Отчет мак о посадке а321 в кукурузе

Обновлено: 18.09.2024

Такое поведение для Межгосударственного авиационного комитета совершенно нетипично. В его истории не было другого происшествия или катастрофы, расследование которых велось бы так долго и при этом сопровождалось отказом от обнародования уже готового предварительного отчета. Случай с самолетом "Уральских авиалиний" в этом плане уникальный.

Действия МАК могут объясняться тем, что комитет мог оказаться меж двух огней. С одной стороны - тот, кто уже закончил свое личное расследование аварии - это Владимир Путин. Президент России не стал дожидаться ни итогов расследования Межгосударственного авиационного комитета, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного сразу после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути признав действия экипажа единственно верными, правильными и не подлежащими дальнейшему обсуждению.

Но есть и другая сторона, которой хотелось бы разобраться в случившемся, - представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Наравне с ними в расследовании МАК участвуют и эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции).

Есть вероятность того, что представители Airbus и CFM не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском. Исходя из нее, столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было. То есть пассажиров спасло мастерство экипажа и счастливая случайность - относительно ровное поле без каких-либо построек и сооружений.

Производители вполне могут придерживаться другой версии - а именно указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле. Претензий к Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину у них может быть как минимум две. Первое - Airbus и CFM могут оспаривать сам факт отказа второго двигателя и настаивать на том, что он был отключен пилотами ошибочно. То есть в условиях отказавшего левого двигателя правый вполне позволял экипажу продолжить полет и совершить посадку на полосе аэропорта. Второе - странные действия с шасси самолета, которые, вопреки инструкциям, не были убраны пилотами сразу после взлета. После отказа левого двигателя набору скорости с высотой мешало не только падение тяги, но и создающие воздушное сопротивление стойки. Шасси экипаж убрал только перед самым касанием с землей (нарушив тем самым еще и предписания Airbus на случай вынужденной посадки вне аэродромов).

Важно понимать, что ответы на все вопросы о действиях экипажа уже есть и у Airbus, и у CFM, и у других сторон, участвующих в расследовании МАК (госорганов Великобритании и Франции). По той простой причине, что все они давно получили предварительный отчет, содержащий данные средств объективного контроля (параметрических самописцев) и блоков контроля двигателей. Все участники расследования уже год точно знают, что именно привело к аварийной посадке и можно ли было ее избежать. Но говорить об этом до публикации окончательного отчета Межгосударственным авиационным комитетом не могут. Таковы международные правила.

МАК засекретил результаты расследования аварийной посадки А321 на кукурузное поле. Почему?

Андрей Литвинов, пилот:


Расследование аварийной посадки А321 на кукурузное поле под Москвой стало тайным. Этому есть объяснение

С другой — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Наравне с ними в расследовании МАК участвуют и эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции).

Есть вероятность того, что они не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском. Исходя из нее, столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было. Производители вполне могут указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.

Претензий к Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину у них может быть как минимум две. Первое — Airbus и CFM могут оспаривать сам факт отказа второго двигателя и настаивать на том, что он был отключен пилотами ошибочно. То есть в условиях отказавшего левого двигателя правый вполне позволял экипажу продолжить полет и совершить посадку на полосе аэропорта. Второе — странные действия с шасси самолета, которые, вопреки инструкциям, не были убраны пилотами сразу после взлета. После отказа левого двигателя набору скорости с высотой мешало не только падение тяги, но и создающие воздушное сопротивление стойки. Шасси экипаж убрал только перед самым касанием с землей (нарушив тем самым еще и предписания Airbus на случай вынужденной посадки вне аэродромов).

Важно понимать, что ответы на все вопросы о действиях экипажа уже есть и у Airbus, и у CFM, и у других сторон, участвующих в расследовании МАК (госорганов Великобритании и Франции). Но говорить об этом до публикации окончательного отчета Межгосударственным авиационным комитетом не могут. Таковы международные правила.

Вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой, и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму.

Содержание официального документа МАК может быть как предметом торга Анодиной с российскими властями, так и стать своеобразной местью им же в будущем, если урегулировать конфликт на условиях, которые устроят всех, не удастся.

Подробнее об этой истории можно прочитать здесь:


Козырь в руках Анодиной. Почему МАКу выгодно держать в секрете отчет о посадке А321 на кукурузное поле

Также он уточнил, что авиалайнер A321, который в 2019 году экстренно сел на кукурузное поле, пока находится на спецплощадке в аэропорту Жуковского. Утилизируют его только после того, как документ о расследовании ЧП будет подписан и СК даст соответствующее разрешение на это.

Андрей Литвинов , пилот:

С другой — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Наравне с ними в расследовании МАК участвуют и эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании ) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции ).

Есть вероятность того, что они не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском. Исходя из нее, столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было. Производители вполне могут указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.

Претензий к Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину у них может быть как минимум две. Первое — Airbus и CFM могут оспаривать сам факт отказа второго двигателя и настаивать на том, что он был отключен пилотами ошибочно. То есть в условиях отказавшего левого двигателя правый вполне позволял экипажу продолжить полет и совершить посадку на полосе аэропорта. Второе — странные действия с шасси самолета, которые, вопреки инструкциям, не были убраны пилотами сразу после взлета. После отказа левого двигателя набору скорости с высотой мешало не только падение тяги, но и создающие воздушное сопротивление стойки. Шасси экипаж убрал только перед самым касанием с землей (нарушив тем самым еще и предписания Airbus на случай вынужденной посадки вне аэродромов).

Важно понимать, что ответы на все вопросы о действиях экипажа уже есть и у Airbus, и у CFM, и у других сторон, участвующих в расследовании МАК (госорганов Великобритании и Франции ). Но говорить об этом до публикации окончательного отчета Межгосударственным авиационным комитетом не могут. Таковы международные правила.

Вся эта ситуация выглядит как противостояние МАК и российских властей. У главы комитета Татьяны Анодиной давно напряженные отношения с официальной Москвой , и решение придержать отчет об истинных причинах происшествия в Жуковском может быть связано с развивающейся сейчас атакой на нее саму.

Содержание официального документа МАК может быть как предметом торга Анодиной с российскими властями, так и стать своеобразной местью им же в будущем, если урегулировать конфликт на условиях, которые устроят всех, не удастся.

Подробнее об этой истории можно прочитать здесь:

Также он уточнил, что авиалайнер A321, который в 2019 году экстренно сел на кукурузное поле, пока находится на спецплощадке в аэропорту Жуковского. Утилизируют его только после того, как документ о расследовании ЧП будет подписан и СК даст соответствующее разрешение на это.

Самолет

Самолет Уральских авиалиний приземлился на кукурузном поле

Алексей БУЛАТОВ

Во время посадки самолета

Во время посадки самолета "Уральских авиалиний" лишь некоторые пассажиры получили незначительные травмы. Все остались живы. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Летчики Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, бесспорно, герои и профессионалы своего дела. В критической ситуации они не растерялись, нашли подходящую площадку и хладнокровно выполнили сложный маневр.

- Экипаж все сделал по науке, - считает заслуженный пилот России, член комиссии по развитию авиации общего назначения при президенте России Юрий Сытник. - Выключил двигатели, генераторы, перекрыл топливо. Выдержал самолет на планировании, очень плавно подвел к земле, коснулся, как положено, хвостом, сбил скорость - это очень тонкий момент: не носом клюнуть, не на двигатель посадить, а именно хвостовой частью коснуться.

Посадка, которую выполнили Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, в среде летчиков считается ювелирной.

Героический экипаж вместе с генеральным директором

Героический экипаж вместе с генеральным директором "Уральских авиалиний" Сергеем Скуратовым Фото: Олег ЗОЛОТО

ОТЧЕТ МАК ЗАТЯНУЛСЯ

Между тем Межгосударственный авиационный комитет до сих пор занимается расследованием ЧП. Согласно версии МАК, у самолета отказали оба двигателя. Спустя месяц после происшествия ведомство выступило с промежуточным докладом.

- Причиной отказа обоих двигателей самолета стало попадание в них птиц. Полный текст промежуточного отчета будет опубликован в ближайшее время, - обещали в пресс-службе МАК.

В документе должны были быть указаны все данные о состоянии А-321, подробный анализ полета, описание действий наземных служб и записи переговоров экипажа с диспетчерами . Также в отчете должны были быть рекомендации по безопасности полетов из аэропорта Жуковский.


"Идем на солнце вдоль рядов кукурузы" - эта фраза старшего бортпроводника Дмитрия Ивлицкая стала культовой. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ОДИН ДВИГАТЕЛЬ ВСЕ-ТАКИ РАБОТАЛ?

Командиру воздушного судна Дамиру Юсупову (на фото) и второму пилоту Георгию Мурзину были присвоены звания Героев России

Командиру воздушного судна Дамиру Юсупову (на фото) и второму пилоту Георгию Мурзину были присвоены звания Героев России Фото: Алексей БУЛАТОВ

Летчик объяснил, что борт с выпущенными шасси встречает мощное воздушное сопротивление.

- Самолет с одним двигателем и с выпущенными шасси не летит. Кроме того, он задрал нос на 13 градусов. В итоге скорость упала до минимального значения и самолет начал спасать сам себя, - уточнил Андрей Литвинов. - На воздушном судне есть специальная система автоматика, которая спасает борт от того, чтобы он не свалился в штопор. То есть самолет независимо от того, как ты держишь джойстик управления, сам начинает опускать нос и разгоняться.

Андрей Литвинов уверен: правый двигатель у А-321 работал, а, значит, самолет можно было вернуть на аэродром.

- Да, обороты двигателя упали на 2%, но это для него ерунда. Нужно было просто сразу убрать шасси и аккуратно пилотировать, не задирая самолет, разогнать его, убрать механизацию, сделать круг и зайти на аэродром, - делится летчик. - Если бы у самолета отказали оба двигателя, как говорит Дамир Юсупов, то он не запрашивал бы посадку с обратным курсом, так как лететь было бы невозможно. А он не отрицает, что запрашивал.

- Та информация, которую распространяли сразу после ЧП, просочилась на второй день, из расшифровки, которая пришла от летчиков-испытателей. Мы ведь все тесно связаны друг с другом и десятилетиями знакомы, - уточняет пилот первого класса.

Аудио: Встреча на кукурузе

Еще один опрошенный нами эксперт, президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов также не понимает, почему МАК до сих пор не опубликовали расшифрованные данные с бортовых самописцев.

- Почему-то Межгосударственный авиационный комитет тянет уже целый год. Не понимаю, какая проблема опубликовать эту расшифровку? Она бы показала, сколько двигателей работало. Без этой расшифровки делать какие-то выводы – это гадать.

С момента взлета из аэропорта Жуковский до посадки в поле прошло 93 секунды.

С момента взлета из аэропорта Жуковский до посадки в поле прошло 93 секунды. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Здесь нет никакой гостайны, это общественно значимая информация. Расследование МАКа не определяет виновника. Оно только расследует причины, а дальше уже занимаются другие органы… Выяснить причину нужно, чтобы из-за нее не происходили катастрофы. Это в первую очередь безопасность пассажиров, - подытожил президент Шереметьевского профсоюза летного состава.

КАК ЭТО БЫЛО

ГОД СПУСТЯ

На высоте любви: история пары, пережившей аварийную посадку на кукурузное поле Алиса и Алексей вместе летели в Крым, когда произошло ЧП. С тех пор у пары особые отношения с небом. Алексей даже сделал Алисе предложение на той же высоте, с которой начал падать самолет. (подробнее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Возрастная категория сайта 18 +

Промежуточный отчет Межгосударственного авиационного комитета (МАК) подтвердил главную причину ЧП, которое произошло 15 августа этого года, когда самолет Airbus A321 с 226 пассажирами на борту аварийно сел на кукурузное поле в районе аэродрома Жуковский. Расследование МАК подтвердило: к авиаинциденту привело попадание в оба двигателя птиц, что вынудило экипаж экстренно в ручном режиме сажать самолет.

Комиссия подтвердила попадание птиц в оба двигателя

Окончательный отчет МАК, как говорят его специалисты, будет опубликован в ближайшие дни. Но уже сейчас нет сомнений, что отказ техники был вызван воздействием внешнего фактора — стаи птиц, что привело к отказу силовых установок из-за потери взлетной тяги.

При этом в ходе работы комиссии МАК были проанализированы все факторы, которые в полете могли повлиять на возникновение чрезвычайной ситуации: предполетная подготовка воздушного судна и летчиков, их переговоры с диспетчерами, техническое состояние самолета, действия наземных служб и экипажа. Вся эта информация будет подробно представлена в окончательном отчете, который будет направлен в Росавиацию и Минтранс, а также владельцу воздушного судна — компании Royal Flight Limited и французскому бюро расследования — государства разработчика лайнера и его двигателей.

Напомню, летчикам, которые своими правильными действиями во время жесткой посадки смогли спасти жизни 226 пассажиров, президент Путин присвоил звания Героев России.

Это будут биоакустические отпугиватели, которые воспроизводят запись криков хищников или тревожные звуки пернатых собратьев, оповещая на понятном для птиц языке об опасности. А также зеркальные шары — сферы весом чуть более килограмма, закрепленные на шестах и оклеенные мелкими зеркалами. Раскачиваясь на ветру, они создают световые блики, особо яркие в солнечную погоду. Крылатые нарушители воздушного пространства их боятся и стараются облетать аэродромную зону ВПП.

. Остается лишь один вопрос: действительно ли, чтобы местным чиновникам договориться, кому наводить порядок в районе аэродрома Жуковский, так уж необходимы были все эти прокурорские проверки, расследования МАК, героические действия пилотов и испорченные нервы сотен пассажиров?

Читайте также: