Интерпретация человек который срывает яблоко

Обновлено: 18.09.2024

– доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Свистовская Елена Евгеньевна

– психиатр, психотерапевт МУЗ ЦРБ г. Кировска Ленинградской обл.

Аннотация. В статье представлен новый метод арт-терапевтической психодиагностики — Арт-терапевтические шкалы формальных элементов (АТШФЭ), используемые в сочетании с тестом рисования человека, срывающего яблоко с дерева (РЧСЯД). Метод был разработан американскими арт-терапевтами Л. Гантт и К. Табон (Gantt L., & Tabone C., 1998) на основе определения комплекса формальных признаков рисунка. Описывается история создания метода, процедура тестирования и оценки результатов. Приводятся данные его применения в разных возрастных и клинических группах.

Ключевые слова: психические расстройства, психодиагностика, формальный, арт-терапевтический.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Общая характеристика метода

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов (АТШФЭ) были разработаны на основе многолетних клинических исследований и определения комплекса формальных графических признаков, связанных с проявлениями разных психических расстройств. Характеризуя основные отличия и преимущества своего метода, в сравнении с известными проективными графическими методами, L. Gantt & C. Tabone (1998) подчеркивают:

• Во-первых, метод позволяет анализировать несимволические элементы изображения.

• Во-вторых, на основе выявления структурных, формальных особенностей рисунков метод обеспечивает более точную диагностику, определение психического расстройства и состояния.

• В-третьих, метод позволяет отделить спекуляции, связанные с психологическим анализом рисунков, от достоверных фактов.

• В-четвертых, он позволяет проводить исследование продуктов изобразительной деятельности на основе того подхода, который близок арт-терапевтам.

• В-пятых, он способствует развитию исследовательского инструментария арт-терапии и превращению ее в научную дисциплину.

Кроме того, создатели метода считают, что любой психодиагностический процесс на основе анализа рисунков следует начинать с оценки формальных признаков изображения, чтобы дифференцировать его стилистические особенности, связанные с возрастом, культурой, диагнозом, влиянием лекарств, этапом лечения и другими факторами, и лишь после этого переходить к анализу содержания рисунков.

L. Gantt & C. Tabone (1998) подчеркивают, что метод создан на основе работ ряда известных арт-терапевтов, предпринимавших попытки построения психодиагностической модели на основе анализа формальных признаков рисунка, прежде всего, H.Y. Kwiatkowska (1978), E. Ulman, B. Levy (1968, 1975). В то же время, L. Gantt & C. Tabone полагают, что при разработке своего метода они имели целый ряд преимуществ. Одно из них заключается в том, что их исследования проходили уже после внедрения третьей редакции Диагностического и статистического руководства, DSM-III (American Psychiatric Association, 1980), в котором диагностические признаки, связанные с разными психическими расстройствами, были значительно усовершенствованы. Другим преимуществом являлось то, что они использовали возможности крупного психиатрического стационара, что позволило нам исследовать большое количество рисунков, обращая внимание на то, как основные психические расстройства коррелируют с графическими признаками.

Выбирая задание изобразительного характера, которое позволило бы получать рисунки для последующего анализа с применением набора формальных признаков, L. Gantt & C. Tabone (1998) ориентировались на такой вид деятельности, который должен быть по силам большинству психиатрических пациентов, независимо от уровня развития их художественных навыков и интеллекта. Кроме того, должна быть возможность повторного выполнения испытуемыми предлагаемого задания для того, чтобы обеспечить сравнение результатов его выполнения в динамике.

Выбор формальных признаков изображения, подлежащих оценке в психодиагностическом процессе, осуществлялся постепенно и был непростым делом. Исследователи провели несколько пилотажных исследований для того, чтобы проверить, является ли выполнение теста рисования человека, срывающего яблоко с дерева (РЧСЯД) достаточным для формулировки диагноза. Они, в частности, проверяли, могут ли эксперты на основе РЧСЯД, опираясь на определенные формальные признаки рисунка (обозначенные в предлагаемом списке) судить о характере психического расстройства. Если бы предположения экспертов не выходили за границы статистической погрешности, можно было бы заключить, что РЧСЯД и АТШФЭ не обладают достаточным диагностическим потенциалом.

При выборе формальных признаков, обладающим наибольшим психодиагностическим потенциалом, с целью их включения в АТШФЭ, L. Gantt & C. Tabone стремились учесть следующие требования:

• эти признаки можно было бы применять при разных психиатрических расстройствах, а также при разной степени выраженности симптомов психического расстройства,

• эти признаки должны давать достаточную информацию для клинической диагностики и соответствовать тем критериям, которые уже были описаны разными авторами.

Графические эквиваленты симптомов психических расстройств
(Gantt L., & Tabone С., 1998)

Инструкция, материалы и процедура оценивания рисунков

Рисование человека, срывающего яблоко с дерева, в качестве рисуночной методики впервые использовал V. Lowenfeld (1939, 1947). Однако, в отличие от L. Gantt & C. Tabone, данный автор использовал более развернутую инструкцию. При выполнении задания по созданию РЧСЯД рекомендуется использовать следующие изобразительные материалы:

• белая бумага размером 12 х 18 дюймов,

• набор фломастеров, состоящий из 12 цветов (красный, оранжевый, синий, бирюзовый, салатовый, темно-зеленый, ярко-розовый, малиновый, фиолетовый, коричневый, желтый и черный).

По мнению L. Gantt & C. Tabone (1998), использование количественной оценки разных признаков (от 0 до 5 баллов) измеряемых с помощью АТШФЭ, позволяет говорить о разной степени выраженности того или иного признака. При этом более высокие оценки не обязательно являются более благоприятными, чем низкие. Так, например, высокие оценки по шкале № 3, Энергия, или по шкале № 10, Детали, могут быть связаны с маниакальным состоянием. Лишь при наличии достаточных объемов исследований, охватывающих как здоровых, так и психически больных испытуемых, можно заключить, какие показатели по разным шкалам характеризуют норму. Ниже приводится общая характеристика четырнадцати шкал (Табл. 2).

Содержательная характеристика Арт-терапевтических шкал
формальных элементов

Характеристика рисунков практически здоровых людей и пациентов
разных клинических групп согласно признакам, включенным в
Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

Характеристика рисунков практически здоровых людей

Определение нормативных показателей шкал АТШФЭ при проведении исследований на территории Российской Федерации проводилось на разновозрастной выборке из 592 человек. Выборку детей и подростков составили испытуемые, посещающие детский сад, а также учащиеся общеобразовательных школ. Дети и подростки распределялись по полу примерно поровну (280 испытуемых женского и 254 мужского пола).

Группу взрослых составили 58 лиц мужского и женского пола от 19 до 48 лет. Средний возраст составил 30,8 лет, из них 36 женщин и 22 мужчины. Группа взрослых испытуемых состояла в основном из лиц с высшим (38 человек) и средним (20 человек) образованием, проживающих в разных регионах Российской Федерации.

Нормативные показатели АТШФЭ по разным возрастным группам испытуемых представлены в табл. 3. Данные корреляционного анализа представлены в табл. 4.

Нормативные показатели АТШФЭ для испытуемых разных возрастов

Корреляции между результатами отдельных заданий и общей оценкой РТС и оценками Арт-терапевтических шкал формальных элементов

Примечание: Выше 0,25 — достоверно.

На табл. 3 видно, что показатели по отдельным шкалам формальных элементов неуклонно повышаются при переходе в более старшие возрастные группы. Это касается, прежде всего, таких шкал, как № 5, Интеграция, № 7, № 9, Уровень развития, № 12, Человек. При этом тенденция к росту показателей по некоторым шкалам не имеет устойчивого характера: показатели по ним возрастают в более младших возрастных группах, а в подростковом возрасте меняются тез какой-либо общей тенденции. Это относится к таким шкалам, как № 1, Значение цвета, № 2, Адекватность цвета, № 3, Энергия, № 4, Пространство, № 10, Детали, № 11, Качество линии, № 13, Ротация. И, наконец, по некоторым шкалам изменений практически нет. Это касается шкалы № 6, Логика, и шкалы № 14, Персеверация.

Как следует из Табл. 4, коэффициенты корреляции между результатами выполнения разных заданий и общей оценкой РТС, с одной стороны, и показателями большинства Арт-терапевтических шкал формальных элементов весьма высоки, и лишь с отдельными шкалами они статистически не значимы (Р>0,05), а именно, со Шкалой № 2, Адекватность цвета, Шкалой № 6, Логика, Шкалой № 11, Качество линии, Шкалой № 13 Ротация и Шкалой № 14, Персеверация. Наиболее сильные корреляции (коэффициент корреляции 0,7 и более) обнаружены между показателями когнитивных заданий РТС и такими шкалами АТШФЭ, как Шкала № 4, Пространство, Шкала № 5, Интеграция, Шкала № 7, Реализм, Шкала № 9, Уровень развития, и Шкала № 12, Человек.

Слабая корреляция между некоторыми шкалами формальных элементов и когнитивными показателями РТС может говорить о том, что эти шкалы измеряют иной диагностический конструкт. По нашим предположениям, это могут быть особенности эмоционального состояния, общий уровень активности и заинтересованности в выполнении изобразительного задания и другие факторы.

Ниже приводятся примеры рисунков, созданных здоровыми лицами – детьми разного возраста и взрослыми (Рис. 1-4). Рис. 1 был создан мальчиком 6-летнего возраста, рис. 2 — 10-летним мальчиком: рис. 3 — девочкой 16-летнего возраста, а рис. 4 — 25-летней женщиной.


Рис. 1. Рисунок 6-летнего мальчика

Рис. 1 может быть охарактеризован следующим образом: один (зеленый) цвет использован для создания контуров фигур (Шкала № 1 — 1 балл; Шкала № 2, Адекватность цвета — 2 балла). Изображение занимает 75% пространства листа бумаги (Шкала № 4 — 4 балла). Имеется связь между двумя элементами изображения (человеком и яблоком) (Шкала № 5 — 3 балла). Отсутствуют предметы, не относящиеся к теме рисунка (Шкала № 6, Логика — 5 баллов). Предметы можно распознать, однако характер изображения примитивен (Шкала № 7, Реализм — 2 балла). Человек держит яблоко, однако неясно, как он его достал (Шкала № 8 — 2 балла). По уровню развития рисунок соответствует ребенку 4-6-летнего возраста (Шкала № 9 — 2 балла). Линии проведены с достаточным контролем (Шкала № 11 — 4 балла). Изображение человека относительно примитивно, но целостно (Шкала № 12 — 3 балла). Имеется небольшая ротация (Шкала №13 – 4 балла). Персеверация отсутствует (Шкала № 14 — 5 баллов).


Рис. 2. Рисунок мальчика 10 лет

Данный рисунок имеет следующие характеристики: два предмета раскрашены внутри (Шкала № 1 — 3 балла), и все они соответствуют предметам (Шкала № 2, Адекватность цвета — 5 баллов). Изображение занимает примерно 50% пространства листа бумаги (Шкала № 4 — 3 балла). Имеется связь между тремя элементами изображения (Шкала № 5 — 4 балла). Отсутствуют предметы, не относящиеся к теме рисунка (Шкала № 6, Логика — 5 баллов). Изображенные предметы включают основные части (Шкала № 7, Реализм — 3 балла). Человек стоит на земле, тянется к яблоку и берет его (Шкала № 8, Решение проблемы — 5 баллов). По уровню развития рисунок соответствует ребенку 7-11-летнего возраста (Шкала № 9 — 3 балла). Линии проведены с достаточным контролем (Шкала № 11 — 4 балла). Изображение человека относительно примитивно, целостно и содержит изображение деталей лица и фигуры, однако некоторые части отсутствуют (Шкала № 12 — 4 балла). Имеется умеренная ротация (Шкала № 13 — 3 балла). Персеверация отсутствует (Шкала № 14 — 5 баллов).


Рис. 3. Рисунок мальчика 16 лет

Этот рисунок (Рис. 3) может быть описан следующим образом: цвет используется не только для создания контуров, но и раскраски фигур и соответствует предметам (Шкала № 1 — 4 балла; Шкала № 2, Адекватность цвета — 5 баллов). Изображение занимает 75% пространства листа бумаги (Шкала № 4 — 4 балла). Имеется связь между двумя элементами изображения (человеком и яблоком), при этом одни предметы выступают фоном для других (Шкала № 5 — 5 баллов). Отсутствуют предметы, не относящиеся к теме рисунка (Шкала № 6, Логика — 5 баллов). Изображение реалистично; переданы детали, объем предметов, перспектива (Шкала № 7, Реализм — 5 баллов). Изображены черты лица, детали тела и одежды человека. Стоя на земле, он тянется к яблоку и берет его (Шкала № 8, Решение проблемы — 5 баллов). Рисунок также свидетельствует о высоком уровне развития изобразительных навыков, соответствующем взрослым (Шкала № 9, Уровень развития — 5 баллов). Линия проведена с достаточным контролем (Шкала № 11, Качество линии — 4 балла). Изображены черты лица, детали тела и одежды человека (Шкала № 12, Человек — 5 баллов). Деревья и человек расположены вертикально; персеверация отсутствует.


Рис. 4. Рисунок женщины (возраст 28 лет)

Рис. 4 создан взрослой женщиной (28 лет) и может быть охарактеризован следующим образом: цвет используется не только для создания контуров, но и раскраски фигур и фона. Цвет соответствует предметам. Изображение занимает 100% пространства листа. Изображение интегрировано; все его элементы, включая предметы окружающего пространства, взаимосвязаны. Отсутствуют предметы, не относящиеся к теме рисунка. Изображение реалистично; переданы детали, объем предметов, перспектива. Изображены черты лица, детали тела и одежды человека. Стоя на земле, он тянется к яблоку и берет его. Рисунок также свидетельствует о высоком уровне развития изобразительных навыков, соответствующем взрослым. Линия плавная, уверенная, непрерывная. Деревья и человек расположены вертикально; персеверация отсутствует. Оценка этого рисунка по шкалам АТШФЭ:

• Шкала № 1, Значение цвета — 5 баллов,
• Шкала № 2, Адекватность цвета — 5 баллов,
• Шкала № 3, Энергия — 4 балла,
• Шкала № 4, Пространство — 5 баллов,
• Шкала № 5, Интеграция — 5 баллов,
• Шкала № 6, Логика — 5 баллов,
• Шкала № 7, Реализм — 5 баллов,
• Шкала № 8, Решение проблемы — 5 баллов,
• Шкала № 9, Уровень развития — 5 баллов,
• Шкала № 10, Детали объектов и окружающей среды — 4 балла,
• Шкала № 11, Качество линии — 5 баллов,
• Шкала № 12, Человек — 4,5 балла,
• Шкала № 13, Ротация — 5 баллов,
• Шкала № 14, Персеверация — 5 баллов.

Конечно, рисунки здоровых взрослых лиц далеко не всегда имеют такие высокие показатели, что может быть связано с разным уровнем развития художественных навыков и образного мышления, личностными особенностями и другими факторами. Представленный рисунок соответствует верхней границе нормативных показателей, характерных для взрослой выборки.

Характеристика рисунков пациентов разных клинических групп

L.Gantt & C. Tabone (1998) исследовали формальные особенности рисунков пациентов четырех нозологических групп — с депрессией, шизофренией, органическими психическими расстройствами и манией. Выбор именно этих психических заболеваний обусловлен тем, что каждое из них характеризуется специфическим набором клинических проявлений, которые, по предположению этих авторов, могут отражаться в рисунках, затрагивая их различные формальные признаки. К сожалению, статистическая обработка данных, полученных этими исследователями, в их методическом руководстве не приводится.

Е.Е. Свистовская и Копытин А.И. (Свистовская Е.Е., 2000; Kopytin A., & Svistovskaya E., 2001) провели пилотажное исследование с использованием АТШФЭ у пациентов с шизофренией, органическими психическими расстройствами и олигофренией. В дальнейшем размеры групп пациентов были увеличены. Контрольную группу составили практически здоровые лица, участвовавшие в проведенном ранее нормативном исследовании (см. выше). Подавляющее большинство пациентов первой клинической группы имели диагноз шизофрении паранойдной формы (F20.0), либо резидуальной шизофрении (F20.5), хотя в единичных случаях были и иные формы данного заболевания. На момент исследования все пациенты находились в состоянии ремиссии.

Пациенты, составившие вторую группу, имели различные органические повреждения головного мозга травматического или сосудистого генеза с непсихотическими психическими нарушениями. Преобладающими проявлениями заболевания было снижение памяти и интеллекта, а также изменения личности (F00, F01, F04, F05, F07). Острой психотической симптоматики не выявлялось.

У пациентов третьей группы имелась умственная отсталость разной степени выраженности (F7), преимущественно в степени дебильности. В каждую группу вошло по 25-30 человек. Сведения об участниках групп приведены в табл. 5.

Социодемографическая характеристика участников исследования

Исследование пациентов проводилось на базе психоневрологического интерната г. Кировска Ленинградской области. При сравнении среднегрупповых показателей использовался критерий Стьюдента. Средние величины и различия между группами по шкалам АТШФЭ приводятся в табл. 6.

В этой статье я расскажу, как трактовать основные признаки по данному рисуночному тесту.

Напоминаю о том, что интерпретация результатов исследования затрудняется в связи с разнообразием зачастую противоречивых трактовок одних и тех же признаков рисунка разными авторами.

Интерпретация результатов исследования

рисунка человека, срывающего яблоко.

Интерпретация рисунков : Ветка вместо дерева .

Некоторые исследователи полагают, что изображение ветки вместо дерева может указывать на инфантильность человека (сохранение некоторых детских черт в характере).

интерпретация рисунков

Интерпретация рисунков : Величина яблока .

Большой размер плода в рисунках третьего типа может говорить о внутренней раскованности и свободе рисующего.

Большое яблоко на дереве может присутствовать в рисунках первого и второго типов. Если человек тянется к самому большому и красивому яблоку, значит, испытуемый воспринимает очередную цель как главное дело своей жизни, занимающее все его свободное время.

человек срывающий яблоко

Рисунок "Человек, срывающий яблоко".

Интерпретация рисунков : Степень зрелости плодов .

Борис Ефимович Егоров (психиатр, психотерапевт) и Евгения Сергеевна Романова (доктор психологических наук, профессор) считают, что созревающие яблоки – это созревающие проблемы личности их автора.

Интерпретация рисунков : Количество яблок .

В интерпретации Егорова Б.Е. и Романовой Е.С. количество изображенных яблок на дереве равно числу решаемых проблем человека , находящихся в активной проработке, а упавшие яблоки свидетельствуют о проблемах решенных.

Количество фруктов по Г. Ферсу можно интерпретировать как какой-то возраст реального человека, в котором что-то произошло или произойдет.

Карл Кох объяснял наличие яблок на дереве чувством вины, которое испытывает человек. А упавшие или падающие с дерева фрукты считал у ребенка символом переживаний неприятия (отказа от него или испытываемого чувства отвержения).

Если нарисованный человек поднимает упавшие или кем-то сорванные плоды, а также ест червивое или гнилое яблоко – это может быть сигналом психологического неблагополучия автора рисунка.

Интерпретация рисунков : Лестница или другое подручное средство .

Если в рисунке человек взбирается по лестнице, чтобы сорвать яблоко, или же пользуется другими подручными средствами, чтобы добраться до желаемого фрукта, это говорит о том, что сложившуюся ситуацию он моделирует как проблемную, но разрешимую. Ведь он бы мог просто протянуть руку и сорвать яблоко, если бы при этом оно висело невысоко.

анализ рисунка

Интерпретация рисунков : Человек в движении (динамический рисунок).

Если человек изображен в действии (например, влезает по лестнице), это говорит о том, что испытуемый активен в решении проблем. Для него характерен продуманный подход к решению задачи.

Интерпретация рисунков первых двух типов (в качестве способа действия происходит само действие, то есть человек срывает яблоко) заключается в том, что, решая какой-то вопрос, человек действует самостоятельно, пытается найти какое-то решение, размышляет и обдумывает свои действия.

Если конечный результат успешный, т.е. яблоко будет сорвано (как в рисунках второго типа), то человек всегда нацелен на положительный результат в решении своих вопросов.

интерпретация результатов

Если человек стоит у дерева, а яблоко висит достаточно низко для того, чтобы просто протянуть руку и сорвать его, это говорит о том, что автор рисунка не стремится усложнять свою жизнь, моделирует ситуацию как разрешимую. Не создает сам себе трудности в достижении цели.

В таком случае испытуемый нацелен на наилучший положительный результат. Он использует максимизирующую стратегию, чтобы добиться своей цели. Ведь яблоко висит достаточно низко для элементарного решения задачи.

Интерпретация рисунков : Одежда .

Мы рассмотрели основные принципы интерпретации рисунков человека, срывающего яблоко с дерева.

Проект "Психологи онлайн"

Проект "Психологи онлайн"

Проект "Психологи онлайн" запись закреплена

🍏

Материалы:
Бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

🍏

Интерпретация:

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

🍎

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

🍎

КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Как ни странно, большинство испытуемых (и детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, решающего довольно сложную проблему.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

🍎

ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

При дальнейшей работе с клиентом, необходимо обговорить назначение различных элементов рисунка .

Предлагаю Вам погрузиться в глубины своего бессознательного и узнать, какой путь к успеху Вы выбираете. Для этого нужно взять лист А4, простой и цветные карандаши, ластик.

Задача не очень сложная: нужно нарисовать человека, который срывает яблоко с дерева. Если Вы не умеете рисовать, не страшно. Техника здесь не имеет абсолютно никакого значения: расшифровывать будем символы.

Такой рисунок показывает:

В процессе рисования человек сам моделирует предложенную ситуацию с помощью различных образов. Его фантазия ничем не ограничена. Каждый действует, исходя из собственного жизненного опыта и отношения к жизненным трудностям.

Если Вы хотите нарисовать свой рисунок, то лучше посмотрите галереи после того, как он будет готов.

Читайте также: