Плиний младший в письме сообщает приятелю я запродал урожай винограда съемщикам

Обновлено: 15.09.2024

В этот день 1941 год назад началось извержение Везувия, похоронившее Помпеи и Геркуланум. Так считалось долгое время. Но теперь обоснованные сомнения специалистов вышли на уровень широкой публики. Всё больше об этом упоминают и обсуждают в прессе, всё больше ученых говорят об этом в своих интервью.

Дата в письмах Плиния Младшего

Изначально историки основывались на дате извержения из писем Плиния Младшего Тациту, что упоминались нами ранее. Они были написаны через четверть века после грандиозной катастрофы, и, конечно, автор не мог перепутать сезон, когда она произошла. Более того, Плиний очень серьезно относился к своему эпистолярному наследию и сам готовил обширную переписку к публикации, скомпоновав письма в 10 книг. В свою очередь, этот сборник делят на две части. В первую входят книги с I по IX. Они содержат письма друзьям и знакомым, и Плиний публиковал эти книги между 97 и 109 годами. А вот вторая часть состоит всего из одной книги – X. В 110 году Плиний Младший был назначен легатом римской провинции Вифиния и Понт. С этого времени он вёл активную переписку с императором Траяном. И именно эти письма вошли в X том, который автор хоть и привёл в порядок, но обнародовать не планировал.

Тем не менее, все десять книг с письмами Плиния Младшего дошли до настоящего времени. Естественно, до изобретения книгопечатания они существовали в рукописной традиции. Наиболее полным собранием писем Плиния Младшего считается так называемая Медицейская рукопись, или Codex Laurentianus Mediceus , IX века. Первое же печатное издание появилось в 1481 году, но, увы, лишь 122 писем из 375. Затем в течение 30 лет производились другие публикации, количество новых писем в этих изданиях увеличивалось. Пока в 1508 году венецианский книгопечатник Альд Мануций (Старший) не выпустил полное издание писем Плиния в 10 книгах.

КНИГИ 417992 АВТОРЫ 127536 СЕРИИ 43208 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1137 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16466 ТЕГИ 332782 СТАТЬИ 609

Септиций Клар — см. I.1 и VII.28.

Я благополучно закончил путешествие. — Речь идет, видимо, о путешествии в этрусскую виллу, о которой Плиний упоминает в письмах V.6; VIII.8; IХ.15 и, возможно, IX.37 и др.

Энколпий — возможно, тот вольноотпущенник, о котором речь идет в письме IХ.34.1.

. а здоровый климат. — ср. V.6.46.

Кальвизию Руфу адресовано несколько писем Плиния по поводу деловых вопросов, в частности III.19 (по поводу того же имения).

Спарс — адресат письма, возможно, консуляр Юлий Спарс (ему адресовано письмо IV.5).

Каниний Руф — обитатель Комо, друг Плиния. Плиний в некоторых письмах побуждает его заняться литературным трудом (I.3; II.8.1; III.7.14—15; IX.33.1).

. собираешься описать дакийскую войну. — Руф собирался написать на греческом языке эпическую поэму о двух походах Траяна в Дакию против царя Децебала (101—103 гг. и 104—106 гг.); походы были удачными и оба закончились триумфами.

Ты будешь говорить о создании новых рек. — Децебал намеревался зарыть в землю свои сокровища и пустить по этому месту отведенную из старого русла реку; изменившие ему люди открыли его замысел Траяну, и это помогло римскому императору завладеть сокровищами (см. Кассий Дион XVII, 11, 14, 4).

. о переброске через реки новых мостов. — Траян построил большой каменный мост через Дунай (см. Кассий Дион XVIII. 13). Мосты изображены на колонне Траяна.

. о лагерях, расположившихся на горных крутизнах. — О крепостях, расположенных на возвышенностях, упоминает Кассий Дион (XVI II, 9,3), Изображения таких крепостей есть на колонне Траяна.

. о царе . выброшенном из жизни. — Децебал сам лишил себя жизни.

. и не пришедшем в отчаяние. — Имеется в виду длительное сопротивление Децебала римлянам.

. над народом, не знавшим поражений. — Плиний, вероятно, сознательно игнорирует триумф Домициана над хаттами и даками (см. Светоний. Домициан 6, 1; Кассий Дион XVIII, 7, 4; 8, 1).

. варварские, дикие имена. — Например, название столицы Децебала — Сармизегетуза.

. нашего Макрина. — Новейший комментатор склонен видеть в этом Макрине Цецилия Макрина, которому адресованы все письма, адресатом которых является Макрин; Миниций Макрин отпадает, так как в письме I.14.5—7 нет упоминания о жене.

. я буду в беспокойстве. пока, наконец, он не сможет отвлечься и дать зарубцеваться своей ране. — Комментатор отмечает, что хотя многие письма Плиния написаны по поводу смерти разных лиц, сам он ни разу не написал утешительного письма (какое он советует написать Марцеллину—V.16.10).

Адресат письма Юний Монтан; о нем см. 949 .

Марий (156—86 гг. до н. э.), Сулла (138—78 гг. до н. э.), Помпей (106—48 гг. до н. э.) — римские полководцы и государственные деятели.

. предлагаются преторские знаки. — Ср. VII, 29. Паллант был вольноотпущенником; Плиний сознательно называет его рабом (вместо бывшего раба, вольноотпущенника). Ниже — такое же преувеличение — Паллант назван преторием (т. е. бывшим претором), хотя дарование преторских украшений не означало права заседать в сенате (этим правом обладали претории). Тацит (Анналы XI, 38, 5) сообщает, что Нарциссу, вольноотпущеннику Клавдия, были дарованы сенатом квесторские украшения.

. заставить его носить золотые кольца. — золотое кольцо имели в это время право носить лица, занимавшие высокие должности, сенаторы и римские всадники.

АБИТУРИЕНТАМ и ШКОЛЬНИКАМ Институт истории СПбГУ

АБИТУРИЕНТАМ и ШКОЛЬНИКАМ Институт истории СПбГУ

АБИТУРИЕНТАМ и ШКОЛЬНИКАМ Институт истории СПбГУ запись закреплена

Как в Риме строилось управление крупными имениями на примере Писем Плиния Младшего. Для будущих историков в своих письмах подробно описывайте общественные и экономические реалии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меня зовут Пётр Емельянов. В настоящее время я учусь в 11-м классе с углублённым изучением информатики. Хочу подать заявку на прохождение стажировки в Вашей ІТ-компании.

Выбор Вашей компании не случаен. Ваша компания — один из крупнейших центров по разработке новых технологий в России. Недавно прочитал о перспективных стратегических проектах компании. Очень хочу работать среди специалистов высочайшего уровня, какими являются сотрудники Вашей компании.

Мой интерес к компьютерным наукам возник, (…) я ещё учился в младших классах и посещал кружок робототехники. В старших классах я серьёзно увлёкся электронными гаджетами и вскоре понял, что мне очень нравится работа, связанная с их созданием и программированием.

Тогда у меня появилась мечта — пройти стажировку в такой компании, как Ваша. Для осуществления своей мечты я прилагаю много усилий: посещаю семинары, участвую в олимпиадах, конкурсах. К письму я приложил копии следующих документов: выписку из личного дела с отметками, грамоты победителя российских и международных конкурсов, сертификаты об успешной разработке нескольких программ и приложений для смартфонов.

Я верю, что полученные во время стажировки в Вашей компании знания и опыт помогут мне в дальнейшем внести значительный вклад в разработку новых продуктов и технологий для современных гаджетов. Ведь гаджеты — это очень важный элемент нашей жизни, это то, что делает жизнь современного человека легче.

1) Цель автора текста — доказать необходимость применения гаджетов в жизни современного человека.

2) Автор письма хочет пройти стажировку в компании, которая разрабатывает новые технологии в России.

3) Композиционные особенности текста обусловлены целью пишущего — обосновать необходимость прохождения стажировки в компании: представление себя, обоснование выбора компании, личные достижения в той области деятельности, которой занимается компания, значение стажировки для личного роста автора письма с целью совершенствовать в дальнейшем технологию упомянутой в письме продукции.

4) В тексте отсутствуют личные местоимения и личные формы глаголов.

5) В автобиографии Петра Емельянова даны точные наименования учреждений, точно указаны даты и паспортные данные.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в восьмом (8) предложении (3 абзац) текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом (4) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) План деятельности, работ. П. действий. Социальная п. П.-максимум (общий, широкий план деятельности).

2) Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля. П. партии.

3) Краткое изложение содержания учебного предмета. Школьная п. по истории.

4) Содержание концертных, цирковых представлений, радио- и телепередач; сами такие представления, зрелища, передачи. Новая цирковая п. Радиостанция начинает свои программы.

5) Книжечка или листок с краткими сведениями о спектакле, концерте, с перечнем исполнителей. Купить программу.

6) Описание алгоритма решения задачи на языке электронной вычислительной машины (спец.). П. для операционной системы.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

красИвее бАловать мозаИчный прислАла диспансЕр

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Радость от успеха, незаметно для него самого, переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.

Все его высказывания, все его выступления, где бы то ни было, всегда были проникнуты РОМАНТИЧЕСКИМИ идеями.

Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.

Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КИЛОГРАММ вафель ЛЯЖЬ на спину ДВУМ СЕДЬМЫМ

стакан ЧАЮ нет ПЛАТЬЕВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. ошибка в построении предложения с однородными членами нужно

Б. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г. неправильное построение сложного предложения

Д. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом нужно

1) Павел Петрович года два потолкался ещё в Петербурге в надежде, что не наскочит ли на него тёпленькое статское место.

2) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

3) Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион. 4) В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репин, Поленов, Суриков, которые оказали большое влияние на творчество художников.

5) Многие, кто бывал в Переяславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

6) Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша.

7) На предсказания метеорологов ориентируется как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

8) Замечу здесь лишь для себя: были, например, мгновения, по уходу Лизы, когда самые неожиданные мысли целой толпой приходили мне в голову, и я даже был ими очень доволен.

9) Расположившись на земляной насыпи, можно было наблюдать за ходом соревнований.

1) примирение, оттереть, касатка

2) возгорание, неприкосновенность, прибирать

3) недопонимание, прилагательное, равноправие

4) пловчиха, приращение, затворить

5) сжимать, зарница, макать

1) пред..дущий, без..нициативный, с..знова

2) пр. сечь (разговоры), пр..сытиться, пр..возмочь

3) чере..строчный (пробел), неи..сякаемый, ра..щедриться

4) интерв..юировать, двух..ядерный, квартирос..ёмщик

5) запр..кинул, под..йти, р..списные (стены)

1) удоста..вать, изюм..нка

2) преодол..вать, податл..вый

3) заносч..вый, (электрики) обесточ..ли

4) магни..вый, диков..нный

5) дымч..тое (стекло), издавн..

1) невид..мый, муч..мый

2) почу..вший (опасность), припа..нный (к чайнику носик)

3) мел..щий (зерно), лет..т (журавли)

4) выкач..нный (из гаража автомобиль), (продавцы) назнач..т (цену)

5) вер..щий (в добро), (они) ма..тся (от жары)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.

Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.

Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.

(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.

Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядывать равнина.

(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого дня дождь лил как из ведра, (ЗА)ТО ближе к вечеру ветер разогнал облака, и тогда мы продолжили путь.

ЧТО(БЫ) ни говорили, я уверен в том, что истина не вотчина, ЧТО(БЫ) владеть ею кому-то одному.

А. И. Герцену было лет двадцать пять, когда он начал писать ЧТО(ТО) (В)РОДЕ воспоминаний.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Тогда в комиссио(1)ом магазине купили всю эту лакирова(2)ую мебель, которая, видимо, стояла раньше в квартире присяжного повере(3)ого средней руки.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.

2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.

3) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.

4) Поддержка русскому языку нужна как в России так и за её пределами.

5) Поднялся небольшой ветер и капля свежей утренней росы упала мне на ладонь.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уставшая от разбирательства (1) мать потеряла всякий интерес к суду (2) желавшему признать её сына (3) совершившего преступление (4) виновным.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы входим в зал.

Сияющие люстры (1)

От напряженья (2)

Кажется (3) дрожат!

И действует на чувства,

Мы входим в зал

Без всякого искусства,

А здесь искусством ( 4)

Видно (5) дорожат. (Н. М. Рубцов)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В сознание людей начинает постепенно проникать мысль (1) о том (2) что добро заложено в природе (3) что человеческое существо (4) которое тоже создала природа (5) рождено для счастья и красоты.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(17)Или возьмите мостовую, составленную из деревянных чёрных шашек-торцов. (18)Ими была вымощена Моховая улица, даже Невский проспект. (19)Ну как в музее передать звонко цокающий звук подков по сухой торцовке? (20)Как повторить смолисто-дегтярный запах, что курился в летнюю жару на улицах, выложенных просмолёнными шашками, запах, напоминающий мне лесосеки, где работал отец, смолокурни, добычу живицы1? (21)0сенью торцы становились осклизлыми, лошади шли по ним бесшумно.

(33)У моей мамы были щипцы для завивки волос. (34)Щипцы нагревали на огне, затем накручивали на них волосы. (35)Это было самое распространённое женское оборудование. (З6)Такое же, как позднее бигуди. (37)Эти щипцы стали электрощипцами. (38)А самовар стал электросамоваром, утюг — электроутюгом, лампа перешла от керосиновой к электрической.

(39)Город 30-х годов. (40)За ним последовал город войны, блокады, город 40-х годов, тоже чьё-то детство. (41)Недавний Ленинград уже кажется трогательным и наивным, расцвеченным колдовским туманом детских воспоминаний. (42)Какими предстанем там мы, взрослые и пожилые? (43)Как подсмотреть будущие воспоминания о Петербурге XXI века? (44)Его вещах, звуках, домах?

(45)Незаметно, украдкой детская память творит их из наших слов, наших улиц, из нас самих. (46)Они могут выплыть благодаря какой-нибудь ерунде — песенке, подстаканнику — в пыльной невнятице случайных находок, через десятки лет.

(47) 3еркала будущего отразят вещи нашего обихода с праздничной растроганностью.

(48) В музее отживших вещей наш потомок наткнётся на мотоцикл, сверкающий древним никелем, положит руки на рогатый руль. (49)Смутная грусть передастся ему от извечной невозможности понять ушедшее.

(50)Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. (51)В этом заповеднике он акварельно обольстителен. (52)Там всегда сияет жёлтое солнце с толстыми лучами и идут демонстрации. (53)На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. (54)Воодушевление и зов. (55)С тех пор прошло много лет. (56)Город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. (57)Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое. (По Д. А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — российский советский писатель, киносценарист, общественный деятель.

2) По воспоминаниям рассказчика, Моховая улица и даже Невский проспект были вымощены деревянными чёрными шашками-торцами.

3) На смену Ленинграду 1930-х годов пришёл город войны, блокады.

4) Пресс-папье — это приспособление, предназначенное для сушки, промокания написанных бумаг и необходимое человеку как в прошлом, так и в настоящем.

5) Лиговка 1930-х годов запомнилась рассказчику тем, что по ней в летнюю жару распространялся запах, напоминающий лесосеки, где работал его отец.

1) Предложение 4 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 5.

2) В предложениях 19-21 присутствуют элементы описания.

3) Предложение 32 противопоставлено по содержанию предложению 31.

4) В предложениях 33,34 представлено рассуждение.

5) В предложениях 45,46 представлено повествование.

24. Из предложения 32 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 22-32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:

4) восклицательные предложения

8) вопросительные предложения

9) разговорные и просторечные слова

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

9 235 любая последовательность этих цифр

10 123 любая последовательность этих цифр

11 135 любая последовательность этих цифр

14 вдалинастолько настольковдали

15 123 любая последовательность этих цифр

16 235 любая последовательность этих цифр

17 1234 любая последовательность этих цифр

18 2345 любая последовательность этих цифр

19 2345любая последовательность этих цифр

20 124 любая последовательность этих цифр

24 дешёвыхдорогих\ дорогихдешёвых

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема изменений в жизни города. (Насколько может меняться город с течением времени?)

2. Проблема роли детских воспоминаний в жизни человека. (Какова роль детских воспоминаний в жизни человека?)

3. Проблема способности человека вспомнить своё прошлое. (Все ли детали своей прошлой жизни может вспомнить человек?)

3. Вспомнить своё прошлое приятно и трогательно. Однако не всё из прошлой жизни в состоянии удержать память человека. Какие-то детали могут ускользнуть.

4. Проблема восстановления в памяти целостного образа прошлого. (Какие особенности имеет человеческая память?)

5. Проблема создания музея городской жизни 1930-х годов. (Каким должен быть музей городской жизни 1930-х годов?)

6. Проблема связи вещей и их названий. (Как может проявляться связь вещей и их названий?)

Читайте также: