Лабораторная работа по биологии 5 класс строение клетки томата

Обновлено: 18.09.2024

Лабораторная работа 4. Изготовление микропрепарата мякоти плода томата (арбуза), изучение его с помощью лупы

Цель: рассмотреть общий вид растительной клетки, научиться изображать рассмотренный микропрепарат, продолжить формировать навык самостоятельного изготовления микропрепаратов.

Оборудование : лупа, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек плода арбуза или томата.

Ход работы:

1. Разрежьте помидор (или арбуз), при помощи препаровальной иглы возьмите кусочек мякоти и положите его на предметное стекло, пипеткой капните каплю воды. Разомните мякоть до получения однородной кашицы. Накройте препарат покровным стеклом. Удалите излишек воды при помощи фильтровальной бумаги.

2. Рассмотрите изготовленный вами препарат при помощи лупы. Вы видите зернистую структуру. Это и есть клетки.

3. Зарисуйте в тетради, что вы увидели. Подпишите рисунок. Не забудьте указать, при каком увеличении вы рассматривали препарат.

4. Сделайте вывод о том, что мякоть плода томата (арбуза) состоит из клеток, укажите форму этих клеток.

Лабораторная работа 5. Строение клетки

Цели: рассмотреть строение растительной клетки, продолжать учиться изображать растительный микропрепарат; продолжать формировать навык самостоятельного изготовления микропрепаратов и навык работы с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан со слабым раствором йода, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, луковица, готовый препарат листа элодеи (или традесканции).

Ход работы:

1. При помощи пипетки капните на предметное стекло каплю слабого раствора йода. С нижней поверхности чешуи лука пинцетом снимите небольшой кусочек прозрачной кожицы и положите его на каплю раствора йода. Расправьте кожицу препаровальной иглой. Накройте препарат покровным стеклом и удалите излишки влаги.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

3. Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука и подпишите ее основные части.

4. Рассмотрите в микроскоп готовый препарат листа элодеи (или традесканции). Найдите в клетке хлоропласты. Какую форму и цвет они имеют?

5. Зарисуйте клетку листа элодеи и подпишите ее основные части.

6. Сделайте вывод о строении увиденных вами клеток. Какие органоиды вы в них увидели, а какие нет, насколько плотно клетки прилегают друг к другу.

Возможен вариант работы, когда класс делится на две группы, одна из которых выполняет работу №4, а другая работу №5, после чего группы меняются изготовленными препаратами и выполняют работу, которую они еще не выполняли.

Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Пасечник Просвещение 2019-2020

Приготовим препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделяем лист от стебля, кладем его в каплю воды на предметное стекло и накрываем покровным стеклом.

Рассматриваем препарат под микроскопом. Находим в клетках пластиды, отмечаем их окраску.

Под микроскопом мы можем увидеть пластиды, которые окрашены в зеленый цвет. Они содержат хлорофилл – зеленое вещество, благодаря которому листья растений имеют соответствующую зеленую окраску. Также в хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Сравниваем увиденное под микроскопом с рисунком 18.

Зарисовываем строение клетки листа элодеи.


Вывод

Все растения имеют зеленый цвет. Это обеспечивается благодаря содержанию в их клетках особых пластид – хлоропластов. Ярким подтверждением тому являются клетки листа элодеи, которые мы рассмотрели под микроскопом и сравнили с рисунком, поданным в учебнике. Как видим, в клетках листа элодеи содержится большое количество хлоропластов, которые участвуют в процессе фотосинтеза и содержат хлорофилл – зеленый пигмент.

Стр. 36. Моя лаборатория. Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника

Приготовим препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой переносим частицы мякоти плода. Кончиком иглы разделяем мякоть на клетки и накрываем покровным стеклом.

Рассматриваем препарат под микроскопом. Находим в клетках пластиды, отмечаем их окраску.

Все клетки плодов томата, рябины и шиповника имеют пластиды, которые имеют разную форму и цвет. Зеленые пластиды – это хлоропласты. Другого оттенка – хромопласты, которые и придают плодам определенный цвет – желтый, оранжевый, красный.

Зарисовываем строение клеток.


Сравниваем форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 18. Определяем, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотносим их с рисунками плодов.

№ 1 – это клетки плодов томата (хромопласты сложной формы);

№ 2 – это клетки плодов рябины (хромопласты вытянутой, заостренной и слегка изогнутой формы);

№ 3 – это клетки плодов шиповника (хромопласты овальной формы).

Сравниваем клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.

Особенности Плод томата Плод рябины Плод шиповника Лист элодеи Кожица лука
Пластиды Есть, красного цвета (хромопласты). Есть, красного цвета (хромопласты). Есть, красного цвета (хромопласты). Есть, зеленого цвета (хлоропласты). Есть, бесцветные (лейкопласты).
Ядро Есть Есть Есть Есть Есть
Вакуоль Есть Есть Есть Есть Есть
Цитоплазма Есть Есть Есть Есть Есть
Мембрана Есть Есть Есть Есть Есть

7. Выводы

Для всех клеток растений характерно наличие мембраны, цитоплазмы, ядра, вакуолей и пластид. Пластиды имеют разную форму и окраску, как это можно увидеть в результате лабораторных исследований. Например, в клетках чешуи лука пластиды бесцветные – лейкопласты. В клетках листа элодеи пластиды зеленого цвета – хлоропласты, которые содержат зеленый пигмент – хлорофилл. А вот в клетках томата, шиповника и рябины они красного цвета – хромопласты.

Ход работы (записать в тетрадь)
1. Рассмотрите невооружённым глазом
мякоть полуспелого плода томата. Что
характерно для их строения? (ответить
на вопрос в тетради)
2. Рассмотрите кусочки мякоти томата
под лупой. Зарисуйте увиденное в
тетрадь. (если нет возможности
рассмотреть мякоть томата под лупой в
домашних условиях, перейдите к
слайду № 12 ).
3. Вывод.

Процесс приготовления
микропрепарата рассматриваем в
теории!
1. Что делаем. Изготовим временный
микропрепарат плода помидора.
Предметное стекло протрите салфеткой.
Пипеткой нанесите каплю воды на
предметное стекло.

2. Что делать. Препаровальной иглой возьмите
маленький кусочек мякоти плода и положите его
в каплю воды на предметное стекло. Разомните
мякоть препаровальной иглой до получения
кашицы.

5. Что наблюдаем. Хорошо видно, что мякоть
плода помидора имеет зернистое строение.
клетки томата под лупой

Рефлексия (устно ответить
на вопросы)
Что было для вас новым?
Что было интересным ?
В чем испытывали затруднение ?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа № 1

Устройство увеличительных приборов

Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.

Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока .

Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1 . Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

Порядок работы с микроскопом.

Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.

Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.

В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель : изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование : микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.

Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа № 3

Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника .

Цель : приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование : микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника

Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.

Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Лабораторная работа № 4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.

Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.

Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.

Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.

Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

Лабораторная работа № 5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.

Оборудование : микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.

Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.

Отметьте особенности строения их клеток.

По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.

Лабораторная работа № 6.

Особенности строения мукора и дрожжей

Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.

Оборудование : хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.

Условия проведения опыта : тепло, влажность.

Плесневый гриб мукор

Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.

Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.

Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Строение дрожжей

Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.

Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.

Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.

На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.

Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.

Лабораторная работа № 7

Строение зеленых водорослей

Цель : изучить строение зеленых водорослей

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.

Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).

Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.

Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

Лабораторная работа № 8.

Строение мха, папоротника, хвоща.

Цель : изучить строение мха, папоротника, хвоща.

Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.

СТРОЕНИЕ МХА .

Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?

Запишите свои ответы на вопросы.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА

С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.

Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?

Зарисуйте побеги хвоща.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА

Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.

Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

Ответьте на вопрос: Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща?

Лабораторная работа № 9.

Строение хвои и шишек хвойных

Цель : изучить строение хвои и шишек хвойных.

Оборудование : хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.

Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…… ……………….Ель

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны……………………………… Пихта

Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму……………………………….. Лиственница

Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Лабораторная работа № 10.

Строение цветковых растений

Цель: изучить строение цветковых растений

Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.

Рассмотрите цветковое растение.

Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

Определите, где находятся цветки и плоды.

Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

Рассмотрите плоды, определите их количество.

Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветники, пестики и тычинки.

Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков и тычинок.

Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить.

Рассмотрите под лупой пыльник и тычиночную нить. В нем множество пыльцевых зерен.

Рассмотрите строение пестика, найдите его части.

Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку).

Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

Зарисуйте части цветка и подпишите их названия?

Вопросы для формирования вывода .
- какие растения называют цветковыми?

- из каких органов состоит цветковое растение?

- из чего состоит цветок?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 571 159 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.10.2016 7248
  • DOCX 28.5 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Новосельская Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: