Описание картины кузница вулкана лука джордано

Обновлено: 18.09.2024

Один из вариантов вариант мифа о Психее:

Лука Джордано- Родители Психеи предлагают жертву Аполлону, 1692-1702 гг.

Лука Джордано - Психея, почитаемая людьми, 1692-1702 гг.

С обрыва Психею уносит Зефир. Он доставляет ее во дворец, где ее окружают невидимые слуги. По ночам к ней является Амур, который уходит до восхода солнца. Он много раз предупреждает ее, что если она попытается его увидеть, то навсегда лишится супружеских объятий. Психея надеется узнать мужа в чертах будущего ребенка, которого носит под сердцем. От супруга она узнает, что ее разыскивают сестры, но эта встреча опасна. Психея со слезами вымаливает разрешение на встречу во дворце.

Лука Джордано - Венера, наказывающая Психею, 1692-1702 гг.

Лука Джордано - Невидимые духи прислуживают Психее, 1692-1702 гг.

Картины Джордано на мифологические сюжеты:


Битва Персея с Финеем, женихом Андромеды

Похищение Деяниры

Афродита дает Психее поручение, 1700

Родственники Психеи приносят жертву Аполлону

Невидимые духи служат Психее, 1700

Психея, почитаемая людьми, 1700

Суд Париса

Битва кентавров с лапифами

Похищение Европы

Похищение Европы

Похищение Лукреции

Похищение Елены

Триумф Галатеи

Венера и Марс

Венера, Купидон и Марс

Диана и Эндимион, 1675

Кузница Вулкана, 1660

Фемида, 1686

Дионис и Ариадна

Дионис и Ариадна

Артемида на охоте

Триумф Диониса и Ариадны

Фрески из галереи палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция:

Смерть Адониса


Похищение Прозерпины

Ладья Харона

Вакх со свитой из фавнов и сатиров

Вертумн и Помона


Вестница богов Ирида

Триумф Нептуна

Сотворение человека


Триумф Медичи
на Олимпe

Умеренность

Благоразумие

Увенчание
Доблести

Другие картины Джордано


Распятие Святого Петра, 1650

Изгнание торгующих из храма

Триумф Юдифи, 1704

Сон Соломона, 1693

Падшие ангелы, 1666

Кинический философ

Вирсавия

Философ Кратет, 1650


Антиох и Стратоника

Картина эксплуатирует модную тенденцию для написания полотен — мифологию Древнего Рима, но сюжет для нее выбран неординарный и крайне редко используемый в живописи. Чаще применялся мотив мести Вулкана неверной супруге Венере, а здесь же изображен момент, когда в кузницу Вулкана спускается Аполлон и приносит ему неприятную весть о неверности жены.

Почему именно кузница Вулкана использована в этом полотне на мифологическую тему? Потому что древнеримский бог Вулкан был властелином огня и покровителем кузнечного мастерства. Именно Вулкан выковал доспехи для всех богов римского пантеона, он же создал и молнии Юпитера. Женат Вулкан был на богине Венере, покровительнице любви.

На картине запечатлены шесть полуобнаженных мужчин — пятеро на переднем плане, а один — на заднем. Основные действующие лица — это сам Вулкан, ничем не выделяющийся рядом со своими подмастерьями, и Аполлон в роскошной золотистой тоге, с лавровым венком на голове, окруженной сиянием. Хотя Вулкан тоже бог, он изображен как простой работяга, из всей одежды на нем, как и на его работниках, только простая набедренная повязка из грубой ткани темного цвета.

Аполлон же старательно выделен цветом и светом. Его кожа самая белая из всех окружающих мужчин, к тому же она словно дополнительно освещена сзади и сверху, а голова бога окружена яркими сияющими лучами. Солнечный бог в сумеречной и серой кузнице Вулкана выглядит неуместно и чужеродно — ему здесь не место.

Общая цветовая гамма картины приглушенная, в оливковых, коричневатых и сероватых тонах. Выделяются только некоторые цветовые пятна — благородная золотистая шелковая ткань на Аполлоне и яркий красноватый тон раскаленного металла на наковальне Вулкана.

Эрмитаж обладает тремя превосходными (двумя подписными) образцами творчества Джордано. “Положение во гроб” может служить примером того чисто церковно-режиссерского искусства, которым владел Джордано. Всевластные иезуиты XVII века не отвергали такой религиозной живописи, ибо ее “риторичность” и внешняя декоративность вязались как нельзя лучше с декламацией проповедей и с архитектурой вычурных храмов.

Гораздо приятнее религиозных композиций мифологические картины Джордано, в которых он более искренен и прост. Разумеется, и мифология его не имеет ничего общего с пониманием богов древних или с тем паганизмом, которым отличались художники XV и XVI веков. Но в подобных сюжетах сильнее сказываются следы неаполитанской школы на Джордано — ее простодушие и искренность, и эти черты, если и не высокого качества, то, во всяком случае, всегда приятны. Впрочем, чисто живописная сторона подобных картин — очень высока. “Отдых Бахуса” Джордано висит в полной темноте, и трудно разглядеть ее красоту, но, будучи вынесенной на свет, она поражает красотой светотени и здоровой простотой замысла. Великолепна и вся живопись — такая легкая, простая и уверенная. [42] Третья картина Джордано “Кузница Вулкана”, пожалуй, еще интереснее в чисто живописном отношении.

Лука Джордано. Кузница Вулкана. Ок. 1660. Холст, масло, переведена с дерева. 192,5х151,5. Инв. 188. Из собр. Уолпола, Хоутон холл. 1779

Здесь Джордано еще совершенный неаполитанец и натуралист. Бойко и сильно изображена оглушающая работа циклопов, краски ярче и свежее, нежели на “Бахусе”, а вся композиция непосредственнее.

Мы пропускаем других представителей живописи в Италии XVII века, но советуем все же более досужим посетителям вглядеться в разнообразные формальные задачи, разрешенные с удивительным мастерством такими художниками, как Ланфранко, Теста, Чинияни, Чирро-Ферри, Тревизани, Лаури, Биливерти, Канласси, Кантарини, Мола. Теперь же обратимся от этих “талантов и знатоков” к последнему гению, данному Италией (точнее, Венецией), — к Тиеполо.

Тиеполо, Джованни Батиста

Тиеполо (1696 — 1770) такой же упадочник, как и Джордано. И ему ничего не свято. На все — на религию, на жизнь, на человеческие отношения, на историю он взирал с точки зрения только “декоративной” — как на объекты красивых сплетений и на материал для красивых зрелищ. В этом отношении Тиеполо даже был как-то циничнее неаполитанца Джордано. Но как раз в этом цинизме, в уверенности, о которой Тиеполо произносил свои “кощунства” небу и земле, чувствуется подлинное его величие; гигантская сила, лишь надорванная гибелью всякой веры. Фигура Тиеполо, несмотря на весь свой блеск, — трагична. В его “пиршестве” звучат похоронные ноты. При всей ликующей торжественности, которую он любил придавать своим вымыслам, — он всегда печален. Он вырос в эпоху агонии Венеции, и в нем сказалась если не горькая обида патриота, то уныние человека, одаренного наивысшей чувствительностью и видящего, как гибнет прекраснейшее, что создано людьми.

Тиеполо не лил гражданских слез и даже не дожил свою жизнь в родном городе, а поехал по миру раздаривать последние сокровища венецианского великолепия. Однако именно Тиеполо — настоящий венецианец, быть может, самый венецианский из всех венецианских художников. Можно разложить некоторую часть его искусства на элементы.

Одно идет от Веронезе, другое от Тициана, третье (косвенно) от Джордано. Однако не эти элементы существенны. То, чем Тиеполо велик, принадлежит всецело ему самому, и это — последние дары волшебного города лучшему из сынов своих. Эти дары Венеции Тиеполо — единственная по прелести во всей истории живописи серебристая палитра и особый свет. В Венеции, обнищавшей и проданной на разврат пришельцам, все еще светило нежное солнце, оно все еще золотило мраморы, заглядывало в узкие каналы, играло на воде, сверкало на крестах и куполах, оно все еще сообщало характер миража этому рожденному морем городу. Но только людям с обостренной чувствительностью казалось, что венецианское солнце должно скоро уйти, что оно прощается и плачет. И вот настроение по-прежнему “светлого, но бесконечно грустного Аполлона” выразилось в творчестве Тиеполо. Вся чувственность его, вся пышность — лишь яркие цветы на кладбище Венеции. И наш “Пир Клеопатры”, изображенный среди венецианской колоннады и под серебряно-голубым венецианским небом, — не веселый маскарад, а какая-то торжественная тризна, в которую театральная пышность костюмов не вносит радости и где все, наоборот, точно застыло, притаилось в ожидании унылого конца.

Пáрная к ней “Суд Париса” вставлена в потолок “театральной галереи” Эрмитажа.

Фривольные и жизнерадостные произведения живописи были востребованы в эпоху Возрождения и в Новое время, так как идеально вписывались в дворцовые интерьеры. Именно по этой причине сцена посещения Венерой кузницы Вулкана вдохновляла многих художников, среди которых Антонис ван Дейк и Франсуа Буше .

Бог-кузнец, согласно мифам, не отличался внешней привлекательностью. Он был хромым, лицо покрывала копоть.

Его жена, богиня красоты Венера, не хранила супружескую верность, изменяя мужу с Марсом, а также с другими богами и простыми смертными. У нее было несколько внебрачных детей, в их число входил и Эней, участвовавший в Троянской войне.

Полотно с аналогичным названием есть и у французского художника Франсуа Буше. Живописец был любимцем Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур. На картине, созданной в 1769 году, Вулкан обращен по направлению к возлюбленной, он с готовностью протягивает ей меч. Лицо выражает любовную тоску. Сильный мужчина выглядит слабым и покорным под воздействием красоты. Венера восседает на облаке, ее фигура необычайно объемна благодаря освещению.

Читайте также: