Наблюдение за прорастанием лука в детском саду

Обновлено: 15.09.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Воспитатель 2 мл. гр. № 5

Техника опытнической и исследовательской деятельности

  • Развивать мышление, творческое воображение и любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
  • Развивать интерес детей к растительному миру.
  • Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания.
  • Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину.
  • Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
  • Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
  • Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
  • Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.
  • Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.

Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.

Первый день наблюдения

Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые. Вопрос: Что нужно растению для роста? (Вода, тепло и свет) Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста. Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.

  • Воды стало меньше.
  • Появились маленькие корни. 2 – я луковица
  • Вода стала грязной. 3 – я луковица
  • На дне банки появились маленькие капельки воды. 4 – я луковица
  • Нет изменений.

Седьмой день наблюдения

  • листики стали выше
  • корни стали больше
  • воды - меньше

Семнадцатый день наблюдения

2 – я луковица

  • вода грязная
  • появился неприятный запах
  • корней нет
  • зеленых листьев нет

3 – я луковица

  • появились маленькие листья
  • выросли корни
  • капельки воды на дне банки

4 – я луковица

  • нет никаких изменений
  • хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука
  • сильные, длинные корни, они пили много воды
  • стрелки у лука выросли крепкие, зеленые и сочные 2 – я луковица
  • корешки выросли, но они более слабые
  • стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые

Двадцать седьмой день наблюдения

Через двадцать семь дней видим следующие изменения:

  • корни не появились
  • ростки не выросли
  • луковица стала мягкой и вялой
  • вода грязная и пахнет плохо 4- я луковица
  • никаких изменений не произошло
  • Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали плоды, необходимы: свет, тепло и вода.
  • А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада. Это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холодильнике.

Для нас с вами лук - самый обычный овощ, однако его состав не так прост как кажется с виду. Для нас с вами лук - самый обычный овощ, однако его состав не так прост как кажется с виду. Зеленый лук защищает от вирусных инфекций. Салат с зеленым луком защитит от простуды и гриппа. Перо лука полезно для кроветворения. Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи. Зелёный лук полезен при авитаминозе, упадке сил, сонливости, головокружении, весеннем утомлении. Зеленый лук содержит цинк в большем количестве, чем остальная зелень. Недостаток этого элемента может вызвать выпадение волос и ломкость ногтей. К тому же цинк участвует в формировании иммунитета. В зеленом луке содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу и стенки сосудов, так что сердечникам и просто ослабленным людям необходимо обратить на него внимание. Богат лук и кальцием и фосфором, что очень благотворно для состояния зубов.

Полезность зеленого лука

  • Лук рекомендуется есть как можно больше в свежем виде - добавлять в салаты, заправлять им супы, щи, борщи, окрошку, приправлять тушеные овощи, посыпать картофельное пюре или отварной молодой картофель. Введение лука в блюда витаминизирует их и улучшает вкус. Кроме того, зеленый лук улучшает внешний вид блюд, особенно в сочетании с такими овощами, как свекла, морковь, помидоры, картофель. Он используется для украшения салатов, различных закусок, первых и вторых мясных, рыбных и овощных блюд.
  • Зеленый лук необходим человеческому организму круглый год, а особенно зимой и ранней весной.

Ю. Дулепина В огороде летал жук. Сел на грядку, стал есть лук. Слёзы в три ручья бегут, Говорит: -Зелёный лук! Подожду, когда созреет, Слишком горький, Пусть краснеет, Будет лучок сладкий, Прилечу на грядку. Говорим мы: - Глупый жук, Не бывает красным лук, Сладким тоже не бывает, Каждый школьник это знает. Пусть он будет горький, злой, Лук полезен нам такой!

Ю. Дулепина В огороде летал жук. Сел на грядку, стал есть лук. Слёзы в три ручья бегут, Говорит: -Зелёный лук! Подожду, когда созреет, Слишком горький, Пусть краснеет, Будет лучок сладкий, Прилечу на грядку. Говорим мы: - Глупый жук, Не бывает красным лук, Сладким тоже не бывает, Каждый школьник это знает. Пусть он будет горький, злой, Лук полезен нам такой!

Слёзы льются градом –

Сеня режет лук. Брат смеётся рядом: -- Лук тебе – не друг! - Ничего, братишка, Скоро твой черёд! Лук кусачий слишком, Сам тебя найдёт. Кончилась потеха, Сева трёт глаза. Тут уж не до смеха: На щеке слеза

Е. Груданов Там, на грядке у беседки, Вырос лук - большой и крепкий! Знаем мы уже давно, Что поплачем от него. Но как любим мы с друзьями Лук, поджаренный с грибами! С макаронами, в котлете Или в свежем винегрете! В общем, мы, когда едим, Очень часто дружим с ним. Потому что этот лук - Для здоровья первый друг!


1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

2. Познакомить с различными сортами лука (золотистый и фиолетовый (красный)

3. Показать развитие луковиц на различных этапах роста.

4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

5. Развивать наблюдательность, способность
экспериментировать, делать умозаключения.

1. Формировать представление о луковичных, о разнообразии сортов и их назначении.

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры .

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.

4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.

5.Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (свет, вода, тепло).

Воспитатели и дети.

Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.

1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету и сорту.

2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.

3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.

4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.

5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.

Луковицы 8 штук: лук золотистый - 4 штуки и фиолетовый (красный) - 4 штуки, банки, лейки с водой, поддоны с землёй, фартуки для работы.

Ход занятия :

Воспитатель : Ребята, подойдите все к столу и станьте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы.

(открываю салфетку с коробки, в которой лежит лук)

-Верно, это лук. Но посмотрите, он не только разный по величине, но он разный по окраске – у одних луковиц чешуйки золотистые, а у других фиолетовые. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)

-Еще я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице, я услышала чьи то голоса. Сначала я думала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что это спорят луковицы в коробке.

Золотистые луковицы кричали: Нас, золотых луковиц, больше всех, нас хозяйки кладут почти во все блюда, в нас больше всего витаминов, наш сорт сажают чаще, растём мы быстро и даём много зелёных перьев.

Фиолетовый тоже не отставал - А нас режут в изысканные салаты, но это не значит, что в нас мало витаминов и мы менее полезны. Растём мы тоже очень быстро и еще никто не жаловался на вкусовые качества зелёного пера.

Долго слушали этот спор две большие луковицы, а потом тоже вступили в разговор - чего вы спорите, мы всё равно из вас самые быстрые в росте. Вам для роста нужна земля, тепло, вода. А мы можем расти даже без земли.

Но тут луковицы притихли, видимо поняли, что за ними кто-то наблюдает.

-Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какой же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?

Наблюдение №1. ,,Выращиваем лук’’.

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы золотистые и фиолетовые, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, но разные по цвету; все три твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Воспитатель предлагает выращивать лук в разных условиях и в воде и в земле.

Одни дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают опознавательную информацию, другие делают зарисовки на странице календаря наблюдений. В заключении воспитатель сообщает: через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать.

Наблюдение № 2, ,,Выращиваем лук’’

Наблюдение № 3. ,,Выращиваем лук’’.

Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; замечать истекшую неделю в календаре ,,полоской времени’’.

Наблюдение №4. ,,Выращиваем лук’’.

Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовать луковицы с натуры.

Наблюдение №5. ,,Выращиваем лук’’.

Цель: развивать в детях наблюдательность—умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

В этом наблюдении участвует Заинька. Он интересуется, что выращивают дети, хочет узнать, что они делают с луком, удивляется, что природа есть и в доме (помещении), а не только в лесу.

Произвели посадку лука 3 марта 2017 года











Наблюдение за луком через 6 дней 09.03.2017

Лучше всего проросли луковицы, посаженые в землю. Длина перьев составляет 7-9 см. В воде лук вырастил длинные корни, перья примерно 3-5 см. Одна красная (фиолетовая) луковица в воде не проросла совсем. Лук, лишенный света и воды (но сидящий в земле) пророс, длина перьев примерно 1,5 см.







Наблюдение за луком через 6 дней 15.03.2017 г.

По-прежнему лук, посаженый в землю растет лучше всего. Длина перьев золотистого лука составляет 30 см, а фиолетового (красного) - 25 см. Золотистый лук в воде вырастил длинные корни, достающие до дна банки, длина перьев составляет 13 см., красная луковица в воде без изменений - нет перьев, корни короткие. Произвели подрезку верхушки. Под колпаком, лук растет примерно одинаково и длина перьев составляет 5,5 - 6 см. Лук лишен воды.







Наблюдение за луком через 6 дней (21 Марта)

По-прежнему лук, посаженый в землю растет лучше всего. Длина перьев золотистого лука составляет 35 см, а фиолетового (красного) - 40 см. Золотистый лук в воде вырастил длинные корни, достающие до дна банки, длина перьев составляет 17 см., красная луковица в воде без изменений - нет перьев, корни короткие. Под колпаком, лук растет примерно одинаково и длина перьев составляет 10 см. Лук лишен воды.








Время проекта: февраль 2014 г

Продолжительность проекта: 3 недели.

Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель Шальнова Татьяна Алексеевна

Направленность работы: исследовательская.


Цель проекта:

1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

2. Воспитывали бережное отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.

3. Познакомить с луком, показать развитие луковиц на различных этапах роста.

4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

5. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.

Программные задачи:

1. Формировать представление о луковичных и их назначении.

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.

4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с воспитателем.

5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений. (свет, вода, тепло)

Формы работы:

Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.

Перспективное планирование:

1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету .

2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.

3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.

4. Сравнение темпов роста луковиц .

5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.

Оборудование:

Большие и маленькие луковицы, банки, лейки с водой, поддоны с землёй, фартуки для работы.

Вос-ль: Ребята, подойдите все к столу и встаньте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы.

(открываю салфетку с коробки, в которой лежит лук)

-Верно, это лук. Но посмотрите, он разный по величине. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)

-Еще я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице, я услышала чьи то голоса. Сначала я думала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что это спорят луковицы в коробке.

Крупные луковицы кричали :

-Мы большие, нас хозяйки любят, в нас больше всего витаминов, растём мы быстро и даём много зелёных перьев.

Мелкие не отставали:

-Мы маленькие, но это не значит, что в нас мало витаминов и мы менее полезны. Растём мы тоже очень быстро и еще никто не жаловался на вкусовые качества нашего зелёного пера.

Но тут луковицы притихли, видимо поняли, что за ними кто-то наблюдает.

-Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какая же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?

Выращивание лука в воде.


Вырастили лук в воде.

Для роста растения есть свет, тепло, вода. Большие и маленькие луковицы выпустили в воду огромное количество корней, но зелёных перья не одинаковы. Делаем вывод: что даже при наличии одинаковых условий для роста (свет, вода, тепло, лук прорастает не одновременно, не зависимо от величины.


Видим, что появились корни и ростки. Через некоторое время после прорастания перо лука начинает желтеть, после срезки заново растёт слабо. Почему? Для роста растений нужна земля.

Выращивание лука в земле.



Готовим землю к посадке лука : разминаем комочки, пробуем на ощупь – теплая, прогретая.



Обрежем сухую шейку луковицы , чтобы перьям легче было прорасти.


Посадим луковицу донцем в землю.


И домик с домашними животными и бабушка - хозяюшка есть.



Не забываем поливать, помним, что для роста растения нужна вода.

Итог работы

Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой;


В процессе работы над проектом сообщила воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Читайте также: