. Первым человеком, которого Дионис угостил вином и научил его изготовлять, был земледелец из Аттики по имени Икарий. Напиток понравился ему, и он решил познакомить с ним других людей. Тогда-то и случилась первая трагедия. Пастухи, которым Икарий поднес вино, пришли в восторг — ничего подобного они никогда не пили, и поэтому выпили слишком много непривычного напитка.

Напившись допьяна, они почувствовали себя плохо и подумали, что Икарий отравил их. Они яростно набросились на него и убили. У Икария была дочь по имени Эригона. Когда ее отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать и при помощи верной собаки нашла — но мертвого. Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом.

Но Дионис, который хорошо относился к Икарию, не оставил его гибель без отмщения. Он наслал безумие на афинских девушек, и те стали кончать жизнь самоубийством, как это сделала Эригона. Жители Афин спросили Аполлона, за что на них гневаются боги, и получили ответ, что причина тому — убийство Икария. Тогда афиняне наказали пастухов-убийц, а в память Эригоны на празднике в честь Диониса афинские девушки стали устраивать на деревьях качели и качаться на них. А погибших Икария и Эригону боги поместили на небо, и он стал созвездием Арктур, а она — созвездием Девы. Нашлось место на небе и для верной собаки, которая помогла Эригоне в поисках отца, — это теперь звезда Сириус.

Сатиры. Кроме менад Диониса повсюду сопровождали сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами. Они были озорные, лукавые, всегда веселые, часто пьяные; в жизни, кроме вина и красавиц-нимф, их не интересовало ничего. Сопровождая Диониса, они исполняли нехитрые мелодии на свирелях и флейтах, и пронзительные звуки этой музыки разносились по окрестностям, возвещая о приближении веселого бога.

Старик Силен. В этом шумном шествии, которое называлось фиас, едет на осле и старик Силен, воспитатель Диониса. Он довольно забавен на вид — лысый, пузатый, курносый, всегда сидит на осле. Силену настолько нравится напиток, изобретенный его воспитанником, что Силена уже давно никто не видел трезвым. Однако свой ум он не пропил, и иногда вдруг совершено трезвым голосом произносит слова, полные мудрости. Дионис очень любит своего воспитателя, по его повелению за ним постоянно следят и ухаживают сатиры.

Мидас. Несмотря на эти предосторожности, однажды Силен пропал. Когда под ноги ослу попала лесная кочка, и он споткнулся, Силен упал с него, да так и остался лежать в придорожных кустах. Никто этого не заметил, а сам Силен преспокойно спал на том месте, где свалился с осла.

Случай в Фивах. Прекрасен и вечно молод Дионис; спадают на его плечи длинные, волнистые иссиня-черные волосы, сияют темно синие глаза. Под звуки флейт и свирелей продвигается его шествие-фиас из одной страны в другую, и везде учит Дионис людей разводить виноград и делать из его тяжелых, спелых гроздей вино. Не всем и не везде это нравилось; иногда Диониса не хотели считать богом, и тогда он обрушивал на нечестивцев страшные кары. Вот что произошло, например, в Фивах, на родине Семелы, матери Диониса.

Дионис перед Пенфеем. Разгневанный Пенфей приказал доставить к нему чужестранца, от которого пошло это бедствие. И вот закованный в цепи Дионис стоит перед царем. Он улыбается, глядя, как беснуется Пенфей, как, желая еще крепче сковать своего пленника, он связывает крепкими узами быка, который кажется ему Дионисом. Вдруг весь дворец сотрясся, зашатались колонны, а на том месте, где когда-то погибла Семела, появился огненный столп, озаривший своим сиянием весь дворец. Пенфей, охваченный безумием, подумал, что дворец горит и приказал носить воду для тушения пожара, а на Диониса, чтобы тот не ускользнул от его мщения, бросился с обнаженным мечом. Ему показалось, что он нанес смертельный удар чужестранцу, но когда он выбежал из дворца, он вновь увидел его, окруженного толпой вакханок.

Бог виноделия Дионис

Бог Дионис

Пенфей становится жертвой безумия. Все сильнее и сильнее охватывает Пенфея безумие. Когда с гор пришел пастух, который рассказал о том образе жизни, который ведут там вакханки, царь приказал войску готовиться к походу — все вакханки будут захвачены силой и убиты! Сам же царь решил, переодевшись женщиной, лично посмотреть на них в лесу. Однако когда он пришел в лес, женщины его заметили.

Дионис сделал так, что они не поняли, что перед ними человек, решив, что видят дикого зверя. Всей толпой набросились они на несчастного и растерзали его на части. Агава, насадив голову Пенфея на свой жезл, вошла в город с этой добычей, призывая всех посмотреть на голову свирепого льва, убитого ею. Когда безумие прошло и она поняла, какое преступление совершила, Агава покинула родной город и умерла на чужбине, а все фиванцы отныне не сомневались, что Дионис настоящий бог, а Семела была женой Зевса.

Дионисии.

Так как Дионис был связан с выращиванием винограда, то естественно, что время праздников в его честь во многом было связано с работами на виноградниках. Работы эти оканчивались в декабре; на это время приходился праздник Малые Дионисии. Это был радостный праздник в честь бога вина и веселья, полный забав и шуток. По греческим селениям в этот день ходили шумные процессии, в которых участвовали все — и мужчины, и женщины, и свободные, и рабы. Участвовавшие в этих процессиях несли священные предметы и символы Диониса - виноградные ветви и сосуды с вином. У храма Диониса совершались жертвоприношения, а затем начинались пирушки и развлечения. Именно в этот день чтили Икария и Эригону, в этот день молодежь предавалась веселой и шумной игре: нужно было на одной ноге удержаться на надутом кожаном мешке, смазанном маслом. Победитель получал в награду этот же мешок, но уже наполненный вином.

В феврале справляли еще один праздник - Ленеи, а вскоре после них — Анфестерии. По традиции, молодое вино было принято пробовать именно в дни этого праздника. В это время сосуды с вином украшали гирляндами из первых весенних цветов; цветами украшали и детей, которым в этот день было принято покупать и дарить разные игрушки. Взрослые во время этого праздника устраивали состязания в питье вина. Победителем в них считался тот, кто быстрее выпивал свою чашу.

Но главным праздником в честь Диониса были Великие Дионисии, которые праздновали в конце марта — начале апреля. Он длился целую неделю и отмечался с большой пышностью. Но, пожалуй, для нас важнее не эта пышность, а то, что именно с этим праздником связано зарождение театра. Из тех сценок, которые разыгрывали в дионисийских шествиях их ряженые участники, позже возникли трагедия и комедия. На Великих Дионисиях четыре дня в театрах играли трагедии, а на Ленеях в театрах древней Греции ставились комедии.

► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Читайте также: