Жители древней индии выращивали виноград

Обновлено: 18.09.2024

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

Древняя Индия

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.

Древняя Индия

Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.

Древняя Индия

Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.

ри божества - Брахма, Вишну и Шива

Три божества - Брахма, Вишну и Шива

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

В \(6\) задании ВПР тебе необходимо объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны или жителей территории.

Индия находится в Южной Азии на полуострове Индостан . Границей Индии на севере являются Гималаи — самые высокие в мире горы. С трёх других сторон полуостров омывает Индийский океан. Горы не дают сюда проникнуть морозным северным ветрам, поэтому в Индии очень жаркий климат . Но каждый год в июле и августе непрерывно льют дожди . Здесь много рек, много густых влажных лесов — джунглей. В горах есть месторождения полезных ископаемых, добывается строительный камень.

В индийском климате всё растёт очень быстро, поэтому земледелием можно заниматься круглый год . Поля постоянно нужно расчищать от наступающих джунглей. После дождей прямо в воду сажают рис . Хорошо растут пшеница, ячмень, овощи, фрукты . Также выращивают сахарный тростник (делают сладкий сироп) и хлопчатник (из него делали лёгкие ткани). Разные растения и цветы индийцы использовали для получения пряностей и благовоний

Для животных есть много корма, поэтому крестьяне разводили коров, свиней, кур, верблюдов . Корова считается священным животным, поэтому мясо коров не ели, но молоко и молочные продукты использовали в пищу. Разводили и буйволов , на них пахали и возили грузы. Также в Индии были одомашнены слоны (их использовали для тяжёлых работ) и мангусты (их держали для борьбы со змеями)

Ремёсла развиваются всегда, потому что людям нужны посуда, одежда, орудия труда и многое другое. В Индии много дерева, горы богаты строительным камнем, есть месторождения металлов, глины, драгоценных и полудрагоценных камней .

Беглый обзор географии виноградарства обнаруживает, что так называемый “европейский” виноград — растение, приспособившееся в процессе длительной эволюции к условиям средиземноморского типа климата, который обеспечивал получение виноградной продукции исключительно тонкого достоинства (Давитая Ф. Ф., 1948, с. 115 и сл.).


Vitis Sylvestris, Виноград лесной. Рисунок Иоганна Вайнманна XVIII век

Н. И. Вавилов относил виноград к группе наиболее засухоустойчивых плодовых растений. Генезис винограда, по его мнению, происходил в индо-малайском и переднеазиатском очагах формирования культурных растений. В последнем из них, где виноград произрастал в культуре и диком состоянии в огромном разнообразии форм, была родина культурного винограда. Здесь до сих пор можно видеть в диком состоянии виноград, вполне пригодный для культуры (Вавилов Н. И., 1987, с. 72, 77, 114, 117, 118).

Культурный и дикий европейско-азиатский виноград принято рассматривать как один вид с двумя подвидами: дикий виноград — сильвестрис (ssp. silvestris Gmel.) и культивируемый — сатива (ssp. sativa d. C.) (Негруль А., М., 1959, с. 18 и сл.). Различия между ними мало выражены[2]. Дикий виноград довольно однороден, особенно в отношении кистей, ягод и семян, культурный виноград, напротив, — очень изменчив.

По качеству плодов дикий виноград стоит выше восточноазиатских и американских видов, его ягоды сладкие, не имеют неприятного привкуса, присущего американским видам. По этой причине в глубокой древности дикий виноград потреблялся человеком и перерабатывался на вино еще до введения в виноградную культуру, и теперь в местах его большого распространения дикий виноград используется для еды в свежем виде и виноделия (Негруль А., М., 1959, с. 20).

Древние обитатели не пренебрегали ягодами дикого винограда в своем травоядном меню и приятно разнообразившими их стол. С глубокой древности дикий виноград служил людям пищей. Например, даже на озерах северных Альп, в щебне свайных поселений уже в эпохи неолита, были обнаружены семена дикого винограда, аналогичные находки сделаны в глиняной обмазке жилищ трипольской культуры бронзового века (Черныш Е. К., 1986, с. 138).

Промежуток между употреблением винограда в пищу и переходом к виноделию в самых его элементарных формах должен был быть не очень значительным (Альтман М. С., 1935, с. 115). Наличие во многих языках отдельных (самостоятельных) названий для виноградной лозы, винограда и вина, говорит, как заметил М. С. Альтман, об их глубокой дифференциации в языке и быте древних народов. Вино очень рано стало восприниматься самостоятельным продуктом, отделенным от виноградной лозы и винограда (Альтман М. С., 1935, с. 116-117). Данному предположению соответствуют и древнейшие мифы.


Сбор и отжим винограда. Египет

Когда население стало оседлым и посвятило себя обработке земли, то такой ценный плод стали выращивать, так как сбор винограда на лозах, обвивающих вершины деревьев, малопродуктивен, очень опасен и иногда безнадежен (Müller K., 1937).

Как считают исследователи, история виноградарства насчитывает несколько тысячелетий (Мержаниан А. С., 1939, с. 5 и сл; Ховренко А., 1909; Альтман М. С., 1935, с. 115; Стржелецкий С. Ф., 1961, с. 67; Кинк Х. А., 1970, с. 42 и сл.). Первые попытки по переносу виноградной лозы из лесных массивов и долин рек к жилищу человека, возможно, были предприняты еще в неолите-энеолите. Наиболее ранние остатки семян и древесины (окультуренного?) винограда относятся к эпохе энеолита в древнем Ханаане (Кинк Х. А., 1970, с. 42). С эпохи энеолита-бронзового века встречаются подобные находки на поселениях Европы (Испании, Франции, Италии, Греции), Кавказа, Малой Азии и Марокко. Виноградарство и виноделие сначала развивались на основе местных сортов лозы, а ввоз инорайонных сортов происходил в последующие эпохи (Пелях М. А., 1970).

От диких форм человек отбирал новые сорта, создававшиеся в процессе естественного формообразования. Семена культивируемых сортов винограда легко разносились птицами, вырастая среди леса и зарослей дикого винограда, новые растения несколько отличались от дикого винограда. Они скрещивались между собой и диким виноградом и давали начало новым формам. Период искусственного и естественного отбора, столь давно начатый, продолжается и в настоящее время. Благодаря длительной селекции удалось создать различные сорта культурного винограда, наиболее приспособленные для конкретных природных условий. В каждом районе виноградарства постепенно сложился аборигенный сортимент с выраженным отпечатком местной природной среды (Негруль А. М., 1959, с. 20).

На основании изучения местных сортов винограда А. М. Негруль выделил три древние эколого-географические группы культурного европейско-азиатского винограда: восточные (orientalis Negr.), бассейна Черного моря (pontica Negr.) и западноевропейские (oссidentalis Negr.) (1959, с. 21 и сл)[3]. На выраженные сортовые отличия восточных и средиземноморско-черноморских групп винограда обратил внимание еще Страбон, указывающий, что первые отличались большим размером гроздей, тогда как вторые имели маленькие гроздья[4] (Strab., II, I, 14, 16).

Как можно заключить на основании анализа источникового и этнографического материала, переработка винограда изначально осуществлялась двумя операциями: отжимом руками или ногами и прессованием с помощью различных гнетовых или механических приспособлений (Cato., 112,3). Эти способы переработки винограда были известны человечеству с глубокой древности и применялись многими народами, в том числе греками и римлянами. Согласно мифологическим сюжетам, переданным Нонном Панополитанским в “Деяниях Диониса”, первый отжим винограда Дионис произвел руками (XII,202). Фактически миф демонстрировал древнейший способ виноделия (XII,204). Интересно, что Дионис из рога быка отведал вина прежде, чем попробовал вкус ягод (XII,205-206). Возможно, мифологическая традиция свидетельствует о первоначальном использовании винограда для приготовления вина, а не для питания. Не исключено, что дикорастущий виноград в силу своих природных свойств был более удобен для виноделия, чем для еды. Впрочем, ясно точно только одно — приготовление вина древними относится к очень раннему историческому времени, когда человек едва познакомился с преображенным фригийским юношей, игроком на флейте, охотником на оленей Ампелосом (Х, 220-225) — виноградной лозой и ее плодами.


Перевозка вина. Античная мозаика

Один из древнейших способов отжимания жидкости из сочных ягод (винограда, оливок) часто изображался на египетских фресках и производился в особой плетеной или тканой сумке из шерсти животных (овцы, козы) или растительных волокон (льна), путем ее скручивания с помощью рычажной палки (Les innovations …, 1993, р. 539 и сл.). Самые простые виды отжима винограда, возникшие на заре цивилизации, зафиксированы этнографами на территории Грузии, где благодаря народной памяти сохранились примитивные способы выдавливания винограда ногами и гнетом: на шкуре, в большой корзине, в мешках (Чкония Л. Ш., 1988, с. 15). Примитивные приемы использовались и в других винодельческих районах, особенно там, где винодельческая традиция по тем или иным причинам неоднократно прерывалась (при смене населения, хозяйственной ориентации и т. п.). Например, в Ставропольской губернии местные жители еще в конце 19 в. давили виноград босыми ногами в холщовых мешках в кадках, чанах и корытах, куда помещали и выжимки (Очерк виноделия…1875, с. 194).


Постепенно древние виноделы в местах с большим количеством выходов каменистых пород стали использовать для выдавливания винограда естественные скальные впадины. Изготавливались также цельные или сборные щитовые деревянные давильни, которым придавалась наиболее удобная для виноделия форма. Затем по мере освоения металлических орудий труда начали высекать в камне вместилища для винограда и сбора отжатого сока. Древнейшие каменные давильни для переработки винограда с помощью ног найдены в Восточное Средиземноморье — древнем Ханаане в Гезере и Мегиддо. Они датируются началом III тыс. до н. э. и представляли собой выбитые в скале вместилища, на дне которых были сделаны одно-два углубления для сбора жидкости (Кинк Х. А., 1970, с. 43). Мифы, повествуя о путешествиях Диониса, сообщают, что однажды он увидел обагренную винно-пурпурным соком змею, которая насыщалась благовонным нектаром виноградных гроздьев. Дионис сразу же вспомнил пророчество Рейи-вещуньи и приступил к строительству давильни. Для этой цели бог выравнивал камень скалы, понемногу углубляя острыми железными орудиями ее поверхность, и сотворил впервые прообраз винной давильни в виде широкой углубленной в скале ямы (Нонн. XII, 330-334). Совершенствование винодавильных устройств, техники и технологии винопроизводства происходило на протяжении всей древней истории, не исключением была и античная эпоха. Естественно, этот процесс не был равномерным. В условиях небольшого домашнего производства продолжали бытовать и использоваться примитивные приемы, давильные устройства и их элементы, изобретенные еще в начальный период развития виноделия

Примечания:

[1] Путь бога виноделия и виноградарства — Диониса, согласно мифам Нонна Панополитанского, охватывал все основные винодельческие регионы Европы и Азии: Фракия-Кавказ-Лидия-Индия-Ассирия-Арабия-Фригия-Европа (Греция) (XLIII, 426-446), но вряд ли отражал последовательность и реальные этапы доместикации винограда. Некоторые исследователи полагали, что наиболее вероятным является происхождение культурного винограда из областей Передней Азии, так как по экологическим признакам его можно причислить к группе засухоустойчивых мезофитов (Давитая Ф. Ф., 1948, с. 69, 105). К этой области относится и древний Ханаан – в Восточном Средиземноморье, где обуглившиеся остатки виноградного растения встречались в слоях позднепалеолитических стоянок Кармела. С эпохи энеолита-бронзового века виноград уже широко употреблялся для приготовления вина, изюма и питания в свежем виде (Кинк Х. А., 1970, с. 42 и сл.). С эпохи железа виноградная культура достигла в этом районе особого расцвета, причем, судя по отпечаткам листьев и зерен винограда, видовой состав его был весьма разнообразен. На Крите виноград был доместицирован в минойскую эпоху в первой половине III тыс. до н. э. Остатки вина и винограда, отпечатки листьев неоднократно находились при раскопках дворцовых кладовых. С того момента – активное развитие виноградарства и в первые века н. э. экспорт во многие районы в собственных амфорах обычного греческого стандарта 20 л (Marangou A., 1993, р. 177 и сл.).

[2] В Центральной Азии по склонам Копет-Дага встречались заросли дикого винограда, по качеству и размерам плодов приближающегося к культурным формам. Здесь наблюдались незаметные переходы от диких форм к культурным, что возможно свидетельствует о вторичном его происхождении (Вавилов Н. И., 1962, с. 101).

[3] Группа восточных сортов (охватывает территории Средней Азии, Армении, Азербайджана, восточные районы Грузии, Иран, Афганистан, Ближний Восток) в каждом, даже небольшом, районе этих мест имеет локальные сорта. Для них в целом характерны голые или опушенные листья, крупные, часто ветвистые гроздья со средними или крупными овальными, яйцевидными и обратнояйцевидными ягодами белой или розовой окраски. Семена крупные с длинным клювиком. Произошли данные сорта от дикого винограда в результате народной селекции в горных районах и оазисах, прилегающих к южной части Каспийского моря.

В древние доисламские времена, когда в оазисах Западной Азии процветало виноделие, там культивировались сорта, близкие к местному дикому винограду, со средними гроздьями и небольшими круглыми ягодами. Они относились к каспийской подгруппе (caspica Negr.) и до сих пор сохранились в Азербайджане, в Восточной Грузии, Армении и Средней Азии. Постепенно под влиянием норм ислама, запрещавших винопитие и соответственно виноделие, стали отдавать предпочтение крупноплодным столовым и бессемянным сортам подгруппы антазиатика (antasiatica Negr.), которые выделялись большими размерами грозди. В соответствие с местными природными условиями восточные сорта отличаются длинным вегетационным периодом, низкой морозоустойчивостью, в некоторых случаях высокой засухоустойчивостью, хорошей сопротивляемостью горячим ветрам пустыни и солевыносливостью. Эти растения короткого дня высокоурожайны, развивают небольшой процент плодовых побегов, имеют одну-две грозди на побег; средний вес грозди велик (Негруль А., М., 1959, с. 21 и сл).

Группа сортов Черного моря (распространена на территория древней Колхиды (Западной Грузии), Молдавии, Румынии, Болгарии, Греции, Турции) имеет также много местных сортов с листьями, покрытыми в нижней части смешанным — паутинистым и щетинистым опушением, плотной, реже рыхлой гроздью среднего размера. Ягода круглая, реже овальная, среднего размера, черная или белая, реже розовая. Семена небольшие. Сорта произошли в результате длительной народной селекции в странах бассейна Черного моря, близки по морфологическим признакам к дикому винограду. У них по сравнению с восточными сортами более короткий вегетационный период, высокая морозоустойчивость и меньшая засухоустойчивость. Они развивают большой процент плодоносных побегов, с большим количеством гроздей на каждый побег. Многие из сортов высокоурожайны, почти все винные или винно-столовые, лишь немногие типично столовые (Негруль А., М., 1959, с. 22-23).

Западноевропейская группа сортов (культивируется в Западной Европе: во Франции, Германии, Испании, Португалии) почти в каждом районе имеет свои местные сорта, в настоящий период широко распространившиеся в другие регионы. Они произошли от местного дикого винограда, к которому очень близки по морфологии. Листья этих сортов с нижней стороны имеют паутинистое опушение, гроздья небольшие, плотные, цилиндрической или конической формы. Ягода круглая, мелкая или средняя, черного или белого цвета. Семена мелкие с коротким клювиком. Все сорта винные, средней урожайности. Отличаются от ранее упомянутых сортов более коротким вегетационным периодом, повышенной морозоустойчивостью. Это растение длинного дня развивает много плодоносных побегов, имеет 3-4 грозди небольшого веса на каждом из них (Негруль А., М., 1959, с. 24).

[4] Страбон передавая сведения о плодородии и мягкости климата Индии, Гиркании, Маргианы и Бактрии свидетельствует, что, “как говорят”, виноградная лоза в Гиркании приносит метрет вина; в Маргиане часто встречаются стволы виноградных лоз толщиной в два обхвата, а виноградные гроздья 2 локтей длины (0,984м). Подобные истории рассказывают об Арии, которая превосходила другие страны качеством вина. Это вино сохранялось в несмоленых сосудах в течение трех поколений (Strab., II, I, 14. 16). Подобные же истории рассказывают и об Арии, но эта страна даже превосходит другие качеством вина, так как там сохраняют вино в несмоленых сосудах по крайней мере в течение трех поколений (II, 16). Привлекая внимание к сверхурожайности маргианских лоз, Страбон упоминает боспорские и средиземноморские лозы, ничего не сообщает об их урожайности. Можно ли предполагать, что у лоз понтийско-средиземноморского ареала были обычные (средние) нормы урожайности и выхода вина, не столь рекордные как в Гиркании и Маргиане

Литература:

Альтман М.С., 1935. Техника виноделия в Древней Греции // Из истории материального производства античного мира. М.-Л.

Вавилов Н. И., 1962. Пять континентов. М.

Вавилов Н. И., 1987. Теоретические основы селекции. М.

Давитая Ф. Ф., 1948. Климатические зоны виноградарства в СССР. М.

Кинк Х. А., 1970. Восточное Средиземноморье в древнейшую эпоху. М

Мержаниан А. С., 1939. Виноградарство. М.

Негруль А. М., 1959. Виноградарство с основами ампелографии и селекции. М.

Очерк виноделия Кавказа. 1875. Тифлис.

Пелях М. А., 1970. История виноградарства и виноделия Молдавии. Кишинев.

Стржелецкий С. Ф., 1961. Клеры Херсонеса Таврического. ХС. Вып. VI, Симферополь.

Ховренко М. А., 1909. Общее виноделие. М.

Черныш Е. К., 1986.Проблемы исследования трипольской культуры в Молдавии // Сквозь века. М.

Чкония Л. Ш., 1988. Виноградарство и виноделие в Восточной Грузии (по историко-этнографическим материалам Гаре Кахети // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси.

Les innovations techniques et leur diffusion dans les pressoirs (Discussions présentées par Jean-Pierre Brun, 1993 // Bulletin de correspondance hellénique. Sup. XXVI. Paris.

Marangou A., 1993. Le vin de Crète de l’époque classique à l’époque impériale : un premier bilan // La production du vin et de l’huile en Méditerranée // Bulletin de correspondance hellénique. Sup. XXVI. Paris.

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

Древняя Индия

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.

Древняя Индия

Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.

Древняя Индия

Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.

ри божества - Брахма, Вишну и Шива

Три божества - Брахма, Вишну и Шива

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

Читайте также: