Митоз в корешке лука гистология препарат описание

Обновлено: 18.09.2024

При большом увеличении можно увидеть, что большинство клеток, находятся на различных стадиях деления и в интерфазе.

В интерфазных клетках хорошо выявляются структуры ядра -

-ядерная оболочка Часть клеток находится в состоянии митоза.

Когда клетка проходит стадию профазы:

- в ядре выявляется конденсированный хроматин

- ядерная оболочка ещё сохраняется и ограничивает клубок хроматина

- на более поздних этапах оболочка распадается на фрагменты, и нити хроматина располагаются по всей клетке

Клетка - на стадии метафазы:

- ядерная оболочка исчезла,

- хромосомы образуют экваториальную пластинку

На другом участке того же препарата мы встречаем клетки на последующих стадиях митоза.

клетка - на стадии анафазы:

- хромосомный наборы расходятся по полюсам клетки.

клетка - на стадии телофазы:

-хромосомы деспирализовались, образова- лись ядерные оболочки и






Центросомы в яйцеклетке лошадиной аскариды.
Окраска: железный гематоксилин.

Препарат представляет собой срез матки лошадиной аскариды. Видны яйцеклетки, лежащие в полости матки. Они находятся на разных стадиях развития.

Яйцеклетки окружены оболочкой, внутри которой происходит дробление. Найти яйцеклетку, находящуюся в метафазе, либо в анафазе первого дробления. В это время отсутствует ядерная оболочка, и хромосомы либо располагаются по экватору клетки, либо уже начали движение к полюсам. На этих стадиях на полюсах яйцеклетки видны темные точки, к которым подходят нити веретена деления, от которых радиально отходят волокна, образующие "звезду", или центросферу. Центросферу вместе с расположенными в центре центриоля ми называют центросомой. В животных клетках центриоли - центры организа ции микротрубочек веретена деления.


Митохондрии ( хондриосомы) в эпителиальных клетках кишечника аскариды.
Окраска: по Альтману

Сначала, используя малое увеличение микроскопа, необходимо найти базальный конец клеток кишечного эпителия, граничащий с соединительной тканью, и апикальный конец, направленный к просвету кишечника. На апикальном конце видна толстая кутикула. Ближе к базальному концу лежит овальное ядро.

Преимущественно в апикальной части клеток можно увидеть митохондрии, окрашенные в черный цвет. Они имеют вид коротких извитых нитей или палочек.

В эпителиальных клетках кишечника они поставляют энергию, заключенную в макроэргических связях АТФ, для осуществления функции всасывания.



Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка.
Окраска: импрегнация серебром по методу К. Гольджи.

При слабом увеличении микроскопа выбрать нервную клетку, вокруг ядра которой хорошо заметна сетчатая структура аппарата Гольджи.. Обратить внимание на светлое круглое ядро нервной клетки. В центре ядра видно хорошо окрашенное ядрышко. Вокруг ядра в цитоплазме отметить аппарат Гольджи в виде черных глыбок, петель и изогнутых палочек. Аппарат, или комплекс Гольджи, в клетках выполняет функции модификации белков (связывает их с углеводами, фосфатными и сульфатными группами), формирования клеточной мембраны, образования лизосом.


Секреторные гранулы в клетках Лейдига кожи аксолотля.
Окраска: гематоксилин-эозин.

Найти крупные (розового цвета) клетки Лейдига, лежащие близко к поверхностному кожному слою. Эти одноядерные клетки вырабатывают слизь – секрет белковой природы. Они - одноядерные, заполненные гранулами секрета. Зарисовать несколько клеток с гранулами секрета.


Желточные включения в бластомерах амфибии.
Окраска: гематоксилин-пикрофуксин.

Трофические белковые включения, то есть в качестве запаса питательных веществ, имеются только в яйцеклетках. Они содержатся в цитоплазме в виде гранул желтка. На препарате оплодотворенная яйцеклетка амфибии начинает дробиться на бластомеры. В их цитоплазме - золотисто-желтого цвета белковые гранулы. Рассмотреть на малом и большом увеличении микроскопа и зарисовать.


Включения гликогена в печени аксолотля.
Окраска: кармин Беста-гематоксилин.

При малом увеличении найдите, плотно расположенные многоугольные или округлые клетки гепатоцитов, окрашенные в ярко-розовый цвет. Ядро достаточно крупное, круглое и смещено к периферии, окрашено в фиолетовый цвет.

При большом увеличении видно, что содержимое каждой клетки представлено большим количеством глыбок гликогена. Глыбки имеют различную величину и в основном лежат ближе к одной из сторон клетки. Также среди глыбок гликогена и в той части цитоплазмы, где его нет, видны пустые неокрашенные вакуоли. В них находился жир и при приготовлении препарата (ксилол и спирт) он растворился.

Препарат представляет собой разрез корешка лука, окрашенный железным гематоксилином (Микрофото 2).

При малом увеличении видно, что ткань в кончике корня луковицы лука имеет три резко различающиеся зоны. Концевая его часть образована корневым чехликом, состоящим из нескольких слоев плоских клеток, которые, достигнув поверхности, отмирают и постепенно слущиваются. Чехлик покрывает верхушку корня (так называемую точку роста) и выролняет защитную функцию. За корневым чехликом находится зона размножения клеток – меристема (делящаяся ткань), образованная клетками кубической формы, расположенными продольными рядами. Клеточные границы соответствуют соприкасающимися оболочками соседних клеток. Зона роста представлена в основном молодыми клетками, у которых целлюлозная выстилка еще не сформировалась, вследствие чего их оболочка имеет вид тонкой одноконтурной линии. Часть этих клеток не делится (стадия интерфазы), а большинство находится на различных стадиях митоза. За зоной размножения следует зона вытянутых клеток, или собственно корень. Она представлена вытянутыми вдоль длинной оси корня не размножающимися, а лишь растущими клетками.


Рис. 20. Митоз растительной клетки. Корень луковицы лука. Продольный срез. 1 – меристема, 2 – ядро, 3 – цитоплазма, 4 – ядерная мембрана, 5 – хроматиновая сеть, 6 – хроматин, 7 – ядрышки, 8 – начало профазы в ядре, 9 – стадия плотного клубка, 10 – стадия рыхлого клубка, 11 – завершение профазы, 12 – хромосомы, 13 – митотическое веретено, 14 – метафаза, 15 – центромер, 16 – теломерные концы, 17 – ранняя анафаза, 18 – поздняя анафаза, 19 – телофаза, 20 - фрагмопласт.

При большом увеличении надо просмотреть несколько полей зрения зоны размножения, найти и изучить клетки, находящиеся на разных стадиях митотического цикла; выбрать типичные, удачно попавшие в срез фигуры деления. Рисунки надо сделать в последовательности прохождения фаз митоза в живой клетке. Следует разделить лист на десять частей, в каждой из них зарисовать и обозначить следующие стадии: интермитотическая фаза (интерфаза);профаза(стадии плотного и рыхлого клубка и конец профазы);метафаза (прометафаза и стадия материнской звезды); начальная анафаза; поздняя анафаза; телофаза;разделившиеся (дочерние) клетки. Сопоставляя статические картины, надо составить целостное представление о процессе митоза. (рис. 20-21)

Обозначения: 1 – интерфаза, 2 – профаза, 3 – метафаза, 4 – анафаза, 5 – телофаза.

Препарат № 3Митоз животной клетки, краевая зона печени аксолотля.

Препарат представляет собой гистологический срез печени аксолотля, окрашенный железным гематоксилином (Микрофото 3).

При малом увеличении видно, что ткань построена из клеток с хорошо различимыми оболочкой и ядром.


Рис. 21. Митоз яйцеклеток лошадиной аскариды. Поперечный срез матки (при большом увеличении).1 – цитоплазма, 2 – два ядра, 3 – оболочка, 4 – фрагмент тонких нитей, 5 – центриоли, 6 – астросфера, 7 - хромосомы, 8 – миксоплазма, 9 – изогнутый отдел хромосом, 10 – свободные концы, 11 – экваториальная пластинка, 12 – ахроматиновое веретено, 13 – сестринские хромасомы, 14 – ядра, 15 – начальная перетяжка клетки, 16 – две дочерние клетки, 17 – ядерная мембрана, 18 – ядрышко, 19 – первое редукционное тельце, 20 – второе тельце.

При малом увеличении производим ориентировку препарата и переводим микроскоп на большое увеличение. Передвигая препарат, отыскиваем клетки, где хромосомы обнаруживаются нити-хромосомы, а так же клетки, где хромосомы обнаруживаются вместо ядра. Встречаются клетки на стадии материнской звезды, в которых хромосомы располагаются по экватору ахроматинового веретена, а также клетки с фигурой дочерней звезды ( хромосомы расходятся по полюсам клетки). При большом увеличении зарисовать отдельные клетки, находящиеся в про-, мета-, ана-, тело-, и интерфазе.

Обозначения: 1 – интерфаза, 2 – профаза, 3 – метафаза, 4 – анафаза, 5 – телофаза.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа №2

Цель работы: обнаружить и зарисовать фазы митоза.

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «митоз в корешке лука.

Рассмотрите микропрепарат.

Найдите на микропрепарате делящиеся клетки.

Определите какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.

Не сдвигая микропрепарат, сосчитайте количество делящихся клеток в поле зрения.

Зарисуйте клетки, сделав соответствующие обозначения.

При работе можно ориентироваться на рисунок.

hello_html_m6f966798.jpg

Сформулируйте соответствующий вывод , ответив на вопросы по картинке:

hello_html_mac23f62.jpg

1.В какую из фаз хромосомы выстраиваются по экватору, как она называется?

2.Под какой цифрой обозначена первая фаза митоза?

3.Как называется фаза в которой вокруг разошедшихся к полюсам хромосом, образуются ядерные оболочки, а сама клетка делится перетяжкой почти пополам и вся её цитоплазма с органоидами?

4.Запишите цифры по порядку, учитывая порядок деления митоза.

Лабораторная работа №2

Цель работы: обнаружить и зарисовать фазы митоза.

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «митоз в корешке лука.

Рассмотрите микропрепарат.

Найдите на микропрепарате делящиеся клетки.

Определите какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.

Не сдвигая микропрепарат, сосчитайте количество делящихся клеток в поле зрения.

Зарисуйте клетки, сделав соответствующие обозначения.

При работе можно ориентироваться на рисунок.

hello_html_m6f966798.jpg

Сформулируйте соответствующий вывод , ответив на вопросы по картинке:

hello_html_mac23f62.jpg

1.В какую из фаз хромосомы выстраиваются по экватору, как она называется?

2.Под какой цифрой обозначена первая фаза митоза?

3.Как называется фаза в которой вокруг разошедшихся к полюсам хромосом, образуются ядерные оболочки, а сама клетка делится перетяжкой почти пополам и вся её цитоплазма с органоидами?

4.Запишите цифры по порядку, учитывая порядок деления митоза.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 779 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.10.2018 29452
  • DOCX 92.7 кбайт
  • 402 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белякова Ирина Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: рассмотреть фазы митоза в клетках корешка лука, изучить процессы, происходящие в каждую из фаз.


Осторожно перемещая препарат на предметном столике, отыщите следующие фигуры деле­ния, соответствующие последовательным фазам

1. Все рассмотренные стадии – после интерфазы до об­наружения хромосом включительно – составляют пер­вый этап в делении клетки, называемый профазой

а) Прежде всего, найдите клетку, находящуюся в стадии интерфазы. Запишите ее номер. Зарисуйте её. Отметьте в ядре такой клетки обо­лочку, одно или два ядрышка, ядерную плазму и сильно окрашенные зерна хроматина.

б) Найдите клетку, в ядре которой в связи с подго­товкой к делению наблюдаются первые изменения: ядро набухло.

в) Далее рассмотрите клетку, в ядре которой появи­лась нитчатая структура в виде плотного клубка, оболоч­ка ядра стала тоньше (стадия плотного клубка).

г) Отыщите клетку, перешедшую в следующую ста­дию – стадию рыхлого клубка, когда оболочка ядра и ядрышко исчезли, а клубок стал более рыхлым.

д) Найдите клетку, в которой видны отдельные хро­мосомы, свободно лежащие в цитоплазме. Напомним, что яркая окрашиваемость хромосом основными красителями обусловлена наличием в них нуклеиновых кислот. Хромосома состоит из ДНК и белков.

Все рассмотренные стадии – после интерфазы до об­наружения хромосом включительно – составляют пер­вый этап в делении клетки, называемый профазой.


2. Профаза сменяется метафазой, когда все хро­мосомы распределяются в одной экваториальной плоско­сти. Эту же стадию можно обнаружить и со стороны од­ного из полюсов, и тогда видно, что лежащие в одной плоскости хромосомы расположились в виде звезды (стадия материнской звезды). Обратите внимание, что в некоторых клетках на этой стадии все хромосомы выгля­дят двойными. Найдите клетку. Запишите в таблицу номер клетки. Зарисуйте. Стрелкой укажите метафазную пластинку.

3. Позже, в анафазе происходит расхождение дочерних хромосом (сестринских хроматид) к противоположным полюсам клетки. Между двумя группами хромосом хорошо видны нити митотического аппарата. Укажите номер клетки. Сделайте рисунок. Стрелкой укажите нити веретена деления.

4. Далее отметьте три стадии последнего этапа в де­лении клетки – телофазы, когда в клетке каждая группа хромосом у полюса формируется сначала в рых­лый (а), затем плотный клубок (б), и, наконец, вместо клубков появляются зернистые структуры ядер, ядрышки и обо­лочка ядер (стадия двух клубков и ядер) (в). Обратите внимание на появление на стадии двух клубков клеточ­ной перегородки, постепенно растущей от центра клетки к ее поверхности, которая к моменту формирования ядер полностью разделяет две образовавшиеся клетки. После деления клетки переходят вновь в стадию ин­терфазы. Зарисуйте клетку на последней стадии. Стрелкой укажите образовавшиеся ядра.

Препарат № 22. Непрямое деление. Клетки корешка лука (рис. 21)

Препарат изучают с целью ознакомления с процессом кариокинетического деления (митоза) растительной клетки.

Для получения корешков лука надо поместить луковицу в банку с водой таким образом, чтобы нижняя треть луковицы была погружена в воду. Через несколько дней отрастают небольшие корешки, годные для фиксации.

Кончик корешка лука фиксируют либо осмием по Макарову, либо смесью Сан-Феличе или Буэна. Делают продольные срезы толщиной 4-5 μ. Окрашивают железным гематоксилином.

При малом увеличении микроскопа можно видеть, что корешок состоит из трех резко различающихся основных зон. Самая концевая часть образована чехликом, на поверхности которого расположены отмирающие и слущивающиеся клетки. Чехлик прикрывает собой верхушку корня, называемую точкой роста; за ней следует собственно корень с клетками, вытянутыми по длинной оси корешка. Деление клеток происходит только во второй зоне - в точке роста корня.

Рассматривать препарат нужно при большом увеличении. В поле зрения всегда будут видны неделящиеся клетки и клетки на разных стадиях деления. Медленно передвигая препарат под микроскопом, можно найти все стадии митоза. Их надо изучить и зарисовать в порядке последовательности прохождения фаз митоза в живой клетке.

Фиксация по Макарову. Хорошие результаты получаются после фиксации по Макарову - четырехокисным осмием. Окрашивают железным гематоксилином.

Неделящиеся клетки имеют четырехугольную форму и окружены темными, хорошо заметными оболочками; они содержат

Рис. 21. Митоз. Клетки корешка лука. А - фиксация по методу Макарова. I - неделящаяся клетка; II - IV - последовательные этапы профазы; V, VI-метафаза; VII - анафаза; VIII - телофаза. Б - фиксация смесью Сан-Феличе. I - IV - последовательные этапы профазы (увеличение - ок. 10, об. 40):


Рис. 21. Митоз. Клетки корешка лука. А - фиксация по методу Макарова. I - неделящаяся клетка; II - IV - последовательные этапы профазы; V, VI-метафаза; VII - анафаза; VIII - телофаза. Б - фиксация смесью Сан-Феличе. I - IV - последовательные этапы профазы (увеличение - ок. 10, об. 40):

1 - ядро с ядрышком, 2 -хроматин, 3-хромосомы, 4-веретено деления

круглые или овальные ядра с одним или двумя небольшими округлыми, интенсивно окрашивающимися ядрышками. Все остальное содержимое ядра совершенно однородно, окрашено в серый цвет и в нем незаметно никаких плотных структур,

В начале деления, на стадии, называемой профазой, в ядре видны мелкие зерна хроматина. Затем зерна увеличиваются и располагаются четкообразно. Вещество ядра, находящееся между зернами, представляет собой ядерный сок. В поздней профазе зерна сливаются, образуя зубчатые вязкие тяжи. Далее они уплотняются, их контуры сглаживаются, и с этого момента перед нами уже вполне сформированные хромосомы. В конце профазы происходит растворение ядерной оболочки и ядрышка и хромосомы оказываются лежащими непосредственно в цитоплазме.

Хромосомы передвигаются в центр клетки, и одновременно с этим в цитоплазме появляются тонкие нити, сходящиеся на полюсах клетки. Это веретено-ахроматиновый аппарат клетки. По нитям веретена в дальнейшем произойдет передвижение хромосом. Веретено на препарате корешка лука плохо заметно- нити обычно выявляются нечетко. Следует обратить внимание на то, что у всех высших растений отсутствуют центриоли и веретено строится без участия клеточного центра.

В следующей стадии, называемой метафазой, хромосомы располагаются по экватору веретена, отличаясь на этой стадии большой плотностью и определенностью формы - они имеют вид толстых изогнутых палочек. Если смотреть на клетку сбоку, то хромосомы образуют пластинку (экваториальная пластинка); если же смотреть на клетку со стороны полюса веретена, они образуют фигуру звезды (материнская звезда). В метафазепроисходит удвоение числа хромосом.

Следующая стадия - анафаза - характеризуется тем, что хромосомы, прикрепляясь к нитям веретена, передвигаются к полюсам клетки. Можно подобрать ряд клеток, в которых хромосомы находятся на различном расстоянии от экватора.

Достигнув полюса, хромосомы теряют определенность своего контура и на них можно разглядеть мелкие зубчатые выросты. Вероятно, это связано с резким изменением их физико-химических свойств, в частности со значительным увеличением вязкости. Эта стадия называется телофазой. Здесь хромосомы постепенно распадаются, их вещество диспергируется до коллоидных размеров, возникает ядерная оболочка и ядрышко, и в результате, образуются два новых ядра.

В Начале телофазы исчезают нити веретена, и на экваторе появляется перегородка, которая разделяет клетку на две части.

Фиксация смесью Сан-Феличе или Буэна. Неделящаяся клетка содержит ядра с небольшими глыбками хроматина. В ядре лежит одно, реже два черных ядрышка. Легко отличить первую стадию - профазу. Она характеризуется тем, что хроматин ядра собирается в клубок тонких, сильно переплетенных нитей. На

стадии ранней профазы хорошо заметны ядрышко и ядерная оболочка. В поздней профазе исчезает ядерная оболочка, растворяется ядрышко, укорачиваются и утолщаются нити хроматина, которые оказываются рассеянными в центральной зоне протоплазмы (рис. 21 Б).

Метафазу можно опознать по тому, что хроматиновые нити укоротились и превратились в хромосомы, располагающиеся на экваторе клетки и образующие так называемую экваториальную пластинку. Одновременно с этим появляется веретено - ахроматиновый аппарат. Веретено состоит из очень тонких нитей, сходящихся на полюсах клетки. По этим нитям в дальнейшем произойдет движение хромосом. Веретено в клетках корешка лука плохо заметно.

В метафазе удваивается число хромосом. В следующей фазе- анафазе - хромосомы, прикасаясь к нитям веретена, передвигаются к полюсам клетки. На срезе всегда можно найти ранние и поздние анафазы, которые отличаются разным расстоянием хромосом от экватора клетки. Для стадии телофазы характерны очень темные скопления хроматина у полюсов клетки. В это время хромосомы теряют свои очертания и затем возникают новые ядра. В клетке появляется перегородка, которая разделяет ее на две части.

Читайте также: