Где вырастал арбуз не арбуз тыква не тыква черт знает что такое ответы

Обновлено: 18.09.2024

КНИГИ 417992 АВТОРЫ 127536 СЕРИИ 43208 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1137 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16466 ТЕГИ 332782 СТАТЬИ 609

— Вот кстати, сюда вылить помои! — сказала и вылила горячие помои.

— Ай! — закричало басом.

Глядь — дед. Ну, кто его знает! Ей-богу, думали, что бочка лезет. Признаюсь, хоть оно и грешно немного, а, право, смешно показалось, когда седая голова деда вся была окунута в помои и обвешана корками с арбузов и дыней.

— Вишь, чертова баба! — сказал дед, утирая голову полою, — как опарила! как будто свинью перед рождеством! Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес! — сказал дед и открыл котел.

Что ж бы, вы думали, такое там было? ну, по малой мере, подумавши, хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг… стыдно сказать, что такое. Плюнул дед, кинул котел и руки после того вымыл.

И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо черту.

— И не думайте! — говорил он часто нам, — все, что ни скажет враг господа Христа, все солжет, собачий сын! У него правды и на копейку нет!

И, бывало, чуть только услышит старик, что в ином месте неспокойно:

— А ну-те, ребята, давайте крестить! — закричит к нам. — Так его! так его! хорошенько! — и начнет класть кресты. А то проклятое место, где не вытанцывалось, загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана.

Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хорошо эту землю: после того нанимали ее у батька под баштан соседние козаки. Земля славная! и урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает что такое!

Николай Васильевич Гоголь

Пропавшая грамота. Сборник

Составление, вступительная статья и комментарии В. С. Модестова.

Оформление художника С. Алимова.

© Составление, вступительная статья, комментарии В. Модестова, 2019

© Оформление С. Алимова, 2019

Смеховая стихия Гоголя

Смех Гоголя, в творчестве которого нашли отражение многие элементы народно-праздничной культуры, – смех особый, он несет катарсис – очищение духа светлой грустью и состраданием.

Академик В. В. Виноградов в одной из своих ранних статей привел немало примеров, подтверждающих, что мотив носа обыгрывался в литературе 20-30-х годов XIX века неоднократно[3].

В этом видится отблеск карнавального действа, которое Гоголь понимал не только как веселый праздник, но, прежде всего, как возможность в свободной уличной стихии проявить и выразить себя, прикрывая смущение или внутреннюю несвободу маской. Под масками люди скрывают собственные лица и истинные намерения (умный догадается, а дураку и знать не надо!); маски сбрасывают или публично срывают, чтобы явить миру правду во всей ее жестокой и смешной неприглядности.

Есть неподалёку от Кинеля старинное село Бобровка, существовавшее еще задолго до появления в междуречье рек Самара и Большой Кинель железнодорожной станции Кинель, потом посёлка железнодорожников и, наконец. города.

Село было в своё время центром Бобровской волости, в 1900 г. в селе проживало 4228 человек русского населения, среди которых были отмечены православные и сектанты, было 2 школы, 15 ветряных мельниц, земская станция и волостное правление.

В селе проводилась в 9-ю пятницу по Пасхе ярмарка (источник - "Список населенных мест Самарской губернии", составлен в 1900 году Секретарем Самарского Губернского Статистического комитета И.А. Протопоповым).

Сегодня, однако, я хочу вам поведать о достаточно неоднозначной истории строительства и исчезновения церквей в этом селе, которая чем-то напоминает повесть Н.В.Гоголя с названием, идентичным заголовку этого поста.

Из истории сельской церкви:
В 1751 году была построена первая церковь, которая трижды горела.

В 1794 году строится новая церковь на общественные деньги.

Последнюю церковь построил на свои деньги церковный староста Андрей Горбунов в 1892 году, которую сломали только в 1940 году. Последним попом был Лазарев Павел Михайлович. Все церкви были освящены в честь архистратига Михаила и назывались Михайловскими.

Сайт "Русские церкви" сообщает:

В 1736-1751 годы построена деревянная церковь Архистратига Михаила.

В 1862 году в областном архиве упоминается деревянная Михайловская церковь. До 1874 года в церкви действовала церковно – приходская школа.

На средства старосты Андрея Горбунова в 1892 году построена новая церковь Архистратига Михаила.

В советские годы церковь закрыли. В 1940 году храм разрушили.

Так вот как морочит нечистая сила человека!
Я знаю хорошо эту землю: после того нанимали ее у батька под баштан соседние козаки.
Земля славная! и Урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не было ничего доброго.
Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец. черт знает что такое!


Однако наш народ упорен, и несмотря на всё козни врага рода человеческого, упрямо строит и строит в Бобровке церкви.

22 сентября 2003 года освящено место под строительство будущей каменной церкви. В престольный праздник 21 ноября 2003 года состоялось первое богослужение. В июле 2011 года на церковь был установлен купол и крест.

Нажмите, чтобы узнать подробности

а) отец Фомы б) дьячок в) дед

2. Сколько лет было рассказчику?

3. Что повез продавать отец?

а) арбузы б) огурцы в) табак

4. Какого сына взял с собой отец?

а) трёхгодового б) 11-тилетнего в) 15-тилетнего

5. Как звали деда Фомы?

а) Петр б) Максим в) Остап

6. Кто часто проезжал мимо куреня деда?

а) солдаты б) цыгане в) чумаки

7. Как гости отдыхали?

а) рассказывали небылицы б) спали в) гуляли

8. Чем дед всех удивил?

а) начал танцевать б) наварил галушек в) всех прогнал

а) загремел гром б) не смог танцевать в) раздался хохот

10. Где дед не мог танцевать?

а) у куреня б) на дороге в) возле огуречной грядки

11. Куда попал старик?

а) на гладкое поле б) в богатые хоромы в) в пещеру

12. Зачем дед повалил на могилку ветку?

а) она сломалась б) хотел лечь в) заметил место с кладом

13. Что помешало деду искать клад?

а) дождь б) грохот в) крики

14. Как он снова оказался на том же поле?

а) по засечкам б) ударил заступом в огороде в) по следам

15. Что делали в лесу птичий нос, баранья голова, медведь?

а) пугала нечистая сила б) пришли за дедом в) жили в котле

16. Что выкопал дед?

а) дыню б) котел в) камень

17. Что было в котле?

а) сор б) золото в) драгоценности

18. Что принесла мать с хутора?

а) горшок галушек б) кисель в) вареники

а) сад б) площадку для детей в) помойку

20. Где «вырастал арбуз не арбуз, тыква не тыква…черт знает что такое?

21. Проведите соответствия:

Ответы: 1б, 2б, 3в, 4а, 5б, 6в, 7а, 8а, 9б, 10в, 11а, 12в, 13а, 14б, 15а, 16б, 17а, 18а, 19в, 20в

21: кухва – кадка; хустка – платок; левада – усадьба; свитка – кафтан; сопилка – флейта;

Заколдованное место

— А чтоб ты, проклятый сатана, не дождал детей своих видеть!

А дождь пустился, как будто из ведра.

Вот, скинувши новые сапоги и обернувши в хустку, чтобы не покоробились от дождя, задал он такого бегуна, как будто панский иноходец. Влез в курень, промокши насквозь, накрылся тулупом и принялся ворчать что-то сквозь зубы и приголубливать черта такими словами, какие я еще отроду не слыхивал. Признаюсь, я бы, верно, покраснел, если бы случилось это среди дня.

На другой день проснулся, смотрю: уже дед ходит по баштану как ни в чем не бывало и прикрывает лопухом арбузы. За обедом опять старичина разговорился, стал пугать меньшего брата, что он обменяет его на кур вместо арбуза; а пообедавши, сделал сам из дерева пищик и начал на нем играть; и дал нам забавляться дыню, свернувшуюся в три погибели, словно змею, которую называл он турецкою. Теперь таких дынь я нигде и не видывал. Правда семена ему что-то издалека достались.

— Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть! — проговорил дед, протирая глаза. Осмотрелся — никого нет. — Нет, не любит, видно, черт табаку! — продолжал он, кладя рожок в пазуху и принимаясь за заступ. — Дурень же он, а такого табаку ни деду, ни отцу его не доводилось нюхать!

Стал копать — земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звукнуло. Выкидавши землю, увидел он котел.

— А, голубчик, вот где ты! — вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.

— А, голубчик, вот где ты! — запищал птичий нос, клюнувши котел.

Посторонился дед и выпустил заступ.

— А, голубчик, вот где ты! — заблеяла баранья голова с верхушки дерева.

— А, голубчик, вот где ты! — заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло.

Дрожь проняла деда.

— Да тут страшно слово сказать! — проворчал он про себя.

— Тут страшно слово сказать! — пискнул птичий нос.

— Страшно слово сказать! — заблеяла баранья голова.

— Слово сказать! — ревнул медведь.

— Гм… — сказал дед и сам перепугался.

— Гм! — пропищал нос.

— Гм! — проблеял баран.

— Гум! — заревел медведь.

Со страхом оборотился он: боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула и дразнит!

— Черт с тобою! — сказал дед, бросив котел. — На тебе и клад твой! Экая мерзостная рожа! — и уже ударился было бежать, да огляделся и стал, увидевши, что все было по-прежнему. — Это только пугает нечистая сила!

Принялся снова за котел — нет, тяжел! Что делать? Тут же не оставить! Вот, собравши все силы, ухватился он за него руками.

— Ну, разом, разом! еще, еще! — и вытащил! — Ух! Теперь понюхать табаку!

— Вот кстати, сюда вылить помои! — сказала и вылила горячие помои.

— Ай! — закричало басом.

Глядь — дед. Ну, кто его знает! Ей-богу, думали, что бочка лезет. Признаюсь, хоть оно и грешно немного, а, право, смешно показалось, когда седая голова деда вся была окунута в помои и обвешана корками с арбузов и дыней.

— Вишь, чертова баба! — сказал дед, утирая голову полою, — как опарила! как будто свинью перед рождеством! Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес! — сказал дед и открыл котел.

Что ж бы, вы думали, такое там было? ну, по малой мере, подумавши, хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг… стыдно сказать, что такое. Плюнул дед, кинул котел и руки после того вымыл.

И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо черту.

— И не думайте! — говорил он часто нам, — все, что ни скажет враг господа Христа, все солжет, собачий сын! У него правды и на копейку нет!

И, бывало, чуть только услышит старик, что в ином месте неспокойно:

— А ну-те, ребята, давайте крестить! — закричит к нам. — Так его! так его! хорошенько! — и начнет класть кресты. А то проклятое место, где не вытанцывалось, загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана.

Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хорошо эту землю: после того нанимали ее у батька под баштан соседние козаки. Земля славная! и урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает что такое!

Читайте также: