Опыт с картофелем и перекисью водорода описание

Обновлено: 18.09.2024

Пероксид водорода — ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе ее жизнедеятельности. Фермент каталаза, расщепляя Н 2 О 2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке.

Чтобы увидеть, как работает фермент, возьмите немного пероксида водорода. Перелейте его в химический стакан и приступите к опыту. Вы видите прозрачную бесцветную жидкость. Нарежьте клубень картофеля как можно мельче или натрите его на терке. Положите кусочки картофеля в сосуд с пероксидом водорода – сразу же начнется реакция. Жидкость вспенится за счет выделяющегося кислорода. Через несколько минут над жидкостью можно будет наблюдать шапку пены из пузырьков, заполненных кислородом. То же произойдет, если перекись водорода капнуть на рану или прополоскать ею рот. Фермент каталаза разлагает пероксид водорода на воду и кислород, причем кислород убивает микробы, т.е. дезинфицирует рану или полость рта. Этим свойством фермента каталазы пользуются медики.

Цели и задачи: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н 2 О 2 ) и условия, в которых он функционирует. В ыявить ферментативную активность натуральных и поврежденных тканей

1. Капните каплю пероксида водорода сначала на сырой картофель, затем на вареный. Что произошло? Объясните наблюдаемые явления.

Действие пероксида водорода на ферменты картофеля. Выполнила ученица 9 В класса. Тимофеева Карина. Руководитель учитель биологии Балашова С. А.

Действие пероксида водорода на ферменты картофеля. Выполнила ученица 9 В класса. Тимофеева Карина. Руководитель учитель биологии Балашова С. А.


План опыта. Измельчить клубень сырого картофеля до состояния кашицы. Поместить картофель в три пробирки. Первую пробирку поместить в морозилку холодильника, вторую – на нижнюю полку холодильника, третью – в банку с теплой водой (t=40 0 C)Через 30 мин достать пробирки и в каждую капнуть небольшое кол-во пероксида водорода. Результат. Вывод

Картофель – это чудесный продукт, который можно употреблять в пищу и не только. Довольно часто педагоги в детских садах и школах проводят опыты с клубнями, чтобы сделать определенные выводы о составе и свойствах овоща. Проводить опыты с картошкой в детском саду намного проще, чем ставить эксперименты вместе со школьниками. В дошкольных учреждениях дети маленькие, сложные механизмы они пока еще не усваивают. Зато самые элементарные превращения корнеплода удивляют и веселят малышей. Приведем несколько примеров.

Зеленая картошка

Для этого опыта нужно взять одну картофелину и положить ее на самое светлое место в групповой комнате. Это может быть подоконник. Через пару дней дети заметят, что кожура клубня изменила цвет, она приняла выраженный зеленый оттенок. Если взять нож и срезать немного кожуры, то насыщенность цвета можно рассмотреть лучше.

Почему такое происходит? Под воздействием ультрафиолета в клубне начинает активно синтезироваться хлорофилл, именно благодаря ему практически все растения зеленые. А детишкам можно пояснить, что это солнышко покрасило картошку в зеленый цвет.

соланин

Опыт: йод и картофель

Для этого эксперимента нужно взять сырую картофелину и разрезать ее ножом пополам. Потом на мякоть каждой половинки капнуть по капельке йода. Через некоторое время пятно потемнеет. Объясняется такая метаморфоза тем, что при взаимодействии с крахмалом йод становится сине-черным.

Из этого опыта напрашивается вывод: крахмал в картофеле точно есть, причем в большом количестве. Для чистоты эксперимента можно капнуть йод на разрезанные редис, огурец и прочие овощи. С ними такое либо вообще не произойдет, либо реакция будет гораздо менее выраженной.

Опыт с натертой картошкой

В этом случае берется один крупный клубень и натирается на терке. Дети видят, как твердый овощ превратился в жидкую кашицу, а это означает, что в нем точно содержится вода.

После этого кашица добавляется в стакан с водой. Жидкость становится мутной. Почему? Потому что в картофеле есть крахмал, и он не растворился в воде полностью.


Дальше нужно процедить всю жидкость через сито. Кашица из мякоти убирается в сторону, а вода в стакане остается и отстаивается. Через некоторое время на дне появится осадок беловатого оттенка. Теперь нужно взять тонкий шланг и с его помощью убрать верхние слои жидкости, оставляя только белый осадок. Дальше его извлекают на темную ткань и высушивают на солнце, благодаря чему он превратится в картофельную муку или же крахмал.

тертый картофель в воде

Таким образом, в ходе эксперимента можно сделать сразу несколько выводов. А именно:

  • в картофеле есть вода;
  • в нем также много крахмала, который не растворяется в воде;
  • крахмал можно высушить на солнце.

Картофель и перекись водорода: опыт

Берется стакан и наполовину заполняется перекисью водорода. Потом в него опускается ломтик сырого картофеля. Реакция, которая произойдет после этого, просто поражает воображение. Начинают выделяться пузырьки газа. Почему? Объяснение довольно интересное. В мякоти сырого картофеля есть природный фермент, который называется каталаза. Он находится в каждой клеточке. Его функция – ускорение процесса расщепления сложных пищевых веществ на более простые, мелкие, легко усваиваемые. Именно поэтому каталаза провоцирует превращение перекиси водорода в воду и кислород (пузырьки).

Опыт с картошкой и содой

Это уже очень сложный эксперимент, который требует предварительной подготовки.

Нужно собрать такие материалы и инструменты: 1 картофелину, соду, зубную пасту, 2 провода с оголенными контактами (медный и алюминиевый), 2 зубочистки, вату, нож, ложку.

Картофель батарейка

Из картошки можно сделать даже батарейку, причем вполне рабочую. Это несложно, материалов потребуется совсем много:

  • 2 клубня среднего размера;
  • 2 оцинкованных гвоздя (чем длиннее, тем лучше);
  • медный провод большого сечения;
  • 3 провода, оснащенных зажимами-аллигаторами с обоих концов.

Итак, сначала в каждую картофелину нужно вставить по гвоздю. Желательно воткнуть поглубже, чтобы они надежно держались внутри мякоти. Потом в каждый клубень надо вставить по 1 куску медной проволоки. Главное условие – провода и гвозди не должны соприкасаться друг с другом ни снаружи, ни внутри мякоти.

Следующий этап – правильное соединение проводов с зажимами. Один из них фиксируется на гвозде, вставленном в одну из картофелин. Второй конец остается свободным. Другой проводок крепится к медной проволоке первой картофелины и гвоздь второго клубня. Третий провод нужно соединить с гвоздем второй картофелины. В результате на конструкции остаются свободными два конца с зажимами. Их нужно подсоединить к положительной и отрицательной клемме электроприбора (часов, фонарика).

Если электроприбор не работает, первым делом стоит проверить, не соприкасаются ли зажимы с кожурой клубней. Возможно, напряжение картофельной батарейки слишком низкое. В таком случае придется задействовать больше картофелин. Добавлять их надо по одной, перебор тоже ни к чему.

Вывод: овощ является электролитом. Если вам вдруг срочно понадобилось запитать какой-то простой прибор, а лишней батарейки в хозяйстве нет, тогда ее можно быстренько смастерить из перечисленных подручных средств.

Опыт с картошкой и лампочкой

С помощью той же схемы, что рассматривалась в предыдущем опыте, запросто можно зажечь лампочку. При этом конструкция получается более простой.

Для работы нужны:

  • 2 провода с оголенными концами;
  • 2 гвоздя;
  • 2 картофелины;
  • лампочка;
  • термопистолет с силиконовыми стержнями.

Нужно взять 2 провода с оголенными концами. Один из них приклеивается к цоколю лампы горячим силиконом из термопистолета. Второй проводок приклеивается к выступающему контакту в нижней части цоколя. Потом в каждую картофелину втыкается по толстому гвоздю. Одна проволока прикручивается к одному из гвоздей. Конец второй сгибается и петелькой накидывается на свободный гвоздь. В этот момент лампочка должна загореться!

Опыт с магнитами и лампой

Этот эксперимент тоже позволит зажечь лампу без привычного электричества. Для работы следует подготовить:

  • 1 большую картофелину;
  • медную проволоку;
  • 2 круглых магнита с отверстием в центре;
  • нож;
  • лампочку.

Ножом нужно сделать аккуратное отверстие в центре картофеля. Оно должно соответствовать форме и диаметру цоколя. Потом на магниты накручиваются куски медной проволоки (достаточно 3-4 витка). Концы проволок должны быть направлены в одну сторону. Магниты размещаются по сторонам таким образом, чтобы они притягивались, а не отталкивались. Между магнитами ставится картофелина с отверстием вверху. Один магнит надо воткнуть с правой стороны клубня, а второй с левой. Остается только вставить лампу в отверстие, и она должна зажечься.

Опыты с картошкой для школьников могут стать интересным занятием и для многих взрослых. Кто не хочет вернуться в детство? Во время экспериментов важно не забывать о мерах предосторожности и быть максимально аккуратным, чтобы ничего не разбить, не пролить и не навредить своему здоровью.

Перекись водорода надо капнуть на сырую и на вареную картошку, при этом надо проследить и записать изменения с точки зрения биологии подскажите пожалуйста что произойдети как правильно записать?

В случаи с сырым картофелем пузырьки кислорода вы увидите, а в случаи с варенным нет, обоснование этого явления:
Перекись водорода нестойкое соединение, оно постепенно разлагается на воду и кислород. Ускорить (катализировать) разложение могут еще живые компоненты клетки и ферменты находящиеся в ней, когда картофель еще сырой он содержит эти элементы и потому способен вызывать разложение перекиси водорода, ну а если картофель варенный, то все еще живые элементы, уже мертвы. А значит во втором случаи разложения перекиси водорода не будет.

Оборудование и материалы: штатив, пробирки, 3-процентный ра­створ пероксида водорода, клубни сырого и вареного картофеля, песок.

1. В первую пробирку поместить кусочек сырого картофеля, во вто­рую - вареного, в третью - насыпать немного песка.

2. В каждую пробирку долить по 2 мл пероксида водорода (Н202).

3. Проследить за процессами, которые происходят в каждой пробирке.

Результаты опыта: в первой пробирке, где был кусочек сырого кар­тофеля, сразу же начали выделяться пузырьки газа; во второй пробирке с кусочком вареного картофеля и в третьей пробирке с песком никаких изменений не произошло.

Вывод: перекись водорода — вещество нестойкое. В обыкновенных условиях он медленно расщепляется на воду и кислород: 2Н2О2 → 2Н20 + 02. Выделение газа в первой пробирке говорит о том, что в клетках клуб­ней сырого картофеля имеется фермент (каталаза), который ускоряет реакцию расщепления пероксида водорода. Так как во время варения клубней картофеля белок разрушился, то в мертвых клетках пероксид водорода не расщепляется. В песке не содержатся органические веще­ства и ферменты, поэтому пероксид водорода тоже не расщепляется.

Билет № 24.

1. Охарактеризуйте уровни организации живой материи.

2. Раскройте понятие биосферы. Объясните влияние деятельности человека на состояние биосферы.

Читайте также: