Описание запаха яблок антоновские яблоки

Обновлено: 04.03.2024

Рассказчик обращается к своей родной деревне под названием Выселки. Эта деревня символизирует всю Россию. Если раньше было людское единение и веселье, то эта ситуация со временем меняется. Если раньше было множество стариков, которые жили долго, порой забывая, сколько им лет, то позже эти старики и старухи умирают.

Если усадьба Анны Герасимовны еще олицетворяет прежние времена, то усадьба Арсения Семеныча демонстрирует переходное состояние. Смерть и тетки, и шурина рассказчика говорят о коренных изменениях и о полном упадке.

Важен в повествовании образ поезда, который несется мимо Выселок. Данный образ символизирует новую эпоху, новую жизнь.

Таким образом, в рассказе И.А. Бунина наблюдается достаточно большое количество символов, анализ которых позволяет намного глубже и точно понять авторскую мысль, связанную с уходящим помещичьим бытом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАПАХОВ

И ЧУВСТВ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА

Аннотация. Урок-практикум поможет старшеклассникам исследовать рас- сказ И.Бунина: открыть мир запахов и чувств, который будит в душе рас- сказчика самые различные воспоминания и ассоциации. Такая форма урока даст возможность личностного восприятия произведения, поможет учащимся постичь тайну художественного мастерства писателя.

Ключевые слова: лейтмотив, исследование, запах, ассоциации.

Abstract. Lesson workshop will help high school students explore the Ivan Bu- nin’s short story: discover the world of smells and feelings that awakens a variety of memories and associations in the narrator’s soul. This form of the lesson will provide an opportunity of personal perception of the work and will help students to understand the mystery of the writer’s artistic skills.

Keywords: leitmotif, research, smell, association.

Цель урока: проверить понимание само- стоятельно прочитанного рассказа, развивать навыки идейно-художественного анализа, ис- следовательской работы, развивать ассоциа-

тивное мышление; пробудить желание про- должить знакомство с творчеством писателя. Форма урока: урок-исследование (ра-

Символы урока: антоновские яблоки, мед, сушёный липовый цвет, старые книги.

ска (проектор), музыка (по выбору учителя), компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.

Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям.

Звучит тихая музыка.

— о редком человеческом даре: памяти за- пахов. Об удивительной способности вос- становить с мельчайшими подробностями картину прошлого, вспомнив вдыхавшиеся когда-то запахи.

разы, возникают впечатления, меняется настроение, формируются ассоциации, рождаются произведения. Запахи, сопро- вождающие природные явления, события жизни, нашли отражение в произведениях русской литературы, для которой был и остаётся интересным мир во всей полноте. Русская литература богата произведения- ми яркими, запоминающимися, эмоцио- нальными. Писателем, обладавшим обост- рённым мироощущением, способностью понимать природу, был Иван Алексеевич Бунин.

Учитель. На уроке будут работать четы- ре группы, которые получили задание: про- читать одну из глав рассказа и выписать описание запахов.

— Поделитесь впечатлениями от прочи- танного произведения.

— Какие ассоциации возникали при чте- нии рассказа?

Учитель. Произведения Ивана Бунина наполнены красками, звуками, запахами и

Работа с эпиграфом

Слайд 1. Запах — свойство предметов, веществ, воспринимаемое обонянием.

Учитель. Что может запах? Что можно сделать с запахом?

Примерные ответы: ударить, усилить- ся, напомнить, исчезнуть, заставить, вы-

зывать, напомнить, говорить, доноситься, проникнуть, сводить, ощущаться, дурма- нить, перебивать, пьянить, выдавать, рас- пространяться, преследовать, пробудить, кружить.

Используем интерактивный приём

Примерные ответы: воздух, дом, одеж- да, цветение, детство, мир, помещение, дом, земля, улица, сон, город, ветер, дым, изба, сад, котёл.

Учитель. Каким может быть запах? Примерные ответы: резким, непри-

ятным, сильным, знакомым, слабым, ост- рым, едким, сладковатым, отчётливым, удушливым, приятным, тяжёлым, странным, аппетитным, пряным, тёплым, характерным, тонким, вкусным, свежим, уловимым, стой- ким, горьковатым, пьянящим, чужим, чи- стым, цветочным, новым, смешанным, чи- стым.

Используем интерактивный приём

Примерные ответы: благовоние, амбра, аромат, благоухание, дух, душистость, па- хучесть, букет.

Амбра — это ароматическое вещество, которое применяется для придания стойко- сти запаху духов в парфюмерии.

Учитель. Одним из главных образов- лейтмотивов является в рассказе Бунина образ запаха, сопровождающий всё пове- ствование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего все произведение, — запаха антоновских яблок

— здесь присутствуют и другие запахи.

Лейтмотив — повторяющаяся в про- изведении основная мысль, идея.

— Итак, ребята, мы с вами подготови- лись к исследованию запахов в бунинском произведении. Особое внимание обратите на сочетание запахов, которыми пропитано произведение.

Автор разделил рассказ на четыре ча- сти, и каждая — это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют це- лый мир, которым так восхищался писа- тель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, каким особым ароматом веет от каждой страницы произведения, ме- няются ли запахи.

Работа с художественным текстом

1- я часть рассказа

Описание запахов Какие они?

(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей

Аромат опавшей листвы

Запах антоновских яблок

Запах осенней свежести

Запах дёгтя в свежем воздухе

Девки-однодворки в сарафанах,

сильно пахнущих краской

Ржаной аромат новой соломы и

Запах: в саду — костёр…

2- я часть рассказа

Описание запахов Какие они?

(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей

Запах старой мебели красного

Запах сухого липового цвета

3- я часть рассказа

Описание запахов Какие они?

(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей

«Пахнет от оврагов грибной сы-

4- я часть рассказа

Описание запахов Какие они?

(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей

Запах антоновских яблок исчезает

из помещичьих усадеб

Запах дыма, жилья

Ворох соломы, резко пахнущей

Запах озябшего за ночь, обнажён-

Требники — книги, содержащие молит- вы для богослужения.

— Запах антоновских яблок лейтмоти- вом проходит почти через весь рассказ. Обратите внимание, как постепенно, от

главы к главе меняются настроение пове- ствования, роль запаха антоновских яблок.

1- я часть рассказа

Описание запахов Цвет Звук Музыка

Аромат опавшей листвы

Запах антоновских яблок

Запах осенней свежести

Запах дёгтя в свежем воздухе

Девки-однодворки в сарафанах,

сильно пахнущих краской

Ржаной аромат новой соломы и

Запах: в саду — костёр…

2- я часть рассказа

Описание запахов Цвет Звук Музыка

Запах старой мебели красного

Запах сухого липового цвета

3- я часть рассказа

Описание запахов Цвет Звук Музыка

«Пахнет от оврагов грибной сы-

4- я часть рассказа

Описание запахов Цвет Звук Музыка

Запах антоновских яблок исчезает

из помещичьих усадеб

Запах дыма, жилья

Ворох соломы, резко пахнущей

Запах озябшего за ночь, обнажён-

(Каждая группа заполняет 3-ю и 4-ю гра- фы таблицы. Презентация работы.)

Учитель. Работая над произведени-

ем, вы обратили внимание на обилие за- пахов, цветовых оттенков, используемых Буниным. «Зрение у меня было такое, —

вспоминал сам Бунин, — что я видел все 7 звёзд в Плеядах, слухом за версту слы- шал свист сурка в вечернем поле, пьянел,

Важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. Мы про- следим это и отметим в таблице.

(Работа в группах. Учащиеся заполняют 1-ю графу следующей таблицы. Презента- ция работы.)

Учитель. Стихию жизни, её многообра- зие, движение передают также в произве- дении звуки. Все эти бесконечно разнооб- разные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию, музыку самой жизни.

(Работа в группах. Учащиеся заполняют 2-ю и 3-ю графы таблицы. Презентация ра- боты.)

Меняются запахи — меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировос- приятия.

Задание. Составление букета запахов (по ответам учащихся).

1-я часть — сильный, тонкий, крепкий. 2-я часть — чистый, бодрый.

3- я часть — резкий, кисловатый, ста- ринный.

4- я часть — тёплый, отрадный. Беседа

— Какой запах в 1-й и 2-й частях расска- за? (Природный.)

— Какой запах в 3-й и 4-й частях расска- за? (Домашний, бытовой.)

— Что объединяет все запахи?

1. Особенно, всюду, тут, яблоками, пах- нет, сильно.

2. Прежде, яблок, войдёшь, всего, в дом, и, прежде, услышишь, запах, а, уже, другие, потом.

3. От, перегнившими, сыростью, корою, крепко, пахнет, грибной, листьями, древес- ной, мокрой, и, оврагов.

4. Грудь, сада, дышит, воздухом, за ночь, широко, его, зари, озябшего, обнажённого, и запахом, резким.

Работа с художественным текстом

В современном мире нет, пожалуй, человека, который бы не был, так или иначе, причастен к искусству. Книги, кино, телевидение, театр, живопись и музыка – все это прочно вошло в нашу жизнь. Но самой влиятельной и высоко ценимой по-прежнему считается художественная литература. Это огромный мир, наполненный образами и символами. Каждый из них имеет своё особое место, своё собственное значение, не одно, без них читатель не смог бы понять ни того, что хочет сказать автор, ни разглядеть сюжета, ни уловить композицию. Поколениями поэты и писатели дарили нам свои шедевры, чтобы их потомки увидели великолепие мира. Каждый символ закреплён в сознании человечества. Благодаря мировой символике, мы понимаем, что хотел сказать нам автор. Символов в литературе огромное количество. Самые популярные из них: свеча – символ человеческой души и вечности; крест – восхождение духа, стремление к Богу; береза – ассоциируется с девушкой (в поэзии), символ здоровья; яблоко.

Но, пожалуй, никто не смог так проникновенно использовать образ яблока в своём произведении, как это удалось И.А. Бунину, мастеру-символисту и выдающемуся писателю начала 20 века, человеку с непростой судьбой.

Вряд ли можно назвать другого русского писателя, который бы с таким самозабвением, так порывисто выражал свою любовь к искусству и жизни. В своих произведениях он рисовал не просто образы, а изображал что-то большее. Этот писатель вкладывал свою душу и жизненную философию в каждую строчку, сочиненную им.

Он принадлежал к знатному роду, среди его предков такие люди, как А. Бунина и В.А. Жуковский. Несмотря на это, никто не мог предположить, что мальчик, родившийся дворянином, станет великим писателем.

В детстве Иван Алексеевич целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Он был прост. Все люди для него были равными, но он никогда не забывал о своем происхождении.

Возможно, именно поэтому так меланхолична и горда его лирика, когда речь заходит об описании дворянских гнезд. К теме разорения и упадка помещичьей жизни обращались многие писатели того времени, но Бунин смог передать в своем произведении намного больше, чем просто картину тех дней.

Антоновские яблоки — своеобразный символ в рассказе Бунина. Именно его повествователь проводит через все произведение. Не случаен и выбор автором времени года, в котором происходит действие – от начала осени – до зимы. Осень - это самое красочная пора, но в то же время чем-то омраченная: время увядания, упадка, начало умирания. Зима – и есть сама смерть. Давайте же обратимся к строкам самого произведения.

В первой части все спокойно и безмятежно. Эпоха дворянства еще в самом расцвете, нет ни единого намека на то, что скоро произойдет ее упадок. Лирический герой радуется всему, что окружает его в этот момент.

Кроме запаха автор останавливает свое внимание на цветах. Все они яркие и сочные, много оттенков красного и золотого. (Коралловые рябины, красные уборы, широким золотом и т.д.) В словаре символов красный и золотой являются цветами вечной молодости, эмоций, любви, праздничности и радости. Зная их значение, мы понимаем общее настроение людей в данный момент. Белый цвет также присутствует в рассказе (белые рубашки, белые головы), он - символ чистоты, истины, светлых чувств и новой жизни. Белый указывает нам на некоторую безмятежность и безграничную свободу, счастливое и беззаботное детство лирического героя.

Стоит особое внимание обратить на небо. В первой части (детстве) небо ясное, без облачков, почти лазурное. Лазурный цвет - символ мира, чистоты, надежды и беззаботности. Издавна этот оттенок синего цвета ассоциировался с божественными силами. Становится понятно, почему И.А. Бунин выбрал именно этот цвет. Он хотел показать, что природа и вещи, окружавшие маленького повествователя, сравнимы с божеством. Небо в его представлении было настолько же чистым и солнечным, как его жизнь в то время.

Надо отметить, что "божественное великолепие мира" - главный мотив творчества И.А. Бунина. Этот мотив прослеживается и в данных строках. Лирического героя поражает и вдохновляет все происходящее вокруг него.

В 1 части отсутствуют тёмные, мрачные тона. Золотой, красный, белый, лазурный – всё наполнено радостью, счастьем, ощущением праздника, любовью, верой в лучшее.

Людный, светлый, прочный – такими эпитетами наделяет лирический герой то место, в котором он живёт. А значит и жизнь дворянства пока ничем не омрачена.

Именно эти словосочетания помогают нам представить ту великолепную картину, которую наблюдает повествователь. Сад предстает перед читателем необыкновенно красочным и волшебным, некой сказкой, в которой так часто бывает наш герой.

Благодаря тому, что слова и их значение закрепляются в нашем сознании, мы не только обоняем, слышим, но и видим счастливую и веселую жизнь дворянской усадьбы, деревни, погружаясь вместе с автором в атмосферу, о которой рассказывает наш герой. В этот и заключается мастерство автора.

Через описание природы повествователь говорит нам об угасающем духе помещиков и дворян. С помощью большого количества глаголов (рвал, хлестал, обрушивался и т.д.) автор передает неумолимый бег времени: они поставлены в самой высшей степени, передают резкие, внезапные стихийные действия, с которыми человек не в силах совладать. Здесь звучит некая фатальность. Автор понимает, что целая эпоха уходит и никто и ничто не смогут этому помешать.

Снова мы видим намек повествователя на то, что данная эпоха умирает и автору больно от этого, но он очень трепетно (священная) относится к своим воспоминаниям.

Оттенок некой бесконечности и монотонности Бунин предает через гиперболу, используя такие выражения, как с утра до ночи, по целым дням.

Дома помещиков стали ветхими и почерневшими от времени, некоторые совсем развалились. Сад стал голым и пустынным.

Через описание сада и дома повествователь передает свое внутреннее состояние. Эпитеты несут на себе оттенок упадка, дряхлости. Они помогают передать общую картину нищенства в деревне (старинный, затхлый, злосчастный, тоскливый, холостятская и т.д.)

Все средства выразительности помогают понять, насколько автору одиноко, что он душевно опустошён и устал.

На смену осени пришла зима. Как известно, это время года олицетворяет собой безлюдность, вечный холод и сон. Время упадка (осень) сменилось временем смерти (зима).

В конце своего повествования автор снова возвращается к утерянному прошлому (своему детству), тем самым указывая читателю на различие двух миров. Лирическому герою совершенно не нравится жить в настоящем. Именно поэтому в рассказе часто встречаются такие сравнения: как в детстве, словно вчера, как раньше. Они придают тексту еще большую эмоциональность и выразительность.

Внимание стоит обратить и на многочисленные восклицания в конце предложений. Казалось бы, эпоха дворянства канула в Лету, лирический герой опечален.


№ слайда 2

"Краска рождает запах, свет -- краску, а звук восстанавливает ряд удивительно точных картин", -- писал К. Г. Паустовский.

Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновс

№ слайда 3

Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток.


№ слайда 5


№ слайда 6

"На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь -- велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе".

Бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина с

№ слайда 7

Бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.

На материале рассказа “Антоновские яблоки” учащиеся знакомятся с главной особенн

№ слайда 8

На материале рассказа “Антоновские яблоки” учащиеся знакомятся с главной особенностью бунинской поэтики: восприятием действительности как непрерывного течения, выраженного на уровне человеческих ощущений, переживаний, чувствований, – и обогащают своё представление о жанре лирической прозы, особенно ярко представленном в творчестве И.А. Бунина.

Читайте также: