Клевер и свеклу выращивают как растения

Обновлено: 18.09.2024

Учёные полагают, что покрытосеменные растения произошли от голосеменных. Это произошло давно, и тем не менее они появились позже, чем другие группы Царства растения.

Знакомство с покрытосеменными растениями

Все покрытосеменные растения хотя бы раз за свою жизнь цветут, потому их также называют цветковыми.

Покрытосеменные — высшие растения, отличительной особенностью которых является наличие полового органа размножения — цветка. Также такие семенные растения называют цветковыми.

Когда растение отцветает, на месте цветка образуется плод. В плодах развиваются семена.

Плод — генеративный орган, служащий для формирования, защиты и распространения семян.

В отличие от семян голосеменных растений, семена цветковых растений покрыты оболочкой плода. Они лучше защищены, а после вызревания и опадения плодов у семян зачастую есть дополнительная питательная среда. Поэтому покрытосеменные растения лучше приспособлены к размножению, распространению и выживанию.

Цветковые растения состоят из корня и побега. Побег — та часть растения, которая находится над землей: стебель, листья, цветки и плоды.

У каждой части растения своя функция. Корень добывает для растения воду и минеральные вещества из почвы, кроме того, с его помощью растение закрепляется в почве. Стебель держит на себе листья и цветы, располагая их на свету. Через стебель проходят питательные вещества и вода. В листьях происходит процесс фотосинтеза и образуются органические вещества, также на листьях находятся специальные отверстия, при помощи которых растение дышит. Цветы — это органы размножения растений. Из них образуются плоды, внутри которых вызревают семена.

Мысленно обозначьте части растения на рисунке 2 стрелками и подпишите эти части.

Как думаете, где растут цветковые растения? Их можно найти во повсюду на Земле: и в пустынях, и в тундре, и в степях, и в горах, и в тайге, и в водоемах.

Они могут расти в самых различных условиях. Например, в Арктике встречается морошка, полярный мак и другие уникальные растения. В пустыне, где температура поднимается до +50 градусов Цельсия, можно встретить верблюжью колючку и саксаул, а после дождей среди песков тут и там распускаются цветы.


Цветы в пустыне

На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?

Цветковые растения очень разнообразны. Большинство растений, которые растут в садах, лесах и в полях — покрытосеменные.

Важно помнить, что к цветковым растениям относятся не только цветы, но и цветущие кустарники (например, шиповник), и многие деревья. Легко запомнить, что яблоня — покрытосеменное растение. Но цветут также и берёза, и осина, и многие другие деревья — это также цветковые растения.

Пример травянистых растений: клевер, крапива, рожь; кустарников: шиповник, сирень, роза; деревьев: клён, тополь, каштан… На Земле существует более трехсот тысяч видов покрытосеменных растений.


Рисунок 4. Жизненные формы покрытосеменных растений

Среди цветковых растений есть однолетние, двулетние и многолетние.

Однолетними называют растения, весь жизненный цикл которых от семени и до формирования цветов и плодов проходит за один вегетационный период (то есть за период, когда возможен рост растения).

Это происходит со многими огородными растениями, например, с томатом — весной семена высаживают в почву, они прорастают и в середине лета покрываются цветами, в конце лета на месте цветов созревают плоды, а затем растение гибнет. Примеры однолетних растений: укроп, горох, звездчатка.

Двулетние растения — травянистые растения, жизненный цикл которых от 12 до 24 месяцев. В первый сезон у них формируются стебли, листья и корни. Растение накапливает питательные вещества. Зиму оно проводит в состоянии покоя, а на второй год из почек появляются новые побеги, на которых вырастают цветы и плоды.

Например, знакомые всем морковь, петрушка, свекла относятся к двулетним растениям. В огородах их, как правило, не оставляют зимовать, предпочитая собрать урожай и высадить новые семена весной.

Многолетние растения живут от двух до нескольких сотен лет. Ярким примером многолетних растений являются деревья. Среди них встречаются настоящие долгожители, например, дубы могут жить 400—500 лет, известны деревья, возраст которых более тысячи лет.

Рисунок 5. Примеры однолетних, двулетних и многолетних растений: звездчатка, морковь и дуб

Какие цветковые растения вы знаете?

Цветковые растения очень многообразны, среди них встречаются и травянистые растения, и кустарники, и деревья. Эти растения можно встретить как в лесу, так и в поле, и в городе, например, к ним относятся одуванчик, сирень, берёза и т.д.

Размеры и внешний вид цветковых растений также разнообразны. У гигантов-эвкалиптов могучий ствол, достигающий в высоту до 100 метров. Крона баобаба в диаметре 30—40 метров. А малая ряска (которую многие принимают за водоросль) редко достигает размера в 1 сантиметр.

Стебель покрытосеменных растений, как правило, прямостоячий, но встречаются и лежачие, ползучие, вьющиеся и лазающие стебли.

Корневая система, листья и цветы покрытосеменных растений также могут иметь различные формы и размеры.

Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

Название растенияДерево,
кустарник или
травянистое растение
Однолетнее,
двулетнее или
многолетнее
Сколько раз
в жизни
плодоносит
Где растет

Показать пример заполненной таблицы

При заполнении таблицы помните, что двулетние растения плодоносят один раз, как и однолетние.

Название растенияДерево,
кустарник или
травянистое растение
Однолетнее,
двулетнее или
многолетнее
Сколько раз
в жизни
плодоносит
Где растет
Одуванчиктравянистое растениемноголетнеемного раздикорастущее,
повсеместно
Яблонядеревомноголетнеемного разРазводят в садах и
городах, есть и
дикорастущие виды
Смородинакустарникмноголетнеемного разРазводят в огородах
Петрушкатравянистое растениедвулетнееодин разРазводят в огородах
Березадеревомноголетнеемного разВ лесах, также разводят в городах
Кабачоктравянистое растениеоднолетнееодин разРазводят в огородах
Сиренькустарникмноголетнеемного разРазводят в городах,
есть и дикорастущие виды

Значение покрытосеменных растений

Люди выращивают покрытосеменные растения в садах и огородах, на полях и в теплицах. Такие растения называют культурными.

Культурными растениями (агрокультурами) называют растения, которые люди выращивают для получения пищевых продуктов, лекарств, кормов, промышленного и другого сырья.

Так, например, существуют хлебные зерновые культуры, овощные, плодово-ягодные, масличные, декоративные и т.д.

Большинство выращиваемых человеком растений – покрытосеменные. Летом на огороде можно увидеть множество цветов: жёлтыми цветами цветут помидоры и огурцы, мелкие цветочки заметны на кустах смородины и крыжовника, на низкорослых кустиках клубники, на прямых стеблях фасоли. Даже капуста – и та цветет. Картофель тоже цветет, но плоды, которые развиваются на месте картофельных цветов, ядовиты.


Цветущий картофель

Существуют и дикорастущие съедобные растения, например, земляника, дикие яблони и т.п.

Некоторые растения используют как сырье, например, из сахарной свеклы делают сахар, из льна и хлопка — ткань. Клён, ольха и другие породы дерева используются для изготовления мебели.

Растения используются для изготовления лекарств, для корма скота, для строительства и так далее.

В природе покрытосеменные растения также играют огромное значение. Они участвуют в образовании экосистем, являются главным питанием травоядных животных, предотвращают эрозию почв и, конечно, участвуют в выработке кислорода.

Охрана растений

Несмотря на многочисленность и способность приспосабливаться к условиям окружающей среды, растения требуют бережного отношения. Бесконтрольная вырубка лесов, выпас скота, загрязнение окружающей среды — все это приводит к тому, что некоторые виды оказываются под угрозой.

Каждую весну, например, можно встретить людей, продающих подснежники. Подснежники — очень маленькие цветы, и чтобы букет смотрелся хорошо, в пучок собирают по несколько десятков цветов. Естественно, сорванные в момент цветения эти растения не успевают оставить семена, а значит, количество подснежников уменьшается с каждым годом.

Подробнее о редких растениях России можно узнать из видео.

На территории России произрастает много растений, нуждающихся в охране. Некоторые из них растут только в определенных районах, например, на юге России это цикламен кавказский, сабельник болотный, кубышка желтая. На севере — остролодочник путоранский, солнцецвет арктический, полынь сенявинская. Также в Красной книге России можно найти венерин башмачок, ландыш, подснежник, колокольчик, пион тонколистный и многие другие растения.

Для их охраны запрещается сбор этих растений, их продажа, пересылка, уничтожение. За нарушение полагаются штрафы. Важной частью защиты этих растений является распространение информации о редкости и необходимости сохранения данных растений.


Подснежник — растение, занесённое в Красную книгу

Тест по биологии Значение растений в природе и жизни человека для 5 класса с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

Вариант 1

А1. Кислород, необходимый для жизни на Земле, выделяют

1) грибы
2) животные
3) почвенные бактерии
4) растения

А2. Без участия человека растут и размножаются растения

1) культурные
2) технические
3) кормовые
4) дикорастущие

А3. Большинство растений не способно

1) использовать энергию солнечного света
2) поглощать готовые органические вещества
3) образовывать органические вещества
4) поглощать воду и минеральные соли

А4. Клевер и свеклу выращивают как растения

1) кормовые
2) технические
3) пищевые
4) декоративные

А5. Пищевыми растениями являются

1) рожь и рис
2) лен и хлопчатник
3) зверобой и пустырник
4) тюльпан и орхидея

А6. Розы и лилии выращивают как растения

1) декоративные
2) технические
3) пищевые
4) лекарственные

А7. Лен и хлопчатник выращиваются как растения

1) лекарственные
2) технические
3) пищевые
4) кормовые

А8. Папоротники орляк и щитовник являются растениями

1) декоративными
2) техническими
3) дикорастущими
4) кормовыми

В1. Выберите три правильных ответа.

1. Выделять кислород
2. Расщеплять органические вещества до неорганических
3. Служить пищей для животных
4. Накапливать гликоген
5. Активно передвигаться
6. Использовать энергию солнечного света

В2. Выберите три правильных ответа.

Семена имеются у

1. Картофеля
2. Спирогиры
3. Сосны
4. Орляка
5. Кукурузы
6. Кукушкиного льна

Вариант 2

А1. Растения не способны

1) выделять кислород и поглощать углекислый газ
2) образовывать органические вещества из неорганических
3) служить пищей и жилищем для животных
4) расщеплять органические вещества до неорганических

А2. Источником витаминов для человека являются растения

1) декоративные
2) технические
3) кормовые
4) пищевые

А3. Украшают сады, парки и скверы растения

1) пищевые
2) декоративные
3) технические
4) кормовые

А4. Тюльпаны и орхидеи выращивают как растения

1) лекарственные
2) кормовые
3) пищевые
4) декоративные

А5. Техническими растениями являются

1) рожь и рис
2) лен и хлопчатник
3) зверобой и пустырник
4) тюльпан и орхидея

А6. Ковыль и верблюжья колючка являются растениями

1) декоративными
2) пищевыми
3) дикорастущими
4) лекарственными

А7. Капусту и кукурузу выращивают как растения

1) технические
2) декоративные
3) пищевые
4) лекарственные

А8. Мать-и-мачеха и подорожник являются растениями

1) техническими
2) декоративными
3) пищевыми
4) лекарственными

В1. Выберите три правильных ответа.

1. Накапливать крахмал
2. Поглощать органические вещества
3. Служить жилищем для животных
4. Образовывать органические вещества из неорганических
5. Накапливать гликоген
6. Расщеплять органические вещества до воды и солей

В2. Выберите три правильных ответа.

Семена имеются у

1. Капусты
2. Ламинарии
3. Кедра
4. Щитовника
5. Томата
6. Сфагнума


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Кислород, необходимый для жизни на Земле, выделяют

  • грибы
  • животные
  • почвенные бактерии
  • растения
Вопрос 2

2. Без участия человека растут и размножаются растения

  • культурные
  • технические
  • кормовые
  • дикорастущие
Вопрос 3

3. Большинство растений не способно.

  • использовать энергию солнечного света
  • поглощать готовые органические вещества
  • образовывать органические вещества
  • поглощать воду и минеральные соли
Вопрос 4

4. Клевер и свеклу выращивают как растения

  • кормовые
  • технические
  • пищевые
  • декоративные
Вопрос 5

5. Пищевыми растениями являются

  • рожь и рис
  • зверобой и пустырник
  • тюльпан и орхидея
  • лен и хлопчатник
Вопрос 6

6. Растения не способны

  • выделять кислород и поглощать углекислый газ
  • образовывать органические вещества из неорганических
  • служить пищей и жилищем для животных
  • расщеплять органические вещества до неорганических
Вопрос 7

7. Мать-и-мачеха и подорожник являются растениями

  • техническими
  • декоративными
  • пищевыми
  • лекарственными
Вопрос 8

8. Выберите три правильных ответа. Запишите их в строчку, без пробелов и запятых в порядке возрастания ( например: 489).

1. Накапливать крахмал
2. Поглощать органические вещества
3. Служить жилищем для животных
4. Образовывать органические вещества из неорганических
5. Накапливать гликоген
6. Расщеплять органические вещества до воды и солей

Вопрос 9

9. Выберите три правильных ответа. Запишите их в строчку, без пробелов и запятых в порядке возрастания ( например: 489).

1. Выделять кислород
2. Расщеплять органические вещества до неорганических
3. Служить пищей для животных
4. Накапливать гликоген
5. Активно передвигаться
6. Использовать энергию солнечного света

Вопрос 10

10. Выберите три правильных ответа. Запишите их в строчку, без пробелов и запятых в порядке возрастания ( например: 489).

Семена имеются у

1. Капусты
2. Ламинарии
3. Кедра
4. папоротника Щитовник мужской
5. Томата
6. Мха Сфагнума

Ответ

Для корма скота разводят кормовые растения (водный папоротник азоллу, клевер, свёклу, турнепс).

Ответ

1) наследство человека не всегда передается

2)насоедство может быть так и внешнее так и характерное

3)потому что наука не может с приборов изучить характер

Ответ

1. при наружном оплодотворении з игота развивается непосредственно в окружающей среде, как правило с превращениями (яйцом маленькое, плохо защищенное, организм, вышедший из яйца не похож или реже похож на родительские организмы, существование часто зависит от наличия воды). при внутреннем оплодотворении плод развивается во внутриутробе у самки, таким образом плод лучше защищен (часто имеет место живорождение - для плацентарных и сумчатых, либо откладка яиц с последующим развитием организма без превращений). 2. явление гермафродитизма наиболее не характерно для высокоразвитых позвоночных животных, зато его часто можно встретить у растений (двудомность), некоторых моллюсков, кишечнополостных, плоских, кольчатых и круглых червей, некоторых насекомых. таким образом можно сделать вывод, что водная и наземно-воздушная среды обитания содержат наибольший процент гермафродитов. 3. бесполое размножение, в отличие от полового: -не требует поиска партнера, что может занять некоторое время; -развитие дочернего организма протекает быстрее; -часто для бесполого размножения достаточно лишь части материнского организма и простого митотического деления; 4. млекопитающие - высокоразвитые позвоночные, которые долго вынашивают немногочисленное потомство, а потом тщательно о нем заботятся достаточно долгое время (в среднем).

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.

2. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря растениеводству.

Потребности в еде, питье, витаминах, одежде.

3. Практическая работа "Учимся сравнивать и описывать культурные растения".

План:
1. Название растения.
2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
3. Где его выращивают (в саду, поле, огороде)?
4. Какие части ты видишь у растения?
5. Как они выглядят?
6. Как человек использует это растение?

Оценка выполненной работы:

4. С помощью учебника впиши в таблицу на с. 33 примеры растений каждой группы.

Разнообразие культурных растений

Зерновые культуры Кормовые культуры Прядильные культуры
пшеница, рожь тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла хлопчатник, лён

Вспомни, какие ещё группы культурных растений ты знаешь. Напиши, используя рисунки как подсказки.

Нефть. 1 — овощные (капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук);
2 — плодовые (яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина);
3 — декоративные (роза, астра, пион, георгин).

5. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты культурные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки/

растениеводство, с. 33

6. Здесь запиши продукты растениеводства, которые ты употребляешь в пищу в течение одного дня. Укажи дату исследования.

Картофель, огурцы, помидоры, укроп, морковь, лук, пшеница, рис.

Книги о культурных растениях:

Лаврова С. А. "Занимательная ботаника для малышей", Верзилин Н. М. "Путешествие с домашними растениями", Головкин Б. Н. "О чём говорят названия растений".

Кормовая свекла
Кормовая свекла была выведена только в XVI веке в Германии и уже в XVIII веке этот овощ быстро распространился по странам Европы. Возделывается во многих европейских странах, в Америке (США, Канада, Бразилия и др.), в Австралии, Новой Зеландии, Алжире, Тунисе и других. Уход за посевами заключается в прорежевании, прополке.

Корнеплоды кормовой свёклы содержат большое количество клетчатки и волокон. Кормовая свёкла в первый год жизни формирует крупный (до 10–14 кг) корнеплод разнообразной формы (мешковидная, овально-коническая, цилиндрическая, шаровидная) и окраски (жёлтая, белая, красная и др.) и розетку зелёных листьев, используемых в качестве сочного корма (листья также силосуют), легко убирается благодаря тому, что корнеплоды на две трети находятся на поверхности.

Убирают кормовую свёклу картофелекопателями, картофелеуборочными комбайнами, свеклоподъёмниками. Хранят в буртах или хранилищах. Урожай корнеплодов доходит до 900–1100 центнеров с гектара. Используется на корм домашнего скота, крупного рогатого скота, для повышения надоев молока.

Пшеница
Пшеница – главная наша кормилица. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира. Самые распространенные виды пшеницы – твердые и мягкие. Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая, то есть посеянная перед зимой. Зеленые росточки будут зимовать под снегом, а весной, как только стает снег, сразу пойдут в рост. Если пшеницу посеют весной, то её называют яровой, то есть весенней, посаженной под яркое солнышко. Из пшеницы делают манную крупу, муку, а из нее – макароны. Вырастить хорошую и урожайную пшеницу очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться.

Читайте также: