Небывалая засуха сгубила почти весь урожай кукурузы в области

Обновлено: 18.09.2024

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Таким образом, правильный ответ: вариант 3

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Земля в его поместье была еще (не)вспахана..

2) Обычно далеко (не) болтливая, в тот день Лена была необыкновенно многословной.

3) (Не)бывалая засуха сгубила почти весь урожай кукурузы в области.

4) Как (не)любить родимый край!

В первом варианте перед нами краткое причастие, с которым не пишется раздельно. Во втором варианте при прилагательном болтливая стоит слово далеко не, поэтому пишем раздельно. В третьем варианте прилагательное небывалая без не не употребляется, пишется слитно. И только в четвертом варианте частицу не напишем раздельно, потому что не с глаголом пишется раздельно.

Таким образом, правильный ответ: вариант 4.

А 19. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (наречий, предлогов, союзов, частиц)

Это задание сами ученики считают одним из самых сложных. Именно при работе над этим заданием возникает много вопросов и сомнений. Для его выполнения нужны знания о слитном, раздельном и дефисном написании наречий, предлогов, союзов, частиц.

1. Определить правильное написание пол-, полу- поможет стихотворный алгоритм.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1. В каких из ниже приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, потому что расширил диапазон художественного использования звукописи.

Ответ: ___________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ).

Ответ: ___________________________

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ОБРАЗ. Определите, в каком значении это слово использовано в третьем (3) предложении. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ОБРАЗ , -а; муж.

1) Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде ко-го-н.).

2) Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.

3) В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Писатель мыслит о.

4) В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

5) Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.

Ответ: ___________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

исчЕрпать загнУтый дозвонИтся столЯр тОрты

Ответ: ___________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Современное общество пытается УСВОИТЬ новое направление в развитии коммуникации коммуникативный менеджмент.

2) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

5) Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.

Ответ: ___________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

очень СТРОЙНЫЙ УЗОРЧАТАЯ тюль НАДЕВАЙ пальто продажа ЧУЛОК КЛАДИ портфель

Ответ: ___________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Большинство произведений поэта посвящены теме любви.

3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.

4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) По окончанию школы мы все будем поступать в институты.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6) неправильное построение предложения с косвенной речью

7) ошибка в построении предложений с однородными членами

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

Ответ: ___________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

Ответ: ___________________________

10. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е

Ответ: ___________________________

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И

Ответ: ___________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Я отвечать (не)в силах был.

Обычно далеко (не)болтливая, в тот день Лена была необыкновенно многословной.

(Не)бывалая засуха сгубила почти весь урожай кукурузы в области.

Как (не)любить родимый край!

Меня (не) было в школе.

Ответ: ___________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

(В)ТЕЧЕНИЕ года в репертуар оркестра вошли русские народные песни и танцы, а ТАК(ЖЕ) произведения современных зарубежных композиторов.

Пережёвывать пишу в клюве птицы не умеют, ЗА(ТО) некоторые способны заглатывать целиком (ПО)ИСТИНЕ гигантскую добычу.

(НА)ВСТРЕЧУ эскадре адмирала Макарова (ТАК)ЖЕ быстро двигались пограничные катера.

(ПО)ЭТОМУ поводу Роберт решил посоветоваться ТАК(ЖЕ) с тестем, человеком умным и здравым, разбиравшимся в тонкостях юриспруденции.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ студенты не раз убеждались, что профессор ТАК(ЖЕ) разборчив в людях, как и в книгах.

Ответ: ___________________________

14. Укажите все цифры , на месте которых пишется НН.

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

Ответ: ___________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.

2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.

3) Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.

4) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.

5) Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но поэтизированный образ человека.

Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тепловые электростанции (1) вырабатывая огромное количество энергии (2) выбрасывают в атмосферу миллионы тонн (3) загрязняющих окружающую среду (4) газов и золы .

Ответ: ___________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Загрязнённая вода, проходя через глины, очищается. Поэтому (1) вода из подземных источников (2) как правило (3) чище, чем из поверхностных. Однако (4) количество загрязнений, которое может поглотить глина, не беспредельно.

Ответ: ___________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодой дирижёр весьма темпераментно и строго управлял оркестром (1) музыканты (2) которого (3) годились ему в отцы (4) и в итоге вызвал к себе всеобщее уважение.

Ответ: ___________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как же не хочется расставаться с озером.

Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20-25 (1)Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности и на ней строить свою духовную жизнь.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни — и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)0н творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18) Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести, (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем - потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно, невынужденно и ведёт за собою любовь — свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

(25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину)

1) Современное человечество в своём стремлении владеть ценит не творческую силу, а власть.

2) Умение благодарить нельзя считать критерием духовности.

3) Иногда необходимо проявлять благодарность без словесных изъявлений;

4) Благодарность никогда не сможет очистить душу от зависти и ненависти.

5) Будущее человечества принадлежит тем, кто умеет быть благодарным.

Ответ: ___________________________

1) В предложениях 10-13 содержится рассуждение.

2) В предложении 15 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 14.

3) В предложениях 10-13 есть все типы речи

4) В предложениях 10-13 есть повествование и описание

5) В предложениях 10-13 содержится повествование

Ответ: ___________________________

22. Из предложения четвертого (4) выпишите антонимы

Ответ: ___________________________

23. Среди предложений 14—20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Список терминов:

1) риторический вопрос

2) ряды однородных членов

5) вопросно-ответная форма изложения

8) сравнительный оборот

3) эмоционально-оценочные слова

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 11

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по русскому языку. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ - 2014 по русскому языку состоят из трёх частей (А, В и С). Часть 1 (А) состоит из 30 заданий, часть 2 (В) - из 8, часть 3 (С) включает 1 задание и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2014 году.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) углубИть

2) послалА

3) отключЁнный

4) прожИвший

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) УДАЧНЫЕ люди умеют замечать счастливые шансы, принимают правильные решения, прислушиваясь к своей интуиции.

2) Надо только среди тысячи чужих дорог найти и выбрать свою, ЕДИНСТВЕННУЮ, но верную.

3) КОРНЕВАЯ морфема - это общая часть родственных слов, являющаяся носителем основного элемента лексического значения.

4) Директор нервничал и сердился оттого, что приходится работать с такими БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМИ людьми, как бухгалтер.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) свыше четырёх тысяч рублей

3) несколько яблок

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наслаждаясь вечерней прохладой,

1) заботы о завтрашнем дне не покидали меня.

2) мне думалось о завтрашнем дне.

3) засиделись на крыльце дачники.

4) нет желания заходить в душный дом.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В вашем докладе отражены проблемы, волнующие генетиков всего мира.

2) В этой передаче журналист очень верно подметил о роли прошлого в человеческой жизни.

3) Басни Эзопа казались Л. Толстому воплощением здравого смысла, были образцом лаконизма и народной мудрости.

4) Рыбный базар похож на огромную перламутровую раковину.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Временами налетает внезапный береговой ветер, который уносит и разбивает большие рыболовные суда.

2) Эта детская книжка была про гордого сильного лося, который жил отшельником.

3) Эти мелкие сомнения меркли в истинном сиянии высоких мыслей и колоссальных идей, которые наполняли меня в то время.

4) В это время на аллее появилась девушка, не заметить которую было невозможно.

Прочитайте текст и выполните задания А7 - А12

(1) . (2) Но в ней остаётся хлор, который вызывает коррозию металлических труб и придаёт воде неприятный вкус. (3) Поэтому перед подачей потребителю вода не менее суток отстаивается. (4) Если станция водоподготовки не перегружена, хлора после отстаивания обычно не остаётся. (5) Однако в паводок, когда бурные потоки талых вод смывают большие количества грязи, дозу хлора приходится увеличивать, а полностью улетучиться она не успевает. (6) . весной водопроводная вода часто пахнет хлором.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Озонированная вода менее вредна, чем хлорированная, но такой способ очистки намного дороже.

2) Когда вода берётся из открытого источника, её нужно обеззаразить, а для этого достаточно воду прокипятить.

3) Пройдя цикл водоподготовки, вода уже не содержит ни вредных микроорганизмов, ни органических веществ, ни взвешенных примесей.

4) Под минеральной водой подразумевают воду, пригодную для питья без дополнительной подготовки, обладающую биологической активностью.

А8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шес том предложении?

1) Несмотря на это,

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) хлор вызывает коррозию (предложение 2)

2) отстаивается (предложение 3)

3) приходится увеличивать (предложение 5)

4) пахнет хлором (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛНОСТЬЮ из пятого (5) предложения текста.

А12. Укажите значение слова УЛЕТУЧИТЬСЯ в предложении 5.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Он продрог в старой шинели, ноги в вяле(1)ых сапогах сделались дубовыми, а главное, от холода у него постоя(2)о ныло ране(3)ое плечо.

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ук. роченный, пл. гиат, перефр. зировать

2) выпр. вленный, пол. жение, увл. чение

3) обог. щение, закл. ймённый, н. ваторство

4) ст. снен (в средствах), зап. х, д. путат

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) без. скусный, под. тожить, меж. нститутские

2) ад. ютант, в. едливый, раз. яриться

3) бе. правный, ра. чёт, не. дешний

4) пр. следовать, пр. шить, пр. мчаться

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю ?

1) розы кол. тся, кле. щаяся поверхность

2) семена се. тся, плав. щийся металл

3) друзья не ссор. тся, ка. щийся человек

4) солдаты дремл. т, стел. щийся туман

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И ?

А. каракат. ца

Б. ненавид. л

В. каракул. вый

Г. сем. на

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)бывалая засуха сгубила почти весь урожай.

2) Теперь весь (не)долгий отпуск вы будете питаться именно за этим столом.

3) На двери висела (не)большая, но грозная бумажка: "Посторонним вход воспрещён!"

4) Если бы (не)астрономическая цена, брат бы наверняка купил фарфоровую фигурку.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Константин ВСЁ(ТАКИ) опоздал, хотя и выехал к отцу (ПО)РАНЬШЕ.

2) Малознакомая женщина передала ему ВСЕГО(НАВСЕГО) просьбу коллеги встретиться завтра и ПОЧЕМУ(ТО) о встрече никому не говорить.

3) Отцу пришло в голову советоваться (ПО)СЕМЁЙНОМУ вопросу с сыном-подростком, который ещё (КОЕ)КАК ориентировался в жизни.

4) Все эти дни в больнице светло и празднично, все стараются наперебой - и САМА(СОБОЙ) возникает даже КАКАЯ(ТО) всеобщая любовь.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Оперативник вспомнил похождения сыщика Путилина () и мысли у него стали весёлыми и добрыми.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Буфетчица (1) вежливо выслушав наши (2) вздрагивающие от сдерживаемых аппетитов (3) голоса (4) быстро выполняет заказ.

А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Загрязнённая вода, проходя через глины, очищается. Поэтому (1) вода из подземных источников (2) как правило (3) чище, чем из поверхностных. Однако (4) количество загрязнений, которое может поглотить глина, не беспредельно.

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Луна сияла и томным светом озаряла тучные поля и густые леса.

2) В юности писатель подрабатывал перепиской да частными уроками.

3) С одинаковым блеском М. Глинке удавались как опера так и вокальная миниатюра.

4) Тишина ночи иногда нарушалась то криком филина то треском упавшей ветки то шуршанием листьев.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Большую роль в опере А.П. Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Анатолий Иванович идёт к себе в кабинет (1) после операции (2) исход (3) которой ещё под вопросом (4) и достаёт из сейфа письмо.

А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Капитан милиции говорил (1) что в любом преступнике непременно остаётся частица доброго начала (2) и (3) что именно этот неомертвевшей участок человечьей души является главным помощником следствия (4) ибо подчас побуждает нарушителя закона к саморазоблачению.

А27. Прочитайте текст.

Спорт отличается безграничными коммуникативными возможностями. В нём сравнительно легко преодолеваются языковые барьеры. "Язык" спорта поистине интернационален. Он понятен всем и потому способен содействовать взаимопониманию, сотрудничеству и доброй воле народов независимо от расы и вероисповедания.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Участники спортивных соревнований легко преодолевают языковые барьеры.

2) Независимо от расы и вероисповедания народы используют спорт как интернациональный язык общения.

3) Спорт содействует взаимопониманию, сотрудничеству и доброй воле народов, так как его "язык" универсален и понятен любому спортсмену.

4) Безграничные коммуникативные возможности спорта активно используются в международной политике, культурном обмене между странами.

Прочитайте текст и выполните задания А28 - А30; В1 - В8.

(1) Более тридцати лет тому назад мы с женой были в командировке в Италии. (2) Когда мы вернулись в Милан после трёхнедельной поездки по стране, наш милый хозяин Джанни сказал, что его друг-миллионер приглашает нас на ужин. (3) Мы приняли известие хладнокровно: быть итальянским миллионером не особенно сложно. (4) Тогда при всех падениях курса один американский доллар стоил восемьсот двенадцать лир. (5) Джанни поторопился уточнить: его друг - миллионер в долларах, а в лирах - миллиардер. (6) Лет десять назад ему досталась в наследство небольшая фабрика, талантливый инженер и волевой администратор, он превратил фабрику в одно из самых доходных предприятий Ломбардии.

(7) Я никогда не имел дела с миллиардером и думал, что появление его должно быть обставлено торжественно, как выход восточного властелина или римского кесаря. (8) Трубы, букцины, флейты, карнаи, кимвалы, ковровые дорожки, белые слоны, полуголые рабы. (9) И был сильно разочарован, когда в полутёмном баре миллиардерской виллы, где мы пили аперитивы, невысокий круглый человечек с чаплинскими усиками сунул мне небольшую тёплую руку и назвался священным именем. (10) Он показался мне тихим, скромным, рассеянным и даже грустным. (11) Потом, в клубе, где нас ждал ужин, наблюдая, как он ест, пьёт, разговаривает, вернее, ленится есть, пить, разговаривать и даже слушать, я понял, что его поведение диктуется пресыщением. (12) Ему всё надоело, и он не хочет притворяться, будто ему весело. (13) Героический период жизни, когда он поднимал фабрику, давно миновал, теперь дело движется почти без его участия. (14) Он был три или четыре раза счастливо женат, особенно удачным оказался последний брак с красивой северной женщиной, недавно подарившей ему наследника. (15) Младенец надёжно защищён от процветающего в стране киднепинга, двумя вооружёнными до зубов охранниками, мамками и няньками в пуленепробиваемых жилетах.

(16) К путешествиям он давно остыл, скучная доступность всех остальных радостей заставляет его быть верным жене, воздерживаться от вина, не одеваться по моде: на нём поношенный клубный пиджак с оторванной на животе пуговицей, мятые фланелевые брючки, нечищеные ботинки, кое-как повязанный шерстяной галстук. (17) А его "мерседес" полагалось бы давно сменить, даже будь он убогим миллионером по-итальянски. (18) Но всё это ему безразлично. (19) К его услугам лучшие портные Лондона, штучные "роллс-ройсы" или "мерседесы" с бронированными стёклами. (20) Впрочем, к личной безопасности он совершенно равнодушен. (21) Похоже, он даже не прочь, чтобы его похитили. (22) Считается, что большие даньги заставляют стремиться к ещё большим деньгам, но этот инженер, видать, не стал настоящим капиталистом.

* Юрий Маркович Нагибин (1920 - 1994) - русский писатель, журналист, сценарист.

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Герой рассказа, несмотря на то, что очень богат, не заботится о личной безопасности.

2) Автор считал, что любое появление миллиардера в обществе должно быть обставлено с особой торжественностью.

3) Достигнувший всего в жизни герой рассказа вынужден притворяться, что ему весело.

4) В Италии в то время стать миллионером было легко из-за низкого курса местной валюты.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 1 - 2 представлено повествование.

2) Предложения 14 - 15 содержат элементы описания.

3) В предложении 6 представлено рассуждение.

4) В предложении 8 поясняется, конкретизируется то, о чём говорится в 7 предложении текста.

А30. В каком предложении использованы синонимы?

ЧАСТЬ 2

Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.

В1. Укажите способ образования слова ХЛАДНОКРОВНО (предложение 3).

В2. Из предложений 5 - 7 выпишите прилагательное в форме превосходной степени.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЛЕНИТСЯ ЕСТЬ (предложение 11).

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 17 - 22 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 5 - 11 найдите предложение, в котором есть обособленное распространённое приложение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 2 - 7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений второго абзаца найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28 - А30, В1 - В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В8. "Рассказывая о своей встрече с итальянским миллиардером, ещё во время существования Советского Союза, Ю. Нагибин использует такие тропы, как _______ ("вооружёнными до зубов", "иметь дело" и др.), ________ ("назвался священным именем" в предложении 9, "мамками и няньками в пуленепробиваемых жилетах" в предложении 15), и синтаксические средства выразительности _________ (предложения 10, 11, 16), _________ (предложение 7)".

2) ряды однородных членов

4) эмоционально-оценочные слова

8) сравнительный оборот

ЧАСТЬ 3

C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подходящие для кротов условия обитания – рыхлая, в меру влажная земля, богатая питательными веществами. Чаще всего встретить признаки присутствия подземных зверьков можно на окраинах леса, на лугах, холмах, на сельскохозяйственных полях. Кроты постоянно находятся в движении и за сутки способны проложить до 50 м новых ходов. На занятой территории животные выстраивают целую многоярусную систему соединенных друг с другом нор различного назначения. В рыхлой земле крот перемещается на глубине 5-10 см, приподнимая почву в месте постройки тоннеля. Глубина ходов в просыхающем сверху грунте достигает 50 см. При необходимости строить ходы на большой глубине животное периодически роет вертикальные ответвления, через которые выбрасывает избыток земли. Небольшие земляные холмики являются основным признаком присутствия на участке подземного жителя. Гнездо, в котором он отдыхает в перерывах между поисками пищи, располагается на глубине 1,5-2 м. Кротовые относятся к плотоядным животным. Зверёк ест червей, многоножек, пауков, жуков и других насекомых. Пищей для (. ) могут стать попавшие в норы полевые мыши и даже некрупные крысы. Пойманную добычу он пережевывает зубами, количество которых зависит от вида.

1) Цель приведённого текста – рассказать о жизни, условиях обитания и особенностях кротов.

2) Почти все слова в приведённом тексте употреблены в прямом значении.

3) В тексте встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зверёк, холмики).

4) Синтаксическое средство – парцелляция – служит в тексте для выделение особенно важной информации.

5) Текст принадлежит к художественному стилю, так как явно прослеживается индивидуальный авторский стиль, позиция автора также ярко выражена.

2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в тексте. Запишите это местоимение

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе – у. успеха.

2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.

3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.

4. мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.

5. мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тОрты вернА положИть создалА сливОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Зачастую недопонимание порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ граждан.

Иванов переехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, останутся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Надя ОДЕЛА на куклу вязаную шапку и шубку и отправилась гулять.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Ваня разделил апельсин и протянул брату равную половину.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПОЛУТОРА часов значение ИМЕНИ

выглядел более УГРЮМО много ЯБЛОКОВ нет ТУФЕЛЬ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) В фамусовском обществе ценятся не благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

2) Готовясь к устному выступлению, понадобится много времени.

3) Каждый человек видит жизненный идеал по - своему, согласно своего характера и моральных устоев.

4) Благодаря уникальным экспозициям Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.

7) Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

8) В дальнейших исследованиях автор опирался как на данные толковых словарей, так и на материалы летописей.

9) МГУ объявило о наборе студентов на новую специальность.

1) неразбериха, дифференцировать, смириться

2) уникальный, претендовать, позеленеть

3) заря, обмакнуть, загорелые

4) снимать, собираться, выскочка

5) собака, плавание, вычерпать

1) пед..нститут, пере..начил, меж..нститутский

2) на..кусить, о..дать, по..толкнуть

3) и..чадие, ра..цвет, бе..чувственный

4) пр..образил, пр..ключение, пр..пятствие

5) раз..чаровал, п..мерк, нед..еденный

1) рассла..ваться, гречн..вый

2) раста..ть, недоум..вая

3) фасол..вый, рул..вой

4) привередл..вый, пристра..вать

5) продл..вать, ключ..вой

1) раскол..шь, неслыш..мый

2) муч..вшийся, движ..мый

3) помн..шь, (она) вклин..тся

4) подпиш..шь, невид..мый

5) (они) посе..т, колебл..щийся

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Чтобы (НЕ)ЗАБЛУДИТЬСЯ в лесу, нужно хорошо знать народные приметы. (НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Иван утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил; я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям. (С)НАЧАЛА май лес наряжает, (ЗА)ТЕМ лето в гости приглашает.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но (КОЕ)ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Художестве(1)ая сила этой картины была действитель(2)о потрясающа: каждый, кто смотрел на неё, видел исти(3)о своё.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.

2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.

3) Солнце светило ласково нежно и согревало своим теплом землю.

4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Меж голубоватых камней по склону блистает (1) стеснённая каменными берегами (2) вода, которая бурлит (3) пытаясь растечься вширь.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я (3) сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай (4) Джим (5) на счастье лапу мне.

Пожалуйста (6) голубчик (7) не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь (8) ты (9) не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит. (Сергей Есенин)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ранним утром (1)когда багровое солнце только начинало подниматься над горизонтом (2)когда синий туман ещё лежал в долине(3) по которой протекала река(4) когда узкий серп убывающего месяца (5)ещё не исчез с небосклона (6) к лесу потянулись первые подводы.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огурцы настолько нежны (1) что (2) если посмотреть на свет сквозь их кожицу (3) то можно увидеть крупные зёрна (4) которые отливают белизной.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. (2)Иные из них погибают, оставляя яички, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. (3)Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает. (4) Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи покидают нас ещё с осени. (5)Дикие гуси, утки, лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами. (6)Они очень хорошо чувствуют, что чем южнее, тем теплее, и ищут таких стран, где не бывает зимы. (7)Галки, вороны, сороки, тетерева, рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими. (8)Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах; но и те зимой прыгают не так весело, как летом. (К.Д. Ушинский)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Слепой лежал тихо, сложив на груди руки и улыбаясь. (2)Оберегая

нервы Рабида, профессор не сказал ему, что операция удалась, что он, безусловно, станет вновь зрячим. (3)Какой-нибудь десятитысячный шанс на неудачу мог обратить всё в трагедию.

(4)Среди мучительного напряжения, ожидания и всяких предположений Рабид услышал голос подходящей к нему Дэзи Гаран. (5)Это была девушка, служившая в клинике; часто в тяжёлые минуты Рабид просил её положить ему на лоб свою руку. (6)И теперь он с удовольствием ожидал, что эта маленькая дружеская рука слегка прильнёт к его онемевшей от неподвижности голове.

(7)Когда она отняла руку, он, так долго смотревший внутрь себя и научившийся безошибочно понимать движения своего сердца, понял ещё раз, что главным его страхом за последнее время стало опасение никогда не увидеть Дэзи. (8)Ещё когда его привели сюда и он услышал стремительный женский голос, распоряжавшийся устройством больного, в нём шевельнулось отрадное ощущение нежного и стройного существа, нарисованного звуком этого голоса. (9)Это был тёплый, весёлый и близкий душе звук молодой жизни, богатый певучими оттенками, ясными, как тёплое утро.

(10)Постепенно в нём отчётливо возник её образ, произвольный, как все наши представления о невидимом, но необходимо нужный ему. (11)Разговаривая в течение трёх недель только с ней, подчиняясь её лёгкому и настойчивому уходу, Рабид знал, что начал любить её уже с первых дней; теперь он стремился выздороветь прежде всего ради неё.

(12)И он совершенно не знал, что эта девушка, голос которой делал его таким счастливым, думала о его выздоровлении со страхом и грустью, так как была некрасива. (13)Он был слеп, и она могла спокойно смотреть на себя его внутренним о ней представлением, которое он выражал не словами, а всем своим отношением, и она знала, что он любит её.

(14)Наступил час испытания. (15)В два счёта повязка была снята. (16)Рабид понял, что прозрел. (17)Теперь он нетерпеливо ждал, когда уйдут все люди, возвратившие ему зрение, чтобы позвать Дэзи и сказать ей всё самое главное.

(18)Узнав, что операция удалась блестяще, Дэзи вышла с улыбкой на лице и казнью в душе к дверям, за которыми всё так необычайно переменилось. (19)И, припомнив со всей быстротой последних минут многие мелочи их встреч и бесед, она поняла, что он точно любил её. (20)Коснувшись двери, она помедлила и открыла её.

– (21)Кто вы? – вопросительно улыбаясь, спросил Рабид.

– (22)Правда, я как будто новое существо для вас? – сказала она, мгновенно возвращая ему звуками голоса всё их короткое, таящееся друг от друга прошлое.

(23)В его чёрных глазах она увидела нескрываемую, полную радость, и страдание отпустило её. (24)Не произошло чуда, но весь её внутренний мир, вся её любовь, страхи, самолюбие и отчаянные мысли и все волнения последней минуты выразились в такой улыбке залитого румянцем лица, что вся она, со стройной своей фигурой, казалась Рабиду звуком струны, обвитой цветами. (25)Она была хороша в свете любви.

– (26)Теперь, только теперь, – сказал Рабид, – я понял, почему у вас такой голос, что я любил слышать его даже во сне.

(27)В этот момент его, рождённое тьмой, точное представление о ней было и осталось таким, какого не ожидала она.

*Александр Грин (1880-1932) – русский писатель-прозаик, поэт.

1) Доктор не сказал Рабиду о том, что операция прошла успешно, опасаясь, что может быть неудачный исход.

2) Рабид знал, что Дэзи некрасива, и старался заранее свыкнуться с этим.

3) Обретший зрение Рабид узнал свою возлюбленную по голосу.

4) Когда Рабид увидел Дэзи, в его глазах девушка прочла нескрываемое страдание и разочарование.

5) Рабид очень хотел выздороветь ради Дэзи, которую полюбил, ни разу не видя её.

1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.

2) Предложения 8, 9 содержат элементы описания.

3) В предложениях 12, 13 представлено повествование.

4) Предложения 18 и 19 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 24, 25 содержится рассуждение с элементами описания.

24. Из предложений 15-17 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, личного и указательного местоимений, формы слова. Напишите номер этого предложения.

Список терминов:

3) восклицательные предложения

9) контекстные синонимы

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: