Описание натюрморта с овощами

Обновлено: 18.09.2024

Цель: обучение детей составлять описательный рассказ натюрморта.

1. учить детей составлять описательный рассказ натюрморта по плану;

2. активизировать использование в речи детей определений и образных выражений;

3. развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключённое художником в картине;

4. формировать интерес к предметам художественного искусства.

Ход НОД:

Ребята, сегодня у нас на доске размещено несколько картин.

- Кто скажет, как их называют? (Натюрморты)

- Что могут изображать художники на натюрмортах? (Фрукты, овощи, цветы в вазе и другие предметы созданные человеком)

- Где нам с вами рассказывают о художниках и их картинах? (В выставочном зале ЦДТ)

Ребята, сегодня утром нам в группу позвонила ЕленаМихайловна, экскурсовод выставочного зала, и сказала, что ей нужна наша помощь. Она просит нас составить рассказ к одной из картин. Чтобы узнать к какому именно натюрморту, вам надо отгадать загадку:

Огурец, капуста, кабачок,

Перец, лук, морковь и чеснок.

Как всё это вместе назовём,

В огороде нашем соберём?

Правильно! На картине изображены овощи.

Подойдите к столам. Перед вами лежат муляжи овощей. Попробуйте составить из них свой натюрморт. (У детей на столах три набора муляжей и разного цвета фон. Ребята работают в группах под музыкальное сопровождение.)

Давайте посмотрим, какие натюрморты у вас получились? Красота!

- Как ты думаешь,, постановки у вас получились одинаковые?

- Почему, как, ты, думаешь?

- Интересно, а какое настроение у натюрморта 1 команды, вызывает у тебя?

- А, что можешь сказать, ты…., о настроении 2 натюрморта?

- А какое настроение вызывает этот натюрморт, как ты…., чувствуешь?

- Что нам помогает почувствовать настроение художника на картине, как вы думаете? (Цвета на картине, фон и т. д.)

Сейчас вам надо вспомнить всё, что мы с вами ранее говорили на занятиях про каждый овощ. Вспомнить, план составления рассказа (перечислить, что мы описываем по каждому пункту плана). И постараться рассказать об этом натюрморте. Поможет нам Наталья Владимировна записать ваш рассказ, и передать его Елене Михайловне.

Зачитываем получившийся рассказ. Если есть необходимость, дополняем. Просим передать его в ЦДТ.

-Ребята, как вы думаете, подойдёт нашему натюрморту пословица :

Осень собирает, а зима подбирает.

- Почему вы так решили?

Весной, в нашей группе, мы сделаем выставку ваших натюрмортов, на которой вы сами будете экскурсоводами и расскажите о своих работах. На следующих занятиях мы будем учиться составлять рассказы уже по вашим картинам.

А сейчас вы нарисуйте натюрморты, которые составили в группах.

План составления рассказа :

1. Что изображено в центре картины? (Из чего сделан, какой по форме, цвету и т. д.)

2. Какие ещё есть предметы на картине? (Где расположен, из чего сделан, какой формы, цвета и т. д.)

3. О чём может сказать автор картины?

4. Какой фон картины? (Какого цвета, какое настроение может вызывать эта картина).

5. Какое название картины?

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Составление описательного рассказа об игрушечном транспорте. Мнемодорожка Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Составление описательного рассказа об игрушечном транспорте. Мнемодорожка. Цель: Учить составлять.

Сочинение-описание – это сочинение, в котором описывается какой-то предмет, человек, животное или явление.

Натюрморт – картина, изображающая ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019 – 80 с.

Материал для самостоятельного изучения

Натюрморт – художественные картины, изображающие ягоды, фрукты, цветы, продукты и так далее.

При описании картины важно правильно описать композицию картины. Композиция картины – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

В центре картины – стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Узкие тёмно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев. Как художник показывает прозрачность воды в вазе? Прозрачность воды показана через прорисовку стеблей, отчётливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины. Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой? На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зёрнышки. Что изобразил художник на картине слева от вазы? Слева от вазы изображены два спелых красных яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. Что мы видим справа от вазы? Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, тёмно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

Как художник изобразил птичку? Какая она?

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку и что-то высматривает на его блестящей кожице.

Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

Художник выбрал для своего натюрморта жёлтый фон, который создаёт впечатление, как будто все предметы освещены тёплым летним солнцем, согреты его яркими лучами.

Определите основную мысль автора натюрморта. Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь. Какова же будет основная мысль нашего описания? Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.

Составим план описания картины.

I. Описание краткой информации о художнике.

II. Композиция натюрморта:

III. Описать мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

В описании картины Вы можете использовать следующую опорную лексику:

Передо мной картина …

На переднем плане замечательного полотна …

В центре картины художник изобразил …

Цветовая гамма очень разнообразна: …

При создании картины мастер использовал …

Обратите внимание также на опорные фразы и словосочетания:

морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец,

веточка душистого горошка,

пушистая головка ало-красного мака с белой каёмочкой на кончиках лепестков,

сине-голубой с золотыми серединками дельфиниум,

Эти опорные слова помогут составить описание картины.

Примеры задания из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка.

К какому виду относится данный текст.

У девочки нежная кожа, тёмные, с синеватыми белками глаза и такие же тёмные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, смотрит она на нас. В руке у неё персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель зимней столовой…

Правильный ответ: описание картины

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Впишите в текст синонимы.

У девочки нежная кожа, тёмные, с синеватыми белками глаза и такие же тёмные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, девочка _______ смотрит на нас. В руке у девочки _______ персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи мягко ложатся и на стол, ложатся и на руки девочки, ложатся и на старинную мебель зимней столовой…

Правильный ответ:

У девочки нежная кожа, тёмные, с синеватыми белками глаза и такие же тёмные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, она смотрит на нас. В руке у неё персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель зимней столовой…

Лучшие Натюрморты

  • История возникновения жанра
  • Распространенные сюжеты
  • Стили
  • Направления искусства
  • Развитие в России
  • Используемые материалы
  • Значение в академической живописи
  • Известные художники
  • Натюрморты — шедевры мирового искусства
  • Современные российские и украинские художники
  • Тема натюрмортов — еда

История возникновения жанра

К отдаленным предшественникам жанра относят сюжетные композиции Древнего Египта. Настенная живопись содержала изображение предметов, которые должны были служить умершему в загробном мире. В живописи Плиния Старшего встречается описание натюрмортов. Он восхищается полотнами Зевксиса (420-380 года до н.э.), на которых искусно изображены птицы, виноград, бокалы с вином.

В средние века практически не встречаются произведения с натюрмортами. Становление стиля, как отдельного жанра началось в 1500-годах в странах Северной Европы. Караваджо и Ян Ван Эйк часто включают в полотна христианской направленности фрукты, цветы. В XV-XVI веках в творчестве художников уже четче просматриваются черты жанра. Благодаря Караваджо, Бонзи, М.Кампидольо, Э. Баскенису стиль приобретает натурализм, появляются мощные светотени, скультурность изображаемых предметов. Живописные и красивые полотна создаются при помощи специально расставленных предметов.

Якопо де Барбари - Мюнхенский натюрморт

Якопо де Барбари — Мюнхенский натюрморт

Якоб де Гейн - Ванитас

Ванитас
Якоб де Гейн

Поль Сезанн - Персики и груши

Персики и груши
Поль Сезанн

В Российской империи натюрморт длительное время не расценивался как отдельное направление живописи. Но в XVIII веке приходят в моду кабинетные полотна. Ярким представителем стиля становится Теплов Г.Н. (1717-1779). В XX веке начинается расцвет направления, художники проводят смелые эксперименты, с формами, цветами и композициями.

В 50-годы прошлого столетия стиль закрепляется в живописи, с одновременным приостановлением развития.

Ердяков А.П - Букет полевых цветов

Букет полевых цветов
Ердяков А.П

Распространенные сюжеты

Ян Давидс де Хем - Цветы в вазе

Цветы в вазе
Ян Давидс де Хем

Вплоть до XVIII века преобладают цветочные композиции. Они символизируют бренность существования на земле и быстротечность земных радостей. Нередко полотна дополнялись фруктами, графинами.

Виллем Клас Хед - Натюрморт с трубками жаровни

Натюрморт с трубками жаровни
Виллем Клас Хед

В работах Винсента Ван Гога летние букеты представлены в разных вариациях, но преимущественно это подсолнухи.

В современном искусстве нет никаких ограничений. На полотнах мастеров можно увидеть кофе, фрукты, книги, даже пустые пивные банки.

Стили

Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:

Направления искусства

Изобразительное искусство находится в непрерывном развитии, поэтому оно не имеет четко выраженных границ. Большинство направлений сильно переплетены. По стилю исполнения выделяют следующие направления:

В современном искусстве жанр проник практически во все направления и стили, включая фотореализм, поп-арт и нео-поп.

А. Никич-Криличевский - Натюрморт с Неделей

А. Никич-Криличевский - Этюд с медалями

Исаак Ильич Левитан - Васильки

Исаак Ильич Левитан - Лесные фиалки и незабудки

Камиль Писсарро - Букет цветов

Камиль Писсарро - Ваза с тюльпанами

Пабло Пикассо - Натюрморт с бутылками ликера

Пабло Пикассо - Натюрморт с грушами и кувшином

Пабло Пикассо - Натюрморт с лимоном и апельсином

Пабло Пикассо - Натюрморт с черепом быка

Сальвадор Дали - Живой натюрморт

Сальвадор Дали - Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря

Хуан Грис - Натюрморт с бутылкой и ножом

Эдвард Мане - Натюрморт с цветами

Эдвард Мане - Сирень и розы

Развитие в России

Несмотря на отсутствие притягательности к стилю среди российских художников, направление просматривает в полотнах, посвященных каноническим сюжетам. Первым художником, который начал развивать стиль на территории России стал Хруцкий Иван Трофимович (1810-1885). Известность к нему пришла благодаря написанию групповых портретов и натюрмортов.

В начале XX века жанр в России получает необыкновенную популярность. Именно тогда этот стиль становится равноправным среди всех направлений. Буквально за 15 лет жанр проходит тернистый путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Многие художники смогли отличиться в этом направлении:

Владимир Вейсберг - Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой

Игорь Грабарь - Неприбранный стол

Игорь Грабарь - Хризантемы

Илья Машков - Клубника и белый кувшин

Илья Машков - Снедь московская. Хлебы

Илья Машков - Фрукты с сельскохозяйственной выставки

Кузьма Петров-Водкин - Натюрморт с письмами

Кузьма Петров-Водкин - Черемуха в стакане

Николай Сапунов - Вазы, цветы и фрукты

Николай Сапунов - Цветы и вазы на розовом фоне

Петр Кончаловский - Поднос и зеленая картонка

Петр Кончаловский - Сирень

Сергей Андрияка - Восточный натюрморт

Сергей Андрияка - Домашние пироги

Сергей Андрияка - Чайники

Используемые материалы

Современное изобразительное искусство не выдвигает никаких требований по технике исполнения натюрмортов. Это может быть акварель, карандаш, гуашь или масло. Новаторство и изобретательность только приветствуется. Это может быть индивидуальный способ нанесения красок или их смешивание, сочетание акварели и карандаша.

Создание картины при помощи карандаша – старейший вид рисования. Техника требует от мастера тщательного анализа света и теней. Интересным представителем стиля является JD Hillberry. Мастер, который сделал все, чтобы выйти за рамки экспрессии и реализма. В работе он использует уголь и графит.

Техники акварели более сложная. Работа с ней кажется легкой, но это обманчивое ощущение. От правильности смешивания красок и воды будет зависеть конечный результат. В этой технике начинал работать Илья Репин. Из интересных современников можно выделить корейского мастера Шин Чен Сик. Его работы отличаются красочностью, чистыми линиями и прозрачными цветами. Все детали четко проработаны, что придает эффект фактурности.

Акварельные натюрморты

Масляные краски используются в изобразительном искусстве с XV века. Они легко смешиваются и долгое время не высыхают. Существует 2 основных способа нанесения: с подмалевком и без него. В первом случае потребуется тщательная подготовка, а вторая методика позволяет творить даже неподготовленным художникам.

Гуашь известна человечеству еще со Средних веков. Очень часто ее смешивали с акварелью, чтобы получить уникальный оттенок. Гуашь часто использовали для создания эскизов в эпоху Возрождения. Популярность к ней вернулась в конце XIX – начале XX веке.

Значение в академической живописи

Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт из геометрических фигур карандашом. Работа над таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:

  • построение композиции;
  • создание наброска;
  • прорисовка с натуры;
  • нанесение тона.

Известные художники

В разные эпохи отношение к жанру менялось, были периоды, когда казалось, что о нем безнадежно забыли. Но более чем за 4 столетия в этом направлении творили великие художники, работы которых даже сегодня поражают.

Питер Клас (1597-1661)

Ян Давидс де Хем (1606-1683/1684)

Мастер из Нидерландов. Слава к нему пришла благодаря великолепному перенесению изображений фруктов и цветов на полотна.

Джузеппе Рекко (1634-1695)

Итальянский живописец из семьи художников, прославившийся написанием натюрмортов. Он считается самым талантливым представителем семьи Рекко. Его работы – это жанровый синтез ломбардской и неополитанской живописи.

Франц Ксавер Адреас Петтер (1791-1866)

Является самым ярким представителем периода расцвета бидермайера в Австрии. Автор отдавал предпочтение цветочно-фруктовым композициям.

Жорж-Пьер Сера (1859-1891)

Великий постимпрессионист. Он стал основателем стиля пуантилизм – особой передачи цвета и оттенков и дал толчок к развитию неоимпрессионизма. Его работы признаны иконой живописи XIX века.

Жорж-Пьер Сера - Ваза с цветами

Ваза с цветами
Жорж-Пьер Сера

Поль Сезанн (1839-1906)

Является ярким представителем постимпрессионизма. Признание своего творчества он получил только на закате жизни. Он создал около 800 работ, работал он с акварелью, маслом, в других техниках.

Поль Сезанн - Натюрморт с драпировкой

Натюрморт с драпировкой
Поль Сезанн

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Натюрморты — шедевры мирового искусства

Гениальных художников в мире огромное количество, их творчество отличается неповторимостью и многогранностью. На протяжении всего становления стиля каждый выбрал свой индивидуальный подход и жанр.

Винсент Ван Гог - Подсолнухи

Подсолнухи
Винсент Ван Гог

Художник создал 2 цикла картин. Первая посвящена лежащим растениям, вторая изображает цветы в вазе.

Поль Сезанн - Гардина, кувшин и ваза для фруктов

Гардина, кувшин и ваза для фруктов 1889
Поль Сезанн

Это одна из самых известных и дорогих работ живописца. На полотне нужно отметить двойную перспективу, которая буквально захватывает своими несбалансированными частями.

Жан Батист Симеон Шарден - Скат

Скат 1728
Жан Батист Симеон Шарден

Полотно хранится в Лувре. Несмотря на простоту сюжета, оно поражает сглаженной естественностью и облагороженным реализмом. В композицию введен несвойственный элемент жанру – живая кошка.

Франсиско де Сурбаран - Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой

Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой 1633
Франсиско де Сурбаран

Мастер специализировался на религиозных картинах. Этот единственный натюрморт, который датирован самим мастером.

Поль Сезанн - Корзина яблок

Корзина яблок 1895
Поль Сезанн

В картине четко просматриваются 2 перспективы. Несбалансированные детали, наклоненные предметы – попытка мастера изменить традиционное понимание и технику исполнения.

Джорджо Моранди - Натюрморт

Натюрморт 1956
Джорджо Моранди

Караваджо - Корзина фруктов

Корзина фруктов 1599
Караваджо

Полотно настолько натуралистичное, что зритель становится настоящим соучастником изображения. Творец умело смог передать неизменность бытия, после пышного цветения всегда наступает тление и смерть.

Питер Клас - Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром

Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром 1628
Питер Клас

Картина выполнена в безупречном стиле, навивает экзистенциальную грусть. Мастер умело передал непостоянство мирского бытия. В то же время, в стеклянном шаре есть отображение художника, то есть полотно фактически является автопортретом.

Том Вессельман - Натюрморт № 30

Натюрморт № 30 1962
Том Вессельман

Эта работа американского творца в стиле поп-арт самая узнаваемая. На полотне представлены не фрукты, а самые обычные вещи, которые окружают современного человека.

Цветы, фрукты, птица картина Ф. Толстого

Картина была написана в 1834 году, гуашь. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Представляет собой натюрморт с нежным золотистым фоном, который придаёт работе некоторую декоративность, а также теплоту и даже сказочность происходящего. Картина написана очень живо. Расположение элементов делает работу энергичной, создаёт динамику.


В центре натюрморта располагается стеклянная ваза. В вазе стоят свежие цветы. Большинство цветов белого оттенка с розоватым отливом и только один — жёлтый с красноватыми пятнами. Слева и справа от вазы лежат яблоки. Одно из яблок разрезано пополам. По всей видимости, срезом яблока Толстой показал их свежесть и спелость. Справа мы также можем увидеть гроздь винограда. Перед вазой, на поверхности стола, лежит будто бы нечаянно обронённая гроздь смородины.

Помимо цветов, фруктов и ягод, художник изобразил в пространстве картины животных. Это сделало работу ещё более живой и одухотворённой. Справа от вазы, на веточке винограда сидит птица. Свои крылышки она чуть растопырила в стороны, собираясь съесть жучка, который ползёт по яблоку. На другом яблоке сидит мушка. Прямо над ней в воздухе летает насекомое, привлечённое дурманящим запахом ягод и фруктов. По правую сторону от птицы в воздухе парит бабочка, крылья которой окрашены в белые, тёмные и желтоватые цвета.


Всё это обилие расцветок смотрится гармонично, так что каждый элемент дополняет другой, ничто не вырывается из контекста и не превалирует над другими элементами и оттенками.

  1. Автор
  2. Описание натюрморта: цветы, фрукты, ягоды
  3. Описание натюрморта: животные
  4. Мои впечатления

Сочинение Цветы, фрукты, птица 5 класс

Натюрморт нарисован на желтовато-золотистом фоне. В центре картины находится прозрачная стеклянная ваза. В самой вазе, наполовину наполненной водой, стоят свежесрезанные цветы. Их нежный вид облагораживает картину, делает её более романтичной.

Вокруг вазы располагаются фрукты и ягоды. Слева от вазы находятся три яблока, причём одно из них разрезано пополам. Художник будто бы продемонстрировал зрителям, насколько спелыми, сочными и вкусными являются плоды.

Перед вазой, на переднем плане, лежат веточки смородины — красные и белые ягодки. Далее мы можем увидеть ещё одно яблоко, а за ним гроздь винограда. Художник подошёл к изображению деталей картины с тщательной проработкой. Каждый листик, каждая прожилка на листочке и даже каждый усик винограда, которые похожи на зелёные пружинки, прописаны скрупулёзно.

Данный натюрморт содержит в себе не только растения, цветы, ягоды и фрукты. Также Фёдор Толстой изобразил здесь насекомых и птицу. Это сделало картину более весёлой и жизнерадостной.

В первую очередь в глаза бросается птица. Она сидит на веточке винограда и, чуть раскрыв крылья, смотрит вниз. Если посмотреть на яблоко под птицей, то можно увидеть жучка, на которого она и нацелилась.

На яблоке в левой части картины также сидит мушка. Над ней порхает насекомое. В правой части картины — бабочка. Она настолько красивая и нежная, что похожа на лепесток цветка, который будто оторвался от бутона и начал свою собственную жизнь.

Картина тёплая и жизнерадостная. Благодаря фону, красивым цветам, спелым фруктам, забавной птичке, вызывает приятные чувства и эмоции. Работа Толстого наполнена не просто гармонией элементов, цветов и оттенков, но красотой самой жизни. Натюрморт получился живым и натуралистичным. С нами художник поделился своей любовью к природе и красоте этого мира, и, смотря на эту картину, можно насытиться этими чувствами, почувствовать настоящую любовь к природе и живописи.

Читайте также: